Научная статья на тему 'Особенности интеграции археологических объектов внутриконтинентального региона в сферу туризма (на примере Алтайского края)'

Особенности интеграции археологических объектов внутриконтинентального региона в сферу туризма (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харламов С. В.

Памятники археологии Алтайского края представляют собой исключительную ценность в качестве ту-ристских объектов. Внутриконтинентальное положение региона в пределах умеренного географического пояса определяет особенности археологического наследия. В условиях активного развития туристской от-расли актуальна задача выделения приоритетных археологических объектов для их интеграции в сферу туризма. Предложенный автором подход может быть рекомендован для других регионов, осуществляющих освоение культурно-исторических ресурсов в целях развития туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции археологических объектов внутриконтинентального региона в сферу туризма (на примере Алтайского края)»

O. L. Sergeyeva, Lecturer Dezhou State University (Dezhou, China) olga.basha12@yandex.ru

METHODOLOGICAL ORGANIZATION OF RESEARCH IN DECORATIVE AND APPLIED ARTS SPHERE

The author proposes to look at the decorative/applied works and arts and design products as one. Its place in material culture scheme is founded in the middle (traversal) of tools, works of art and consumer products.

The subject field of decorative art can be represented in the form of four concentric circles: human body surface, clothes and accessories, interior items, objects outside the house. The author applied the philosophical principle of anthropological proportionality as proportionality to the human hand, but not to the human body, as architects do.

Everyday things can be systematized in three levels: high, middle and waste ("trash"). High-level things are used by nobility. Middle-level things are used by most of the population. Waste-level things are recycling or throwing away. This systematization can be used by theater and film directors, museum workers, and others. Reconstruction of a poor room interior is more difficult than a rich one. Things that represent poverty are in short supply, while museums are full of things that represent wealth. Waste-level things have culture recycling our days only named postmodern.

The subject field of decorative art can be supplemented by a vector of time. Thereby decorative art can be considered in historical development. Its existence took place in the time of archaism, traditionalism and modernity. We are seeing the traditional decorative arts from Neolithic to the onset of industrial progress in the middle of the 19th century. Decorative arts have indestructibility and omnipresence during humanity history.

Keywords: decorative and applied works and arts, material culture, subject environment.

References

1. Kagan M. S. Filosofija kul'tury [Philosophy of Culture]. St. Petersburg, 1996. 270 p. [In Russ.].

2. Teoreticheskaja kul'turologija [Theoretical Culturol-ogy]. Moscow; Yekaterinburg, 2005. 624 p. (Jenciklopedija kul'turologii) [Encyclopaedia of Culturology] [In Russ.].

3. Sergeyeva O. L. Dihotomija «tvorchestvo - iskus-stvo» v gruppe utilitarnyh predmetov [Dichotomy creativity/art in Utilitarian Things Area] // Vestnic Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Buryatia State University].2011. Vol. 14. Pp. 161-163 [In Russ.].

4. Apuchtina N. G. Global Ecological Thinking Culture: From the Origins to the Basics. Chelyabinsk, 2006. 196 p. [In Russ.].

УДК 902.2.3: 338.482.22(571.150)

С. В. Харламов, кандидат географических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

harlamovageo@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНОГО РЕГИОНА В СФЕРУ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Памятники археологии Алтайского края представляют собой исключительную ценность в качестве туристских объектов. Внутриконтинентальное положение региона в пределах умеренного географического пояса определяет особенности археологического наследия. В условиях активного развития туристской отрасли актуальна задача выделения приоритетных археологических объектов для их интеграции в сферу туризма. Предложенный автором подход может быть рекомендован для других регионов, осуществляющих освоение культурно-исторических ресурсов в целях развития туристской деятельности.

Ключевые слова: туризм, Алтайский край, археологическое наследие, памятники археологии.

На территории Алтайского края, расположенной в центральной части Северной Азии и отдаленной тысячами километров суши от морей всех четырех океанов, открыто множество разнообразных памятников археологического наследия.

Человек разумный и его предшественники издавна проживали здесь, что было обусловлено

наличием благоприятной природно-ресурсной базы. Погодно-климатические условия, хотя и менее комфортные, чем в более южных широтах, способствовали круглогодичной активной жизнедеятельности. Множество рек и озер в горах и на предгорной равнине, обширные таежные массивы и плодородные степи являлись неисчерпаемым источни-

ком растительной и животной пищи. Исключительное разнообразие горных пород, в том числе, содержащих полиметаллические и железные руды, содействовало развитию и совершенствованию материально-технической базы различных социальных сообществ. И, тем не менее, здесь, в центре самого большого материка, не возникло такого развитого общества, как, например, в регионах Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. По-видимому, одним из сдерживающих факторов явилась значительная удаленность территории от основных путей сообщения, каковыми в древности являлись моря.

Во всем мире в центрах активного развития туризма объекты археологического наследия представляют собой исключительную ценность в качестве туристских ресурсов, и в некоторых районах, например, в Египте, на Ближнем Востоке и др., являются первоосновой мотивации многочисленных туристских поездок.

В постсоветский период в Алтайском крае (в современных его границах) началось стремительное развитие туристской деятельности, результатом которого явилось признание туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики [1]. Основу интереса быстрорастущего въездного туристского потока представляет во многом уникальный природный комплекс нашего края. Одновременно в последнее десятилетие наблюдается возрастающая интеграция культурно-

исторического наследия в сферу туризма: осуществляется реконструкция действующих музеев и появляются новые; формируется ряд крупных событийных проектов, основанных на самобытной культуре региона; расширяется тематика разнообразных экскурсионных программ. Не остаются без внимания и памятники археологии: осуществлен первый этап музеефикации археологического комплекса «Царский курган» в долине р. Сентелек (Чарышский район); созданы парк «Перекресток миров» у Тавдинских пещер в долине р. Катуни на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский район) и экскурсионное бюро «У Денисовой пещеры» на р. Ануй (Солонешенский район). В крае разрабатываются разнообразные проекты, предполагающие использование памятников археологии в туристской деятельности, например, в рамках программы UNWTO «Великий Шелковый путь», природно-археологического парка «Колыбель человечества» в долине р. Ануй, музеефика-ции археологического комплекса в южном отроге горы Пикет около с. Сростки Бийского района, природно-археологического парка на Колыванском озере в Змеиногорском районе и др. Необходимо так же отметить опыт, с успехом воспринятый отдыхающими санатория «Рассветы над Бией» (Бий-ский район), где создана «Тропа тысячелетий»;

в долине Чарыша в устье р. Теплой (Чарышский район) посетители турбазы «Зазубра» с интересом знакомятся с каменными курганами тюркского времени, в первозданном виде восстановленными археологами после завершения раскопок; содержательные экскурсии по объектам археологического наследия в Солонешенском, Чарышском и Змеино-горском районах проводят сотрудники краеведческих музеев и ученые [2].

Все перечисленные начинания в области интеграции археологического наследия в сферу туризма, предпринятые в Алтайском крае за последние 10-15 лет, основаны на результатах профессионально выполненных археологических исследований представителей краевой вузовской науки и ученых Сибирского отделения Российской Академии наук. Это обстоятельство необходимо отметить особо, поскольку в целях популяризации археологического наследия должна использоваться исключительно достоверная информация. Во многих проектах в процессе подготовки и оказания экскурсионных услуг непосредственное участие принимают специалисты-археологи.

Особым проектом федерального уровня, потребовавшим осуществления анализа с определением перспектив использования археологического наследия в целях туризма, является создание на протяжении 2015-2017 гг. «Туристской энциклопедии Алтайского края». Инициаторами данного проекта предложено рассматривать том, посвященный Алтайскому краю, в качестве пилотного в единой серии для всех туристских регионов России. В рамках работы над проектом разрабатываются концептуальные подходы по формированию содержания Туристской энциклопедии, перечня структурных организационно-методических единиц и выбору объектов, которым будут посвящены статьи этого уникального издания [3].

