Особенности и проблемы мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России
Поляков Михаил Борисович,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права Московского педагогического государственного университета, соискатель ученой степени кандидата наук в Государственном университете управления E-mail: [email protected]
«Третий» сектор экономики с каждым годом с увеличением количества и глубины социальных проблем играет все большую роль в обеспечении динамичного развития национальных экономик. В статье поставлена задача анализа особенностей государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В качестве основных особенностей государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России выделены: многоуров-невость поддержки (федеральный, региональный, местный); многообразие форм и видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которые могут рассчитывать на получение государственной поддержки; адресность государственной поддержки; преобладание комплексных мер государственной поддержки.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, государственная поддержка, формы, механизмы, меры, особенности.
Некоммерческий сектор играет важную роль в решении социальных проблем и становлении гражданского общества. Организации некоммерческого сектора экономики в своей совокупности и в отраслевой дифференциации образуют институты, обеспечивающие ряд положительных эффектов для всей национальной экономики. В деятельности некоммерческого сектора особая роль принадлежит социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО). Отдельные аспекты деятельности таких организаций в том числе вопросы государственной поддержки рассматривались в работах А.В. Баркова, М.В. Демченко, Г.Ф. Ручкиной и др. [1]; Н.П. Гончаровой, С.Г. Максимовой, О.Е. Ноянзиной [2]; Е.В. Нащё-киной [3]; М.В. Шмелевой [4] и других.
Вопросы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) в России регламентируются в первую очередь Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ (далее - Закон «О некоммерческих организациях») [5]. Первая особенность государственной поддержки СО НКО - ее адресность. Обеспечение эффективной государственной поддержки СО НКО требует четких критериев, позволяющих отграничить их от других некоммерческих организаций. В п. 2.1 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях» дано определение СО НКО, из которого можно вывести признаки таких организаций:
1. Это некоммерческие организации - в качестве основной не ставится цель извлечения прибыли. При этом полученная прибыль не распределяется между участниками.
2. Такие организации создаются в предусмотренных федеральным законодательством формах. Перечень форм НКО и их особенности перечислены в главе 2 Закона «О некоммерческих организациях». Кроме того, законом прямо установлены исключения в перечне организационно-правовых форм, которые не могут получить статус СО НКО (например, государственные корпорации, государственные компании, общественные объединения, являющиеся политическими партиями).
3. СО НКО осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества Российской Федерации.
4. Перечень видов деятельности СО НКО также ограничен законодательством и установлен ч. 1 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях».
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
Другая особенность государственной поддержки СО НКО в России - многоуровневый характер такой поддержки. В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Закона «О некоммерческих организациях» поддержка СО НКО может быть оказана на трех уровнях:
1. На уровне федеральных органов государственной власти.
2. На уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. На уровне органов местного самоуправления. Перечисленная классификация уровней государственной поддержки может быть дополнена новым уровнем - корпоративным, где субъектом поддержки СО НКО могут стать крупные государственные корпорации.
Многообразие видов деятельности СО НКО, которые могут рассчитывать на государственную
поддержку - третья особенность системы государственной поддержки СО НКО в России. Перечень видов деятельности, который рассматривается в качестве условия оказания поддержки СО НКО установлен в ст. 1 Закона «О некоммерческих организациях». Все виды деятельности, предполагающие возможность отнесения НКО к категории СО НКО можно условно разделить на группы в зависимости от характера решаемых проблем: социальная поддержка и социальное обслуживание граждан; помощь населению в преодолении последствий стихийных бедствий; оказание юридической помощи гражданам и др.
В современных условиях законодательством предусмотрен широкий спектр мер поддержки СО НКО. Классификация мер и механизмов государственной поддержки СО НКО приведена на рисунке 1.
Меры и механизмы поддержки социально ориентированных НКО, предусмотренные российским
законодательством
Информационные
Консультационные
Организационные
Рис. 1. Классификация мер и механизмов государственной поддержки СО НКО
В последние годы одной из тенденций в поддержке СО НКО является утверждение комплексных механизмов осуществления данной задачи социально-экономической политики. В этом смысле государственные программы становятся наиболее значимым комплексным механизмом и инструментом поддержки деятельности СО НКО. Государственные программы поддержки СО „ НКО, как правило, включают существенную часть = предусмотренных законодательством форм под® держки СО НКО - финансовой, имущественной, ^ информационной, консультационной, организаци-~ онной, закупки продукции СО НКО государством, г предоставления СО НКО налоговых льгот и др.
Среди государственных программ, предусматривающих поддержку деятельности СО НКО можно выделить программу «Социальная поддержка граждан 2013-2024 гг.» [6]. Программа содержит семь взаимосвязанных подпрограмм, одна из которых - «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Суммарный объем средств, выделяемых на реализацию задач Программы за весь период составляет 23,1 трлн руб., из которых только 14,8 млрд руб. (или 0,06%) направляется на подпрограмму, направленную на создание условий для повышения эффективности функционирования СОНКО. Кроме указан-
ной Программы, поддержка деятельности СОНКО предусмотрена в ряде других национальных и федеральных проектов:
- в рамках национального проекта «Образование» предусматривается привлечение СОНКО к оказанию отдельных видов услуг и оказанию помощи для родителей [7];
- в рамках другого федерального проекта - «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» [8] поставлена задача обновить существующие механизмы поддержки организаций некоммерческого сектора в сфере дошкольного образования;
- Федеральный проект «Старшее поколение», реализуемый в рамках национального проекта «Демография» предполагает увеличение доли НКО, осуществляющих социальное обслуживание некоммерческих форм собственности в общем количестве организаций, осуществляющих социальное обслуживание до 19,1% [9]. Указанным федеральным проектом предусматривается создание сети ресурсных центров поддержки волонтерских организаций, специализирующихся в различных сферах.
Меры поддержки СОНКО были актуализированы и по результатам Государственного совета, прошедшего в декабре 2018 г. и посвященного вопросам развития социально ориентированных некоммерческих организаций [10]. Основной упор в рамках вышедшего по итогам данного мероприятия перечня поручений был сделан на [11]:
- поддержке добровольчества;
- «синхронизации» мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и СОНКО с аналогичной численностью работников и размером доходов;
- мониторинге деятельности органов власти по привлечению СОНКО к оказанию общественно полезных услуг;
- совершенствовании системы отчетности СОНКО. Анализ структуры государственной поддержки на СОНКО на федеральном уровне позволяет сделать вывод, что преобладающей формой поддержки является субсидирование деятельности таких организаций. По данным Минэкономразвития РФ, в последние годы объем ассигнований на поддержку СО НКО увеличивается (рисунок 2) [12].
40 35 30
^ 25
и 20
И 15 10 5 0
2016 2017 2018 2019
Рис. 2. Объемы финансирования СО НКО на федеральном уровне, 2014-2019 гг. Источник: на основе данных Минэкономразвития России
В последние годы в системе мер государственной поддержки деятельности СО НКО находят от-
ражение инновационные механизмы поддержки. К таковым можно отнести деятельность ресурсных центров - одного из ключевых элементов инфраструктуры поддержки СО НКО в современных условиях. Ресурсным центром СО НКО является организация, оказывающая информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, содействующая внедрению в их деятельность новых социальных и управленческих технологий, а также формированию среды, способствующей формированию, развитию и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций [13].
Согласно данным Минэкономразвития РФ, финансовая поддержка субъектами Российской Федерации оказывалась в отношении 157 ресурсных центров в 55 регионах России. Общий объем поддержки составил 1,46 млрд руб. Преимущественно средства предоставлялись ресурсным центрам в виде субсидии на конкурсной основе [14].
Опыт деятельности таких ресурсных центров НКО показывает положительную динамику в области развития некоммерческого сектора в России. Например, в рамках проектной работы Ресурсного центра НКО при Комитете общественных связей и молодежной политики города Москвы регулярно проводятся грантовые конкурсы на поддержку НКО, осуществляются индивидуальные и групповые бесплатные консультации со специалистами в области юриспруденции, бухгалтерского учета, фандрайзинга, а также текущей деятельности НКО, кроме того в каждом округе города Москвы созданы Коворкинг-центры для НКО, в которых можно использовать площадки и оборудование города для проведения мероприятий.
Несмотря на рост объемов государственной поддержки СО НКО в России, в данной сфере осуществления государственной политики еще имеет место ряд нерешенных проблем. Прежде всего это проблема недостаточных объемов поддержки и неравномерности оказываемой поддержки по регионам. Сложность оформления отчетности НКО также является проблемой их функционирования, напрямую зависящей от системы государственного регулирования. Недостаточное информационное обеспечение в том числе со стороны государственных СМИ также препятствует развитию СО НКО.
Таким образом, в качестве особенностей государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России можно выделить:
1) адресность государственной поддержки;
2) многоуровневость поддержки; многообразие форм деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которые могут рассчитывать на получение государственной поддержки;
3) преобладание комплексных мер государственной поддержки [15].
сз о со от гп Р от
от А ш
34.7
7.2
4.2
Q. в
OJ
со
Несмотря на существующие механизмы поддержки и положительную динамику реализованных мер поддержки, в данной сфере осуществления государственной социальной политики имеет место ряд нерешенных проблем, препятствующих развитию третьего сектора экономики.
Литература
1. Барков А.В. и др. Государственное регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций: монография / [Барков А.В., Ручкина Г.Ф., Демченко М.В. и др.; редкол.: Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко]. -Москва: Инфра-М, 2019. - 179 с.
2. Максимова С.Г. Социально ориентированные некоммерческие организации в Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография / Максимова С.Г., Ноянзи-на О.Е., Гончарова Н.П. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. - 206 с.
3. Нащекина Е.В. Социально-ориентированные некоммерческие организации в России: монография / Елена Витальевна Нащёкина, Елена Витальевна Ким. - Москва: ВГУЮ, 2019. - 119 с.
4. Шмелева М.В. Правовое регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации: административный и финансовый аспекты: монография / М.В. Шмелева. - Ульяновск: УГУ, 2020. - 166 с.
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ. Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 04.04.2021).
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»». СПС «Консультантплюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2021).
7. Национальный проект «Образование». Мин-просвещения России. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 12.04.2021).
8. Федеральный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/ ministry/programms/demography/2 (дата обращения: 12.04.2021).
9. Федеральный проект «Старшее поколение». Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/ ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 12.04.2021).
10. Заседание Государственного совета. Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/page/79 (дата обращения: 12.04.2021).
11. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2018 года
№ Пр-38ГС. Президент России. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59686 (дата обращения: 12.04.2021).
12. Инфраструктура поддержки СОНКО. Минэкономразвития РФ. URL: https://www.economy. gov.ru/material/departments/d04/socialno_ orientirovannye_nekommercheskie_organizacii/ infrastruktura_podderzhki_sonko/ (дата обращения: 05.04.2021).
13. Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № 29850-0Ф/Д01и «Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_214433/ (дата обращения: 05.04.2021).
14. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. Минэкономразвития РФ. URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/8be0adaa07fd23125 c4920afe40e8757/Doklad_NK0.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
15. Региональные аспекты гражданской активности в современной России (на примере Ярославской области): монография / Е.А. Исаева, И.С. Маклашин, А.В. Соколов, А.А. Фролов. - Москва:, 2015. - 216 с. -ISBN978-5-392-18330-2. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/61467 (дата обращения: 12.04.2021).
FEATURES OF STATE SUPPORT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Polyakov M.B.
Moscow State Pedagogical University
The "third" sector of the economy every year with the increase in the number and depth of social problems plays an increasing role in ensuring the dynamic development of national economies. The article sets the task of analyzing the features of state support for socially oriented non-profit organizations. The specific features of state support for socially oriented non-profit organizations in Russia are: targeted state support; multilevel support; the variety of forms of activity of socially oriented non-profit organizations that can count on receiving state support; the prevalence of comprehensive government support measures.
Keywords: socially oriented non-profit organizations, state support, forms, mechanisms, measures, features.
References
1. Barkov A.V. and other State regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations: monograph / [Barkov A.V., Ruchkina G.F., Demchenko M.V. and others; editorial board: G.F. Ruchkina, M.V. Demchenko]. - Moscow: Infra-M, 2019. -179 p.
2. Maksimova S.G. Socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation: state and development prospects: monograph / Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Goncharo-va N.P. - Barnaul: Publishing house of the Altai state. University, 2013. - 206 p.
3. Nashchekina E.V. Socially-oriented non-profit organizations in Russia: monograph / Elena Vitalievna Nashchekina, Elena Vi-talievna Kim. - Moscow: VSUYU, 2019. - 119 p.
4. Shmeleva M.V. Legal regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation: administrative and financial aspects: monograph / M.V. Shmeleva. - Ulyanovsk: USU, 2020. - 166 p.
5. Federal Law "On Non-Commercial Organizations" dated January 12, 1996 No. 7-FZ. Consultant Plus. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (date of access: 04/04/2021).
6. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 296 (as amended on 31.03.2020) "On approval of the state program of the Russian Federation" Social support for citizens ". SPS "Consultantplus". URL: www.consultant. ru (date of access: 12.04.2021).
7. National project "Education". Ministry of Education of Russia. URL: https://edu.gov.ru/national-project (date of access: 12.04.2021).
8. Federal project "Promoting the employment of women - creating conditions for preschool education for children under the age of three". Ministry of Labor of Russia. URL: https://mintrud. gov.ru/ministry/programms/demography/2 (date of access: 12.04.2021).
9. Federal project "Older generation". Ministry of Labor of Russia. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (date of access: 12.04.2021).
10. Meeting of the State Council. President of Russia. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/page/79 (date of access: 12.04.2021).
11. The list of orders of the President of the Russian Federation dated December 27, 2018 No. Pr-38GS. President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59686 (date of access: 12.04.2021).
12. Infrastructure to support SONCO. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy. gov.ru/material/departments/d04/socialno_orientirovannye_ne-kommercheskie_organizacii/infrastruktura_podderzhki_sonko/ (date of access: 05.04.2021).
13. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia dated 30.09.2016 No. 29850-OF / D01i "Methodological materials on the formation and support of resource centers for support of socially oriented non-profit organizations in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities." Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_214433/ (date of access: 05.04.2021).
14. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.economy.gov.ru/ma-terial/file/8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/Doklad_NKO. pdf (date accessed: 04/05/2021).
15. Regional aspects of civil activity in modern Russia (on the example of the Yaroslavl region): monograph / E.A. Isaeva, I.S. Mak-lashin, A.V. Sokolov, A.A. Frolov. - Moscow:, 2015. - 216 p. -ISBN978-5-392-18330-2. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/61467 (date of access: 12.04.2021).