Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 5, с. 85-92
85
УДК 342.951
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ТРУДЯЩИХСЯ
© 2017 г. С.В. Воронкова
Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья
Роспотребнадзора, Санкт-Петербург Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
Поступвла 2 ридакцвю 02.08.2017
Выделяются и анализируются основные направления проблемных вопросов при осуществлении государственной контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны здоровья работающих при обеспечении конституционных прав на здоровье, благоприятную окружающую среду, безопасный труд. На основании материалов исследования формулируются предложения по совершенствованию механизмов осуществления контроля и надзора, а также внесению изменений в федеральное и региональное законодательство.
Ключи2ыр сло2а: государственный надзор и контроль, охрана здоровья трудящихся.
На сегодняшний день одной из главнейших задач российского государства является деятельность по совершенствованию системы охраны здоровья трудоспособного населения, пропаганды и формированию здорового образа жизни, снижению воздействия вредных факторов на производстве, охране окружающей среды, проведению демографической политики и управлению рисками.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, по итогам ежемесячного обследования рабочей силы в Российской Федерации, отмечается снижение основных социально-экономических показателей, среди которых среднегодовая численность работающих, занятых в отраслях экономики, составляет 100.6% в 2000 году против 99.5% в 2015 году. Удельный вес работников организаций, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, по отдельным видам экономической деятельности от общей численности работников соответствующего вида экономической деятельности составил 38.5% на конец 2016 года. Велики потери рабочего времени от несчастных случаев на производстве - 1.4 млн человеко-дней в 2016 году, число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве на одного пострадавшего с 28.3 в 2000 году увеличилось до 48.6 в 2016 году, что негативно сказывается на экономике страны [1]. Экономические потери от травм на производстве, профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний составляют более 4% ВВП мировой экономики.
Общественные отношения в сфере охраны здоровья работающего населения являются областью, регулирование которой обосновано, целесообразно и является приоритетным на государственном уровне любой страны. Гарантом обеспечения прав граждан на охрану здоровья, материнства и детства, безопасный труд, благоприятную окружающую среду в Российской Федерации выступает Конституция [2]. В ежегодных посланиях Президента В. В. Путина к Федеральному собранию особое место уделяется вопросам здравоохранения в целом и сохранению здоровья трудящихся в частности. Состояние здоровья работающего населения в Российской Федерации является ведущим направлением, характеризующим Стратегию национальной безопасности [3]. Проведение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профилактике профессиональных и инфекционных заболеваний -важнейшая социальная задача не только в России, но и за рубежом.
В связи с этим большое значение имеет публичное административное регулирование данных отношений с применением административно-правовых норм и использованием методов и установленных функций органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями.
Основной задачей административного надзора (в его управленческой сущности), как обязанности государства, является обеспечение безопасности общественных процессов, законности деятельности, а также соблюдение кон-
ституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений.
Учитывая комплексный характер понятия «охрана здоровья трудящихся», данная сфера регулируется правовыми нормами, практически реализуемыми различными государственными органами исполнительной власти (например, в сфере охраны труда, в сфере медицины труда, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей).
Одной из самых дискуссионных и насущных сегодня тем, как государства, так и общества, являются финансовые издержки предприятий, затрачиваемые на мероприятия по охране труда, и при этом высокие показатели профессиональной заболеваемости работающих во вредных производственных условиях. На уровне Президента и Правительства затрагиваются вопросы неэффективности профилактических мероприятий, среди которых в последнее время особенно часто идет речь о проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (ПМО) работников [4].
Несмотря на новый этап административной реформы, предполагающий существенное сокращение кратности проверок действующих субъектов предпринимательской и иной деятельности органами государственного надзора, приоритетными направлениями государственной политики является обеспечение защиты охраняемых ценностей. Административно-процедурная деятельность в указанной сфере в соответствии с административными регламентами осуществляется многими органами исполнительной власти (всего более 20), среди которых следует выделить основные.
1) Исполнение Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [5], определяет порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами -государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее - ГИТ) мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности.
В предмет государственного надзора за соблюдением трудового законодательства среди прочих разделов входит проведение работодателями мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их конституционных прав.
При формировании перспективного плана основных надзорных мероприятий уполномоченными должностными лицами Роструда проводится анализ состояния соблюдения трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, обстоятельств и причин наиболее характерных нарушений обязательных требований, результатов надзорной деятельности и принятых ими мер по выявлению и устранению нарушений, структуры и типологии нарушений трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, состояния условий, охраны труда и производственного травматизма в Российской Федерации.