Наряду с исключительным разнообразием и высокой плотностью распределения памятников археологии в Алтайском крае, их отличает невысокий уровень современных аттрактивных качеств. Археологические объекты аналогичных эпох, расположенные в более теплых южных широтах, выглядят более привлекательными. Данное обстоятельство имеет немаловажное значение при организации использования памятников археологии в качестве туристских ресурсов (как объектов показа), поскольку для этих целей требуется привлечение значительных финансовых ресурсов.

Горная территория Алтайского края, занимающая около одной трети от его общей площади, отличается еще одной особенностью в археологическом плане. Здесь до сих пор не обнаружено ни одного наскального рисунка (петроглифа), за исключением небольшого рунического знака (тавро) в долине р. Устюбы (Алтайский район) [4]. В то же

время наскальная живопись древних людей пользуется у туристов исключительной популярностью, примером которой являются урочище Калбак-Таш на Чуйском тракте (Республика Алтай) или «Томская писаница» в Кемеровской области.

В пределах современной территории Алтайского края историю изучения археологических памятников можно проследить, начиная с середины XVIII в. В поисках новых полиметаллических и железорудных месторождений в предгорных и горных районах Алтая в те годы уже занимались отряды горнорудных экспедиций. Одним из методов поиска являлось обнаружение участков, так называемых, «чудских копей» (ям-закопушек), откуда древние люди брали руду для выплавки металла. Описания мест со следами деятельности древних рудокопов и металлургов этой части Алтая являются первыми достоверными свидетельствами исследования археологического наследия. Однако значительно ранее организованных отрядов в предгорьях Алтая орудовали те, кого сейчас именуют «черными археологами». В теплое время года ватаги (артели, бригады) этих лихих людей приходили с северных территорий Западной Сибири, к тому времени освоенных Российским государством, и раскапывали «бугры» (как тогда называли курганы). Это опасное дело было прибыльным, поскольку в некоторых «буграх» удавалось находить золотые, серебряные и бронзовые предметы, имевшие иногда изящный вид. Продажа находок состоятельным людям Тобольской губернии приносила хорошие заработки, а часть предметов, подаренных тобольским губернатором, вошла в знаменитую Сибирскую коллекцию Петра I. Варварский промысел, запрещенный впоследствии специальным указом Императора, конечно, не имел документального описания, современные ученые могут только предполагать, где были добыты бугровщиками отдельные предметы.

Впоследствии исследованием археологического наследия занимались как приезжие, так и местные ученые. В настоящее время в Алтайском крае создана известная археологическая школа, разработавшая такие понятия как «сросткинская культура», «большереченская культура», «елунинская культура» и др.; появился новый термин «денисо-вец», вошедший в мировую археологию после находки в Денисовой пещере останков ранее неизвестного вида человека.

Объекты археологического наследия Алтайского края, несмотря на небольшой имеющийся опыт введения памятников археологии в оборот туристской деятельности, представляют собой исключительно ценный ресурс, на основе которого предстоит дальнейшее формирование и развитие уникального туристского продукта региона, не имеющего собственного Объекта Всемирного

наследия ЮНЕСКО. Именно поэтому блок статей в Туристской энциклопедии, касающийся археологии, посвящен краткой характеристике наиболее перспективных с точки зрения туристского интереса, объектов, на которые предлагается обратить первостепенное внимание в целях дальнейшего динамичного развития туристско-экскурсионного комплекса Алтайского края.

Общую картину археологического прошлого демонстрируют статьи, характеризующие эпохи камня, бронзы и железа, а также переходный от камня к бронзе (энеолиту) период, поскольку на территории имеется очень интересный материал, связанный с этим удивительным историческим временем. Помимо обобщенной характеристики содержание статей, авторами которых являются известные археологи края, акцентирует внимание на отдельных археологических памятниках или комплексах, представляющих наибольший интерес.

