Научная статья на тему 'Особенности использования информационных технологий для повышения качества письменных работ'

Особенности использования информационных технологий для повышения качества письменных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА / INFORMATION TECHNOLOGY / WRITTEN WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревин Алексей Геннадьевич

Рассматриваются особенности использования информационных технологий при проверке письменных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the use of information technology when checking written work.

Текст научной работы на тему «Особенности использования информационных технологий для повышения качества письменных работ»

УДК 378.146

Ревин Алексей Геннадьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры экономических дисциплин

Смоленский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

г. Смоленск, Россия 214030, г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, 21 e-mail: aleksejrevin @yandex. ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Aleksey G. Revin

Candidate of Technical Sciences, Аssociate Professor Department of Economics

Smolensk branch of Russian Economic University them. GV Plekhanov Smolensk, Russia, 214030, 21, Normandia-Neman Str. e-mail: aleksejrevin@yandex. ru

FEATURES OF USE INFORMATION TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF WRITTEN WORK

Аннотация: рассматриваются особенности использования информационных технологий при проверке письменных работ.

Ключевые слова: информационные технологии, письменная работа.

Abstract: this paper discusses the use of information technology when checking written work.

Keywords: information technology, written work.

© Ревин А.Г., 2016

|щ ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

При выполнении письменных работ студенты в настоящее время широко используют разнообразные офисные информационные технологии, информационное обеспечение образовательной организации, электронные библиотеки, справочно-правовые системы, электронную почту. Однако качество письменных работ, их оформление и сроки представления на кафедру образовательной организации не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. Например, информационные технологии позволяют легко включать в письменную работу неоправданно большие фрагменты текста из учебной и научной литературы. Кроме того, представленная на проверку работа может содержать информацию, не имеющую никакого отношения ни к учебной, ни к учебно-методической области, что обнаруживается только при проверке работы «на плагиат».

Рассмотрим правовые и организационно-методические аспекты использования информационных технологий, которые позволят студентам подготовить письменные работы в срок и надлежащего качества.

В ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» как общие требования к реализации образовательных программ указываются различные образовательные технологии и электронное обучение. Под электронным обучением согласно ч. 1 ст. 16 этого же закона «понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [1].

В соответствии с п. 26 ст. 2 печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы рассматриваются как средства обучения и воспитания. В образовательных организациях, согласно п. 1 ст. 18, «формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным

92

справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам» [Там же]. Отметим, что при реализации профессиональных образовательных программ, согласно ч. 9 ст. 18, «используются учебные издания, в том числе электронные», определенные образовательной организацией.

Обратим внимание на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» образовательные организации «доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора» [2]. Согласно ч. 4 этого же приказа при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения в образовательных организациях «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств» [Там же]. Кроме того, в ч. 5 указывается, что образовательные организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. При этом образовательные организации «самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения» [Там же].

Приведенный анализ действующего законодательства показывает, что при электронном обучении образовательные организации имеют право самостоятельно формировать регламенты выполнения письменных работ, на-

93

|щ ВЕСТНИК 1111 НУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

правленные на достижение необходимого качества и включающие как сроки, так и особенности оформления. Следовательно, особую значимость приобретают отношения, возникающие по поводу и в связи с получением информации [См.: 3]. Обратим внимание на то обстоятельство, что объем и качество цитирования в письменных работах действующими нормативно-правовыми актами не регулируются.

Для проверки и обнаружения в текстах письменных работ заимствований используется коммерческий сервис «Антиплагиат-Вуз». При этом под заимствованием понимается «фрагмент текста, в котором содержится текст или часть текста источника» [См., например: 4, с. 4]. Как следует из справки сервиса, пользователь может определить, какая часть документа выполнена самостоятельно, а какая - заимствована. Именно сервис «Антиплагиат» ввел без внятного определения понятия «оценка оригинальности», «заимствования», «цитирование».

Пользователи существенно увеличили количество применяемых терминов. Появилось множество толкований понятий «заимствование (правомерное и неправомерное)», «цитирование (корректное и некорректное)», «несамостоятельное выполнение работы», «плагиат», «проверка на плагиат» и т. п. Вольное толкование указанных понятий и отсутствие внятных критериев оценки привели к тому, что качество письменных работ не улучшилось из-за появления сервисов, позволяющих «обходить антиплагиат».

В связи с изложенным предлагается вводить внутренние регламенты выполнения письменных работ. Такими регламентами должны быть определены не только правила оформления и объем письменных работ, но и даты консультаций, сроки сдачи работ, допустимые показатели цитирования, заимствования и оценки оригинальности. Принципиальное значение имеют промежуточные проверки на наличие заимствований и консультации преподавателя. Именно такие проверки позволят обеспечить надлежащее качество письменных работ в заранее определенные сроки.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 31.12. - № 53 (ч. 1).

2. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823) // Российская газета. - 2014. - 16 апр. - № 86.

3. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: учеб. пособие для вузов / Моск. ун-т МВД России; под ред. И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 335 с.

4. Работа в системе «Антиплагиат-Вуз» : метод. указания: [Электронный ресурс] / Брян. гос. тех. ун-т. - Брянск, 2014. - URL: http://www.tu-bryansk.ru/doc/inform/antiplagiat.pdf (дата обращения: 04.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.