2. Интегрированный публичный годовой отчет Госкорпорации «Росатом», формируемый на основе внутренних документов и содержащий различные показатели результативности Корпорации и компаний, входящих в ее структуру, раскрывающий систему управления, в том числе устойчивым развитием, предпринимаемые меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, выработанной экологической политике с целью обеспечения экологической безопасности, осуществляемые экономическое и социальное влияние, а также взаимодействие с заинтересованными сторонами.
3. Годовые отчеты акционерных обществ, составляемые на основе ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Приказа ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и внутренних документов Корпорации, включающие в себя два типа отчетов: интегрированный годовой отчет ключевых организаций и годовой отчет акционерных обществ. Попадание организации в группу ключевых связано с ее показателями деятельности, которые существенно влияют на агрегированные результаты Корпорации. Ключевые организации определяются каждый год и, судя по корпоративному сайту [6], видна тенденция к увеличению их количества: 2008 - 6, 2009 - 8, 2010 - 9, 2011 - 9. В публичном отчете за 2011 г. отмечается [5, с. 275], что количество ключевых организаций увеличено до 12, и появились ключевые организации холдингов (ОАО «ТВЭЛ» 6 компаний, ОАО «Атомэнергомаш» 2 компании).
Следующие блоки отчетности Корпорации связаны с формированием отчетов по определенным направлениям деятельности. Сюда, в первую очередь, включается бухгалтерская отчетность, другие виды отчетов, обязательные к предоставлению в органы исполнительной власти.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность организаций в современных условиях связана не только с фактической деятельностью компании с позиций ее экономического, экологического и социального влияния на заинтересованные лица, но и обеспечение ее прозрачности и открытости, что находит отражение в системе определенных отчетов, предоставляемых неограниченному кругу лиц.
Литература
1. Growth and Responsibility in the World Economy [Electronic resource] : Canadaintemational.gc.ca - Electronic data. - 2013. - 37 p. URL: http://www.canadainternational.gc.ca/g8/assets/pdfs/2007-06-respons-en.pdf (access date: 01.04.2013).
2. National Contact Points for the OECD Guidelines for Multinational Enterprises [Electronic source] : Organisation for Economic Cooperation and Development. - Electronic data. - 2013. -URL: http://www.oecd.org/daf/inv/mne/ncps.htm (access date: 03.04.2013).
3. OECD Guidelines for Multinational Enterprises. - National Contact Points. - March 2013 [Electronic source] : Organisation for Economic Cooperation and Development. - Electronic data. - 2013. - p. 9 - URL: http://www.oecd.org/daf/inv/mne/NCPContactDetails.pdf (access date: 03.04.2013).
4. Политика Госкорпорации «Росатом» в области публичной отчетности. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Гокорпорации «Росатом». - Электрон. дан. - URL: http://www.rosatom.ru/resources/8673558046e9bff89511fd66e555bee1/Policy_11.pdf (дата обращения: 02.04.2013).
5 Публичный годовой отчет государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2011 год. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Гокорпорации «Росатом». - Электрон. дан. - Москва, [2012]. URL: http://www.rosatom.ru/resources/22d0a2804e9bed2a9666bf91bc00a112/Rosatom_annual_report_2011_rus_web.pdf (дата обращения:
02.04.2013).
6 Презентации и отчеты. - [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Гокорпорации «Росатом». - Электрон. дан. -Москва, [2012]. URL: http://www.rosatom.ru/investor/presentations/(дата обращения: 02.04.2013).
Романенко Е.В.
Кандидат экономических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация
Рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия государства и малого предпринимательства. Обоснована особая роль государства в формировании современной модели малого предпринимательства. Определены основные направления осуществления организационно-институциональных трансформаций, обеспечивающих эффективное и масштабное включение малого предпринимательства в модернизацию национальной экономики.
Ключевые слова: государство, малое предпринимательство, государственное регулирование, институты.
Romanenko E.V.
PhD in Economics, docent, Siberian State Automobile and Highway academy (SibADI)
FEATURES OF INSTITUTIONAL-EVOLUTIONARY INTERACTION BETWEEN THE STATE AND SMALL BUSINESS
Abstract
Actual problems of interaction between the state and small business are considered. The special role of the state in the formation of the modern model of small business is substantiated. The main directions of the implementation organizational and institutional transformations and to provide an effective and large-scale involvement of small business in the modernization of national economy are defined.