На территории края обнаружены и исследованы объекты палеолита (древнего каменного века), мезолита (среднего каменного века), неолита (нового каменного века). На протяжении эпохи камня происходил длительный процесс совершенствования обработки камня, и в неолите появились первые изделия из керамики. Исследование раннепа-леолитических стоянок (100 тыс. - 33 тыс. лет назад), в частности, в долине р. Ануя в Солонешен-ском районе: нижние культурные слои Денисовой пещеры и стоянка Карама позволили сформировать новый взгляд на заселение Южной Сибири и Алтая [5, 6]. Памятники верхнего (33 тыс. - 23 тыс. лет назад) и позднего палеолита (20 тыс. - 15 тыс. лет назад) хорошо изучены в долине р. Ануя в районе границ Солонешенского района Алтайского края и Усть-Канского района Республики Алтай, а также в Красногорском районе (Ушлеп и др.). В памятниках ушлепской культуры помимо выразительных каменных орудий найдены замечательные образцы костяных и кожаных украшений. Памятники неолита (8 тыс. - 6 тыс. лет назад) известны в Красногорском районе в долинах р. Катуни (Усть-Иша) и р. Бии (Пильно).

Очень интересен на Алтае переходный период от эпохи камня к эпохе бронзы (4 тыс. - 3,5 тыс. лет назад), когда наряду с каменными появляются изделия из металла (меди). В это время люди начали заниматься скотоводством [6, 7]. Места проживания людей эпохи энеолита помимо территории Алтайского края исследованы в Хакасии, Республике Алтай, Северо-Западной Монголии и Северо-Западном Китае. Впервые в Сибири стали выплавлять медь из руд, добытых в горах, известен рудник Владимировка в вершинной части одного из отрогов Коргонского хребта (Чарыш-ский район). В памятниках эпохи энеолита найдены изделия из меди, золота, серебра, камня, костей,

рогов и метеоритного железа. Находки сделаны при раскопках в Курьинском районе поселения Подсинюшка в окрестностях оз. Белого, Красноще-ковском районе курганного могильника около с. Чинета, Чарышском районе курганного могильника около с. Сентелек и др. В настоящее время считается, что население той эпохи (афанасьевцы) появилось в Южной Сибири в результате миграций из Восточной Европы. В то же время в Верхнем При-обье (оз. Иткуль, долина рек Оби и Бии в Зональном, Бийском и Быстроистокском районах) исследовано около 50 памятников археологии, принадлежащих другой культуре. Здесь среди распространенных изделий из камня, кости и керамики отсутствуют металлические предметы.

В эпоху бронзы население занималось добычей меди, свинца, серебра и золота, произошло освоение выплавки бронзы (сплав меди с оловом и меди с мышьяком) с изготовлением из нее различных изделий, в том числе, предметов искусства [7]. На территории Алтайского края известны несколько культур бронзовой эпохи, например, елунин-ская, относящаяся к эпохе ранней бронзы (4,3 тыс. - 3,8 тыс. лет назад), с археологическими памятниками в степной и лесостепной частях края: «Елунино» (Павловский район), «Березовая Лука» (Алейский район), «Колыванское» (Змеиногорский район), «Староалейское» (Третьяковский район) и др. Памятники уткульской культуры исследованы на правобережье Оби - комплекс в окрестностях оз. Уткуль (Иткуль) в Зональном районе. Памятники средней бронзы (3,7 тыс. - 3,4 тыс. лет назад), принадлежащие племенам, расселявшимся на огромной территории от Урала до Енисея, известны в Первомайском, Кытмановском и других районах края. В нескольких районах имеются памятники позднего бронзового периода (3,4 тыс. -3,3 тыс. лет назад), когда бронзовое литье достигло наивысшего совершенства. Во время раскопок археологических объектов этого времени найдено много разнообразных украшений из золота и серебра. Обнаружено два типа поселений: временные (сезонные), очевидно для летнего проживания, и постоянные, с мощным культурным слоем, указывающим на то, что люди занимались одновременно скотоводством, охотой и рыболовством.

