Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 9 (431). Экономические науки. Вып. 66. С. 92—99.
УДК 338.2 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10910
ББК 65.053
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ЗАКУПОК В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Д. А. Антонов, Е. С. Силова, Ю. С. Тарынин
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Выявлены особенности института закупок в сфере здравоохранения, такие как высокая интенсивность закупочного процесса, высокая доля специализированных товаров, разнообразие предметов закупки и др. Закупочная деятельность в системе здравоохранения влияет на экономику здравоохранения и на экономическое развитие в целом. В связи с отсутствием единой методики оценки эффективности закупок в сфере здравоохранения в работе предложена методика, основанная на следующих критериях: конкурентности, экономности, соблюдения законодательства в сфере закупок и эффективности планирования закупок. Такая многокритериальность позволит оценить не только экономическую, но и социальную эффективность института закупок.
Ключевые слова: институт закупок, особенности института закупок, эффективность института закупок.
Государственные закупки в настоящее время являются значимым социально-экономическим институтом, принимая во внимание их объем, это финансовые ресурсы, которые могут серьезно влиять на региональную экономику, развитие сектора малого и среднего предпринимательства, а также занятость. Задачами закупочной деятельности могут быть обеспечение социального равенства, поддержка определенных групп населения (инвалиды, заключенные), развитие предприятий, действующих в сфере государственных закупок.
Одним из основополагающих явлений, лежащих в основе института государственных закупок, является контракт, изучением которого занимается теория контрактов, рассматривающая определение параметров контракта экономическими агентами в условиях (как правило) асимметричной информации. В широком смысле контракт трактуется как правовое оформление экономических трансакций ли как обеспеченный правовой санкцией договор между двумя или более сторонами. Огромный вклад в развитие контрактной теории внес О. Уильмсон, изучивший механизмы управления контрактными отношениями, их виды, проблему оппортунизма при реализации контрактов [13]. О. Харт исследовал проблему неполноты контрактов, которая может быть вызвана разными причинами: юридическими сложностями или нежеланием партнеров углубляться в условия сделки [1].
В. И. Бархатов, И. В. Бархатов, Н. И. Кондратьев рассматривают особенности эффективности контрактных отношений в условиях непрерывной трансформации российской экономики и становлению государственных институтов. В. И. Бархатов под-
черкивает роль трансакционных издержек, высокой асимметрии информации, а также присутствующий оппортунизм влияющие на общую эффективность контрактных взаимоотношений, лежащих в основе государственных закупок. Отдельно затронуты вопросы изучения возникновения институциональных рисков контрагентов в закупочном цикле и рассмотрены пути их минимизации [4].
Д. С. Бенц рассмотрела вопросы эффективности контрактных отношений, было уточнено понятие контрактных отношений, которые рассматриваются как особая форма экономических отношений по поводу обмена правами собственности между как минимум двумя субъектами. Контрактные отношения и их эффективность определяются особенностями сложившейся в экономике системы институтов. Предложена методика оценки эффективности [5; 6].
Е. А. Истомина исследовала прикладные вопросы, связанные с закупочным циклом, такие как механизмы функционирования института государственных и муниципальных закупок в трансформируемой экономике. Проведены исследования современной модели института государственных закупок в России выявлены особенности федеральной контрактной системы как новой модели института в российской экономике [7; 8]. И. И. Смотрицкая и С. С. Шувалов рассматривают институциональные изменения в системе закупок, а также зарубежный опыт управления закупками [14].
С точки зрения Л. Г. Каранатовой, государственный заказ — это особое системное образование с совокупностью различных функций: инновационной, моти-вационной, регулирующей, координирующей и др.
[9—11]. По мнению Д. Г Малькова, государственный заказ можно рассматривать как систему отношений по поводу размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с целью выполнения целей и задач государственных и муниципальных органов управления [12]. Однако автор не указывает источники средств финансирования государственного заказа.
Р. К. Арыкбаев придерживается кейнсианской модели экономики при рассмотрении государственных закупок и их значения в регулировании экономики. По мнению автора, суть этой системы — в формировании и официальном закреплении государственного спроса, а основная роль государственных закупок сводится к контрактации, проявляясь непосредственно на стадии размещения заказа [2; 3].