Из общего количества нарушений, выявленных ГИТ в Санкт-Петербурге за 2-е полугодие 2015 года, 1467 случаев - в части проведения медицинских осмотров работников (3.55% от общего количества нарушений), уже за 1-е полугодие 2016 года этот показатель составил 3688 случаев (9.9% от общего количества нарушений), показатель прироста за отчетный период - 251.4%. Общее количество вынесенных за 1-е полугодие 2016 года должностными лицами ГИТ постановлений о назначении административного наказания за нарушение норм по охране труда в виде штрафа составило 2650, на общую сумму 80 627.00 тыс. рублей [6]. При безусловном применении Рострудом механизма государственной защиты, выполнении указания о привлечении к административной ответственности должностных лиц за нарушения требований охраны труда, которые привели к несчастному случаю, отмечается вина руководителя предприятия, не обеспечившего безопасность работника при осуществлении технологических процессов, а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
2) Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребна-дзор) государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, направленных на контроль за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и оказания услуг [7].
Предметом надзора является деятельность, действия или бездействие проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан на выявление ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации по защите прав потребителей, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
Особиччоств в проблимчыи 2опросы осущрст2личвя отдилачых 2вдо2 государст2иччого кочтроля
87
благополучия населения в части надзора за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников на объектах всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Регламентировано участие Роспотребна-дзора в лицензировании отдельных видов деятельности, установлении причин и выявлении условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний (отравлений) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); подготовка предложений о введении и об отмене ограничительных мероприятий (карантина) и другие.
За непроведение обязательных медицинских осмотров работников Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности должностных лиц и предпринимателей только по общей статье 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С учетом введенного риск-ориентированного подхода и сокращения плановых проверок ведомством на 30%, привлечение к ответственности работодателей по данной статье с подобными правонарушениями существенно сокращено. При этом совокупность предприятий, отнесенных по санитарно-эпидемиологическому состоянию к «неудовлетворительным» и «крайне неудовлетворительным», в 2016 году составила 74%.
Роспотребнадзор в своих ежегодных отчетных докладах [8] отмечает, что снижение удельного веса выявленной хронической профессиональной патологии у работников в период проведения периодических медицинских осмотров отмечается в последние годы. Доля впервые установленных профессиональных заболеваний при проведении ПМО составляет 61.56%, а при активном обращении - 38.44%. Уровень выявляемости хронической профессиональной патологии зависит от типа медицинских учреждений и их специализации: коммерческие медицинские организации выявляют лишь 3.18% случаев профессиональных заболеваний, НИИ - 24.99%, отделения (клиники) профпатологии - 71.83%. В данном контексте актуален государственный надзор и контроль за качеством оказываемых медицинских услуг.
3) Исполнение Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Рос-здравнадзор) и территориальными органами государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятель-
ности (за исключением «Сколково») [9] имеет важнейшее значение и сегодня затруднено.
Предметом лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности [10], посредством организации и проведения проверок. Основные цели контрольной деятельности Росздравнадзо-ра направлены на защиту прав пациентов в сфере охраны здоровья и обеспечение с этими правами государственных гарантий, снижения общественно опасных последствий и достижения социальных и экономических эффектов. Главным приоритетом для Росздравнадзора является повышение уровня безопасности в сфере здравоохранения.
В соответствии с Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности [11] Росздравнадзор осуществляет государственный контроль путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями, прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, соблюдение порядков и стандартов оказания медицинской помощи, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению).
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи [12]. Субъектами правоотношений при проведении ПМО, осуществляемыми на основании договоров возмездного оказания услуг, являются работодатели, работники и медицинские организации. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования. Однако в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в настоящее время в КоАП не предусмотрена ответственность за нарушение порядков оказания платной медицинской помощи, что
снижает эффективность контроля, осуществляемого Росздравнадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вводимые с 2017 года изменения в статьи КоАП должны помочь повысить эффективность и результативность контрольно-надзорной работы Росздравнадзора, а также предупредить различные нарушения в здравоохранении, в том числе нарушения качества и безопасности медицинской деятельности и услуг, получаемых работающими. Усиление административной ответственности позволит применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок должностными лицами Росздравнадзора нарушений качества и безопасности медицинской деятельности [13]. В то же самое время стандарты медицинской помощи не указаны в Положении о лицензировании медицинской деятельности в качестве обязательных требований к лицензиатам, а следовательно, за нарушение или неприменение стандартов медицинской помощи ответственности не предусмотрено.
