Научная статья на тему 'Особенности и проблемы территорий опережающего социально-экономического развития в России'

Особенности и проблемы территорий опережающего социально-экономического развития в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2949
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗИДЕНТЫ / МОНОГОРОДА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дегтярева Ирина Викторовна, Токарева Гузель Фарисовна, Шалина Ольга Игоревна, Неучева Милана Юрьевна

В статье рассматриваются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) в России, начавшие свое функционирование в Дальневосточном федеральном округе с 2015 года, а в моногородах с 2016 года. Законодательной основой для появления ТОР в России стали Федеральный закон № 473 от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ№ 614 от 22.06.2015 года «Об особенностях создания территорий социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». Целью появления данного правового режима ведения бизнеса в России стало ускорение развития отдельных регионов и городов путем формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Территории опережающего социально-экономического развития обладают рядом конкурентных преимуществ, в числе которых налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, предоставление особых услуг государ-15Regional Developmentства и сокращенные сроки их получения, исключительные права привлекать к деятельности персонал из других стран, особый порядок пользования землей, финансирование государством объектов инфраструктуры, льготный режим при подключении к объектам инфраструктуры. В работе проведен анализ динамики числа территорий опережающего развития, количества их резидентов, объема привлеченных в них инвестиций и созданных рабочих мест за период с 2015 по 2017 годы. Приведены недостатки развития ТОР в России, к числу которых, в первую очередь, относятся чрезмерная централизация власти в руках управляющих компаний, отсутствие единых информационных баз, пробелы в законодательстве, допускающие возможность реализации мошеннических схем, возможность неконтролируемой миграции. В настоящий момент также отсутствует единая методика оценки результатов эффективности функционирования территорий опережающего развития в России, в то время как затраты бюджетов всех уровней на их создание достаточно велики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дегтярева Ирина Викторовна, Токарева Гузель Фарисовна, Шалина Ольга Игоревна, Неучева Милана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF TERRITORIES OF A LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article deals with the territory of advanced socio economic development (TASED) in Russia, which began its operation in the far Eastern Federal district in 2015, and in single-industry towns-in 2016. The legislative basis for the emergence of the TASED in Russia was Federal law № 473 of 29.12.2014 «Territories of advanced social and economic development in the Russian Federation» and Decree of the Government of the Russian Federation № 614 of 22.06.2015 «The features of the creation of territories of socio-economic development in the territories of single-industry municipalities of the Russian Federation». The purpose of the emergence of this legal regime of doing business in Russia was to accelerate the development of individual regions and cities by creating a favorable environment for attracting investment and creating new jobs. The territories of advanced social and economic development have a number of competitive advantages, including tax benefits, the regime of free customs zone, the provision of special services of the state and reduced terms of their receipt, exclusive rights to engage personnel from other countries, a special procedure for land use, state financing of infrastructure facilities, preferential treatment when connecting to infrastructure facilities. The analysis of the dynamics of the number of territories of advanced development, the number of their residents, the volume of investments attracted to them and jobs created for the period from 2015 to 2017 was conducted. The article presents the shortcomings of the development of TASED in Russia, including, first of all, excessive centralization of power in the hands of management companies, the lack of unified information bases, gaps in the legislation, allowing the possibility of fraudulent schemes, the possibility of uncontrolled migration. At the moment, there is no method of assessing the results of the territories of advanced development effectiveness in Russia, while the costs of all levels budgets for their creation are quite large.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы территорий опережающего социально-экономического развития в России»

Региональное развитие

Дегтярева И.В. Degtyareva I.V.

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория», ФГБОУВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Шалина О.И. Shalina 0.1.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Токарева Г. Ф. Tokareva G.F.

