УДК 338.43 : 637.1(477)
Замроз Марьяна Владимировна [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА
Zamroz Mariana Vladimirovna [email protected]
PECULIARITIES OF CLUSTERING OF THE MILK PRODUCTION INDUSTRY OF THE REGION
Аннотация:
Определены основные подходы к трактовке сущности понятия «кластер». Проанализированы основные этапы кластеризации молокоперерабатывающего комплекса региона. Определены преимущества создания региональных производственных кластеров молокоперерабатывающей отрасли.
Ключевые слова:
кластер, кластеризация отрасли, структура кластера молокоперерабатывающей отрасли, субъекты молокоперерабатывающего кластера.
Summary:
The article discusses the main approaches to the interpretation of the cluster concept. The author reviews the principle stages of the clustering of the milk production industry of the region and defines advantages of the regional production clusters in the dairy production industry.
Keywords:
cluster, industry clustering, cluster structure of the dairy industry, entities of the milk production cluster.
На современном этапе экономического развития Украины проблема повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий приобретает особую актуальность. Это связано с существующей тенденцией старения производственного оборудования, высокую энерго- и трудоемкость продукции, несоответствие отечественных стандартов и требований к безопасности и качеству пищевых продуктов европейским аналогам, несовершенной системой контроля качества продукции, низким уровнем развития инфраструктуры данного сегмента рынка, слабыми интеграционными связями между субъектами рынка. Ситуация осложняется еще и тем, что присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС может привести к значительному росту импорта европейской молочной продукции, углубление кризиса в молокоперерабатывающей отрасли и снижение уровня продовольственной безопасности государства.
Как показывает мировой опыт, одним из наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, в том числе и предприятий молокоперерабатывающей отрасли, является создание кластерных структур. Кластеризация отрасли базируется на кооперации и интеграции технологического процесса производства молочного сырья и его переработки, что позволит преодолеть кризисные явления в отечественном молокоперерабатывающем комплексе и обеспечить продовольственную безопасность государства в будущем.
Кластеризация экономики как процесс взаимодействия, объединения и интеграции экономических субъектов, стала предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых. Интенсивно обсуждается теория кластеров в 1990 г., после публикации статьи Майкла Портера «Конкурентные преимущества нации», в которой впервые используется понятие «кластер». В своей работе, ученый обосновал теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, главная роль в которой принадлежала кластерам. Согласно взглядам М. Портера, кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных между собой компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университеты, торговые объединения, агентства по стандартизации) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу [1, с. 256].
Исследовав труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященных сущности и проблемам формирования кластерных структур, однозначного и единого подхода к определению понятия «кластер» не найдено. Все проанализированы трактовки ученых можно объединить в три подхода:
1. Кластер как группа географически сконцентрированных компаний родственных отраслей. Известными исследователями, которые придерживались данного подхода, являются М. Портер, М. Энрайт, Г. Свон и М. Превезер, Л. Янг, В. Прайс и другие. Так, Л. Янг дает подобное М. Портеру определение кластера, под которым понимает группу компаний, расположенных рядом, а в отдельных случаях такие сосредоточения создают группы компаний, относящихся к одной отрасли [2, с. 3]. К основным характеристикам кластера, кроме тех, которые приведены в определении, ученый относит также размещение вблизи крупных исследовательских университетов. Кластер образованный, в большинстве случаев, с небольших частных компаний, персонал которого имеет большой опыт работы.
2. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности фирм-участников исследовали А. Бергман, Э. Фезер, С. Соколенко, М. Войнаренко, В. Чужиков. Интересным является определение кластера М. Войнаренко - отраслевое территориальное добровольное объединение предприятий, которые сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности конечной продукции и экономического роста региона [3, с. 33]. Кластеры могут объединять пред-
приятия и учреждения определенных регионов, либо разных стран для повышения эффективности их деятельности, роста производительности труда и качества продукции, стимулирование конкуренции и инноваций, содействие формированию новых предприятий с учетом их выгодного географического положения.
3. Кластер как структуру с синергетическим эффектом определяют такие исследователи: С. Розен-фельд, Д. Якобс, А. ДеМан, Р. Хасанов, А. Коренчук, А. Тищенко. Так, А. Тищенко считает, что кластеры получают дополнительные конкурентные преимущества под действием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии кратного эффекта, полученного в результате слияния отдельных частей в единую систему. Кластер получает потенциал, превышающий сумму потенциалов отдельных составляющих, благодаря партнерству взаимосвязанных агентов, сочетанию кооперации и конкуренции, увеличению денежного потока путем добавления денежных потоков компаний, входящих в кластер, совместным использованиям инфраструктурных объектов, снижению транзакционных расходов. Это позволяет производственным компаниям стабильно осуществлять инновационную и инвестиционную деятельности [4, с. 76].
Формирование и развитие кластерных структур не всегда является беспроблемным процессом. Основными причинами этого есть то, что при создании структуры не осуществляли детального анализа кластерных инициатив и потенциальной эффективности объединения. Поэтому, по нашему мнению, создание молокоперерабатывающего кластера должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе осуществляется выбор наиболее перспективных отраслей пищевой промышленности, чтобы оценить возможность формирования в ней кластерной структуры. По нашему мнению, данный выбор необходимо осуществлять на основе индекса специализации. Данный показатель учитывает концентрацию пищевой промышленности относительно площади и численности населения региона, то есть фактически отражает территориальное сосредоточение и оценку уровня насыщенности продовольственного рынка товарами (обеспеченности населения). Итак, в первую очередь необходимо определить индекс специализации для молокоперерабатывающего комплекса региона. И если он больше или равен единице, то в этой отрасли возможно создание кластера.
На втором этапе, необходимо провести анализ уровня перспективности создания молокоперерабатывающего кластера. Данная оценка позволит определить способность кластерной структуры стимулировать и способствовать социально-экономическому развитию не только молокоперерабатывающего комплекса, но и региона в целом.
Третий этап предусматривает анализ степени адаптированности региона к созданию кластерной структуры. Под адаптированностью региона понимают наличие благоприятных условий для функционирования кластеров и характеризует возможность будущей структуры использовать региональный социальноэкономический потенциал.
Если же молокоперерабатывающая отрасль определена как перспективная, а регион, в котором планируется создание кластера, адаптированный, необходимо переходить к следующему этапу, который предусматривает разработку модели молокоперерабатывающего кластера. На данном этапе определяют цели создания и функционирования кластера, разрабатывается стратегия и основные задачи развития структуры.
На пятом этапе, осуществляется реализация проекта создания молокоперерабатывающего кластера. Основная задача этапа - выбор предприятий, которые сформируют «ядро» структуры, а также определение основных структурных элементов кластера и инфраструктуры. В кластере данной отрасли предлагаем выделить следующие основные субъекты:
1) «Ядро» - предприятие или предприятия, которые будут производить молочную продукцию. Вокруг «ядра» группируется весь кластер.
2) «Дополняющие» - участники структуры, которые обеспечивают эффективное функционирование «ядра». Основными представителями являются производители молока (личные крестьянские хозяйства, аграрные предприятия, фермерские хозяйства), тары, другого сырья, технологического оборудования, а также транспортные предприятия, осуществляющие основные функции логистического обеспечения.
3) «Обслуживающие» - участники, деятельность которых напрямую не влияет на основную деятельность кластера, но большое влияние оказывает на повышение эффективности и конкурентоспособности структуры. Основными представителями в молокоперерабатывающем кластере могут стать различные совещательные учреждения, лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, осуществляющие обучение и повышение квалификации как управленческий, так и производственный персонал.
4) «Вспомогательные» - участники, наличие которых желательно, но не является обязательным для функционирования других субъектов кластера. Данная группа включает следующие субъекты: финансовые институты (банки, кредитные союзы, венчурные фонды, лизинговые и страховые компании, инвестиционные фонды), органы местной власти.
После того, как сформируется структура, участники подписывают договор о совместной деятельности и механизм взаимодействия. Эффективное функционирование и развитие кластерных структур по производству молочной продукции в Украине зависит от удобной и понятной организации процесса взаимодействия между участниками. Основными принципами, которыми должны руководствоваться в своей деятельности члены кластера являются:
- общая для всех участников торговая марка;
- наличие лидера, но отсутствие с его стороны контроля над всеми другими участниками объединения;
- добровольность и открытость членства в молокоперерабатывающем кластере самостоятельных предприятий;
- кооперация и доверие, которые основаны на паритетном обмене информацией между участниками продуктовой цепи;
- высокие стандарты качества предлагаемой кластером продукции;
- общее для всех членов структуры использования ресурсов, осуществление маркетинговых исследований, проведение рекламных мероприятий и прочие;
- постоянное сотрудничество с органами власти, научно-исследовательскими институтами, финансовыми учреждениями;
- стабильное развитие вертикальной и горизонтальной интеграции.
На последнем этапе, необходимо определить результативность и эффективность функционирования кластера, что предполагает оценку экономического, социального, инновационного, продовольственного эффектов.
Основными преимуществами для предприятий молокоперерабатывающей отрасли от создания региональных производственных кластеров являются:
- более дешевый доступ к специализированным факторам производства (сырью, оборудованию, квалифицированному персоналу, инвестициям);
- сводятся к минимуму такие угрозы, как необоснованное повышение цен, невыполнение договоров поставки и другие;
- благодаря сотрудничеству с учебными учреждениями есть возможность задействовать высококвалифицированных и опытных сотрудников, тем самым снижаются затраты на их поиск;
- доступ к конкурентоспособной информации, которую они получают благодаря сотрудничеству с научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, органами местной власти;
- доступность инвестиций, которые могут привлекаться как правительством или другими государственными учреждениями (например, государственные расходы на инфраструктуру или специализированные образовательные программы), так и частными инвесторами;
- повышение способности к инновациям, преимущества при доступе к новым технологиям, методам;
- возможность экспериментировать с меньшими затратами и не брать на себя значительные обязательства, пока не будет уверенности, что данная инновация, оправдает себя;
- рост устойчивости и конкурентоспособности, как предприятий молокоперерабатывающего кластера, так и региона в целом.
Таким образом, внедрение кластерной модели развития молокоперерабатывающего комплекса Украины будет способствовать не только росту деловой активности предпринимательских структур отрасли, повышению их конкурентоспособности, но и социально-экономическом развитии региона и государства.
Ссылки:
1. Портер М. Конкуренция. М., 2005. С. 608.
2. Янг Л.Е. Технопарки и кластеры фирм. К., 1995. С. 127.
3. Войнаренко М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства и привлечения инвестиций // Regional forum «Social Aspects and Financing of Industrial Restructuring», 26 and 27 November 2003, Moscow, Russian Federation. Topic 6: Regional dimension of industrial restructuring. M., 2003. С. 29-37.
4. Тищенко М.О. Кластер як вектор розвитку економіки: організація, сутність і концепції // Теорія та прикладні питання економіки. Вип. 21. К., 2010. С. 74-81.