Во времена переходного от бронзы к железу периода (2850 - 2650 лет назад) юго-западная горная и предгорная территории становятся частью скифо-сибирской культурно-исторической общности [2]. Население остальной территории, занятой Алтайским краем в современных границах, не испытало на себе заметного влияния скифов. Археологические памятники этого периода в лесостепной части края рядом ученых принято относить к большереченской культуре. Скифский период считается одним из самых ярких в истории Евразии.

Те времена отмечены грандиозными царскими курганами в долине р. Сентелека (Чарышский район), около с. Бугры (Рубцовский район), а также княжескими курганами у Колыванского озера (Змеино-горский район). В Локтевском районе обнаружено уникальное захоронение «Золотого человека», на одежде которого было нашито 1609 золотых фольговых бляшек, еще 119 украшений было на головном уборе и несколько золотых украшений находилось в самом погребении [8].

Эпоха железа представляет собой период времени с начала освоения железо-литейного производства до нового времени. В археологии принято подразделять ее на три этапа: раннего железа; переселения народов, или гунно-сарматское время и средневековье; в свою очередь средневековье разделяется на раннее, развитое и позднее. В разных регионах и у разных народов хронология и продолжительность отдельных периодов эпохи железа может быть разной [2]. В III-II вв. до н.э. южносибирские территории, в том числе и наш регион, были покорены племенами гуннов, произошло смешение культурных традиций и этнического состава населения. В этот исторический период прекратило свое существование скифо-сибирское общество. Почти целое тысячелетие с III-II вв. до н.э. и до середины VII в. н. э. длился период «великого переселения народов», который характеризуется небольшим количеством памятников археологии в крае. Самым известным из них является княжеское захоронение на берегу р. Чарыша недалеко от с. Тугозвоново (Шипуновский район). «Тугозво-новское» захоронение IV-V вв. н. э. (раскопано в 1959 г.) получило мировую известность благодаря золотым и серебряным украшениям с драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными пастой и стеклом.

В период раннего средневековья с середины VI в. Алтай находился в составе Тюркского каганата, затем до середины VIII в. - в составе II Тюркского каганата, являясь его северной окраиной. Памятников тюркского времени в лесостепной части края и Рудном Алтае очень мало, однако они есть в долинах северных хребтов Алтая. В середине - второй половине IX в. часть алтайских территорий была завоевана енисейскими кыргызами; с IX -начала XI вв. входила в состав Кимакского каганата. Основная часть памятников этого времени соотносится со сросткинской археологической культурой. Восточная граница Кимакского и Кыргызского каганатов проходила по р. Оби. Кимакская знать владела рунической письменностью, исповедовала буддизм и шаманизм, получала предметы роскоши путем торгового обмена с Центральным Китаем (по так называемым северным ответвлениям Великого Шелкового пути) и в результате завоевательных походов. Основная же часть населения

не испытывала инокультурного влияния и сохраняла традиционную идеологию шаманизма и тотемизма, культа предков и животных. В первой трети XI в. после значительного оттока кимако-кыргызского населения на запад Кимакский каганат распался. Территория оставалась слабозаселенной и в начале XII в. была завоевана монголами. Вплоть до конца XVI в. территория края оставалась практически малоосвоенной. В конце XVI - начале XVII вв. из гор на равнину выкочевали телеуты. Во второй половине XVII - начале XVIII вв. Алтай входил в состав государства Западных монголов (Джунгарское ханство). С конца 1710 г. начался новый этап, связанный с освоением территории русскими и вхождением ее в состав Российской Империи.

