УДК 343.815
ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА ЛУКЬЯНЧУК,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии
(ВИПЭ ФСИН России), e-mail: 643351@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ КАК СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Реферат: уголовно-правовая природа одной из стадий реализации уголовной ответственности - исполнения наказания раскрывается путем системного подхода к пониманию полномочий суда по применению уголовных наказаний, компетенций органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также обязанности виновного в совершении преступления претерпевать ограничения и лишения, связанные с назначенным наказанием.
По результатам проведенного исследования установлено, что особенности стадии реализации уголовной ответственности при исполнении наказания в воспитательных колониях раскрываются в следующем:
обязанность лица претерпевать ограничения социального статуса в связи с совершенным виновным преступлением обусловлена пределами назначенного судом наказания;
исполнение наказания обеспечено требованиями раздельного содержания осужденных и положениями о режиме в исправительных учреждениях;
применение основных средств исправления осужденных способствует формированию уважительного отношения к объектам, находящимся под уголовно-правовой охраной;
наряду с неотвратимостью наступления судимости лица, отбывающие наказания, несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: уголовная ответственность, преступление, наказание, исправление, предупреждение, правовой статус, судимость.
В отечественной уголовно-правовой науке существует устойчивое мнение о том, что уголовная ответственность предполагает исполнение лицом, совершившим преступление, обязанности отвечать за общественно опасное деяние [1, с. 25; 2, т. 1, с. 222; 3, т. 3, с. 7; 4, с. 39; 5, с. 49]. Мы согласны с научным утверждением и придерживаемся научного тезиса о том, что исполнение гражданином этой обязанности обеспечено полномочиями суда по применению в установленном законом порядке конкретной меры государственного принуждения, а также компетенциями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. В рамках статьи попытаемся охарактеризовать особенности исполнения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних как одной из стадий реализации уголовной ответственности.
Применение наказания к лицу, признанному виновным в совершении преступления, предполагает деятельность суда, ориентированную на достижение нескольких целей: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступле-
ний. Деятельность суда при назначении наказания несовершеннолетнему подчинена общим правилам назначения наказания, указанным в ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), а также специализированным, установленным в ст. 89 УК РФ.
Реализация судом цели восстановления социальной справедливости обусловлена требованием уголовного закона об учете характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств совершения преступления и личности виновного. В то же время смягчающие и отягчающие обстоятельства также могут влиять на оценку степени общественной опасности преступления и преступника, то есть назначенное за совершенное преступление наказание должно быть справедливым. Не стоит забывать о таком правовом средстве справедливости наказания, как пределы назначения наказания, регламентированные Особенной частью УК РФ, при выполнении положений Общей части УК РФ.
Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае установления невозможности его исправления без
© Лукьянчук Е. О., 2016
изоляции от общества с указанием мотивов принятого решения.
Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину (ч. 6.1 ст. 88 УК РФ).
Минимальный срок лишения свободы в отношении несовершеннолетних, как и в отношении взрослых, составляет два месяца. В Правилах Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, указывается, что лишение несовершеннолетнего свободы должно всегда применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимально необходимого периода. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений.
Согласно уголовному закону лицам, осужденным к лишению свободы и не достигшим к моменту вынесения приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.
Открытые статистические данные ФСИН России свидетельствуют о том, что основная группа несовершеннолетних осуждена к лишению свободы на срок от трех до пяти лет. В 2015 г. к срокам в пределах от 3 до 5 лет приговорены 508 человек (АППГ - 552 человека) [6].
По состоянию на 1 июня 2016 г. на территории Российской Федерации функционируют 30 воспитательных колоний, в которых содержатся 1673 осужденных [7]. По официальным сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за январь - апрель 2016 г. на территории Российской Федерации органами предварительного расследования раскрыто 775 863 преступления, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии [8]. Только 0,21 % лиц, чья причастность к совершенным преступлениям установлена органами
следствия и дознания, оказываются под воздействием меры государственного принуждения - уголовным наказанием в виде лишения свободы. Наибольшее количество несовершеннолетних отбывают лишение свободы за совершение преступле-ний корыстно-насильственной направленности (ст. 161, 162 УК РФ). По состоянию на декабрь 2015 г. в воспитательных колониях из 1683 человек отбывали наказание 459 человек, осужденных за совершение разбоя либо грабежа, из них 24 человека -это лица женского пола (АППГ - 518 и 21 соответственно) [7].
Реализация обвинительного приговора предполагает исправительно-предупредительный процесс органом исполнения наказания, в который включены: осужденный, персонал учреждения, представители правоохранительной системы, гражданского общества и международных правительственных, неправительственных организаций [9].
В целях создания условий для исправления осужденного и предупреждения преступлений в учреждении персоналом особое внимание уделяется первоначальному этапу нахождения осужденного в колонии. Посредством постоянной работы по изучению индивидуальных особенностей осужденного выявляются возможности для формирования у него уважительного отношения к объектам, находящимся под уголовно-правовой охраной.
В практике функционирования современных воспитательных колоний важно соблюдение принципа раздельного содержания осужденных. Этому принципу служит система условий содержания различных категорий осужденных, которая действует дифференцированно. Исходя из срока наказания, фактически отбытого осужденным, и его поведения принимается решение о его размещении в строгих, обычных, облегченных либо льготных условиях отбывания наказания.
Осужденные, отрицательно характеризующиеся и достигшие возраста восемнадцати лет, но не отбывшие весь срок наказания, переводятся для дальнейшего отбывания лишения свободы из воспитательной колонии в ее изолированный участок, функционирующий как исправительная колония общего режима (при его наличии), или в исправительную колонию общего режима в порядке ст. 140 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ). Если оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится согласно ч. 3 ст. 139 УИК РФ по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором, то перевод в локальный участок воспитательной колонии или в исправительную колонию осужденного, достигшего возраста 18 лет, возможен в соответствии с ч. 2 ст. 140 УИК РФ только по решению суда. Все
осужденные, достигшие возраста 19 лет, по постановлению начальника воспитательной колонии переводятся для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима.
Обеспечительными мерами исполнения осужденным обязанности претерпевать лишения и ограничения, вызванные назначенным судом наказанием, выступают предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством компоненты системы индивидуальной профилактики:
- установленный порядок отбывания наказания осужденным к лишению свободы и постоянный мониторинг изменений его поведения наряду с выявлением лиц, потенциально способных вновь совершить преступление;
- определение основных участников и совокупности организационно-правовых, психолого-педагогических и иных необходимых мероприятий, нацеленных на профилактику нарушений режима содержания в учреждении и правонарушений;
- наделение полномочиями должностных лиц и иных участников исправительно-воспитательного процесса и определение ответственности за несоблюдение принципа законности;
- установление видов и форм контроля и надзора за деятельностью учреждения, исполняющего наказание в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
- оценка результатов индивидуального профилактического воздействия на осужденного на всех этапах исполнения уголовного наказания.
Рассуждая об исполнении наказания как стадии уголовной ответственности, не стоит забывать о действующей системе прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих наказания, которые соприкасаются со всеми направлениями деятельности воспитательных колоний (гл. 2 УИК РФ). Соблюдение принципа законности в деятельности воспитательных колоний предполагает гарантии защиты, установленные гл. 2 УИК РФ, социальных благ и разрешенных форм поведения.
Основным средством исправительного воздействия на лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, является режим в исправительных учреждениях, под которым согласно ст. 82 УИК РФ понимается «... установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения,
назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».
Исправлению осужденного и предупреждению совершения преступлений, кроме режима и его требований, способствует организуемый персоналом учреждения единый учебно-воспитательный процесс. Он направлен на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышению образовательного и культурного уровня осужденных.
Особая роль в исправительном процессе, направленном на осужденного, отведена воспитательной работе. Среди основных направлений по-прежнему остаются нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое и иные направления воспитания. Применение мер воспитательного воздействия (меры поощрения и меры взыскания) основано на принципах законности, своевременности, индивидуального подхода, а также педагогической целесообразности [9, с. 93].
Не только персонал воспитательной колонии несет ответственность за обеспечение правильного и эффективного исполнения судебного акта, содержащего вывод о виновности лица в совершении преступления и необходимом для исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений наказании. Уголовно-
исполнительный закон РФ устанавливает правовые основы участия в работе воспитательных колоний представителей гражданского общества.
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, улучшении материально-бытовых условий, обеспечении социальной защиты осужденных, трудовом и бытовом устройстве освобождающихся лиц при воспитательных колониях создаются попечительские советы. Формирования состоят из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также отдельных граждан.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательной колонии при отрядах могут создаваться родительские комитеты.
В воспитательный процесс включены представители религиозных конфессий, что способствует реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Священнослужители, представляющие зарегистрированные религиозные объединения, могут с согласия администрации и осужденных осуществлять преподавание вероучений.
Возлагая на лицо, совершившее преступление, обязанность претерпевать ограничения и лишения, государство поручает учреждению, исполняющему наказание, оказывать ему помощь в социальной
адаптации после освобождения от отбывания наказания (ст. 1, 180 УИК РФ).
Подготовка осужденного к освобождению предполагает проведение мероприятий в рамках психолого-педагогической и правовой подготовки (прежде всего связанных с разъяснением особенностей правового статуса лиц, отбывших уголовные наказания, и наступлением судимости), а также оказание социальной помощи с учетом особенностей социальной группы освобождающегося.