кандидат социологических наук, доцент

кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Неучева М.Ю. Neucheva М.У.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и социально-экономическая политика», ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 339.5

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) в России, начавшие свое функционирование в Дальневосточном федеральном округе с 2015 года, а в моногородах - с 2016 года. Законодательной основой для появления ТОР в России стали Федеральный закон № 473 от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 614 от 22.06.2015 года «Об особенностях создания территорий социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». Целью появления данного правового режима ведения бизнеса в России стало ускорение развития отдельных регионов и городов путем формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Территории опережающего социально-экономического развития обладают рядом конкурентных преимуществ, в числе которых налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, предоставление особых услуг государ-

Regional Development

ства и сокращенные сроки их получения, исключительные права привлекать к деятельности персонал из других стран, особый порядок пользования землей, финансирование государством объектов инфраструктуры, льготный режим при подключении к объектам инфраструктуры. В работе проведен анализ динамики числа территорий опережающего развития, количества их резидентов, объема привлеченных в них инвестиций и созданных рабочих мест за период с 2015 по 2017 годы. Приведены недостатки развития ТОР в России, к числу которых, в первую очередь, относятся чрезмерная централизация власти в руках управляющих компаний, отсутствие единых информационных баз, пробелы в законодательстве, допускающие возможность реализации мошеннических схем, возможность неконтролируемой миграции. В настоящий момент также отсутствует единая методика оценки результатов эффективности функционирования территорий опережающего развития в России, в то время как затраты бюджетов всех уровней на их создание достаточно велики.

Ключевые слова: Территория опережающего социально-экономического развития, развитие, инвестиции, налоговые преференции, эффективность, резиденты, моногорода, Дальний Восток.

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF TERRITORIES OF A LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article deals with the territory of advanced socio - economic development (TASED) in Russia, which began its operation in the far Eastern Federal district in 2015, and in single-industry towns-in 2016. The legislative basis for the emergence of the TASED in Russia was Federal law № 473 of 29.12.2014 «Territories of advanced social and economic development in the Russian Federation» and Decree of the Government of the Russian Federation № 614 of 22.06.2015 «The features of the creation of territories of socio-economic development in the territories of single-industry municipalities of the Russian Federation». The purpose of the emergence of this legal regime of doing business in Russia was to accelerate the development of individual regions and cities by creating a favorable environment for attracting investment and creating new jobs. The territories of advanced social and economic development have a number of competitive advantages, including tax benefits, the regime of free customs zone, the provision of special services of the state and reduced terms of their receipt, exclusive rights to engage personnel from other countries, a special procedure for land use, state financing of infrastructure facilities, preferential treatment when connecting to infrastructure facilities. The analysis of the dynamics of the number of territories of advanced development, the number of their residents, the volume of investments attracted to them and jobs created for the period from 2015 to 2017 was conducted. The article presents the shortcomings of the development of TASED in Russia, including, first of all, excessive centralization of power in the hands of management companies, the lack of unified information bases, gaps in the legislation, allowing the possibility of fraudulent schemes, the possibility of uncontrolled migration. At the moment, there is no method of assessing the results of the territories of advanced development effectiveness in Russia, while the costs of all levels budgets for their creation are quite large.

Keywords: The territory of advanced socio-economic development, development, investment, tax preferences, efficiency, residents, single-industry towns, the Far East Region.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), или, как их сокращенно называют, территории опережающего развития (ТОР), являются новым типом зон особого развития, которые появились в Российской Федерации в 2015 году на основании Федерального закона № 473 от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 473) [1]. Данный правовой режим ведения бизнеса

создан в целях ускорения развития отдельных регионов путем формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест. Существенной предпосылкой создания нового типа зон особого развития на тот момент стал ряд неудач в части функционирования особых экономических зон, недостижение ими плановых показателей развития, особенно это касалось ОЭЗ на Дальнем Востоке [2; С. 6].

ТОР - это часть территории субъекта РФ,

которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа, на которой установлен специальный правовой режим ведения предпринимательской деятельности, предусматривающий ряд налоговых льгот и административных преференций для резидентов данной территории.

Границы ТОР не могут совпадать с границами особых экономических или территориальных зон субъектов РФ, а для каждой отдельно взятой ТОР устанавливается свой перечень разрешенных видов экономической деятельности, для которых установлен индивидуальный правовой режим и регламентирована сумма минимальных капитальных вложений резидентов.

Функции управления ТОР полностью возложены на управляющую компанию (далее - УК ТОР), которая, во-первых, является собственником всех государственных и муниципальных земель и строений, во-вторых, создает необходимую инфраструктуру и обеспечивает предоставление резидентам таможенных, юридических и пр. услуг (в том числе регистрация и перевод земель, выдача разрешений на строительство), в третьих, ей переданы все функции местного самоуправления. Компанию назначает правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), сто процентов акций которого находится в собственности государства.

Все налоговые льготы и преференции распространяются только на резидентов ТОР, к которым относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития. Резиденты ТОР заключают с управляющей компанией соглашения, предмет и ключевые условия которых регулируются ст. 14 ФЗ № 473.

В отличие от особых экономических зон, ТОРы в России создаются на срок до 70 лет, а далее, при определенных условиях, Правительство РФ может продлить срок их функционирования. Кроме того, на их территории можно заниматься добычей и переработкой полезных ископаемых и производством по-

Региональное развитие

дакцизных товаров, что практически запрещено в ОЭЗ.

В общем случае конкурентоспособность территорий опережающего развития определяется комплексом следующих преимуществ:

- спецификой и льготами налогообложения, в том числе ставкой налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой ставкой налога на имущество в течение первых пяти лет и пр.;

- ограниченными ценами на покупку имущества резидентами у управляющей компании (цена не может превышать его кадастровую стоимость) и льготными ставками по арендной плате [3];

- предоставлением особых услуг от государства и их сокращенными сроками (время получения разрешения на строительство не может превышать 40 дней, экологическая экспертиза 45 дней);

- таможенными процедурами, применяющимися как в свободной таможенной зоне;

- исключительными правами привлекать к деятельности персонал из других стран (без специального разрешения и учета квот);

- особой процедурой проведения муниципального надзора и государственного контроля (для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности);

- особым порядком пользования землей;

- использованием технических и санитарных регламентов по примеру стран ОЭСР, в которых успешно действуют подобные зоны;

- финансированием со стороны государства объектов строительства и поддержания инфраструктуры и льготным режимом при подключении к объектам инфраструктуры ТОР;

- возможностью в границах ТОР создавать индустриальные (промышленные) парки.

Поскольку налоговые льготы являются, по мнению экспертов, наиболее важной составляющей конкурентной привлекательности ТОР, то остановимся на них более подробно.

По налогу на добавленную стоимость для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) механизм возмещения суммы уплаченного налога (ст. 176.1 НК РФ). Для реализации этого права резиденты совместно с декларацией по НДС должны предоставить поручительство УК ТОР.

- 17

Regional Development

По налогу на прибыль в течение пяти лет для резидентов ТОР предусмотрена нулевая ставка в части уплаты налога в федеральный бюджет, ставка не более 5 % в региональные бюджеты (отсчет начинается с первого прибыльного периода - ст. 284.4 НК РФ). В следующие пять лет функционирования резидента на территории опережающего развития размер ставки не может превышать 10 %.

Резиденты ТОР могут использовать понижающий коэффициент при расчете НДПИ в зоне добычи полезных ископаемых в течение 10 лет.

Для резидентов ТОР на 10 лет установлены пониженные тарифы на социальные взносы - 7,6 %, в том числе в Пенсионный фонд (6 %), в Фонд социального страхования (1,5 %), в Фонд обязательного медицинского страхования федерального уровня (0,1 %). Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов при этом компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Резиденты ТОР полностью освобождены от уплаты налога на имущество и землю.

Определенные преференции имеются также в режиме контроля за резидентами. На основании Постановления Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года для ТОР специально разработаны правила, регулирующие проверки. Так, длительность плановой проверки не может превышать 15 дней, а внеплановые проверки осуществляются только по согласованию с Минэкономразвития РФ.

Изначально территории опережающего развития создавались как инструмент развития Дальневосточного федерального округа, ориентированный на подъем его конкурентоспособности и сближение в развитии со странами АТР. Поэтому в первые три года со дня принятия ФЗ № 473 ТОР могли создаваться только на территории Дальнего Востока. Управляющей компанией ТОР в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ее дочерние общества, функционирующие непосредственно на территориях опережающего развития.

География расположения ТОР на Дальнем Востоке показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Территории опережающего развития на Дальнем Востоке

По состоянию на апрель 2018 года на Дальнем Востоке создано 18 ТОР с общим количеством резидентов 251. На сайте Министерства РФ по развитию Дальнего Востока указано, что благодаря реализации механизма ТОР планируется создать около 43 тысяч рабочих мест и привлечь в регион более 2,2 трлн руб.

Таблица 1. Показатели развития ТОР в ДФО

С 2015 по 2017 годы на получение «рези-дентства» в ТОР в ДФО было подано 390 заявок с заявленным общим объемом инвестиций на сумму более 2,4 трлн руб., из них 204 получили статус резидентов. На сегодняшний момент уже запущен целый ряд новых производств, в том числе трубный завод и завод по выпуску теплоизоляции в Хабаровском крае, цементный и маслоэкстракционный заводы в Амурской области, тепличные комплексы по производству овощей по японским технологиям на Сахалине и в Якутии, логистические центры, спортивно-туристический парк, центр по производству бриллиантов в Приморье, животноводческий комплекс и аквапарк на Камчатке.

В то же время необходимо отметить, что многие проекты резидентов ТОР в ДФО относятся к сфере добывающей и перерабатывающей промышленности и подразумевают разработку и добычу полезных ископаемых зарубежными компаниями и последующий их экспорт. Так, австралийская компания Tigers Realm Coal Ltd. осваивает крупное месторождение каменного угля «Фандюшкинское поле» на Чукотке, а индийская компания Tata Power - Крутогоровское месторождение на Камчатке. Годовая добыча угля на каждом месторождении составит в перспективе 1012 млн тонн. В связи с этим ряд экспертов высказывают опасения относительно управленческих рисков передачи полномочий по управлению территориями от ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока» частным иностранным компаниям [5].

Региональное развитие

инвестиций [4].

Динамика развития ТОР в этом регионе является положительной, за 2017 год количество резидентов практически удвоилось, в 4,5 раза возрос объем привлеченных инвестиций (табл. 1).

С 2016 года на основании Постановления Правительства РФ № 614 от 22.06.2015 года «Об особенностях создания территорий социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации» появилась возможность создавать ТОР в моногородах [6]. В отличие от обычных ТОР территории опережающего развития в моногородах создаются на срок 10 лет, с возможностью продления на 5 лет, и исключают производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также занятие такими видами деятельности, как добыча, переработка, транспортировка нефти и газа, лесозаготовка, оптовая и розничная торговля.

Постановление Правительства РФ № 614 от 22.06.2015 года «Об особенностях создания территорий социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации» закрепляет правила (порядок) создания подобных ТОР, дополнительные требования к инвестиционным проектам и резидентам (в том числе минимальные суммы инвестиций и количество созданных рабочих мест), а также критерии создания ТОР. Данное постановление также обязывает Минэкономразвития России и органы исполнительной власти субъекта РФ и моногорода в соглашении о создании ТОР прописать показатели эффективности функционирования территории опережающего развития и их значения, а также порядок и формы отчетности о деятельности ТОР (ст. 13 Правил).

Год Количество ТОР Число резидентов Количество созданных рабочих мест Объем инвестиций (млрд руб.)

2015 9 21 7666 187

2016 14 111 22259 450

2017 18 204 39772 2175

Regional Development

Таблица 2. Резиденты ТОР моногородов

№ Наименование ТОР Местонахождение Число резидентов

1 Абаза Республика Хакасия 1

2 Анжеро-Судженск Кемеровская область 7

3 Бакал Челябинская область 5

4 Белебей Республика Башкортостан 6

5 Верхний Уфалей Челябинская область 3

6 Вятские Поляны Кировская область 3

7 Гуково Ростовская область 10

8 Димитровград Ульяновская область 3

9 Дорогобуж Смоленская область 2

10 Емва Республика Коми 2

11 Каспийск Республика Дагестан 3

12 Кировск Мурманская область 7

13 Кондопога Республика Карелия 2

14 Краснокаменск Забайкальский край 5

15 Краснотурьинск Свердловская область 5

16 Кумертау Республика Башкортостан 11

17 Набережные Челны Республика Татарстан 22

18 Наволоки Ивановская область 1

19 Надвоицы Республика Карелия 1

20 Невинномысск Ставропольский край 2

21 Нижнекамск Республика Татарстан 1

22 Новоалтайск Алтайский край 1

23 Новокузнецк Кемеровская область 2

24 Новотроицк Оренбургская область 2

25 Петровск Саратовская область 3

26 Рузаевка Республика Мордовия 2

27 Сарапул Удмуртская Республика 2

28 Селенгинск Республика Бурятия 1

29 Тольятти Самарская область 30

30 Усолье-Сибирское Иркутская область 4

31 Череповец Вологодская область 5

32 Чусовой Пермский край 4

33 Юрга Кемеровская область 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К критериям создания ТОР на территориях моногородов относятся:

- наличие потенциальных резидентов;

- наличие возможности обеспечить резидентов земельными участками, иным имуществом и ресурсами (в том числе кадровыми), которые возможно использовать для целей реализации инвестиционных проектов;

- наличие положительного сальдо объема дополнительных доходов, поступающих в бюджеты всех уровней по отношению к выпадающим доходам соответствующих бюджетов за период функционирования территории опережающего

развития;

- наличие сведений о создании ТОР в документах стратегического планирования субъекта РФ;

- наличие успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;

- отсутствие действующих льготных режимов на территории моногорода либо наличие обоснований целесообразности создания ТОР на территории моногорода с учетом действующих льготных режимов;

- наличие в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявки о создании террито-

рии опережающего развития, среднесписочной численности работников градообразующей организации моногорода, достигшей 15 и более процентов среднесписочной численности работников всех организаций [7].

Первыми подобными ТОР стали «Гуково» в Ростовской области, «Набережные Челны» в Республике Татарстан и «Усолье-Сибирское» в Иркутской области, созданные в феврале 2016 года. По состоянию на июль 2018 года в РФ создано 33 ТОР на территории моногородов, с общим числом резидентов - 154. Лидирующее количество резидентов приходится на ТОР Тольятти, Набережные Челны, Кумертау и Гуково.

Реестр резидентов ТОР моногородов регулярно обновляется и публикуется на сайте Минэкономразвития России [8]. Проекты в рамках ТОР могут софинансироваться Фондом

Региональное развитие

развития моногородов до 40 % от заявленной их суммы. Отраслевая направленность подобных ТОР достаточно широко диверсифицирована. Например, ТОР «Набережные Челны», учрежденная в целях создания рабочих мест вне градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ», охватывает практически все виды деятельности: от рыболовства до фармацевтики. Учреждение ТОР моногородов инициируется региональными органами власти и закрепляется соответствующими постановлениями Правительства РФ, в которых определяются границы ТОР, перечень разрешенных на территории видов экономической деятельности и требования к резидентам в отношении минимальных сумм инвестиций и количества создаваемых рабочих мест (табл.3).

Таблица 3. Требования к некоторым ТОР на территориях моногородов

Наименование ТОР Число разрешенных видов деятельности (согласно ОКВЭД) Минимальный объем инвестиций (млн руб.) Минимальное число рабочих мест (ед.) Постановление Правительства РФ о создании ТОР

Гуково 17 5 20 от 28.01.2016 № 45

Набережные Челны 24 50 30 от 28.01.2016 № 44

Рузаевка 25 2,5 10 от 27.09. 2017 № 1165

Белебей 26 5 20 от 29.12.2016 №1536

Кумертау 22 5 20 от 29.12 2016 № 1550

Бакал 16 5 20 от 06.03.2017 № 265

Тольятти 33 5 20 от 28.09.2016 № 974

Источник: составлено авторами по [8].

Оценивая количество заявок на получение статуса резидента ТОР, выгоды функционирования предприятий на территории ТОР для бизнеса становятся очевидны. Однако, несмотря на в целом положительные трехлетние итоги функционирования ТОР в части оживления экономической ситуации в регионах и моногородах, в связи с появлением/строительством новых видов производств и объектов инфраструктуры, остается открытым вопрос об эффективности учреждения и функционирования ТОР в рамках государства в целом. На сегодняшний момент в создание инфраструктуры ТОР вложено более 5 млрд руб. федеральных средств, кроме того бюджеты всех уровней и ГВБФ недополучили доходы в форме выпадающих налогов и социальных отчислений. В то же время не ясно соотношение между объемом инвестируемых государственных ресурсов и средств, вложенных

частным бизнесом. Очевидна неэффективность вложения государством средств в ТОР с незначительным числом резидентов. Кроме того, при реализации точечной стратегии подъема отдельных территорий было бы целесообразно оценивать уровень их участия в цепочке формирования добавочной стоимости: отходить от рентной составляющей в пользу более высокотехнологичных и/или социально-значимых товаров и услуг.

В результате оценки действующего законодательства и трехлетней практики функционирования ТОР в России представляется возможным выделить ряд существенных их недостатков, в числе которых:

1. На управляющие компании ТОР возложена практически неограниченная и чрезмерно централизованная власть, но ФЗ № 473 не предусматривает ответственность управляю-

Regional Development

щих компаний за HeßepHbie дeйствия/бeздeй-ствте или злоупотpeблeниe своими полномочиями.

2. Функции упpавлeния и peгулиpования ТОР возложeны исключитeльно на УК ТОР и наблюдатeльный совeт, в то вpeмя как де-лeсообpазно было бы пpивлeчь к peшeнию ключeвых вопpосов, связанных с функциони-pованиeм ТОР, основных заинтepeсованных лиц - peзидeнтов.

3. Отсутствуeт eдиная мeтодика оцeнки де-лeсообpазности отбытия и эффeктивности дeятeльности ТОР, в то вpeмя как бюджeтныe затpаты на их созданиe и поддepжаниe функ-циониpования вeлики.

4. Отсутствуeт eдиная сводная база данных, содepжащая ключeвую инфоpмацию по напpавлeниям и peзультатам дeятeльности ТОР в России. Нeдостаточна инфоpмацион-ная поддepжка ТОР в сpeдствах массовой ин-фоpмации.

5. Наличиe шиpоких возможностeй для peализации чepeз мeханизм ТОР мошeнни-чeских схeм. Так, в связи с нeдоpаботкой ФЗ № 473 у peзидeнтов ТОР имeeтся возможность, послe получeния от УК ТОР в соб-ствeнность имущeства, pастоpгнуть договоp и утpатить статус peзидeнта, сохpанив пpи этом имущeство [9]. Этому, в частности, спо-

Список литературы:

1. Фeдepальный закон № 473 от 29.12.2014 «О тeppитоpиях опepeжающeго социаль-но-экономичeского pазвития в Российской Фeдepации». [Элeктpонный peсуpс]. Рeжим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/

2. Bалиeв Ш.З., Нeучeва М.Ю. Оцeнка состояния и peзультатов функциониpования особых экономичeских зон в России за 2014 год // Beстник УГНТУ Наука, обpазованиe, экономика. Сepия: Экономика. 2016. - № 1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-i-rezultatov-funktsionirovaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossii-za-2014-god (дата обpащeния: 01.07.2018).

3. Пpиказ Минвостокpазвития России от 27.02.2015 № 21 «Об утвepждeнии пpимep-ной фоpмы договоpа аpeнды имущeства, pасположeнного в границах тeppитоpии оте-peжающeго социально-экономичeского pазви-

собствует ст. 16 ФЗ № 473: «Лицо, утратившее статус резидента, вправе распорядиться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению».

6. Возможность через механизм ТОР в ДФО увеличить и легализировать поток мигрантов, поскольку резиденты ТОР на основании ст. 351.5 ТК РФ имеют право привлекать иностранных работников без получения разрешений и вне рамок установленных квот.

7. Поскольку в рамках традиционных ТОР резиденты имеют право заниматься добычей полезных ископаемых, велик риск их использования иностранными компаниями в рентных целях.

Обозначенные проблемы требуют дальнейших теоретических и прикладных исследований с целью внесения корректировок в концепцию ТОСЭР и законодательных изменений в практику ее реализации.

Публикация подготовлена в рамках реализации гранта РФФИ «Имплантация конкурентных технологий и финансово-экономических механизмов в ТОР как драйверы регионального развития (на примере Республики Башкортостан) « (проект № 18-410020024)

тия, заключаемого с резидентом территории опережающего социально-экономического развития, и методики расчета арендной платы по такому договору» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 № 37204). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_179520/

4. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/

5. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. - Вып. 2. - С. 569-585.

6. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 (ред. от 26.04.2017) «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на терри-

ториях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_181759/

7. Критерии создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) со стабильной экономической ситуаций. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г 494. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420284305

8. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/ monitoringmonocity/2016160505

9. Тасалов Ф. Территории опережающего развития: зачем и кому они нужны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: / https://zakon. ru/blog/2015/1/20/territorii_operezhayushhego_ razvitiya_zachem_i_komu_oni_nuzhny (дата обращения: 11.07.2018).

References

1. Federal law № 473 of 29.12.2014 «The territories of advanced social and economic development in the Russian Federation». [Electronic resource] Access: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172962/

2. Valiev S.Z., Neucheva M.Yu. Assessment of the status and results of functioning of special economic zones in Russia in 2014. Bulletin of the Ufa State Petroleum Technological University. Science, education, Economics. Series: Economy. - 2016. - № 1 (15). [Electronic resource] Access: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-i-rezultatov-funktsionirovaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossii-za-2014-god (date accessed: 01.07.2018).

3. Order of Mininstry of Russian Economic Development № 21 of 27.02.2015 «About the

Региональное развитие

statement of the approximate form of the lease agreement of the property located in borders of the territory of the advancing social and economic development signed with the resident of the territory of the advancing social and economic development and the method of calculation of the rent under such agreement « (registered in the Ministry of justice of Russia of 08.05.2015 № 37204). [Electronic resource.] Access: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_179520/

4. Russian Ministry for the development ofthe Far East. [Electronic resource.] Mode of access: https:// minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/

5. Kashina N. Advanced development areas: a new tool toattract investmenttotheFar East ofRussia. Economy of region. - 2016. - Vol. 12. - Issue 2.

- P. 569-585

6. The Government decree on 22.06.2015 № 614 (ed. by 26.04.2017) «The specifics of creating territories of advanced socio-economic development in the territories monoprofile municipal formations of the Russian Federation (monotowns)». [Electronic resource.] Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_181759/

7. Criteria for creating territories of advanced socio-economic development in the territories monoprofile municipal formations of the Russian Federation (monotowns), in which there are risks of deterioration of the socio-economic status, and territories monoprofile municipal formations of the Russian Federation (monotowns) with a stable economic situations (approved by the order of the Government of the Russian Federation of April 26.

- 2017. - № 494). [Electronic resource.] Access: http://docs.cntd.ru/document/420284305

8. Register of residents of territories of advanced socio-economic development, created on the territory of single-industry municipalities. [Electronic resource] Access: / http://economy. gov. ru/minec/activity/sections/econreg/ monitoringmonocity/2016160505

9. Tasalov F. The advanced development territories: why and who needs them. [Electronic resource.] Access: https://zakon.ru/blog/2015/1/20/ territorii_operezhayushhego_razvitiya_zachem_i_ komu_oni_nuzhny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.