ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВЫРАВНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЕРКОСУР
Д.А.Бедерак,
аспирант кафедры мировой экономики Уральского государственного экономического университета (г Екатеринбург) [email protected]
В статье проведен анализ неравномерного социально-экономического развития стран-членов МЕРКОСУР. Исследована практика применения финансовых инструментов (наднационального перераспределительного фонда) в асимметричных объединениях развивающихся стран на примере Южноамериканского общего рынка. Рассмотрены результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР.
Ключевые слова: асимметричная региональная интеграция, МЕРКОСУР, Фонд структурной конвергенции
УДК 339.924 ББК 65.5
Южноамериканский общий рынок был создан в 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На рубеже веков, в период экономического кризиса в Латинской Америке, существование МЕРКОСУР оказалось под угрозой из-за всплеска протекционистских настроений в странах-членах. После преодоления спада региональный блок вновь стал активно развиваться. В июле 2012 г. членство Парагвая было приостановлено ввиду нарушения демократических принципов в стране, однако блок пополнился новым членом в лице Венесуэлы. С 07.12.2012 г. начат процесс вступления в МЕР-КОСуР Боливии.
Объединение Южного конуса является таможенным союзом, хотя сохраняется таможенный контроль на внутренних границах. Единый таможенный тариф охватывает не все тарифные линии стран-участниц [1, с. 145-150]. В целом, интеграция благоприятно сказалась на развитии торговли между странами-членами. Накануне подписания Асунсьонского соглашения в 1990 г. доля взаимного экспорта Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая не превышала 9%, а взаимного импорта — 15%. В 1998 г. зафиксирован пик обоих показателей — 25,0% и 21,2%, соответственно. С начала 2000-х гг. доля внутриблоковой торговли в МЕРКОСУР стала снижаться. По итогам 2011 г. на экспорт внутри объединения пришлось 15,2%, на импорт — 16,0%. Отметим, что по интенсивности внутрирегиональной торговли МЕРКОСУР уступает ЕС (более 60%), НАФТА (около 40%) и АСЕАН (около 25%). Наибольшее внешнеторговое значение партнеры по интеграции имеют для Парагвая (50% экспорта и 41,7% импорта в 2011 г.), а наименьшее — для Бразилии (10,9% и 8,9%, соответственно) [2, 3].
Инвестиционные потоки в МЕРКОСУР регулируют два соглашения: Буэнос-Айресовский протокол/Buenos Aires Protocol
(касается инвестиций из третьих стран) и Колонийский про-токол/Colonia Protocol (касается инвестиций из стран-членов МЕРКОСУР). Оба документа приняты в 1994 г., но до сих пор не ратифицированы ни одной из сторон. Взаимные инвестиции в объединении остаются на крайне низком уровне: около 1,5% от общего объема ПИИ, поступивших в 2000-е годы. [4]. Причем в малых странах объединения в накопленных ПИИ доля Аргентины и Бразилии является значительной (более 30% в Уругвае и более 40% в Парагвае в 2011 г.). В то же время для самих Аргентины и Бразилии основными зарубежными инвесторами являются США и Испания. При этом добавим, что в Аргентине на бразильские ПИИ приходится около 7% накопленных иностранных инвестиций [5].
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) представляет собой ассиметричную региональную интеграцию типа «Юг-плюс» — «Юг-минус», т.е. объединяет догоняющие страны, имеющие разные уровни экономического развития. На протяжении более чем двадцати лет существования блока явным аутсайдером выглядит Парагвай. Причем, в абсолютном выражении ВВП на душу населения Парагвая рос, однако относительно среднего показателя объединения произошло снижение с 57,2% в 1991 г. до 34,8% в 2012 г. Впрочем, после окончательного присоединения Боливии Парагвай лишится звания наименее развитой страны интеграционной группировки. Среднедушевой ВВП в Боливии в 1991-2012 гг. составлял около 20-30% от среднего значения по МЕРКОСУР В остальных странах-членах данный показатель равен или превосходит среднее значение по объединению (рис.1).