Немалое число объектов археологического наследия Алтайского края входит в сферу интересов туристических кластеров и проектов, реализуемых в рамках федеральных программ: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета»; кластеры «Белокуриха» с субкластером «Белокуриха-2», «Золотые ворота» в Бийске и «Барнаул - горнозаводской город». Еще большее количество памятников археологии является неотъемлемой составляющей туристско-рекреа-ционного потенциала туристических кластеров, определенных государственной программой «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы [9]: «Алтайский» (Алтайский район), «Сибирь изначальная» (Смоленский район), «Солонешен-ский» (Солонешенский район), «Горный Чарыш» (Чарышский район), «Горная Колывань» (Змеино-горский и Курьинский р-ны, г. Змеиногорск), «Егорьевский» (Егорьевский район), «Яровое» (г. Яровое), «Завьялово-Гуселетово» (Завьяловский и Романовский р-ны), а также брендовых маршрутов «Малое золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова Алтая».

Результаты комплексного анализа, опирающегося на материалы археологических исследований территории Алтайского края и учитывающего интересы туристической отрасли, позволили сформировать перечень статей археологического блока «Туристской энциклопедии Алтайского края», который выглядит следующим образом:

- Археологические памятники Барнаула;

- Березовая Лука (Алейский район);

- Ближние Елбаны (большереченская культура) (Топчихинский район);

- Бугровщики;

- Денисова пещера (Солонешенский район);

- Деревянко Анатолий Пантелеевич;

- Золотой человек скифской эпохи Алтая (Локтевский район);

- Карама (Солонешенский район);

- Княжеские курганы (Змеиногорский и Шипуновский р-ны);

- Музей археологии Алтайского государственного университета;

- «Перекресток миров» (Алтайский район);

- Поселение древних металлургов и скотоводов на оз. Колыванском (Змеиногорский район);

- Рудник древних металлургов «Владимировка» (Чарышский район);

- Святилище древних на горе Очаровательная (Курьинский район);

- Скифский меч (Тюменцевский район);

- Сросткинская культура. Кимакский каганат (Бийский район);

- Телеутская землица;

- Ханхаринский дол (Краснощековский район);

- Царский курган на р. Сентелек (Чарышский район);

- Чагырская пещера (Краснощековский район);

- Чудские копи;

- Шелковый путь;

- Эпоха камня;

- Эпоха энеолита;

- Эпоха бронзы;

- Эпоха железа.

Результаты новых археологических исследований на территории Алтайского края в последние десятилетия (Денисова пещера и др.) заставляют вносить изменения в устоявшееся представление об эволюции общества не только нашего региона, но и в глобальном масштабе. Подобные результаты являются одним из факторов возрастания туристического интереса, появления новых проектов и программ интеграции археологического наследия в сферу туризма типичной внутриконтинентальной территории.

Нарастающие темпы развития туризма заставляют определять и предлагать новые туристские ресурсы, в том числе, среди объектов археологического наследия. Предложенная методика позволяет выделить из множества памятников археологии и событий, связанных с эволюцией археологического наследия на территории Алтайского края, наиболее приоритетные.

Результаты выявления приоритетных археологических объектов и событий, предпринятого в связи с конкретной задачей формирования содержания блока статей по данной тематике в региональной Туристской энциклопедии, могут представлять интерес и с иной позиции - предложения новых объектов экскурсионных программ: отбора памятников археологии для неопосредствованного использования в качестве экскурсионного объекта.

Учитывая специфику подобных внутриконтинен-тальных регионов, в число которых входит и Алтайский край, следует принимать во внимание, что памятники археологии внешне выглядят невыразительно и поэтому требуют существенных вложений разнообразных сил и средств в целях придания им качеств, необходимых для использования в качестве привлекательных туристских ресурсов. В связи с этим свод объектов археологии, перечисленных выше в данной публикации, предлагается использовать в качестве первостепенных при определении приоритетов для практического освоения, а предложенная методика может быть использована для принятия решения вопросов интеграции археологического наследия в сферу туризма для территории любого муниципального образования, туристско-рекреационного или санаторно-курортного кластера (комплекса). Следующим этапом может быть создание в крае музея-заповедника археологической направленности.

Литература

1. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года: закон Алтайского края от 21 нояб. 2012 г. № 86-ЗС // Кодекс, 2014. URL:

http://docs.cntd.ru/document/453123097 (12.02.2017 г.).

