Научная статья на тему 'Особенности интеллекта детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию'

Особенности интеллекта детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
539
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА / ПОСЛЕДСТВИЯ НЕОНАТАЛЬНОЙ РЕАНИМАЦИИ / УРОВНИ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ) / CRITICAL CONDITIONS OF THE PERINATAL PERIOD / THE EFFECTS OF NEONATAL RESUSCITATION / LEVELS OF COGNITIVE FUNCTIONING / INTELLIGENCE QUOTIENT (IQ)

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луговых Н. А., Малинина Е. В.

Представлены результаты исследования интеллектуальных функций детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию. Несмотря на перенесенное критическое состояние в неонатальный период из 100 детей больше половины (60%) к старшему дошкольному возрасту продемонстрировали нормальный уровень интеллекта, полную готовность к обучению в школе, что подтвердилось результатами тестирования методом Цветных Прогрессивных Матриц Равена. Двое детей (2%) из этой группы имели высокий уровень интеллекта и опережающее когнитивное развитие. Вторую группу (21%) по результатам тестирования составили дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью, которые при соответствующем лечении и реабилитации в перспективе могут выйти на более высокий уровень когнитивного функционирования. Осевым психопатологическим симптомокомплексом у детей исследуемой группы был церебрастенический синдром, проявлявшийся высокой истощаемостью и значительным снижением работоспособности. Особенность клинической картины проявлялась в парциальности интеллектуальных нарушений (часть детей имела сохраненный познавательный интерес, достаточную механическую и слухоречевую память). В третью группу (19%) вошли дети с умственной отсталостью, у которых были диагностированы все основные признаки недоразвития психики: замедленный темп развития высших корковых функций (моторики, речи, памяти, внимания, мышления), эмоциональная незрелость, парциальность, необратимый характер нарушений. Когнитивные расстройства имели различную степень выраженности: от легкой до глубокой умственной отсталости. Тяжесть психического статуса определялась уровнем когнитивного функционирования, соответствовала тяжести структурных нарушений головного мозга и выраженности неврологических симптомов (параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Луговых Н. А., Малинина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WHO UNDERWENT NEONATAL INTENSIVE CARE UNIT

The results of the study levels of cognitive functioning of preschool children who underwent neonatal intensive care unit. Despite suffering critical condition in the neonatal period of 100 children, more than half (60%) to the senior preschool age showed normal levels of intelligence, full readiness for school, which was confirmed by the test results Raven Coloured Progressive Matrices. Notable was the fact that this group has two children (2%) had a high level of intelligence and advancing cognitive development. The second group (21%) on the test results were children with borderline intellectual disabilities that with appropriate treatment and rehabilitation in the long term may reach a higher level of cognitive functioning. Axial psychopathological symptom in children of the study group was tserebrastenicheskom syndrome exhibit high exhaustion and a significant decrease in performance. Features of clinical picture manifested partiality in intellectual disorders (some children had preserved cognitive interest, sufficient mechanical and audio-verbal memory). The third group (19%) included children with mental retardation who have been diagnosed all of the major signs of mental underdevelopment: a slowdown in the higher cortical functions (motor skills, speech, memory, attention, thinking); emotional immaturity; partial; irreversible disorders. Cognitive impairment had varying degrees of severity, from mild to severe mental retardation. The severity of the mental status was determined by the level of cognitive functioning is consistent with the severity of structural damage and the severity of neurological symptoms (paralysis, paresis, ataxia, hyperkinesis).

Текст научной работы на тему «Особенности интеллекта детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию»

УДК 616:899-053.2-036.88-06 ББК 56.14

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ

НЕОНАТАЛЬНУЮ РЕАНИМАЦИЮ

Н.А. ЛУГОВЫХ, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] Е.В. МАЛИНИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

