Научная статья на тему 'Особенности использования образовательных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам педагогических специальностей'

Особенности использования образовательных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко М. Р.

В данной работе изучаются вопросы применения образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин студентам педагогических специальностей. Проводится анализ эффективных техник и методов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования образовательных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам педагогических специальностей»

во-первых, в зависимости от профиля обучения (для инженеров ее объяснение будет иным, чем, скажем, для юристов), во-вторых, в зависимости от уровня обучения: естественно, что для учащихся СПО, бакалавров и магистров специфика объяснения будет различной. Для учащихся инженерно-технического и экономического профиля предполагается углубленное объяснение технологических особенностей российских модернизаций (например, концепцию смены технологических укладов и т.д.). Анализ особенности российских модернизаций способствует развенчанию мифов об «отсталости» России, показывает социокультурную специфику нашей страны и содействует формированию патриотизма. Список использованной литературы:

1. Москаленко М.Р., Кропанева Е.М. Особенности человеческого капитала и развитие российской Арктики // Арктика и Север. 2013. № 13. С. 40-44.

2. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // «Quaestю Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.

3. Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.

4. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.

5. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в ХУШ-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

6. Москаленко М.Р. Социальные факторы экстремизма в современной России // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 379-382.

7. Москаленко М.Р. Военно-оборонные вызовы для России: географический фактор и исторический прогноз // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 51-58.

© Москаленко М.Р., 2016

УДК 37

М.Р. Москаленко,

к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В данной работе изучаются вопросы применения образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин студентам педагогических специальностей. Проводится анализ эффективных техник и методов обучения

Ключевые слова

Правовые дисциплины, образовательные технологии

Для студентов педагогических специальностей преподавание правовых дисциплин имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с особенностями их профессиональной подготовки для работы в

общеобразовательной средней школе и учреждениях среднего профессионального образования (СПО).

Данная специфика связана, прежде всего, с противоречивыми ситуациями, возникающими в образовательном процессе. С одной стороны, одна из задач образовательных программ в средней школы и СПО - общее развитие правовой и гражданской культуры учащихся. Соответственно, это предполагает владение выпускниками вузов педагогических специальностей технологиями и методами обучения несовершеннолетних знаниям в области правоведения, обеспечения и реализации их прав. С другой стороны, современная общеобразовательная школа (вузы пока в меньшей степени) в России столкнулась с проблемой давления учащихся и их родителей на педагогов [1, 2]. Встречаются ситуации, когда школьники начинают использовать знание правовых норм, прежде всего, для оказания давления на учителей и издевательства над ними (естественно, что речь идет о достаточно небольшом количестве так называемых «трудных» подростков). В этом плане можно говорить как о недостатках самой концепции правового воспитания учащихся, так и о влиянии духовно-нравственного кризиса в российском обществе, культе эгоизма, вседозволенности, и обесцениванию традиционных моральных норм.

Следует также отметить специфику адаптации в школьной образовательной среде детей-мигрантов, которую нужно учитывать при формировании их правовой и гражданской культуры [3].

Естественно, что данные проблемы должны находить отражение в преподавании правовых дисциплин учащимся вузов педагогических специальностей.

Классическая методика преподавания состоит из таких образовательных технологий, как лекции, семинары, самостоятельная работа. Следует отметить, что самостоятельная работа требует от учащихся усидчивости и самодисциплины, и во многом от нее зависит формирование умений работы с законодательной базой, нормативными документами, научной, учебно-методической литературой. Эффективны такие виды самостоятельной работы, как: подготовка сообщения; написание эссе; работа над проблемными вопросами; подготовка к учебной дискуссии; написание реферата; подготовка ролевой или деловой игре; письменные ответы на проблемные вопросы; проектирование; подбор примеров по теме; самостоятельное экспериментальное исследование (проведение опросов, изучение опыта образовательных учреждений, анкетирование); проведение сравнительного анализа; составление и решение педагогических и правовых задач.