Анализ категории «государственные закупки» показал, что можно выделить два подхода к анализу. Согласно первому, узкому подходу, экономическая природа государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для реализации государством своих функций. Второй, широкий подход исследует механизм перераспределения ресурсов в обществе посредством института закупок. Определенные группы населения наделяются в этом процессе благами.
Здравоохранение является важнейшей отраслью, направленной на сохранение здоровья, эта отрасль серьезно влияет на основные социально-экономические показатели. Рассматривая роль здравоохранения, необходимо, оценивать предотвращенный экономический ущерб (экономический эффект) вследствие реализации мер по снижению заболеваемости, инвалидизации и смертности населения.
Вопросы обеспечения ресурсами отрасли здравоохранения посредством закупочных процедур входят в смету расходов организации. Показатели, характеризующие объем деятельности медицинской организации, изучаются экономикой здравоохранения — комплексом экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области медицины.
В свою очередь вопросы эффективности государственных закупок, показатели результативности данной деятельности влияют на анализ эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения; исследование экономической эффективности различных форм оказания медицинской помощи; анализ затрат в здравоохранении; на разработку экономических критериев эффективности здравоохранения.
Следует отметить, что в отечественной практике экономисты, как правило, проводят анализ затрат в экономике здравоохранения отдельно, не рассматривая комплекс закупочных процедур.
На текущий момент затратный, балансовый, индексный подходы в анализе эффективности экономики здравоохранения в разрезе государственных закупок не проводятся. Особенности законодательства в области регулирования государственных закупок, их влияние на результаты процесса обеспечения ресурсами учреждения здравоохранения не изучаются. Результаты определения стоимости того или иного ресурса, являющимся органичным результатом закупочного процесса и зафиксированном в государственном контракте, принимаются за экономический показатель, который берется для дальнейшего анализа деятельности медицинского учреждения. О том, что в закупочном процессе в медицинской отрасли возможны скрытые резервы эффективности финансовой системы здравоохранения, например улучшение качества оказываемой медицинской помощи, сокращение издержек на более быстрой реабилитации пациентов после тяжелых операций за счет использования более дорогих медицинских материалов и лекарственных средств с сокращением общего периода пребывания в больничном учреждении — все это показатели, опосредованно характеризующие сохранение и улучшение здоровья населения, сокращение расходов по социальному страхованию и социальной защите и в итоге увеличение валового внутреннего продукта.
Таким образом, можно говорить о том, что государственные закупки в системе здравоохранения, как род экономической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах, могут быть источником оптимизации затрат системы здравоохранения: с одной стороны, обеспечение качества медицинской помощи, с другой — сокращение экономических потерь (ущерба) в виде снижения доли ассигнований фондов социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования.
Сложившаяся система государственных и муниципальных закупок характеризуется, с одной стороны, как специфический институт, являющийся неотъемлемой частью финансовой системы государства, с другой — как реальный процесс перераспределения денежных средств путем наделения субъектов экономической деятельности определенными благами.
На текущий момент в экономической литературе нет однозначно принятой категории «институт государственных закупок».
Понятие «института» является центральным в изучении институциональной экономики, пришло из сферы социологических наук. В экономической литературе чаще всего используется трактовка понятия Д. Норта, который трактовал институты «как правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющие взаимодействия между людьми» [13]. Институт государственных закупок — это общественный механизм, результатом действия которого лежит социальное взаимодействие между людьми по поводу удовлетворения потребностей и обязательств государства.
Закупочная деятельность в системе здравоохранения влияет на экономику здравоохранения. Рациональное управление в сфере закупок — явление многофакторное. Качество закупок должно соблюдаться на всех этапах процесса закупок, в этой ситуации большое значение приобретают инструменты общественного контроля за закупками [16—18].
Рассмотрим особенности государственных закупок в медицинской отрасли:
1. Высокая интенсивность закупочного процесса.
В среднем на протяжении года одно учреждение здравоохранения, с прикрепленным населением 200 000—350 000 чел., имеющее поликлинический профиль и стационар, заключает в год около 1900 государственных контрактов. Учитывая, что в среднем в году 52 рабочих недели, на неделю приходится около 37 контрактов, заключаемых по итогам закупочных процедур. Соответственно, примерно такое же количество находится на стадии планирования, размещения, проведения закупочных процедур.
2. Высокая доля специализированных товаров, работ, услуг.
Отрасль здравоохранения сегодня — это необычайно ресурсоемкая непроизводственная отрасль, способная поглотить множество материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов.