В 2016 году удельный вес проверок Рос-здравнадзором соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями вырос по сравнению с 2015 годом на 29.9% и составил: по соблюдению порядков проведения медицинских осмотров - 43.7%; кроме того, в 100% случаев отмечаются нарушения организации и осуществления ведомственного и внутреннего контроля качества медицинской деятельности в медицинских организациях. Основными причинами неудовлетворительного качества периодических медицинских осмотров является отсутствие подготовки по вопросам профпатологии врачей, участвующих в осмотрах (37%), и отсутствие преемственности лечащих врачей и профпатологов (36%), чрезмерная нагрузка либо дефицит времени (15%), отсутствие необходимого диагностического оборудования (12%).
Другим важным проблемным аспектом, требующим решения в указанной сфере, является экономическая заинтересованность, демпинг цен и защита от недобросовестной конкуренции среди медицинских организаций, отсутствие системности и единства тарифного регулирования платных медицинских услуг.
4) Федеральная антимонопольная служба [14] осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю (надзору) в сфере закупок услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию примене-
ния закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Профилактические мероприятия по охране и гигиене труда, регламентированные федеральным законодательством, проводятся коммерческими субъектами экономической деятельности за свой счет, статьи расхода бюджетных организаций финансируются за счет средств региональных бюджетов. Законодательство РФ устанавливает общие принципы закупки и основные требования к закупке услуг, осуществляемых с помощью закупочных процедур [15, 16].
Условия договора возмездного оказания услуг (государственного контракта), предметом которого является проведение ПМО, являются существенными и императивными и не могут противоречить нормам законодательства (о лицензировании, об охране здоровья граждан, защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическом благополучии и т.д.).
Стороны - как минимум стороны возмездного договора - вольны определять свои права и обязанности, если только их воля не начинает грубо нарушать более важные политико-правовые интересы, принципы права и конституционные ценности [17]. В Постановлении Конституционного суда указывается, что «...свобода договоров в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ может быть ограничена федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [18].
Основные принципы содержания договоров отражены в Постановлении Президиума ВАС РФ: «Принцип свободы договора является фундаментальным частноправовым принципом, основополагающим началом для организации современного рыночного оборота, его ограничения могут быть допущены лишь в крайних случаях в целях защиты интересов и экономических ожиданий третьих лиц, слабой стороны договора (потребителей), основ правопорядка или нравственности или интересов общества в целом» [19].
Целями регулирования частных гражданско-правовых отношений являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц - заказчиков в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических/физических лиц - исполнителей в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспече-
Особиччоств в проблимчыи 2опросы осущист2ЛРчвя отдилачых 2вдо2 государст2иччого кочтроля
89
ние гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Проекты типовых договоров (контрактов, соглашений) подготавливаются управлениями ФАС во исполнение поручений руководителя и требований законодательства Российской Федерации. На практике отсутствует юридическая экспертиза договоров об оказании платных медицинских услуг (в том числе ПМО), а их существенные условия противоречат законодательству в части порядков проведения, объема и места оказания услуг. Государственный надзор за качеством услуг по таким договорам, обеспечение законности и безопасности в деятельности организаций практически невозможны. При этом риск причинения вреда пациентам-потребителям-трудящимся достаточно высок.
Законодательно закреплены антидемпинговые меры [16], устанавливающие обязанность исполнителя при снижении цены более чем на 25% декларировать свою добросовестность, что на практике не происходит. Работодатели-заказчики заинтересованы в максимально низкой цене контрактов, а медицинские организации-исполнители проводят ПМО в нарушение существующих требований, зная о невозможности выявления и пресечения правонарушений, привлечения к ответственности и наложения санкций. В современных условиях «противодействие картелям и иным антиконкурентным соглашениям требует взаимодействия антимонопольных, правоохранительных, контрольных и надзорных органов» [20].
Рассмотрение жалоб о правомерности поведения заказчика осуществляется управлениями ФАС России, которые вправе приостановить определение исполнителя услуг в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Однако отсутствует возможность приостановить конкурсные процедуры в случае оспаривания решения управления ФАС России в суде. Сроки судебного производства зачастую больше срока оказания услуг. По этой причине в настоящее время решения ФАС России обжалуются крайне редко.
Важной проблемой является отсутствие системности и единства законодательства, посвященного вопросам тарифного регулирования платных медицинских услуг при проведении обязательных медицинских осмотров и освидетельствований.
В результате исследований 2014-2017 годов во ФБУН «СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» проведен анализ аукционной (тендерной) документации на право заключения договора по проведению ПМО более 1000 предприятий (организаций), в том числе: с контин-
гентом работающих во вредных и опасных условиях труда - более 550, с контингентами работников декретированных профессий - более 450. В конкурсной документации, в частности в технических заданиях проектов договоров, в 80% случаев отмечались нарушения законодательства в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей медицинских услуг.
По данным ФАС Санкт-Петербург входит в группу, наиболее успешную с точки зрения состояния конкурентной среды на рынке медицинских услуг (интегральный показатель конкурентной среды составляет 0.5383 и отмечен как «удовлетворительная ситуация») [21]. Однако при исследовании установлено, что коммерческие медицинские организации во время закупочных процедур в 67% случаев необоснованно занижают цены, что косвенно говорит о соотношении «цена-качество». Определено, что стоимость ПМО всеми врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований одного человека снижается во время аукциона на 87-90% от первоначальной и может достигать всего 300.00 руб. Для сравнения, в соответствии с утвержденными финансовыми затратами на единицу объема бесплатной медицинской помощи, например на основании нормативов по Санкт-Петербургу [22], стоимость одного посещения с профилактическими целями составляет 1122.06 руб., одного обращения - 4147.36 руб.
В настоящее время в России внедряется система не карательных, а предупредительных мер, которые помогут не допустить нарушений законодательства. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.
Смена парадигмы управления подразумевает определение и управление рисками «от контроля к управлению и обеспечению качества и безопасности».
Анализ правоприменительной практики показывает, что законодательно закрепленные меры административного воздействия не обеспечивают значительного и повсеместного оздоровления производственной среды, размеры действующих санкций экономически не значимы для работодателей и не стимулируют их к вложению финансовых средств в улучшение
условий труда и профилактику состояния здоровья работающих.
Отмечается, что «одной из веских причин внедрения риск-ориентированного надзора является невозможность физически осуществлять проверки всех подконтрольных объектов из-за ограниченности надзорных ресурсов и большого количества субъектов. Таким образом, надзорные органы вынуждены искать новые формы взаимодействия, к которым отнесена самооценка» [23]. Значительно больший эффект для обеспечения нормируемых параметров условий труда на отдельных рабочих местах и на предприятии в целом может дать повсеместный переход на риск-ориентированный подход с созданием системы мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих и постепенным переходом на управление профессиональными рисками нарушения здоровья.
Такое декларируемое «снижение нагрузки на бизнес» и законодательно закрепленное сокращение числа проверок предполагает замену государственного административного надзора самооценкой. При этом административно-надзорные процедуры составляют наблюдение и проверку. По словам заместителя руководителя ГИТ в Санкт-Петербурге, «уменьшение количества плановых проверок со стороны ГИТ и внедрение риск-ориентированного подхода, которые преследуют цель снижения нагрузки на бизнес, повышает роль контроля за работодателями со стороны, в первую очередь, профсоюзов» [24].
В настоящее время взаимодействие с органами исполнительной власти предусмотрено через личные кабинеты организаций на соответствующих порталах, а обратная связь предполагает консультации, обмен опытом среди поднадзорных объектов. Данный механизм весьма сложен и трудоемок для обеих сторон, так как для переходного периода характерны отсутствие стандартов взаимодействия, форм и правил оформления отчетной документации для определения категории риска, недостаточность правового просвещения.
На основании вышеизложенного определены основные выводы и предложения по совершенствованию государственного надзора в сфере охраны здоровья работающих.
1. Внесение изменений и дополнений в законодательство о лицензировании с указанием прямого запрета «выездных» медицинских освидетельствований работающих по адресу заказчика при отсутствии соответствующих условий.
2. Актуален вопрос усиления административной ответственности работодателей, медицинских организаций. Для реализации публич-
но-правовой функции по защите прав работающих на охрану здоровья, качество и безопасность медицинских услуг и т.д. целесообразно наделение должностных лиц Роспотребнадзора правами по привлечению к ответственности по ст. 5.27 КоАП либо внесение в раздел 6 (ст. 6.3.) дополнительного пункта.
