Научная статья на тему 'Особенности инвестирования в региональную экономику'

Особенности инвестирования в региональную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОЛЮС РОСТА / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубникова В. В.

Переход к рыночным отношениям в стране создал условия для развития хозяйственной самостоятельности регионов, что привело к необходимости формирования инвестиционных стратегий и определения приоритетов регионального развития. Обосновано применение кластерного подхода, предполагающего выделение отраслей и видов деятельности, которые могли бы стимулировать развитие всей экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестирования в региональную экономику»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ О РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ*

В. В. ТРУБНИКОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой и национальной экономики

Е-та11:уега¥118фуапиех.ги

Курский государственный технический университет

Децентрализация управления народным хозяйством, произошедшая в России в конце XXв., привела к перераспределению полномочий между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, акцентировав внимание экономической науки и практики управления на региональном уровне социально-экономического развития.

Под регионом, как правило, понимается уровень субъекта РФ (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (район, город ит. д.)

В то же время в условиях глобализации экономики регион рассматривается не только как пространственно ограниченная форма территориального образования, но и самостоятельное пространственно локализованное сообщество, основанное на единстве политической, организационной и бизнес-культур, имеющее единую экономическую базу, способную к самообеспечению и саморазвитию.

Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов — государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципальные образования и отдельные юридические и физические лица.

* Статья подготовлена по материалам журнала «Региональная экномика: теория и практика». 2010. № 41.

В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления — экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Главными целями регионального управления, по мнению исследователей, выступают:

• обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;

• укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций;

• повышение уровня жизни населения;

• сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;

• выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также взаимоотношений с федеральным Центром. Система регионального управления охватывает

многообразные сферы экономических взаимосвязей:

• отношения собственности;

• финансово-кредитную и налогово-бюджетную системы;

• организационно-управленческие, производственно-экономические, аграрные отношения;

• недропользование;

• социальные и этнические процессы, законодательство, характер связи между ними по вертикали и горизонтали;

• меры и действия региональных властей по регулированию экономических процессов на территории региона, в системе межрегионального взаимодействия и с Федеральным Центром. К методам реализации регионального управления относятся:

• системное прогнозирование;

• постановка реальных среднесрочных целей и методов ступенчатого решения долгосрочных задач;

• инициативный поиск финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов;

• многофункциональное регулирование экономических и социальных процессов;

• координация целей и действий на всех уровнях отношений;

• действенный оперативный контроль. Кибернетический подход предполагает выделение в системе регионального управления управляющей подсистемы и управляемой подсистемы. Управляющей подсистемой в данном случае являются региональные органы власти. Управляемая подсистема — это хозяйствующие субъекты, организации, население региона. Все элементы системы связаны между собой информационными связями. Региональные органы власти получают информацию о текущем состоянии субъектов хозяйствования и информацию из внешней среды от органов власти и организаций федерального уровня, органов власти и организаций других регионов, от международных организаций. Отклонения в функционировании хозяйствующих субъектов региона происходят под воздействием внешних возмущений. Региональные органы власти оценивают полученную информацию и на основе этой оценки принимают и вырабатывают управляющее воздействие, которое ликвидирует отклонения в деятельности предприятий.

Кибернетический подход позволяет рассматривать процесс управления развитием региона как процесс информационный, а в составе управляющей системы выделять информационную подсистему. Необходимо отметить отсутствие такой информационной подсистемы в большинстве регионов.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по региональной политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Задачами региональной политики на федеральном уровне являются:

1) усиление процесса межрегиональной интеграции;

2) снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов;

3) обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ;

4) законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде;

5) создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно-аналитический документ — Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Курской области является Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года (постановление Курской областной Думы от 24.05.2007 № 381-1УОД).

В качестве основных приоритетов развития Курской области выделены:

• создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы;

• создание положительного инвестиционного имиджа, обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики;

• диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческихресурсов;

• обеспечение конкурентоспособности региона в условиях глобализации российской экономики; активизация инновационных процессов; формирование конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера технологических и социальных инноваций;

• комплексное развитие городских и сельских территорий (совершенствование градостроительной политики; развитие жилищного строительства; ускоренное развитие сети дорог с твердым покрытием; улучшение транспортного обслуживания населения; создание условий для развития социальной инфраструктуры и социальной поддержки населения, особенно сельского);

• государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления. Переход крыночным отношениям, появление

новых организационно-правовых форм хозяйствования, самостоятельность предпринимательства в определении способов использования собственных финансовых ресурсов, создание правовых и экономических условий для привлечения российского и иностранного капиталов, появление соответствующих ситуации новых финансовых инструментов и рычагов коренным образом преобразовали действовавший организационно-экономический механизм инвестиционной деятельности на уровне региональной экономики.