Таким образом, исполнению наказания воспитательными колониями как стадии реализации уголовной ответственности свойственны следующие особенности:
- обязанность несовершеннолетнего лица претерпевать ограничения социального статуса в связи с совершенным виновным преступлением обусловлена пределами назначенного судом наказания;
- исполнение наказания обеспечено закреплением отечественным уголовно-исполнительным законодательством требований о порядке отбывания осужденным меры государственного принуждения, а также правовом статусе в период нахождения в воспитательной колонии;
- предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством основные средства исправления осужденных предоставляют возможность воспитательным колониям достигать целей применения наказания;
- реальная возможность восстановления социального статуса лица после освобождения от отбывания наказания;
- неотвратимость наступления судимости как уголовно-правового последствия, определяющего особое правовое положение лица, признанного судом виновным в совершении преступления.
Список литературы
1. Брайнин Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963. 275 с.
2. Курс советского уголовного права. Часть общая / под ред. Н. А. Беляева, М. Д. Шаргородского. Л., 1968. 648 с.
3. Курс советского уголовного права : в 6 т. / под ред. А. А. Пионтковского, П. С. Ромашкина, В. М. Чхиквадзе. М., 1970. 350 с.
4. Карпушин М. П., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. 317 с.
5. Чистяков А. А. Уголовная ответственность и механизм формирования ее основания. М., 2002. 275 с.
6. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях. URL : Шр://фсин.рф/81;гис1нге/т-spector/iao/statistika/ (дата обращения: 2 июля 2016 г.).
7. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : Ьйр://фсин.рф^гиСиге/^рес-tor/iao/statistika/ (дата обращения: 2 июля 2016 г.).
8. Показатели преступности России. URL : http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 1 июля 2016 г.).
9. Сиряков А.Н. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: исторические аспекты и современность. Вологда, 2010. 151 с.
ELENA OLEGOVNA LUK'JANCHUK,
phd in law, associate professor, criminal law and criminology department (VILE of the FPS of Russia), e-mail: 643351@gmail.com
FEATURES OF PUNISHMENT IN JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES AS THE STAGE OF CRIMINAL LIABILITY IMPLEMENTATION
Abstract: penal aspect of one of the stages of criminal liability implementation - that is execution of a sentence -is revealed by a systematic approach to the powers of the court on application of criminal sanctions, competencies of bodies and institutions executing criminal penalties, as well as defendant 's obligations to undergo restrictions and hardships associated with sentencing.
Studies show that peculiarities of the stage of criminal liability realization in terms of punishment execution in juvenile correctional facility are revealed in the following items:
the duty of a person to endure the restrictions of social status according to the committed crime is shaped by the court-appointed punishment;
© Luk'janchuk E. O., 2016
the execution of punishment meets the requirements of separate detention of convicts and provisions on treatment in corrections;
the use of fundamental means of correction contributes to the formation of respectful attitude to objects under criminal law protection;
along with the inevitability of being convicted persons who have served a sentence shall perform the duties and enjoy the rights established for citizens of the Russian Federation.
Key words: criminal responsibility, crime, punishment, correction, prevention, legal status, criminal record.
References
1. Brajnin Ja. M. Ugolovnaja otvetstvennost' i ee osnovanie v sovetskom ugolovnom prave [Criminal liability and its basis in Soviet criminal law]. Moscow, 1963. 275 p.
2. Kurs sovetskogo ugolovnogo prava. Chast' obshhaja [The course of the Soviet criminal law. General part]. Under the editorship of N. A. Beljaev, M. D. Shargorodskii. Leningrad, 1968. 648 p.
3. Kurs sovetskogo ugolovnogo prava [The course of the Soviet criminal law]. In 6 vol. Under the editorship of A. A. Piontkovskii, P. S. Romashkin, V. M. Chhikvadze. Moscow, 1970. 350 p.
4. Karpushin M. P., Kurljandskij V. I. Ugolovnaja otvetstvennost' i sostav prestuplenija [Criminal liability and crime structure]. Moscow, 1974. 317 p.
5. Chistjakov A. A. Ugolovnaja otvetstvennost' i mehanizm formirovanija ee osnovanija [Criminal liability and the mechanism of formation its Foundation]. Moscow, 2002. 275 p.
6. Harakteristika lic, soderzhashhihsja v vospitatel'nyh kolonijah [Characteristics of persons held in young offenders' institutions]. Available at: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/statistika/ (Accessed 2 July 2016).
7. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Brief characteristics of the penal system]. Available at: http://fsin.rf/structure/ inspector/iao/statistika/ (Accessed 2 July 2016).
8. Pokazateli prestupnosti Rossii [Crime rates in Russia]. Available at: http://crimestat.ru/offenses_map (Accessed 1 July 2016).
9. Sirjakov A.N. Pravovoe regulirovanie vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k lisheniju svobody: is-toricheskie aspekty i sovremennost' [Legal regulation of educational work with condemned to imprisonment: historical aspects and modernity]. Vologda, 2010. 151 p.