УДК 37:812
М. А. Самойленко
старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ e-mail: marinasamoilenko@ mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ПОЛИТОЛОГОВ
В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий при обучении иностранному языку студентов-политологов, в частности системы MOODLE для осуществления электронного обучения и поддержки учебного процесса при изучении курса «Практикум по профессиональной коммуникации».
Ключевые слова: современные информационные технологии; эффективное обучение; открытая система; электронное обучение; конструктивизм; интенсификация самостоятельной работы; коммуникация.
M. A. Samoylenko
Senior Teacher of the Department of Linguistics and Professional Communication in Political Science e-mail: [email protected]
FEATURES OF USAGE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT MOODLE IN LANGUAGE TEACHING OF THE STUDENTS-POLITOLOGISTS
The article tackles the usage problem of modern information technologies, in the process of language teaching of the students-politologists, particularly, the usage of MOODLE system in e-learning and the support of educational process in the course "Practice of professional communication".
Key words: modern information technologies; effective teaching; open system; e-learning; constructivism; intensification of self-work; communication.
Новые информационные технологии, проникая в систему образования, создают возможности оптимизации процесса обучения. При подготовке специалистов в области политических наук необходимо учитывать особенность специальности, которая предполагает ознакомление с большим объемом информации, свободную ориентацию в проблемах изучаемых стран, знание их истории и актуальных событий. Следует отметить, что инициативность и умение самостоятельно работать ценится в будущих выпускниках больше всего. Они должны уметь самостоятельно ставить перед собой профессиональные
задачи и решать их, обрабатывать большие объемы профессиональной информации, выделять главное, осуществлять перевод и реферирование данной информации, а также на базе этой информации формулировать свои выводы и строить дальнейшие предположения. В педагогическом процессе давно используются такие приемы организации самостоятельной работы студентов, как:
- отбор и анализ необходимой информации по изучаемой проблеме в прессе и в Интернете;
- работа с документацией по специальности;
- прослушивание программ новостей и подготовка аналитических сообщений из периодики;
- написание рефератов на иностранном языке по теме с использованием знаний, полученных на лекциях по специальности;
- самостоятельное реферирование статей и профессионально ориентированных текстов;
- работа с терминологией, участие в составлении глоссария по определенным направлениям;
- написание эссе по изучаемой тематике с использованием дополнительной литературы;
- подготовка и проведение дебатов на различные темы, предусмотренные программой;
- самостоятельная работа с использованием пособий с ключами для самопроверки;
- работа с источниками на языке оригинала с целью перевода и аннотирования иноязычных текстов по специальности.
Для интенсификации самостоятельной работы студентов-политологов было принято решение о создании образовательного информационного сайта на базе обучающих материалов нашей кафедры. Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда: MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) является основой для осуществления проекта по обучению студентов с применением современных информационных технологий.
Главный идеолог и разработчик системы управления обучением MOODLE Martin Dougiamas описывает систему следующим образом: «MOODLE был основан на философии социального конструктивизма, что на самом деле является просто эффективным способом, позволяющим провести все эти мероприятия среди довольно большой
группы людей, и это неизменно. Эксперт с помощью MOODLE может создать удивительно разнообразные и благоприятные условия для обучения, используя все преимущества, которые нам предоставлены информацио-коммуникационными технологиями» [6].
Об использовании системы MOODLE написано много статей, многие авторы отмечают у нее наличие ряда несомненных достоинств. Назовем лишь основные из них [1; 2; 3].
Система MOODLE является свободно распространяемой системой с открытым исходным кодом, что позволяет адаптировать ее к нуждам преподавателей конкретных дисциплин даже в рамках одного университета. Универсальность MOODLE говорит о том, что ее можно устанавливать практически на любую платформу, под управлением любой из распространенных в настоящее время операционных систем. Все электронные учебные материалы хранятся в MOODLE, доступ к ним осуществляется посредством Интернета.
Интерактивные ресурсы, а именно - видео- и аудиоматериалы с YouTube, статьи из ведущих газет и журналов (The Economist, Коммерсант) последние новости с сайтов BBC, CNN могут быть прикреплены при помощи тегов и гипертекстовых ссылок.
Диалог между преподавателями и студентами является отличительной чертой системы MOODLE. Обмениваясь знаниями, студенты изучают предмет глубже и имеют возможность задавать вопросы - как непосредственно преподавателю, так и сокурсникам. Обмен мнениями может происходить как в индивидуальном порядке, так и в общем форуме.
Портфолио на каждого студента создается в системе MOODLE, таким образом можно оценивать результаты работы как группы в целом, так и каждого учащегося в отдельности. Можно составить таблицу посещаемости, уровень прогресса студента, степень усвоения курса. Тестирование, применяемое в системе MOODLE, адекватно и объективно. Студенты сразу могут ознакомиться со своими результатами, получить комментарии преподавателя по работе и ликвидировать свои пробелы в знаниях. Следует еще раз подчеркнуть, что освоение новых информационных технологий чрезвычайно важно для студентов, так как это делает их конкурентоспособными и повышает шансы хорошего трудоустройства.
На кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Института международных отношений
Вестник МГЛУ. Выпуск 9 (748) / 2016
и социально-политических наук, Московского государственного лингвистического университета при профессионально ориентированном обучении бакалавров и магистров иностранным языкам по расширенной модели, широко используют современные компьютерные технологии и применяют электронное обучение. Используя обучающую среду MOODLE, которая имеет широкий набор дидактических и технических возможностей, преподаватель может выстраивать курс удобным для него образом. При изучении динамичных, быстро развивающихся дисциплин, таких как политология, важно знакомить студентов с последними публикациями и свежей информацией газет и журналов, а также ведущих новостных сайтов. Читая текст, обучаемый имеет возможность ознакомиться с фото- и видеофайлами: фотографиями политических деятелей, участников конференций и съездов, реально представить себе происходящее.
Наглядность формирует сопричастность, вовлеченность в тему, владение информацией на самом высоком, доступном для данного момента обучения уровне. Она позволяет глубже погрузиться в изучаемую проблему. Визуальная опора помогает лучше запомнить информацию. Происходит персонификация информации, студент видит не абстрактный текст, а актуальное событие с реальными действующими лицами [5].
Система MOODLE используется преподавателями нашей кафедры для размещения материалов: учебных пособий, учебников и дополнительных статей по соответствующим дисциплинам. В MOODLE загружаются упражнения для отработки и закрепления знаний, полученных на очных занятиях, и разные тесты для проверки и оценки знаний. Вот примерные задания по работе с информационным текстом:
- дополнить и развить краткую информацию;
- проиллюстрировать тезисы примерами из текста;
- найти ответы на сложные вопросы до ознакомления с информационным текстом и после его прочтения;
- сделать дифференцированный анализ проблемы на основе ряда источников.
Активный модуль «внешнее приложение» позволяет взаимодействовать с другими обучающими ресурсами и веб-сайтами. В данной системе мы проводим различные форумы, обсуждение изучаемого материала, а также смежных тем. При использовании системы MOODLE сокращается использование бумажных источников, и студенты своевременно получают задания и тексты для изучения. Система позволяет
планировать занятия поурочно и выкладывать задания для студентов к конкретной дате, что, в свою очередь, дисциплинирует студентов и позволяет установить определенный срок для сдачи ряда работ. Благодаря модулям «Анкета» и «Опрос» мы получаем обратную связь от студентов, что позволяет улучшить качество работы преподавателей. В системе есть решения для всех возможных задач управления учебным процессом, и преподаватели могут менять порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы, тратить больше времени на творческую деятельность и профессиональный рост.
Занятия, проводимые с использованием MOODLE, вызывают большую активность и интерес, проходят интенсивно и содержательно. В целом, владение языком и информацией позволяет студентам мыслить в глобальных масштабах. И при поступлении на работу студент будет себя ощущать не недавним выпускником, а вполне компетентным, равноправным и эрудированным сотрудником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корень А. В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/21pvn113.pdf (дата обращения 21.09.2015).
2. Логинова А. В. Преимущества использования системы дистанционного обучения«MOODLE» при обучении иностранному языку студентов технических специальностей. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/74/121(дата обращения 21.09.2015).
3. Печерский С. В. Особенности использования системы управления учебными курсами MOODLE при построении образовательного портала вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.penzgtu.ru/ ffleadmin/fflemounts/confcit/articles/2012spring/psv_citconf_12.pdf (дата обращения 21.09.2015).
4. Харламова Н. С. Обучение языку специальности в лингвистическом вузе // Материалы межвузовской научно-практической конференции. -М. : МГЛУ, 2001. - С. 7-13.
5. Ярошевская М. А. Обучающие возможности сети Интернет. - М. : МГЛУ, 2002. - С. 186-191.
6. Dougiamas M. A. Some reflections about where Moodle is at. 2015. - URL : https://dougiamas.com/some-reflections-about-where-moodle-is-at/ (дата обращения 21.09.2015).