необходимому современному человеку. В творчестве возможна реализация свободы (Бердяев), через стремление к красоте происходит гармонизация общества (Достоевский), а через союз красоты и творчества при личном полном самоотречении (аскезе) - восхождение к божественному (Флоренский).
Исходя из этого мы полагаем, что феномен красоты является одним из важнейших смысло-ценностных ориентиров в общественном сознании, необходимых для полноценного и гармоничного развития общества и отдельных индивидов. Содержание феномена красоты должны формулировать современные художники, писатели, режиссеры и все творческие люди, в постоянном диалоге и дискуссии с профессиональными философами и мыслителями. Для этого необходимо создание общего культурного и смыслового пространства.
Примечания
1. Виногродский Б. Б. (б. д.). - основа эффективности управленческих сообществ в контексте «Книги Перемен». URL: http://bronislav.ru/stat/165
2. Ли Б. Путь опережающего кулака. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. С. 13.
3. Там же. С. 14.
4. Там же. С. 12.
5. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2012. С. 248.
6. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. С. 218.
7. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Указ. соч. С. 253.
8. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994.
9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 22. Ленинград: Наука, 1981.
10. Достоевский Ф. М. Записки о русской литературе: Статьи, очерки, письма. М.: Эксмо, 2006. С. 33.
11. Леонтьев К. Н. Избранные письма. СПб.: Пушкинский фонд, 1993.
Notes
1. Vinogrodskiy B. B. (b. d.). Osnova ehffektivnosti upravlencheskih soobshchestv v kontekste «Knigi Peremen» [Foundation of management communities efficiency in the context of the "Book of Changes"]. Available at: http: //bronislav.ru/stat/165
2. Li B. Put' operezhayushchego kulaka [Way of leading fist]. M. Mann, Ivanov and Ferber. 2014. P. 13.
3. Ibid. P. 14.
4. Ibid. P.12.
5. Bychkov V. V., Mankovskaya N. B., Ivanov V. V. ZHivaya ehstetika i sovremennaya filosofiya iskusstva [The Trialogue. Living aesthetics and contemporary philosophy of art]. M. Progress-Traditsiya. 2012. P. 248.
6. Bychkov V. V. Russkaya teurgicheskaya ehstetika [Russian theurgic aesthetics]. M. Ladomir. 2007. P. 218.
7. Bychkov V. V., Mankovskaya N. B., Ivanov V. V. Op. cit. P. 253.
8. Berdyaev N. A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva: v 2 t. [Philosophy of creativity, culture and art]: in 2 vol. M. Iskusstvo. 1994.
9. Dostoevsky F. M. Polnoe sobranie sochinenij: v 30 t. [Complete works in 30 vol.] Vol. 22. Leningrad. Nauka. 1981.
10. Dostoevsky F. M. Zapiski o russkoj literature: Stat'i, ocherki, pis'ma [Notes on Russian literature: Articles, essays, letters]. M. Eksmo. 2006. P. 33.
11. Leontiev K. N. Izbrannye pis'ma [Selected letters]. SPb. Pushkin Foundation. 1993.
УДК 141.201
Д. В. Рахинский
Особенности информационных войн в глобальном мире
В статье раскрываются особенности информационных войн, связанные с разрушением базисных установок этноса. Анализируется характеристика духовного разоружения российского общества. Доказывается, что важным противодействием информационным войнам может выступать объективный подход к отечественным традициям и адекватная оценка современности. Рассматриваются возможности раскрытия содержания, форм и динамики развития общественных структур на различных уровнях и исторических этапах. В ходе анализа используются культурологический и цивилизационный подходы. Доказывается, что
© Рахинский Д. В., 2016 18
процесс ведения информационных войн осуществляется в культурном и цивилизационном контексте и оказывает на эти явления общественной жизни самое непосредственное влияние. Рассмотрение глобального человечества в качестве фрактала открывает принципиально новые возможности для понимания целостности фрагментарно устроенного мира.
The article describes the characteristics of information warfare, associated with the destruction of the underlying attitudes of the ethnic group. Analyzes the characteristics of spiritual disarmament of the Russian society. It is proved that an important counter-information war can be an objective approach to the domestic traditions and adequate assessment of the present. This article discusses the possibility of disclosure content, forms and dynamics of social structures at various levels and stages of history. The analysis uses a cultural and civilizational approaches. It is proved that the process of information warfare is carried out in cultural and civilizational context and has on these phenomena of social life, the most immediate impact. Consideration of global humanity as a fractal opens new possibilities for understanding the integrity of fragments established world.
Ключевые слова: цивилизация, глобализация, консенсус, информационная война, информация, глобальный мир, социальные ценности, исторический факт, социальная память, техника, технологии, массовые коммуникации.
Keywords: civilization, globalization, consensus, information warfare, information, global peace, social values, historical fact, social memory, technique, technology, mass communication.
Актуальность исследования информационных войн как борьбы с использованием информационного оружия, под которым понимаются информационные технологии и технические средства, поставленные на конвейер, позволяют генерировать необходимые зрелища, идеи, распространять и внедрять их. По нашему мнению, имеет смысл различать войны информационные и войны смысловые. В первом случае ведутся манипуляции исключительно с информацией, а во втором происходит интерпретация информации таким образом, чтобы она превращалась в нужное врагу знание, а это требует особых, длительных усилий. Это связано, в частности, с тем, что по инструментарию смысловые войны подвигают свои идеи не напрямую, а в фоновом режиме, поэтому смысловые действия могут продолжаться в отсутствие информационных схваток. Например, сегодня все чаще наблюдается переход от тактических информационных операций к проектам влияния.
Информационные войны - ровесники обычных войн, ведь средства массовой коммуникации, к которым относятся информация и особенно дезинформация, извечно способствовали борьбе за власть - местную, региональную, континентальную, мировую. Многие исследователи выделяют характерную особенность человеческого восприятия, которая заключается в том, что индивид лучше всего усваивает такую информацию, которая сформирована по аналогии с уже имеющимися у него представлениями. Главные средства информационной войны направлены как раз именно на этот феномен. И с этой точки зрения можно согласиться с мнением А. М. Соколовой в том, что «любые пропагандистские компании и манипуляции основаны на «эффекте резонанса», когда «имплантируемая» информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под стереотипы и знания, уже существующие в конкретной социальной общности, на которую направлена эта пропагандистская компания. Целью манипуляции является асинхронизация представлений группы-адресата с помощью «эффекта резонанса» и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей. «Эффект резонанса» достигается, когда тому или иному факту, проблеме или психологической установке придается искусственно преувеличенное значение, которое по мере продвижения в культурное ядро диссонирует и разрушает существующую в обществе систему ценностей» [1].
Все это происходит в рамках войны, которая в словарях большинства стран мира определена как вооруженная борьба государств. Информационная война, как правило, является составной частью войны вообще, хотя иногда бывает и так называемая чистая информационная война, когда никакое другое вооружение, кроме информационного, не применяется.
Не все исследователи согласны с термином «смысловая война», поскольку смыслы - это не оружие. Смыслы - это основа мировоззрения, включающая множество целевых установок с выработанной системой отношений к миру и к себе. Устойчивое навязывание той или иной информации носителям смыслов как раз и приводит к модификации их смыслов, порой лишая их жизнь смысла.
И здесь можно согласиться с мнением В. В. Васильковой: «Уже в античный период были отмечены значительные эвристические возможности мышления по аналогии, содержащегося в стратах символического сознания. Символическое сознание, в котором абсолютно все процессы и вещи взаимосвязаны и соединены в гармоничную, универсальную и единую систему, порождает новый способ познания мира, когда значительным образом расширяется область значений, но и как проявление, "представительство" более высоких уровней современной действительности.
19
Символ и его распознание по законам аналогии придают дополнительную важную ценность действию или объекту, превращают их в активное и открытое событие, когда реальность начинают понимать в контексте многополярного и многозначного мира» [2].
