и социальные вопросы без существенной поддержки со стороны государства. Сельские поселения в своей основной массе нежизнеспособны ввиду недостатка финансовых, имущественных и кадровых ресурсов. В этой связи необходима продуманная постепенная модернизация существующей системы местного самоуправления.
Библиографический список
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации Министерства сельского хозяйства / / http://www.mcx.ru/.
УДК 913.001.
Ключевые слова: Алтайский край, муниципальный район, проблемы и условия инновационного развития, инновационная среда, социально-экономическое развитие, инновационность системы.
В течение последнего десятилетия много говорят и пишут о целесообразности перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития, установка на который заложена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ в марте 2002 г. Пути и конкретные меры реализации поставленной задачи ежегодно уточняются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, программных документах Правительства РФ [1].
В связи с этим возникает необходимость исследования сущности инновационного развития муниципального района. Исходя из того, что на его территории расположены хозяйствующие субъекты различных отраслей экономики, деятель-
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Итоги переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: сб. информационно-аналитических материалов Министерства регионального развития Российской Федерации. - М.: АНХ, 2009. -300 с.
4. Валентей С.Д. Первые итоги муниципальной реформы глазами экономиста / С.Д. Валентей // Федерализм. — 2008. — № 3. — С. 5-19.
ность которых формирует бюджет территории, то, с одной стороны, инновационного развития требует сама экономика, с другой — управление территорией как субъектом, обеспечивающим реализацию ряда государственных и муниципальных функций, направленных в том числе на пополнение бюджета. Поэтому применительно к экономике муниципального района инновационного развития предлагается рассматривать как развитие на новой качественной основе, приводящее к изменению пропорций между отраслями и внутри отраслей между отдельными производствами, которое осуществляется на основе использования результатов научно-технического прогресса, и технологических сдвигов в самой структуре организации производственного процесса, методах и пропорциях распределения получаемых благ, направленных на производство новых продуктов, использования новых технологий, знаний и т.п. А с точки зрения системы управления муниципальным районом — это новые формы и методы воздействия на бизнес-сообщество и населе-
+ + +
76:338.24(571.15) С.А. Дорожкина,
Г.М. Гриценко
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ние, обеспечивающие рост показателей социально-экономического развития и наполняемости бюджета территории при меньших затратах труда и финансовых ресурсов со стороны самой системы управления [2].
Инновационность системы представляет собой качественную характеристику ее способности обновлять внутриорганизо-ванные процессы по критериям технологичности, наукоемкости, динамичности.
Сегодня формирование инновационной системы на уровне муниципального района сталкивается с такими системными проблемами, как:
- отсутствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих окупаемость затрат, что не позволяет формировать финансовые ресурсы для приобретения высокотехнологичной техники и оборудования и обучения специалистов для работы на них;
- ограниченность средств в бюджетах муниципальных районов, заложенная федеральным налоговым законодательством;
- отраслевая разобщенность при выделении средств государственной поддержки сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий;
- невозможность для сельских территорий воспользоваться государственной поддержкой, т.к. она предоставляется на условиях софинансирования, а районные бюджеты средствами для участия в инновационных проектах не располагают;
- отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности;
- отсутствие мер государственной поддержки инновационной деятельности включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.п.) механизмы;
- общая «размытость» перечня направлений инновационного развития в муниципальных районах, поддерживаемых региональными органами управления, что приводит к нерациональному использованию бюджетных средств;
- несовершенная система отбора инновационных проектов, предлагаемых предпринимателями для внедрения на условиях государственной поддержки;
- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров
под конкретные направления инновационной деятельности;
- низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;
- низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т.ч. без образования юридического лица).
Вышесказанное позволяет утверждать, что для инновационной среды муниципального района сегодня характерно:
- низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики;
- дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на региональном рынке;
- низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования;
- неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Рассмотрим инновационное развитие отдельного района и постараемся определить, с какими проблемами сталкивается сегодня внедрение инновационной системы Первомайского района Алтайского края.
Территориально район подразделяется на 18 сельских поселений, осуществляющих местное самоуправление. На территории района расположено 53 населенных пункта, наиболее крупные — Березовка, Боровиха, Зудилово, Первомайское, По-валиха, Санниково, Бобровка. Удобное географическое положение, близость к городам Барнаулу, Новосибирску, Ново-алтайску оказывает существенное влияние на развитие реального сектора экономики и предпринимательства.
В процессе анализа показателей социально-экономического положения района выявлены наиболее значимые проблемы в экономике и социальной сфере.
