УДК 656.13.072
ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ © А.В. Казначеев1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен обзор российского рынка коммерческих автомобильных грузовых перевозок на примере Иркутской области. Поднимаются актуальные проблемы для региональных перевозчиков. Определены факторы, негативно влияющие на эффективность рынка транспортных услуг в Иркутской области. Рассмотрена текущая ситуация на рынке автомобильных грузовых перевозок, выявлены тенденции в данной сфере. Обозначено направление дальнейших исследований по оптимизации деятельности коммерческих транспортных предприятий. Ил. 2. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: автомобильные грузовые перевозки; транспортный рынок Иркутской области; проблемы региональных перевозчиков; грузовладельцы; организации.
FEATURES OF COMMERCIAL FREIGHT TRANSPORTATION IN IRKUTSK REGION A.V. Kaznacheev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The Russian market of commercial freight transportation is reviewed on example of the Irkutsk region. The issues relevant for regional commercial carriers are treated. The article indicates the factors that negatively affect the efficiency of the transportation market in the Irkutsk region. Having considered the current situation on the freight transportation market the author reveals its current trends as well as outlines the courses of further studies on the activity optimization of commercial transportation companies. 2 figures. 5 sources.
Key words: freight transportation; Irkutsk region transportation market; problems of local carriers; cargo owners; organizations.
Отличительной особенностью регионального рынка междугородних грузовых перевозок автомобильным транспортом является его динамичность. Появляются новые перевозчики, грузоотправители, посредники, и уходят с рынка старые. Попытки государства управлять этим рынком пока неэффективны и приводят к еще большему усложнению взаимоотношений между контрагентами и даже росту коррупции. Причина складывающейся ситуации - несоответствие регламентирующих документов реалиям коммерческих грузовых перевозок.
Крупнотоннажные грузоперевозки в Иркутской области имеют свою специфику. На первый взгляд бизнес в сфере коммерческих междугородних грузовых перевозок выглядит достаточно прозрачным и понятным. Хочешь заниматься перевозками, приобретай седельный тягач, в соответствии с номенклатурой грузов выбирай полуприцеп и регистрируйся в налоговой инспекции. Формально это все, что нужно для «рождения» нового предпринимателя. При этом существует множество кредитных и лизинговых предложений, так что возможны крупные финансовые вливания, хотя они могут и не требоваться. Но вместе с тем сфера перевозок имеет свои отличительные сложности, которые будут рассмотрены в данной статье.
Опустим все тяготы, которые придется испытать при получении кредитов, в процессе выбора и покупки подвижного состава, а сосредоточимся на коммерческих рисках и особенностях работы перевозчиков в
Приангарье. Приобретение седельного тягача и полуприцепа только начало процесса, сопровождающегося сложностями, существование которых необходимо учитывать заблаговременно.
Проблема номер один - взаимоотношения со службами, представляющими государство, при этом есть два варианта построения этих взаимоотношений.
Первый - зарегистрироваться как юридическое лицо, открыть расчетный счет и соответственно начать платить налоги и комиссию банка за ведение счета, а также зарплату бухгалтеру, при этом неважно работает компания или нет. Необходимо учитывать уже существующее финансовое давление государства в виде транспортного налога, более пятидесятипроцентной налоговой составляющей в стоимости топлива [1], а также таможенные пошлины на запасные части и принадлежности, и это только официально взимаемые начисления. Преимущества такой стратегии: как правило, более высокий тариф на перевозку - в среднем на 5-10% [2]; наличие официальных договоров с заказчиками; отсутствие пристального внимания со стороны Налоговой службы РФ. При этом следует учитывать, что Россию относят на 143 место между Сьерра-Леоне и Конго в индексе восприятия коррупции Transparency International [3]. Перечисленные выше транспортный налог и ставка на стоимость топлива являются сильным раздражающим фактором, провоцирующими вторую стратегию.
Вторая стратегия - работать за наличный расчет
казначеев Артем Владимирович, аспирант, тел.: 89025666601, e-mail: [email protected] Kaznacheev Artyom, Postgraduate, tel.: 89025666601, e-mail: [email protected]
или с перечислением на расчетный счет физического лица. В этом случае практически отсутствуют денежные траты, присущие первой стратегии, зато имеются свои недостатки. Тарифы за наличный расчет всегда ниже, велик риск столкнуться с недобросовестными партнерами, поскольку все договоренности, как правило, будут устными. Соответственно, есть вероятность вообще не получить заработанные деньги, но при стандартной ситуации расчет осуществляется на порядок быстрей.
Некоторые официально работающие предприниматели в попытке увеличить рентабельность практикуют оба подхода в своей деятельности. Благодаря такой гибкости, им проще конкурировать на рынке грузоперевозок.
Далее необходимо определиться с географией транспортной деятельности. Основных направления три:
- восточное (Китайская Народная Республика (КНР), Улан-Удэ, Чита, Владивосток, Хабаровск);
- западное (Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург);
- внутриобластные перевозки.
Всё остальное - просто вариации этих трех с различием по сезонности и дальности маршрутов.
Особенностью Иркутской области является то, что рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок подвержен сезонности. В летний период основной грузопоток идет с запада, соответственно тарифы из Иркутска в направлении городов Западной Сибири и европейской части страны снижаются вдвое, а в сторону КНР, напротив, увеличиваются [2]. В зимний период наблюдается противоположная тенденция.
Внутриобластные перевозки не подвержены столь резким изменениям, колебания не превышают 1015% с максимальной ценой в зимние месяцы и в период весенней распутицы. Внешне ситуация выглядит примитивно: в зимний период эффективно заниматься грузоперевозками в направлении КНР, а в летние и осенние месяцы - реализовывать потенциал компании в западном направлении. Это сделает рентабельность предприятия величиной постоянной.
Но для реализации этой тактики существует препятствие: основная масса грузоотправителей предпочитают взаимодействовать с постоянными партнерами, готовыми работать круглый год, пусть и не с едиными тарифами. Со случайными перевозчиками работают лишь при острой необходимости с оплатой оказанных услуг ниже стандартной ставки.
Для осуществления грузоперевозок в восточном направлении предпринимателю необходимо иметь лицензию на международные перевозки, поскольку максимальный тариф будет только у тех компаний, которые осуществляют грузоперевозки непосредственно с территории Китая. Западное направление чревато другими осложнениями, основным риском являются недобросовестные партнеры и соответственно перегрузы, задержка с оплатой за оказанные услуги и опасность получить платеж частично либо совсем остаться без оплаты.
Внутриобластные коммерческие междугородние
грузовые перевозки Иркутской области, как и другие направления, тоже имеет свою специфику. Главным отличием от западных регионов России является незначительное количество грузоотправителей в городах региона. В результате чего возрастает порожний пробег, который, как правило, достигает почти 50% общего пробега. В связи с этим местным грузоотправителям приходится поддерживать высокие тарифы на перевозки из Иркутска до областных городов, это позволяет обеспечить рентабельность перевозок с односторонней транспортировкой грузов по территории области.
Исключением в региональной практике являются г. Братск и Усть-Илимск, в них активно функционируют предприятия деревоперерабатывающей и пищевой промышленности. Так, из Братска активно отгружаются: доска обрезная, фанера, а также пиво и безалкогольные напитки производства Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Гелиос». Усть-Илимск, расположенный в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и являющийся тупиковым в транспортном отношении, снабжает область и ближайших соседей Приангарья хлебобулочными и кондитерскими изделиями производства Открытое акционерное общество (ОАО) «Усть-Илимский хлебокомбинат», а также широкой номенклатурой пиломатериалов.
Это позволяет при удачном стечении обстоятельств организовать полноценный маятниковый маршрут с высоким уровнем рентабельности.
Так, к примеру, средний тариф в пересчете на один километр до г. Братска и Усть-Илимска (в обе стороны) 20,7 и 22,3 рубля соответственно [2], но при наличии обратной загрузки он вырастает до 34 и 33,9 рубля [2]. Этот полуторный прирост прибыли является источником острой конкурентной борьбы, поскольку затраты увеличиваются только на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и всего на 10-12%, а все остальные расходы остаются на прежнем уровне.
Другая черта Иркутской области - слабо развитая дорожная сеть. Большинство дорог не отвечает даже по параметрам II технической категории, при этом наблюдается сильный износ дорожных одежд. Хотя следует признать, что правительство Иркутской области прилагает ощутимые усилия для нормализации данной ситуации. Введена в эксплуатацию объездная дорога, вокруг г. Иркутска, полностью восстановлена трасса М-53, проходящая по территории г. Усолье-Сибирское, восстановлено дорожное покрытие на трассе М-53 в районе города Тайшета. Впервые за пятнадцать лет дорожные службы обратили внимание на трассу, соединяющую г. Железногорск и Усть-Кут.
Ситуация усложняется еще и дорожными условиями Восточной Сибири. Наличие множества затяжных подъемов и спусков с уклонами более 50о/о ведет к существенному увеличению расхода топлива, в особенности грузов, требующих соблюдения температурных режимов. Резко континентальный климат еще больше осложняет условия перевозок и может приводить к непредвиденным задержкам в пути следования. Поэтому большинство перевозчиков в зимний период
1ШШ1
Транспорт
комплектуют автотранспорт цепями противоскольже-нья, что особенно актуально в северных районах (г. Усть-Илимск, Железногорск и Усть-Кут).
Вместе с тем, благодаря сложности рельефа и климата, местные перевозчики более защищены от конкурентного давления со стороны крупных транспортных компаний из европейской части России. У многих водителей из других регионов просто отсутствует опыт вождения большегрузных автомобилей в условиях слабозаселенной гористой местности при критических температурах ниже тридцати градусов мороза.
Следует отметить, что криминальная обстановка на дорогах региона достаточно спокойная, характеризуется только мелкими кражами топлива и имущества во время стоянок, наиболее опасные в этом плане г. Тайшет, Иркутск и Братск.
Одна из составляющих экономических рисков -
коррупция. Но на территории Иркутской области, относительно европейской части страны, коррупционное давление незначительно и в основном исходит со стороны малочисленных недобросовестных сотрудников Транспортной инспекции и ГИБДД.
Наиболее часто проблемы возникают на постах весового контроля, где незначительное смещение груза приводит к увеличению нагрузки на некоторые оси, это однозначно трактуется как общий перегруз автопоезда со всеми вытекающими обстоятельствами в виде лишения водительских прав и штрафом размером в десятки тысяч рублей. При этом вина инкриминируется категорически перевозчику, а не грузоотправителю, который осуществлял погрузку, мог неправильно расположить груз или действительно перегрузить автомобиль, не предупредив об этом водителя-экспедитора.
Рис. 1. Схема автотранспортного сообщения Иркутской области
На основе опыта транспортной компании ООО пал в защиту перевозчиков от произвола некоторых «Русская транспортная компания» (ООО «РТК») мож- представителей власти в западных регионах, особенно показать общую структуру издержек. Так, к приме- но в Республике Татарстан [4]. На форумах о поборах ру, маятниковый маршрут Иркутск-Братск имеет та- часто упоминаются г. Челябинск, Казань, Москва, риф в среднем 43000 рублей, количество затраченно- Ярославль.
го топлива составляет около 600 литров при цене в 25 Несмотря на эти реалии Российского правового
рублей за литр, при этом расходы на ГСМ превысят поля, благодаря мерам, предпринимаемым прави-
треть от полученных средств. Заработная плата води- тельством, прослеживаются положительные тенден-
теля при груженом пробеге в среднем 4,5 рубля за ции. К примеру, руководителю Межрегионального
километр. Общие текущие расходы обычно не превы- профсоюза «Дальнобойщик» Войтко В.Е. удалось вне-
шают 17%, они включают в себя регламентное обслу- сти ряд полезных предложений, направленных на
живание, текущий ремонт и административные расхо- улучшение существующего правового регулирования
ды. Возможные коррупционные затраты для данного отрасли. Замечания были учтены при составлении
направления от 500 до 3000 рублей, средняя величи- приказа Минтранса РФ «Об утверждении порядка
на около 1000 рублей, данные выплаты компания вы- осуществления весового и габаритного контроля
нуждена вносить в тариф, что приводит как минимум транспортных средств, в том числе порядок организа-
2% его увеличению. ции пунктов весового и габаритного контроля транс-
Любая транспортная компания в стране в обяза- портных средств» [4]. тельном порядке учитывает все собственные затраты, Показателем стабильности коммерческого транс-
в том числе и коррупционные. Грузоотправители, со- портного предприятия является наличие постоянных
гласовывая стоимость транспортировки с перевозчи- контрактов на перевозку грузов. Как правило, догово-
ком, вынуждены увеличивать себестоимость соб- ры заключаются на год, что взаимовыгодно и для вла-
ственной продукции. Поскольку предприятия пищевой дельцев грузов, и для транспортных компаний. Пер-
промышленности активнее привлекают автомобиль- вым удобно то, что перевозки будут осуществляться
ный транспорт для перевозок, в особенности для ско- по единым тарифам, с заранее оговоренной отсрочкой
ропортящихся продуктов, то в итоге рост затрат, та- платежа, это позволяет эффективно планировать фи-
ких как удорожание топлива, коррупционные потери, в нансовую деятельность собственного предприятия.
конечном итоге компенсируются простым потребите- Для перевозчика же важно, что собственный парк
лем, совершающим ежедневные покупки. транспортных средств не будет простаивать и его до-
Журнал «Дальнобойщик» [4] не единожды высту- ходность можно рассчитать заблаговременно.
Валовый доке 35%
Коррупцией
затрать 2%
ГСМ
34%
Текущие расходы
водителя 12%
^ 7°£
Рис. 2. Структура издержек для маршрута Иркутск-Братск
Для исполнения собственных обязательств по договору, транспортные компании нередко привлекают субподрядчиков в лице частных перевозчиков. Связано это с тем, что всегда существуют направления перевозок, не отвечающие минимально допустимой рентабельности. К примеру, в практике ООО «РТК», есть плечо доставки г. Иркутск-Саянск. Расстояние между городами около 250 километров. Если транспортировка односторонняя, то количество затраченного топлива около 240 литров, при цене в 25 рублей за литр, расходы на ГСМ составят 6000 рублей, заработная плата водителя 2000 рублей, если прибавить текущие расходы и коррупционную составляющую, общие затраты составят порядка 12000 рублей. Учитывая, что заказчик оплачивает всего 16000 рублей за данный рейс, для компании выгоднее нанять частного перевозчика, доплатив 1000 рублей к затратам на собственные расходы. На осуществление данного рейса тратится почти двое суток, и в идеальных условиях автомобиль заработает всего 4000 рублей. В случае когда транспортное средство находится в кредите или лизинге, это однозначно ведет к убыткам.
Частный перевозчик калькулирует свои экономические показатели иначе. Он несет издержки только на ГСМ и текущее обслуживание автомобиля, а общий доход и зарплату водителя суммирует. В итоге доходность для частного лица составит порядка 6000 рублей, что позволяет предпринимателю не только получить реальный доход, но и погашать возможный кредит на автомобиль или полуприцеп.
Большинство коммерческих транспортных компаний вынуждены рассматривать следующие альтернативы:
- приобретение и использование собственного подвижного состава;
- привлечение сторонних перевозчиков;
- сочетание обоих решений.
Высчитывая и оптимизируя затраты и рентабельность различных направлений перевозок, можно составить матрицу эффективности использования альтернатив и на её основе прогнозировать бизнес-процессы, а также достигать выгодных договоренностей с грузоотправителями и частными перевозчиками.
Хотелось бы затронуть и экологический аспект автомобильных перевозок. Забота Западной Европы об экологической обстановке в своих странах с трудом находит отклик у нефтеперерабатывающих компаний России, несмотря на возрастающее давление со стороны правительства. В российском парке количество автомобилей со стандартами «Евро-3», «Евро-4», которые обязательны в европейских государствах, составляет только около 10%, а «Евро-5» - совсем ничтожно. Автомобильная промышленность нашей страны не обременяет себя издержками, необходимыми для усовершенствования конструкций выпускаемых автомобилей, поэтому грузоперевозки в Европу осуществляются в основном автомобилями импортного производства [5].
В Иркутской области ситуация еще сложнее, подавляющее большинство местных магистральных тягачей - это машины американского производства 2000-2005 гг. изготовления. Единственная компания, которая активно обновляет свой автопарк, это ООО «СервикоАвто», но и это обусловлено скорее не заботой о природе, а экономическими потребностями.
В заключение необходимо отметить, что показателями эффективности любого коммерческого предприятия являются величины чистой прибыли и рентабельности. Одним из путей достижения максимального результата этих показателей является оптимизация общих потерь организации. Поэтому стратегия минимизации затрат на перевозки будет предметом дальнейших исследований.
Библиографический список
1. Информационный автомобильный интернет-портал г. Челябинска. URL: http://autochel.ru
2. Информационный интернет-портал о грузоперевозках и для грузоперевозок «АвтоТрансИнфо». URL: http://ati.su
3. Информационно-новостной интернет-портал «Газетами».
URL: http://www.gazeta.ru
4. Проблемы автомобильных грузовых перевозок. Сайт журнала "Дальнобойщик.RUS". URL: http://www.dalnoboi.ru
5. Сайт газеты «Заграница». URL: http://www.zagran.kiev.ua