жим доступа: www.sacred-texts.com/neu/eng/eft/index.htm (Последнее обращение 16.03.2004).
13. Jacobs J. More English Fairy Tales [Electronic resource] / J. Jacobs. - London: David Nutt, 1894. Режим доступа: www.sacred-texts.com/neu/eng/meft/index.htm (Последнее обращение 16.03.2004).
Особенности изучения философии и социологии студентами технических
специальностей
к.ф.н. доц. Худолей С.С., Матисов С.К.
Университет машиностроения 8 (499) 267-16-40, [email protected]
Аннотация. Особенности изучения философии и социологии студентами технических специальностей обусловлены существенными различиями между данными дисциплинами и техническими дисциплинами. Изучение философии и социологии в техническом университете сопряжено с выбором особых форм и методов изучения в соотнесении с изучением технических дисциплин.
Ключевые слова: технические специальности, технические дисциплины, техническое образование, гуманитарное образование, изучение философии, изучение социологии, культура студента, образование и общество.
Философия и социология - дисциплины, занимающие важное место в процессе получения высшего образования студентами всех специальностей, в том числе технических. В то же время эти дисциплины очень по-разному воспринимаются студентами: от заинтересованного изучения философии и социологии до почти негативного к ним отношения, вплоть до отрицания их необходимости. Особенно наглядно разброс мнений и оценок характерен именно для студентов технических специальностей.
Многие студенты хорошо понимают значение философии и социологии, считают их условием повышения своего культурного уровня, расширения общих представлений о мире, природе, обществе, истории, науки. Такие студенты с интересом изучают гуманитарные предметы, готовят самостоятельные сообщения и доклады, активно участвуют в работе на семинарских занятиях, выступают на научных студенческих конференциях, пишут содержательные реферативные работы, читают дополнительную литературу, которая непосредственно не связана с их будущей профессией и, казалось бы, далека от их научных и учебных интересов...
В то же время, есть студенты, которым интересны только те предметы, которые необходимы по их будущей технической специальности. Вследствие чего занятия по дисциплинам философия и социология рассматриваются в качестве дополнительной нагрузки, выполнить которую они должны исключительно по причине обязательности учебной программы.
Причина такого отношения, с одной стороны, в специфике содержания самих дисциплин, с другой, заключается в особенностях менталитета молодых людей, их способностях, симпатиях и антипатиях. Такое явление - следствие формального отношения и упрощённого подхода студентов к собственному выбору будущей технической профессии. Отмеченные особенности имеют своё объяснение. Многое определяется собственными качествами молодых людей - их интересами, навыками, окружающей общественной средой, прошлой школьной подготовкой, уровнем и качеством полученных в школе знаний, в том числе - представлениями о будущей специальности.
Проблема изучения философии и социологии студентами технических профессий -комплексная проблема, включающая в себя разные элементы как объективного, так и субъективного порядка. Проблема усложняется ещё тем, что указанные элементы, связанные с изучением непрофильных дисциплин могут обладать ещё и своими самостоятельными и также неоднозначными смыслами и значениями.
Отмеченные особенности, к сожалению, часто связаны с недостатком важных и нуж-
ных общих знаний у молодых людей или неверной информацией в этой области. Интересны эти вопросы потому, что затрагивают рассматриваемую сферу философских, социологических и в целом социокультурных знаний. Так сложилась общественно-историческая традиция в развитии нынешнего российского общества, что большая часть студентов, которые учатся на технических факультетах, мало интересуются изучением современных исторических проблем, тем более проблем, связанных с философией и социологией, мало читают вообще, слабо знают не только зарубежную, но и отечественную литературу по этим вопросам.
Именно поэтому, предполагая заранее отсутствие должных знаний и важной базовой информации по философии и социологии у молодых людей, выбравших в качестве будущей профессии техническую специальность, а также имея в виду проблематичность их заинтересованности в изучении этих дисциплин, следует признать важными занятия именно по философии и социологии. Также важной представляется необходимость привить интерес студентов к данной сфере культуры.