Общеэкономические проблемы:
- доминирование аграрного сектора в структуре экономики района (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития Первомайского района
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий:
- в действующих ценах каждого года, тыс. руб. 306714 323500 509164 679200 956382
- в сопоставимых ценах, % 93,7 98,7 109,9 117,9 103,3
В том числе по крупным и средним предприятиям:
- в действующих ценах каждого года, млн руб. 230746 195814 304768 438546 711073
Среднесписочная численность работников по крупным и средним предприятиям 1016 1040 715 805 986
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах, млн руб. 1540,9 1747,6 1628,3 2026,1 2818
Посевные площади — всего, тыс. га 74,4 76,2 71,1 73,3 82,4
Объем продукции малых предприятий, тыс. руб. 340270,4 435243,8 446531,1 584487,3 747509,4
Район расположен на границе с г. Барнаулом, и в структуре его экономики большую, чем в других муниципальных районах, долю занимает промышленность, представленная предприятиями обрабатывающего производства и предприятиями производства и распределения электороэнергии, газа и воды. Основной выпуск промышленной продукции обеспечивают АКГУП ПТФ «Молодежная», ООО «Бобровский лесокомбинат», ООО «СибТэк», МУП ТВС «Первомайское». В 2008 г. в общекраевом объеме по производству промышленной продукции доля Первомайского района составила 0,2%, в расчете на душу населения — 32-е место среди районов края (2006 г. — 40-е место, доля района — 0,3%). Объем промышленного производства в 2008 г. составил 956,4 млн руб., индекс промышленного производства — 103,3%. Сельское хозяйство в районе представлено 20 коллективными сельскохозяйственными предприятиями, 69 крестьянско-фермерскими хозяйствами и 17809 личными подсобными хозяйствами. Сельскохозяйственное производство (без учета личных подворий) сосредоточено в 15 поселениях из 18. Количество активно занимающихся производством крестьянских (фермерских) хозяйств в 2008 г. увеличилось к уровню 2007 г. на 21% (2007 г. — 57, 2008 г. — 69 хозяйств). А количество личных подсобных хозяйств сократилось на 0,2% (2007 г. — 17830, 2008 г. — 17809 хозяйств).
Малый бизнес — 161 малое предприятие с численностью 1405 человек, 1133 индивидуальных предпринимателя. Удельный вес работающих в малом бизнесе составляет 35% к общей численности занятых в экономике. Таким образом, вы-
соким потенциалом промышленного производства район не располагает, а значит, и инновационностью;
- незначительный! удельный! вес налоговых поступлений/ от сельскохозяйственной отрасли в общем объеме налоговых отчислений (табл. 2).
Общая сумма доходов в 2008 г. составила 496,05 млн руб. (118,1% к уровню 2007 г.). В бюджете района основная доля доходов приходится на средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции — 59,7%). За анализируемый период в бюджете района неналоговые доходы увеличились (2006 г. — 14,163 млн руб., 2008 г. — 37,4 млн руб.), что обеспечено за счет арендной платы за землю и муниципальное имущество, продажи материальных и нематериальных активов. По удельному весу налоговых и неналоговых доходов в расходах бюджета район занимает 16-е место в крае. Наибольший удельный вес в структуре расходов в 2006-2008 гг. занимали расходы на финансирование образования: 2006 г. — 44,9%, 2007 г. — 46,2, 2008 г. — 50,1%. На финансирование здравоохранения в 2008 г. направлено 74,7 млн руб., его доля в общей сумме расходов составила 15,1%. На финансирование мероприятий в области социальной политики израсходовано 42,4 млн руб. (8,6%). Муниципальный долг района по состоянию на 01.01.2009 г. составил 951,3 тыс. руб., (на 01.01.2007 г. —
5.7 млн руб., на 01.01.2008 г. — 1,3 млн руб.), кредиторская задолженность по финансированию расходов из бюджета — 9,4 млн руб. (2007 г. —
8.8 млн руб.). Это составляет 1,9% к общему объему расходов бюджета района;
Таблица 2
Структура доходов бюджета Первомайского района, тыс. руб.
Наименование 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета района — всего 68305 42528 53550 74518 105139,8
Налоговые доходы, из них 62754 33677 39237 60355 68535,5
налог на прибыль организаций 3141 - - -
налог на доходы физических лиц 31035 16148 28060 42202 45329,1
акцизы по подакцизным товарам (продукции) 45 - - - -
лицензионные сборы 51 - - - 1150
налоги на совокупный доход 6956 8026 9736 12038 16818,1
налог на имущество физических лиц 607 402 385 751 593,7
налог на имущество организаций 14067 6377 - - -
налог с продаж 1674 - - - 220,9
налог на наследование или дарение 128 35 - - -
земельный налог 2380 1199 2031 3893 4651,5
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1481 22 11 89 3,6
государственная пошлина 707 605 635 821 925
задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - 863 -1621 560 214,5
прочие налоговые поступления 482 - - -
Неналоговые доходы из них 5551 8851 14312,9 14163 37362,3
арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли поселений 2815 4213 5503,7 7256 7940,5
доходы от сдачи в аренду имущества 671 1043 1032,7 1204 1403,4
платежи при пользовании природными ресурсами - 697 65,6 228 165,4
доходы от продажи материальных и нематериальных активов 226 947 3084 287 20407,9
административные платежи и сборы - 5,9 28 -
штрафы, санкции, возмещение ущерба 1269 1762 1865 2766 4128,3
рыночные продажи товаров и услуг, в т.ч. плата за наем жилых помещений - - - - -
средства от приватизации муниципального имущества 570 - - -
прочие неналоговые доходы - 183,1 2733,9 927,8 1507,9
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты), в т.ч. субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий 194463 11833 231617 17356 318784,6 34048 345511 10583 390905,2 79585,4
прочие безвозмездные поступления - 3909 4174,4 379 160,7
Итого 262768 278054 376509 420029 496045
- недостаток привлекательных объектов для инвестирования;
- недостаточный уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции функционирующих предприятий.
Промышленность:
- невысокая конкурентоспособность товаров промышленного производства;
- низкий уровень инновационной активности в промышленном производстве;
- отсутствие инвестиционных проектов в отрасли пищевой промышленности.
Сельское хозяйство:
- неустойчивые темпы роста производства, особенно в животноводстве (табл. 3).
Важное место в экономике района занимает агропромышленный комплекс. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю отрасли растениеводства в 2007 г. приходилось 64,3%, животноводства — 35,7%. При этом удельный вес объемов производства сельскохозяйственных предприятий составил 41,2%,
крестьянских (фермерских) хозяйств — 11,5%, хозяйства населения — 47,3%.
В животноводстве в 2008 г. продолжалось сокращаться поголовье КРС, в т.ч. и коров как в хозяйствах всех категорий (с населением), так и в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности. Сокращение поголовья скота (КРС и коров) в сельхозпредприятиях связано с ликвидацией отрасли животноводства в ООО «Мельник» и СПК «Повалихинский». Доля хозяйств населения по поголовью КРС составляет 56,2%, в том числе поголовье коров — 62,6%. По численности поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий (12,4 тыс. гол.), в том числе по поголовью коров (5,2 тыс. гол.) район занимает 38-е место. По объемам производства мяса район занимает 25-е место (4,2 тыс. т), молока — 32-е место (20,7 тыс. т).
Прибыль, полученная сельхозорганиза-циями в 2007 г., составила 75 млн руб., в 2008 г. — 106,9 млн руб. Доля безубы-
точных сельскохозяйственных организаций в эти годы выросла с 84,6 до 90%, уровень рентабельности составил 16,1%. Сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы для сельского хозяйства обуславливают рост удельного веса материальных затрат до 70% в себестоимости сельскохозяйственной продукции;
- низкие темпы технического перевооружения. Предпринимаемые в аграрном секторе меры пока не привели к преломлению главных негативных тенденций: продолжает ухудшаться состояние материально-технической базы — количество тракторов в сельскохозяйственных организациях на 1000 га составляет 4, а количество зерновых комбайнов уменьшилось в расчете на 1000 га с 2,02 до 1,6.
Не закончился процесс реорганизации коллективных хозяйств. Процедура банкротства происходит достаточно длительное время. В период банкротства произошло разрушение значительной части материально-технической базы. Как правило, имущество в процессе банкротства продавалось частями, под разборку. Новым собственникам приходится восстанавливать объекты для производства. В связи с недостаточным уровнем инвестиций износ основных фондов в сельском хозяйстве составляет более 60%, происходит их ежегодное сокращение за счет выбытия по причине ветхости. Постоянный недостаток собственных оборотных средств не дает возможности большими темпами вести расширенное воспроизводство, осуществлять закупку новой техники. Техника в основном эксплуатируется более 15 лет. Выбытие сельскохозяйственной техники не компенсируется ее обновлением. Многолетнее убыточное финансо-
вое состояние сельскохозяйственных предприятий стало главной причиной их банкротства и разрушения;
- слабая инвестиционная активность. Инвестиции в развитие сельского хозяйства идут преимущественно за счет небольших собственных средств предприятий и заемных государственных;
- кадровые проблемы.
Малое предпринимательство:
- неразвитость механизмов финансирования малых предприятий на ранних стадиях развития;
- недостаток собственных ресурсов субъектов малого предпринимательства;
- низкий уровень развития малого инновационного бизнеса.
Инновации:
- ограниченные финансовые возможности предприятий и организаций по внедрению передовых технологий. Прежде всего, это связано с недостатком собственных средств, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования;
- низкий уровень вовлеченности хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы;
- ограниченные бюджетные возможности не позволяют резко увеличить долевое участие района в софинансировании федеральных целевых программ.
Как следствие — недостаточно развитая социальная сфера.
Образование:
- недостаточная материально-техническая обеспеченность образовательных учреждений;
- недостаточная обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в ряде крупных населенных пунктах.
Таблица 3
Общие показатели развития сельского хозяйства Первомайского района
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число хозяйств, всего 17638 17827 17978 17909 17898
в том числе
- сельскохозяйственных предприятий, ед. 9 6 21 22 20
- крестьянских (фермерских) хозяйств, ед. 88 77 73 57 69
- личных подсобных хозяйств, ед. 17541 17744 17884 17830 17809
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах, млн руб. 1540,9 1747,6 1628,3 2026,1 2818
Темп роста к предыдущему году, % 120,2 113,4 93,2 124,4 139,1
Валовая продукция растениеводства в действующих ценах, млн руб. 1007,5 1187,9 1017,9 1302,0 2032,8
Темп роста к предыдущему году, % 122,9 117,9 85,7 127,9 156,1
Валовая продукция животноводства в действующих ценах, млн руб. 533,4 559,7 610,4 724,1 785,2
Темп роста к предыдущему году, % 115,4 104,9 109,1 118,6 108,4
Здравоохранение:
- высокий износ основных средств и медицинского оборудования;
- сохраняется проблема укомплектованности медицинскими кадрами;
Культура — недостаточный уровень финансирования отрасли, не позволяющий повысить оснащенность учреждений культуры необходимым оборудованием, обеспечить проведение необходимого и текущего ремонта объектов культуры [3].
Таким образом, многие проблемы, с которыми сталкивается инновационная система РФ, характерны и для отдельного района. Основным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности Первомайского района, является недостаток инвестиций как в саму инновационную сферу, так и в предприятия традиционных отраслей, что определяет недостаточный уровень их инновационной активности.
Для решения инновационных проблем на уровне не только страны, но и Алтайского края разрабатывается масса программ. Основными из них на сегодняшний день становятся «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года», Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в частности формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», Постановление Алтайского края от 23 мая 2007 г. № 222 «О Координационном совете Алтайского края по инновационной деятельности, краевом инновационном банке данных и
Ключевые слова: инновационная политика, кластер, кластерная политика, конкурентоспособность, экономический процесс, продуктовый подкомплекс регионального АПК, кооперация, интеграция.
реестре приоритетных инновационных проектов» и т.д. [4].
В заключение отметим, что развитие инновационной деятельности в муниципальных районах Алтайского края станет возможно при соблюдении двух важнейших условий: если на федеральном уровне правительство в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности России, принятой в 2009 г., отечественным сельхозтоваропроизводителям будет гарантировать закупочную цену, обеспечивающую расширенное воспроизводство, а налоговым законодательством на районный уровень передана с федерального часть налогов, что позволит сельским территориям участвовать в со-финансировании инновационных проектов, поддерживаемых государством.
Библиографический список
1. Инновации в экономике Алтайского края: тенденции и перспективы развития / под ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина. — Барнаул, 2008. — 248 с.
2. Гриценко Г.М. Управление экономикой АПК муниципального района: монография / Г.М. Гриценко, А.Н. Лукьянов. — Барнаул: ГНУ ВНИЭТУСХ, 2009. — 187 с.
3. Сайт Администрации Первомайского района Алтайского края // www.perv-alt.ru.
4. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.
Опыт многих стран и отдельных регионов показывает, что одной из наиболее эффективных форм экономического развития является инновационная политика, основанная на кластерах. Кластерная политика как «новый институт развития» про-
+ + +
УДК 631.145:338.27 В.А. Кундиус,
А.Л. Полтарыхин
ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК