Научная статья на тему 'Особенности коммуникативных стратегий современных информационных войн'

Особенности коммуникативных стратегий современных информационных войн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная война / медиа-пространство / информация / коммуникативные стратегии / information warfare / media space / information / communication strategies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шпак А. А.

Статья посвящена актуальной проблеме информационных войн и применяемых в них технологий. Автор приходит к выводу о том, что управление информацией выступает мощным источником политической и экономической власти в государстве и в обществе в целом. Незаконная деятельность в медиа пространстве и внедрение виртуальных технологий, направленных на внушение и пропаганду может влечь ограничение свободы дискуссии в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шпак А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of communication strategies of modern information wars

The article is devoted to the actual problem of information wars and the tech-nologies used in them. The author concludes that information management is a powerful source of political and economic power in the state and in society as a whole. Illegal activities in the media space and the introduction of virtual technologies aimed at suggestion and prop-aganda may lead to restrictions on the freedom of discussion in society.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативных стратегий современных информационных войн»

Научная статья УДК 343.9.01

DOI: 10.24412/cl-37098-2024-1 -144-147

Особенности коммуникативных стратегий современных

информационных войн Шпак А. А.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск,

Россия, alena-shpak-2016@mail. ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме информационных войн и применяемых в них технологий. Автор приходит к выводу о том, что управление информацией выступает мощным источником политической и экономической власти в государстве и в обществе в целом. Незаконная деятельность в медиа пространстве и внедрение виртуальных технологий, направленных на внушение и пропаганду может влечь ограничение свободы дискуссии в обществе.

Ключевые слова: информационная война, медиа-пространство, информация, коммуникативные стратегии

Features of communication strategies of modern information wars

Shpak A. A.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia,

alena-shpak-2016@mail. ru

Abstract. The article is devoted to the actual problem of information wars and the technologies used in them. The author concludes that information management is a powerful source of political and economic power in the state and in society as a whole. Illegal activities in the media space and the introduction of virtual technologies aimed at suggestion and propaganda may lead to restrictions on the freedom of discussion in society.

Keywords: information warfare, media space, information, communication strategies.

Введение

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что в настоящее время огромное влияние на международную обстановку оказывает «применение зарубежными странами информационных и коммуникационных технологий в своих геополитических целях, путем манипулирования общественным сознанием и фальсификацией истории» [1].

Термин «информационная война» можно рассматривать с различных сторон: в узком и широком смыслах. В широком смысле информационную войну изучают как противоборство в медиа сфере для реализации политических це-

лей. В узком смысле информационная война представляет собой информационные военные действия, состоящие в достижении преимуществ одной из противоборствующих сторон при сборе, обработке, а также использовании информации в ходе военного конфликта [2, с. 99].

Таким образом, существенную опасность представляют действия противника, направленные на нарушение функционирования критической информационной инфраструктуры. В США появилась концепция «дешевой войны», сторонники которой считают, что лица, осуществляющие компьютерные атаки, могут достичь такого же военного и политического успеха, как и военнослужащие вооруженных сил страны, но за меньшие финансовые ресурсы.

Основная часть

Отмечая опасность применяемых современных стратегий информационных войн, следует подробно остановиться на коммуникативных стратегиях, которые направлены на изменение существующей картины мира, создание ложных образов, подмена исторических событий.

Коммуникативные стратегии состоят из определенного набора средств и приемов, имеющие конкретных адресатов, которые направлены на реализацию задуманного [3, с. 205].

Стратегия как термин широко применяется в военном праве и означает общий план действий, который принят на длительное время, состоящий из мелких действий, ведущих к достижению единой глобальной цели. Современная наука имеет несколько подходов и исследовании коммуникативных стратегий: когнитивный, прагматический и психологический.

Данные подходы оказали влияние и на определение коммуникативной стратегии. М. Л. Макаров справедливо полагает, что коммуникативная стратегия представляет собой «определенный выбор коммуникативных действий, языковых средств субъекта, используемых им в ходе общения» [4, с. 75].