Структура экономики стран-членов МЕРКОСУР относительно однородна. На сельское хозяйство приходится порядка 5-10% ВВП. Ожидаемо более высокий вклад первичный сектор имеет в Боливии (12-17% ВВП) и Парагвае (15-20% ВВП). В промышленности объединения создается около 30-40% добавленной стоимости, причем лидером является Венесуэла, где на индустриальный сектор приходится более половины ВВП. Сфера услуг доминирует в экономике всех стран-членов южноамериканского блока, кроме, соответственно, Венесуэлы [6].
Макроэкономическая ситуация в странах МЕРКОСУР отличается нестабильностью. Наибольшее влияние на их развитие за последние 20 лет оказали кризис конца 1990-х— начала 2000-х гг. и
Рис. 1. Динамика ВВП на д.н. в МЕРКОСУР в 1991-2012 гг. (долл. США)
Составлено автором по [6].
мировой экономический кризис 2008 г. В целом страны
1 48
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ Д
блока страдают от высокой инфляции и достаточно высокой безработицы, долговое бремя приемлемое. Социально-экономические показатели стран-членов МЕРКОСУР также довольно разнородны. По итогам 2012 г. Аргентина вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития (45-е место в мире из 187; ИЧР — 0,811). Три страны имеют высокий уровень человеческого развития: Уругвай (51 -е место; 0,792), Венесуэла (71-е место; 0,748), Бразилия (85-е место; 0,730). Наконец, аутсайдеры блока Боливия (108-е место; 0,675) и Парагвай (111-е место; 0,669) отнесены к странам со средним уровнем человеческого развития [7].
Отметим, что в МЕРКОСУР помимо дивергенции уровня экономического развития стран-участниц присутствует асимметрия масштабов. Крупнейшей страной объединения является Бразилия, на которую приходится более 60% территории блока, 68% населения и 70% ВВП. На две малые страны интеграции — Парагвай и Уругвай — в сумме приходится около 4% территории, 3,5% населения и 2,3% ВВП (таблица 1).
Таблица 1
Асимметрия масштабов в МЕРКОСУР
Страна Территория Население ВВП
млн км2 % млн чел. % млрд долл. %
Аргентина 2,74 19,93 41,09 14,15 474,87 14,79
Боливия 1,08 7,89 10,49 3,62 270,35 0,84
Бразилия 8,46 61,60 198,66 68,44 2252,66 70,14
Венесуэла 0,88 6,42 29,95 10,32 382,42 11,91
Парагвай 0,39 2,89 6,69 2,30 25,5 0,79
Уругвай 0,18 1,27 3,39 1,17 49,06 1,53
Составлено автором по [6].
Несмотря на наличие серьезных дисбалансов в МЕРКОСУР, активное обсуждение проблемы дивергенции началось лишь в 2003 г. во время председательства Парагвая в объединении. До этого времени малые страны блока получали только временные изъятия из общих решений [8]. В 2003 г. Парагваю удалось добиться особого статуса при переговорах с третьими странами, изменения методики определения страны происхождения товара, а также вместе с Уругваем — исключений из Единого таможенного тарифа и пониженных ставок импортной пошлины на капитальные, телекоммуникационные, сырьевые товары, информационные технологии и др. [9].
В декабре 2004 г. страны-члены Южного конуса приняли решение о создании Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM). Фонд формируется за счет ежегодных взносов стран-членов общей суммой в 100 млн долл., из которых Бразилия должна предоставить 70,0 млн долл., Аргентина — 27,0, Уругвай — 2,0 и Парагвай — 1,0 млн долл. Кроме того, страны могут добровольно делать дополнительные вложения, а также принимаются средства от третьих сторон и международных организаций. Согласно постановлению Совета общего рынка №18/05, в первый год работы FOCEM в 2006 г. страны перечислили 50% обязательных платежей (50 млн долл.), в 2007 г. — 75%
(75 млн долл.) [10]. С 2008 г. Фонд структурной конвергенции ежегодно пополнялся на 100 млн долл., причем в 2011-2013 гг. Бразилия добровольно внесла сверх обязательств 691,0 млн долл. [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Доходная часть FOCEM в 2012 г. достигла максимума в 729,5 млн долл., а в 2013 г. составила 685,7 млн долл. В 2013 г. Венесуэла, став полноправным членом объединения, направила в Фонд 27 млн долл. [16, 17].
