4. Денисова Г. В. В мире интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003. 298 с.
5. Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург; Пермь: Изд-во Урал. ун-та, 1995. 144 с.
УДК 808.2+37.022(075.8)
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Статья посвящена использованию кейс-метода на занятиях по русскому языку как иностранному. Метод, пришедший в методику иностранных языков из бизнес-обучения, позволяет более эффективно формировать и совершенствовать речевую и коммуникативную компетенции обучаемых.
Ключевые слова: кейс-метод, коммуникативный метод, методика русского языка как иностранного.
6. Оболенская Ю. Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М.: Высшая школа, 2006. 336 с.
© Айданова Ю. Ф., 2014
В. В. Бесценная, Е. В. Федяева V. V. Bestsennaya, E. V. Fedyaeva
SPECIFICITY OF THE CASE METHOD USAGE IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
The article is devoted to the use of the case method at the lessons of Russian as a foreign language. The method was borrowed from business training into the methods of teaching foreign languages to build and improve verbal and communicative competence of the students more effectively.
Key words: case-method, communicative method, methods of Russian as a foreign language.
Рынок образовательных услуг в России предлагает современные и адаптированные к нынешним реалиям учебные программы. При этом нередко студенты, даже блестяще окончившие высшие учебные заведения, не вполне подготовлены к реальной жизни, поскольку усвоенные теоретические знания не подкрепляются практическими умениями. Нельзя не отметить и некоторый отрыв отечественной науки и методики преподавания от тенденций и методик преподавания за рубежом, многие элементы которых могли бы быть успешно использованы в процессе подготовки квалифицированных кадров. Одной из таких методик является популярный и давно успешно применяемый в бизнес-образовании кейс-метод, направленный на выработку практических навыков анализа, принятия решений и оценки последствий.
На занятиях по русскому языку данный метод может применяться для развития навыков ведения дискуссий, переговоров, для совершенствования умения общаться в команде, а также для эффективного использования в речи и закрепления изучаемого лексического и грамматического материала.
Теоретико-методологическую базу этого метода составляет современный активный подход к обучению. За рубежом кейс-метод используется достаточно давно, он «...зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале ХХ века. В 1920 г. после издания сборника кейсов был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций)» [1]. Как правило, кейсы наиболее активно используют на занятиях по менеджменту, маркетингу, статистике, а также бизнес-праву. В настоящее время кейсы активно используют и на заня-
тиях по русскому языку. Суть данного метода заключается «...в том, что студенту предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений» [1].
Основные идеи кейс-технологии:
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на поставленный вопрос.
2. Акцент обучения переносится не на получение информации в готовом виде, а на формирование личного, индивидуального знания, на сотворчество студента и преподавателя.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, то есть в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропре-образования.
Метод способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою. Обучаемые получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Кейсы, выбранные для изучения, должны прежде всего по своему объему и уровню сложности соответствовать уровню и степени подготовленности обучаемых (уровень владения языком является определяющим фактором). Описываемая ситуация должна быть «живой», позволяющей, как и в реальной жизни, выбирать из множества решений и содержащей ряд факторов, которые приводят к спорам в группах, заставляют размышлять, предлагать и оценивать различные варианты решения на русском языке с использованием изучаемой лексики. Презентация результатов работы предполагает выступление либо одного, либо нескольких представителей от каждой группы, а затем подведение итогов, которое (в отдельных случаях) может быть доверено самим студентам, хотя преподаватель оставляет за собой право вмешаться и либо добавить, либо исправить сказанное обучаемым.
Приведем примеры кейсов по темам для обучаемых с различным уровнем владения русским языком (ЭУ - элементарный уровень, БУ - базовый уровень, ТРКИ-1 - I сертификационный уровень), разработанные для курсантов-иностранцев Омского автобронетанкового инженерного института. Кейс представляет собой проблему, сформулированную с помощью вводящего в ситуацию текста. Далее курсанту предлагаются ключевые задания, помогающие овладеть лексическим, грамматическим материалом и речевыми моделями, которые позволят решить проблему. И, наконец, называется тот материальный объект (газета, альбом, интернет-страница, аудиозапись и проч.), в форме которого обучающийся должен оформить свои идеи.
Тема «О себе».
Кейс № 1 (ЭУ). Газета «Здравствуйте! Это мы!».
«Октябрь. В институт приехали новые курсанты. Много новых групп, новых лиц... Вот курсант из Африки, а вот курсант из Азии. Давайте познакомимся!»
Ключевые задания.
1. Напишите о себе небольшой текст. Вам помогут вопросы: а) Как тебя зовут? б) Откуда ты? в) Сколько тебе лет? г) Что ты любишь делать в свободное время? д) Кто твои друзья?
2. Найдите фотографии или нарисуй иллюстрации к тексту.
3. Вместе с друзьями оформите газету «Здравствуйте! Это мы!».
4. Повесь газету в коридоре вместе с газетами других групп. Прочитай газеты своих друзей.
Кейс № 2 (БУ). Автобиография.
«Канцелярия требует от курсантов подготовительного курса автобиографию для личного дела. Курсант Нокхам не знает, как её написать. Это проблема».
Ключевые задания:
1) Создайте текст, заполнив пропуски в ответах:
Я, (ФИО), родился (страна, город) в _ году.
В_году я пошёл в школу. В_году я
окончил школу и (поступил в колледж/институт/университет/на военные курсы). В_году я пошёл в армию
и служил (1 год/2 года/3 года). В _ году я поехал
учиться в Россию. Сейчас я учусь в Омском автобронетанковом инженерном институте на подготовительном курсе. Я буду (танкистом/автомобилистом).
2) Напечатайте автобиографию на компьютере.
Кейс № 3 (ТРКИ-1). «Моя интернет-страничка».
«Офицер монгольской армии Гантулга Доржготов 2 года назад окончил Омский танковый инженерный институт. Сейчас он живёт и трудится в Улан-Баторе. Но каждый вечер он имеет возможность общаться с бывшими однокурсниками и теми, кто учится в институте сейчас, потому что он зарегистрирован в социальной сети Facebook. Курсант подготовительного курса из Монголии Амарболд хотел бы подружиться с Гантулгой и другими ребятами из института, чтобы дружить и обмениваться новостями».
Ключевые задания:
1) Продумайте информацию по пунктам электронной анкеты. Если вы уже являетесь пользователем этого сайта, зарегистрируйтесь на аналогичных русских сайтах «Одноклассники» или «ВКонтакте».
2) Выберите главное фото или картинку, которая будет выражать ваше настроение на сегодня (аватарка). Добавь фото, которые кажутся вам самыми важными и/или интересными.
3) Найдите любимую музыку, закачай её (запиши названия песен по-русски).
4) Придумайте или вспомните несколько интересных фраз, которые можно было бы поставить в качестве статуса.
Кейс № 4 (ТРКИ-1). «Я через 10 лет» (альбом или газета).
«Когда-то маленький Али учился в школе и мечтал о сотовом телефоне. А ещё он хотел поскорее вырасти и стать военным. Сегодня он учится в России в танковом институте. У него появились новые мечты, но мечту о военной карьере он не оставил и воплощает в жизнь каждый день».
Ключевые задания:
1) Подумайте, хотите ли вы через 10 лет иметь свою семью? Если да, то какой вы видите свою жену (возраст, профессия, внешность, характер), своих детей?
2) Каким вы видите ваш дом? Где он находится, в городе или в деревне? Что вы видите около дома (гараж? огород? сад? бассейн?)
3) Представьте себя в профессии. Чем вы занимаетесь? Чего достигли?
4) Как вы проводите свободное время? Есть ли в вашей жизни место спорту? путешествиям?
5) Создайте иллюстрированный альбом или газету «Я через 10 лет».
Тема «Моя семья».
Кейс № 1 (ЭУ). Схема «Генеалогическое древо».
«Посмотрите на генеалогическое древо семьи Завута. Вот курсант Армандо. Ему 20 лет. Он учится в танковом институте. А вот его родители. Это отец. Его зовут Ороже.
Он военный, полковник. А это мама. Её зовут Мария. Вот братья. Их зовут Антонио и Симао. Они студенты и учатся в институте экономики. А это сестра Этна. Она школьница. Вот дедушки. Они военные пенсионеры. А это бабушки. Они домохозяйки. У Армандо большая и дружная семья».
Ключевые задания:
1) Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи.
2) Подпишите имена, профессии и возраст ваших родных.
3) Расскажите друзьям в группе о своей семье.
Кейс № 2. (БУ). Газета «Наши родители».
«Гантулга очень любит своих родителей. Его отец - водитель автобуса, а мама - медсестра. Отец из большой семьи. У него 10 (!) братьев и сестёр. Отец старший, поэтому много трудился в детстве. Помогал своим родителям по хозяйству, смотрел за младшими детьми. Поэтому отец Гантулги такой добрый и заботливый. И мама Гантулги внимательная и терпеливая. Её профессия - самая гуманная, мама работает в детской поликлинике. В свободное время отец любит играть с детьми в футбол, кататься на лошади. Он купил Гантулге отличную лошадь на день рождения. А мама отлично готовит. Никто в мире так вкусно не делает монгольское национальное блюдо - печенье на бараньем жире. Сегодня все курсанты вспоминают родителей и готовят газету про них».
1) Сделайте газету о своих родителях. Найдите фотографии, а если хорошо рисуете - нарисуйте.
2) Напишите тексты, в которых расскажите о родителях, их профессии, хобби, ваших отношениях с ними.
