Научная статья на тему 'Особенности инновационного развития современной России'

Особенности инновационного развития современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1488
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетило Татьяна Васильевна

В статье рассмотрены особенности инновационного пути развития России в сравнении с западными странами, проведен анализ инновационной активности российских компаний в освоении различных типов инновационной деятельности, предложена система показателей оценки результатов инновационной деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетило Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного развития современной России»

Т.В. РЕШЕТИЛО

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассмотрены особенности инновационного пути развития России в сравнении с западными странами, проведен анализ инновационной активности российских компаний в

освоении различных типов инновационной деятельности, предложена система показателей оценки результатов инновационной деятельности компании.

Инновационная активность, технологические, организационные, маркетинговые инновации.

Основным направлением экономики современной России выбрано инновационное развитие. Специфика российского перехода на инновационный путь состоит в следующем: во-первых, мы отстали по времени на десятилетия, во-вторых, развитые страны уже заняли лидирующие позиции в высокотехнологичных отраслях, в-третьих, у нас нет в достаточном объеме финансовых ресурсов, в-четвертых, наша экономика в настоящее время переживает глубочайший кризис на фоне неблагоприятной для нас внешнеэкономической ситуации, вызванной санкциями и падением цен на энергоносители.

В этих условиях предлагается сосредоточиться на тех отраслях, компании которых проявляют наибольшую инновационную активность и ориентируются на экспорт, обеспечивая тем самым конкурентоспособность России на мировом рынке. К таким отраслям относят химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство, т.е. рекомендуется перейти от экспорта сырья к экспорту продукции более высокой степени обработки [1].

В связи с этим представляет интерес анализ инновационной активности российских компаний по типам инноваций: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые. В российской практике продуктовые и процессные инновации объединены под единым типом - технологические инновации.

Инновационно активными фирмами признаются организации, проводившие деятельность, связанную с созданием инноваций, вне зависимости от того, привела ли она к реальному появлению инновации. Инновационные фирмы можно разделить на те, кото-

Основные показатели инновационной деятельности

рые разрабатывали инновации главным образом своими силами или в сотрудничестве с другими фирмами или государственными исследовательскими организациями, и те, инновационная деятельность которых состояла преимущественно в заимствовании инноваций (например, нового оборудования), разработанных другими фирмами. Инновационные фирмы подразделяются также по типам проводимых инноваций: одни из них могли освоить новый продукт или технологический процесс, другие - новый метод маркетинга, третьи - осуществить организационные изменения. Однако в качестве смыслового ядра многих исследований в области инновацинной деятельности фирмы используется анализ продуктовых инноваций, оставляя без равного внимания другие виды инновационной деятельности. Это типично для российских исследований инновационных процессов, когда пытаются сосредоточиться на продуктовых инновациях. Освоение всех видов инноваций позво-ляет отнести фирмы к числу отвечающих основным требованиям для признания их инновационными [2].

Как видно из данных, представленных в табл. 1, инновационная активность российских компаний в 2-6 раз ниже, чем в странах Европы. По сравнению с развитыми странами инновационные процессы в российской экономике протекают очень вяло. Удельный вес инновационно активных предприятий составляет 10,1%, а удельный вес их инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции и вовсе составляет 9,2%. При этом основное внимание в освоении инноваций уделяется технологическим инновациям и менее всего - организационным и маркетинговым инновациям.

Таблица 1

российских и зарубежных компаний в 2013г., % *

Россия Швеция Франция Италия Германия Финляндия Польша Румыния

Совокупный уровень инновационной активности организаций 10,1 55,9 52,6 56,1 66,9 52,6 23,0 20,7

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем объеме организаций 8,9 45,2 36,7 41,5 55,0 36,7 16,1 6,3

Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, в общем объеме организаций 2,1 30,4 25,4 31,0 34,4 6,5 10,6 13,8

Удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации, в общем объеме организаций 3,1 25,3 34,2 33,5 32,2 29,7 10,4 14,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг 9,2 15,0 14,7 14,9 19,2 15,3 10,1 18,5

