Научная статья на тему 'Особенности инициации проектов на базе государственно-частного партнерства в сравнении с международными стандартами управления проектами на примере проектов с использованием средств инвестиционного фонда Российской Федерации'

Особенности инициации проектов на базе государственно-частного партнерства в сравнении с международными стандартами управления проектами на примере проектов с использованием средств инвестиционного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЧП / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ / ЧАСТНОЕ / ПАРТНЕРСТВО / ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТОВ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / PROJECT MANAGEMENT / PUBLIC / PRIVATE / PARTNERSHIP / PROJECT INITIATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриленков А. А., Гавриленкова С. Н.

Формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации и определение самого понятия подобного взаимоотношения государства и частного капитала однозначно не определены в законодательных документах страны. Несомненно, реализация проектов с использованием средств инвестиционного фонда Российской Федерации отвечает всем базовым общепринятым характеристикам подобного рода проектов. При этом инициация проектов с использованием средств инвестиционного фонда, согласно регламентирующему документу, серьезно разнится с общепринятыми требованиями аналогичной процедуры в науке управления проектами. В этой разнице кроится причина слабо прогрессивного развития форм ГЧП в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гавриленков А. А., Гавриленкова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIAL FEATURE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECT INITIATION IN THE COMPARISON WITH THE INTERNATIONAL STANDARDS OF PROJECT MANAGEMENT BASED ON THE EXAMPLE OF PROJECTS WITH THE DRAFT ON FUNDS OF THE INVESTMENT TRUST FOR THE RUSSIAN FEDERATIONClever Business Ltd

Forms of public-private partnerships in the Russian Federation and the definition of the concept of such relations between the state and private capital are not defined clearly in legislation of the country. Undoubtedly, the implementation of projects using the investment fund of the Russian Federation meets all the basic common characteristics of such projects. At the same time initiating projects with investment fund, according to regulatory documents, seriously differs from the conventional requirements of a similar procedure in the science of project management. This difference is weakly cut out the cause of the progressive development of forms of PPP in the country.

Текст научной работы на тему «Особенности инициации проектов на базе государственно-частного партнерства в сравнении с международными стандартами управления проектами на примере проектов с использованием средств инвестиционного фонда Российской Федерации»

ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАЦИИ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СРАВНЕНИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Гавриленков А.А., к.э.н., Московский государственный университет путей сообщения (МНИТ)

Гавриленкова С.Н., АССА, Clever Business Ltd, директор, руководитель проектов по направлению Учет и Аудит

Формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации и определение самого понятия подобного взаимоотношения государства и частного капитала однозначно не определены в законодательных документах страны. Несомненно, реализация проектов с использованием средств инвестиционного фонда Российской Федерации отвечает всем базовым общепринятым характеристикам подобного рода проектов. При этом инициация проектов с использованием средств инвестиционного фонда, согласно регламентирующему документу, серьезно разнится с общепринятыми требованиями аналогичной процедуры в науке управления проектами. В этой разнице кроится причина слабо прогрессивного развития форм ГЧП в нашей стране.

Ключевые слова: ГЧП, управление проектами, государственное, частное, партнерство, инициация проектов.

THE SPECIAL FEATURE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECT INITIATION IN THE COMPARISON WITH THE INTERNATIONAL STANDARDS OF PROJECT MANAGEMENT BASED ON THE EXAMPLE OF PROJECTS WITH THE DRAFT ON FUNDS OF THE INVESTMENT TRUST FOR THE RUSSIAN

FEDERATION

Gavrilenkov А., PhD Moscow Institute of the Communication Lines Gavrilenkova S., АССА, Clever Business Ltd, Director/Accounting & Audit.

Forms ofpublic-private partnerships in the Russian Federation and the definition of the concept of such relations between the state and private capital are not defined clearly in legislation of the country. Undoubtedly, the implementation of projects using the investment fund of the Russian Federation meets all the basic common characteristics of such projects. At the same time initiating projects with investment fund, according to regulatory documents, seriously differs from the conventional requirements of a similar procedure in the science of project management. This difference is weakly cut out the cause of the progressive development offorms of PPP in the country.

Keywords: public-private partnership, PPP, project management, public, private, partnership, project initiating.

Управление проектами в современном мире - это не только свод Так, согласно PMBOOK (четвертное издание, 2008г.), под управ-

специфических знаний, позволяющих эффективно добиться стоящих лением проектами подразумевается «приложение знаний, навыков,

перед людьми целей, но и особый тип мышления, позволяющий взгля- инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения тре-

нуть на окружающие нас процессы со стороны профессионала, зада- бований, предъявляемых к проекту». Все действия по указанному

ча которого - сделать работу прогнозируемой, управляемой и полез- стандарту сгруппированы в следующие 5 групп процессов:

ной для конечного потребителя. Существует огромное количество ■ инициация;

литературы, призванной помочь менеджеру добиться ключевых то- ■ планирование;

чек проекта, наилучшим способом оперируя имеющимися у него ■ исполнение;

ресурсами. Подобную литературу можно отнести как к описанию ■ мониторинг и управление;

принципов определенного стандарта управления проектами, так и к ■ завершение.

опыту применения стандарта в определенной сфере экономики. Стан- Рассмотрим далее - каким образом в относительно новой для

дарты управления проектами могут быть привязаны к определенной Российской Федерации сфере инвестиционных проектов на базе го-

стране их происхождения, а так же иметь более расширенную гео- сударственно-частного партнерства закреплены международно при-

графию приоритетного использования. К числу первой категории знанные стандарты качества по управлению проектами. Прежде все-

можно отнести: NASA Project Management (США), BSI BS 6079 (Ве- го, разберемся, что сегодня можно назвать проектами на базе госу-

ликобритания), APM Body of Knowledge (Великобритания), дарственно-частного партнерства.

OSCEng (Великобритания), DIN 69901 (Германия), V- К сожалению, в нашей стране до сих пор не закреплено понятие

Modell (Германия), VZPM (Швейцария), AFITEP (Франция), Hermes и определение государственно-частного партнерства на уровне выс-

method (Швейцария), ANCSPM (Австралия), CAN/CSA-ISO 10006- шей законодательной власти. Субъекты РФ в меру своей потребнос-

98 (Канада), P2M (Япония), C-PMBOK (Китай), South African ти пытаются заполнить данный информационный пробел, но только

NQF4 (ЮАР), CEPM (Индия), PROMAT (Южная Корея). К стандар- на подведомственной им территории. Примерами тому являются слетам расширенной географии применения относятся: ISO 10006:2003 дующие документы:

(Quality management systems — Guidelines for quality management in ■ Закон Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО определя-

projects), A Guide to the Project Management Body of ет ГЧП только в виде концессионных соглашений;

Knowledge (PMBOK Guide), PRINCE2 (Projects IN a Controlled ■ Закон г. Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100, Закон Рес-

Environment), ISEB Project Management Syllabus, Microsoft Solutions публики Дагестан от 01.02.2008 N 5, Закона Республики Алтай от

Framework (MSF), Oracle Application Implementation Method (AIM). 05.03.2008 N 15-РЗ определяют варианты ГЧП в виде соглашений, в

Кроме того, говоря о стандартах управления, необходимо выделить том числе концессионных;

стандарты оценки компетенции менеджеров по управлению проек- ■ Стратегия экономического и социального развития Республи-

тами: ICB IPMA Competence Baseline (IPMA) (в России - СОВНЕ- ки Коми на 2006 - 2010 гг. и на период до 2015 г., одобренная Поста-

Т НТК), PMCDF (США), NCB UA (National Competence Baseline, новлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 N 45 оп-

Version 3.0) (Украина). В многообразии применяемых стандартов и ределяет несколько более расширенное толкование вариантов реа-критериев оценки профессионализма управленцев скрыта необхо- лизации ГЧП: «не только заключение договоров (контрактов) о со-

димость отображения особой специфики географического происхож- трудничестве, управлении компанией, реализации, лизинговых до-

дения стандарта (страны) или сферы его применения. говоров, договоров об уступке (концессии), но и создание смешан-

ных компаний или присоединение государственных образований и частных партнеров к существующей компании».

Далее приведено несколько примеров приведения определения понятия государственно-частного партнерства (ГЧП), по логике из которых должно следовать понимание ответа на ранее поставленный вопрос:

• Всемирный банк: «ГЧП — это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» (Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.);

• Правительство Великобритании. ГЧП - «ключевой элемент стратегии правительства по обеспечению современного, высококачественного коммунального обслуживания и повышению конкурентоспособности страны. Государственно-частные партнерства имеют широкий диапазон бизнес-структур и форм товарищества: от «частной финансовой инициативы» до совместных предприятий и концессий, аутсорсинга, продажи части акций в принадлежащих государству предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность» (Public Private Partnerships — the Government’s Approach. London. The Stationary Office. 2000. P. 6);

• Deloitte. ГЧП представляет собой «контрактное соглашение между правительственным агентством и частной компанией, позволяющее последней увеличить ее участие в предоставлении общественных услуг» (Closing the Infrastructure Gap. The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006. P. 5);

• PriceWaterhouseCoopers и C’M’S’ Cameron McKenna определяют ГЧП как любую сделку, «структура которой предполагает совместную работу государственного и частного сектора для достижения общей цели» (Семинар «Государственно-частные партнерства — новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов». С. 26).;

• «Государственно-частное партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления» (определение данное Вилисовым М.В. в журнале «Власть» №7, 2006г.);

• «Государственно-частное партнерство представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности» (В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев «Государственночастное партнерство: теория и практика», Москва 2010г.).

Итак, анализ, систематизация и суммирование требований соответствия в вышеприведенных определениях ГЧП дает следующие критерии, которые должны соблюдаться в рассматриваемом виде проектов:

— наличие цели проекта в виде удовлетворения или повышения качества удовлетворения общественных потребностей;

— обязательность участия государственного финансирования проекта (в виде денежных средств, активов и т.д.);

— необходимость инвестирования частного капитала в проект;

— правовая основа взаимоотношений государства и бизнеса.

Анализ действующего в Российской Федерации законодательства позволяет выделить следующие виды взаимодействий государства и бизнеса, которые полностью или частично удовлетворяют вышеуказанным критериям:

1. Государственные (муниципальные) контракты.

2. Арендные и лизинговые отношения.

3. Государственно-частные предприятия;

4. Концессионные соглашения;

5. Соглашения о разделе продукции;

6. Создание особых экономических зон.

При этом не все из шести указанных форм ГЧП, которые принято относить к таковым, можно соотнести с теми критериями, которые вычислены посредством систематизации и анализа ранее приведенных определений рассматриваемого понятия - ГЧП.

Несомненно, реализация проектов с использованием средств инвестиционного фонда РФ, что регламентировано постановлением

Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 №134 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.08.2010 №647) (далее -Правила), подразумевает реализацию инвестиционных проектов в полном соответствии с выявленными критериями.

Так социально значимая цель проекта подтверждается необходимостью соответствия критериям отбора проектов для бюджетных ассигнований фонда: «достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта» (п. 14 (в) Правил). Требования по совместному инвестированию средств в проект соотносятся с п. 11 Правил: «бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, в которых доля финансирования за счет инвестора (инвесторов) составляет не менее 25 процентов, а для реализации региональных инвестиционных проектов - не менее 50 процентов». Правовая основа дальнейших взаимоотношений государства и бизнеса с использованием средств инвестиционного фонда РФ определена п. 39 Правил: «участники проекта в 2-месячный срок после вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении паспорта проекта заключают инвестиционное соглашение, положения которого должны соответствовать положениям паспорта проекта».

Инициация проекта (project initiating) - стадия процесса управления проектом, результатом которой является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла (Основы управления проектами. АУП «Совнет», Москва 2009г.). Авторы А.В. Полковников и М.Ф. Дубовик в своей книге «Управление проектами (полный курс MBA)» определяют, что процессы инициации проекта - это «начальная группа процессов, выполняемая для обеспечения эффективного старта проекта. В нее входят все действия менеджера и команды, необходимые для четкого определения целей проекта, формального согласования ожиданий от проекта его основными заинтересованными сторонами, авторизации запуска проекта».

Согласно PMBOK-III «инициатор проекта (initiator) - лицо или организация, у которой есть как возможность, так и полномочия для начала проекта».

В процесс инициации проекта входят:

— Разработка Устава проекта.

Устав проекта должен содержать:

— цели и результаты проекта;

— зону ответственности менеджера проекта и перечень его полномочий;

— основные принципы управления проектом.

— Анализ заинтересованных сторон.

Заинтересованными сторонами в проекте (стейкхолдерами) на базе ГЧП являются государственная власть и частный инвестор; несомненно, в подобного рода проектах могут проявляться и иные заинтересованные стороны, но без наличия интересов первых двух -соглашение о порядке инвестирования не будет подписано.

— Сбор требований.

Сбор требований представляет собой процесс максимального уточнения ожиданий и пожеланий к будущему продукту проекта и к самому проекту. Степень участия Заказчика в данном процессе определяет эффективность и скорость закрытия данного этапа инициации проекта.

— Организация и проведение стартового совещания по проекту.

Стартовое совещание призвано ознакомить всех заинтересованных участников проекта с его основными параметрами, а так же соединить их воедино для дальнейшей плодотворной работы проекта.

Далее проведем анализ Правил на предмет выявления действий, которые могут считаться «инициацией» и что под этим понятием понимается в принципе. В первую очередь определимся с Инициатором проекта и его функционалом:

• п. 3 Правил вводит определение инициатора проекта: «»иници-атор проекта» - инвестор (в отношении проектов, имеющих общегосударственное значение, за исключением концессионных проектов), федеральный орган исполнительной власти (в отношении концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение), высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении региональных инвестиционных проектов, включая концессионные проекты)»;

• в обязанности инициатора проекта в соответствии с п.18 Правил включена функция по подаче документов в Министерство регионального развития РФ. П. 19 Правил определяет аналогичные действия инициатора проекта, но только уже в отношении концессионных проектов;

• п. 21 Правил предусматривает альтернативную возможность

визирования подлинности подаваемых документов в Министерство регионального развития РФ инициатором проекта;

• кроме того, в соответствии с п. 22 Правил подающее документы лицо - инициатор проекта является лицом, принимающим мотивированное заключение от Министерства регионального развития РФ о необходимости корректировки проекта и, следуя логике, а не тексту рассматриваемого законодательного документа, осуществляет связующую функцию, необходимую для внесения корректировок;

• в соответствии с п. 24 Правил, инициатор проекта наделяется возможностью получения заключения на проект профильного органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности реализации проекта заранее, т.е. предоставить требуемое заключение в общем комплекте документов в Министерство регионального развития РФ;

• п. 35 Правил предусматривает подачу инициатором проекта откорректированных в соответствии с разработанной проектной документацией иных документов, сведения в которых необходимы для повторного утверждения Правительственной комиссией паспорта проекта.

В Правилах не указано четкое понимание границ инициации проекта, но следуя здравому смыслу, границей является факт подписания инвестиционного соглашения между партнерами - представителями государственной власти и частного бизнеса. В соответствии с п. 39 Правил, инвестиционное соглашение должно содержать:

а) предмет инвестиционного соглашения с описанием выполняемых работ по проведению инженерных изысканий и проектированию (при отсутствии проектной документации), строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства с указанием этапов, сроков выполнения работ, характеристик работ и создаваемых в результате их выполнения объектов капитального строительства;

б) общую стоимость работ по реализации проекта с указанием размера бюджетных ассигнований Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, направляемых на реализацию проекта ответственным исполнителем (ответственными исполнителями), и размера денежных средств, направляемых на финансирование проекта инвестором;

в) сроки реализации проекта;

г) план-график реализации проекта, основанный на принципе синхронизации действий участников проекта по финансированию и выполнению работ по проекту;

д) в случае отсутствия проектной документации:

• описание первого этапа работ, включающего в себя работы по проведению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, прохождению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации; размер бюджетных ассигнований Фонда, денежных средств инвестора, предусмотренных на финансирование разработки проектной документации;

• сведения о правах на проектную документацию, подготовленную в ходе реализации инвестиционного соглашения;

е) обязанности инвестора (инвесторов) по проведению операций с денежными средствами в целях оплаты расходных обязательств инвестора по реализации проекта через расчетные счета, открытые инвестору во Внешэкономбанке;

ж) права и обязанности сторон инвестиционного соглашения;

з) порядок совместного управления реализацией проекта сторонами инвестиционного соглашения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и) перечень объектов капитального строительства, поступающих в государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность инвестора;

к) условия, порядок и последствия внесения в инвестиционное соглашение изменений;

л) условия об ответственности сторон инвестиционного соглашения в случае нарушения своих обязательств по финансированию проекта на срок более 3 месяцев в виде уплаты процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования;

м) условия о праве любой стороны инвестиционного соглашения потребовать расторжения инвестиционного соглашения в случае нарушения другой стороной инвестиционного соглашения своих обязательств по финансированию проекта на срок более 6 месяцев и на сумму более 15 процентов принятых обязательств по фи-

нансированию, а также об обязанности стороны инвестиционного соглашения, допустившей нарушение указанных обязательств, возместить убытки, связанные с расторжением инвестиционного соглашения, другим сторонам инвестиционного соглашения; н) обязанность инвестора (инвесторов) по ежегодному предоставлению безотзывной банковской гарантии ответственному исполнителю в обеспечение исполнения обязательств инвестора (инвесторов) по финансированию проекта и возмещению убытков, связанных с расторжением инвестиционного соглашения. Сумма гарантии должна составлять не менее 15 процентов принятых инвестором (инвесторами) финансовых обязательств, предусмотренных паспортом проекта для финансирования проекта в год выдачи гарантии. Безотзывная банковская гарантия предоставляется инвестором ответственному исполнителю не позднее месяца со дня заключения инвестиционного соглашения в год подписания инвестиционного соглашения и до 30 января каждого последующего года реализации проекта;

о) права Министерства регионального развития Российской Федерации в отношении контроля и мониторинга хода реализации проекта, а также право требовать расторжения инвестиционного соглашения и возмещения инвестором убытков в случае нарушения им своих обязательств.

Анализ соответствия понятия инициация проекта в соответствии с общепринятыми международными стандартами управления проектами и соответствующего процесса в Правилах позволяет сформулировать следующие выводы:

• В рассматриваемых источниках совершенно по-разному дано определение роли участника проекта - инициатора. Так, согласно Правилам, высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в региональных проектах безальтернативным образом наделен полномочиями выступать от имени обоих участников процесса - государства и частного инвестора. Настоящий факт может привести к непрофессиональному исполнению требуемого функционала, а при наличии сильной заинтересованности частного инвестора в старте проекта - произрастанию коррупционной составляющей.

• Согласно Правилам, инициация проекта на основе ГЧП подразумевает излишние требования по качеству содержимого некоторых характеристик проекта, которые выходят из категории «инициация проекта» и больше относятся к разделу «планирование проекта». Следующие характеристики проекта можно было бы отнести к Уставу проекта:

- предмет инвестиционного соглашения с описанием производимого в конечном итоге продукта и его последующим распределением между участниками;

- права и обязанности сторон соглашения;

- основы управления и контроля реализуемого проекта

- совокупные затратные ограничения каждой из сторон инвестиционного соглашения;

- временные рамки реализуемых мероприятий.

Однако детальный бизнес-план, который требуется от инициатора проекта, согласно Правилам, при подаче документов в Министерство регионального развития РФ (см. п. 18 (к) Правил) требует весьма детальной проработки концепции проекта.

Вышесказанное свидетельствует о том, что процесс инициации проекта, который выделяется в международных стандартах по управлению проектами, остался, с одной стороны, за рамками Правил. С другой стороны, процедуры, предусмотренные Правилами, по утверждению целеполагающих характеристик проекта профильными подразделениями власти (см. п. 23- 25 Правил) говорят о том, что инициация проекта не может быть закончена до подачи документов в Министерство регионального развития. Авторы А.В. Полковников и М.Ф. Дубовик в своем произведении по управлению проектами считают, что одним из основных рисков фазы инициации проекта является риск «необоснованного запуска проекта». К сожалению, приходится согласиться с именитыми авторами и дополнить, что наличие подобного риска является существенной составляющий торможения проектов на основе ГЧП в экономике нашей страны, который помимо временных составляющих и отвлечения персонала влечет за собой риски потери денег со стороны частного инвестора, которые были вложены в создание детализированного бизнес-плана.

Литература:

1. Материалы свободной Интернет энциклопедии «Википедия». ru.wikipedia.org.

2. Закон Саратовской области от 28.06.2007 N 116-ЗСО;

3. Закон г. Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100;

4. Закон Республики Дагестан от 01.02.2008 N 5;

5. Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 15-РЗ;

6. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 гг. и на период до 2015 г., одобренная Постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 N 45;

7. Правила формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.08.2010 №647);

8. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Москва : Издательский дом Государственного универиситета - Высшей школы экономики, 2010 - 287стр.;

9. А.А. Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. Москва : Альпина Паблишерз, 2010 - 196с.;

10. В.В. Максимов. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов. Москва : Альпина Паблишерз, 2010 - 178с.;

11. «Основы управления проектами». Материалы базового курса. Ассоциация Управления Проектами. Москва, 2009 год;

12. «Управление проектами». Полковников А.В., Дубовик М.Ф.

- М.: Эксмо, 2011. - 528с. - (Полный курс MBA);

13. «Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) - Четвертое издание, 2008г. Project Management Institute, Inc.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

Гимаров В.В., к.э.н., доцент, Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Гимаров В.А., д.т.н., профессор, Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Иванова И.В., аспирант, Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье проанализированы основные особенности экономических систем, показана актуальность и применимость мультиагент-ных технологий для решения приоритетных социально-экономических задач. Показана необходимость разработки адаптивных систем и предложен вариант создания адаптивных мультиагентных систем за счет использования многокомпонентного подхода.

