ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Предметом исследования является определение особенностей функционирования рынка услуг бюро кредитных историй (БКИ) в Российской Федерации в условиях высокого уровня рисков деятельности коммерческих банков. При этом целью работы является обоснование необходимости внесения изменений в действующее законодательство, регламентирующее деятельность бюро кредитных историй, которые позволят реализовать такие задачи, как рост кредитования населения на фоне снижения закредитованности граждан, повышение оперативности и доступности предоставления услуг БКИ. Для достижения поставленной цели авторы анализируют российский и международный опыт деятельности БКИ, статистические данные, характеризующие состояние кредитного портфеля коммерческих банков России и Германии. В результате исследования выявлены недостатки деятельности российских бюро кредитных историй и сформулированы основные направления ее совершенствования.
Ключевые слова. Риск, проблемная и безнадежная ссудная задолженность, бюро кредитных историй, скоринговая оценка.
Nikitina T.V., Pavlinova O.V.
DISTINCTIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE SERVICE MARKET OF THE CREDIT BUREAU IN RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The subject of the study is to determine the specific features of functioning of the credit bureau service market in Russian Federation under a high level of commercial banking risks. Thus, the objective of this work is to justifying a need of current legislature amendments governing credit history bureau business allowing growing consumer credit volumes while lowering individuals' debt burden, boosting efficiency and accessibility of credit history bureau services. For attempting these targets, the authors provide an analysis of Russian and international credit history bureau business, statistics for a current commercial banks credit portfolio in Russia and Germany. The main weaknesses of Russian credit history bureaus are found and main ways of improvement of that system are shown as a result of our research.
Keywords. Risk, non-performing loans, credit bureau, scoring.
Введение
Согласно статистике, представленной Рейтинговым агентством «Эксперт РА» [6], с 2014 года продолжается устойчивый рост доли проблемных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле российских банков (см. табл. 1). Указанные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время деятель-
ГРНТИ 06.73.65
© Никитина Т.В., Павлинова О.В., 2018
Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования, директор Международного центра исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Ольга Вячеславовна Павлинова - кандидат экономических наук, заместитель директора филиала РосДорбанка в Санкт-Петербурге.
Контактные данные для связи с авторами (Никитина Т.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 570-29-42. E-mail: t_nikitina2004@mail.ru. Статья поступила в редакцию 13.11.2018.
ность российских банков характеризуется «дефицитом» заемщиков. Избыточная ликвидность, образующаяся из-за вышеуказанного дефицита, влияет на рентабельность деятельности банков, так как банки вынуждены размещать средства в более надежные, чем кредиты, но менее доходные активы.
Таблица 1
Доля проблемных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле российских банков
Дата на 01.01.14 на 01.01.15 на 01.01.16 на 01.01.17 на 01.01.18
Доля, % 6,0 6,7 8,3 9,4 10,0
Поскольку риск является результатом будущей неопределенности, улучшение качества и количества информации о заемщике помогает снизить неопределенность и, следовательно, уменьшить вероятность и предотвратить негативные последствия возникновения кредитного риска, связанного с заемщиком; повысить рентабельность деятельности банка. При этом важными характеристиками информации являются ее достоверность и достаточность.
Банки используют как информацию, получаемую извне - от самого заемщика и от третьих лиц, так и информацию, накопленную в самом банке. Одним из внешних источников информации о заемщиках являются кредитные бюро (бюро кредитных историй - БКИ), выступающие в качестве информационных посредников, созданные либо на коммерческой основе, либо под эгидой государства. БКИ предоставляют информацию всем, кто имеет право на ее получение, и получают прибыль от своей деятельности.
В отличие от кредитных рейтинговых агентств, которые занимаются изучением главным образом крупных предприятий, кредитные бюро предоставляют также информацию о сравнительно небольших фирмах и о физических лицах, в связи с чем оказываемые ими услуги имеют большое значение для повседневной работы кредитного менеджмента. Как правило, кредитные бюро располагают крупными базами данных, где находится наиболее современная и достоверная информация, соответствующим образом структурированная.
Необходимость получения российскими банками более полной и качественной информации о предприятиях малого и среднего бизнеса, а также о физических лицах подтверждают данные статистики о доле просроченной задолженности в кредитах разных групп заемщиков, опубликованной Рейтинговым агентством «Эксперт РА» [6] (см. табл. 2). Необходимость и возможность снижения указанных показателей становится ещё более очевидной при сравнении приведенных статистических данных с данными, содержащимися на сайте 8СИиРЛ - Общества по обеспечению безопасности кредитных организаций, функционирующего в Германии (см. табл. 3).
Таблица 2
Доля просроченной задолженности в кредитах разных групп заемщиков
на 01.01.17 на 01.01.18
Доля просроченной задолженности в кредитах физических лиц, без учета ипотеки, % 12,5 11,2
Доля просроченной задолженности в ипотечном портфеле физических лиц, % 1,7 1,3
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле МСБ, % 14,2 14,9
Доля просроченной задолженности в портфеле кредитов крупному бизнесу, % 4,9 5,0
Таблица 3
Доля потребительских кредитов, обслуживаемых немецкими заемщиками -физическими лицами без нарушений
Год 2015 2016 2017
Доля, % 97,6 97,8 97,8
Составлен] авторами статьи на основании данных [3], перевод авторов.
При этом достигнутый показатель 97,8% является максимальным значением за последнее десятилетие. Указанное значение стало возможным, в том числе, благодаря наличию у кредиторов достоверной информации, используемой при выдаче потребительских кредитов.
Теоретические основы деятельности кредитных бюро
Поскольку теоретической основой деятельности кредитных бюро служит проблема асимметричности информации в финансовом посредничестве, которая определяется как недостаточность доступных при заключении сделки сведений о контрагенте, что ведет к неэффективному распределению кредитных ресурсов, выделим следующие преимущества создания кредитных бюро: кредитные организации имеют возможность более точного прогнозирования и составления менее рисковых кредитных портфелей; добросовестный заемщик получает доступ к более дешевым кредитным ресурсам за счет более эффективной, быстрой и менее дорогостоящей процедуры оценки связанного с ним риска; повышается дисциплина возврата кредитных средств.
Таким образом, целями деятельности кредитных бюро являются: защита интересов кредиторов; защита интересов заемщиков, заключающаяся в том, чтобы дать возможность заемщику осознать свою ответственность и не брать на себя чрезмерные долговые обязательства, когда данные кредитного бюро свидетельствуют о большом финансовом бремени по ранее взятым обязательствам. Анализ рынка кредитных бюро Российской Федерации
В России рынок кредитных историй регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» [1], в связи с чем 2005 год считается годом образования рынка соответствующих услуг. Чуть менее чем за 14 лет своего функционирования вышеуказанный закон, а соответственно, и сам рынок, не претерпели каких-либо существенных изменений. На текущий момент для рынка кредитных историй в Российской Федерации характерны:
• постепенное снижение количества кредитных бюро (на январь 2010 г. функционировали 33 БКИ, в 2012 г. - 32, в 2014 г. - 25, к 2017 г. - 17, по состоянию на 27.07.2018 г. - 13) (см. рис. 1);
• высокая степень централизации (из 13 действующих в Российской Федерации на 27.07.2018 г. бюро кредитных историй, согласно информации, содержащейся на сайте Банка России [4], 6 БКИ находятся в Москве (46%); 2 - в Ростове-на-Дону (15%); по одному - в таких регионах, как Санкт-Петербург, Тюмень, Красноярск, Волгоградская обл., Республика Марий Эл (см. рис. 2);
• высокая степень консолидация информации (более 90% информации о кредитных историях сосредоточено в крупнейших БКИ).
Рис. 1. Динамика количества БКИ
Необходимо отметить, что консолидация информации является общей тенденцией в экономически развитых странах. Так, в США, где функционируют частные кредитные бюро, 1990-е годы стали периодом консолидации данной индустрии. С середины 1980-х годов до 2000 года число независимых кредитных бюро уменьшилось с 2 000 до 400. Доминирующие бюро - Equifax, Experian и Trans Union собирают данные напрямую, а также покупают данные у независимых бюро и унифицируют их. Во Франции все кредитные организации обязаны предоставлять информацию о заемщиках и выданных им кредитах в «Центральное бюро рисков» при Банке Франции.
□ Москва □ Ростов-на-Дону □ прочие
Рис. 2. Распределение БКИ по регионам на 27.07.2018
В настоящее время эксперты, а также Банк России, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй, подчеркивают необходимость совершенствования существующей в России системы в связи с наличием ряда недостатков, к которым в т.ч. относятся:
1) недостаточное качество информации, получаемой пользователями кредитных историй. В связи с отсутствием требований к прямому взаимодействию между БКИ, а также консолидированной базы данных о заемщиках, пользователи могут получать как дублированную (информация об одних и тех же кредитах может дублироваться в нескольких БКИ), так и неполную информацию о кредитной истории контрагентов.