Крупнейшие специализированные рынки, основным покупателем на которых является сфера здравоохранения, — это фармацевтический рынок и его отдельные сегменты (антибиотики резерва), рынок медицинского оборудования, рынок медицинских изделий, рынок оказания различного рода медицинских услуг: от ремонта медицинского оборудования, до предоставления услуг по выполнению лабораторных анализов.
3. Разнообразие предметов закупок. Как правило, в целях исключения ошибок существует внут-
ренняя специализация между сотрудниками контрактных служб по направлениям закупок.
4. Разнообразные требования к заключаемым контрактам по направлениям, различные требования к существенным условиям заключаемых контрактов. Большой альбом типовых форм и видов контрактов, необходимость юридической экспертизы. Необходимость увязки действующих норм, регламентирующих государственные закупки, системы финансирования из различных источников и требований к контрактам, предъявляемые потребителями закупаемых медицинских услуг. Все это требует гибкости подходов при проектировании закупок, в том числе обоснованность того или иного способа закупки.
5. Повышенная ответственность контрактных управляющих и в целом контрактных служб за проведение процедур закупок требуемых ресурсов, соблюдения планов-графиков размещения закупок на электронных торговых площадках в связи с тем, что система здравоохранения — важнейшая социальная сфера общества.
6. Различные требования к поставщикам, которые необходимо учитывать при планировании закупок: например, наличие лицензии на право определенной деятельности, членство в саморегулируемых организациях и прочие аспекты.
7. Специализированный узкий рынок с потенциально низкой конкуренцией либо ее полным отсутствием.
8. Наличие высокой степени риска по проводимым процедурам закупок, влияющая на итоговую эффективность проведенных закупок.
9. Наличие рисков при процедуре определения поставщика, формально подходящего по критериальным требованиям, но возможно недееспособного по факту, что может означать риск неисполнения контракта.
10. Риск отказа победителя от заключения контракта, что означает перезапуск закупочной процедуры — потеря времени и денег, что в свою очередь приводит к срыву муниципального задания.
11. Риск нанесения ущер ба пациентам в результате поставки некачественного товара или фальсификата лекарств, изделий медицинского назначения, некачественного медицинского оборудования и расходных материалов.
12. Риск сниженного качества товара в результате неправильного хранения и транспортировки термолабильных (требующих холодовой цепи) лекарственных средств и вакцин, реагентов для лаборатории.
13. Риск задержек сроков поставок по заключенным контрактам либо риск неисполнения контрактов поставщиками.
Для расчета экономического эффекта размещения государственных (муниципальных) заказов необходимо использовать следующие индикаторы:
— сумма сокращения государственных расходов по сравнению с плановым объемом финансирования, которая возникает как результат экономии бюджетных средств при закупках по более низким ценам;
— приобретение более качественных товаров, работ и услуг без переплаты;
— снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности.
Для расчета эффективности требуется большой объем информации о плановых показателях соответствующего бюджета; о среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции; о ценах и иных существенных условиях (сроках
и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов; и другая информация.
Отметим, что данных методик по анализу эффективности государственных и муниципальных нужд нет и для различных отраслей государственного сектора, в том числе и для медицинской сферы.
Традиционно в экономической теории рассматривается понятие «экономическая эффективность», а ее показатели можно определить разными способами, но общим для них является установление соотношения достигнутых результатов и понесенных затрат.
В отечественной практике анализа эффективности государственных закупок экономистами были предприняты попытки к разработке методик и модели оценки эффективности, но на текущий момент ни одна из существующих моделей не взята в качестве общепризнанного подхода на государственном уровне.
Расчет показателей эффективности государственных закупок
№ п/п Показатель Описание или способ расчета
1. Анализ по критерию конкурентности
1.1 Доля конкурентных закупок в общем объеме проведенных закупок Я Важность показателя определяется тем, что только конкурентные закупки позволяют обеспечить эффективность закупок для нужд медицинской отрасли. Расчет: Рконк / Робщ * 100 %, где: Рконк — стоимость закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Робщ — совокупное (общее) количество проведенных закупок
1.2 Доля несостоявшихся закупок в общем объеме конкурентных закупок 2 Данный показатель характеризует экономический эффект от проведения закупок конкурентными способами определения поставщиков. Расчет: Ротклонен/ Рконк Ротклонен — общее количество несостоявшихся закупок (конкурентных закупок, где подана/допущена единственная заявка участника, заявки не поступили, все заявки отклонены) Рконк — общее количество закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Высокое значение показателя свидетельствует об отсутствии конкуренции, существовании риска получения предложений с завышенной стоимостью и прямо связано с показателем К1 в части оценки эффективности
1.3 Среднее количество участников закупки 3 Данный показатель характеризует уровень конкуренции при проведении закупок. Расчет: Уконк/Кконк Уконк — количество участников в закупках конкурентными способами Кконк — общее количество проведенных закупок конкурентными способами
1.4 Доля открытых аукционов в электронной форме в общем объеме конкурентных закупок Аукционы являются наиболее открытым, прозрачным, доступным способом закупки, сводящим к минимуму возможную коррупционную составляющую. Расчет: Аэф / Кконк * 100 %, где: Аэф — общее количество проведенных открытых аукционов в электронной форме Кконк — общее количество закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Окончание таблицы
№ п/п Показатель Описание или способ расчета
1.5 Доля закупок у единственного поставщика 5 Показатель рассматривается как неэффективность проводимых закупочных процедур (достижение эффекта) при минимальных расходах, то есть нарушается требование Бюджетного кодекса. Расчет: Р ед.поставщик / Р общ, где: Р ед.поставщик — сумма заключенных контрактов с единственным поставщиком Робщ — совокупная (общая) стоимость проведенных закупок
2. Анализ по критерию экономности
2.1 Экономия, полученная по результатам всех закупочных процедур, в% Экономия определяется в процентах от совокупной начальной (максимальной) цены контракта. Расчет: (Цн - Робщ) / Цн * 100 %, где: Цн — совокупная начальная (максимальная) цена контракта по всем проведенным закупкам Робщ — совокупная стоимость заключенных контрактов
2.2 Доля закупок с экономией более 25 % сч Особое внимание уделяется закупкам с необоснованной эффективностью, которая может быть результатом недобросовестных действий победителя либо существенного завышения начальных (максимальных) цен контракта. Расчет: Э25 / Кконк * 100 % Э25 — количество закупок, организованных конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с экономией 25 % и более Кконк — общее количество проведенных закупок конкурентными способами
3. Анализ по критерию соблюдения законодательства в сфере закупок
3.1 Доля контрактов с СМП в общей стоимости контрактов, % СМП Данный показатель характеризует исполнение заказчиками ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой объем закупок, подлежащих размещению у СМП, составляет не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. Расчет: Рсмп / Робщ * 100 %, где: Рсмп — цена заключенных контрактов СМП Робщ — общая стоимость контрактов
4. Анализ по критерию эффективности планирования
4.1 Доля закупок, осуществленных в IV квартале ЗАК IV Во избежание срыва заключения контрактов по причине отсутствия участников закупок (отклонения имеющихся участников) в IV квартале отчетного года и невозможности проведения повторных закупочных процедур при соблюдении установленных сроков до конца текущего года рекомендуется проводить закупки с финансированием отчетного года до истечения III квартала текущего года с целью сохранения возможности проведения дополнительных закупок при образовавшейся экономии, выделении дополнительного финансирования, необходимости проведения повторных закупок. Расчет: ЗАК IV / Робщ * 100 %, где: ЗАК IV — стоимость заключенных контрактов в IV квартале Робщ — общая стоимость контрактов
В работе выявлено два подхода к анализу института закупок в отрасли здравоохранения. Согласно первому, узкому подходу, экономическая природа государственных закупок заключается в построении эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для реализации государством своих функций. Второй, широкий подход исследует механизм перераспределения ресурсов в обществе посредством института закупок. Определенные группы населения наделяются
в этом процессе благами. В работе проанализированы особенности института закупок в здравоохранении. Наиболее значимыми из них являются высокая интенсивность данного процесса в этой отрасли, большая доля высокоспециализированных товаров, большой ассортимент закупаемой продукции, разнообразные требования и др. В связи с отсутствием единой методики оценки эффективности закупок в сфере здравоохранения в работе предложена методика, основанная на следу-
ющих критериях: конкурентности, экономности, соблюдения законодательства в сфере закупок и эффективности планирования закупок. Такая многокритериальность позволит оценить не только
экономическую, но и социальную эффективность института закупок. Разработка подобной методики оценки позволит сделать процесс оценки качества закупок более универсальным.