2. Алёхин Ю. П., Кунгуров А. Л., Шевская О. В. Достояние земли Змеиногорской (археологическое и историческое наследие). Змеиногорск; Барнаул, 2013. 184 с.

3. Харламов С. В. Туристская энциклопедия регионов России. Алтайский край // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Барнаул, 2016. Ч. 1. С. 261-264.

4. Историко-культурное наследие Бирюзовой Катуни (опыт интеграции в сферу туризма) / К. Ю. Кирюшин [и др.]. Барнаул, 2013. 222 с.

5. Кунгуров А. Л. Палеолит и мезолит Алтая. Барнаул, 1993. 89 с.

6. Грушин С. П. Культура жизнеобеспечения и производства населения степного и лесостепного Обь-Иртышья во второй половине III - первой четверти II тыс. до н. э.: автореф. дис. ... д. и. н. Барнаул. 2013. 28 с.

7. Алтай в системе металлургических провинций энеолита и бронзового века / С. П. Грушин [и др.]. Барнаул, 2009. 160 с.

8. Шульга П. И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул, 2003. 204 с.

9. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы: пост. Адм. Алтайского края от 29 декабря 2014 года № 589 // Кодекс, 2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/423904756 (15.01.2017 г.).

S. V. Kharlamov, Ph. D. in Geography, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) harlamovageo@rambler.ru

FEATURES OF THE INTEGRATION OF INTRACONTINENTAL ARCHAEOLOGICAL OBJECTS

IN THE TOURISM SPHERE (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)

Worldwide, in the centers of active tourism development, archaeological heritage sites are of exceptional value as tourism resources and in some areas are the primary motivation for numerous tourist trips. A variety of monuments of the archaeological heritage are open on the territory of the Altai Territory. In the post-Soviet period, the rapid development of tourism activity began here, which resulted in the recognition of tourism as one of the priority branches of the economy. The basis for the interest of the rapidly growing inbound tourist flow (from 250 thousand tourists in 2003 to 2 million in 2016) is in many ways a unique natural complex of the region. At the same time, in the last decade there has been an increasing integration of the cultural and historical heritage in the sphere of tourism. Monuments of archeology are not left without attention: various regional projects are being developed, suggesting their use in tourist activities.

Along with the exceptional diversity and high density of distribution of archeological monuments in the Altai Territory, they are distinguished by a low

level of contemporary attractive qualities. Nevertheless, objects of archaeological heritage, in spite of a small experience in the introduction of archeological monuments in the turnover of tourism activities, represent an extremely valuable resource on the basis of which the further development and development of the unique tourist product of the region is to be continued.

A special project of the federal level, which required during 2015-2017 the implementation of the analysis of the archaeological heritage with the definition of the prospects for use for tourism, is the creation of the "Tourist Encyclopedia of the Altai Territory". The initiators of this project proposed to consider the volume, dedicated to the Altai Territory, as a pilot in a single series for all tourist regions of Russia. As part of the work on the project, the author developed conceptual approaches to the formation of the contents of the Tourist Encyclopedia, a list of structural organizational and methodological units and the selection of objects to which the articles of this unique publication will be devoted.

Keywords: tourism, Altai Krai, archaeological heritage, archeological monuments.

References

1. Ob utverzhdenii strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Altajskogo kraja na period do 2025 goda: zakon Altajskogo kraja ot 21 nojab. 2012 g. № 86-ZS [On Approval the Altai Krai Social and Economic Development Strategy till 2025: Altai Krai Law No. 86-LA, Nov. 21, 2012] // Kodeks [Codex], 2014. URL:

http://docs.cntd.ru/document/453123097 (12.02.2017). [In Russ.].

2. Alyokhin Ju. P., Kungurov A. L., Shevskaja O. V. Dostojanie zemli Zmeinogorskoj (arheologicheskoe i is-toricheskoe nasledie) [The Heritage of Zmeinogorsk Land (Archaeological and Historical)]. Zmeinogorsk; Barnaul, 2013. 184 p. [In Russ.].

