СТРАХОВАНИЕ
УДК [368 : 005.591.6] (470+571)
Мельник Наталья Александровна,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансы предприятий и страхования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Melnik Natalia Aleksandrovna
Ph.D in Economics,
Associated Professor of the Department of Business Finance and Insurance, Institute of Economics and Management (structural subdivision), FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FEATURES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE INSURANCE SPHERE
OF THE RUSSIAN FEDERATION
В последнее время спрос на инновации в финансово-кредитных учреждениях постоянно растет, в связи с этим, страховая сфера нуждается в формировании новых и переосмыслении существующих подходов к инновациям. Инновационное развитие страховой компании является необходимым условием поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Высококонкурентная среда заставляет страховые компании развивать свои инновационные уникальные страховые сервисы, что способствует появлению новых страховых продуктов.
Методологической основой проведенного исследования стали, как общенаучный метод (теоретическое моделирование), так и специальные методы (в частности, метод описания изучаемых явлений, метод выявления и формулирования сущностных характеристик и признаков и др.). Также, для достижения поставленной цели методологической основой исследования стали такие приемы, как группировка, классификация и графическое представление результатов исследования.
В статье рассмотрена сущность инноваций. В результате исследования установлено, что инновации в экономической литературе рассматриваются с различных позиций и с неодинаковой степенью детализации. Проанализирована экономическая сущность термина «инновационный процесс», рассмотрены научно обоснованные его характеристики. Установлено, что инновационный процесс не завершается появлением на рынке инновации, а продолжает развиваться, расширяться и распространяться. Определены признаки и основные компоненты инновационного процесса.
Рассмотрены основные направления инновационной деятельности в страховом секторе, преимущества для страховой компании от внедрения технологических и продуктовых инноваций, а также основные тенденции инновационного развития страховой отрасли. На основе проведенного исследования, установлено преобладание в деятельности страховых компаний организационно-технологических инноваций над продуктовыми (т.о. большая часть страховых инноваций касается обслуживания страхователей, а не предложения новых страховых продуктов).
Ключевые слова: страховые компании, страховые услуги, инновации, инновационный процесс, инновационное развитие.
Recently, the demand for innovations in financial and credit institutions has been constantly growing; therefore, the insurance industry needs to form new and rethink existing approaches to innovation. Innovative development of an insurance company is a prerequisite for maintaining a high level of competitiveness. The highly competitive environment forces insurance companies to develop their innovative, unique insurance services, which promotes the emergence of new insurance products.
The methodological basis of the study was the general scientific method (theoretical modeling) and special methods (in particular, the method of describing the studied phenomena, the method of identifying and formulating the essential characteristics and characteristics, etc.). Also, to achieve the goal, the methodological basis of the study was such techniques as grouping, classification and graphical presentation of the research results.
The article considers the essence of innovation. The study found that innovations in the economic literature are considered from different positions and with varying degrees of detail. The economic essence of the term "innovation process" is analyzed, its scientifically based characteristics are considered. It has been established that the innovation process does not end with the appearance of innovation in the market, but continues to evolve, expand and spread. Identified the signs and main components of the innovation process.
The main directions of innovation in the insurance sector, the benefits to the insurance company from the introduction of technological and product innovations, as well as the main trends in the innovative development of the insurance industry are considered. On the basis of the study, it was established that organizational-technological innovations over grocery ones prevail in the activities of insurance companies (thus, the majority of insurance innovations relate to serving policyholders, rather than offering new insurance products).
75
Keywords: insurance companies, insurance services, innovations, innovation process, innovative development.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития рынка страховых услуг характеризуется обострением конкуренции и требует от страховых компаний, новых идей, в условиях исчерпанных возможностей использования инструментов ценовой конкуренции. Ведущие страховые компании вынуждены оперативно реагировать на возросшие потребности страхователей в новых условиях развития цифровой экономики.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью поиска и создания новых подходов для активизации деятельности страховой компании на инновационной основе. Внедрение научных достижений и изобретений в организацию деятельности страховой компании обеспечивает постоянное улучшение страховых продуктов и применение технологий обслуживания страхователей. Именно поэтому исследование проблем, связанных с инновационной деятельностью отечественных страховых компаний, является достаточно актуальным.
Изучением проблем, связанных с инновационным развитием предприятий и организаций занимались многочисленные отечественные и зарубежные ученые: И. Балабанов [1], Ю. Беляев [2], В. Горфин-кель [6], П. Друкер [3], П. Завлин [9], С. Ильдеменов [4] , С. Ильенкова [7], В. Карпов [8], А. Коренной [8], В. Медынский [10], О. Мотовилов [11], С. Парсаданян [12], Т. Попадюк [6], М. Портер [18], В. Похво-щев, Б. Санто [13], Б. Твисс [14], Э. Уткин [15], Й. Шумпетер [17], К. Янковский [16] и др. Идеи и положения, изложенные в работах данных авторов, послужили основой для исследования понятий инновация и инновационный процесс. Однако, анализ научных публикаций, показал наличие различных подходов к трактовке понятий «инновация» и «инновационный процесс» в производственной и финансово-кредитной сфере.
Исследованием теоретических основ и особенностей развития страховой деятельности на инновационной основе занимались такие отечественные ученые, как Н. Адамчук, С. Завьялов, Ю. Платонов, С. Саркисов, А. Соломатина, Р. Фатхутдинова, В. Шахов, Р. Юлдашев. Анализ последних публикаций свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и теоретического обоснования инструментов инновационного развития страховой отрасли. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Для отечественных страховых компаний инновации являются не только критерием оценки конкурентоспособности, но и условием выживания на рынке. При этом, основной задачей инноваций является повышение гибкости страховых продуктов, адаптация к современному рынку и повышение прибыльности страховщика.
Цель: выявление особенностей и тенденций инновационного развития отечественной страховой отрасли.
Задачи:
• рассмотреть сущность инноваций и инновационного процесса;
• на основе критического анализа экономической сущности термина «инновационный процесс» определить его признаки;
• определить этапы инновационного процесса в страховой компании;
• выявить основные направления инновационной деятельности в страховой сфере;
• определить преимущества для страховой компании от внедрения технологических и продуктовых инноваций;
• рассмотреть основные тенденции инновационного развития страховой отрасли. РЕЗУЛЬТАТЫ
Современный этап развития страховой деятельности показывает наличие жесткой конкуренции между страховыми организациями. В таких условиях существенное преимущество получают те организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, разрабатывать альтернативные каналы обслуживания клиентов, то есть проводить инновационный процесс. Среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия инновация.
В XX в. термин «инновация» был тесно связан с инновационной теорией, возникновение которой традиционно связывают с известными западноевропейскими экономистами как, В. Зомбарт, В. Мит-черлих и Й. Шумпетер [17].
Согласно Й. Шумпетеру, все технические изменения выступают в форме новой продукции и эффективной технологии. Для пояснения понятия нововведения он выделил пять типовых случаев:
• изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного товара;
• внедрение нового метода производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие, и которое может основываться также на новом способе коммерческого использования данного товара;
76
• освоение нового рынка сбыта;
• получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал ли этот источник ранее;
• проведение соответствующей реорганизации (обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия) [17].
Классическим считается определение Б. Санто, согласно которому «инновация является общественным, техническим, экономическим процессом, благодаря которому, практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий и в случае, если инновация ориентируется на прибыль, ее появление на рынке может принести добавленную стоимость» [13, с. 18]. Такой подход рассматривает инновацию только как процесс. Такого же мнения придерживаются Б. Твисс, и В. Медынский [14, 10].
По определению П. Друкера «инновация является инструментом предпринимателей, средством, с помощью которого они используют изменения как шанс реализовать новый вид бизнеса или услуг» [3, с. 23]. В данном определении инновация рассматривается лишь в современных условиях, когда создание и реализация инноваций и творческих идей стали отдельным направлением бизнеса.
Проанализировав, данные определения можно сделать вывод, что современном понимании инновация является обновлением, изменением, развитием способов и результатов деятельности людей, комплексным процессом создания, распространения и использования новых средств удовлетворения человеческих потребностей, изменяющихся под влиянием общественного развития. При этом, инновация в производственной сфере связана с совершенствованием производства и обновлением продукции, улучшением основных показателей деятельности и инвестиционной привлекательности.
Отличие страхования от других видов предпринимательской деятельности проявляется в особенностях реализации страховых услуг, формировании и размещении финансовых ресурсов, наличии определенной организационной структуры, стратегии развития. Поэтому, инновации в страховой сфере охватывают не только страховые услуги, но и процессы (технологии, схемы управления и обслуживания клиентов, модели поведения). Т. о., инновация в страховании связана с усовершенствованием страховых услуг и бизнес-процессов или создании новых и направлена, на лучшее удовлетворение потребностей страхователей, расширение спектра страховых услуг и эффективное функционирование в условиях растущей конкуренции.
Понятие «инновация» как экономическая категория составляет сущностную основу для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных инноваций, стимулирования подобного вида деятельности и возможностью ее осуществления. Главными из которых, являются понятия «инновационная деятельность» и «инновационный процесс».
Появлению инноваций предшествует определенный процесс, который получил название «инновационного процесса», суть которого сводится к созданию, освоению и распространению инноваций. Однако, в экономической литературе приводятся разные трактовки, понятия «инновационный процесс» (табл. 1).
В результате проведенного исследования выявлено, что одни авторы отождествляют инновационный процесс с инновационной деятельностью, другие разграничивают понятия инновационный процесс и инновационная деятельность, третьи определяют инновационный процесс как последовательную смену стадий инновационного проекта.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что инновационный процесс имеет следующие признаки:
1) представляет собой целенаправленную цепь событий по инициации инноваций, их разработке, реализации на рынке и дальнейшей диффузии;
2) результатом инновационного процесса могут быть пригодные к реализации инновационный продукт, научная разработка, услуга, технология, организационно- управленческая инновация и т. д.;
3) инновационный процесс не заканчивается появлением на рынке инновации, а продолжает развиваться и распространяться при практическом использовании;
4) компания от реализации инновационного продукта получает эффект (экономический или социальный);
5) инновационный процесс сопровождается определенными затратами материальных и трудовых ресурсов.
Т.о. под инновационным процессом на производственном предприятии понимают изменение в производственном, технологическом процессах, освоении и внедрении прогрессивных идей в практическую деятельность предприятий и их коммерциализацию.
Инновационный процесс, по мнению большинства авторов [1, 7, 15], включает семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса (рис. 1).
77
Таблица 1. Определение экономической сущности инновационного процесса *
№ п/п Автор Определение
1. И. Балабанов, П. Завлин Процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепочка действий, в ходе которой инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом применении
2. С. Ильдеменов Сложная сеть коммуникативных связей разного уровня, внутри и между организациями, которые объединяют различные функции на предприятии и соединяют его с обширным научно-техническим сотрудничеством и рынком
3. С. Ильенкова Процесс преобразования научных знаний в инновацию, связанный с созданием и распространением инноваций; основная его черта — обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата для практического использования
4. A. Коренной, B. Карпов Комплексный процесс создания, распространения и использования новшества для новой (или для лучшего удовлетворении уже известной) общественной потребности. Одновременно это процесс, связанный с внедрением инновационных изменений в той социальной и общественной сфере, в которой реализуется его жизненный цикл
5. В. Медынский Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, которые происходят в процессе реализации нововведений
6. О. Мотовилов Получение и коммерциализация изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального характера, других результатов интеллектуальной деятельности
7 С. Парсаданян Система методов, мероприятий, процедур по преобразованию научных знаний в товар, направленный на собственные нужды предприятий и сферу потребления
8. В. Похвощев Последовательная смена стадий реализации инновационного проекта. Инновационный процесс, включает следующие укрупненные стадии: генерирование новой идеи, научное подтверждение и экспериментальная реализация новой идеи, освоение в производстве, массовый выпуск, потребление.
9. Б. Твисс Преобразование научного знания, научных идей, изобретений в физическую реальность (нововведение), которое изменяет общество
10. К Янковский Совокупность интеллектуального труда по созданию нового продукта труда. Предусматривает включение новых характеристик в технике, новых качественных параметров готового продукта потребления, а также новых технологий, направленных на удовлетворение общественных и личных потребностей
* Составлено на основе [1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16].
К этим элементам относятся:
• инициация;
• маркетинг инновации;
• выпуск (производство) инновации;
• реализация инновации;
• продвижение инновации;
• оценка экономической эффективности инновации;
• диффузия инновации.
В связи с имеющимися особенностями деятельности страховых организаций, определим примерные этапы инновационного процесса в страховой компании.
Т.о., инновационный процесс в страховании можно определить, как последовательную смену взаимосвязанных работ от возникновения идеи, проведения научных исследований по ней до ее реализации и распространения, которая приводит к получению определенного социально-экономического, научного и информационного эффекта и сопровождается материальными, финансовыми и трудовыми затратами.
Инновационная деятельность наряду с научной, организационной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой, направлена на создание, внедрение, распространение и использование инноваций. Выделяют следующие направления инновационной деятельности в страховом секторе:
• разработка новых страховых услуг или модификация уже существующих;
• внедрение инновационных методов продаж;
• разработка инновационных маркетинговых стратегий;
• технологические инновации, связанные с изменением технологического обеспечения оказания страховых услуг клиентам;
78
I
Этапы инновационного проектирования
Инновационный процесс
Возникновение идеи и проведение маркетинговых исследований
Разработка бизнес-предложений и анализ возможностей
Разработка методического, системного, программного, маркетингового, организационного обеспечения
Оценка эффективности
• организационные инновации — преобразование организационной структуры страховой компании или ее отдельных структурных подразделений для повышения эффективности их функционирования.
В качестве базовых условий инновационного развития страховой отрасли можно выделить наличие финансовых ресурсов, а также спрос и предложение на инновационные страховые продукты со стороны, как страховых компаний, так и страхователей. Именно наличие достаточного количества финансовых ресурсов тормозит на сегодняшний момент внедрение инноваций в деятельности страховых компаний. По уровню затрат страховые инновационные продукты делятся на Рис. ! Этапы инновационного процесса в страховой сфере (Составлено автором) низкозатратные — внедрение новых
страховых услуг и высокозатратные — внедрение новых информационных технологий в страховую деятельность. Однако, существующий риск и высокая стоимость нововведений не должны стать преградой для их реализации, т.к. введение инноваций в страховую деятельность позволяет предоставлять страховые услуги более эффективным способом, формируя различного рода преимущества (табл. 2).
Результат инновационной деятельности:
• инновационный страховой продукт, технология;
• научная разработка;
• организационно-управленческая инновация
Реализация инновации
Экономический эффект
Научный эффект
Информационный эффект
Социальный эффект
Таблица 2. Преимущества для страховой компании от внедрения продуктовых и технологических инноваций *
№ п/п Преимущества от внедрения продуктовых инноваций Преимущества от внедрения технологических инноваций
1. Расширение ассортиментного ряда Расширение географического охвата деятельности (за счет дистанционного обслуживания)
2. Удовлетворение новых потребностей страхователей Снижение количества ошибок и сокращение времени
3. Выход на новые рынки Снижение операционных издержек
4. Улучшение конкурентных позиций страховой компании Возможность предоставления страхователям дополнительных услуг (сервисов); повышение эффективности деятельности страховщика.
* Составлено автором
В российской страховой практике сейчас происходят следующие инновационные изменения:
1. «Многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов: самообслуживание, дистанционное обслуживание, Интернет, индивидуальные консультации, телефонные центры. Переход на новые компьютерные технологии самообслуживания с использованием Интернета, позволяет страхователям управлять самостоятельно отдельными процессами, посетив «личный кабинет» на сайте страховой компании или через мобильное приложение. В цифровых личных кабинетах, можно проводить мониторинг информации по страховым программам, корректировать опции, анализировать доходность по индивидуальному страхованию жизни (ИСЖ).
2. Виртуальные страховые технологии: посещение онлайн-магазинов по различным видам страхования, заключение страховых договоров онлайн, корректировка опций по договору. Инновационность в обслуживании предусматривает использование ^^еЬ-интерфейса и ассистанс-программ. Внедрение ^^еЬ-программ в страховании позволяет страховщикам осуществлять дистанционное обслуживание клиентов. Это способствует уменьшению административных расходов страховщика и сокращению времени на заключение договора. Программа интерфейс в страховании, а именно — на рынке страхования жизни способствует дистанционному доступу клиентов к своим накопительным счетам, дает возможность отслеживать состояние своего счета. Ассистанс программы предусматривают консультации и предоставление дополнительных услугу клиентам, в случае наступления страхового случая.
3. Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга. Технологии анализа индивидуальных данных и нейросетей дают возможность анализировать в режиме реального времени различные факторы, влияющие на риски и убыточность; прогнозировать вероятность кросс-продаж, пролонгации договоров; распределение клиентских потоков на соответствующих менеджеров. Использование дополнительных данных из внешних источников (социальные сети или данные от мобильных операторов) существенно повышают точность систем принятия решений в бизнес-процессах, дают возможность применять индивидуальные страховые предложения.
4. Создание инновационных страховых продуктов в связи с интеллектуальным развитием общества. К таким продуктам относятся программы: «Мобильная безопасность», «Домашняя безопасность», «Эк-стрим безопасность», программа по страхованию кибер-риск «СуЬегЕ<1§е» — защита техники от различного рода рисков, связанных с непредвиденными обстоятельствами, которые могут произойти во время эксплуатации. Использование удаленной коммуникации с клиентами — телематических устройств в автостраховании, в страховании имущества и ДМС.
Т.о., в настоящее время центральным направлением реализации страховых инноваций является развитие системы дистанционного страхового обслуживания клиентов и рынка мобильной коммерции. С помощью ее возможностей страховые компании совершенствуют технологии предложения страховых услуг потребителю. ВЫВОДЫ
Проведенное в работе исследование позволило сделать вывод, что инновации и инновационный процесс являются объектами системы инновационного развития. Сущность инновационного развития страховой компании состоит во внедрении новых и более совершенных информационно-коммуникационных технологий, которые смогут обеспечить предоставление новых (более эффективных) страховых услуг, автоматизацию бизнес-процессов и усовершенствовать организационную структуру страховщика.
К проблемам инновационного развития в страховой сфере можно отнести:
1. Ориентацию страховых компаний на организационно-технологические инновации путем перенесения в отечественную практику зарубежного передового опыта (такой подход обеспечивает автоматическую закладку отставания уровня инновационного развития страховщиков от мирового уровня).
2. Низкий уровень инновационного потенциала персонала страховых компаний, зачастую сдерживает инновационное развитие организации.
3. Длительный период окупаемости инновационных проектов в сфере страхования, связанный с наличием низкого или неопределенного спроса на инновационные услуги и продукты.
4. Низкие технологические возможности страховой компании и соответствующей среды, где планируется распространение инновационного страхового продукта.
5. Медленное внедрение страховых инноваций отечественными страховыми компаниями, которые не выдерживают конкуренции с дочерними иностранными страховыми компаниями, имеющими больше возможностей для внедрения различного рода инноваций.
Анализ инноваций в страховом секторе свидетельствует о том, что ранее, страховщики фокусировались в основном на продуктовых инновациях, обеспечивая временное конкурентное преимущество, в настоящее же время, инновации направлены на развитие дистанционного обслуживания страхователей, самообслуживания и комплексного использования новых информационно-коммуникационных технологий для электронного маркетинга. При этом, ключевым направлением инновационного развития,
80
становятся инновации бизнес-моделей, которые позволяют существенно улучшить финансовые показатели страховых компаний. Успехов же в инновационной деятельности в современной экономике достигнут те страховые компании, которые одновременно будут инвестировать и осуществлять продуктовые, маркетинговые инновации, инновации бизнес-процессов и операционных моделей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И Т. Балабанов. — СПб: Питер, 2000. — 208 с.
2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев; ред. А.Е. Илларионова. — М.: Дашков и Ко, 2016. — 220 с.
3. Друкер П. Бизнес и инновации / П. Друкер; пер. с англ. — М.: ИД «Вильямс», 2009. — 432 с.
4. Ильдеменов С.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, В.П. Воробьев.
— М.: ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
5. Инновационный менеджмент от А до Я: Словарь терминов / рук. авт. кол. В.А. Похвощев; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Перо, 2015. — 75 с.
6. Инновационный менеджмент: учебник / ред. В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 392 с.
7. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
8. Коренной А.А. Курс инновационного менеджмента / А.А. Коренной, В.И. Карпов. — К.: НИИ Статистики, 1997. — 336 с.
9. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учеб. пособие / под ред. П.Н. Завлина. — М.: ОАО НПО «Издательство экономика», 2000. — 475 с.
10. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: учебн. пособие / В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 240 с.
11. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений / О.В. Мотовилов. — СПб.: С.-Петербургский ун-т, 1997. — 168 с.
12. Парсаданян С.А. Инновационная деятельность: организация, технологии, проектирование / С.А. Парсаданян, В.К. Потёмкин. — СПб.: ИРЭ РАН, 2001. — 107 с.
13. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; пер. с венг. Б.В. Сазонова—М.: Прогресс, 1990. — 296 с.
14. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс; сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
— 271 с.
15. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, И.Н. Морозова, Г.И. Морозова. — М.: Акалис, 1996. — 208 с.
16. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство / К.П. Янковский. — СПб.: Питер, 2004. — 189 с.
17. Shumpeter Josef A. The Theory of Economic Development: An Inquiry Into Profits, Capital. Credit, Interest, and the Business Cycle / Josef A. Shumpeter. — Transaction Publishers, 1934. — 255 p.
SPISOK LITERATURY
1. Balabanov I.T. Innovatsionnyy menedzhment / I T. Balabanov. — SPb: Piter, 2000. — 208 s.
2. Belyayev Yu.M. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik / Yu.M. Belyayev; red. A.Ye. Illarionova. — M.: Dashkov i Ko, 2016. — 220 s.
3. Druker P. Biznes i innovatsii / P. Druker; per. s angl. — M.: ID «Vil'yams», 2009. — 432 s.
4. Il'demenov S.V. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. posobiye / S.V. Il'demenov, A.S. Il'demenov, V.P. Vorobyov. — M.: INFRA-M, 2002. — 208 s.
5. Innovatsionnyy menedzhment ot A do YA: Slovar' terminov / ruk. avt. kol. V.A. Pokhvoshchev; Moskovskaya mezhdunarodnaya vysshaya shkola biznesa «MIRBIS» (Institut). — Izd. 2-ye, ispr. i dop. — M.: Pero, 2015. — 75 s.
6. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik / red. V.YA. Gorfinkel', T.G. Popadyuk. — M.: Yuniti-Dana, 2015. — 392 s.
7. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. dlya vuzov / S.D. Il'yenkova, L.M. Gokhberg, S.Yu. Yagudin i dr.; pod red. S.D. Il'yenkovoy. — M.: Banki i birzhi, YUNITI, 1997. — 327 s.
8. Korennoy A.A. Kurs innovatsionnogo menedzhmenta / A.A. Korennoy, V.I. Karpov. — K.: NII Statistiki, 1997. — 336 s.
9. Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta. Teoriya i praktika: ucheb. posobiye / pod red. P.N. Zavlina. — M.: OAO NPO «Izdatel'stvo ekonomika», 2000. — 475 s.
10. Medynskiy V.G. Innovatsionnoye predprinimatel'stvo: uchebn. posobiye / V.G. Medynskiy, L.G. Sharshukova. — M.: INFRA-M, 1997. — 240 s.
11. Motovilov O.V. Istochniki kapitala dlya finansirovaniya novovvedeniy / O.V. Motovilov. — SPb.: S.-Peterburgskiy un-t, 1997. — 168 s.
12. Parsadanyan S.A. Innovatsionnaya deyatel'nost': organizatsiya, tekhnologii, proyektirovaniye / S.A. Parsadanyan, V.K. Potomkin. — SPb.: IRE RAN, 2001. — 107 s.
13. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya / B. Santo; per. s veng. B.V. Sazonova — M.: Progress, 1990. — 296 s.
14. Tviss B. Upravleniye nauchno-tekhnicheskimi novovvedeniyami / B. Tviss; sokr. per. s angl. — M.: Ekonomika, 1989.
— 271 s.
15. Utkin E.A. Innovatsionnyy menedzhment / E.A. Utkin, I.N. Morozova, G.I. Morozova. — M.: Akalis, 1996. — 208 s.
16. Yankovskiy K.P. Vvedeniye v innovatsionnoye predprinimatel'stvo / K.P. Yankovskiy. — SPb.: Piter, 2004. — 189 s.
17. Shumpeter Josef A. The Theory of Economic Development: An Inquiry Into Profits, Capital. Credit, Interest, and the Business Cycle / Josef A. Shumpeter. — Transaction Publishers, 1934. — 255 p.
Статья поступила в редакцию 26 января 2019 года
Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года
81