ЛИТЕРАТУРА
1. Банков Н. С. О влиянии социально-психологических факторов на профессиональную реабилитацию подростков с умственной отсталостью: Тез. докладов межд. конф. «Семья в новых социальноэкономических условиях». Н. Новгород, 1997. - С. 17-27.
2. Бициев Т. М. Проблемы социальной адаптации у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений // Мат. конф. «Социальная работа с детьми и подростками группы риска». - СПб, 2000. - С. 23-25.
3. Бшара Ихсан. Специальная педагогика в младшем возрасте. Педагогические и другие аспекты в их взаимодействии. - Хайфа: изд-во «Азия», 1987.
4. Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости // Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1956. -С. 453-480.
5. Дубровина И. В., Рузской А. Г. Психологическое развитие воспитанников детских домов. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
6. Дьяконова Т. И. Ранняя диагностика лиц с признаками социальной дезадаптации // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения: Материалы научной конференции. - СПб: ВмедА, 1997. - С. 130.
7. Заззо Рене. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. - 1967. - № 2. - С. 111-134.
8. Каменская В. Г. Семейная депривация и отклонения в психофизическом развитии ребенка // Социальные и биологические факторы в психофизическом развитии ребенка. - СПб: Образование, 1995. - С. 13-19.
9. Крючкова Л. Л. Развитие общения у детей-сирот младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. - СПб, 2003. - 141 с.
10. Лангеймер И. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 334 с.
11. Никишина В. Б., Мордич Л. Н. Программы реабилитации детей с нарушенным умственным развитием. - Курск, 2003. - 135 с.
12. Николаева Ю. В. Некоторые личностные особенности подростков с разным уровнем психической адаптации // Матери-
алы 7-й научно-методической конференции. АГ СПбГУ, 1998. -С. 88-90.
13. Окошечникова Н. Л. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности личности // Актуальные проблемы современной социальной психологии: Межвузовский сборник статей. - ЯГУ, 2005. - С. 96-102.
14. Психологические основы труда и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». - М.: Просвещение, 2002. - 546 с.
15. Соловьева С. В. Изучение нарушения поведения учащихся коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида // Изучение и образование детей с нарушениями развития: Сборник аспирантов и соискателей. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. -С. 134-144.
16. Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. - СПб, 1999. - 210 с.
17. Трошихина Е. Г. Психологическая адаптация детей с психическим недоразвитием в условиях школ-интернатов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова. - СПб, 1996. - Вып 2. Ч. 1. - С. 134-138.
18. Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. -№ 3. - С. 3-11.
19. Ульянова И. А. Развитие межличностных отношений де-тей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания // Ананьевские чтения: Психология и политика (тезисы научно-практической конференции). - СПб: изд-во СПб ун-та, 2002. - С. 88-89.
20. Элькашалла Бадиазман. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля). - СПб, 2006. - 176 с.
Поступила 15.04.2009
Н. Н. СЕРОБЯН, А. В. СОЛОНЕНКО, Н. А. МАТАРОВА
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ,
ОПЕКАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ,
ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ФОРМ ПРОЖИВАНИЯ (ПАТРОНАТНЫЕ СЕМЬИ)
Кафедра психиатрии ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 1. E-mail: [email protected]
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, впервые обретают новую семью. При переводе детей в пат-ронатные семьи улучшается общее состояние здоровья детей, включая соматическое и психическое состояние.
Успешный результат социально-реабилитационной деятельности возможен, когда в контакте работают психиатр, психологи, социальные педагоги, педагогический коллектив и коллектив родителей.
Ключевые слова: умственная отсталость, дети, психоневроз, осложнения, семья.
N. N. SEROBYAN, A. V. SOLONENKO, N. A. MATAROVA
FEATURES OF CHANGE OF PSYCHOSOMATIC HEALTH OF CHILDREN SPONSORED BY THE STATE, AT INTRODUCTION OF NEW FORMS OF RESIDING (FAMILIES)
Department of psychiatrics Kuban state medical university, Red 1, Krasnodar. E-mail: [email protected]
Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009 УДК 616.899-053.2-06:364.4.058.72
Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009
While translating children in families the general state of health of children, including a somatic and mental condition improves. The successful result of socially-rehabilitation activity is possible, when in contact psychologists, social teachers, pedagogical collective and collective of parents work the psychiatrist.