Получение образования по техническим специальностям предполагает ряд актуальных обстоятельств. Эти обстоятельства обусловлены как будущей технической профессией молодых людей и соответствующими сегодняшними проблемами в области получения высшего образования, так и с базовым уровнем готовности студентов в сфере философии и социологии.
Также следует учитывать знания студентов, полученные в ходе обучения в школах, колледжах, техникумах по предметам, близким философии и социологии. Представляется, что знания эти зачастую оказываются неполными, узкими и односторонними, далёкими от современного понимания проблем в этих областях. Как правило, информация в области философии и социологии у недавних школьников оказывается на недостаточном уровне прежде всего - в качественном отношениях.
Философская и социологическая проблематика в подобных условиях кажется студентам надуманной, искусственной и поэтому ненужной для интересующей их технической специальности.
В таких случаях, возникает противоречие между требуемыми программой учебными курсами и фактическим отношением к ним со стороны студентов. Изучение философии и социологии как предметов, не имеющих прямой связи с техникой, воспринимается молодыми людьми технических университетов как что-то неважное, непонятное, как дополнительная нагрузка, которая не совпадает с их понимаем современных знаний, необходимых инженеру.
Отмеченные проблемы реально возникают в процессе изучения непрофильных дисциплин. На практике поэтому нередко приходится сталкиваться с негативным восприятием философии и социологии как предметов, без которых можно было бы обойтись при получении технической профессии. А при таком отношении данные дисциплины рассматриваются в качестве навязанной сверху, не обязательной по сути нагрузки. Мало того, проблемы усугубляются сложностью сдачи рефератов, эссе, контрольных работ, тестов, и в итоге сказываются в конце семестровых курсов при сдаче зачетов или экзаменов.
Таким образом, получаемые знания по философии и социологии понимаются студентами как не совпадающие с их видением и общими представлениями о будущей технической профессии. В этом отношении молодые люди, как правило, ориентированы на максимально простое, поверхностное восприятие и усвоение учебного материала, довольствуются минимумом, упрощенной моделью. К тому же подобная искусственная простота таит в себе опасность схематичного примитивного представления об изучаемом философском или социологическом материале как единственно возможном правильном варианте.
В таком условном понимании учебный материал может быть истолкован как не имеющий альтернативы, к тому же истинный в абсолютном смысле, что также отрицательно сказывается на изучении философии и социологии будто бы догматических и неизменных системах знаний.
Большую роль играет субъективное отношение студентов к процессу изучения и пре-
подавания нетехнических дисциплин. Разное мировоззрение, разное воспитание, культура, школьное образование - всё это накладывает свой отпечаток на процесс получения знаний по философии и социологии. Это тем более не следует забывать, что речь идет о молодых, но уже достаточно взрослых, сформировавшихся личностях, взгляды которых ко времени поступления в высшее учебное заведение в главном и целом уже сложились.
Проблема в дальнейшем не разрешается, так как в образовательном процессе технического университета общественные дисциплины не являются факультативными. Наоборот, они приобретают первостепенное значение как в плане их изучения, так и непременной отчетности в различных формах.
Этот трудоёмкий процесс требует внимательного неформального отношения, предполагает серьёзную интеллектуальную, и в некоторых случаях даже студенческую исследовательскую деятельность. Тем более становятся возможными сложности, относящиеся к неоднозначности философского и социологического содержания предмета изучения. Это может оказаться непривычным для студентов, интересы которых, напротив, ориентированы на точность, доказательность, одновариантность, достигаемые, например, с помощью обязательной для технических дисциплин математики.
В философии и социологии, наоборот, вполне традиционными были и остаются многовариантные возможности понимания и истолкования проблемы, разнообразие оценок, обоснований и следствий.
В связи с этим, у студентов становится реальным формирование предубеждённого, негативного отношения к философии и социологии. Общественные дисциплины начинают восприниматься как не имеющие никакого отношения к будущей технической профессии. Они поэтому не кажутся необходимыми, к тому же в восприятии студентов данные дисциплины видятся одновременно добавочным и достаточно не простым для них бременем.
Подобная оценка и отношение могут усилиться при появлении трудностей в изучении основных, то есть, технических предметов и естественнонаучных дисциплин, - таких как прикладная и высшая математика, химия, физика, сопромат, теоретическая механика, черчение, начертательная геометрия, информатика.
Гуманитарные дисциплины при этом понимаются будущими инженерами в качестве ещё более тяжёлой нагрузки, негативное отношение к которой возрастает по мере возрастания сложностей, отставаний и задолженностей в изучении дисциплин по будущей профессии.
Получение технического образования в высших учебных заведениях в любом случае предполагает изучение студентами гуманитарных предметов. Вследствие чего студентов важно убедить в необходимости не только теоретических и практических знаний по техническим специальностям, но и актуальности для них мировоззренческих представлений, которые отражают всю многогранность происходящего в мире и поэтому важных для любого современного человека. Разъяснение этой стороны высшего образования связано с исследованием как нынешних, так и исторических вопросов, с изучением теорий, взглядов, оценок выдающимися мыслителями разных веков и эпох современных в ту пору проблем философии, социологии, проблем общества, его истории и перспектив.
Такой подход - единственно правильный в плане понимания качественного и количественного уровня знаний и общей культуры молодых людей, получающих высшее техническое образование.
Именно поэтому философию и социологию следует рассматривать не просто как обычные, рядовые дисциплины наряду со многими другими, но как дисциплины, без которых нереальным становится полноценное высшее образование вообще, и техническое в частности, и более того - невозможным существование современного развитого молодого специалиста.
Чтобы не остаться специалистом в узкой сфере технической деятельности и не ограничиться областью производства и пределами профессионального уровня, а, напротив, стать полноценной всесторонней личностью, изучение философии и социологии является существенно необходимым.
Отмеченные выше особенности получения высшего образования объясняют объективное место и значение философии и социологии для студентов - будущих инженеров. Данные дисциплины способны обеспечить глубину и разносторонность учебного процесса, что важно для подготовки необходимых современному российскому обществу высококвалифицированных специалистов с высшим университетским техническим образованием.
Указанная специфика также должна быть отражена не только в теоретическом плане изучения нетехнических предметов, но и в методике этого процесса. Данной проблеме отвечают разработанные рабочие программы, которые ориентированы на успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин, в частности - философии и социологии. В рабочих программах учитываются, с одной стороны, факторы, связанные с содержанием дисциплин, с другой - возможности и интересы самих студентов, что в совокупности предполагает развитие и рост их компетенций.
Обучение в техническом университете - это качественно новый этап образования и развития молодых людей. На этом этапе важен учёт школьного воспитания и образования, а также - успешное продолжение его на совершенно ином, более высоком уровне. В данный период имеет место не только образовательный процесс, но продолжается начатый в школе процесс формирования личности молодого человека, повышается культурный уровень, расширяется кругозор, развивается мировоззрение. Особенность изучения философии и социологии в этой связи состоит в том, что студент - это во многом уже состоявшаяся личность, взрослый человек, в отличие от школьника. Тем не менее, по-прежнему важными продолжают быть вопросы, которые относятся к области социализации молодых людей.
Этот аспект образования тоже имеет непосредственное отношение к получению знаний по философии и социологии. Знание по этим дисциплинам дают возможность максимально продуктивно способствовать качественному росту общего образовательного процесса. Конечно, данное объяснение не может быть кардинально новым, оно - естественное продолжение прежних образовательных установок, в том числе школьных, но теперь - на качественно более высоком уровне - в системе университетского образования.
И всё же новизна заключается в следующем: в ХХ веке изучение философии в высших учебных заведениях нашей страны было связано с непременным идейным, даже идеологическим воспитанием и образованием молодых людей, в том числе студентов технических специальностей, чему придавалось большое государственное и политическое значение. В определённом отношении такая особенность не изменилась и в современном российском образовании. И в то же время, наряду с этой особенностью, развиваются тенденции, которые кардинально новы.
К этим новым современным тенденциям может быть отнесено следующее:
• изучение философии и социологии студентами технических университетов не может существовать отдельно от современных многозначных культурных, политических, научных и даже религиозных социальных реалий;
• нынешняя реальность характеризуется возможностью многих принципиально различных вариантов общественного развития;
• то же самое всецело может быть отнесено к многовариантности развития не только общества в целом, но и отдельных его сфер, в том числе - образовательной, университетской сферы;
• не только общество обладает комплексным и системным характером, такие качества свойственны отдельно взятой личности;
• всё указанное предполагает возможность разного истолкования сущности и содержания технического университетского образования, его проблем и способов их решения, а также методов развития;
• продуктивность изучения таких дисциплин, как философия и социология, учёт специфики студентов, получающих техническую профессию, оказываются часто предметом острых обсуждений и требуют в свою очередь нестандартных в полном смысле слова философских решений.
В основании отмеченных процессов лежат объективные принципы. Они непосредственно воздействуют на изучение всегда дискуссионного, многозначного и непростого современного и исторического материала, который изучается будущими инженерами в курсе философии и социологии в рамках системы нынешнего университетского образования.
Актуальные ориентиры в данной сфере, особенно когда речь идёт о технических высших учебных заведениях, где философия и социология не являются профилирующими дисциплинами, различны во всех смыслах. Они имеют важное значение для системы образования, будь то наука или искусство, экономика или политика, религия, мораль, право, спорт, семья.
К примеру, могут быть отмечены как наиболее наглядные, современные тенденции развития мирового сообщества и огромное разнообразие общественно-исторических перспектив. Одновременно имеется много нерешённых вопросов, в том числе - глобальных проблем современного мира. К ним относятся проблемы вооружений, прежде всего - ядерного, химического, бактериологического, вопросы экологии, медицины, демографические вопросы, вопросы культурной, религиозной и национальной конфронтации. Всё это выходит за пределы отдельных стран и народов, регионов и даже континентов, находится вне компетенции господствовавших в прошлом столетии идейных ориентиров.
Следует, наконец, обратить внимание и на то, что современные философия и социология располагают сложными понятийным аппаратом и аргументацией, на которые, наверное, не имеет смысла ориентировать студентов при изучении соответствующих тем и проблем, тем более студентов технических специальностей.
Выводы
В качестве вывода уместно отметить, что дискуссионные проблемы философии и социологии, а также связанные с ними сложности изучения традиционно остаются во всём историческом и культурном пространстве исследований в этих областях. Данный вывод в полной степени должен быть отнесен к изучению философии и социологии студентами технических специальностей в высших учебных заведениях. Указанная сложность отражает не только субъективные, но и реальные объективные особенности, существующие в области современных философии и социологии, поэтому непременно должны учитываться в процессе лекционных и практических занятий со студентами технического университета.
Также необходимо ещё раз подчеркнуть важность изучения студентами философии и социологии в вузах, так как они должны рассматриваться как безусловное основание для получения диплома инженера.
Литература
1. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Становление новой философско-методологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. М., 2012.
2. Худолей С.С., Матисов С.К. Специфика преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Материалы 77-й международной конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров» (27-28 марта 2012 г.). - М.: МГТУ «МАМИ», 2012.
3. Худолей С.С., Матисов С.К. Философия техники для будущих инженеров // Материалы 77-й международной конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров» (27-28 марта 2012 г.). - М.: МГТУ «МАМИ», 2012.