Элиты общества, государственные социальные институты являются первоочередными субъектами, распространяющими представления и ценности социума в любой конкретно-исторический период. То же происходит и с другими, в том числе инокультурными, стереотипами. В этом случае активные действия в формировании внешних образов проявляются только тогда, когда они стали рычагом мобилизации всего населения против своих внешних или внутренних врагов. В этом случае государство либо его институты создают и актуализируют резкий и негативный образ другого государства - потенциального или реального противника, а в единичных случаях, когда внутри социума совершается «дикая» радикальная трансформация, - активно формируют и прославляют позитивный и светлый образ страны-культуры «образца», которому пришедшая или идущая к власти группа собирается следовать и присягать. Поэтому, когда проводится мобилизация, направленная на столкновение с политическим, а иногда и военным агрессором, оформляется «образ врага государства», который в том числе включает негативный и отчужденный образ народа, в отношении которого проводятся противоборствующие действия.
Механизмы для распространения вражды между государствами и народами включают религию, политическую пропаганду, сферу образования, СМИ, кинематограф и др. «При этом субъект восприятия - народ, этнические группы, превращающиеся в объект воздействия, нередко прямой манипуляции. И легкость формирования позитивных и негативных стереотипов, и их устойчивость оказываются зависимы как от эффективности технологий и инструментов воздействия, так и от психологических качеств массового субъекта-объекта - народа, этноса (структуры ценностей и ее устойчивости, уровня образования и уровня критичности, наличия модели-образа этноса, о котором "вбрасывается" внушаемая информация, авторитетности воздействующих структур, правдивости информации и т. д.)» [3].
Несмотря на особенности информационных войн в глобальном мире, многие их черты веками проявлялись в истории и, в частности, в СССР. Цель почти всегда оправдывает средства ее достижения, а основной целью руководства нашей страны было физическое и территориальное выживание СССР, достичь которого можно было только путем сверхконцентрации усилий всех народных масс и при наличии веры в многочисленные мифологемы о противопоставлении «своего» и «чужого». Подтверждением подобных мифологем занимались специально созданные органы агитации и пропаганды, эти мифологемы невозможно было опровергнуть ссылкой на факты, так как непосредственные контакты с иностранными гражданами были практически исключены. «...Человек фиксирует окружающий мир в своем сознании в виде различных образов, которые могут не точно либо вовсе неверно отражать действительность, окружающую его. При этом создаваемые в человеческом сознании образы в значительной степени определяют его поведение. Отсюда следует, что поведением человека можно управлять, формируя в его сознании нужные образы-представления, поддерживая одни, затеняя другие» [4].
Например, сказки, возникшие в советское время, отличаются прямой целенаправленной обращенностью к традиционным образам и сюжетам, но переосмысленным в рамках, определяемых цензурой и идеологией. Часто новые исторические реалии весьма органично входят в традиционный и культурный контекст или просто пересказываются с видоизменением имен главных действующих персонажей. Следует отметить, что основные мифологемы сохраняются, но наполняются в основном только формально инновационным содержанием, принципиально не имеющим ничего нового с точки зрения развития жанра и сюжета сказки. Кроме того, связи сказки и мифа прослеживаются не менее отчетливо, чем в «классической» русской народной сказке, а в некоторых отдельных случаях реанимируются древние мифы и сюжеты.
Автор работы по современному PR Э. Бернейс пишет о том, что важной составляющей демократического общества является сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс; нами правят, наше сознание программируют, наши взгляды предопределяют люди, о которых мы никогда не слыхивали. В современных условиях всеобщая грамотность нужна для того, чтобы научить обывателя контролировать окружающую среду. Овладев чтением и письмом, он овладеет возможностью управлять - так гласила демократическая доктрина. Но всеобщая грамотность приводит к заполнению сознания набором из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки желтых листков и избитых исторических сведений, чем угодно, только не к оригинальности мышления. У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на эти миллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковым. Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути, - современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос [5].
