ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ЧЕРЕЗ ИНДИКАТОРЫ ВОВЛЕЧЕННОСТИ И ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
Т.В. Борзова, д-р психол. наук, профессор Н.Г. Белов, студент
Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-2-91-93
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности измерения удовлетворенности трудом через индикаторы вовлеченности и лояльности сотрудников. В работе подчеркивается, что эффективность удовлетворенности трудом в современных организациях лучше всего измерять через показатели вовлеченности и лояльности. В связи с этим определено, что при измерении удовлетворенности трудом, опрос должен состоять из таких разделов, как измерение уровня вовлеченности, оценка мнения сотрудников относительно их рабочего места и условий труда и определение степени лояльности сотрудников компании. Отмечается, что при проведении исследования удовлетворенности в организации нужно учитывать ее отраслевую принадлежность и сферу деятельности.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, вовлеченность, лояльность, индикаторы удовлетворенности трудом, эффективность, мотивация, характеристика работников, повышение удовлетворенности персонала.
В современных социально-
экономических условиях российского общества большое значение для организаций приобретает повышение эффективной деятельности организации. Эффективность работы организации во многом зависит от уровня удовлетворенности трудовой деятельностью работников.
Удовлетворенность трудом - одна из важнейших составляющих эффективного функционирования специалиста и коллектива в целом. Изучая индивидуальные переменные, влияющие на удовлетворенность, исследователи прежде всего анализируют социально-демографические характеристики работников, такие как пол, возраст и образование. Но по имеющимся оценкам такой подход оказывается не всегда достаточным и не особенно продуктивным [1].
Поэтому психологи начали обращаться к поиску личностных особенностей, предрасполагающих к позитивному или негативному отношению к выполняемой работе, вне зависимости от ситуации, складывающейся в организации.
Однако, как показывает практика, эффективность удовлетворенности трудом в современных организациях лучше всего
измерять через показатели вовлеченности и лояльности. Это делается для того, чтобы руководство смогло понять восприятие сотрудниками рабочей среды и определить области, которые могут быть улучшены.
Здесь стоит указать, что при анализе удовлетворенности трудом основная цель опроса заключается в том, чтобы определить, какая часть сотрудников удовлетворена состоявшейся в компании системой мотивации, а какая нет, почему работники не удовлетворены условиями своего труда, и какие компоненты системы мотивации организации на это влияют [2]. Кроме того, важно понимать, что если персонал удовлетворен своим трудом, то какие факторы этому способствуют; удовлетворенность какими факторам имеет наименьшее значение; какие действия необходимо предпринять руководству для повышения общего уровня удовлетворенности и вовлеченности своих сотрудников.
В связи с этим, при измерении удовлетворенности трудом опрос должен состоять из нескольких разделов:
1. Измерение уровня вовлеченности. Данный раздел позволяет определить насколько сотрудники компании заинтересованы в своей трудовой деятельности и
получаемых от нее результатов, а также насколько они заинтересованы в повышении эффективности и производительности деятельности организации [3].
2. Оценка мнения сотрудников относительно их рабочего места и условий труда. Данный раздел дает возможность изучить факторы, влияющие на уровень удовлетворенности трудом сотрудниками компании. Сотрудник оценивает уровень взаимопонимания в коллективе и командную работу, условия труда и уровень клиенто-ориентированности компании.
3. Определение степени лояльности сотрудников компании. Лояльные сотрудники более продуктивны, они не стремятся к увольнению и позитивно представляют компанию потенциальным работникам. Респондент должен ответить всего лишь на один вопрос, касающийся его отношения к рекомендации компании как работодателя для потенциальных сотрудников. При наличии у сотрудника высокого уровня лояльности, будет наблюдаться положительный ответ на данный вопрос. Таким образом, компания сможет определить отношение сотрудников к организации и ее деятельности в целом.
Проведение такого анализа является неотъемлемой частью исследования степени удовлетворенности трудом. По результатам проведенного исследования, руководство компании будет учитывать уровень вовлеченности и лояльности своих подчиненных при дальнейшем составлении стратегических инициатив по поводу повышения уровня удовлетворенности сотрудниками своим трудом [4].
Стоит отметить, что удовлетворенность трудом является важным показателем не только для руководителя, но и для самого сотрудника. Если сотрудник будет знать,
что его рабочая деятельность поддается объективной оценке и приносит пользу компании, то он будет замотивирован вкладывать еще больше сил на ее развитие [5]. Это приведет к повышению эффективности деятельности компании, а также к возможному продвижению работника по карьерной лестнице, что поможет не только наметить стратегию повышения удовлетворенности персонала, но и разработать систему мотивации для повышения уровня вовлеченности [6].
Необходимо подчеркнуть, что исследование удовлетворенности является уникальным для каждой компании, поэтому необходимо ориентироваться на факторы и условия, относящиеся именно к ней. Поэтому при проведении исследования удовлетворенности в организации нужно учитывать ее отраслевую принадлежность и сферу деятельности.
Подводя итог можно сказать, что на удовлетворенность трудом влияют следующие индикаторы удовлетворенности трудом сотрудниками компании: вовлеченность (готовность сотрудников вкладывать свои силы в развитие компании) и лояльность (сотрудники работают продуктивней и меньше умают о переходе в другую компании, позитивно представляют бренд компании на мероприятиях и перед потенциальными сотрудниками). В связи с этим, для определения уровня удовлетворенности сотрудников организации, необходимо использовать методику, ориентированную на измерение вовлеченности и лояльности в компании. Использование перечисленных инструментов измерения вовлеченности и удовлетворенности сотрудниками своим трудом поможет в верной интерпретации результатов исследования удовлетворенности.
Библиографический список
1. Варыханова К.В., Куренок Ю.Е. Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2019. -№ 10 (93).
2. Герцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе. - М.: Вершина, 2021. -238 с.
3. Ермакова Е.Г. Корпоративная культура и её влияние на конкурентоспособность организации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2019. - №31. - С. 235-238.
4. Журавлева Л.А. и др. Проблема удовлетворенности трудовой деятельностью персонала в современных организациях // От инерции к развитию: научно-инновационное обеспечение развития экономической науки и аграрного образования. - 2020. - С. 182-184.
5. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. - 2018. -Т. 2. № 3. - С. 2-15.
6. Ильясов Ф.Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал. - 2021. - № 3.
FEATURES OF MEASURING JOB SATISFACTION THROUGH EMPLOYEE ENGAGEMENT AND LOYALTY INDICATORS
T.V. Borzova, Doctor of Psychological Sciences, Professor N.G. Belov, Student Pacific State University (Russia, Khabarovsk)
Abstract. The scientific article discusses the features of measuring job satisfaction through indicators of employee engagement and loyalty. The paper emphasizes that the effectiveness of job satisfaction in modern organizations is best measured through indicators of engagement and loyalty. In this regard, it is determined that when measuring job satisfaction, the survey should consist of such sections as measuring the level of engagement, assessing the opinion of employees regarding their workplace and working conditions and determining the degree of loyalty of employees of the company. It is noted that when conducting a survey of satisfaction in an organization, it is necessary to take into account its industry affiliation andfield of activity.
Keywords: job satisfaction, engagement, loyalty, indicators of job satisfaction, efficiency, motivation, employee characteristics, increasing staff satisfaction.