Представлены результаты исследования интеллектуальных функций детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию. Несмотря на перенесенное критическое состояние в неонатальный период из 100 детей больше половины (60%) к старшему дошкольному возрасту продемонстрировали нормальный уровень интеллекта, полную готовность к обучению в школе, что подтвердилось результатами тестирования методом Цветных Прогрессивных Матриц Равена. Двое детей (2%) из этой группы имели высокий уровень интеллекта и опережающее когнитивное развитие. Вторую группу (21%) по результатам тестирования составили дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью, которые при соответствующем лечении и реабилитации в перспективе могут выйти на более высокий уровень когнитивного функционирования. Осевым психопатологическим симптомокомплексом у детей исследуемой группы был церебрастенический синдром, проявлявшийся высокой истощаемостью и значительным снижением работоспособности. Особенность клинической картины проявлялась в парциальности интеллектуальных нарушений (часть детей имела сохраненный познавательный интерес, достаточную механическую и слухоречевую память). В третью группу (19%) вошли дети с умственной отсталостью, у которых были диагностированы все основные признаки недоразвития психики: замедленный темп развития высших корковых функций (моторики, речи, памяти, внимания, мышления), эмоциональная незрелость, парциальность, необратимый характер нарушений. Когнитивные расстройства имели различную степень выраженности: от легкой до глубокой умственной отсталости. Тяжесть психического статуса определялась уровнем когнитивного функционирования, соответствовала тяжести структурных нарушений головного мозга и выраженности неврологических симптомов (параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы).

Ключевые слова: критические состояния перинатального периода, последствия неонатальной реанимации, уровни когнитивного функционирования, коэффициент интеллекта (IQ).

Актуальность. В последнее десятилетие наиболее высокие уровни общей заболеваемости в Российской Федерации приходятся на детско-подростковый возраст и затрагивают от 3,0 до 5,5 % населения данной категории (Демчева, 2012).

Благодаря современным технологиям родовспоможения и реанимационным мероприятиям новорожденных, наметилась тенденция к снижению детской летальности в ранний неонатальный период. В тоже время, в связи с введением новых критериев живорожденности (ВОЗ, 1997), повысился уровень неблагоприятных последствий перинатальной патологии и уровень инвалидизации детей (Громада, 2009; Иванов,

2009; Курзина, 2010; Альбицкая, 2014; Крывкина, 2015; Odd, 2011).

На сегодняшний день последствия перинатальной патологии центральной нервной системы охватывают как неврологические, так и психиатрические проблемы. Это зависит от ведущего патогенетического механизма, периода повреждения, длительности

воздействия патологического фактора, степени тяжести поражения головного мозга. И, если в острый и подострый периоды преобладает неврологическая симптоматика, то в резидуальном периоде, как правило, психическая. До сих пор отечественные детские психиатры уделяют большое значение перинатальным факторам в происхождении различных психопатологических синдромов.

Какова роль каждого из них в происхождении того или иного клинического феномена сказать сложно и это требует не только больших эпидемиологических, клинических и катамнестических исследований, но и единого подхода в оценки и квалификации симптоматики. В этой связи, изучение данных вопросов на современном этапе является актуальным и перспективным. Настоящая работа представляет результаты исследования, в котором уровни когнитивного функционирования детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию, определяют тяжесть психической патологии. Степень интеллектуального развития рассматривается как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, от чего зависит дальнейшее обучение и социальная адаптация детей.

До настоящего времени сведения, изложенные в отечественной и зарубежной медицинской литературе, посвященные состоянию интеллекта детей, перенесших критические состояния периода

новорожденности, единичны, неоднозначны и в большинстве своем основаны на малом количестве наблюдений (Громада, 2009; Иванов, 2009; Иванова, 2009; Никулин, 2009; Курзина, 2010; Жидкова, 2010; Альбицкая, 2014; Крывкина, 2015; Луговых, 2015; Maulik, 2011; Duyndam, 2011; Odd, 2011).

Современной наукой "критическое состояние" рассматривается как "крайняя степень любой патологии, при которой требуется искусственное замещение или поддержка жизненно важных функций" (Шмаков, 2014). При критических состояниях требуется проведение корректирующих мероприятий, но сами по себе они не являются нозологической единицей и не укладывается в понятие "синдром", а проявляются "полиорганной недостаточностью" или "полиорганной несостоятельностью":

дыхательная система поражена у 96%, интестинальный тракт - у 98%, центральная нервная система - у 100% детей. Основной патологией в период новорожденности являются: внутричерепные и другие родовые травмы, асфиксия, ателектаз легких, респираторный дистресс синдром (РДС), недоношенность. Независимо от причин, спровоцировавших развитие болезни, пусковыми и ключевыми патогенетическими

событиями критического состояния являются: гипоксия, гипогликемия, гиповолемия, реперфузия, диссеминированное

внутрисосудистое свертывание крови (ДВС-синдром).