Инвестиционная деятельность претерпевает существенные изменения, особенно это касается характеристик и условий ее проведения. Дальнейшие преобразования неминуемо связаны со становлением региональных финансовых систем, развитием взаимодействия государственных, общественных и частных финансов для решения масштабных задач экономического развития регионов России. Государственные финансовые ресурсы для использования в развитии экономики регионов имеют значительную долю в экономике и направляются более упорядочение в отличие от частных средств, которые, как правило, достаточно сильно разрознены и практически не участвуют целенаправленно в решении комплекса задач развития регионов. Потенциальный рост инвестиций в региональную экономику возможен за счет привлечения частных российских и иностранных инвесторов, создания для них благоприятного организационно-правового климата.

В целом в условиях возросшей самостоятельности регионов особое значение приобретает разработка такой стратегии инвестиционного развития, которая адаптировала бы содержание национальной стратегии к условиям мезоуровня, с одной стороны, и выполняла роль звена, где согласованным образом увязывались бы в единое целое разнообразные интересы как макро-, так и микроуровня хозяйствования, — с другой стороны. Эффективное выполнение регионом этой роли может быть возможным лишь при наличии научно обоснованной методологической и методической базы, учитывающей современные особенности процессов инвестирования, отечественный и зарубежный опыт, и позволяющей осуществить новые подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной стратегии.

В содержание инвестиционной стратегии включаются:

• цели, приоритеты, принципы региональной инвестиционной деятельности;

• законодательные нормативы и инструктивные материалы для реализации целей инвестиционной деятельности;

• методические разработки по анализу инвестиционной деятельности;

• организация контроля за реализацией мероприятий.

Разработка инвестиционной стратегии предусматривает определенные этапы: формирование стратегических целей и задач; анализ экономического положения региона; оценка действующих и перспективных направлений экономической деятельности; анализ внешней среды и ее влияния на экономику региона; анализ свойственных для данного региона внутренних факторов; выбор стратегии.

Основной частью разработки инвестиционной стратегии является планирование инвестиционной деятельности, которое определяет стратегические и тактические цели инвестиционного процесса и способы их достижения. Она определяет границы инвестиционной деятельности, т.е. позволяет выбрать направления и установить критерии ограничений.

При этом принятие инвестиционных решений будет производиться в соответствии с установленными целями и подчиняться ряду ограничений, призванных способствовать финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Инвестиционная стратегия является основой всего процесса управления инвестициями, формирование которой означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное ее назначение — обеспечение последовательности действий в сфере инвестиционной деятельности. Стратегия устанавливает стандарты, которыми должны руководствоваться экономисты, отвечающие за управление инвестициями. Она определяет основу действий лиц, принимающих стратегические решения.

Инвестиционное управление создает как бы единое информационное поле и в целом — основу осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Разумная инвестиционная стратегия определяет направление специализации региона в определенных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в социальной сфере.

В наиболее общем виде региональная инвестиционная стратегия включает следующие основные элементы:

• разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

• предоставление гарантий сохранности частного капитала;

• предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

• создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

• содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

• выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

• мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

• содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры. Одним из решающих условий развития региона

является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства субъекта Федерации. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъему и дальнейшему росту экономики региона. С помощью инвестиций создаются новые инвестиции и, соответственно, дополнительные рабочие места; расширяются действующие производства; обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг; появляются дополнительные налоговые поступления в местный бюджет.

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста.

Политика выравнивания предполагает поддержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основаниями для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов роста объясняет неравномерность социально-экономического развития. Региональный полюс роста — это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит

только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль, относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития заложен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимо найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет к ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы.

Примером проведения политики выравнивания является приоритетное финансирование восточных земель Германии после ее объединения в начале 1990-хгг. Теория полюсов роста стала методологической основой перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-хгг., которая была выдвинута экономистами и регионологами Ф. Перу и Ж. Будевилем.

Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (видения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федеральном уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.

Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов.

Формирование инвестиционной стратегии региона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии экономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокам реализации.

Для выявления первоочередных задач инвестиционной стратегии необходимо проанализировать динамику инвестиционной активности Курской области в сравнении с другими областями Центрально-Черноземного региона — ЦЧР (рис. 1).

Очевидным является неуклонный рост инвестиций в основной капитал во всех рассматриваемых регионах. Лидерами по объемам вкладываемых средств являются Белгородская, Воронежская и Липецкая области. Причем заметный скачок в развитии произошелв 2004 г. Курская область занимает 4-е место.

В целях приведения динамики инвестиционной деятельности рассматриваемых регионов в сопоставимый вид рассмотрим изменение удельного объема инвестиционных средств региона (рис. 2).