Children-orphans and children, the parents who have remained without care, find for the first time a new family
Key words: mentally retarded, children, psychoneurosis, complication, factors.
В настоящее время в России зарегистрировано более 170 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим аспекты социальной реабилитации этого контингента детей являются достаточно актуальными.
Социально-реабилитационная деятельность по отношению к детям с ограничениями жизнедеятельности должна осуществляться в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий, психической и педагогической реабилитации и социальной адаптации [5].
Рост психической и соматической патологии у детей, имеющий место в последнее время, свидетельствует о недостаточности проводимой работы среди данного контингента как по выявлению роли медикобиологических, социальных и этиологических факторов риска, так и по проводимым профилактическим, медицинским реабилитационным мероприятиям у них [8]. Достичь поставленных целей можно только с учетом современных медико-профилактических технологий, в частности, на основе разработанных и внедренных в повседневную работу медико-педагогических коллективов систем прогнозирования.
По мнению Ф. М. Гайдук (1983), и медикаментозная терапия должна включать в себя индивидуальные курсы лечения по показаниям. Терапия может проводиться курсами или непрерывно. Одновременно с медикаментозной терапией могут проводиться курс физиотерапевтического лечения, лечебный массаж, ЛФК [3, 8]. Лечение должно проводиться не только в условиях стационара, но и систематически в условиях вспомогательной школы и должно сочетаться с индивидуальным педагогическим подходом. С учетом того,
что дети с УО часто имеют множественную сочетанную соматическую патологию [8], необходимо проведение медицинской реабилитации на комплексном уровне (врачами разного профиля).
Психологическая реабилитация предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на восстановление здоровья, коррекцию и компенсацию психических функций и состояний. Возвращение к здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревожности или депрессивности. Так, в работах Н. В. Сулимовой (1999) и Е. Г. Трошихиной (1996) отмечается важность влияния ранней социальной депривации на развитие личности и психологическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Взаимоотношениям ребенка и взрослого в раннем детстве придается большое значение и в отечественной [2, 9, 10], и в зарубежной [4, 12, 13] литературе. Нормально развивающиеся отношения рассматриваются как основной фактор нормального психического развития.
По мнению Е. Г. Трошихиной (1996), система общественного воспитания для детей-сирот также не обеспечивает полноценного развития детей, а в большинстве случаев продолжает тормозить и искажать его. В результате у значительной части воспитанников детских домов и школ-интернатов имеют место различные отклонения в психическом развитии, что в дальнейшем обуславливает трудности социально-трудовой адаптации выпускников. Дети-сироты отличаются от здоровых детей выраженной личностной дисгармонией, высокой тревожностью, выраженной интровертиро-
Таблица 1
Динамика изменения состояния здоровья у детей, переданных в патронатные семьи
Осложнения основного заболевания (синдромальное и по МКБ-10) Начало патроната (141 человек) 12 месяцев патроната (141 человек) X2
Абс. число % Абс. число %
Синдромальные:
депрессивный синдром 3 2,1 2 1,4 0,2
синдром аутизма 0 0 0 0
энцефалоастенический синдром 32 22,7 23 16,3 1,2
синдром эмоциональной лабильности 7 4,9 4 2,8 0,8
невротический синдром 0 0 1 0,7 0,9
соматическая патология 93 65,9 86 60,9 0,2
Нозологические формы:
слабо выраженное нарушение поведения ^70.0) 3 2,1 3 2,1 0
значительное нарушение поведения ^70.1) 19 13,5 6 4,3 6,2 р<0,01
Энурез ^ 98.0) 16 11,3 1 0,7 12,5 р<0,01
Таблица 2
Динамика изменения состояния здоровья у детей, оставшихся в школе-интернате (контрольная группа)
Осложнения основного заболевания (синдромальные и по МКБ-10) Начало патроната (56 чел.) 12 месяцев патроната (56 чел.) X2
Абс. число % Абс. число %
Синдромальные:
энцефалоастенический синдром 5 8,9 11 19,6 1,9
синдром эмоциональной лабильности 7 12,5 3 5,4 1,4
невротический синдром 0 0 1 1,8 0,9
депрессивный синдром 3 5,4 3 5,4 0
синдром аутизма 3 5,4 3 5,4 0
соматическая патология 32 57,1 27 48,2 0,3
Нозологические формы:
слабо выраженное нарушение поведения ^70.0) 4 7,2 1 1,8 1,7
значительное нарушение поведения ^70.1) 25 44,6 26 46,4 0,01
Энурез ^ 98.0) 9 16,1 6 10,7 0,5
ванностью и эмоционально-волевой неустойчивостью [9, 10]. Степень тяжести социальной депривации (нахождение в сиротском учреждении с рождения и длительное пребывание в нем) является определяющим фактором психической дезадаптации.