Список литературы
1. Hart, O. Incomplete contracts and renegotiation / O. Hart, J. Moore // Econometrica. — Vol. 56, № 4. — 1988. — P. 755—785.
2. Арыкбаев, Р. К. Управление рисками при бюджетных закупках / Р. К. Арыкбаев // Регион. проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 1. — С. 264—271.
3. Арыкбаев, Р. К. Формирование и развитие контрактной системы размещения государственного заказа в Российской Федерации / Р. К. Арыкбаев, В. Т. Гаджиева // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. — 2013. — № 3 (13). — C. 20—27.
4. Бархатов, В. И. Эффективность контрактных отношений в российском корпоративном секторе / В. И. Бархатов, И. В. Бархатов, Н. И. Кондратьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. — 2010. — № 4. — С. 112—118.
5. Бенц, Д. С. Эффективность контрактных отношений в корпорациях различной структуры собственности / Д. С. Бенц // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : тр. междунар. науч. конф. / под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2013. — С. 189—196.
6. Бенц, Д. С. Эффективность контрактных отношений в корпорациях на рынке несовершенной конкуренции / Д. С. Бенц // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 15 (306). — С. 43—49.
7. Истомина, Е. А. Методические основы оценки эффективности института государственных закупок России / Е. А. Истомина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 14 (396). — С. 58—67.
8. Истомина, Е. А. Проблемы развития федеральной контрактной системы России / Е. А. Истомина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). — С. 46—52.
9. Каранатова, Л. Г. Государственные закупки и принципы их осуществления / Л. Г. Каранатова // Рос. предпринимательство. — 2015. — № 2. — С. 26—33.
10. Каранатова, Л. Г. Оценка эффективности государственного заказа как механизм повышения качества регионального управления / Л. Г. Каранатова // Управленч. консультирование. Актуал. проблемы гос. и муницип. упр. — 2011. — № 4 (44). — С. 118—129.
11. Каранатова, Л. Г. Конкурсная система размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд / Л. Г. Каранатова // Вестн. Поволж. академии гос. службы. — 2012. — № 1. — С. 124—131.
12. Мальков, Д. Г. Государственный заказ как механизм государственного регулирования национальной экономики / Д. Г. Мальков // Сб. науч. тр. вузов России «Проблемы экономики, финансов и упр. производством». — 2014. — № 25. — С. 210—213.
13. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. — М. : Фонд экон. кн. «Начала», 1997.
14. Смотрицкая, И. И. Развитие института публичных закупок (к формированию новой модели контрактной системы закупок) / И. И. Смотрицкая, С. С. Шувалов // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т. 10, № 5. — С. 99—114.
15. Уильямсон, О. И. Природа фирмы : пер. с англ. / О. И. Уильямсон, С. Г. Уинтер. — М. : Дело, 2001. 360 с.
16. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] : в ред. от 01.05.2019 // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
17. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс] : в ред. от 28.11.2018) // КонсультантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.
18. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : в ред. от 29.05.2019 // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 121895/.
Сведения об авторах
Антонов Денис Александрович — магистр экономики Челябинского государственного университета, начальник отдела обеспечения и внутренней экспертизы МАУЗ «ОТКЗ ГКБ № 1» города Челябинска, Челябинск, Россия.
Силова Елена Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Тарынин Юрий Сергеевич — магистр экономики, преподаватель кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 9 (431). Economic Sciences. Iss. 66. Pp. 92—99.
FEATURES OF THE PROCUREMENT INSTITUTION IN HEALTHCARE
D.A. Antonov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
E.S. Silova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
ES. Trynin
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article identifies the peculiarities of the institute of procurement in the field of health care. Public health procurement affects the health economy and overall economic development. A system of indicators for calculating the economic effect of accommodation has been developed, which formed the basis of the methodology for assessing the effectiveness of public procurement in the field of health care. Due to the lack of a uniform technique of assessment of efficiency of purchases in health sector in work the technique based on the following criteria is offered: criteria of competition, criteria of economy, criteria of compliance with the law in the sphere of purchases and criterion of efficiency of planning of purchases. Such multicriterality will allow to assess not only economic, but also social efficiency of the procurement institution.
Keywords: institute ofprocurement, peculiarities of the institute ofprocurement, efficiency of the institute ofprocurement.