3. Kharlamov S. V. Turistskaja jenciklopedija regionov Rossii. Altajskij kraj [Touristic Encyclopaedia of the Russia's Regions. The Altai Krai] // Kul'tura v evrazijskom pros-transtve: tradicii i novacii [Culture in the Eurasian Area: Traditions and Novations]. Barnaul, 2016. Vol. 1. C. 261264. [In Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Istoriko-kul'turnoe nasledie Birjuzovoj Katuni (opyt integracii v sferu turizma Historical and cultural heritage of Turquoise Katun (experience of integration into the sphere of tourism [Historical and Cultural Heritage of Turquoise

Katun / K. Yu. Kiriushin [and others]. Barnaul, 2013. 222 p. [In Russ.].

5. Kungurov A. L. Paleolit I mezolit Altaya [The Paleolithic and Mesolithic Altai]. Barnaul, 1993. 89 p. [In Russ.].

6. Grushin S. P. Kul'tura zhizneobespechenija i pro-izvodstva naselenija stepnogo i lesostepnogo Ob'-Irtysh'ja vo vtoroj polovine III - pervoj chetverti II tys. do n. je. [Culture of Life Support and Population Production in the Ob-Irtysh Steppe and Forest and Steppe Areas in the Second Half of the 3rd - First Quarter of the 2nd Millennium BC]. Barnaul. 2013. 28 p. [In Russ.].

7. Altaj v sisteme metallurgicheskih provincij jeneolita i bronzovogo veka [The Altai in the Context of Metallurgical Provinces in the Eneolithic and Bronze Ages] / S. P. Grushin [and others]. Barnaul, 2009. 160 p. [In Russ.].

8. Shulga P. I. Mogil'nik skifskogo vremeni Lokot'-4a [Lokot-4a, the Burial Ground of Scythian Time]. Barnaul, 2003. 204 p. [In Russ.].

9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Altajskogo kraja «Razvitie turizma v Altajskom krae» na 2015-2020 gody: post. Adm. Altajskogo kraja ot 29 dekabrja 2014 goda № 589 [On Approval the Altai Krai State Program "The Tourism Development in the Altai Territory": Decree of the Altai Territory Administration, Dec. 29, 2014, No. 589] // Kodeks [Codex], 2014. URL: http://docs.cntd.ru/document/423904756 (15.01.2017 r.). [In Russ.].

УДК [061.6::069.01(571.1/.5)Рос.АН]::008:(4/5)

О. Н. Шелегина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институт истории Сибирского отделения Российкой академии наук

(Новосибирск, Россия) oshelegina@yandex.ru

Г. М. Запорожченко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институт истории Сибирского отделения Российкой академии наук

(Новосибирск, Россия) galinakoop@yandex. 1-й

Н. Н. Покровский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт истории Сибирского отделения Российкой академии наук

(Новосибирск, Россия) pokrov.pokrov@li.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТОРА «МУЗЕЙ СО РАН» ПО ОСВОЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЕВРАЗИИ

За 25 лет сектор «Музей Сибирского отделения Российской академии наук» Института истории Сибирского отделения Российской академии наук приобрел значительный опыт проектной деятельности. Проекты «Актуальные формы представления историко-культурного наследия Сибири», «Современные тенденции в актуализации исторического опыта формирования идентичностей в Сибирском регионе» и «Освоение наследия в социокультурном пространстве Сибири (вторая половина XX - XXI вв.)» позволили выявить перспективный тренд в освоении наследия в условиях глобализации - интеграция науки, образования, культуры.

Ключевые слова: сектор «Музей Сибирского отделения Российской академии наук», проектная деятельность, освоение наследия, интеграция науки, образования, культуры.

С 2015 г. сектор «Музей Сибирского отделения Российской академии наук» развивает новое для Института истории Сибирского отделения Россий-

ской академии наук направление междисциплинарных гуманитарных исследований, связанное с актуализацией (путем музеефикации) и освоением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.