Во время проведения занятий необходимо сочетание активных и интерактивных форм занятий с применением различных оценочных средств. Очень эффективны такие методы, как:

- ролевые и деловые игры, включающие совместную деятельность группы студентов и преподавателя по решению какой-либо задачи, создавая игровую имитацию наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций;

- проектный метод, который предполагает, что учащиеся работают над постепенно усложняющимися практическими заданиями - проектами;

- мозговой штурм - метод творческого решения проблемы, при котором высказывается как можно большее количество вариантов решения; таким методом могут разбираться различные правовые ситуации, возникающие в процессе образовательных правоотношений;

- круглый стол - высказывание обучающимися собственной точки зрения (и ее подробная аргументация) по возникающим спорным правовым ситуациям;

- коллоквиум - учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися, которое может перетекать в дискуссию.

Эффективны также такие традиционные формы заданий, как реферат, подготовка докладов, выполнение контрольных работ, а также разработка самими студентами сценариев деловых игр (для учащихся вузов, школ и учреждений СПО), и, естественно, методические разработки уроков по праву или обществознанию.

В преподавании правовых дисциплин представляется целесообразным уделить внимание следующим аспектам:

1. Развитие у учащихся навыков сравнительно-правового анализа. Например, еще в средней школе

учащиеся усваивают материал о бесправном положении российских крепостных крестьян. Достаточно хорошо изучено также влияние крепостничества на менталитет бывших крепостных даже после его отмены [4, 5]. Между тем, часто игнорируется тот факт, что в первой пол. XIX в. в большинстве европейских стран еще сохранялось рабство, а положение рабочих было бедственным. Кроме того, большое значение имеет и фактор географического расположения страны [6]: так, Европа в Средневековье заимствовала некоторые положения римского права, в то время как на Руси этого не происходило; данное обстоятельство стало одним из важных факторов различий правовых систем России и европейских государств. Необходимо также учитывать и такой важный фактор, как формально принятые законы, и их фактическое исполнение: различие было колоссальным. Кроме того, большое влияние оказывали и ментальные установки, а также стереотипы архаического сознания, что обычай гораздо лучше может защитить человека, чем закон.

2. Признание одной из ведущих задач педагогического процесса воспитание чувства собственного достоинства учащегося как базовое для формирования правовой и гражданской культуры. Чувства собственного достоинства и самоуважения являются очень важными мировоззренческими установками в формировании личности учащегося, его гражданской культуры и моральных качеств [7].

3. Знакомство будущих педагогов с методами профилактики преступности несовершеннолетних, а также медиации при работе с несовершеннолетними правонарушителями [8, с. 40].

Для совершенствования подготовки студентов педагогических специальностей можно также проводить регулярные консультации юристов-практиков, имеющих опыт работы в сфере ювенального права, а также организовывать тренинги по обучению разрешения конфликтных ситуаций в отношениях работников образовательных учреждений с учащимися и их родителями.

Список использованной литературы:

1. Ольбрехт П.С., Москаленко М.Р. Правовые аспекты взаимодействия с учащимися и их родителям как фактор профессиональной деятельности педагога // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 492-495.

2. Ольбрехт П.С., Першина В.М., Москаленко М.Р. Некоторые вопросы правового обеспечения взаимодействия работников образовательных учреждений с учащимися и их родителями // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 29 мая 2015 г. Воронеж: АНОО ВПО «Воронежский экономико-правовой институт», 2015. С. 5962.

3. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // «Quaestio Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.

4. Ларионова М.Б. Источники для реконструкции повседневных практик помещиков Пермской губернии (XIX в.) // Повседневность в российской провинции Х1Х-ХХ вв. Материалы Всероссийской научной конференции: В 2 частях / Е.С. Субботина (отв. за выпуск). Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2013. С. 328-334.

5. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

6. Москаленко М.Р. Военно-оборонные вызовы для России: географический фактор и исторический прогноз // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 51-58.

7. Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.

8. Ожиганова М.В. Восстановительное правосудие как альтернативная форма уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Уголовная юстиция. 2013. № 2. С. 38-40.

© Москаленко М.Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.