3. Важным направлением остается изменение государственной политики в области стандартизации нижних пороговых пределов тарифов на оказываемые платные медицинские услуги при проведении медицинских освидетельствований с учетом медико-экономических стандартов в субъектах, а также экспертиза и контроль за заключением договоров через портал государственных закупок на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
4. Необходима координация и упорядочение деятельности надзорных и контрольных органов, органов местного самоуправления, активное привлечение общественных структур с целью обеспечения внутреннего контроля и менеджмента качества деятельности предприятий.
Более широкое использование информационных ресурсов позволит повысить информирование и правовую грамотность работающих в области защиты конституционных прав и обеспечения социальных гарантий во время трудовой деятельности.
Список литературы
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2016/social/utoch-osn-12-2016.pdf.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.2016 г. № 1 (часть II). Ст. 212.
4. Об охране труда и трудовых отношениях. 09.09.2016 г. Совещание на АО «810-й авиационный ремонтный завод»: сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/24489.
5. Приказ Минтруда России от 30.10.2012 г. № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2017).
Особенности и проблемные вопросы осуществления отдельных видов государственного контроля
91
6. Отчет ГИТ в Санкт-Петербурге за 2016 год. URL: https://git78.rostrud.ru/osnov/otchet_o_rabote_git/ 2016_god_oorgit/.
7. Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 г. № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.04.2017).
8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. 220 с.
9. Приказ Минздрава России от 17.07.2015 г. № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением... «Сколково»)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2015).
10. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением... «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением. «Сколково»)») // Собрание законодательства Российской Федерации. 23.04.2012 г. № 17. Ст. 1965.
11. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» // Собрание законодательства РФ от 19.11.2012. № 47. Ст. 6501.
12. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
13. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 41-64.
14. Приказ ФАС России от 09.04.2007 г. № 105 «Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы» // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. № 30. 23.07.2007.
15. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
16. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.
17. Карапетов А.Г., Бевзенко Р.С. Комментарий к нормам Гражданского кодекса России об отдельных видах договоров в контексте постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС РФ. № 8. № 9. 2014 г. С. 9.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений... в связи с жалобами открытых акционерных обществ «Газпром», «Газпром нефть», «Оренбургнефть» и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 08.02.2010. № 6. Ст. 700 (Постановление).
19. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.2013 г. № 9738/13 // «Вестник ВАС РФ». 2014. № 3.
20. Доклад ФАС «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». 2016 год // https://docviewer. yandex.ru/view/168670098.
21. Доклад Федеральной антимонопольной службы «О проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». 2015 год // http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html ?id=1892
22. Закон Санкт-Петербурга «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 14.12.2016 г. № 718-129 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2016.
23. Плаксин С.М., Зуев А., Кнутов А.В., Максимова С., Полесский Е., Семенов С., Трифонов В., Чаплинский А.В., Шабала Ю. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2015. М.: Изд. дом РСПП, 2016.
24. Пресс-релиз публичных слушаниий ГИТ в Санкт-Петербурге 20.04.2017. URL: https://git78. rostrud.ru/upload/iblock.20.04.2017-2.0-_
References
PECULIARITIES AND PROBLEMATIC ISSUES OF IMPLEMENTING CERTAIN TYPES OF STATE OVERSIGHT AND CONTROL IN THE AREA OF WORKERS' HEALTH PROTECTION
S.V. Voronkova
We identify and analyze the main problematic issues in the implementation of the state oversight and control in the area of workers' health protection, while ensuring the constitutional rights to health, healthy environment, and safe work. Based of our research, some proposals are given regarding the improvement of the oversight and control mechanisms and some changes to be introduced in the Federal and regional legislation.
Keywords: state oversight and control, protection of workers' health.
1. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstven-noj statistiki. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_ 2016/social/utoch-osn-12-2016.pdf.
2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 04.01.2016 g. № 1 (chast' II). St. 212.
4. Ob ohrane truda i trudovyh otnosheniyah. 09.09.2016 g. Soveshchanie na AO «810-j aviacionnyj remontnyj zavod»: sajt Pravitel'stva RF. URL: http:// government.ru/news/24489.
5. Prikaz Mintruda Rossii ot 30.10.2012 g. № 354n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Federal'noj sluzhboj po trudu i zanyatosti gosudarstvennoj funkcii po osushchestvleniyu feder-al'nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem tru-dovogo zakonodatel'stva i inyh normativnyh pravovyh aktov, soderzhashchih normy trudovogo prava» // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www. pravo. gov.ru (data obrashcheniya: 05.07.2017).