Благоприятным фактором, улучшающим социальную адаптацию выпускников, является совместное проживание с благополучными взрослыми и их опека [9, 10]. Роль семейного воспитания исключительно важна. Варианты семейного воспитания предлагают следующие авторы: И. А. Ульянова (2003), Н. Л. Окошечникова (2006), Элькошалла Бадиазман (2006).
По мнению И. А. Ульяновой (2003), в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране проблемы этих детей возросли и усложнились. Исследования детей в детских домах показывают, что среди сирот нет абсолютно здоровых детей. Модели семейного воспитания для детей-сирот, приближенные к домашним, в детском доме и вне его создают адекватные условия для развития межличностного общения детей-сирот, их полноценной социализации и подготовки к самостоятельной жизни [11].
В связи с этим нами проведено исследование на базе государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с отклонениями в развитии ст. Но-волеушковской Краснодарского края. В октябре 2006 г. дети, находящиеся под опекой у государства, были переданы в патронатные семьи. Учащиеся впервые обрели семью, продолжая обучение в стенах образовательного учреждения VIII вида (вспомогательная школа).
Целью нашего обследования было изучение влияния новых форм проживания умственно отсталых детей на их психосоматическое здоровье.
При проведении данного исследования ставились задачи:
проанализировать изменения состояния здоровья детей патронатного воспитания и детей из школы-интерната;
сравнить изменения состояния здоровья детей в разных группах.
Материалы и методы исследования
Нами было обследовано 198 умственно отсталых детей и подростков в возрасте 7-18 лет. Из них 141 ребенок был передан в патронатные семьи, а 57 детей остались в школе-интернате (контрольная группа). Все дети продолжили обучение по программе вспомогательной школы. Предметом исследования была медицинская документация воспитанников школы в период за 6 месяцев: результаты комплексных медицинских осмотров Х 2006, 1V 2007 и результаты межкомиссионных осмотров. Данные оценивались с помощью показателей доли влияния исследуемых факторов, анализа динамики явления. Достоверность различий оценивалась с помощью расчета критерия достоверности Х2 (кси квадрат) и его шкалирования по таблице при достоверном различии Р<0,05 для каждого значения. Вся статистическая обработка проведена на современном персональном компьютере в программе Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 1 отражена динамика изменения состояния здоровья у детей, переданных в патронатные семьи.
Достоверными признаны различия в патронатных семьях: уменьшение количества энурезов (р<0,01); уменьшение числа осложнений умственной отсталости (р<0,01). Кроме того, частота энцефалоастенического синдрома уменьшилась на 6,4%. Синдром эмоциональной лабильности снизился на 2,4%, депрессивный синдром - на 0,5%. Т. е. имеется тенденция снижения частоты осложнений психического заболевания при определении детей в семью. Единичный случай появления невротических реакций можно считать нормальной реакцией психики в процессе адаптации к новым условиям проживания.
В таблице 2 отражена динамика изменения состояния здоровья у детей, оставшихся в школе-интернате.
У детей, оставшихся в школе-интернате, улучшилось поведение, предположительно в связи со стремлением к определению в семью. Синдром эмоционально-волевой лабильности уменьшился в 2,3 раза, вероятно, по той же причине. Зато энцефалоастенический синдром возрос в 2,2 раза. Вероятно, при сдерживании эмоций
Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009
УДК 616.379-008.64+616.12-008.331.1]-08:615.22 Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009
и контроле поведения нервная система ребенка испытывает напряжение и стресс, который проявляется в энцефалоастении.