Целью Фонда установили финансирование программ поддержки структурной конвергенции, роста конкурентоспособности и содействия социальному сплочению, особенно в малых странах и наименее развитых регионах, для улучшения институциональной среды и усиления интеграционного процесса [18]. Собранные средства распределены между четырьмя программами. Программа I «Структурная конвергенция» призвана способствовать развитию и структурной перестройке малых стран и наименее развитых регионов через проекты в сферах транспортного сообщения; электроэнергетики; водоснабжения и канализации; создания и распространения ископаемого топлива и биотоплива. В рамках Программы II «Развитие конкурентоспособности» финансируются НИОКР, модернизация производства, интеграция технологических цепочек, совершенствование систем контроля качества. Программа III «Социальное сплочение» призвана ускорить социальный прогресс, особенно в приграничных зонах, включая программы в интересах всего объединения в сферах здравоохранения, занятости и снижения бедности. Наконец, Программа IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» поддерживает прогресс наднациональных институтов МЕРКОСУР. В первые четыре года работы FOCEM предполагалось основную часть средств направить на Программу I, а на Программу IV выделять не более 0,5% бюджета [10].
Распределение финансовых ресурсов происходит по системе квот: Бразилия и Аргентина могут получить по 10% ассигнований, а основными бенефициарами являются Парагвай (48%) и Уругвай (32%) [10]. Для получения средств государственные органы власти страны-члена МЕРКОСУР представляют в свое Национальное техническое подразделение проект, соответствующий одной из перечисленных выше Программ, на сумму не менее 500 тыс. долл. (ограничение не действует для Программы IV). Базовыми требованиями к этим планам являются оптимизация использования природных ресурсов, снижение воздействия на окружающую среду, сохранение географической, экономической, социальной и культурной специфики места реализации. Ежегодно Комиссия постоянных представителей МЕРКОСУР утверждает норму социально-экономической отдачи для всех проектов (в 2008-2012 гг. — 6,25%, в 2013 г. — 5,5%) [12,13,14,15,16,17]. Отметим, что государство должно финансировать не менее 15% запланированной стоимости, при этом возможно участие в одном проекте нескольких стран одновременно. Национальные технические подразделения осуществляют первичный отбор проектов и их передачу в Комиссию постоянных представителей МЕРКОСУР для оценки на соответствие вышеописанным критериям. В течение 30 дней Комиссия передает все документы в Технический совет FOCEM, который совместно со Специальной экспертной груп-
Таблица 2
Функциональное и географическое распределение средств Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006—2013 гг.
Страна МЕРКОСУР Аргентина Бразилия Парагвай Уругвай
Программа\^^ проекты млн долл. проекты млн долл. проекты млн долл. проекты млн долл. проекты млн долл.
Программа I 19 466,7 1 23,7 3 11,5 10 256,0 6 175,5
Программа II 12 56,2 4 8,2 4 11,9 6 18,6 4 17,5
Программа III 8 47,2 1 5,2 1 17,0 3 20,8 3 4,2
Программа IV 4 0,7 — — — — — — — —
Всего 43 570,8 6 37,1 8 40,4 19 295,4 13 197,2
Примечания:
для каждой страны участие в многонациональных проектах учтено отдельно;
для Аргентины проект «Национальный университет им. Артуро Хауретче в партидо Флоренсио Варела — «полюс» местного и регионального развития», относящийся одновременно к Программе II и Программе III, учтен в числе проектов по Программе II.
Составлено автором по [20].
149
ft
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
пой готовит отчет о целесообразности и устойчивости проектов, а также о возможности их реализации с технической и финансовой точек зрения. Данный отчет вместе с меморандумом Комиссии постоянных представителей передается в исполнительный орган власти МЕРКОСУР Группу общего рынка, которая представляет проекты Совету общего рынка для одобрения их финансирования. На Секретариат МЕРКОСУР возложены обязанности по подписанию всех документов со странами-бенефициарами. Среди прочего подписывается финансовое соглашение, в котором указывается краткая суть и обоснование проекта, бенефициары, распределение финансовых обязательств, ответственная сторона. Контроль за реализацией проектов осуществляют Национальные технические подразделения и Технический совет Фонда [19]. Результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006-2013 гг. представлены в табл.2.
В 2006-2013 гг. одобрено 43 проекта на общую сумму 1,4 млрд долл. (включая будущее финансирование ряда проектов в 2014-2017 гг.). Фонд структурной конвергенции выделяет 69,7% необходимых средств (964,8 млн долл.), остальное покрывают страны-члены. В период 2007-2013 гг. из FOCEM потрачено 570,8 млн долл.
Наибольшее число проектов (19 или 44,2% от общего числа) реализуется по Программе I «Структурная конвергенция». Лидерство данной Программы по объему полученных денежных ресурсов также бесспорно: 466,7 млн долл., что составляет 81,2% всех ассигнований из Фонда. Развитие физической инфраструктуры в регионе является безусловным приоритетом FOCEM. Средства Программы I почти в равных долях распределены между 12 проектами по развитию транспортной сети и 3 проектами в сфере электроэнергетики. На 4 проекта по развитию систем водоснабжения и канализации приходится 8,6% финансирования «Структурной конвергенции». Отметим, что в рамках рассматриваемой программы реализуются 3 мегапроекта с объемом фондирования более 50 млн долл.: «Строительство линии электропередач 500 кВ Итайпу — г. Вилья Хайес, подстанции Вилья Хайес и расширение правобережной подстанции Итайпу» (получатель средств — Парагвай, 100 млн долл.); «Соединение линий электропередач 500 мВт Уругвай-Бразилия» (реципиенты — Бразилия и Уругвай, 83,1 млн долл.) и «Восстановление и асфальтирование участка дороги Консепсьон — Пуэрто Валлеми» (бенефициар — Парагвай, 75,3 млн долл.). На счету Программы II «Развитие конкурентоспособности» 12 проектов с объемом финансирования из Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР 56,2 млн долл. (9,8% выделенных Фондом в 2006-2013 гг. средств). По этому направлению реализовано два многонациональных проекта: в 2007-2011 гг. — «Программа действий «МЕРКОСУР, свободный от ящура и лихорадки (PAMA)» с участием Боливии; в 20112013 гг. — «Исследования, образование и биотехнологии для здоровья». В рамках Программы III «Социальное сплочение» насчитывается 8 проектов, на которые из FOCEM выделено 47,2 млн долл. (8,3% отчислений FOCEM). В свою очередь 4 проекта Программы IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» получили 0,12% ассигнований из Фонда или 0,7 млн долл.
В географическом разрезе крупнейшим бенефициаром Фонда структурной конвергенции, как и задумывалось, является Парагвай, получивший в 2006-2013 гг. 51,8% финансовых ресурсов. В свою очередь, в Уругвай направлено 34,6%, а в Бразилию и Аргентину — 7,1% и 6,5% соответственно. Во всех странах, кроме Бразилии, наибольшее число и суммы проектов относятся к Программе I. В Бразилии же единственный проект Программы «Социальное сплочение» — «Создание Библиотеки UNILA и Института повышения квалификации
МЕРКОСУР, Федерального университета латиноамериканской интеграции» с объемом финансирования в 17 млн долл. составляет 42% полученных страной ассигнований из FOCEM.
Обратимся к результатам работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР Из 43 одобренных проектов к 2013 г. завершены 31, в том числе все проекты Программы IV, многонациональный проект PAMA и мегапроект на гидроэлектростанции Итайпу. Многие исследователи отмечают «скромный» бюджет Фонда, который вряд ли может способствовать ощутимому выравниванию уровней экономического развития стран-членов блока. Действительно, выделенные FOCEM средства составляют менее 0,01% совокупного ВВП Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В свою очередь, полученные ассигнования даже в малых странах объединения не превышают 0,5% ВВП, а для Аргентины и Бразилии помощь из Фонда вообще ничтожно мала (табл.3).