В силу морфологической незрелости головного мозга, высоких компенсаторных возможностей его систем и структур, степени тяжести повреждения клиническая картина последствий критического состояния и мозговых повреждений, в том числе будет определяться тесным переплетением неврологических и психических симптомов. Чем меньше возраст ребенка, тем больше нарушений развития неврологических функций. С возрастом происходит перераспределение акцентов симптоматики в сторону психических расстройств.

Цель исследования - изучение интеллектуальных функций детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию.

Материалы и методы. Исследование проводилось на кафедре психиатрии ЮУГМУ, на базе детского городского неврологического консультативно-диагностического кабинета МБУЗ ДГКБ №8 г. Челябинска. Основную группу составили 100 детей дошкольного возраста 5-6 лет, которые в ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней жизни) перенесли критические состояния, сопровождающиеся реанимационными

мероприятиями, искусственной вентиляцией легких.

В работе использовались клинико-анамнестический, клинико-

психопатологический, клинико-динамический, экспериментально-психологический (Матрицы Равена, нейропсихологическое обследование по Ж.М. Глозман), параклинический (НСГ, КТ, МРТ), статистический (непараметрический критерий Фишера) методы обследования. Междисциплинарный подход к исследованию осуществлялся участием психиатра, невролога, врача лучевой диагностики, логопеда, окулиста, педиатра. Все дети (n=100) имели различную психопатологическую симптоматику.

Квалификация синдромов опиралась на МКБ-10, рубрики F 00, F 80, F 70.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе обследования было выделено 3 группы по результатам IQ тестирования методом Цветных прогрессивных матриц Равена модифицированным вариантом.

Уровень когнитивного функционирования детей первой группы соответствовал категории нормального интеллекта (24-35 баллов по Равену в соответствии с возрастом), в эту группу вошло 60 человек (п=60): 39 мальчиков и 21 девочка, средний возраст составил 5,2+0,05 года. Вторая группа - дети с пограничной интеллектуальной

недостаточностью (13 -26 баллов по Равену в соответствии с возрастом), то есть задержкой психического развития (ЗПР): 13 мальчиков и 8 девочек (п=21), средний возраст - 5,1+0,07 года. В третью группу вошло 19 детей с умственной отсталостью (0-15 баллов по Равену в соответствии с возрастом): 13 мальчиков и 6 девочек (п=19), средний возраст - 5,3+0,13 года.

Дети первой группы в анамнезе имели в 80% функциональные минимальные мозговые нарушения (ликвородинамические

расстройства, внутрижелудочковое

кровоизлияние 1-11 ст., морфофункциональную недостаточность), в 20% структурное поражение ЦНС (врожденная аномалия развития, локальные атрофические изменения), связанные с патологическим воздействием гипоксически-ишемических (41,7%),

травматических (26,7%), инфекционных (65%) и др. факторов на головной мозг в перинатальный период.

В ходе исследования качественных показателей в данной группе отмечались различия. Двое детей (3,3%) имели высокий уровень интеллекта и опережающее когнитивное развитие (Р<0,01), которое характеризовалось стремительной скоростью мыслительных операций с признаками дивергентности (творческий потенциал), ускоренной переработкой информации, хорошим мотивационным компонентом в виде способности к самостоятельной деятельности и были полностью готовы к обучению в школе (Р<0,001).

Большая часть детей первой группы (80%) проявила при обследовании достаточный познавательный интерес, типичный темп работы, соотносящийся с продуктивностью. Учебная или игровая мотивация детей этой группы, обеспечивала соответствующую возрасту работоспособность, чаще пациенты демонстрировали заинтересованность в результате и успехе выполняемой ими работы, некоторые пытались выяснить, сравнить себя с другими детьми и их результатами. Также

отмечалась легкость в переносе сформированного ранее анализа на решение заданий, что позволило говорить о их хорошей обучаемости, и в дальнейшем, хорошей социальной адаптации. Лишь у 6,7% (Р<0,001) детей этой группы способность к целенаправленной когнитивной активности и произвольной регуляции интеллектуальной деятельности была снижена, что негативно влияло на темп мыслительных операций, работоспособность, обучаемость.

Нейропсихологическое обследование

дополнило клинико-психологическую картину когнитивного функционирования детей первой группы.

Так, память у 80% детей была нормальной, у 20% - снижена (Р<0,001). Устойчивое внимание наблюдалось у 23,3% детей (Р<0,01). Нарушения внимания имели место у 76,6% детей (Р<0,01) в виде истощаемости - у 70%, отвлекаемости и слабой распределяемости внимания - у 51,7%, рассеянности - у 16,7%, инертности - у 13,3% детей.

Способность детей к обучению в 80% случаев характеризовалась нормальной деятельностью (Р<0,001), в 16,7% - сниженной (Р<0,001) и в 3,3% случаев - высокой (Р<0,001). Нормальное мышление имели 71,7% детей (Р<0,001). У 28,3% детей наблюдались различные отклонения в мышлении (Р<0,001): конкретно-описательного характера - у 20%, обстоятельность - 8,3%, ускоренное мышление - у 3,3% и склонность к детализации - у 1,7% детей.

Задержку развития моторики

диагностировали в 56,7% случаях (Р<0,05). Трудности двигательной координации наблюдались у 45% детей (Р<0,001). Нарушения мелкой моторики и тонкой координации движений имелись у 30% детей (Р<0,001). Двигательное беспокойство наблюдалось у 50% детей (Р<0,05), гипердинамические расстройства - у 41,7% (Р<0,05), двигательная заторможенность - у 15% детей. Стереотипии конечностей (у 13,3%) и туловища (у 1,7%) имелись у 15% детей, простые тики - у 6,7% детей (Р<0,001).

В настоящее время, стали появляться отечественные и зарубежные работы, посвящённые изучению "эмоционального интеллекта", то есть, влияния эмоциональной сферы личности ребенка на развитие когнитивных функций (Андреева, 2011; Гоулман, 2013; Шабанов, 2014). У 56,7% детей

преобладали положительные эмоции (Р<0,05) и носили адекватный характер у 16,7% детей. Отрицательные эмоции наблюдались у 3,3% детей. Причем у 38,3% детей эмоции имели импульсивный характер (Р<0,05), у 31,7% -незрелый и примитивный (Р<0,001), у 51,7% -быстро истощаемый (Р<0,05), у 3,3% -биполярный, у 3,3% - вязкий и у 68,3% детей -дефензивный характер. Суточный ритм настроения у 61,7% детей отличался своей неровностью и проявлялся эмоциональной лабильностью - у 38,3% и повышенным беспокойством в вечернее время - у 30% детей. Ровное настроение в течение дня наблюдалось у 38,3% детей.

Хорошей детской общительностью отличались 60% пациентов (Р<0,05), замкнутостью - 40% (Р<0,05) и повышенной привязанностью к матери - 35% детей (Р<0,05). У 45 детей определялась навязчивость: двигательная - в 41,7% и идеаторная - в 3,3% случаев. У большинства детей диагностированы психопатологические

феномены: сверхценные страхи - у 48,3%, дистимии - у 40% (Р<0,001), тревога - у 11,7%, навязчивые страхи - у 6,7% детей.

Во второй группе дети имели первичную задержку психического развития церебрально-органического генеза, так как в основе лежали гипоксические (57,1%), травматические (42,9%), инфекционные (71,4%) и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в неонатальном периоде. Вследствие чего, по результатам нейровизуализации в этой группе в 100% было выявлено негрубое поражение головного мозга, не достигающее четкого органического дефекта (внутрижелудочковое кровоизлияние 1-11 ст., морфофункциональная недостаточность, гидроцефалия, кисты).

В ходе исследования качественных показателей интеллекта второй группы, оцениваемых при выполнении Цветных матриц Равена, был выявлен низкий познавательный интерес у 47,6% детей. Отсутствовала заинтересованность в результате и успехе выполняемых пациентами заданий, отмечалось скорое наступление пресыщения при работе с однотипным материалом, что негативно сказывалось на скорости деятельности, быстро наступало утомление. При выполнении интеллектуальных задач нередко отмечалась импульсивность в решениях, хаотическая стратегия поиска - "угадывание", при возрастании сложности материала, а также в

конце выполнения матриц, могли быть протестные (42,9%), истерические реакции (61,9%) или реакции отказа (47,6%), что подтверждало снижение способности к целенаправленной произвольной регуляции когнитивной активности. Неуверенность детей проявлялась в реакциях избегания, безразличном отношении к своим достижениям и ошибкам. Темп и продуктивность деятельности всегда менялись в лучшую сторону после дополнительной

стимулирующей организующей помощи и позитивной оценки. Игровой тип мотивации давал преимущественный положительный отклик, в отличие от учебной мотивации, что свидетельствовало об инфантильности (85,7%), незрелости эмоционально-волевой сферы.

Количественный анализ выявленных нарушений, проводимый с использованием методики нейропсихологического

обследования, показал, что в 9,5% случаев у детей была нормальная память, в 90,5% -снижена. У 100% детей наблюдалось нарушение внимания: отвлекаемость и слабая распределяемость внимания - 95,2%, истощаемость - 90,5%, рассеянность - 71,4%, инертность - 5%. У 85,3% детей наблюдались отклонения мышления: конкретно-

описательного характера - у 85,7%, обстоятельность - у 4,8%, ускоренный темп имели 9,5%.

Задержку развития моторики

диагностировали в 61,9% случаях. Трудности двигательной координации наблюдались у 85,7% детей. Нарушения мелкой моторики и тонкой координации движений имелись у 76,2% пациентов. Двигательное беспокойство наблюдалось у 76,2% детей, стереотипии конечностей имелись у 19%, простые тики - у 28,6%, сложные тики - у 4,8%; двигательная заторможенность - у 19%.

У 81% пациентов преобладали отрицательные эмоции, которые

характеризовались незрелостью и

примитивностью, также у этих детей отмечался неровный суточный ритм настроения, проявляющийся эмоциональной лабильностью (57,1%), повышенным беспокойством по вечерам (23,8%) и по утрам - (4,8%). В 76,2% наблюдалась быстрая истощаемость эмоций, в 61,9% - импульсивность, в 66,7% -дефензивность, в 9,5% - вязкость, в 4,8% -парадоксальность, полярность эмоций, в 4,8% детей - эксплозивность. Психопатологические

феномены, проявляющиеся в виде дистимии, наблюдались у 76,2% детей, сверхценных страхов - у 66,7%, тревоги - у 14,3%, навязчивых страхов - у 9,5%, гипомании - у 4,8% детей. Практически в половине случаев (43%) дети вели себя замкнуто и демонстрировали особую привязанность к матери.

Задержанное интеллектуальное развитие, снижение способности к обучению в дошкольном возрасте и снижение работоспособности диагностировалось у всех обследованных детей второй группы (100%). Как показали результаты исследования, дети данной группы нуждались в индивидуальном подходе при обучении и психолого-педагогической коррекции, с большой вероятностью от чего будет зависеть их уровень когнитивного функционирования в дальнейшем.

В третью группу вошли дети с умственной отсталостью (n=19), имевшие нарушение психического развития церебрально-органического генеза, в основе которого лежали гипоксические (100%), травматические (52,6%), инфекционные (94,7%) и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде. Что привело в 89,5% случаях к стойкому органическому поражению головного мозга (внутрижелудочковое кровоизлияние II-III ст., перивентрикулярная лейкомоляция, порэнцефалия, кистозно-глиозные изменения головного мозга, атрофические изменения, аномалия Денди-Уокера) и в 10,5% случаев - функциональным минимальным мозговым нарушениям. Детская инвалидность имела место у 68,4% детей: по неврологическому статусу (детский

церебральный паралич, нейросенсорная тугоухость, синдром Денди Уокера) - у 42,1%, по неврологическому и психическому (детский церебральный паралич, умственная отсталость) - у 15,8%, по соматическому статусу (врожденный порок сердца) - у 5,3% и их сочетание - у 5,3% детей.

В ходе исследования качественных показателей, оцениваемых при выполнении Цветных матриц Равена, у детей третьей группы диагностировались большие различия. Когнитивные нарушения в данной группе имели различную степень выраженности, от легкой до глубокой умственной отсталости.

Психологическая диагностика пятерых детей (26,%) была невозможна, их коэффициент

умственного развития ^ ориентировочно оценивался ниже 20. Глубоко умственно отсталые пациенты были весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований и инструкций. У них отсутствовало развитие предпосылок интеллекта: внимания, памяти, восприятия. В связи с этим отсутствовала способность к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных были неподвижны или резко ограничены в движениях, страдали недержанием мочи и кала. С ними были возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Отмечались все формы апраксий. Эти пациенты, не способные заботиться о своих основных потребностях, нуждались в постоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивалось выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяли отдельные нечленораздельные звуки. Наиболее тяжелые из них не плакали, не смеялись, не узнавали окружающих. Их внимание ничем не привлекалось. Они с трудом ориентировались, реагируя только на боль. Не отличали съедобное от несъедобного. Отсутствовали элементарные навыки самообслуживания, игровая деятельность. Речь и жесты не понимались. Наблюдались аффекты гнева, аутотравматизация (кусали свои конечности, бились головой о стену, мебель).

В ходе исследования при

нейропсихологическом тестировании у детей третьей группы (100%) был низкий познавательный интерес и задержанное когнитивное функционирование в дошкольном возрасте. Снижение работоспособности и снижение способности к обучению наблюдалось у 100% детей.

У четверых детей с легкой умственной отсталостью (21,1%) отмечалось быстрое утомление и наступление пресыщения при работе с однотипным материалом, отсутствовала врабатываемость. Темп и продуктивность деятельности не менялись в лучшую сторону после дополнительной стимулирующей организующей помощи и позитивной оценки. Также как и игровой тип мотивации давал преимущественный положительный отклик у ребенка, в отличие от учебной мотивации, но на продуктивность не влиял, что свидетельствовало об инфантильности (94,7%), незрелости

эмоционально-волевой (100%) и когнитивной сфер (100%). Преобладающими стратегиями в решении задач было хаотическое "угадывание", импульсивность (47,4%) или наоборот, реакции избегания, безразличие и вялость (36,8%) по отношению к выполняемой работе, что свидетельствовало о несформированности способности к целенаправленной произвольной регуляции интеллектуальной деятельности. Нередко тестирование сопровождалась, независимо от сложности заданий и этапа интеллектуальной работы (начального или завершающегося), протестными (36,8%), истерическими реакциями (36,8%) или реакциями отказа (26,3%).

Возможность переноса сформированного анализа на решение заданий для этих детей оказалась частично недоступной, что подтвердило ограниченную способность к абстрактному мышлению и обучению.

В процессе нейропсихологического обследования была диагностирована у пациентов с легкой умственной отсталостью (21,1%) удовлетворительная память, и они усваивали механически те или иные знания, но приложить их к практической деятельности не могли. Несложные акты ассоциаций протекали у них медленнее, чем у здоровых детей, более сложная ассоциативная деятельность для них была невозможна. Представления

формировались у больных недостаточно, так как не было определенного объема закрепленных впечатлений.

У пациентов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (73,7%) наблюдалось тотальное снижение памяти. У 100% детей наблюдалось нарушение внимания:

отвлекаемость и слабая распределяемость внимания - 78,9%, истощаемость - 78,9%, рассеянность - 78,9%, инертность - 36,8%. Такие дети не в состоянии были активно направлять внимание на нужную им область; отчасти от этого же зависела и моторная расторможенность. В 100% случаев наблюдались отклонения мышления: конкретно-описательного характера - у 73,7%, несформированность мышления - у 26,3% детей.

Задержку развития моторики

диагностировали в 84,2% случаях. Трудности двигательной координации наблюдались у 85,7% детей. Нарушения мелкой моторики и тонкой координации движений имелись у 94,7% детей. Двигательное беспокойство

наблюдалось у 63,2% детей, двигательные стереотипии имелись у 36,8%, двигательная заторможенность - у 36,8% детей.

В 100% случаев эмоции носили незрелый, примитивный характер, у 52,6% пациентов преобладали отрицательные эмоции, также у этих детей отмечался неровный суточный ритм настроения (68,4%), проявляющийся эмоциональной лабильностью (57,9%), повышенным беспокойством по вечерам (15,8%). В 73,7% наблюдалась быстрая истощаемость эмоций, в 47,4% -импульсивность, в 66,7% - дефензивность, в 31,1% - парадоксальность, полярность эмоций, в 10,5% детей - эксплозивность. Психопатологические феномены,

проявляющиеся в виде дистимии, наблюдались у 63,2% детей, сверхценных страхов - у 68,4%, тревоги - у 26,3%, дисфории - у 5,3%, гипомании - у 5,3% детей. Практически в половине случаев (47,4%) дети вели себя замкнуто и демонстрировали особую привязанность к матери (42,1%).

Таким образом, детям дошкольного возраста с умственной отсталостью, перенесших неонатальную реанимацию, были характерны все основные признаки недоразвития психики: замедленный темп развития высших корковых функций (моторики, речи, памяти, внимания, мышления); эмоциональная незрелость; неравномерность психического развития (парциальность); необратимый характер нарушений.

Заключение. Выполненное исследование позволило определить разные уровни интеллекта у детей дошкольного возраста, перенесших неонатальную реанимацию.

Несмотря на перенесенное критическое состояние в неонатальный период из 100 детей больше половины (60%) к старшему дошкольному возрасту продемонстрировали нормальный уровень развития, полную готовность к обучению в школе. Необходимо отметить, что из этой группы двое детей (2%) имели опережающее когнитивное

функционирование.

Вторую группу (21%) по результатам тестирования составили дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью, которые при соответствующем лечении и реабилитации в перспективе могут выйти на более высокий уровень когнитивного функционирования. Особенность клинической картины проявлялась церебрастенической симптоматикой и

парциальностью интеллектуальных нарушений (часть детей имела сохраненный познавательный интерес, достаточную механическую и слухоречевую память).

В третью группу (19%) вошли дети с умственной отсталостью, у которых были диагностированы все основные признаки недоразвития психики: замедленный темп развития высших корковых функций (моторики, речи, памяти, внимания, мышления); эмоциональная незрелость; парциальность; необратимый характер нарушений. Когнитивные нарушения имели различную степень выраженности: от легкой до глубокой умственной отсталости. Тяжесть психического статуса определялась уровнем когнитивного функционирования,

соответствовала тяжести структурных нарушений и выраженности неврологических симптомов (параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы).

При разном уровне интеллекта следует отметить общие психопатологические феномены, изучение которых позволило выделить осевой синдром. В структуре этого синдрома, представлены церебральная астения, расстройства моторики (диспраксия) и эмоциональные нарушения.

Результаты исследования могут быть использованы для прогнозирования тяжести клинической картины и определения реабилитационных программ для данной категории пациентов.

Список литературы

1. Альбицкая Ж.В. Клинико-катамнестический анализ психических нарушений, диагностированных в раннем возрасте как задержка психического развития у детей, перенесших интра- и перинатальные повреждения центральной нервной системы. /Ж.В. Альбицкая, Л.Н. Касимова //Журнал "Психическое здоровье". - 2014. - №9 - С. 36-42.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - М.: "Манн, Иванов и Фербер", 2013. - 560 с.

3. Громада Н.Е. Иммунологические и структурно-метаболические нарушения у доношенных детей с гипоксическим перинатальным поражением центральной нервной системы, прогнозирование исходов и оптимизация лечения. Автореф. дисс. докт. мед. Наук. /Н.Е. Громада. - Екатеринбург, 2009.

