Научная статья на тему 'Особенности использования модели делового совершенства EFQM'

Особенности использования модели делового совершенства EFQM Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1316
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUALITY MANAGEMENT / EXCELLENCE MODEL EFQM / CUSTOMER APPROACH / PERSONNEL INVOLVEMENT / PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT / LEADERSHIP / ORGANIZATION POSSIBILITIES / ORGANIZATION RESULTS / CONTINUOUS IMPROVEMENT AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Ирина Валериевна

В статье рассматриваются подходы к содержанию модели делового совершенства EFQM, структура модели, принципы и методика ее построения, возможности применения и особенности для российской практики управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF THE EXCELLENCE MODEL EFQM USING

The article is devoted to different approaches to the EFQM excellence model, its structure, principles and methods, possibilities of using and special aspects of practice management in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности использования модели делового совершенства EFQM»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА ЕРОМ И.В. Логунова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье рассматриваются подходы к содержанию модели делового совершенства Е¥<2Ы, структура модели, принципы и методика ее построения, возможности применения и особенности для российской практики управления

В настоящее время тенденции развития общества и экономики таковы, что определяют необходимость более быстрого реагирования предприятий на внешнюю среду и запросы потребителей, что в свою очередь ставит соответствующие задачи перед научным сообществом в плане поиска и разработки принципиально новых подходов для обеспечения эффективности функционирования предприятий. Одним из таких научных направлений является управление качеством, которое к настоящему

моменту имеет не только высокий уровень научной

проработки, но и практическую реализацию. Управление качеством определяется большим числом подходов к содержанию, что во многом объясняется диалектическими особенностями этого понятия. Так, изначально управление качеством рассматривалось применительно к минимальной доли брака выпускаемой продукции. В настоящее время под управлением качеством понимают определенную

концепцию управления предприятием, связанную не только с обеспечением соответствующего уровня

качества производимой продукции или услуг, но и управления всеми процессами и предприятием в целом. Основу менеджмента качества составляет процессный подход и ориентация на потребителя.

Направления менеджмента качества

разнообразны. Среди них можно выделить статистические методы контроля качества, концепцию «шесть сигма», различные модели управления качеством, в том числе европейскую модель качества EFQM. Рассмотрим содержание и особенности модели делового совершенства EFQM, которая приобретает в последнее время все большую популярность, подробнее.

Модель делового совершенства предложена Европейским фондом менеджмента качества EFQM, основанным в 1988 г. 14 ведущими компаниями (Bosh, BT, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer, Volkswagen). В настоящее время Фонд представляет собой партнерство более 750 различных организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе [3].

Содержательное толкование модели делового совершенства неоднозначно. Во-первых, модель делового совершенства - это структура своей системы менеджмента качества. Во-вторых, это инструмент для самооценки путем определения своего места на пути к совершенству, который помогает понять недостатки и побуждает к решениям. В-третьих, модель представляет собой систему разработки и реализации инициатив по улучшению деятельности.

В-четвертых, модель является основой общего языка и способа мышления на всех уровнях организации [3].

Модель делового совершенства EFQM имеет несколько целей практического использования, к которым относятся следующие: проведение

самооценки; независимая оценка деятельности организации экспертами EFQM на неконкурсной основе; проведение конкурса на соискание Европейской премии по качеству (European Quality Award).

Модель делового совершенства основана на восьми принципах: ориентированность на результат; концентрация усилий на достижении удовлетворенности потребителя; лидерство и постоянство цели, управление процессами и явлениями; развитие и вовлеченность персонала; постоянное изучение; нововведения и улучшения; развитие партнерства; корпоративная социальная ответственность.

В рамках каждого из указанных принципов определяется понятие совершенства, что отражено в таблице [3].

Рассмотрим содержание некоторых принципов подробнее. Ориентированность на результат связана с формулированием и реализацией целей. Цель -генеральный императив, обеспечивающий желаемое состояние объекта управления и его отдельных параметров в будущем. Цель - конкретный результат или итог, который должен быть достигнут к определенному сроку.

Цели имеют большое значение в деятельности предприятия: отражают общую идею создания и развития предприятия; уменьшают неопределенность действий персонала, способствуют сплочению персонала фирмы, показывают необходимость и законность работы фирмы, являются исходной точкой планирования и выработки решений, определяют организационные отношения, мотивацию и контроль.

Кроме того, эффективность функционирования предприятия во многом зависит от системы целей, которая определяется как совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей. Общие цели отражает концепцию развития предприятия в целом и важнейшие направления ее деятельности, раскрывает сущность миссии -финансовая устойчивость, увеличение выпуска продукции, увеличение доли рынка и т. д. Специфические цели конкретизируют общую цель (цели подразделений и групп персонала и т.д.) [6].

Для эффективной реализации целей особое значение приобретает правильная формулировка целей с помощью SMART-технологии, содержание которой сводится к следующему.

S - specific - каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

M - measurable - цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

A - assignable - цель должна быть неслучайной, обоснованной;

R - realistic - цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;

T - time related - цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (контрольные точки) ее достижения [4].

Определение совершенства по принципам модели EFQM

Название принципа Определение совершенства

1. Ориентация на результаты Совершенство - это достижение результатов, которые удовлетворяют все заинтересованные стороны

2. Ориентация на потребителя Совершенство - это создание ценностей для потребителя

3. Лидерство и постоянство цели Совершенство - это видимое и вдохновляющее лидерство в сочетании с постоянством целей

4. Менеджмент на основе процессов и фактов Совершенство - это управление организацией через сеть взаимодействующих и взаимосвязанных процессов, систем и фактов

5. Развитие и вовлеченность персонала Совершенство - это обеспечение максимального вклада работников путем их развития и вовлечения

6. Постоянное изучение, инновации и улучшения Совершенство - это постоянный поиск возможностей улучшений и инноваций на основе приобретения новых знаний

7. Развитие партнерства Совершенство - это развитие и поддержка партнерских отношений, добавляющих ценность

8. Корпоративная социальная ответственность Совершенство - это выход за минимальные законодательные требования, в рамках которых функционирует организация, и приложение усилий для того, чтобы понимать и реагировать на ожидания общества.

Принцип развития и вовлеченности персонала в модели делового совершенства определяется компетентностью и вовлеченностью персонала. Компетентность - знания и навыки, которые человек применяет для достижения цели или выполнения задания. Увлеченность - сочетание побуждения и уверенности человека в своих силах применительно к конкретной цели или заданию [1].

Принцип осознания социальной ответственности определяется как определенный уровень добровольного отклика предприятия на социальные проблемы (отсутствие дискриминации при найме на работу, неэтичная реклама, игнорирование общественного мнения в целом). Кроме того, следует принимать во внимание, что предприятие имеет и юридическую ответственность, которая определяется как следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация.

Модель делового совершенства включает 9 критериев, при этом по 5 критериям оцениваются возможности (ресурсы) предприятия (лидерство, стратегия и политика, персонала, партнерство и ресурсы, процессы), а по 4 критериям оцениваются результаты деятельности предприятия (для потребителей, для персонала, для общества, ключевые результаты). Каждый критерий модели имеет балльную оценку, при этом общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Две группы критериев модели - возможности и результаты имеют эквивалентные максимальные оценки по 500 баллов, что отражает одинаковую важность как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется. Следует отметить, что кроме балльной оценки

каждый критерий имеет все, который устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели. Вес критериев может меняться в зависимости от изменений во внешней среде и накапливаемого опыта использования модели. Структура модели делового совершенства EFQM и баллы по критериям представлены на рисунке [3].

Оценка критериев модели делового совершенства может проводиться с помощью логики RADAR: R results - результаты; A approach - подход; D deployment - развертывание; A assessment - оценка; R review - пересмотр [3].

Соответствие деятельности организации критериям модели делового совершенства может быть признано на 5 уровнях.

Первый уровень - стремление к совершенству (Committed to Excellence) - подтверждается сертификатом и знаком EFQM (проводится на неконкурсной основе).

