Научная статья на тему 'Особенности и проблемы управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунального хозяйства'

Особенности и проблемы управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7928
944
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижик В. П.

В данной статье отражены подходы к характеристике дебиторской задолженности, рассмотрены классические элементы системы управления дебиторской задолженностью и специфические инструменты, применяемые в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрены основные проблемы, даны рекомендации по вопросу управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 336.663

В.П. Чижик,

кандидат экономических наук, доцент Омского института (филиала) РГТЭУ e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В данной статье отражены подходы к характеристике дебиторской задолженности, рассмотрены классические элементы системы управления дебиторской задолженностью и специфические инструменты, применяемые в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Рассмотрены основные проблемы, даны рекомендации по вопросу управления дебиторской задолженностью в организациях жилищно-коммунальной сферы.

Ключевые слова: дебиторская задолженность; элементы и методы управления дебиторской задолженностью, управление в организациях жилищно-коммунальной сферы.

Одной из важнейших составляющих системы жизнеобеспечения граждан является сфера жилищно-коммунальных услуг. Проблемы функционирования организаций данной отрасли незамедлительно отражаются на качестве услуг, а соответственно и качестве жизни практически всех без исключения людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики.

С одной стороны, достоинствами этого бизнеса является то, что спрос на услуги в данной отрасли является одним из самых стабильных, так как услуги, оказываемые населению, всегда востребованы.

С другой стороны в силу специфики своей деятельности и законодательных ограничений организации ЖКХ не имеют возможности реализовывать свои услуги на условиях предоплаты, более того услуги данных предприятий оплачиваются только после и при условии их стопроцентного выполнения. Следствием этого является и недостаток - высокий уровень дебиторской задолженности. Рынок долгов организаций ЖКХ огромен. Так по данным статистики долги населения и прочих аналогичных потребителей в сфере ЖКХ в 2010 году составили более 600 млрд. р.[6].

Проблема управления дебиторской задолженностью, всегда была актуальной для предприятий сферы ЖКХ, а в условиях изменения системы финансирования данных организаций от ее решения зависит зачастую не только эффективность деятельности компании, но и сам факт ее дальнейшего существования.

В среде финансистов не существует полемики по вопросу о том, что такое дебиторская задолженность, хотя характеристики данному термину могут существенно отличаться. Так в словарях и энциклопедиях дебиторская задолженность характеризуется как сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны покупателей, денежные суммы, которые должны фирме покупатели, приобретшие у нее в кредит какие-либо продукты или услуги и др.

В более широких определениях подчеркивается тот факт, что в качестве дебиторов могут выступать не только покупатели, но и иные юридические и физические лица, являющихся должниками компании, в том числе заемщики, подотчетные лица, поставщики и подрядчики в части полученных авансов и др.

Еще более универсальная трактовка представлена в работах И. А. Бланка: «дебиторская задолженность - это задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности»[1].

Многие авторы под дебиторской задолженность понимают право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору, в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости [4,5].

Отметим некоторые наиболее значимые признаки и свойства дебиторской задолженности как актива организации.

1. Дебиторская задолженность - это средства, отвлеченные из оборота предприятия, которые требуют соответствующего финансирования и влекут соответствующие потери;

2. Дебиторская задолженность представляет собой форму коммерческого кредита, так как, реализуя товары (работы, услуги) на условиях последующей оплаты, организация фактически предоставляет покупателю беспроцентный и краткосрочный кредит.

3. Дебиторская задолженность - это составная часть оборотных активов компании, и как любая часть имущества компании, состав и качество дебиторской задолженности оказывает влияние на платежеспособность, финансовую устойчивость и результативность деятельности компании. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. По-мнению ряда авторов дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать.

4. Дебиторская задолженность это не только и не столько имущество компании, сколько право на его получение, это элемент обязательственных правоотношений, который регулируется соответствующими нормативными актами.

5. Дебиторская задолженность, отражается в составе имущества, может быть передана, подарена или продана, как любая вещь, однако она представляет собой не актив, не результат, а «будущую экономическую выгоду, воплощенную и связанную с юридическими правами, включая право на владение» [2] .

Представленные выводы и характеристики позволяют сделать вывод о том, что наличие дебиторской задолженности влечет неизбежные экономические потери для организации. В то же время многие организации не отказываются предоставлять беспроцентный кредит своим покупателям и, более того, рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса, инструмент управления оборотным капиталом организации и др. Эффективность такого инструмента спорна и будет зависеть от многих факторов, однако, очевидно, что организации ЖКХ отказать покупателям в предоставлении отсрочки по оплате услуг не могут и, как следствие, наличие дебиторской задолженности для таких организаций является не результатом добровольного выбора, а объективной неотъемлемой частью их деятельности. В составе дебиторской задолженности данных организаций, наибольшую долю составляют:

- задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг - собственников жилых помещений физических и юридических лиц;

- задолженность бюджетов всех уровней по финансированию предприятий жилищно-коммунального комплекса, направленного на возмещение льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам;

- задолженность бюджета по финансированию расходов, обусловленных производственной деятельностью, не предусмотренных при формировании экономически обоснованного тарифа.

Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг -наиболее распространенный на сегодняшний день вид долгов в ЖКХ. Удельный вес этой категории работ составляет, как правило, 75-90%. При этом, доля сомнительной дебиторской задолженности составляет порой более 50%. [7].

Особенности функционирования организаций сферы ЖКХ влекут наличие соответствующей специфики в управленческих решениях. Различие проявляется фактически уже в постановке цели.

Так, в организациях, которые вправе самостоятельно решать вопрос о том кому оказывать или не оказывать те или иные услуги, считается, что целью управления дебиторской задолженностью является ее оптимизация, так как величина, рост или снижение дебиторской задолженности (само по себе, в отрыве от прочих показателей) не является ни положительным, ни отрицательным фактом. Например, увеличение данного показателя в динамике может свидетельствовать как об увеличении объемов продаж, так и о неэффективном управлении этим ресурсом.

Если же говорить об организациях ЖКХ, то у них нет необходимости стимулировать объем сбыта путем предоставления скидок или льгот в виде отсрочки платежа, и, соответственно в отношении дебиторской задолженности они, как правило, преследуют цели, направленные не столько на оптимизацию, сколько на сокращение ее размера, в том числе:

- сокращение сроков погашения долга и своевременное погашение дебиторской задолженности;

- снижение доли и суммы сомнительных и просроченных долгов и

т.д.

Управление дебиторской задолженностью сложный процесс. В классическом представлении система управления дебиторской задолженностью включает в себя следующие элементы [1,4,5]:

1. Анализ дебиторской задолженности. Анализ является источником информации для принятия управленческих решений как в отношении существующей дебиторской задолженности (оперативные решения, требующих немедленной реализации), так и в целом в отношении всей кредитной политики по отношению к покупателям (стратегические решения). Наиболее распространенными являются показатели уровня, динамики, состава и структуры дебиторской задолженности (по срокам ее возникновения, группам дебиторов, видам задолженности и др.), показатели оборачиваемости, длительность финансового цикла. В процессе анализа, прежде всего, нужно оценить состав, причины и сроки образования дебиторской, установить: нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если они есть, то необходимо срочно принять меры по их взысканию.

2. Формирование кредитной политики и системы кредитных условий. На данном этапе компания дает ответы на такие вопросы: Будет ли предоставляться кредит или нет? Всем покупателям без исключения или избранным? В одинаковом размере или дифференцировано?

3. Определение собственных стандартов кредитоспособности партнеров. В рамках этой деятельности определяются критерии на основании которых будет решаться вопрос о предоставлении покупателям отсрочки по расчетам за реализованную продукцию. Стандарты кредитоспособности - это критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты. Очевидно, что коммерческие организации, в отличие от кредитных компаний, как правило, не могут использовать стандартные методики оценки финансовой устойчивости и платежеспособности контрагента, так

как не располагают информацией необходимой для проведения такого анализа и не имеют возможности ее получить. Все же устанавливать свои специфические критерии (вид деятельности, покупателя, срок взаимодействия с ним, репутация и т.д.) и формирование информационной базы для их расчета считается целесообразным и более того необходимым.

4. Применение системы поощрения добросовестных партнеров в виде скидок с отпускной цены. Скидка представляет собой уменьшение цены продаваемого товара. Она может зависеть от решения продавца (например, сезонные скидки), или от выполнения покупателем определенных условий. К настоящему времени в теории и практике существует большое количество различных видов скидок, однако в систему управлении дебиторской задолженностью включается только скидка, ориентированная на сокращение срока обращения дебиторской задолженности (скидки за ускорение оплаты). Указанная скида, предоставляется покупателю, если он рассчитывается за приобретенную продукции раньше срока установленного контрактом.

5. Разработка штрафных мер и санкций. Целесообразность определения штрафных мер не вызывает сомнения ни у одного контрагента, однако в практической деятельности компании зачастую не уделяют должного внимания вопросам документарного оформления отношений (не заключают договора поставки, используют универсальные и типовые формы, не содержащие положений о санкциях и т.д.).

6. Инкассация дебиторской задолженности. Под инкассацией дебиторской задолженности понимается поступление денежных средств в погашение задолженности. В рамках данной деятельности определяются формы и сроки напоминаний покупателям о дате платежа, устанавливаются возможные условия пролонгирования долга, организуется процесс взыскания дебиторской задолженности посредством обращения в судебные инстанции.

7. Реализация дебиторской задолженности. Эта деятельность еще не получила достаточно широкого распространения в нашей стране и в большинстве учебных изданий рассматриваются три основные формы ее осуществления: факторинг, форфейтинг, учет векселей. Однако большее распространение в практике организаций мелкого и среднего бизнеса за рубежом получила деятельность по реализации дебиторской задолженности коллекторским компаниям.

8. Создание резервов по сомнительным и безнадежным долгам. Своевременное и грамотное формирование резервов может позволить компании существенно снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль и, тем самым, уменьшить свои потери, обусловленные наличием дебиторской задолженности.

Не все из, перечисленных выше элементов управления дебиторской задолженностью, несмотря на свою универсальность, являются актуальными для организаций сферы ЖКХ. Указанные организации осуществляют взаимодействие не столько с контрагентами, сознательно вступающими в договорные отношения и принимающими на себя обязательства по оплате услуг, сколько с лицами (в основном физическими), воспринимающими потребляемые услуги как нечто обязательное, навязанное, не поддающееся управлению и регулированию. Поэтому причины нарушения сроков оплаты зачастую иррациональны, основаны не на экономической составляющей, а психологии людей. Так, практика деятельности управляющих компаний показывает, что более 45 % потребителей нарушают платежную дисциплину, из них:

- 3-5% по причине отсутствия средств (потеря работы, чрезвычайные происшествия и т п.);

- 15- 20% - платят с нарушением сроков от 1 до 6 месяцев, по причине привычки, менталитета;

- 2-3% - граждане с высоким уровнем доходов, которые платят редко (1-2 раза в год) в связи с нехваткой времени или просто потому, что «так удобнее»;

- 1 - 2 % - не платят и отказываются от какого-либо сотрудничества, ждут истечения срока исковой давности т.д. [7]

Так, скорее всего незначительный интерес специалистов по управлению дебиторской задолженностью в сфере ЖКХ вызовут вопросы формирования системы кредитной политики и кредитных условий и методики определения собственных стандартов кредитоспособности. В отличие от многих прочих коммерческих организаций организации сферы ЖКХ, за редким исключением, не вправе отказать в предоставлении услуги, и , как следствие, не могут решать вопрос о том, кому оказывать услугу, а кому нет, кому на условиях отсрочки, а кому при условии полного расчета.

И наоборот, особую значимость, для организаций сферы ЖКХ приобретает деятельность по следующим из рассмотренных ранее направлений: анализ дебиторской задолженности, разработка штрафных мер и санкций, инкассация и реализация дебиторской задолженности, создание резервов по сомнительным и безнадежным долгам.

К сказанному необходимо добавить и то, что деятельность по управлению дебиторской задолженности в организациях сферы ЖКХ организована, как правило, не очень эффективно. Среди наиболее острых и часто встречающихся проблем можно выделить:

- управление дебиторской задолженности не ведется совсем или осуществляется периодически;

- отсутствуют четкие принципы и система управления дебиторской задолженностью;

- отсутствуют лица, в обязанности которых входило бы управление дебиторской задолженностью;

- нет четкой системы документооборота, системы контроля и обмена информацией о состоянии дебиторской задолженности между специалистами и отделами;

- отсутствуют формы документов, которые бы упрощали учет, анализ и инкассацию дебиторской задолженности и т.д.

Подводя итог, необходимо отметить, что часто для успешного управления ДЗ предприятию сферы ЖКХ не хватает специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками, методик и инструментов управления дебиторской задолженностью, адаптированных к особенностям организаций сферы ЖКХ, технических средств и программного обеспечения и др.

В целом, безусловно, учитывая высокую социальную значимость данной деятельности, законодатель ограничивает возможность компаний сферы ЖКХ разрешено прекращать поставки коммунальных услуг неплательщикам (после 6 месяцев задолженности), возбуждать судебное делопроизводство в отношении неплательщиков вплоть до выселения их в общежития и др. Однако, указанные жесткие меры организации сферы ЖКХ применяют достаточно редко. Более эффективным и действенным на наш взгляд будет применение различных предупредительных мер и процедур.

В рамках взаимодействия с потребителями организациям сферы ЖКХ можно порекомендовать следующие направления активизации и усиления агитаторской и пропагандистской деятельности, информационной и разъяснительной работы:

1. Организация и проведение массовых собраний.

2. Осуществление информационных и предупредительных звонков.

3. Размещение объявлений на стендах у подъездов.

4. Изготовление квитанций об оплате услуг разного цвета, в зависимости о наличии и величины задолженности.

5. Распространение информационных листовок, содержащих информацию о последствиях неуплаты.

6. Рассылка уведомление о подачи искового заявления в судебные инстанции

При осуществлении информационно-разъяснительной деятельности необходимо акцентировать внимание на предоставлении следующей информации:

- о порядке установления тарифа и его величине, а также о правилах перерасчета платежей при некачественной поставке (недопоставке) услуг;

- о размерах и сроках платежей;

- о наличии и размерах штрафных санкций, о последствиях, которые могут наступить в случае неоплаты услуг.

- о способах оплаты за услуги организации

- о режиме работы пунктов оплаты.

В качестве выводов хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что в условиях изменения системы финансирования ЖКХ неэффективная деятельность по управлению дебиторской задолженностью, наличие просроченных и безнадежных долгов не только оказывают негативное влияние на результативность деятельности управляющих компаний, но и ухудшают качество услуг и жизни граждан, добросовестно исполняющих свои обязательства.

Список литературы:

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр.- 2009. -528с.

2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. В 2-х томах. -СПб.: Экономическая школа. - 2008. - т. 1. - 497 с., т.2. - 669 с.

3. Камнева Е.А. Специфика жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений // Финансы и кредит.- 2010.-№22.- С. 7-14

4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика. - 2009. - 708 с.

5. Метелев С. Е. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / С.Е. Ме-телев, Е.А. Кандрашина, В.П. Чижик. - Омск: РГТЭУ, 2011. - 310 с.

6. Новицкий В.Ф. Теоретические основы определения коммунальных услуг// Недвижимость. Экономика. Управление. -2008.- №4.- С.53-55

7. Фролов А.С. Реформирование системы финансирования жилищнокоммунального комплекса/ А.С. Фролов // Финансы.-2011.-№2.-С.25-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.