3) Вспомните об интересном дне, который провели вместе с родителями. Может быть, это был праздник? Или поход в кино или на стадион?
4) Оформите ваши добрые слова о маме и папе в газете. Скажите спасибо, что они есть у вас.
Кейс № 3 (ТРКИ-1). Презентация «Семейный праздник».
«Завтра в Лаосе Новый год. Он будет идти целых 3 дня. Семья Интхавонга активно готовится к празднику. Старшие уже купили подарки. Папу и маме - новую красивую одежду, младшим - водяные пистолеты. Ведь Новый год в Лаосе - это праздник воды. Кончается сухой сезон, скоро пойдёт долгожданный дождь. Завтра весь Лаос будет обливаться водой, чтобы «смыть» всё плохое, стать чистым, новым и войти в новый год без старых проблем. А ещё вся семья пойдёт завтра в храм. Это праздничная традиция - ходить в храм с цветами. После этого вся семья поедет на водопады, чтобы отдыхать, смотреть на воду и купаться».
Ключевые задания:
1) Подготовьте материалы - тексты и фото - о празднике в вашей стране. Как ваша семья к нему готовится?
2) Оформите материалы в презентацию. Покажите её друзьям из других стран, ответьте на их вопросы.
Кейс № 4 (ТРКИ-1). «Дом моей мечты» (план).
«Антонио мечтает. Через 10 лет он майор, живёт на родине, наверное, у него большая семья: жена и пятеро детей. Для большой семьи нужен большой дом. Сколько нужно комнат? Сколько этажей? Где его построить? Нужно не забыть про гараж, бассейн, тренажёрный зал. А на что похож дом вашей мечты?»
Ключевые задания:
1) Нарисуйте план будущего дома. Подпишите комнаты по их назначению: где кухня? гостиная? туалет и душ? детская? ваш кабинет? комната жены?
2) Что вокруг дома? Есть ли гараж? огород? сад? бассейн?
3) Составьте рассказ о своём доме, расскажите о нём своим друзьям.
Тема «Учёба. Мой институт».
Кейс № 1 (ЭУ). Коллаж «Мой институт».
«Жорж волнуется. Вчера он приехал из Анголы в Россию. Новый незнакомый город встретил Жоржа снегом и морозом. У него ещё нет друзей, и он совсем не знает институт. Где столовая? Где библиотека? Где он будет учится? С кем он будет жить в одной комнате?»
Ключевые задания:
1) Нарисуйте план института. Напишите, что где находится? (столовая, чайная, санчасть, библиотека, кафедра русского языка, плац, КПП).
2) Сфотографируйте или нарисуйте интересные моменты из жизни института.
3) Создайте коллаж, в который войдут рисунки и фото из жизни института и подписи к ним.
Кейс № 2 (БУ). Распорядок дня (таблица).
«Военные любят дисциплину и порядок. Каждое утро звучит команда «Подъём!» и начинается новый день. Сколько нужно успеть сделать. И зубы почистить, и умыться, и на построение не опоздать, и позавтракать... Суксахон - новый курсант. У кого спросить, когда завтрак, когда занятия?»
Ключевые задания:
1) Соедините в пары мероприятие и время его проведения, например: 6:30 - подъём; 7:40 - 8:10 - завтрак; (зарядка, учебные занятия, обед, самостоятельная работа, воспитательные и спортивные мероприятия, ужин, свободное время, вечерняя поверка, отбой).
2) Начертите и заполните таблицу «Распорядок дня».
Кейс № 3 (ТРКИ-1). Реклама института.
«Галбадрах окончил школу. Куда пойти учиться? Папа
хочет, чтобы сын стал врачом. Это престижная и высокооплачиваемая работа. А ещё врачи помогают людям. Мама хочет, чтобы Галбадрах стал инженером. Это интересно и перспективно. А брат прислал ему письмо из военного института. Галбадрах, приезжай в наш институт! Будешь танкистом!»
Ключевые задания.
1) Создайте рекламный буклет нашего института. Соберите информацию по таким вопросам, как «Специальности, которые можно получить в институте», «День курсанта», «Свободное время», «Новые друзья (страны, представленные на спецфакультете)».
2) Подберите фотографии, иллюстрирующие эти темы.
3) Объедините тексты и фотографии в рекламном буклете «Приезжай учиться к нам»!
Кейс № 4 (ТРКИ-1). Школьный альбом (фото или рисунки и интересные истории из школьной жизни).
«Ахмед вспоминает о школе в Алжире с большой теплотой. В школе были замечательные друзья, любимый учитель, концерты, библиотека. К сожалению, у Ахмеда
нет школьного альбома. Но он привёз в Россию несколько фотографий из школы. Это было бы интересно, сделать альбом, как это делают в России. Дополнить его фотографиями и интересными историями.»
1) Подберите фотографии, рассказывающие о вашей школе, вашем классе и учителях. А может быть, вы хорошо рисуете? Попробуйте нарисовать их!
2) Вспомните о друзьях и учителях, какие они были по характеру? Почему вы их любили?
3) Вспомните 2-3 интересные истории из школьной жизни.
4) Оформите эти воспоминания в альбоме.
Тема «Моя страна/мой родной город».
Кейс № 1. Рекламный буклет (фото+подписи).
«Курсант Гансух приехал из Монголии. А Томе - из
Мозамбика. Вот Лисбан. Он с Кубы. А это Ахмед из Иордании. Курсанты из каких стран учатся на специальном факультете нашего института? Больше 20! Давайте путешествовать. Сделайте рекламный проспект с информацией о своей стране и расскажите об интересных местах, где вы советуете побывать своим друзьям из других стран».
Ключевые задания:
1) Найдите в Интернете фото, на которых есть красивые и интересные места вашей родины.
2) Подумайте, что вы о них расскажите. Почему вы советуете поехать туда и увидеть это «своими глазами».
3) Наклейте фотографии и напишите информацию.
Кейс № 2. Презентация «Моя страна».
«Сегодня ответственный день! Курсант Сайсомпхенг едет в университет им. Ф. М. Достоевского, чтобы рассказать о своей стране. Он очень волнуется. Конечно, он долго готовился и составил замечательную презентацию о Лаосе, где есть информация о географии, экономике, политике и культуре Лаоса. Ему будет помогать друг Сие-вингсай, который приготовил интересные клипы о туризме в Лаосе, о традиционной свадьбе и даже моде. Пожелаем им удачи! А вы хотели бы участвовать в конференции? Подготовьте свои материалы для интересного рассказа о любимой родине».
1) Вспомните или найдите в Интернете информацию о своей стране. Переведите её на русский язык, если она записана на вашем родном языке.
2) Найдите интересные фото, географические карты, рисунки, чтобы рассказать о географии, политике, экономике и культуре своей страны.
3) Составьте по найденным материалам презентацию.
4) Найдите небольшие видеоматериалы по теме.
5) Расскажите курсантам других групп о своей стране.
Кейс № 3. Экскурсия (Разработка плана путешествия).
«Хамза и Бухмис - друзья. Хамза из Иордании, а Бух-мис из Алжира. Скоро летние каникулы. Хамза пригласил Бухмиса к себе в гости. Он хочет познакомить его со своей семьёй и показать ему Иорданию. Хамза планирует интересное путешествие. Бухмис увидит древний город Петру,
столицу Иордании - город ... и будет купаться в Мёртвом море! Это будет незабываемое путешествие! А что бы вы хотели показать друзьям в своей стране?»
Ключевые задания:
1) Распечатайте или нарисуйте карту своей страны.
2) Отметьте те места, которые вы хотите показать.
3) Составьте план экскурсии (календарь, пункты остановки, небольшие рассказы об интересных местах).
4) Обсудите с друзьями по группе ваш план. Что они одобрят, а что добавят или посоветуют убрать?
Кейс № 4. Фестиваль «Радуга культур» (выступление).
«В прошлом году наши курсанты участвовали в фестивале «Омск - город встречи». Посмотрите на эти фотографии. К нам приезжали студенты из университета им. Ф. М. Достоевского, из технического университета и медицинской академии. В фестивале приняли участие молодые люди из 15 стран! Для участия нужно было подготовить концертный номер и представить небольшую, но яркую презентацию о своей стране. Сегодня к нам в институт пришло приглашение на фестиваль «Радуга культур», который состоится в апреле в техническом университете. Давайте готовиться!»
Ключевые задания:
1) Придумайте концертный номер. Что вы будете делать? Петь или танцевать? А может быть, вы готовы читать стихи или показать драматический номер?
2) Создайте презентацию о своей стране, отобрав самый интересный материал. Это может быть информация по истории или географии, культуре или туризму в вашей стране.
3) Проведите репетицию вашего выступления, скорректируйте содержание и длительность, если это необходимо. Удачного вам выступления!
Таким образом, обучение русскому языку как иностранному может проходить активно, интересно и коммуникативно при эффективном сочетании традиционной системы обучения и кейс-метода. При построении процесса обучения следует обратить внимание на выбор подходящих кейсов, их соответствие современным реалиям, возможность применения знаний, полученных на занятиях, а также психологической готовности курсантов для работы с кейсами. Все эти вопросы теоретического и практического характера необходимо учитывать при определении задач на перспективу, что позволит готовить специалистов международного уровня, востребованных и обладающих необходимыми теоретическими и практическими навыками и знаниями.
1. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. URL: http://www.portalnew.ispu.ru/ node/968.
© Бесценная В. В., Федяева Е. В., 2014