Таблица 3
Объем полученных странами-членами МЕРКОСУР средств Фонда структурной конвергенции в 2008-2012 гг., % ВВП страны
Страна 2008 2009 2010 2011 2012
Аргентина 0,0003% 0,0002% 0,0008% 0,003% 0,004%
Бразилия 0,00008% 0,0005% 0,0005% 0,0005% 0,0002%
Парагвай 0,2% 0,1% 0,1% 0,4% 0,3%
Уругвай 0,002% 0,001% 0,001% 0,1% 0,2%
Составлено автором по [6,20].
В ситуации крайней ограниченности ресурсов некоторые специалисты предлагают усилить концентрацию средств и направить их в регионы, обладающие высоким экспортным потенциалом и слаборазвитой инфраструктурой. Коллектив авторов из Университета Антверпена при апробации собственной методики пришел к выводу о необходимости выбора Парагвая в качестве единственного бенефициара FOCEM [21]. Однако даже при сохранении существующей системы распределения финансовых ресурсов, по мнению экспертов ПРОООН, Фонд структурной конвергенции может оказать положительное влияние на развитие человеческого капитала в странах-членах МЕРКОСУР через повышение занятости населения [22]. Помимо этого, FOCEM вносит вклад в улучшение условий жизни населения и бизнес-среды через развитие инфраструктуры. Ярким подтверждением этого является мегапроект в Парагвае по строительству 347-километровой линии электропередач от ГЭС Итайпу. Парагвай не испытывает дефицита электроэнергии, однако система распределения электричества находится в плачевном состоянии вследствие многолетнего недоинвестирования. В результате в 2010 г. в столичном округе произошел блэкаут. Пользователями новой ЛЭП будут около трети домохозяйств в стране, половина коммерческих фирм, более 20% промышленных предприятий и более 18% государственных потребителей [23, 24].
Подведем итоги. В МЕРКОСУР наблюдаются различные типы асимметрии. По уровню социально-экономического развития явными аутсайдерами выглядят Парагвай и проходящая процесс присоединения Боливия. Именно по инициативе Парагвая создан Фонд структурной конвергенции. Малые страны Южного конуса являются основными бенефициарами FOCEM, а приоритетом финансирования — структурная конвергенция на основе развития физической инфраструктуры региона. Фонд является важным шагом в решении насущных проблем объединения, однако современный уровень финансирования не позволяет ожидать решения проблем отсталости стран-членов блока только за счет данного инструмента.
Литература
1. Шеров-Игнатьев, В.Г. Таможенные союзы в интегрирующемся мире. — СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. — 228 с.
2. International Trade Statistics 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2001_e/stats2001_ e.pdf (дата обращения: 11.09.2013)
3. International Trade Statistics 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf (дата обращения: 11.09.2013)
1 50
__________ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ Д
4. Regional Integration and Foreign Direct Investment in Developing and Transition Economies // UNCTAD Note. — 2012. — TD/B/ C.II/MEM.4/2 [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ciimem4d2_en.pdf (дата обращения:
14.09.2013)
5. Intracen Investment Map [Сайт]. URL: www.investmentmap.org (дата обращения: 14.09.2013)
6. World Bank [Сайт]. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 06.08.2013)
7. Доклад о человеческом развитии 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_RU.pdf (дата обращения: 14.08.2013)
8. Berrettoni, D., Lucangeli, J. MERCOSUR: Asymmetries and the MERCOSUR Structural Fund (FOCEM) [Электронный ресурс]. URL: http://www.iadb.org/intal/intalcdi/integracion_comercio/i_INTAL_IYT_34_2012_Berrettoni_Lucangeli.pdf (дата обращения: 11.06.2013)
9. MERCOSUR Report №13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencespo.fr/opalc/sites/sciencespo.fr.opalc/files/i_mercosur_ report_13[1].pdf (дата обращения: 11.06.2013)
10. MERCOSUR/CMC/ Dec. № 18/05 Integracion y funcionamiemto del Fondo para la convergencia estrectural y fortalecimiento de la estructura institucional del MERCOSUR [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercosur.int/msweb/Normas/normas_web/Decisiones/ ES/CMC_2005-06-19_NOR-DEC_18_ES_Fondos%20Estructurales.PDF (дата обращения: 16.08.2013)
11. MERCOSUR/CMC/Dec. № 28/06 Primer presupuesto del FOCEM [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/ SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/1E84D47EA8B0565183257BD0005DAC4B/$File/DEC_028-2006_ES_PrimerPresupuestoFOCEM. pdf (дата обращения: 19.08.2013)
12. MERCOSUR/CMC/Dec. № 44/07 Presupuesto del FOCEM para el ano 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur. int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/F3586991CF09B99A83257BD0005DA260/$File/DEC_044-2007_ES_%20Presupuesto%20FOC EM%202008.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
13. MERCOSUR/CMC/Dec. № 51/08 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/9AB69023E096BDF283257BD0005DF329/$File/DEC_051-2008_ ES_Presupuesto%20FOCEM%202009.pdf (дата обращения: 19.08.2013)
14. MERCOSUR/CMC/Dec. № 16/09 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/4F40076F1BF676B383257BD0005E25A6/$File/DEC_016-2009_ ES_Presupuesto%20FOCEM%202010.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
15. MERCOSUR/CMC/Dec. № 50/10 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/1477651221C3BF4083257BD0005E440D/$File/DEC_050-2010_ ES_Presupuesto%20FOCEM%202011.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
16. MERCOSUR/CMC/Dec. № 05/12 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Actualizaciуn del presupuesto 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/24DBD7BCB611A8FE83257BD0005E586E/$File/ DEC_005-2012_ES_Actualiz%20Presupuesto%20FOCEM%202012.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
17. MERCOSUR/CMC/Dec. № 48/12 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/97B4F2E8658925C583257BD0005EA327/$File/DEC_048-2012_ ES_Anteproyecto%20de%20Presupuesto%20FOCEM%202013.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
18. MERCOSUL/CMC/Dec. № 45/04 Fundo para a Convergencia Estrutural do MERCOSUL [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mercosur.int/msweb/Normas/normas_web/Decisiones/PT/DEC_045_04_Fundo%20Estrutural_Ata_02_04.PDF (дата обращения: 16.08.2013)
19. MERCOSUR/CMC/Dec. № 24/05Reglamento del Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/5A999ED0A74944A883257BD0005ED9E3/$File/DEC_024-2005_ES_ Reglamento%20del%20FOCEM.pdf (дата обращения: 16.08.2013)
20. Fondo para la Convergencia Estructural del MERCOSUR [Сайт]. URL: http://www.mercosur.int/focem/ (дата обращения:
19.08.2013)
21. Calfat, G., F^res, R.G., Rivas, A., Granato, M. Policymaking in Asymmetric Regional Integration: a Methodology for Allocating Cohesion Fund Resources [Электронный ресурс]. URL: http://www.ua.ac.be/download.aspx?c=.IOB&n=83953&ct=77447&e=237748 (дата обращения: 12.06.2013)
22. Regional Integration and Human Development: a Pathway for Africa [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/library/ PDFZRegIntegAndHumanDev_Africa_web.pdf (дата обращения: 06.09.2013)
23. Administracion Nacional de Electricidad — Paraguay [Сайт]. URL: www.ande.gov.py (дата обращения: 16.09.2013)
24. Convenio FOCEM № 03/10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercosur.int/focem/archivo.php?a=k41118k819k416c2k9kc k6kbk416c21315121ck8k6171216c213k7k9d113k415k4ka18k41cd1k612k9c2d2d5cfd3d2c2kc17k4kc1318c2d4d013k7k9k40a2&x=bfbf0 5e&y=keke0ac (дата обращения: 21.08.2013)
1 5 1