Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-КОСТЮМА'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
золотое сечение / дизайн костюма / пропорции / визуальная гармония / эстетика / golden ratio / costume design / proportions / visual harmony / aesthetic

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карпова А. В., Котляревская Н. В.

В статье рассматривается применение теории "золотого сечения" в дизайне костюмов. Анализируется ее влияние на визуальную гармонию, пропорции и восприятие эстетической привлекательности. Приводится пример использования "золотого сечения" в высоких домах мод, а также описываются основные методы интеграции этого принципа в процесс проектирования костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF "GOLDEN SECTION" THEORY IN DEVELOPMENT OF COSTUME DESIGN

Article discusses the application of the theory of the golden ratio in costume desing. Its influense on visual harmony, proportions and the perception of aesthetic appeal is analyzed. Examples of the golden ratio using in high fashion houses are given? and the main methods for integrating this principle into the costume design process are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-КОСТЮМА»

УДК 687.01 Карпова А.В., Котляревская Н.В.

Карпова А.В.

магистрант 3 курса направления подготовки 54.04.01 Дизайн Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь, Россия)

Научный руководитель: Котляревская Н.В.

канд. педагогич. наук, доцент, член Союза дизайнеров России Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-КОСТЮМА

Аннотация: в статье рассматривается применение теории "золотого сечения" в дизайне костюмов. Анализируется ее влияние на визуальную гармонию, пропорции и восприятие эстетической привлекательности. Приводится пример использования "золотого сечения" в высоких домах мод, а также описываются основные методы интеграции этого принципа в процесс проектирования костюма.

Ключевые слова: золотое сечение, дизайн костюма, пропорции, визуальная гармония, эстетика.

С незапамятных времен человека волновал вопрос: подчиняется ли искусство математическим расчетам. Большинство предметов окружающей действительности отталкивают человека своей бесформенностью и беспорядочностью, в то время как гармоничные и соразмерные предметы поднимают настроение. Часть прекрасных элементов этого мира создается с помощью теории «золотого сечения».

О «золотом сечении» человечеству известно еще с древних времен. Пифагор в своей тайной школе обучал учеников мистическому значению «золотого сечения», а Фидий, используя это знание, создавал скульптуры.

Леонардо да Винчи считается одним из первых мастеров, который ввел термин «Золотое сечение». В эпоху Возрождения эта пропорция считалась одним из самых главных эстетических принципов, однако была забыта, и только в 1850 году немецкий поэт и философ Адольф Цейзинг вновь открыл «золотое сечение», действующее как универсальный закон природы. Ученый обнаружил, что тело человека подчиняется принципам пропорции [2, с. 212]

Золотое сечение - это закрепленное правило пропорции, используя которое, можно создать гармоничную композицию. Если данные пропорции не нарушаются, изделие получается совершенным. В случае разработки дизайна костюма с использованием данной теории получается идеальное платье, составной костюм или другой элемент гардероба.

Существует емкое определение данной пропорции, и оно гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему остальному. Когда дизайнер при конструировании костюма использует эту теорию, его основной задачей является приближение параметров изделия к идеальным и гармоничным стандартам. Для этого мастер подбирает форму, решает, какой

Рис. 1. Золотое сечение.

будет объем, разрабатывает принт и выбирает цвет. Использование принципов «золотого сечения» и пропорций помогает скрыть недостатки тела и подчеркнуть достоинства.

Использование теории «золотого сечения» при проектировании костюма помогает добиться гармонии в пропорциях костюма, расположении декоративных элементов и при разработке формы аксессуаров. Пропорции теории «золотого сечения» используются для создания баланса между верхней и нижней частью одежды. К примеру, длина жакетов или юбок соответствует соотношениям, подчеркивающим фигуру. Декоративные узоры нередко размещаются на тканях с учетом пропорций «золотого сечения», что делает их распределение гармоничным и визуально привлекательным. Головные уборы, ремни и бижутерия зачастую занимают место в «золотых точках» композиции костюма, фокусируя внимание зрителя на ключевых элементах образа.

Одним из известных домов мод, работающих с использованием теории «золотого сечения» является итальянский бренд Dolce & Gabbana, известный своими роскошными, яркими и эстетически гармоничными коллекциями. Бренд неизменно обращается к культурному наследию Италии и использует классические законы композиции, включая теорию «золотого сечения». Данный математический принцип лег в основу многих коллекций, и позволил создать костюмы, которые обладают не только эстетической притягательностью, но и вызывают глубокое эмоциональное восприятие [1].

В коллекциях Dolce & Gabbana часто применяют «золотое сечение» в расположении узоров и декоративных элементов (рис. 2). Культовые платья демонстрируют сбалансированное размещение деталей, подчёркивающее силуэт и текстуру ткани.

Рис. 2. Золотое сечение в одежде.

Во время моделирования с помощью «золотого сечения», рукав становится похож на фрактал, имеющий связь с общей деталью, именно поэтому он остается в гармонии с ней [4, с. 34]. Такое замечание относится к любой части одежды: капюшону, воротнику и другим элементам костюма.

Использование правила «золотого сечения» при моделировании -лучший способ присоединения геометрических фигур гармонично. Его применение требует глубокого понимания пропорций, кроя и материалов, однако результаты способны значительно повысить эстетическую ценность изделия. Будущие исследования могут сосредоточиться на разработке программных решений, автоматизирующих интеграцию «золотого сечения» в проектирование костюма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Золотое сечение и его применение в моде // https://w.epochtimes.ru/zolotoe-sechenie-i-ego-primenenie-v-mode-99087277;

2. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 416 с;

3. Медведева, Т. В. Художественное конструирование одежды [текст] / Т. В. Медведева.

- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 480 с;

4. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.: Недра, Ленинградское отделение, 1968

- 184 с.

Karpova A. V., Kotlarevskaya N. V.

Karpova A.V.

Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Simferopol, Russia)

Scientific advisor: Kotlarevskaya N.V.

Crimean University of Culture, Arts and Tourism (Simferopol, Russia)

FEATURES OF "GOLDEN SECTION" THEORY IN DEVELOPMENT OF COSTUME DESIGN

Abstract: article discusses the application of the theory of the golden ratio in costume desing. Its influense on visual harmony, proportions and the perception of aesthetic appeal is analyzed. Examples of the golden ratio using in high fashion houses are given? and the main methods for integrating this principle into the costume design process are described.

Keywords: golden ratio, costume design, proportions, visual harmony, aesthetic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.