*Составлена по данным Статсборника [3]

В российской экономике доля инновационно активных компаний преобладает в высокотехнологичных отраслях, несколько ниже уровень инновационной активности в организациях обрабатывающих производств, связанных с переработкой сырья и производством электрооборудования и транспортных средств (табл. 2). Однако основная активность в этих компаниях наблюдается в области технологических инноваций, значительно реже осваиваются организационные инновации и совсем вяло - маркетинговые инновации. По доле организаций, внедряющих организационные и маркетинговые инновации, лидируют компании, производящие фармацевтическую продукцию, электронные компоненты, аппаратуру для радио, телевидения и связи, медицинские изделия, а также производители летательных аппаратов, включая космические. Данные компании являются лидерами и по внедрению технологических инноваций. Следом по инновационной активности идут средне-технологичные отрасли, а именно: химическое производство, производство электрооборудования, элект-

Инновационная активность организаций по I

ронного и оптического оборудования, производство кокса и нефтепродуктов, производство автомобилей, прицепов и полуприцепов. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что перечисленные организации высокотехнологичных отраслей занимают лидирующие позиции в освоении инноваций в первую очередь технологических, связанных с обновлением их продуктового ряда.

С одной стороны, объяснением этого факта является стремление предприятий повысить свою конкурентоспособность за счет новых или усовершенствованных товаров и расширить свой сегмент на рынке. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет российским компаниям в равной мере осваивать маркетинговые и организационные инновации. Однако конкретные типы инноваций могут по-разному воздействовать на эффективность фирмы, поэтому важно уметь отслеживать степень реализации и воздействия инноваций различных типов на изменения в ее финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 2

1м экономической деятельности в 2013г., в%*

Совокупный Удельный вес организаций, осуществляющих инновации

уровень отдельных типов, в общем числе организаций

инно вацио нно й Техно ло гические Маркетинге вые Организацио нные

активности

Всего 10,1 8,9 2,1 3,1

Добыча полезных ископаемых 7,6 6,4 0,4 2,5

Добыча топливно -энергетичес- 8,6 7,2 0,4 2,9

ких полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6,3 5,4 0,5 2,0

Обрабатывающие производства 13,3 11,9 3,0 3,7

Высокотехнологичные 30,4 29,3 5,6 9,0

Производство фармацевтической продукции 29,1 27,4 6,7 5,0

Производство офисного обору-

дования и вычислительной 27,3 12,5 2,1 4,2

техники

Производство электронных компонентов, аппаратуры для 34,2 33,5 4,7 9,7

радио, телевидения и связи

Производство медицинских

изделии, средств измерении,

контроля, управления и испытаний, оптических приборов, 28,3 27,4 5,7 8,3

фото- и кинооборудования

Производство летательных аппаратов, включая космические 36,9 34,9 6,7 16,8

Среднетехнологичные высокого уровня 19,3 18,0 3,5 5,2

Химическое производство 25,0 23,0 4,7 6,0

Производство машин и оборудования 15,9 14,9 2,8 4,1

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 26,9 25,9 5,6 7,7

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 24,4 23,7 2,8 5,5

Окончание табл. 2

Совокупный уровень инновационной активности Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельных типов, в общем числе организаций

Техно ло гические Маркетинговые Организацио нные

Среднетехнологичные низкого уровня

Производство кокса и нефтепродуктов 29,0 27,1 2,8 7,5

Производство резиновых и пластмассовых изделий 11,7 10,0 2,3 2,9

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 10,0 8,2 2,3 2,2

Металлургическое производство 23,8 21,2 3,4 8,2

Производство готовых металлических изделий 11,3 9,8 1,9 3,4

Строительство и ремонт судов 15,9 15,2 3,3 6,0

Низкотехнологичные

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак 11,0 9,0 4,4 2,4

Текстильное и швейное производство 8,5 7,0 3,3 4,3

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 11,5 10,8 1,5 1,5

Обработка древесины и производство изделий из дерева 6,8 5,1 0,8 2,8

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 10,7 10,3 3,3 4,1

Производство мебели и прочей продукции 11,9 10,1 4,3 3,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,3 4,7 0,3 1,5

Связь 14,2 11,8 1,5 2,6

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 9,6 8,4 0,8 2,4

Научные исследования и разработки 31,0 29,6 4,0 7,9

Предоставление прочих видов услуг 3,5 2,6 0,6 1,3

*Составлена по данным Статсборника [3]и сайта Рс

Из приведенных в табл. 1 и 2 данных видно, что Россия в ближайшее время не сможет составить конкуренцию высокотехнологичным отраслям высокоразвитых стран, они уже заняли свои конкурентные позиции на мировом рынке. Высокотехнологичные отрасли в ближайшем будущем не окажут существенного влияния на структуру экспорта России. Поэтому наиболее реальным направлением инновационного развития российской экономики является импортозамещение и освоение современных механизмов снижения затрат на производимую отечественную продукцию, что позволит в дальнейшем выйти на региональные рынки.

У российского государства нет достаточного объема финансовых ресурсов для обеспечения инно -вационного развития высокотехнологичных и сред-нетехнологичных отраслей, как это было в США, когда за счет государственных инвестиций было профинансировано создание отраслей пятого технологического уклада и обеспечен гарантированный рынок сбыта. Это позволило США стать лидером в сфере электроники и телекоммуникаций.

Европейские страны, хотя и отстали с развитием отраслей высоких технологий, только в 1985-1990 гг. завершили переход к интенсивному типу экономики. Они уже не были первыми в сфере производства

lama [4]

наукоемких товаров (электроники и телекоммуникаций), однако имели важное конкурентное преимущество - довольно емкий рынок сбыта. А финансирование инновационных разработок осуществлялось за счет инвестиций транснациональных компаний, государственных программ и организации совместного производства.

В Японии развитие отраслей высоких технологий началось еще в 60-70-е гг. XX в. Основными факторами японского «экономического чуда» стали использование иностранных научно-технических достижений, американской экономической помощи, а также эффективное государственное управление экономикой страны. Финансирование наукоемких производств осуществлялось преимущественно за счет внешних источников (в первую очередь американских) и ориентировалось на экспорт, обеспечивая тем самым конкурентоспособность на мировом рынке.

Условия организации и финансирования производства высокотехнологичных отраслей в Китае сформированы государственной экономической политикой, в соответствии с которой наличие дешевой рабочей силы и емкого рынка сбыта были дополнены налоговыми льготами и другими государственными преференциями для создания совместных предприя-

тий и привлечения иностранных инвестиций в китайскую экономику. Одновременно правительством активно проводится научно-техническая политика, что позволило Китаю создать собственные конкурентные преимущества на мировом рынке высокотехнологичной продукции [1].

Российской экономике в первую очередь необходима серьезная модернизация производства, поэтому отечественные компании начали осваивать технологические инновации, внедряя которые российские компании преимущественно приобретают новые технологии (их удельный вес в 2009г. составлял 33,2%, а в 2013г. - 31,7%, а доля компаний, передавших новые технологии, в 2009г. составляла 3,0%, в 2013г. - 2,5%) [2, с. 31]. Следовательно, в сфере технологических инноваций мы преимущественно покупаем новые технологии, а так как доля российских компаний, передающих технологии, незначительна, можно предположить, что мы приобретаем импортное оборудование. Поэтому способствовать росту технологических инноваций в нашей стране может создание совместных производств и снижение таможенных пошлин на уникальное оборудование, а также предоставление государственных преференций отечественным производителям, создающим и передающим новые технологии.

Интенсивность освоения технологических инноваций, без сомнения, необходимо увеличить. Однако

Система показателей оценки инно

нельзя оставлять без внимания организационные и маркетинговые инновации. Пока российские компании внедряют последние в той мере, в какой они связаны с технологическими инновациями.

Организационные инновации могут привести к переменам в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях фирмы. Маркетинговые инновации включают реализацию новых методов маркетинга, это могут быть изменения в дизайне и упаковке продукта, его продвижении и размещении, методах установления цен на товары и услуги. Все эти типы инноваций в совокупности влияют на рост экономической эффективности компании, на расширение рынка сбыта и снижение себестоимости производимой продукции. Компании, которые сохраняют свое место на рынке за счет «эксплуатации» потребителей путем завышения рыночных цен, тормозят внедрение инноваций как в производстве, так и в маркетинге.

Для выхода из этой ситуации необходимы теоретические и методические исследования по вопросам организации деятельности корпораций и оценке их инновационной направленности, введения в практику внутрифирменного планирования (как управленческой технологии и системы составления планов) и оценка эффективности деятельности компаний не только по показателям, отражающим их финансовые результаты, но и их активность в инновационной сфере (табл. 3).

Таблица 3

[ионной деятельности корпораций

Технологические инновации Организационные инновации Маркетинговые инновации

1. Затраты на приобретение новейших машин, оборудования, вычислительной техники и программного обеспечения, а также земельных участков и зданий (включая действия по их значительному улучшению, перестройкам и ремонту), необходимых для осуществления технологических инноваций 2. Количество испытанийновыхпродуктов (товаров, услуг), производственных процессов, методов доставки 3. Затраты на пилотное производство, технологические разработки 4. Количество запущенныхпилотных производств, технологических разработок 5. Количество внутренних экспериментальных разработок 6. Количество внешних приобретенных разрабо-ток и технологий в форме патентов, беспатентных изобретений, лицензий, раскрытых ноу-хау, торговых марок, технических проектов, компьютерного программного обеспечения у других предприятий и организаций, таких как университеты и государственные исследовательские институты 1. Затраты на исследования и разработки 2. Количество внутренних разработок 3. Затраты на приобретение внешних разработок 4. Количество тем (разработок), имеющих отношение к организационным инновациям 5. Количество разработанныхи внедренных новых организационных методов 6. Затратынаобучениеили переподготовку персонала* 7. Количество программ обучения или переподготовки персонала 8. Количество формальныхрабочих групп, способствующих развитию коммуникаций и взаимодействия персонала 9. Доля работников свысшим образованием, с ученой степенью 10. Доля работников, вовлеченных в инновационную деятельность 1. Затраты на маркетинговые инновации 2. Количество тем (направлений), имеющих отношение к маркетинговым инновациям 3. Количество освоенных новых маркетинговых инструментов: дизайн продукта, его упаковка, назначение цены и размещение и продвижение

* Подготовка кадров не является видом инновационной деятельности, если она не ориентирована на конкретную инновацию одного из типов, осуществляемую на данной фирме. Например, не являются инновационной деятельностью обучение новых сотрудников уже существующим методам производства, повышение общей квалификации отдельных лиц (руководителей, менеджеров и т.д.), регулярное обучение использованию вычислительной техники, занятия языком. Обучение, например, проводимое в связи с первым внедрением новых маркетинговых или организационных методов, является частью деятельности в области маркетинговых и организационных инноваций.

Понятно, что внедрение всей системы предложенных показателей одновременно достаточно сложно и проблематично, так как необходимо подготовить изменения в управленческом учете, освоить новые формы отчетности и организационные процедуры. Однако внедрение в практику планирования и организации производства показателей, отражающих инновационную активность компании, в свою очередь, также относится к инновационной деятельности, направленной на изменения в управлении современной компании.

Таким образом, инновационный путь развития российской экономики предполагает не только модернизацию производства, ориентированную на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и процессов, но и освоение новых методов продвижения и продажи продукции компаний, а также на изменения в организационной практике и деловой среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спицът В.В. Особенности инновационного развития высокотехнологичных и среднетехнологич-ных отраслей в России // Вестник Томского госуниверситета. Серия Экономика и экономичес-киенауки. 2011. №342.

2. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство ОСЛО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Совместная публикация ОЭСР и Евростата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics /science_and_innovations/science/

4. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: Статистический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гахберг, К.А.Дитковский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ primarydata/ii2015

5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros stat/ru/statistics/science_and_innovations/science

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.