References
1. Hart O., Moore J. Incomplete contracts and renegotiation. Econometrica, 1988, vol. 56, no. 4, pp. 755-785.
2. Arykbaev R.K. Upravlenie riskami pri byudzhetnyh zakupkah [Budget purchases risk management]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki [Regional economic transformation challenges], 2013, no. 1, pp. 264-271. (In Russ.).
3. Arykbaev R.K., Gadzhieva V.T. Formirovanie i razvitie kontraktnoj sistemy razmeshcheniya gosudarst-vennogo zakaza v Rossijskoj Federacii [Formation and development of the contract system for placing a state order in the Russian Federation]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of business], 2013, no. 3 (13), pp. 20-27. (In Russ.).
4. Barhatov V.I., Barhatov I.V., Kondrat'ev N.I. Effektivnost' kontraktnyh otnoshenij v rossijskom korpora-tivnom sektore [Effectiveness of contractual relations in the Russian corporate sector]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6: Economy], 2010, no. 4, pp. 112-118. (In Russ.).
5. Benc D.S. Effektivnost' kontraktnyh otnoshenij v korporaciyah razlichnoj struktury sobstvennosti [Effectiveness of contractual relationships in corporations of different ownership structures]. Sovremennye hozyajst-vennye otnosheniya: vyzovy globalizacii [Modern economic relations: the challenges of globalization]. Moscow, 2013. Pp. 189-196. (In Russ.).
6. Bene D.S. Effektivnost' kontraktnyh otnoshenij v korporaciyah na rynke nesovershennoj konkurencii [Effectiveness of contractual relationships in corporations in the market of imperfect competition]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 15 (306), pp. 43-49. (In Russ.).
7. Istomina E.A. Metodicheskie osnovy ocenki effektivnosti instituta gosudarstvennyh zakupok Rossii [Methodical frameworks for evaluating the effectiveness of the Russian Public Procurement Institute]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 14 (396), pp. 58-67. (In Russ.).
8. Istomina E.A. Problemy razvitiya federal'noj kontraktnoj sistemy Rossii [Problems of the development of Russia's federal contract system]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 18 (373), pp. 46-52. (In Russ.).
9. Karanatova, L.G. Gosudarstvennye zakupki i principy ih osushchestvleniya [Public procurement and principles for their implementation]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneur ship], 2015, no. 2, pp. 26-33. (In Russ.).
10. Karanatova L.G. Ocenka effektivnosti gosudarstvennogo zakaza kak mekhanizm povysheniya kachest-va regional'nogo upravleniya [Assessing the effectiveness of the state order as a mechanism to improve the quality of regional governance]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Management counseling. Current problems of state and municipal government], 2011, no. 4 (44), pp. 118-129. (In Russ.).
11. Karanatova L.G. Konkursnaya sistema razmeshcheniya zakazov na zakupku produkcii dlya gosudarstvennyh nuzhd [Competitive system of placing orders for the purchase of products for state needs]. Vestnik povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby [Bulletin of Volga Academy of Public Service], 2012, no. 1, pp. 124-131. (In Russ.).
12. Mal'kov D.G. Gosudarstvennyj zakaz kak mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya nacional'noj ekonomiki [State order as a mechanism of state regulation of the national economy]. Problemy ekonomiki, finansov i upravleniya proizvodstvom [Problems of the economy, finance and production management], 2014, no. 25, pp. 210-213. (In Russ.).
13. Nort D. Instituty, institucional'nye izmeneniya i funkcionirovanie ekonomiki [Institutions, institutional change and the functioning of the economy]. Moscow, 1997. (In Russ.).
14. Smotrickaya I.I., Shuvalov S.S. Razvitie instituta publichnyh zakupok (k formirovaniyu novoj modeli kontraktnoj sistemy zakupok) [Development of the Institute of Public Procurement (to the formation of a new model of the contract procurement system)]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2017, vol. 10, no. 5, pp. 99-114. (In Russ.).
15. Uil'yamson O.I., Uinter S.G. Priroda firmy [Nature of the firm]. Moscow, 2001. 360 p. (In Russ.).
16. Federal law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs". Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144624/ (In Russ.).
17. Federal law No. 223-FZ of 18.07.2011 "On procurement of goods, works and services by certain types of legal entities". Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (In Russ.).
18. Federal law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the basis of health protection of citizens in the Russian Federation". Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895 (In Russ.).