Концептуальная основа территориального маркетинга для промышленных моногородов и монорегионов, обеспечивающая их устойчивое инновационное развитие как совокупности элементов единой региональной системы на основе механизма межмуниципальной интеграции, практически отсутствует. Вопросы, касающиеся постановки, анализа проблем функционирования, определения направлений устойчивого инновационного развития городов, образующих агломерацию, являются до сих пор дискуссионными. В совокупности с недостаточностью проработки теоретико-методологических аспектов организации социально-экономического планирования в городах, образующих агломерацию, указанные вопросы выступают как актуальная научная проблема, имеюшдя важное социально-экономическое значение.
Библиографический список:
1. Мешков В.А. Управление развитием монопрофильных муниципальных образований: диссертация .... канд. экон. наук: 08.00.05. [Текст]/ В.А. Мешков.- СПб: Институт проблем региональной экономики РАН, 2004. -С. 120.
2. Моногорода России: как пережить кризис? [Электронный ресурс] / М.: Институт проблем региональной политики, 2008. - С. 36-37. Режим
доступа: http://www.regionalistica.ru/_projects/_detail.php?
ELEMENT ID=385.
3. Программа экономического и социального развития Кемеровской области на период 2007-2012 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ako.ru/Official/gubernator.asp.
Контактная информация: e-mail: [email protected]. Тел.: +7(384)374-63-20
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ЯЗЫКОВЫХ УСЛУГ
INTERNET-MARKETING SPECIFICS ON THE FOREIGN LANGUAGES
MARKET
A.B. СТОГОВА, соискатель, кафедра «Маркетинг», МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва
A.V. STOGOVA, Postgraduate Student, Marketing Department, MATI - RGTU named after K.E.Tsiolkovsky
Аннотация
Рассмотрены особенности Интернет - маркетинга на предприятии сферы языковых услуг в условиях жесткой конкурентной борьбы. Изложены основные принципы формирования эффективного комплекса Интернет -маркетинга и пути его реализации. Abstract
The article examines specific features of Internet-marketing of an enterprise operating on the foreign languages market at strong concurrence conditions. The paper gives some evidences of efficient Internet-marketing complex construction and the problems rose on the way of its realization.
Ключевые слова: Интернет-маркетинг, контекстная реклама, поисковая оптимизация, медийная реклама, иностранные языки, маркетинговая стратегия
Keywords: Internet marketing, contextual advertising, search engine optimization, media advertising, foreign languages, marketing strategy
Языковые услуги обретают все большую ценность в России в связи с открытием ее границ и растущим интересом российских граждан к другим государствам мира. Языковые услуги можно классифицировать следующим образом:
• Групповое обучение иностранным языкам с российскими специалистами - профессиональными преподавателями иностранных языков / с зарубежными специалистами - профессиональными преподавателями иностранных языков (носителями языка)
• Мини - групповое обучение иностранным языкам с российскими специалистами - профессиональными преподавателями иностранных языков / с зарубежными специалистами - профессиональными преподавателями иностранных языков (носителями языка)
• Индивидуальное обучение иностранным языкам с российскими специалистами - профессиональными преподавателями иностранных
языков / с зарубежными специалистами - профессиональными преподавателями иностранных языков (носителями языка)
• Самостоятельное обучение иностранным языкам
Существует несколько форм представления языковых услуг:
• Очное обучение, которое было самым распространенным в 90х и в начале 2000х годов. С усилением интернетизации России, с увеличением «темпа жизни» жителей, появляется тенденция к относительноу снижению спроса на данную форму обучения, но в абсолютном значении, число обучаемых продолжает расти.
• Заочное обучение. В формате занятий по выходным (курсы выходного дня и т.п.).
• Дистанционное обучение. Имеет быстрые темпы роста, так только по анализу одного запроса «английский онлайн» в статистической программе wordstat.yandex.ru можно отметить, что с 2009 года спрос вырос с 20 000 запросов до 210 000 , что означает более чем 20 кратное увеличение интереса населения к данному виду обучения.
• Разовое обучение. Новое веяние на рынке языковых услуг, к которому относятся разовые или краткосрочные тренинги и семинары, игровые программы, преследующие конкретные цели. Например - языковая практика с использованием накопленных знаний, общение с носителями языка, овладение определенной специфической лексикой, приятное времяпрепровождение, знакомство с новыми людьми и пр.
• Обучение за рубежом. Особый тип услуг, который, как правило, требует длительного приготовления, значительных затрат. Анализ динамики целевых запросов показывает стабильность спроса на данный вид обучения.
Оказание каждой из этих услуг требует разработки и отдельной маркетинговой стратегии, поскольку, несмотря на рост спроса на языковые услуги, конкурентная борьба на рынке разворачивается ожесточенная:
Постоянно появляются новые игроки, так как входные барьеры практически равны нулю. Для того, чтобы открыть фирму - языковые курсы, достаточно быть преподавателем иностранного языка, оформить статус ИП (индивидуального предпринимателя) (затраты могут составлять от 2 000 рублей), арендовать комнату на окраине Москвы (что может составлять от 10 000 рублей в месяц), сообщить знакомым (используя социальные сети, директ - рекламу) об открытии курсов, и одна набранная группа студентов уже окупает первоначальные расходы.
Модель бизнес-процессов языковых курсов логична и проста в копировании. Поэтому достаточно провести качественный анализ конкурентной среды, чтобы понять, как происходит тот или иной процесс в компании, каковы нововведения в продвижении услуг, выявить основные каналы продвижения, а также определить ориентировочно маркетинговый бюджет компании - конкурента. Поэтому передовые и динамичные компании на рынке языковых услуг регулярно проводят маркетинговые исследования, следят за новичками и основными соперниками, копируют, имитируют стратегии друг друга, и изобретают все новые виды услуг и формы их продвижения.
Во время экономического кризиса население сократило расходы на изучение иностранных языков. Однако, это не означает, что люди стали меньше учиться, они теперь выбирают наименее затратные способы обучения, используют бесплатные ресурсы для самостоятельной учебы, тщательно изучают рынок и более осторожно производят оплату. Это вынуждает компании понижать цены, делать больше интересных предложений и скидок потенциальным потребителям, вынуждает компании находить все менее дешевые способы предоставления языковых услуг.
Каждый практикующий маркетолог применяет Интернет - маркетинг, информационные технологии открывают все новые возможности по продвижению услуг. Если еще 3 года назад никто не мог предположить, какой потенциал будет открыт в SMA(Social Media Advertising), какой импульс продажам может дать только 1 группа в социальной сети BKOHTaKTe(www. vkontakte.ru) или "вирусное" видео, размещенное на Youtube (www.youtube. com).
На первый взгляд может показаться, что Интернет-маркетинг сводится лишь к набору правил, которыми нужно руководствоваться, чтобы добиться результатов, на самом деле, стратегия Интернет - маркетинга требует пристального внимания. Ведущие специалисты интернет технологий в области маркетинга выделяют следующие сферы Интернет - маркетинга:
• Поисковая оптимизация (SEO, search engine optimization) - продвижение сайта на первые места в поисковых системах по эффективным, продающим запросам.
• Контекстная реклама - интернет-реклама, которая показывается в поисковых системах и на страницах веб-сайтов.
• Медийная реклама - графическая реклама на сайтах.
• Маркетинг в социальных медиа (SMA, social media advertising) - работа с социальными сетями и тематическими сообществами: мониторинг мнений, участие в дискуссиях.
• Вирусный маркетинг - создание и размещение медиавируса -интересного видеоролика, flash-приложения или другого привлекательного контента.
• Интернет-PR- освещение деятельности вашей компании в авторитетных СМИ.
• Маркетинговый аудит сайта - повышение общей эффективности работы ресурса, увеличение конверсии и отдачи от сайта.
Г
1 Контекстная 1
1 реклама 1
А
Г 1
Интернет -
1 1
Комплекс Интернет-маркетинга
Г
1 Медийная ]
1 реклама 1
. Л
г к
Вирусный
маркетинг
А
Рис. 1. Комплекс Интернет - маркетинга
Для сферы языковых услуг эффективная реализация каждой из вышеперечисленных частей комплекса Интернет - маркетинга может быть затруднена в связи с тем, что языковая услуга, в отличие от товара не может быть складирована. Маркетинговый план должен содержать адекватные прогнозы по результатам: количеству привлеченных клиентов, чтобы руководство компании могло эффективно использовать имеющиеся ресурсы для качественного оказания услуги. Поскольку услуга сначала продается, а затем оказывается, в случае избыточного спроса (неправильного
распределения ресурсов и ошибочных прогнозов), языковые курсы моментально начинают терять репутацию. При недостаточном спросе компания неэффективно использует полезные площади, трудовые ресурсы и пр. Языковая школа частично или полностью не осязаема для потребителя. Поэтому «виртуальная упаковка» услуги играет огромную роль.
Рассмотрим особенности и трудности в реализации каждого из элементов интернет - маркетинга для предприятия сферы языковых услуг.
Поисковая оптимизация происходит в несколько этапов, которые в конечном итоге образуют цикличный процесс (см. рис. 2).
Поскольку для эффективности SEO каждая компания должна потоянно возвращаться к анализу позиций своего сайта в поисковиках, SEO автоматически превращается в аукцион, где тот, кто использует больший бюджет для «раскрутки», тот и оказываетсч на 1ом месте в поисковике. Тем самым компания, которая ставит цель оставаться «на виду», в ТОП-10 поисковиков, неизменно увеличивает свой маркетинговый бюджет. Обеспечить эффективность расходов на SEO может лишь растущее число запросов по выбранным ключевым словам.
Медийная реклама часто дает неожиданные результаты, так как напрямую зависит от подачи информации и аудитории ресурса, на котором компания заказывает размещение. Так как крупные ресурсы всегда склонны переоценивать посещаемость, активность и платежеспособность своей аудитории, то часто прогнозы маркетологов заказчика становятся чересчур оптимистичными.
1.Отбор ключевых запросов
4.Анализ позиций сайта в поисковиках по ключевым запросам
2.Внутренняя оптимизация сайта(коррекция
контента, структуры и кодов сайта)
3.Внешняя оптимизация сайта (техническая «раскрутка»
ресурса в поисковиках)
Рис. 2. Поисковая оптимизация сайта
Реклама в социальных сетях пользуется огромной популярностью среди маркетологов. Нужно заметить, что БЫЛ действительно обладает огромным потенциалом. Во-первых, потому, что данный вид рекламы может быть осуществлен как с минимум затрат, так и с огромными вложениями: выбор остается за заказчиком. Во-вторых, популярность социальных сетей до сих пор не угасает, и активная часть населения буквально «живет» в них, что дает возможность проникнуть в их виртуальную жизнь и донести информацию о своих услугах. В-третьих, социальные сети дают такие же
хорошие возможности по таргетированию аудитории, как и другая интернет-реклама, к тому же позволяют использовать параметры таргетирования для создания определенных сообществ, которые в дальнейшем становятся рекламными площадками.
Каждый интернет - маркетолог мечтает создать контент для вирусного маркетинга и собрать миллионы просмотров (в ICQ, Vkontakte, Youtube, Rutube, Twitter, и т.п.). Но далеко не у каждого получается вернуть свои вложения в создание этого контента. Креативные агентства берут не одну сотню тысяч рублей за создание «вирусного» видео, приложения, сайта и т.п. Но далеко не все проекты в итоге приносят прогнозируемые результаты.
Интернет - PR языковой услуги эффективнее всего работает в том случае, когда компания создает достаточно информационных поводов для того, чтобы СМИ сами обратились за информацией. В противном случае интернет-PR становится одной из самых сомнительных статей расходов в бюджете.
Маркетинговый аудит сайта обычно помогает маркетологам понять, насколько эффективно они используют сайт для того, чтобы привлечь клиентов. Для оценки юзабилити (удобства использования) сайта используют современные программы, такие, как, например, webvisor.com, с помощью которой можно увидеть путь каждого посетителя, траекторию движения его мыши, точки его внимания и т.п. Затраты на аудит сайта сравнительно невысоки, а открытия и идеи на основе отчетов аудитора, могут существенно повлиять на стратегию управления сайтом.
Компания, уделяющая должное внимание каждому из элементов Интернет - маркетинга, чутко реагирующая на запросы потребителя и идущая в ногу с современными интернет - технологиями, сможет добиться внимания своего потребителя.
Библиографический список:
1. Ашманов И.С., к.т.н. Московский Государственный Университет. Интернет-маркетинг. http://www.ashmanov.com/
2. Бугаков В.П., к.э.н., Воронежскй Государственный Университет. Особенности маркетинга услуг, 2001
3. Решетникова Т.В., Генеральный директор компании «Технологии Роста», Обзор рынка коммерческого изучения иностранных языков в России, 2009
4. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом, 2003
Контактная информация: e-mail: [email protected] тел.:+7(499)409-89-16
ИННОВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА ПОСТМОДЕРНА
INNOVATION COMPONENTS OF POST-MODERN MARKETING
Р.Ю. СТЫЦЮК, д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва
ЯБ. МОТОГАЛИ начальник отдела маркетинга, турфирма ООО «ТТ-ВКО», г. Москва
STITSUK RITA U Doctor of Economics, Professor Finance University under the Government of the Russian Federation
MOTOGALI YANINA B. Marketing Department Director, touristic firm "TT-BKO"
Аннотация:
Рассматриваюсят предпосылки возникновения и особенности инновационных составляющих маркетинга постмодерна на примере латерального маркетинга, направленного на поиск решений нестандартными методами, основанного на латеральном (алогичном) мышлении, где инновации - результат взаимосвязи двух идей, которые не имеют явной и непосредственной связи. Abstract:
The authors examine the prerequisites of appearance and special feature of innovation components of post-modern marketing based on the example of lateral marketing - as marketing of the search for the solutions by nonstandard methods, based on the lateral (illogical) thinking, where the innovations - this the result of