_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
УДК 005
Э.С.Халикова
Студентка гр. МЭК02з-16-02, УГНТУ,
г. Уфа, РФ
ОСОБЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация
В современное время контроль и его инструменты являются неотъемлемым элементом контроллинга как системы управления предприятием. В данной статье предлагается рассмотреть инструменты контроллинга в качестве простого и эффективного способа поддержания конкурентоспособности и стабильности предприятия и получения необходимых финансовых ресурсов для реализации его стратегических целей. В работе будут даны рекомендации с учетом особенностей организации финансового и управленческого учета на производственных предприятиях.
Ключевые слова
контроллинг, инструменты контроллинга, стратегический контроллинг, GAP-анализ,
сценарное планирование
FEATURES OF CONTROLLING TOOLS IN THE COMPANY MANAGEMENT SYSTEM
In modern times, control and its tools are an integral element of control as an enterprise management system. This article proposes to consider controlling tools as a simple and effective way to maintain the competitiveness and stability of the enterprise and to obtain the necessary financial resources for the implementation of its strategic goals. The work will be given recommendations taking into account the peculiarities of the organization of financial and managerial accounting at manufacturing enterprises.
Keywords
controlling, controlling tools, strategic controlling, GAP-analysis, scenario planning.
Основной целью контроллинга является обеспечение эффективной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе [1]. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Внедрение стратегического планирования на предприятии. Ключевым вопросом стратегического планирования является разработка корпоративной стратегии развития. Служба контроллинга предоставляет методику формирования стратегии предприятия и непосредственно участвует в ее разработке. Произведя анализ исходной ситуации, компания разрабатывает миссию и устанавливает стратегические цели. Результатом разработанной стратегии являются стратегические мероприятия, которые затем реализуются на оперативном уровне.
2. Организация стратегического контроля. Стратегический контроль подразумевает формирование контролируемых величин, посредством которых оценивается степень внедрения реализуемой стратегии. По контролируемым величинам устанавливаются нормативные значения, и по окончанию отчетного периода сравнивается план с фактом. Негативные отклонения подвергаются анализу, устанавливаются причины отклонений, выявляются ответственные за отклонение.
3. Внедрение стратегического информационного обеспечения. Стратегическое информационное обеспечение служит базой как в процессе разработки стратегии предприятия, так и в период ее реализации. Информационной базой стратегического уровня является анализ экономических, политических, технологических и социальных тенденций. Кроме того, для поддержания своей конкурентоспособности хозяйствующему субъекту необходимо иметь актуальную информацию по отрасли, региону, основным конкурентам.
Инструменты стратегического контроллинга применяются при стратегическом планировании и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
контроле достижения стратегических целей. Инструмент, используемый для анализа отклонений между реально складывающимися показателями на предприятии и плановыми (желаемыми) показателями, получил название GAP-анализ или анализ «стратегических люков». Стратегический люк - это разница между ожидаемым значением показателя и целевым. В качестве стратегического показателя может выступать прибыль, выручка, рентабельность, доля рынка или маржинальный доход. GAP-анализ осуществляется в несколько этапов [2]:
- определяется основной стратегический показатель деятельности;
- определяется реальная возможность предприятия во временной динамике (ожидаемое значение);
- определяется стратегическое значение показателя (целевое значение);
- устанавливается «стратегический разрыв» между реальными возможностями и стратегическим планом;
- предприятием разрабатываются стратегические мероприятия по ликвидации разрывов.
Достоинством данного инструмента является его наглядность, в то же время можно отметить, что GAP-
анализ не учитывает воздействия внешней среды на деятельность предприятия и контролируемый показатель в частности. По мнению автора, анализ стратегических люков необходимо использовать в совокупности с другими инструментами стратегического контроллинга: техника сценариев, конкурентный анализ М. Портера, PEST-анализ и SWOT- анализ. Сценарное планирование должно показать, при каких условиях, не зависящих от самой организации, возможно достижение заданного показателя. Сценарное планирование также осуществляется в несколько этапов:
1. Установление ключевых факторов ближней внешней среды, влияющих на контролируемую величину [3]. Под ближней внешней средой понимается анализ покупателей, анализ поставщиков и, что особенно важно, анализ конкурентов.
2. Определение ключевых факторов дальней внешней среды. Факторы, относящиеся к дальней внешней среде, отличаются тем, что предприятие никак не может на них повлиять. Здесь рационально использовать еще один инструмент стратегического контроллинга - PEST/STEP-анализ. Суть данного анализа заключается в описании четырех групп факторов: экономических, политических, социальных и технологических. Тенденции, связанные с каждой группой факторов, не только описываются, но и определяется характер влияния на деятельность предприятия (положительное или отрицательное), определяется вероятность наступления события или проявления тенденции, и разрабатывается программа действий и противодействий по каждому фактору [4].
3. Разработка сценария. Как правило, разрабатывают три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
Так, использование всех вышеперечисленных инструментов стратегического контроллинга позволит более точно спланировать контролируемые величины и сформировать границы колебания показателя относительно того, как сложится внешняя среда. Целевое значение должно соответствовать наиболее вероятному сценарию, а границы колебания показателя - это диапазон величин контролируемой величины от пессимистического сценария до оптимистического.
Формирование контролируемых величин не может основываться исключительно на анализе внутреннего потенциала предприятия, так как компания - это открытая система, подверженная воздействию извне [5]. Использование GAP-анализа и сценарного планирования в комплексе позволяет более точно спрогнозировать контрольные показатели, оценить возможность достижения плана при складывающихся тенденциях внешней среды.
Таким образом, целью контроллинга является формирование стратегической цели предприятия и ее реализация. При этом цель должна быть переведена в конкретные показатели деятельности предприятия, так как только в этом случае будет возможность контролировать ход воплощения стратегии и предпринимать корректирующие мероприятия в случае отклонения от заданного направления. Контроллинг, опираясь на свои инструменты, позволяет сформировать стратегию развития компании как открытой системы.
Список использованной литературы 1. Потапова, Н.В. Теоретико-методические основы контроллинга в процессе финансового оздоровления
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070
предприятия/Н.В. Потапова//Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности): междунар. сборник науч. трудов. Гомель. Вып. 8. С. 100-111.
2. Ерыгина Л. В., Золотарева Г. И. Контроллинг производственных затрат на предприятиях инновационного типа : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2008. С. 69.
3. Золотарева Г. И., Федоренко И. В. Метод учета затрат в инновационных предприятиях космической отрасли // Вестник СибГАУ. 2013. № 1. С. 201-206.
4. Карманова В. А., Круссер Н. Г. Роль контроллинга в совершенствовании корпоративного управления // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исслед. центра корпоратив. права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкар, гос. ун-та. 2006. № 1. С. 126-141.
5. Мамий, Е.А. Операционные модели построения системы корпоративного финансового контроллинга на предприятии/Е.А. Мамий, М.А. Байбуртян//Финансы и кредит. 2013. № 10 (586). С. 31-35.
© Халикова Э.С., 2018
УДК 336.011
Червань Л. А.,
студент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
г. Владивосток, Россия Е-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОМЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие и содержание доходов и расходов предприятия. Доходы и расходы - это самые важные показатели при осуществлении предпринимательской деятельности. По данным показателям можно судить о рентабельности, эффективности производства. Именно эти составляющие отражают объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровня себестоимости и другие особо важные характеристики производства.
Любое предприятие должно выполнять условие: оно должно быть прибыльным или хотя бы безубыточным. В противном случае, предприятию рано или поздно придется остановить свою деятельность. При открытии бизнеса необходимо составить бизнес-план, который учитывает первоначальные вложения, рассматривает статьи расходов и возможную доходность предприятия. Следовательно, на каждом этапе развития бизнеса, мы тесно связаны с понятиями затрат, дохода и прибыли. Успешное развитие бизнеса предполагает четко спланированный и грамотный подход.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, доходы, расходы, предприятие, деятельность.
В настоящее время, все доходы организации (кроме кредитных и страховых организаций) увеличивают выручку любого предприятия в результате поступления денежных средств или иного имущества, и/или погашения обязательств, которые приводят к накоплению капитала этой организации, за исключением вкладов других участников, собственников имущества.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на [1, а 59]:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие поступления: