Научная статья на тему 'Особенности когнитивной лингвистики'

Особенности когнитивной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12461
1822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / COGNITIVE LINGUISTICS / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE APPROACH / ПРИНЦИП КОГНИТИВНОСТИ / COGNITIVE COMMITMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Забросаева И. А.

Данная статья рассматривает базовые принципы и характерные особенности когнитивной лингвистики. В статье изучаются подходы, направления и методы когнитивной лингвистики. Статья исследует современное состояние когнитивной лингвистики и ее перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF COGNITIVE LINGUISTICS

The given article describes basic principles and specifics of cognitive linguistics. The article observes approaches, trends and methods of cognitive linguistics. The text describes today`s status of cognitive linguistics and its prospects.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивной лингвистики»

УДК 81

И.А. Забросаева

аспирант,

ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Аннотация. Данная статья рассматривает базовые принципы и характерные особенности когнитивной лингвистики. В статье изучаются подходы, направления и методы когнитивной лингвистики. Статья исследует современное состояние когнитивной лингвистики и ее перспективы.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когнитивный подход, принцип когнитивности.

I.A. Zabrosaeva, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk-Kamchatsky

THE FEATURES OF COGNITIVE LINGUISTICS

Abstract. The given article describes basic principles and specifics of cognitive linguistics. The article observes approaches, trends and methods of cognitive linguistics. The text describes today's status of cognitive linguistics and its prospects.

Keywords: cognitive linguistics, cognitive approach, cognitive commitment.

Когнитивная лингвистика является одним из направлений междисциплинарной когнитивной науки. Многие авторы при обзоре современной лингвистики выделяют в ней три основных направления: генеративная, функциональная и когнитивная лингвистика. Некоторые исследователи предпочитают объединять последние два направления: в таких случаях говорят о функциональном и формальном направлениях, где последнее понимается именно как генеративная лингвистика [8, c. 135].

В широком смысле когнитивная лингвистика охватывает достаточно объемную область знаний. Многие исследователи прибегают к когнитивной лингвистике для когнитивного объяснения различных языковых явлений, о чем можно судить по содержанию журнала «Cognitive Linguistics» и тематике докладов, представленных на 4-й и 5-й конференциях Международной ассоциации когнитивной лингвистики в 1995 и 1997 годах. Также просматриваются попытки интеграции между функционализмом и когнитивной лингвистикой [9, с. 324].

Когнитивная лингвистика имеет сходство с некоторыми другими течениями лингвистики. Примечательно, что многое из того, что на сегодняшний день рассматривается в рамках когнитивной лингвистики, можно наблюдать в более ранних подходах семантики и филологической традиции XIX века [21, с. 344]. Когнитивная лингвистика основывается на положении, согласно которому поведение и деятельность человека в значительной мере диктуются его знаниями, а языковое поведение - языковыми знаниями [17, с. 21].

Задачей когнитивной лингвистики является исследование следующих аспектов:

1. выявление роли участия языка в процессах познания и осмысления мира;

2. изучение соотношения между когнитивной структурой познания и единицами языка;

3. выявление степени участия языка в процессах получения, переработки и передачи информации о мире;

4. исследование процессов концептуализации и категоризации знаний, описание средств и способов языковой категоризации и концептуализации констант культуры;

5. описание системы универсальных концептов, организующих концептосферу и являющихся основными рубрикаторами ее членения;

6. решение проблемы языковой картины мира и соотношения научной и обыденной картин мира [12].

Цель когнитивной лингвистики - исследовать, каким образом осуществляются процессы

восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, каким образом происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности информацией [17, с. 12].

Большинство исследователей склоняются к мнению, что базовым принципом когнитивной лингвистики является междисциплинарность. К характерным особенностям когнитивной лингвистики также относится стремление соединить в целое несколько направлений индивидуальных исследований программ. Evans, Bergen и Zinken выделяют ряд ключевых положений, характерных для большей части когнитивных исследований. Среди этих положений выделяется принцип когнитивности (the cognitive commitment), согласно которому при исследовании и описании общих правил необходимо опираться на данные о мышлении и мозге из других дисциплин [23]. Таким образом, междисциплинарность следует рассматривать как основополагающий признак когнитивной лингвистики.

Исследователь А.А. Шагеева отмечает наличие вопросов о роли когнитивной лингвистики. Например, некоторые ученые, исследуя вклад когнитивной лингвистики в современное языкознание, отмечали отсутствие новых предметов и методов исследования, что говорит об отсутствии самой когнитивной лингвистики. Однако у данной точки зрения наблюдается достаточное количество противников (Е.С. Кубрякова, В.И. Писаренко, Дж. Лакофф, Р.М. Фрумкина и др.). Возникновение подобного вопроса свидетельствует о новизне данного направления и заинтересованности в нем исследователей [22, с. 51].

Согласно теоретическим установкам когнитивной лингвистики, лексикон, морфология и синтаксис «образуют континуум знаковых структур» [2, с. 59]. Соответственно, грамматика рассматривается как лексическая или грамматическая подсистема, обладающая комплементарными семантическими функциями [2, с. 59].

Ввиду того, что когнитивная лингвистика существует только с 70-80-х гг. ХХ века, ее катего-рийно-понятийный аппарат находится на стадии формирования. Отмечается, что терминологическая система когнитивной лингвистики характеризуется уточненными терминами, уже имеющимися в лингвистике или заимствованными из других наук, вследствие чего возникают проблемы при трактовке понятий. Многие термины когнитивной лингвистики являются неточными или омонимичными, что объясняется гибкой структурой гуманитарной области знаний [5, с. 3].

«В сферу когнитивной лингвистики входят "ментальные" основы понимания и продуцирования речи, при которых языковое знание участвует в переработке информации». Когнитивная лингвистика, будучи новой областью теоретической и прикладной лингвистики, связана с исследованием когнитивных аспектов лексических, грамматических и прочих проявлений [19, с. 44].

В курсе изучения когнитивной лингвистики в качестве самостоятельных дисциплин рассматриваются две основные сущностные функции языка - коммуникативная, где язык рассматривается как средство общения, и когнитивная, где язык изучается как орудие мысли. Когнитивная обработка текста или дискурса состоит из следующих видов анализа: денотативного и сигнификативного, пресуппозиционального, коннотативного, интенционального. Все эти виды обработки информации происходят в сознании слушающего одновременно, однако в случаях затрудненного понимания возможно поэтапное интерпретирование информации [6].

Поскольку современная когнитивная лингвистика параллельно развивается в разных странах, существуют различия в подходах, категориальном и терминологическом аппарате, понимании основных задач и используемых методах.

Исследователь Е.Ю. Балашова выделяет лингвокогнитивный и лингвокультурный подходы в отечественной когнитивной лингвистике. Лингвокультурный подход основан на изучении специфики национальной концептосферы от культуры к сознанию. Согласно лингвокогнитивно-му подходу, в основе знаний о мире лежит концепт - единица ментальной информации [1, с. 6].

А.В. Костин выделяет лингвокультурологическое направление в когнитивной лингвистике. В основе данного направления лежит идея о накопительной функции языка, которая позволяет осу-

ществлять накопление, хранение и передачу опыта народа и его мировидения [10]. С.В. Кузлякин различает психологический, логический, философский, культурологический и интегративный подходы [16]. Н.В. Болдырев выделяет два этапа развития когнитивизма: ранний (логический, или объективистский) и современный (экспериенциальный, основанный на опыте) [4, с. 20].

По мнению исследователей З.Д. Поповой и И.А. Стернина, на сегодняшний день можно выделить следующие направления когнитивной лингвистики:

1. культурологическое (исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук);

2. лингвокультурологическое (исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и особенностями данной культуры);

3. логическое (анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от языковой формы);

4. семантико-когнитивное (исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере);

5. философско-семиотическое (исследование когнитивных основ знаковости) [18, с. 16].

По мнению многих ученых, преимущество когнитивного подхода заключается в том, что

он «открывает перспективы виденья языка во всех его разнообразных и многообразных связях с человеком, с его разумом, со всеми мыслительными и познавательными процессами, им осуществимыми, и с теми механизмами и структурами, что лежат в их основе» [7, с. 13]. На основании когнитивного подхода к языку изучаемые языковые явления рассматриваются во взаимосвязи с другими когнитивными процессами: восприятием, памятью, воображением, эмоциями, мышлением [15, с. 9].

С функциональной точки зрения, когнитивная лингвистика должна рассматриваться как часть функционализма. Когнитивный подход является одним из способов объяснения языковых явлений. Согласно современной классификации американской лингвистики, функциональная и когнитивная лингвистика - это совместимые, параллельно существующие направления [9, с. 324].

В последние десятилетия вопросы дискурса активно разрабатываются на материале различных языков отечественными и зарубежными учеными [11, с. 4]. Отмечается различие когнитивных исследований в России и на Западе. Это касается различия в тематике: например, понятие концепта не является центральным для западных исследователей, в то время как российские авторы уделяют концепту пристальное внимание. В западной литературе под концептом обычно подразумевают понятия, а в российской лингвистике концепт трактуется как «нечто специфическое именно в рамках когнитивных исследований» [8, с. 9].

Когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий существенную роль в кодировании и трансформировании информации. Когнитивная лингвистика - это активно развивающееся лингвистическое направление, существенно влияющее на направление современной мировой лингвистической науки. Ввиду того, что когнитивная лингвистика -направление достаточно новое, существует множество спорных вопросов в теоретических вопросах, исследовательской практике и методах исследования [18, с. 3].

Когнитивная лингвистика, будучи междисциплинарной областью исследования, содержит комплекс методов, допускающих различные (порой нестандартные для традиционной науки о языке) пути сбора, обработки и интерпретации данных. Методы когнитивной лингвистики разрабатываются не только лингвистами, но и представителями других, сильно отличающихся направлений (например, психология, когнитивная наука, философия, нейронаука, информатика). Это объясняет тот факт, что когнитивная лингвистика неоднократно меняла направление в процессе своего существования [20, с. 11].

На сегодняшний день когнитивную лингвистику можно назвать одним из самых современных направлений лингвистических исследований [3, с. 14]. На данном этапе когнитивная лингвистика имеет дело с тремя основными проблемами: природа языкового знака, его усвоение и способы его использования [17, с. 24]. Центральной проблемой русской когнитивной лингвистики является категоризация человеческого опыта.

Сегодня перед когнитивной лингвистикой стоит ряд задач: выявление роли участия языка в процессах познания и осмысления мира, исследование соотношения концептуальных систем с языковыми, выявление роли языка в процессах получения, переработки и передачи информации и т.д. [17, с. 25]. По мнению Е.С. Кубряковой, основная задача когнитивной лингвистики - «изучение языковых процессов, языковых единиц и категорий и т.п. в их соотнесении с памятью, воображением, восприятием, мышлением» [14, с. 32].

Перспективы развития когнитивной лингвистики интересны не только для лингвистики, но и для других фундаментальных наук, связанных с языком и в той или иной степени обращающихся к лингвистике для решения теоретических и практических задач [13, с. 15].

Список литературы:

1. Балашова Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2004.

2. Беседина Н.А. Межуровневое взаимодействие в языке как проблема когнитивной лингвистики // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. материалов / отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - С. 58-61.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 236 с.

4. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1 - С. 18-36.

5. Ведерникова Ю.В. Тезаурусное моделирование английской терминологии когнитивной лингвистики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2013.

6. Григорьева В.С. Проблемы теории и интерпретации текста / В.С. Григорьева, Г.В. Расторгуева, И.Ю. Мостовская. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. пед. ин-та, 1987. - 120 с.

7. Гусева О.А. Когнитивные основы представления семантического компонента «расстояние» в лексическом значении английских существительных и прилагательных: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007.

8. Касевич В.Б. Когнитивная лингвистика: в поисках идентичности. - М.: Яз. славян. культуры, 2013. - 192 с. - (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).

9. Кибрик А.А. Функционализм / А.А. Кибрик, В.А. Плунгян // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - С. 276-340.

10. Костин А.В. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий разножанровых произведений В.И. Даля: (на материале концепта «вода»): автореф. дис. . канд. филол. наук. - Иваново, 2002.

11. Котельникова Е.В. Актуализация моделей когнитивной лингвистики в англоязычном научно-инновационном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -- Нальчик, 2013.

12. Кочетова О.А. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики // Изв. Рос. гос. пед. унта им. А.И. Герцена. - СПб., 2006.

13. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. - М.: Знак, 2012. - 208 с. - (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).

14. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии. - 2001. - № 1 (7). - С. 28-34.

15. Кубрякова Е.С. Язык и знание. - М., 2004. - 555 с.

16. Кузлякин С.В. Проблема сознания концептуальной модели в лингвистических исследованиях // Русистика и современность. - СПб., 2005. - Т. 1: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - С. 136-141.

17. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с.

18. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2010. - 314 с. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

19. Свиридов И.В. Философские категории «бытие», «реальность», «существование» в русском и иностранном языках в аспекте когнитивных исследований // Материалы первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике, 26-30 мая 1998 г.: в 2 ч.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. - Ч. 1. - С. 43-46.

20. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание Европейской культуры ХХ века. - М., 1991. - 366 с.

21. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - С. 340-370.

22. Шагеева А.А. Когнитивные функции цитаты в естественнонаучном тексте: (на материале русского и английского языков): дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2005.

23. Evans V., Bergen B.K., Zinken J. The cognitive linguistics enterprise: an overview // The cognitive linguistics reader. - London: Equinox Publishing, 2007. - P. 2-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.