Учитывая происходящую политическую ситуацию, а также особенности взаимоотношения России с США, КНР и западными странами представляется, что коммуникативные стратегии является отражением существующей геополитической обстановки в мире. Представляется, что необходимо выделить пять основных коммуникативных стратегий и представить их общую характеристику: абьюзинг, героизация, демонизация, мифизация, троллинг [5, с.117].

Абьюзинг представляет собой коммуникативную технологию, включающую в себя ряд определенных приемов, основанных на обвинении оппонента, вызывании чувства вины, показывание недостатков противодействующей стороны. Например: «Медведев призвал "мстить везде, где только можно" за санк-

ции» [6], «Премьер Британии призвал Запад быть смелее при конфискации активов России» [7].

Героизация (романтизация) - это стратегия, применяемая для формирования положительного образа дружественных стран, основываясь на гуманистических началах. При этом созданный образ показывается в положительном виде, преувеличивая часть его достоинств. Например, «"Мини-Трамп" назвал Трапма величайшим президентом и пожелал ему победы» [8].

Демонизация (дегуманизация) - это агрессивная стратегия, направленная на противника, придавая ему негативный образ. Данная стратегия направлена на создание отрицательного образа оппонента, отталкивающего от себя общественность. Например, «У Байдена увидели признаки старческого слабоумия. Что заставила врачей искать деменцию у президента США?» [9].

Мифизация - это стратегия, основанная на освящении глобальных изменений, направленных на изменение миропорядка. Сюда включается распространение конспирологических теорий, слухов и домыслов. Цель технологии состоит в освящении могущества определенного субъекта. Например, «Чипирование людей: в каких страна это популярно?» [10].

Троллинг - это стратегия, включающая в себя манипулятивные методы, позволяющие осуществлять игнорирование или провокацию существующих проблем. Данная стратегия состоит в отвлечении внимания или наоборот направлена на формирование всеобщего раздражения общественности.

Заключение

Делая вывод, необходимо отметить, что в связи с информационным развитием появляются информационные войны, в которых активно применяются различные информационные технологии, основными из которых выступают коммуникативные стратегии, позволяющие манипулировать общественным сознанием.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Кудряшова Е. В. Информационное противоборство России и Украины (на примере современного политического конфликта) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 1 (58). С.99-102.

3. Муллагалиев Р. Г. Публичное медиапространство: техники лоббирования // Ученые записки Казанского государственного университета. 2011. Т. 153. Кн. 5. С.205-209.

4. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.

5. Приходько М. В. О коммуникативных стратегиях информационных войн современности // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 117-125.

6. Медведев призвал «мстить везде, где только можно» за санкции // РБК. 2024. URL: https:// //www.rbc.ru/politics/24/02/2024/65d9acbd9a794748325-e045f?ysclid=lt1la39lks466500119 (дата обращения 20.09.2024).

7. Премьер Британии призвал Запад быть смелее при конфискации активов России // РБК. 2024. URL: https:// /www.rbc.ru/poHtics/25/02/2024/65da9fe09a-79471 c7d22e 182?ysclid=lt1lbkgmq903400873 (дата обращения 20.09.2024).

8. «Мини-Трамп» назвал Трапма величайшим президентом и пожелал ему победы // Дзен. ру. 2024. URL: https:// /dzen.ru/a/Zdq5Sakc6ljovmoN (дата обращения 20.09.2024).

9. У Байдена увидели признаки старческого слабоумия. Что заставила врачей искать деменцию у президента США? // Лента.ру. 2024. URL: https:// /lenta.ru/news/2024/02/11/bolezniy/?ysclid=lt1le21cqe593835837 (дата обращения 20.09.2024).

10. Чипирование людей: в каких страна это популярно? // Дзен. ру. 2018. URL: https:// dzen.ru/a/XBvDyd607gCriCUT (дата обращения 20.09.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.