оборонительный бизнес-рубеж
особенности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в россии и за рубежом
Палагина Анна Николаевна
кандидат филос. наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства, Ростовский государственного экономического университета (РИНХ), директор департамента по защите малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ anp@tpprf.ru
_Аннотация
В современных экономических условиях все более очевидна необходимость создания адекватных инструментов поддержки предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012-ом году института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. Автор анализирует зарубежный опыт работы бизнес-омбудсменов, представлена сравнительная характеристика принципов работы уполномоченного в РФ и за рубежом.
Ключевые слова: система поддержки предпринимательства, уполномоченный по правам предпринимателей, малый и средний бизнес, инфраструктура, партнерство, правовое обеспечение бизнеса
В2012 году к одному из ключевых событий в системе государственной поддержки бизнеса эксперты отнесли появление должности уполномоченного по защите прав предпринимателей как новой составляющей президентской вертикали и становления института уполномоченных в Российской Федерации в целом. Этот элемент государственного управления уже зарекомендовал себя с положительной стороны во многих зарубежных странах как эффективный инструмент решения бюрократических проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Кто такой омбудсмен?
Несмотря на различия в названиях должностей представителей и защитников интересов бизнеса основной их целью является контроль соблюдения прав и законных интересов бизнеса.
Возникновение понятия и самого термина «омбуд-смен» относят к 1809 году и связывают с учреждением отдельного института парламентского контроля соблюдения законов и других нормативно-правовых актов в Швеции. Чаще всего термин «омбудсмен» трактуется как представитель, должностное лицо, контролирующее соблюдение законных прав субъектов в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. По мнению Международной ассоциации юристов, институт омбудсмена - это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга. Такое лицо ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших на неправомерные действия государственных органов, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. Омбудсмен организует контроль деятельности должностных лиц и выступает посредником между государством и различными представителями общества в решении возникших между ними конфликтов методами компромисса и согласия.
В настоящее время институт омбудсменства существует в более чем 50 странах с различным формами правления: президентских республиках (Финляндия, Франция, США), парламентских республиках (Швейцария, Австрия, ФРГ), конституционных монархиях (Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Великобритания, Канада).
Наряду с урегулированием возникающих споров между предпринимателями и властными структурами в некоторых странах в настоящее время омбуд-смены занимаются также привлечением в экономику инвестиций.
Несмотря на место возникновения омбудсмена по защите прав предпринимателей, в том числе малого и среднего бизнеса, в Швеции не предусмотрено, а вся надзорная деятельность парламентских омбуд-сменов делится на четыре зоны ответственности [2]: 1) вопросы, связанные с судебными разбирательствами (по трудовым спорам, аренде земли и т.д.);
термин «омбудсмен»
трактуется_
как представитель, должностное лицо, контролирующее соблюдение законных
прав субъектов_
в деятельности органов
исполнительной власти
и должностных лиц
_в некоторых
странах в настоящее
занимаются также привлечением в экономику _инвестиций
онит
2) вопросы, касающиеся вооруженных сил страны (относящиеся к оборонному ведомству и его агентствам, которые не попадают в другие сферы ответственности);
3) вопросы законодательства о социальном обслуживании;
4) вопросы, связанные с нарушением законов органами прокуратуры, экономическими властными структурами, налоговыми службами.
Защитой прав предпринимателей в Швеции занимается, с одной стороны, Министерство предпринимательства, энергетики и связи, с другой -омбудсмены юстиции, ключевой задачей которых является устранение административных барьеров для развития бизнеса на всех уровнях - в первую очередь, через проверку соблюдения правительственными чиновниками и должностными лицами всех законодательно установленных норм и правил. Омбудсмены по надзору за применением законов и других нормативных актов в сфере государственной службы избираются парламентом (Риксдагом) на 4 года, имея следующие полномочия:
• возбуждать дела в суде в случае нарушения прав предпринимателей;
запрашивать информацию у судов, административных органов, сотрудников местных органов власти;
• получать доступ к записям и другим документам судов и административных органов;
• привлекать в случае необходимости помощь прокурора.
Опыт США, Европы, Австралии
В США вопросами поддержки и защиты интересов предпринимательства занимается управление национального омбудсмена в структуре Администрации по делам малого бизнеса (БВА), созданное в 1996 году. Национальный омбудсмен получает сообщения о проблемах бизнеса и выступает в качестве связующего звена между ним и федеральными органами власти. Замечания, полученные от предприятий малого бизнеса, направляются в федеральные ведомства с целью проведения проверок правомерности осуществленных органами власти действий. Миссия национального омбудсмена заключается в оказании помощи малым предприятиям, когда
они испытывают чрезмерное давление со стороны федеральных регулирующих органов, выражающееся, например, в повторяющихся ревизиях, чрезмерных штрафах, возможных угрозах или иных несправедливых мерах принуждения со стороны властных структур [3].
В конце каждого финансового года национальный омбудсмен США представляет Конгрессу отчет о проделанной работе, содержащий в числе прочего оценку предпринимательского климата в стране. В первую очередь эта оценка основывается на комментариях малых предприятий и организаций, получивших поддержку уполномоченного в течение финансового года. После официального представления отчет размещается в свободном доступе на сайте Администрации по делам малого бизнеса.
Начиная с 1995 г. институт омбудсменства функционирует и в Европейском союзе. Омбудсмен назначается Европейским парламентом после выборов сроком на пять лет и действует до окончания срока полномочий парламента. Основной задачей омбуд-смена в ЕС является рассмотрение обращений частных лиц, предприятий, ассоциаций и организаций, зарегистрированных в Европейском союзе, с жалобами по поводу злоупотребления властью институтами и органами ЕС.
Эффективность института уполномоченного по правам предпринимательства в странах, достаточно давно использующих этот ресурс в целях улучшения предпринимательского климата, достаточно полно иллюстрируется цифрами. Согласно статистике, приведенной в отчетах европейского омбудсмена, количество обращений, начиная с 2008 г. существенно снизилось (рис. 1) [6].
В 2011 году максимальное количество жалоб поступило из Испании (14,4%), Германии (12,3%), Польши (9,3%). Набор ключевых проблем, который решаются европейским омбудсменом, включает в себя споры по контрактам, задержку платежей; отказы в приеме документов; проблемы с участием в тендерах; нарушение фундаментальных прав субъектов и т.д.
Следует отметить, что полномочия европейского омбудсмена ограничены рассмотрением жалоб в отношении институтов и органов власти ЕС. Он не
омбудсмен_
назначается_
Европейским_
парламентом после выборов сроком на пять лет
и действует_
до окончания_
срока полномочий парламента
Рис. 1. Динамика количества жалоб, поступивших на рассмотрение европейскому омбудсмену в 2008-2011 гг.
имеет права вмешиваться в судебные разбирательства и сомневаться в справедливости решений судов ЕС. По окончании финансового года им представляется отчет о проделанной работе в Европарламент и публикуется в свободном доступе на официальном сайте.
Должность уполномоченного по делам малого предпринимательства в Австралии появилась в 2012 году. Фактически бизнес-омбудсмен приступил к выполнению своих обязанностей только с января 2013 года. Уполномоченный Австралии [5]:
• получает и рассматривает жалобы от малого бизнеса о проблемах коммерческих договоренностей с департаментами, государственными учреждениями и органами исполнительной власти стран Содружества;
• проводит расследования и, в случае необходимости, способствует решению возникших проблем;
• предпринимает меры, адекватные для целей содействия справедливому обращению с малым бизнесом в ракурсе коммерческих договоренностей с департаментами, государственными учреждениями или органами исполнительной власти стран Содружества;
_полномочия
_европейского
_омбудсмена
_ограничены
_рассмотрением
жалоб в отношении
_институтов
_и органов
_власти ЕС
• заключает договоры с уполномоченными (иными органами) иностранных государств с целью решения споров, имеющих национальное значение. Уполномоченный по делам малого бизнеса в Австралии назначается генерал-губернатором страны на срок, не превышающий 5 лет. Итоговый отчет о проделанной работе за год предоставляется министру малого бизнеса.
Опыт на постсоветском пространстве
Любопытен опыт функционирования уполномоченного на постсоветском пространстве. Так в Грузии введение должности бизнес-омбудсмена регламентировано Налоговым кодексом, вступившим в силу 1 января 2011 г. Основными задачами бизнес-ом-будсмена Грузии являются:
• защита прав и правовых интересов налогоплательщиков;
• рассмотрение жалоб бизнеса в отношении государственных органов;
• надзор за взаимодействием государственных органов и бизнеса, направленный против злоупотреблений органов власти;
• выявление пробелов в законодательстве, которые делают правоприменение неоднозначным или непрозрачным, а также препятствуют ведению бизнеса в стране и подготовка рекомендаций правительству по улучшению законодательства и правоприменения;
• участие в работе Совета по налоговым спорам (Tax Dispute Council);
• проведение регулярных консультаций с бизнес-кругами и специалистами по налогообложению для поддержания двусторонней связи.
Мы видим, что отличительная особенность грузинского омбудсмена - решение проблем в сфере налогообложения и невключение этого государственного института в решение остальных проблем бизнеса.
В нашей стране соответствующая должность была введена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы в июне прошлого года. 22 июня 2012 года Указом Президента России В.В. Путина назначен уполномоченный по защите прав предпринимателей. Им стал успешный российский предприниматель, известный своей активной
_Литература
1. Федеральный Закон № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»__
2. Administrative Directives for the Parliamentary Ombudsmen. The Swedish Parliamentary Ombudsmen [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jo.se/ en/About-JO/Legal-basis/ Administrative-directives/.
3. Офис национального омбудсмена Администрации малого бизнеса США [Электронный ресурс]. - URL: http://www. sba.gov/ombudsman.
4. Решение Европейского парламента: положения и общие условия выполнения обязанностей омбуд-смена [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ombudsman.europa.eu/ resources/statute.faces__
5. Билль об Уполномоченном по делам малого бизнеса, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. comlaw.gov.au/Details/ C2013B00026.
_Литература
6. Ежегодные отчеты европейского омбудсме-на за период с 2008 по 2011 гг.;
7. Бизнес-омбудсмены и защита прав предпринимателей. Краткий обзор международного опыта. Октябрь 2012 г.
позицией и эффективной общественно-политической деятельностью, Б.Ю. Титов.
Вывод
В большинстве стран институт омбудсмена действует на основании национального или регионального специального законодательства. Аналогично опыту зарубежных стран омбудсмен по правам предпринимателей в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему поддержки бизнеса. С одной стороны это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера, с другой - существует риск, что тенденция общего недоверия к органам власти может повлиять на отношение к новому институту предпринимателей.
Принятие соответствующего закона и введение должности уполномоченного по правам предпринимателей в реестр должностей позволят использовать успешный зарубежный опыт в России.
Anna N. Palagina
Candidate for philosophy sciences, professor of economy and management department
State Economics University of Rostov-on-Don (RINKh - SEURD)
Director of the department for protection of the small and medium business of the
Chamber of Trade and Commerce of the Russian Federation
Features of the Institute Authorized for the Rights Protection of Entrepreneurs in Russia and Abroad
_Abstract
In the modern economy conditions the necessity of creation of the adequate instruments for support of the business enterprises becomes more evident. One of such instruments may be considered the creation of the Businessmen Rights Protection Commissioner institute in the Russian Federation in 2012. The author is analyzing the business-ombudsmen foreign experience, the comparative characteristics of the ombudsman' work principles as in the Russian Federation as abroad is also represented.
Key words: business support system, authorized for the rights protection of entrepreneurs, small and medium business, infrastructure, partnership, legal support of business