Второй уровень - признанное совершенство (Recognized for Excellence) - подтверждается и знаком EFQM (проводится на неконкурсной основе).

Третий уровень - Финалист конкурса

европейской премии качества (Finalist European Quality Award) подтверждается дипломом и знаком EFQM.

Четвертый уровень - призер конкурса

Европейской премии качества (Prize Winner European Quality Award) - подтверждается дипломом, знаком и призом EFQM.

Пятый уровень - победитель конкурса

Европейской премии качества (Winner European Quality Award) - подтверждается дипломом, знаком и памятным кубком EFQM [2].

ИЗУЧЕНИЕ И ИННОВАЦИИ

Модель делового совершенства EFQM

Модель делового совершенства EFQM является бизнес-моделью, с помощью которой можно оценить деятельность любой организации, кроме того, можно сравнить полученные результаты с эталоном, с показателями лидеров и конкурентов. Другими словами, модель EFQM создает возможности для проведения бенчмаркинга на основе критериев модели. Вступление в Фонд, создание системы управления на основе критериев модели делового совершенства обеспечивает организации ряд преимуществ:

- использование базы данных лучших бизнес-решений в сфере менеджмента, включая опыт более 700 ведущих предприятий различных отраслей;

- проведение эталонного сопоставления с лучшими предприятиями Европы, получившими Европейскую премию качества;

- установление контактов с предприятиями своей отрасли, которые являются членами EFQM;

- получение консультаций экспертов EFQM в процессе реализации проектов совершенствования бизнеса;

- участие в конкурсе на соискание Европейской премии качества и получение сертификата;

- выступление в роли эксперта Европейской премии качества;

- свободное использование членства в EFQM и логотипа в рекламных и РЯ-акциях [5].

Использование модели делового совершенства имеет некоторые особенности для российской практики. Ключевыми критериями модели делового совершенства в России являются политика и стратегия в области качества и удовлетворенность потребителей качеством продукции [2].

В настоящее время порядка десяти организаций участвовали и участвуют в деятельности EFQM. К таким организация относятся пивоваренная компания «Балтика», концерн «Калина», Всероссийская организация качества [5].

Целями и задачами Всероссийской организации качества являются: активная помощь российским предприятиям в улучшении своей деятельности с использованием самооценки по модели EFQM; обеспечение возможности подтверждения этих улучшений сертификатами EFQM и участием в конкурсах на соискание Европейской премии по качеству [2].

Таким образом, модель делового совершенства EFQM позволяет построить эффективную систему управления организации любой отрасли, представляет собой инструмент бенчмаркинга для использования опыта ведущих компаний и имеет широкие возможности использования в России в связи с расширением экономического пространства и необходимостью применения современных методов управления на отечественных предприятиях.

Литература

1. Бланшар К. Три ключа к созданию новой структуры управления / К. Бланшар, Д.П. Карлос, А. Рэндолф; пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн.: ООО «Попурри», 2004. 304 с.

2. Гусаков Ю. Модель делового совершенства EFQM и ее применение в России / Ю. Гусаков, Е. Тавер

3. Европейский фонд по управлению

качеством EFQM // http: //www .ckovok. ru/efqm. htm

4. Калинин С.И. Тайм - менеджмент:

практикум по управлению временем / С.И. Калинин. СПб.: Речь, 2006. 371 с.

5. Маслов Д. Европейский уровень качества / Д.Маслов // Консультант, № 6, 2008.

6. Томпсон мл. Артур А. Стратегический

менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Томпсон мл. Артур А, Ш.А. Стрикленд; 12-е

издание: пер. с англ. М.: Издательский дом

«Вильяме», 2002. 28 с: ил.

^ 8(4732) 37 - 05- 05

Ключевые слова: управление качеством, модель делового совершенства EFQM, ориентация на потребителя, вовлеченность работников,

процессный подход к управлению, лидерство, возможности организации, результаты

деятельности организации, постоянное

совершенствование и инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.