6. Otchet GIT v Sankt-Peterburge za 2016 god. URL: https://git78.rostrud.ru/osnov/otchet_o_rabote_git/2016_ god_oorgit/.
7. Prikaz Rospotrebnadzora ot 16.07.2012 g. № 764 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka gosudarstvennoj funkcii po provedeniyu proverok deyatel'nosti yuridicheskih lic, individual'nyh predprini-matelej i grazhdan po vypolneniyu trebovanij sanitar-nogo zakonodatel'stva, zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v oblasti zashchity prav potrebitelej, pravil proda-zhi otdel'nyh vidov tovarov» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 07.04.2017).
8. O sostoyanii sanitarno-ehpidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Rossijskoj Federacii v 2016 godu: Gosudarstvennyj doklad. M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopo-luchiya cheloveka, 2017. 220 s.
9. Prikaz Minzdrava Rossii ot 17.07.2015 g. № 454n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Feder-al'noj sluzhby po nadzoru v sfere zdravoohraneniya po ispolneniyu gosudarstvennoj funkcii po osushchestvleni-yu licenzionnogo kontrolya medicinskoj deyatel'nosti (za isklyucheniem... «Skolkovo»)» // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 01.09.2015).
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.04.2012 g. № 291 «O licenzirovanii medicinskoj deyatel'nosti (za isklyucheniem... «Skolkovo»)» (vmeste s «Polozheniem o licenzirovanii medicinskoj deyatel'nosti (za isklyucheniem. «Skolkovo»)») // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 23.04.2012 g. № 17. St. 1965.
11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.11.2012 g. № 1152 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstven-nom kontrole kachestva i bezopasnosti medicinskoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF ot 19.11.2012. № 47. St. 6501.
12. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 28.11.2011. № 48. St. 6724.
13. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N. Ocenka rezu-l'tativnosti i ehffektivnosti kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti // Voprosy gosudarstvennogo i munici-pal'nogo upravleniya. 2015. № 4. S. 41-64.
14. Prikaz FAS Rossii ot 09.04.2007 g. № 105 «Ob utverzhdenii Reglamenta Federal'noj antimonopol'noj sluzhby» // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. № 30. 23.07.2007.
15. Federal'nyj zakon ot 18.07.2011 g. № 223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic» // Sobranie zakonodatel'stva Ros-sijskoj Federacii. 25.07.2011. № 30 (ch. 1). St. 4571.
16. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Feder-acii. 08.04.2013. № 14. St. 1652.
17. Karapetov A.G., Bevzenko R.S. Kommentarij k normam Grazhdanskogo kodeksa Rossii ob otdel'nyh vidah dogovorov v kontekste postanovleniya Plenuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossijskoj Federacii «O svobode dogovora i ee predelah» // Vestnik VAS RF. № 8. № 9. 2014 g. S. 9.
18. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.01.2010 g. № 2-P «Po delu o proverke konstitucion-nosti polozhenij... v svyazi s zhalobami otkrytyh akcionernyh obshchestv «Gazprom», «Gazprom neft'», «Orenburgneft'» i Akcionernogo kommercheskogo Sberegatel'nogo banka Rossijskoj Federacii (OAO)» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 08.02.2010. № 6. St. 700 (Postanovlenie).
19. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 05.11.2013 g. № 9738/13 // «Vestnik VAS RF». 2014. № 3.
20. Doklad FAS «O sostoyanii konkurencii v Ros-sijskoj Federacii». 2016 god // https://docviewer.yandex. ru/view/168670098.
21. Doklad Federal'noj antimonopol'noj sluzhby «O problemah gosudarstvennogo kontrolya kachestva i be-zopasnosti medicinskoj deyatel'nosti». 2015 god // http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=1892
22. Zakon Sankt-Peterburga «O territorial'noj programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazani-ya grazhdanam medicinskoj pomoshchi v Sankt-Peterburge na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov» ot 14.12.2016 g. № 718-129 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2016.
23. Plaksin S.M., Zuev A., Knutov A.V., Maksi-mova S., Polesskij E., Semenov S., Trifonov V., Chap-linskij A. V., Shabala Yu. Kontrol'no-nadzornaya deyatel'nost' v Rossijskoj Federacii: Analiticheskij doklad - 2015. M.: Izd. dom RSPP, 2016.
24. Press-reliz publichnyh slushaniij GIT v Sankt-Peterburge 20.04.2017. URL: https://git78.rostrud.ru /upload/iblock.. .20.04.2017-2.0-_