На первом месте также находятся Белгородская и Липецкая области, в то время как показатели инвестиционной деятельности других областей практически на одном уровне, особенно в 2007-2008 гг.

Активизация собственной инвестиционной политики регионов обусловлена необходимостью преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Привлечение инвестиций в экономику регионов является ключевой задачей текущего момента. Эффективно решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного регионадля потенциальных инвесторов.

100 ООО

80 ООО

ю

я

ч

20 ООО

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в Центрально-Черноземном регионе

в 2000—2008 гг.

Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Курская область относится к категории старопромышленных и депрессивных территорий.

Для старопромышленных территорий характерны традиционные индустриальные производства, переживающие структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.), тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития. Промышленно-технологичес-кий кризис вызывает кризис и поляризацию уровня жизни населения. Становится избыточной, а потому разорительной инфраструктурная сеть.

Депрессивные регионы характеризуются сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во

многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабжен-ческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно военно-промышленного комплекса — ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной актив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белгородская обл. -Воронежская обл. - Курская обл. -Липецкая обл. -Тамбовская обл.

ностью, низким уровнем 800 финансово-бюджетной обеспеченности и реальных ?оо доходов населения и его резким социальным рассло- во о ением. Таким негативным явлениям здесь особенно 500 способствовали раскрутка инфляции и свертывание | 400 госзаказа (ВПК). Отличием депрессивных регионов зо о является то, что в них в настоящее время более 200 низкие, чем в среднем по стране, экономические юо показатели, но в прошлом это были развитые районы, по некоторым позициям занимавшие видное место в экономике страны.

Экономика Курской области имеет ресурсно-сырьевую направленность, что требует перехода к комплексной переработке добытого природного сырья, производству новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Структурная деформированность экономики Курской области характеризуется двумя составляющими — неравномерностью и диспропорциями в развитии добывающих (черная металлургия, атомная электроэнергетика) и перерабатывающих отраслей промышленности.

Основными проблемами структурной деформированное™ промышленности являются:

• территориальные диспропорции в размещении производительных сил;

• преобладание в структуре промышленного производства продукции добывающих отраслей;

• отсутствие интегрированных комплексов с полным циклом производства — от добычи до выпуска продукции с высокой степенью товарной готовности;

• высокий уровень износа основных фондов, достигающий в отдельных отраслях 70—80 %, и, как следствие низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Курские предприятия практически во всех секторах экономики, не имея инновационного потенциала, ориентируясь на стагнирующие рынки, экономически растут медленнее, чем российский рынок в целом, что и приводит к отставанию Курской области в целом от общего темпа роста экономики России.

Усиливающиеся диспропорции социально-экономического развития Курской области обусловлены, прежде всего, следующими проблемами:

-Белгородская обл.

- Воронежская обл.

- Курская обл. -Липецкая обл. -Тамбовская обл.

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал на душу населения в Центрально-Черноземном регионе в 2000—2008 гг.

• процессом урбанизации;

• отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации;

• диспропорциями системы начального и среднего профессионального образования;

• нарастанием дефицита высокопрофессиональных кадров рабочей специальности;

• старением населения, выбытием трудовых ресурсов и ростом бюджетной нагрузки;

• усиливающейся разницей в доходах населения Курской области.

Одной из ключевых проблем является процесс урбанизации Курской области. Отток населения из сельской местности принимает угрожающий характер, что прежде всего связано с отсутствием новых рабочих мест, требующих высокой квалификации, и впоследствии приводит к оттоку из региона наиболее грамотных, амбициозных и мобильных кадров, диспропорции системы начального и среднего профессионального образования.

За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих международных корпораций возросла до 70%, причем даже в таких традиционных секторах, как тяжелое машиностроение и коммунальное хозяйство, вклад нематериальных активов достигает 30%. Качество человеческого капитала становится главным фактором развития экономики развитых стран и регионов. В последующие 20 лет наиболее высокие темпы роста прогнозируются в высокотехнологичных секторах, включая информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии.

Переход к инновационной модели развития предполагает принципиальную трансформацию

экономики в целом: на смену доминирующим крупным транснациональным компаниям, ориентируемым на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт, приходит наукоемкое производство, в котором обновление продукции происходит за счет внедрения новых технологий.

Необходима оценка интеллектуальной собственности предприятий как нематериальных активов, включающих патенты на изобретение и полезные модели, конструкторско-технологичес-кие ноу-хау и приобретенные на них лицензии.

Для усиления инвестиционно-инновационной политики региона необходимо создание инновационной инфраструктуры, ядром которой станут инновационные и инжиниринговые центры, технопарки, кластеры.

В Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года предлагаются два сценария развития: сценарий «инерционного» развития и сценарий «инновационно-прорывного пути».