Таким образом, при определении детей в семейные условия воспитания улучшается общее состояние здоровья детей, включая соматическое и психическое состояние, а при пребывании детей в условиях интернатного учреждения состояние психического и соматического здоровья детей требует дополнительной коррекции.
Кроме того, нужно отметить следующий позитивный момент: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, впервые обретают семью, что является проявлением гуманизации современного российского общества и очень актуально в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вельтишев Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. - М., 1995. - 67 с.
2. Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости // Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1956. -С. 453-480.
3. Гайдук Ф. М. Особенности выявления, обследования и лечения детей с ЗПР: Методические рекомендации. - Минск, 1983. - 24 с.
4. Компейре Г. Умственное и нравственное развитие ребенка: Пер. с франц. - СПб, 1896. - 200 с.
5. Никишина В. Б., Мордич Л. Н. Программы реабилитации детей с нарушенным умственным развитием. - Курск, 2003. - 135 с.
6. Окошечникова Н. Л. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности личности //
Актуальные проблемы современной социальной психологии: Межвузовский сборник статей. - ЯГУ, 2005. - С. 96-102.
7. Психологические основы труда и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». - М.: Просвещение, 2002. - 546 с.
8. Сулимова Н. В. Состояние здоровья и прогнозирование отклонений в нервно-психическом развитии детей из социально неблагополучных условий. - М., 1999. - 25 с.
9. Трошихина Е. Г. Психологическая адаптация детей с психическим недоразвитием в условиях школ-интернатов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова. - СПб, 1996. - Вып 2. Ч. 1. - С. 134-138.
10. Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. -1997. - № 3. - С. 3-11.
11. Ульянова И. А. Развитие межличностных отношений де-тей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания // Ананьевские чтения: Психология и политика (тезисы научно-практической конференции). - СПб: изд-во СПб ун-та, 2002. - С. 88-89.
12. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 445 с.
13. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и новый цикл. -М., 2006. - 606 с.
14. Элькашалла Бадиазман. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля). - СПб, 2006. - 176 с.
Поступила 05.03.2009
В. В. СКИБИЦКИЙ, Г. Б. Т. ТОТУОМ, Е. А. КУДРЯШОВ, А. В. ФЕНДРИКОВА
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИГИПЕРТЕНЗИВНОЙ ТЕРАПИИ У ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2-го ТИПА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ И РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ МИОКАРДА
Кафедра госпитальной терапии Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. +79094619877. E-mail: [email protected].
Эффективность комбинированной антигипертензивной терапии в зависимости от пола при сочетании артериальной гипертонии (АГ) и сахарного диабета (СД) 2-го типа оценивалась у 152 пациентов, рандомизированных на 4 группы: 1-я группа (n=38) - мужчины, 3-я группа (n=40) - женщины, получавшие иАПФ спираприл 6 мг и индапамид-ретард 1,5 мг; 2-я группа (n=36) - мужчины, 4-я группа (n=38) - женщины, принимавшие АРА II кандесартан 16 мг и индапамид-ретард 1,5 мг. Через 3 месяца больным, не достигшим целевого АД, назначался амлодипин 10 мг. Вывод: антигипертензивная терапия, влияние на ремоделирование миокарда и его диастолическую функцию были более эффективными у мужчин, получавших иАПФ, и у женщин, принимавших АРА II.
Ключевые слова: артериальная гипертония, сахарный диабет, ингибиторы АПФ, антагонисты рецепторов ангиотензина II.
V. V. SKIBITSKII, G. B. TOTOUOM, E. A. KUDRYASHOV, A. V. FENDRIKOVA
EVALUATION THE EFFICACY OF ANTIHYPERTENSIVE THERAPY IN MEN AND WOMEN WITH TYPE 2 DIABETES MELLITUS BASED ON UPON CENTRAL HAEMODYNAMIC AND REMODELLING INDEXES
Department of hospital therapy. Kuban State Medical University,
Krasnodar, Sedina street 4. Russian Federation
The aim of this study was to evaluate the effectiveness of combined anti-hypertensive therapy in men and women with hypertension and type-2 diabetes. A total of 152 male and female hypertensive patients with known diabetes were used in the study. 78 of them