В контексте информационных войн сегодня много говорят о неких сетевых сообществах, отдавая им решающую роль в мировых процессах. Подобные негосударственные союзы на протяжении всего исторического процесса возникали, развивались и умирали, но никогда ранее не выделялись в специфический класс социальных явлений. Проблема заключалась в том, чтобы свобода слова не могла превратиться в истерию, формирующую в социуме негативное и однобокое представление о своем образе жизни, традициях, истории и т. д.
Если говорить о сценарии информационной войны, то он является классическим.
1. Внушается, что в стране, которую определили в качестве врага, руководитель является диктатором и злодеем.
2. Показывается, как в этой стране гибнут люди, их бесчеловечно травят химическим оружием.
3. Делается вывод: только злодеи на это способны.
Таким образом, особую практическую значимость приобретает глубокий анализ особенностей информационных войн в глобальном мире, которые во многом являются следствием информационной революции, превратившей планету в «глобальное село». Существующая на базе современных коммуникационных и информационных технологий, виртуальная реальность, создаваемая и поддерживаемая СМИ, почти всегда становится более правдоподобной, чем подлинная и истинная реальность. При этом одним из важных свойств информационного пространства является его открытость, отсутствие определенных национальных и религиозных границ, характерных для таких территорий. Именно это обстоятельство сделает общества весьма уязвимыми для манипуляций и деструктивного влияния со стороны определенных сил, заинтересованных в экономической, культурной и политической гегемонии.
Примечания
1. Соколова А. М. Информационные войны в условиях глобализации: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2007.
2. Василькова В. В. Синергетика и теория социальной самоорганизации: дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2009.
3. СенявскийА. С. Взаимовосприятие государств и нардов в новейшей истории в контексте конфликтного взаимодействия (методология исследования) / А. С. Сенявский, Е. С. Сенявская // Проблемы российской истории. Вып. VII. М.; Магнитогорск: ИРИ РАН; МаГУ, 2006. С. 118-119.
4. Василькова В. В. Указ. соч.
5. Бернейс Э. Пропаганда. М.: HippoPublishing, 2010.
Notes
1. Sokolova A. M. Informacionnye vojny v usloviyah globalizacii: social'no-filosofskij analiz: dis. ... kand. filos. nauk [Informational war in the context of globalization: a socio-philosophical analysis: dis. ...Cand. Philosophy]. Krasnoyarsk. 2007.
2. Vasilkova V. V. Sinergetika i teoriya social'noj samoorganizacii: dis. ... d-ra filos. nauk [Synergetics and theory of social self-organization: dis. ... Dr Philosophy]. SPb. 2009.
3. Senyavskiy A. S. Vzaimovospriyatie gosudarstv i nardov v novejshej istorii v kontekste konfliktnogo vzai-modejstviya (metodologiya issledovaniya) [Mutual acceptancео of states and peoples in recent history in the context of conflict interaction (research methodology)] / Senyavskiy A. S., E. S. Sеnyavsky // Problemy rossijskoj istorii - Problems of Russian history. Is. VII. M.; Magnitogorsk. Institute of Russian History of Academy of Sciences; MaSU. 2006. Pp. 118-119.
4. Vasilkova V. V. Op. cit.
5. Bernays E. Propaganda [Propaganda]. M. HippoPublishing. 2010.
УДК 101;140.8
А. С. Соколова
Основные подходы к типологизации личности в обществе
Модернизация технологического уклада общества, условий деятельности людей, их принадлежность к той или иной социальной группе приводит к изменениям не только в социальной структуре в целом, но и в типах личности. Автор статьи ставит перед собой цель: опираясь на идеи социальных мыслителей, во-первых, рассмотреть основные подходы к выделению типов личности, во-вторых, выявить индикаторы, оказывающие существенное влияние на эволюцию этих типов в разные общественно-исторические эпохи. В статье рассмотрены основные элементы структуры личности. В процессе социально-философского осмысления типов личности, их свойств и характеристик применяется методология деятельностного подхода.
© Соколова А. С., 2016