В связи с необходимостью перехода на инновационный путь развития выбран «инновационно-прорывной путь» развития области. Это — сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

Сценарий включает три стратегических направления развития области, которые будут развиваться одновременно:

• «Ресурсный регион» — ведущими отраслями экономической деятельности остаются электроэнергетика и черная металлургия;

• «Индустриально-инновационный центр» — это инновационный путь развития региона, поддержка инновационных проектов в реальном секторе;

• «Возвращение региону агропромышленного статуса» — агропромышленный комплекс способен стать продовольственным центром России на основе выпуска конкурентоспособной продукции с учетом внедрения инновационных технологий.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала области и направлена на выявление проблем и определение «точек роста», которые дадут затем толчок развитию всех отраслей экономики.

В добыче полезных ископаемых предусматривается выход Михайловского горно-обогатительного комбината на более высокий уровень переработки железорудного сырья и создание на его базе производства металлизированного продукта.

В энергетике намечается:

• продление срока эксплуатации действующих энергоблоков № 2, 3,4 Курской атомной станции, сроки эксплуатации которых заканчиваются до 2015г., а в результате модернизации будут продлены до 2025 г.;

• завершение строительства энергоблока № 5, ввод которого обеспечит восполнение выбывающих мощностей;

• строительство станции замещения — АЭС-2 до 2019 г.

В обрабатывающих отраслях предполагается создание конкурентоспособных кластеров:

• в машиностроительном комплексе — кластеров автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта, оборудования и приборов для жилищно-коммунального хозяйства;

• в целлюлозно-бумажном производстве — кластера по производству упаковочной продукции;

• в нефтехимии — по производству резинотехнических изделий.

Повышение роли в промышленности обрабатывающих производств и обеспечение их опережающего роста позволит снизить зависимость результатов работы промышленности от предприятий-гигантов: Михайловского горно-обогатительного комбината и Курской АЭС. Увеличение доли обработки с 48 до 56% к 2020 г. обеспечит формирование более сбалансированной структуры промышленного производства.

Кластерная политика продолжится и в агропромышленном комплексе, в котором изначально заложены тенденции интеграции производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Намечается создание следующих конкурентоспособных кластеров:

• по производству и переработке животноводческой продукции, где предусматриваются строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и мясоперерабатывающих предприятий; совершенствование генетического потенциала мясных и молочных пород скота; создание мини-комплексов по переработке мяса и молока;

• по производству и переработке зерна, где предусматривается строительство трех комбикормовых заводов; создание солодовенных производств; расширение мощностей спиртзаводов; реконструкция мукомольно-крупяных предприятий;

• по производству и переработке сахарной свеклы, где предусматривается внедрение интенсивной технологии возделывания на всей площади посевов; реконструкция действую-

щих сахарных заводов и строительство нового; открытие новых свеклоприемных пунктов. Точкой роста определено развитие стройин-дустрии и промышленности строительных материалов на базе местных полезных ископаемых. Это такие проекты, как строительство двух цементных заводов (в Солнцевском и Суджанском районах), кирпичных заводов в г. Льгове и районах области.

Подлежат реализации крупные инфраструктурные проекты по газификации и развитию дорожной сети.

Ускоренное развитие газификации с привлечением средств ОАО «Газпром» и других инвесторов, в том числе населения, организаций, позволит к 2015 г. достичь практически полной газификации области (93,4%).

Автомобильные дороги будут развиваться в два этапа:

• до 2010 г. — приведение в нормативное состояние муниципальных дорог и дорог, находящихся в собственности сельскохозяйственных предприятий;

• до 2020 г. — улучшение технических параметров федеральных и территориальных дорог, строительство скоростной объездной магистрали вокруг Курска и объездной дороги вокруг г. Курчатова в объезд Курской АЭС. Стратегическая задача жилищного строительства — доведение ввода жилых домов к 2020 г. до 1 млн м2.

Выявленные кластеры представляют собой механизм реализации региональной инвестиционной стратегии, являясь полюсами роста. Вложение ресурсов в их развитие позволит активизировать рост экономики региона в целом.

Список литературы

1. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-28.

2. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 69-79.

3. Мицек С. А. Что способствует и что мешает инвестициям в России? // Финансы и кредит. № 3(63). 2000. С. 2-6.

4. Орлов А., ФирсоваМ. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист. 1999. № 12. С. 47-52.

5. Управление инвестициями: В 2 т. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшаяшкола, 1998.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: «Проспект», 1999.

7. Формирование стратегических приоритетов регионов на основе сценария развития в долгосрочной перспективе: монография / А. Н. Михайлов, А. С. Зубарев, С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская. М.: Высш. шк., 2008. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.