ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ПОКОЛЕНИЯ Z
Л.А. Селина, ассистент
Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-298-300
Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Уфимского университета науки и технологий (ПРИОРИТЕТ-2030)
Аннотация. Поколение 2 в эпоху быстрого технологического прогресса и постоянного доступа к информации имеет ряд специфичных особенностей, связанных с областью когнитивной сферы, сюда относят: клиповое сознание, визуальное мышление, нарушение концентрации и устойчивости внимания, проблемы с памятью. В данной статье рассматривается вопрос развития критического мышления, как одного из направлений взаимодействия с поколением Z.
Ключевые слова: поколение Z, цифровое поколение, когнитивная сфера, клиповое сознание, визуальное мышление, критическое мышление.
Рожденные в начале 2000-х, представители поколения Z являются уникальной смесью культурных, социальных и технологических трансформаций. Это молодежь, формировавшаяся в период интенсивного развития технологий, что сильно повлияло на их восприятие мира и образ жизни. Они выросли на мультимедийных технологиях и не мыслят своей жизни без интернета, смартфонов и социальных сетей, являясь настоящими «цифровыми аборигенами».
Одной из главных черт поколения Z называют стремление к разнообразию и инклюзии. Эти молодые люди активно отстаивают права меньшинств и поддерживают экологические проекты, стремясь создать более справедливое общество. Поскольку их взгляды формируются под влиянием мировых трендов и мгновенного обмена информацией, это ведет к быстрой смене стандартов и предпочтений.
На сегодняшний день поколение Ъ наиболее зависимо от цифровых технологий, так как они выросли в цифровой среде. Взаимодействие с окружающим миром становится более онлайновым, через различные платформы, мессенджеры и социальные сети.
Одной из ключевых особенностей когнитивной сферы поколения Ъ является способность обрабатывать большое количество информации, приходящий из различных источников. Молодые люди обладают уникальной способностью к многозадачностью, что с одной стороны позволяет им эффективно адап-
тироваться к динамичным изменениям окружающего мира, а с другой - приводит к поверхностному восприятию информации и снижению глубины анализа.
Представители поколения Ъ, зачастую, принимают решение быстро, основанное на интуитивном понимании и быстром синтезе данных. Важную роль в формировании когнитивных особенностей играет постоянное присутствие социальных сетей, медиа-технологий и цифровых платформ, которые не только изменяют характер межличностного общения, но влияют на развитие эмпатии и навыков критического мышления, эмоционального интеллекта.
Когнитивная сфера поколения зет представляет собой динамичную сложную систему, в которой приплетаются как положительные, так и отрицательные тенденции. Глубокое изучение этих особенностей позволит в будущем не только лучше понимать представители этого поколения, но и создавать условия для их успешной социализации, личностного и профессионального роста.
Рассмотрим более детально заметную черту когнитивной сферы у «цифрового поколения» - клиповое мышление. Это явление характеризуется способностью воспринимать короткие и запоминающиеся образы, которые присутствуют в телепередачах, в новостных лентах, видеороликах и на просторах интернета. Когда клиповое мышление доминирует, мир воспринимается как череда слабо связан-
ных друг с другом фрагментов и событий. Это обусловлено тем, что в условиях перенасыщенности разнообразной информацией человек стремится защитить свою психическую равновесие через клиповое мышление, чтобы избежать перегрузки мозга. Благодаря этому развивается адаптивность к информационным шумам, окружающим человека в его жизненном пространстве [1].
Благодаря клиповому мышлению развиваются навыки многозадачности, характеризующиеся способностью делать несколько дел одновременно или быстро переключаться между ними. Среди преимуществ данной способности выделяют экономию времени, гибкость и карьерное развитие в профессиональной сфере, но проявляются также и недостатки данной способности, которые снижают эффективность, повышают усталость и ухудшают память.
При создании системы взаимодействия с поколением Z важно учитывать их позитивные качества многозадачности, что является характерным признаком клипового мышления. Для организации совместной работы, независимо от того, образовательного или профессионального характера, следует вовлекать представителей этого поколения в разные формы исследовательско-продуктивной активности, где «цифровые аборигены» смогут проявить свои способности в поиске информации онлайн, её оценке и использовании цифровых технологий для решения конкретных задач [2].
Визуальное мышление основывается на интуитивной работе с символами, знаками, образами и фрагментированной информацией, которые объединяются через воображение, а не посредством рационального анализа. Воображение выходит за пределы простого визуального восприятия объектов и явлений, превращаясь в инструмент активного понимания и создания смыслов. Это реализуется в подходе «смотреть - осознавать - воображать - показывать другим», где креативная и субъективная интерпретация воспринимаемых объектов становится важнее их «объективной» точки зрения. Процесс восприятия информации часто протекает спонтанно и зависит от ситуации, однако накопленный опыт постепенно превращается в устойчивую и уникально личную систему образов-
ассоциаций, которая становится центральным элементом когнитивной культуры человека [3].
В условиях стремительного поиска и обработки информации сегодняшнее поколение сталкивается с нехваткой времени на запоминание и анализ данных. Интернет позволяет быстро находить нужные сведения, поэтому актуальнее становится временное запоминание того, где находится материал и как к нему добраться. По окончании работы содержание быстро забывается, что помогает избежать перегрузки мозга. Постоянный доступ к информации через поисковые системы и базы данных способствует развитию у представителей «поколения Z» так называемой транзак-тивной памяти. Этот особый тип памяти основан на коллективном использовании информации, где участники начинают полагаться на воспоминания друг друга в результате продолжительных взаимодействий. Таким образом, образуется некое коллективное «хранилище» памяти, доступное всем членам группы.
Процессы запоминания приспосабливаются к технологическим инновациям: в памяти сохраняется не само содержимое, а способ его поиска и место хранения, то есть метаинфор-мация. Современное поколение испытывает снижение способности к произвольной вер-бально-логической памяти, тогда как благодаря визуальной культуре улучшается образная память [4].
Одной из характерных черт поколения Z считается трудность с концентрацией внимания. Способность к произвольному вниманию выступает важным показателем развития у детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, в тот период, когда возникает потребность в саморегуляции своей деятельности и учебы [5]. Под воздействием огромного потока информации, поступающего через разнообразные технические средства, складывается состояние «постоянно рассеянного внимания». В этом состоянии человеку становится трудно долго фокусироваться на одном деле, и он вынужден непрерывно переключаться между различными задачами, что сопровождается ощущением постоянной занятости. В таких условиях мозг человека подвергается постоянному напряжению, что в
итоге приводит к «техногенному утомлению чения таких, как дискуссии, дебаты, проект-мозга» [4]. ная деятельность, которые стимулируют сту-
Критическое мышление для поколения Z дентов исследовать различные точки зрения и становится ключевым навыком, для распозна- формировать собственное мнение. вания дезинформации, фейковых новостей и Критическое мышление развивается также
манипуляции. Критическое мышление пред- через общение и активное участие в социаль-ставляет собой дисциплинированное мышле- ных сетях. Взаимодействуя в этих платфор-ние, включающее следующие элементы: фор- мах, подростки сталкиваются с широким мулирование цели и постановка задачи, уточ- спектром мнений других пользователей. Это нение терминов, анализ предположений, изу- настоятельно требует способности анализиро-чение различных перспектив, выявление по- вать и сопоставлять разнообразные точки зре-следствий, подтверждение доказательств и ния, что помогает в формировании обосно-осмысление опыта [6]. ванных выводов. Участие в обсуждениях на
Одним из эффективных способов развития социальные темы требует умения аргументи-критического мышления является внедрение в ровать своё мнение, излагать свои доводы и учебную программу методов активного обу- отвергать чужие аргументы [7].
Библиографический список
1. Сорокин А.А., Краус В.И. Клиповое мышление // Теория и практика современной науки. -2018. - №11 (41).
2. Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б., Чердымова Е.И., Фадеев Д.С. К вопросу обучения студентов цифрового поколения // Педагогика и психология образования. - 2022. - №4.
3. Пономарев М.В., Клименко А.В., Рафалюк С.Ю. Когнитивная культура поколения Z как фактор развития современных педагогических систем // Педагогика и психология образования. -2024. - №1.
4. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - №1 (37).
5. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 56 с.
6. Попова Т.А. Проектная деятельность: мотивация и опасения студентов. Проблемное обучение для поколения Z // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. - 2021. - №1.
7. Ошакаева А.А. Влияние социальных сетей на развитие когнитивных способностей подростков. Роль когнитивных способностей подростков, использующих социальные сети в процессе языкового образования // SAI. - 2024. - №Special Issue 28.
FEATURES OF THE COGNITIVE SPHERE IN GENERATION Z
L.A. Selina, Assistant
Ufa University of Science and Technology
(Russia, Ufa)
Abstract. Generation Z in the era of rapid technological progress and constant access to information has a number of specific features related to the field of cognitive sphere, these include: clip consciousness, visual thinking, impaired concentration and stability of attention, memory problems. The issue of developing critical thinking is considered as one of the areas of interaction with generation Z.
Keywords: generation Z, digital generation, cognitive sphere, clip consciousness, visual thinking, critical thinking.