4. Демчева Н.К. Психиатрическая помощь населению в 2012 году // Аналитический обзор / под ред. профессора З.И. Кекелидзе и профессора Б.А. Казаковцева - М.: ФГБУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского " МЗ РФ. - 2012. - 82 с.

5. Жидкова О.Б. Катамнез детей, перенесших тяжелую перинатальную патологию. Автореф. канд. дисс. / О.Б. Жидкова. - СПб., 2010.

6. Иванов Д.О. Взаимосвязь тяжести течения болезни и состоянием детей в катамнезе. / Д.О. Иванов, Н.П. Шабалов, Е.А. Курзина, О.Б. Жидкова //Вопросы практической педиатрии. - 2009. - Т. 4. - № 6. - С. 56.

7. Крывкина Н.Н. Психомоторное развитие и показатели здоровья, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, на первом году жизни. Автореф. канд. дисс. /Н.Н. Крывкина. - Самара, 2015. - 24 с.

8. Курзина Е.А. Катамнез детей, перенесших сепсис в неонатальном периоде. Автореф. канд. дисс. / Е.А. Курзина. -СПб., 2010. - 179 с.

9. Луговых Н.А. Психоневрологические последствия критических состояний в перинатальный период (Обзор литературы). /Н.А. Луговых, Е.В. Малинина, М.Ю. Пирогова, Н.В. Юркина // Уральский медицинский журнал. - 2015. - № 8. - С. 43-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014. - 429 с.

11. Шмаков А.Н. Анестезия, реанимация, интенсивная терапия новорождённых: учебное пособие /А.Н. Шмаков, В.Н. Кохно, В.И. Кондаков. // Сибмедиздат НГМУ, 2014.

12. Duyndam A. Invasive ventilation modes in children: a systematic review and meta-analysis. / A. Duyndam, E. Ista, RJ. Houmes et al. // Source Intensive Care Unit, Erasmus MC - Sophia Children's Hospital, PO Box 2060, 3000 CB Rotterdam, The Netherlands. 2011;15(1):R24. Epub 2011 Jan 17.

13. Maulik P.K. Epidemiology of Intellectual Disability / P.K. Maulik, C.K. Harbour // In: J.H. Stone, M. Blouin, editors. International Encyclopedia of Rehabilitation. - 2011.

14. Odd D.E., Whitelaw A., Gunnell D., Lewis G. The association between birth condition and neuropsychological functioning and educational attainment at school age: a cohort study. Arch Dis Child 2011 Jan; 96(1): 30-7.

FEATURES INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WHO UNDERWENT

NEONATAL INTENSIVE CARE UNIT

N.A. LUGOVYKH, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

e-mail: [email protected] E.V. MALININA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The results of the study levels of cognitive functioning of preschool children who underwent neonatal intensive care unit. Despite suffering critical condition in the neonatal period of 100 children, more than half (60%) to the senior preschool age showed normal levels of intelligence, full readiness for school, which was confirmed by the test results Raven Coloured Progressive Matrices. Notable was the fact that this group has two children (2%) had a high level of intelligence and advancing cognitive development. The second group (21%) on the test results were children with borderline intellectual disabilities that with appropriate treatment and rehabilitation in the long term may reach a higher level of cognitive functioning. Axial psychopathological symptom in children of the study group was tserebrastenicheskom syndrome exhibit high exhaustion and a significant decrease in performance. Features of clinical picture manifested partiality in intellectual disorders (some children had preserved cognitive interest, sufficient mechanical and audio-verbal memory). The third group (19%) included children with mental retardation who have been diagnosed all of the major signs of mental underdevelopment: a slowdown in the higher cortical functions (motor skills, speech, memory, attention, thinking); emotional immaturity; partial; irreversible disorders. Cognitive impairment had varying degrees of severity, from mild to severe mental retardation. The severity of the mental status was determined by the level of cognitive functioning is consistent with the severity of structural damage and the severity of neurological symptoms (paralysis, paresis, ataxia, hyperkinesis).

Keywords: critical conditions of the perinatal period, the effects of neonatal resuscitation, levels of cognitive functioning, intelligence quotient (IQ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.