Затем составляется карта - путешествий по объектам, предложенным в творческих проектах. Например, в «Городе Здоровья» можно посетить Магазин здорового питания, Лужайку спортивных достижений, реку «Чистая вода» и т. д.
В течение года гимназисты путешествуют по городам - проектам. Итогом каждого путешествия становится КТД по одному из направлений. Например, «Знание»: Дни развивающих игр по темам: «Любимые уголки родного города», «Чехов - писатель, гражданин, человек», «Таганрогская гимназия в истории России», «Что готовили во времена Чехова», «История России в лицах и событиях», «Мир детства в произведениях Чехова», викторины по произведениям А.П. Чехова, конкурсы чтецов по произведениям А.П. Чехова, познавательная экспедиция «Тропами Приазовья», праздник «День славянской письменности и культуры», информационный выпуск «Что? Где? Когда?» и т. д.
Особое место в воспитательной работе уделено претворению в жизнь авторской целевой комплексной программы «Гражданин Приазовья» (авторы: заместитель директора по ВР МАОУ гимназии №2 имени А. П. Чехова Л. А. Месникьян, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «ТГПИ» Е. Г. Тищенко).
Целью программы является создание системы гражданско - патриотического и духовно-нравственного воспитания гимназистов. Работу с учащимися по программе «Гражданин Приазовья» провожу по 3 направлениям: изучение исторического, социокультурного и природного потенциалов края, что помогает ввести гимназистов в мир истории, культуры, традиций предыдущих поколений.
Работа начинается с составления родословной каждого ученика. Над составлением родословной работают все члены семьи ребенка, помогая ему составлять древо своего рода.
Интерес учащихся вызывает поисковая деятельность по плану - маршруту «Тропами Приазовья». Например, в 2010-2011 учебном году экспедиции «Как строился Таганрог», «Хранилище художественных сокровищ», «Азовское море - часть мирового океана» и «Таганрог - город архитектурных памятников».
Цель изучения природного потенциала края состоит не только в стремлении научить гимназистов понимать природу, любить ее, но и предполагает конкректную практическую деятельность, операции по озеленению и благоустройству гимназии и территории гимназии: «Чистая вода моря», «Зеленый город - здоровый город»; изготовление кормушек для птиц; экскурсии и прогулки по родному городу знакомство с природой и архитектурными памятниками; экскурсии в г. Ростов-на-Дону, г. Азов, Танаис, к Самбекским высотам, в Старочеркасск и т. д.
Весь год ведется Летопись классного сообщества, где фиксируется прохождение маршрута.
Широкие возможности для развития познавательной активности учащихся представляет организация исследовательской деятельности в группе продленного дня в творческой лаборатории «Мыслители». Цель работы лаборатории: исследовать разные виды влияний, оказываемые кем-либо или чем-либо на гимназиста, пользуясь разнообразными источниками информации.
Результаты всех исследований собраются в Летопись открытий и ежегодно представляются на научно- практических конференциях в гимназии.
С 1 сентября 2008 года апробирую ФГОС, направленный на формирование «универсальных учебных действий» у обучающихся, обеспечивающих «умение учиться».
Изучив проект образовательных программ ФГОС для 1 - х классов, установила соответствие их с программами РО системы Л. В. Занкова: система обучения Л. В. Занкова ориентирована на развитие учебных и социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам. Богатство предметного содержания системы обучения Л. В. Занкова определяет различные активные виды деятельности в учебно - воспитательном процессе; используемым методикам обучения присуще свойство вариативности, организационным формам учебных занятий - динамичность и гибкость.
Каждый мой урок - личностно - ориентированный. При проектировании уроков опираюсь на следующие принципы:
- приоритет индивидуальности;
- вариативность;
- открытость.
Ключевые моменты организации личностно - ориентированного урока:
- признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование его в работе;
- участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков;
- урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;
- учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т. д., оговаривая при этом с учащимися план урока;
- на уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника);
Во внеурочной деятельности в классе доступны 6 направлений: спортивно - оздоровительное, проектная деятельность, досуговая деятельность, игровая деятельность военно - патриотическое направление и художественно - эстетическое направление.
Мною создана индивидуальная программа ДИП, реализуемая во внеурочной деятельности (на основе авторской программы Н. Б. Шумаковой)
Цель программы ДИП: развитие целостной картины мира и места ребенка в этом мире.
Задачи:
- развитие исследовательских умений;
- создание условий, при которых каждый ребенок найдет свою область интересов, изучит ее и представит свой проект на занятиях в гимназии.
Принципы построения программы:
- направленность на развитие логического, критического и творческого мышления;
- совместное решение исследовательских проблем и их решений;
- высокий уровень самостоятельности в процессе обучения;
- активные методы познания.
В процессе организации работы использую различные формы проведения занятий ДИП: исследование; дискуссия; проблемный диалог; конференция; интеллектуальный марафон.
Важное значение в работе отводится этапности проведения занятий по ДИП.
1. Мотивация.Постановка проблемы и выдвижение гипотез.
2. Исследование в группах. Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез путем поиска фактов.
3. Обмен информацией. Организация информации. Представление результатов исследований в форме проектов.
4. Применение. Использование проектов в жизни ребенка.
Курс занятий по ЗОЖ «Город полезных советов» нацелен на формирование у гимназиста ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний, умений и навыков по гигиенической культуре. Целью курса является стремление научить гимназистов быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, бытия.
Задачи курса: формирование у гимназистов мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания - обеспечение физического и психического саморазвития.
Курс рассчитан на 34 часа. На занятиях моделирую различные жизненные ситуации, в ходе которых учащиеся принимают самостоятельные решения поставленной проблемы, приобретают жизненный опыт, ищут альтернативные решения. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат теоретический познавательный материал, сочетаются с практическими заданиями.
Занятия по ЗОЖ с раннего детства приучают гимназистов бережно относиться к людям, к жизни, к самому себе. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Важное значение при организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей его души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке учащегося играют ситуации успеха, создание условий для повышения статуса ученика, значимости его личных вкладов в решение общих задач, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания игр, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалоговое общение.
Познать ребенка помогают социальный портрет семьи, анкеты для учащихся и родителей, посещения учащихся на дому, создание портфолио. Портфолио - современная форма сбора достижений учащихся, которая решает следующие педагогические задачи:
- поддержка высокой учебной мотивации школьников;
- поощрение их активности и самостоятельности;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формирование умения учиться (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность).
В течение обучения в 2-3 классах создавалось портфолио классного сообщества «Наш мир» по следующим направлениям:
- «Мой город»;
- « Моя гимназия»;
- «Мое имя и известные люди с моим именем»;
- «Моя семья»;
- «Мой класс»;
- «Мои любимые предметы»;
- «Мои друзья»;
- «Мои достижения»;
- «Мое творчество»;
- «Мои впечатления».
В 4 классе велась работа по созданию индивидуального портфолио выпускника, имеющего следующую структуру.
Наши цели:
- Наши цели в учебном году и каждой четверти.
- Табличка продвижения к цели.
- Лестница успеха.
Наши достижения:
- Наши лучшие работы.
- Наши награды.
Копилка:
- Рабочие материалы.
- Важная и интересная информация.
При работе с родителями использую разнообразные формы работы:
- информационные: собрания, лекции, семинары;
- личностно - ориентированные: дискуссии, консультации психолога, консультации педагогов, заседания клуба «Школа молодого родителя».
Я выделяю следующие функции классного руководителя по работе с родителями.
1. Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. На родительских собраниях знакомлю родителей с планом воспитательной работы класса, обсуждаю с ними пути реализации воспитательных программ. Например, в 1 четверти 2 класса провожу родительское собрание на тему: «Моделирование воспитательной системы класса»; во 2 четверти - «Воспитание сознательной дисциплины»; в 3 четверти - «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»; в 4 четверти - «Взаимоотношения в семье» и т. д.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с учащимися. Подготовка и проведение коллективных творческих дел в гимназии и классном сообществе (походы, семейные праздники, вечера, конкурсы и т. д.).
3. Психолого - педагогическое просвещение в форме лекций, бесед, круглых столов, обсуждений, размышлений. Приглашаю различных специалистов: психолога, социального педагога, врача, сотрудника правоохранительных органов (доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым», круглый стол «О детской дружбе», беседа «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга» и т. д.).
4. Корректировка семейного воспитания учащихся гимназии:
- оказание родителям помощи в коррекции эмоциональной сферы учащимся с тревожностью, замкнутостью, страхами: наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, контроль организации, эмоциональная поддержка;
- коррекция поведения учащихся, обладающих высоким уровнем истощаемости, эмоциональной и социальной неготовностью к школе, неадекватностью постоянный контроль, наблюдение;
- коррекция внимания: дополнительные занятия по развитию внимания.
Мною собрана накопительная папка классного руководителя по направлениям: планы работы (воспитательная работа с классом, по самообразованию, работа с одаренными детьми); «банк КТД», диагностические материалы по работе с родителями, обобщение опыта работы и др.
Дорошенко Евгений Владимирович,
преподаватель, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск, Волгоградская область doroch [email protected]
Повышение качества подготовки специалистов в контексте применения информационно-
коммуникационных технологий в преподавании дисциплин предметной подготовки в среднем профессиональном образовании Аннотация. Статья помогает сформировать представление об основных особенностях средств ИКТ, дает понимание того, что задачи учебного процесса могут быть достигнуты за счет использования средств ИКТ, демонстрируют решения проблем в обучении с использованием ИКТ, сформировать представление о принципах использование ИКТ в своей будущей деятельности. Ключевые слова: дидактическая задача, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, проблематично, личностно-развивающее обучение, комплексная учебно-информационная база.
Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы подготовки людей, приспособленных к быстроменяющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного измене-