Необходимо отметить, что в настоящее время получение исчерпывающей информации о кредитной истории заемщика возможно любой заинтересованной стороной в несколько этапов: обращение в Центральный каталог кредитных историй за сведениями, в каких БКИ хранятся кредитные истории заемщика; запрос кредитных историй в каждом из БКИ. Недостаточная достоверность информации, поступающей в кредитные бюро, обусловлена в том числе проблемами идентификации субъектов кредитной истории (отсутствием возможности выверки титульных частей кредитных историй на основании информации федеральных органов исполнительной власти, например, Пенсионного фонда России).
2) получение сведений о заемщике из БКИ только с его предварительного согласия;
3) отсутствие сведений об общем уровне долговой нагрузки заемщиков (показатель РТ1);
4) право каждого БКИ самостоятельно определять порядок формирования сведений, входящих в состав кредитных историй, что приводит к несопоставимости данных, содержащихся в отдельных БКИ.
Основные направления совершенствования деятельности бюро кредитных историй
Основными направлениями совершенствования деятельности БКИ, которые позволят устранить имеющиеся недостатки, являются:
1) создание системы обмена данными между БКИ, в т.ч. в целях расчета показателя РТ1; расширение спектра услуг, предоставляемых БКИ, в т. ч. за счет предоставления аналитических услуг и дополнительных сервисов - применения скоринговой оценки заемщиков, расчета уровня долговой нагрузки. Известно, что скоринг является инструментом оценки надежности заемщика. Результат скоринга определяется в виде балла, который рассчитывается системой автоматически на основании разных параметров кредитной истории. Говоря о скоринге, считаем необходимым упомянуть германский опыт, где процедура скоринговой оценки, применяемой 8СИиБЛ, постоянно проверяется признанными университетами и институтами. При этом в целях снижения вероятности возможных злоупотреблений применяемая методика недоступна широкой общественности;
2) расширение состава информации для оценки финансовых возможностей и платежной дисциплины заемщиков путём расширения источников получения данных, существенных для формирования кредитных историй и расчета скоринговых баллов за счет: федеральных органов исполнительной власти; компаний, оказывающих услуги (в т.ч. страховых организаций, магазинов, платёжных систем);
3) расширение состава потребителей услуг БКИ и облегчение доступа к информации из БКИ в т.ч. путём использования Единого портала государственных услуг;
4) уточнение состава сведений, входящих в кредитную историю;
5) повышение качества идентификации субъектов кредитных историй, в т.ч. путём наделения Банка России полномочиями по обмену информаций с федеральными органами исполнительной власти в целях выверки титульных частей кредитных историй.
Реализация указанных направлений невозможна без внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, которые явятся дополнительным стимулом развития рынка БКИ в среднесрочной перспективе, а также будут способствовать более точной оценке рисков заемщиков, прежде всего - физических лиц. Данные факторы позволят достигнуть таких целей, как рост кредитования населения на фоне снижения закредитованности граждан, повышение оперативности и доступности предоставления услуг БКИ. Выводы
Улучшение качества и количества информации о заемщике помогает уменьшить вероятность и предотвратить негативные последствия возникновения кредитного риска, которому в высокой степени подвержены российские коммерческие банки. Основные тенденции развития рынка бюро кредитных условий в Российской Федерации соответствуют общим тенденциям в экономически развитых странах, при этом рынок имеет ряд недостатков, устранение которых возможно путем внесения изменений в действующее законодательство.
ЛИТЕРАТУРА
1. О кредитных историях: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г., № 218-ФЗ.
2. Миллер М. Система ведения данных о кредитных операциях в различных странах: Современное положение дел в государственных и частных регистрационных структурах. Всемирный банк, 2000.
3. SCHUFA Kredit-Kompass 2018 belegt: Verbraucherin Deutschland sind vorbildliche Kreditnehmer. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.schufa.de/de/ueber-uns/presse/pressemitteilungen/# (дата обращения 30.10.2018).
4. Государственный реестр бюро кредитных историй. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ckki/restr (дата обращения 30.10.2018).
5. Доклад для общественных консультаций «О стратегии развития рынка услуг бюро кредитных историй». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/analytics/?Prtld=d_ok (дата обращения 30.10.2018).
6. Прогноз развития банковского сектора в 2018 году: кризис бизнес-модели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/banks/prognoz_2018 (дата обращения 30.10.2018).