Ключевые слова: экономическая система; динамика изменения рыночной конъюнктуры; мультиагентные технологии; адаптивные системы.

INFORMATION MULTI-AGENT TECHNOLOGY IN ECONOMICS

Gimarov V., Ph.D., Associate Professor, Branch FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk Gimarov V., Professor, Branch FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk Ivanova I., The post-graduate student, Branch FGBOU VPO «National Research University» MEI in Smolensk

The paper analyzes the main features of economic systems, the urgency and the applicability of multi-agent technology to address priority social and economic problems. The necessity of development of adaptive systems and to suggest the creation of adaptive multi-agent systems through the use of multi-component approach.

Keywords: economic system; changes in market conditions; multi-agent technology; adaptive systems.

В настоящее в условиях увеличения сложности и изменчивости систем возрастает роль процессов принятия грамотных управленческих решений, основанных на использовании различного программно-алгоритмического обеспечения, как способа повышения эффективности выбора решений за счет проведения многокритериального анализа исходной информации.

Реальный окружающий нас мир является сложным и сочетает в себе многообразие состояний, характеризующих порядок и хаос, организацию и дезорганизацию, равновесие и расхождения. При этом рассмотрение его с точки зрения возможностей отдельного объекта представляет мир в виде локальных, фрагментарных, неточных моделей. В соответствии с этим, принцип согласования и координации интересов и точек зрения, присущий для функционирования современных организаций, ложится в основу множества методов и средств искусственного интеллекта, в том числе при проектировании взаимодействий искусственных агентов, построении многоагентных систем и интеллектуальных организаций [2, 3].

Актуальность применения мультиагентных систем, во многом, обуславливается сложностью систем и организаций, снижением эффективности централизованного управления из-за наличия большого количества разнонаправленных потоков информации, неоднородностью и распределенностью решаемых задач, необходимостью обеспечения адаптивности управляющих систем, а также тенденциями развития современной вычислительной техники и программного обеспечения.

Мультиагентная технология - это новая программная технология, которая для решения сложной задачи или проблемы использует системы, состоящие из множества взаимодействующих агентов.

Исследования по мультиагентным системам и интеллектуальным агентам проводятся уже более сорока лет, однако в последние годы они были выделены в самостоятельный обширный раздел искусственного интеллекта. История теории агентов неразрывно связана с общим контекстом становления кибернетики, теории автоматов, искусственного интеллекта как научных дисциплин, моделирующих поведение искусственных и биологических сущностей

в условиях некоторой внешней среды и основана на результатах исследований по направлениям «распределенный искусственный интеллект» (DAI - Distributed Artificial Intelligence), «параллельный искусственный интеллект» (PAI - Parallel Artificial Intelligence), «распределенные системы поддержки принятия решений» (DPS -Distributed Problem Solver) [8].

Зарождение основ концепции связывается с появлением формулировки термина «агента», как некоторого интеллектуального посредника, необходимость возникновения которого объясняется желанием упростить стиль общения пользователя с программой через интерфейс. В настоящее время это общение ограничивается явным запуском пользователем выбранной им задачи и контролем её решения. Другими словами, появление агента послужило попыткой увеличить интеллектуальность пользовательского интерфейса [1]. С его помощью осуществляется замещение взаимодействия, задаваемого пользователем в виде команд и прямых манипуляций, на вовлечение его в процесс решения.

Развитие идей интеллектуальных агентов на основании применения методов и алгоритмов искусственного интеллекта, распределенных баз данных и вычислений дало возможность увеличить границы их практической реализации далеко за пределы пользовательского интерфейса и привело к тому, что агенты интегрируются в системы, совместно решающие сложные задачи. Данный переход обозначил появление новой концепции распределенных систем искусственного интеллекта - мультиагентных систем [5].

В настоящее время мультиагентная система является некоторой совокупностью интеллектуальных агентов, локализованных в отдельных звеньях в сети, перетекающих по ней в процессе поиска актуальной информации, знаний и процедур и координирующих свои действия в процессе выработки решений.

С учетом принятия некоторых допущений в рамках мультиаген-тных систем на сегодняшний день выделяются следующие основные направления [6]:

- теория агентов. Рассматривает формализмы и математические методы для описания рассуждений об агентах и для выражения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.