Keywords: state, small business, state regulation, institutes.
Для формирования гибких механизмов адекватного реагирования национальной экономики на долговременное угрозы и вызовы XXI века важно реализовать новую модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, ориентированную на решение сложившихся проблем трансформации ресурсно-экспортной модели российской экономики в инновационную, основанную на рыночном сочетании элементов лидерства в отдельных сегментах экономики и догоняющего развития в большинстве сегментов. В рамках ранее утвердившейся модели решались преимущественно проблемы выживания, поддержания занятости населения и сохранения рабочих мест при низкой производительности, позиционирования малого предпринимательства как фактора, ограничивающего инновационное развитие российской экономики.
В современных условиях государственное регулирование малого предпринимательства как процесс реализации государственной власти выступает особым субъектом, выражающим специфический спектр социально-экономических отношений, связанных с оказанием общественной услуги по согласованию интересов взаимодействующих субъектов экономики. Возникающие при этом интегрированные способности малого предпринимательства являются результатом многоуровневого взаимодействия субъектов малого бизнеса, государственных структур и общества.
Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой часть государственной социальноэкономической политики, связанной с осуществлением государством комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие малого предпринимательства и повышение его деловой активности. Модернизация государственного регулирования малого предпринимательства предполагает осуществление адекватных качественных и количественных изменений в государственно-управленческих, научно-образовательных и предпринимательских структурах, а также механизмах их взаимодействия
51
[1, с. 12]. Для этого требуется выход властных структур на принципиально новые позиции, что связано с изменением места, роли и функций государства в регулировании малого предпринимательства и превращением его в катализатора и акселератора инновационного развития, а также в партнера, снижающего инновационные риски.
Изменение места и роли государства во взаимодействиях с малым предпринимательством определяется необходимостью смены характера этих взаимодействий, превращение его в системно-инновационного регулятора, и переходом от реактивного к проактивному регулированию. Выход властных институтов на принципиально новые позиции в сфере малого предпринимательства связан с решением задач, обусловленных необходимостью превращения национальной инновационной системы в каркасную основу российской экономики, предусматривающую формирование проактивных кооперационных связей между бизнесом, обществом и государством на всех трех уровнях - местном, региональном и национальном [2, с. 158].
В настоящее время складывающиеся эволюционные изменения во взаимодействиях государства с малым бизнесом и обществом детерминируются соответствующей упорядоченной совокупностью институтов. Для механизма эволюционных изменений характерно многообразие реакций субъектов малого предпринимательства на перемены в деловой среде, происходящие под воздействием государства, в виде ответных стратегий и моделей поведения, что приводит к появлению под влиянием институциональной структуры разнообразных экономических институтов и организаций, генерирующих новые механизмы и инструменты предпринимательской деятельности. В связи с этим государственные структуры в свою очередь должны развивать свои регулятивные способности, повышая качество предоставляемых государственных услуг.
В эволюции взаимодействий государства с малым предпринимательством и обществом проявляется поиск эффективной модели государственного регулирования с учетом меняющихся условий и необходимости устранения провалов государства. Пересмотр подходов в государственном регулировании малого предпринимательства требует формирование баланса целей и инструментов регулирования, а также механизмов обеспечения их соответствия меняющейся среде [3, с. 30].
Следует выделить два подхода к трансформации государственного регулирования. Первый подход отдает приоритет технологиям, направленным на повышение результативности аппарата исполнительной власти, создание процедур с использованием стандартов бизнес-управления, имеющих своей целью «отладку» внедряемых механизмов. Второй подход в качестве основного регулирующего механизма трансформации рассматривает институты, причем принципиальное значение имеют институты трансформации [4, с. 37].
Осуществление модернизации государственного регулирования малого предпринимательства в рамках институциональноэволюционного подхода предполагает:
- формирование блока многоуровневой системы норм;
- реализация принципа приемственности в изменениях институционального устройства и сбалансированности новых и унаследованных от прошлого институциональных структур;
- формирование траектории институциональных изменений исходя из зависимости институциональных новаций от накопленного в прошлом институционального капитала;
- реализация подхода, связанного с целенаправленным построением институциональных траекторий [5, с. 432].
Для выработки адекватных инструментов решения задач, направленных на повышение эффективности и качества государственного регулирования малого предпринимательства, целесообразно использовать идеи, сложившиеся в рамках концепции нового государственного менеджмента:
- бюджетирование по результатам, переход на планирование бюджетных расходов по программам;
- траспорентность государственной деятельности, информирование государственных структур о целях и направлениях своей деятельности, а также ее результатах;
- повышение прозрачности бюджетов с привязкой расходов к результатам деятельности, а не к используемым ресурсам;
- представление результатов в виде количественно измеримых показателей эффективности и результативности;
- трансформация процесса предоставления услуг на основе применения квазирыночных форм его организации;
- формирование конкурентной среды в сфере предоставления услуг среди их поставщиков;
- разделение органов государственного управления на структуры, формирующих политику (министерства), и организующих процесс оказания услуг (агентства);
- акцент на использование эффекта обратных связей между спросом и предложением на рынках традиционных и новых изделий;
- блокировка коррупционных и иных схем, способствующих извлечению выгоды из финансирования и регулирования деятельности предпринимателей [6, с. 130].
Переход к современной модели развития малого предпринимательства предполагает переориентацию государственного регулирования малого предпринимательства на получения пространственно-временного макроэффекта, осуществление которого обеспечивает эффективное и масштабное включение малого предпринимательства в модернизацию национальной экономики, структурные и территориально-технологические трансформации. Эго предполагает:
- создание адекватной системы государственных органов, способных эффективно осуществлять функции по разработке и реализации политики в сфере развития малого предпринимательства в стране;
- четкое определение состава полномочий органов государственного регулирования малого предпринимательства, границ полномочий, а также применяемых форм и методов его поддержки;
- формирование адекватной нормативной базы, регулирующей основные направления деятельности государственных органов по поддержке малого предпринимательства;
- формирование адекватной финансовой и ресурсной базы для реализации мер государственного регулирования малого предпринимательства в рамках федерального бюджета с учетом крайне ограниченных финансовых возможностей субъектов Федерации;
- установление законодательно минимальных гарантий государственной помощи субъектам Федерации в области инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- определение основных характеристик элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- реализация программ финансирования, направленных на помощь в расширении и модернизации действующих малых предприятий;
- поддержка субъектов малого предпринимательства в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства [7, с. 91-92].
Таким образом при формировании новой модели взаимодействия государства и малого предпринимательства важно учитывать особенности функционирования государственного регулирования малого предпринимательства в рамках институциональноэволюционного подхода, а также специфику трансформации ресурсно-экспортной модели российской экономики в инновационную.
Литература
1 Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей // Креативная экономика. -
2010. - № 7(1). - С. 11-16.
52
2. Романенко Е.В. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: монография. - М.: ООО Издательство «Креативная экономика», 2010. - 252 с.
3. Романенко Е.В. Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 32(89). - С. 28-33.
4. Романенко Е.В. Институты и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства // Омский научный вестник. - 2012. - № 1. - С. 34-38.
5. Романенко Е.В. Государственное регулирование малого предпринимательства и формирование ресурсосберегающей модели развития российской экономики // Вестник «ИНЖЭКОНа». Серия «Экономика». - 2008. - № 1(20). - С. 429-433.
6. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография. - М.: Экономика, 2010. - 245 с.
7. Романенко Е.В. Механизмы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства и развитие национальной инновационной системы // Современные направления теоретических и прикладных исследований’ 2013. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов Sword. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. - Вып. 1. - Т. 31. - С. 90-93.
Демина А.И.1, Романюк Т.В.2
'Кандидат экономических наук, доцент, Алтайский государственный университет, Барнаул; 2студентка, Алтайский
государственный университет, Барнаул.
ПРОПОРЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ ЗА
2006 - 2011 ГГ.
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы макроэкономического анализа на основе национальных счетов, определения объема валового регионального продукта, его структуры и источников формирования.
Ключевые слова: валовый региональный продукт, валовая добавленная стоимость, секторы экономики.
Demina A.I.1, Romanyuk T.V.2
'PhD in Economics, associate professor, Altai state university, Barnaul; 2Student, Altai state university, Barnaul.
THE DISTRIBUTION PROPORTION OF INCOME OF (FROM) GROSS REGIONAL PRODUCT OF THE ALTAY
TERRITORY DURING 2006-2011
Abstract
The report contains macroeconomic analysis in reliance on the national accounting, determination of gross regional product, its scheme and sources of formation of.
Keywords: gross regional product, gross added value, sectors of the economy.
Переход экономики регионов к устойчивому развитию непосредственно связан с процессом ее стабилизации, опирающимся на экономические реформы, проводимые в государстве. Субъекты Российской Федерации (РФ) представляют собой открытые экономические системы, что предполагает тесные зависимости формирования товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона от размещения производства и потребления в масштабе России, ближнего и дальнего зарубежья, от состояния равновесия и экономической политики внутри страны и в мире.
Подобно тому, как отдельные страны по-разному решают глобальные проблемы, что обусловлено множеством факторов (от степени интегрированности в мировое хозяйство и уровня развития реального сектора экономики, и финансовых рычагов до социальных, связанных с наличием или отсутствием доверия и власти и т.д.), регионы имеют свою специфику, влияющую на их потенциал, дифференцированное развитие и подверженность негативным факторам как мировой финансовый кризис или дефолт.
Валовый региональный продукт (ВРП) характеризует уровень экономического развития субъектов РФ. Объем произведенного ВРП алтайского края в 2011 год, в текущих ценах, сложился на уровне 336,2 млрд. руб, что в сумме региональных ВРП РФ составил 0,7% притом, что доля края в общесреднесписочной численности занятых в экономике страны составила 1,6%, в стоимости основных фондов, на конец года, по полной учетной и остаточной балансовой стоимости 0,7% и 0,67 % соответственно. При достаточной обеспеченности процесса создания регионального продукта трудовыми ресурсами, нельзя сказать о других факторах, обеспечивающих развитие экономики - материальных и финансовых.
Анализируя процессы, происходившие в экономике края в последние годы, можно констатировать, что, в основном, они были аналогичны общероссийским: рос валовый региональный продукт, произошло существенное увеличение кредитных вложений в экономику и объемов инвестиций в основной капитал, сократилась безработица, рос оборот розничной торговли и объем платных услуг населению, обусловленные увеличением денежных доходов населения. Основные параметры экономики края в предкризисный период 2006 - 2007 гг. соответствовали средним по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (СФО). Если 2008 год для экономики Алтайского края характеризовался только замедлением темпов развития, то в 2009 году очевидным следствием кризиса явились экономический спад. ВРП края снизился на 5,3%, объем промышленного производства - на 7,3%, оборот розничной торговли - на 17,5%, объем платных услуг населению - на 6%, падение объема инвестиций - на 19,12%, увеличение числа безработицы - на 34,2%, сокращение реальных располагаемых доходов населения - на 14,2%. С начала 2010 года снижение экономической активности в крае сменилось активным ростом. Рост промышленного производства составил 115,6% к уровню 2007 года; инвестиций в основной капитал - 102%, объем платных услуг населению - 107, 7%
По производству ВРП на душу населения край находится на 69 месте среди 80 регионов РФ, в сравнении с 2006 г. край располагался на 63 позиции. В 2011 году его относительная величина составила 44,0% от среднероссийского ВРП на душу, что на 4,7 процентных пункта меньше, чем в 2006 г.. В реальном выражении ВРП в 2011 году превысил уровень предыдущего года на 11,2% (в 2010 году темп прироста составил 11,4%, в 2009 году - 1,0%). Значительный вклад в сложившийся прирост ВРП внесли субъекты промышленных видов деятельности 57,5% (при индексе физического объема (ИФО) валовая добавленная стоимость (ВДС) - 103,9% (Рис.1)), в числе которых обрабатывающие производства - 20% (ИФО - 108,3%); оптовая и розничная торговля - 19% (ИФО -106,2%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 18,5% (ИФО - 104,1%).
53