Особенности и параметры организации инновационной
деятельности на уровне предприятия
Н.А. Сафонова, В.М. Безденежных
Рассмотрены специфические особенности инновационного типа развития. Отмечена важная отличительная черта такого развития: инновации становятся фактором, обеспечивающим конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. Подчеркнуто, что инновационная деятельность - это вид деятельности, направленной на организацию и осуществление инновационного процесса на предприятии, то есть на создание инновации. Вскрыты проблемы, решение которых обеспечит правильную организацию инновационного процесса, понимание его сущности и закономерностей.
Ключевые слова: инновационный тип развития, инновационная деятельность, инновационная экономика, новшество, инновационный цикл, конкурентоспособность страны, управленческие инновации, инновационный проект, поддержка инновационных организаций, инновационный климат.
До недавнего времени индустриальные страны ставили перед собой стратегические цели перехода на постиндустриальный тип развития экономики. Но сформировавшийся на рубеже XXI в. в западных странах новый тип развития - инновационный - изменил все возможные ориентиры достижения высшей точки развития. И для российской экономики основной стратегической задачей становится переход на инновационный тип развития.
Отличительная черта такого развития - инновации как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе. То есть в экономике инновационного типа главным залогом успеха компании являются инновации, когда выживают только те организации, которые активно осуществляют инновационную деятельность.
Под инновационной деятельностью подразумевают деятельность, направленную на использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технических достижений для создания и распространения новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке; деятельность в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике; деятельность с учетом нового подхода к социальным услугам. Осуществление инновационной деятельности позволяет снизить издержки производства, повысить производительность труда, увеличить выпуск продукции высокого качества.
Другими словами, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на организацию и осуществление инновационного процесса на предприятии, то есть на создание инновации. Для правильной организации инновационного процесса необходимо понимание его сущности и закономерностей.
Как и любой процесс, инновационный состоит из нескольких этапов. Таких этапов принято выделять три. Каждому этапу инновационного процесса соответствует одна или несколько стадий инновационного цикла (процесса создания инновации). На каждой стадии могут выполняться различные направления инновационной деятельности (рис. 1).
На первом этапе происходит создание новшества. Этому этапу соответствует научная стадия инновационного цикла, которая включает в себя следующие направления деятельности:
• маркетинг новых продуктов;
• фундаментальные исследования;
• прикладные исследования;
• опытно-конструкторские работы.
Новация является результатом законченных фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, в результате которых создаются новый продукт, технология, подход.
Новация имеет две основные особенности. Во-первых, она несет в себе научно-техническую новизну. Во-вторых, помимо научной новизны, новация обладает рыночной новизной: она призвана по-новому удовлетворять старые потребности или удовлетворять новые потребности.
Для производителя научно-техническая новизна имеет важное значение, так как первенство позволит стать лидером в отрасли и монополизировать право на идею, закрепив его пантами и ноу-хау. Монопольное право совместно с исключительными потребительскими (рыночными) свойствами продукта позволит предприятию сохранить устойчивое экономическое положение на некоторый период времени.
Рис. Стадии организации инновационной деятельности
на предприятии
На данном инновационном этапе крайне важно определить, на каких потребителей или сегмент рынка будет ориентирован создаваемый продукт, поскольку от этого во многом зависят его продвижение и распространение.
Поэтому любой инновационный цикл начинается с предварительного маркетинга, в особенности исследования рынка новых продуктов. В результате формируются определенные направления и необходимые требования дальнейшей работы.
На втором этапе инновационного процесса новация превращается в инновацию (нововведение). На данном этапе происходят стадии производства и потребления инновационного цикла.
На стадии производства осуществляются такие направления деятельности, как:
• освоение производства инновационной продукции (пуск производства);
• промышленное производство инновационной продукции.
На стадии потребления происходят:
• реализация новой продукции;
• эксплуатация продукции потребителем (послепродажное обслуживание потребителя).
В результате производства и потребления создается инновация, то есть новая продукция, услуга, технология, социальный подход. Это означает, что инновация является результатом внедрения новой идеи в виде усовершенствованной или новой продукции (услуги, технологии), но не просто доведенной до стадии производства, а успешно реализованной на рынке, практической деятельности, воспринятая потребителями.
Стадия потребления - это самая сложная стадия организации инновационной деятельности. То, как будет воспринята инновация потребителем, зависит от многих факторов: обладает ли новый продукт неоспоримо явными улучшенными характеристиками или их необходимо донести до потребителя? Насколько сложна в эксплуатации новая продукция или технология, требуются ли дополнительные затраты на обучение? Совпадает ли инновация с принятыми способами удовлетворения потребностей или она удовлетворят по-новому?
Зачастую продвижение нового товара затруднительно ввиду насыщения рынка и жесткой конкуренции. Новый товар требует новой подачи, а традиционные каналы сбыта не всегда справляются с такой задачей. Для инновационной продукции необходимы инновационные методы продвижения, новый формат подачи, новая инфраструктура. Поиск новых, инновационных каналов сбыта - одна из важнейших задач стадии потребления.
Билл Гейтс, сравнивая стадии инновационного цикла и затраченные на них усилия, проводил следующее условное соответствие, говоря, что дал бы 1 долл. США тому человеку, который смог создать изобретение; 10 долл. -тому, кто довел идею до технического образца и запустил серийное производство; и, наконец, 100 долл. - лишь тому, кто смог продвинуть инновационный товар на рынок.
На последнем, третьем этапе инновационного процесса и цикла происходит диффузия инновации. Диффузия включает в себя процессы распространения и продажи инноваций. Но от процесса реализации диффузию отличает то, что предприятие не имеет над ней никакого контроля.
Если во время реализации предприятие активно использует маркетинг и рекламу, то во время диффузии происходит продвижение инновации научными публикациями и потребителями, которые делятся друг с другом информацией о преимуществах и недостатках какого-либо продукта либо черпают информацию о новом продукте в научных трудах и публикациях. Диффузия инновации зависит от многих факторов, среди которых:
• относительное преимущество (по сравнению с аналогами на рынке);
• сложность в использовании (влечет ли инновация дополнительные затраты на обучение у потребителя?);
• совместимость с привычками потребителей (требует ли инновация отказ от старых привычек и перехода на новые?);
• коммуникативность (насколько очевидна сущность инновации, требуются ли дополнительные разъяснения, для чего она необходима?);
• возможность апробации (возможность попробовать в использовании инновацию в малых количествах, прежде чем купить большую партию, что влечет снижение расходов).
Одним из ключевых вопросов динамики инновационного процесса является сокращение временного лага, возникающего между первым и вторым этапами инновационного процесса, между новацией и инновацией. Это означает, что от момента возникновения идеи до момента ее воплощения в новом продукте или технологии проходит значительный промежуток времени -временной лаг.
До XIX в. временной лаг измерялся столетием, в послевоенное время он сократился до десятилетий, а в настоящий момент средняя продолжительность инновационного цикла составляет пять-семь лет. Временной лаг тормозит инновационный процесс. В современных условиях и ближайшем будущем осознание необходимости инноваций как фактора благоприятного конкурентного положения заставляет участников рынка уменьшать временной лаг до года или нескольких месяцев, ускоряя, таким образом, инновационный цикл и стимулируя инновационный процесс.
Инновационная деятельность требует огромных финансовых вложений и множественных источников инвестиций, что связано с высокой степенью риска и неопределенностью. В связи с этим инновационная деятельность неразрывно связана с инвестиционной.
Инвестиционная деятельность необходима для накопления финансовых ресурсов, их маневренности и концентрации на ключевых инновациях предприятия. Собственными источниками инвестиций могут выступать фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства.
Основными источниками финансирования в России являются бюджетные средства. Бюджетное финансирование выражается в централизованных инвестиционных кредитах, государственной гарантии по инвестиционным кредитам, закреплении в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.
К внешним источникам финансирования относятся средства инвесторов. Инвесторами могут быть как российские инвестиционные компании, коммерческие банки, страховые общества, финансово-промышленные группы, так и зарубежные. Средства инвесторов могут иметь характер прямых вложений в денежной форме, в виде основных фондов, интеллектуальной собственности, лизинга. Они могут быть также в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.), эмитируемые предприятиями и организациями. На западе основным источником инновационной деятельности являются венчурные фонды. Но в России этот источник средств находится пока на стадии становления.
Для реализации инновационной деятельности необходимо понимание типологии инноваций как средства выбора методов их реализации.
По одной из классификаций, инновации, в зависимости от степени новизны, делят на базисные (радикальные), улучшающие (приростные) и комбинаторные. К базисным относят инновации, которые основываются на научных открытиях или крупных изобретениях, они направлены на создание принципиально новых продуктов, услуг, технологий новых поколений. К улучшающим инновациям - те, которые создаются для улучшения параметров уже существующих продуктов, услуг и технологий, а также для их совершенствования.
Специалисты в инновационной области замечают, что динамика улучшающих и базисных инноваций зависит от места и роли предприятия в структуре отрасли. Крупные компании и лидеры отрасли стремятся сохранить свои позиции, снизить изменчивость рынка и используют преимущественно улучшающие инновации. Новички и небольшие компании, напротив, стремятся осуществлять радикальные инновации, поскольку заинтересованы в смене расстановки сил в отрасли.
На динамику этих типов инноваций влияет также этап отраслевого жизненного цикла. В молодых отраслях (электронная промышленность, на-нотехнологии и др.), которые находятся на ранних стадиях отраслевого цикла, преобладают радикальные (базисные) инновации. Старые отрасли (угольная промышленность, лесная, судостроение) находятся на поздних стадиях отраслевого жизненного цикла, в них по большей части используются улучшающие инновации.
Для стабильного развития организации необходимо применять как радикальные, так и улучшающие инновации. Для достижения преимуществ их необходимо использовать не одну за другой, а параллельно, потоком разнонаправленных инноваций в зависимости от внешней среды и условий рынка.
Построение инновационной политики предприятия на основе обоих типов инноваций будет представлять собой комбинаторные инновации.
По характеру или сфере практической деятельности инновации делят на производственные и управленческие. Производственные инновации применяются в производственном процессе и выражаются в виде нового продукта, услуги, производственной технологии, в виде нового материала (компонента), нового физического состояния, то есть они реализуются в первичной производственной деятельности. Производственные инновации основываются на точных науках и создаются в подразделениях НИОКР и научных организациях. Управленческие инновации применяются в менеджменте хозяйствующего субъекта и могут выражаться в виде новой управленческой технологии, в организационной структуре, административном процессе. Управленческие инновации не прямо, а косвенно связаны с производственной деятельностью.
Ряд специалистов в инновационной области заметили, что темпы создания и развития производственных инноваций выше, чем управленческих. Одним из объяснений такого явления может быть социально-психологический аспект. Он выражается в том, что на восприятие инноваций положительно влияет возможность произвести испытания, пробы, сделать сравнение, и таким образом производственные инновации легче воспринимаются и кажутся более «осязаемыми» и приоритетными.
В связи с тем, что производственные инновации на предприятиях осуществляются чаще управленческих, последние как бы отстают от производственных и между ними возникает разрыв в реализации. Данный разрыв получил название организационного лага. Организационный лаг часто приводит к тому, что производственные инновации осуществляются в рамках старых организационных структур, с использованием устаревших методов, присущих устаревшим технологиям, которые использовались ранее. Такое состояние негативно влияет на эффективное развитие инноваций и на развитие предприятия в целом.
На достижение баланса между управленческими и производственными инновациями влияет внешняя среда. Внешнюю среду условно можно разделить на две части: управленческая субсреда (политическая, социальная и т.д.) и производственная (поставщики, потребители и т.д.). От сложности и динамичности управленческой субсреды во многом зависит и динамика осуществления управленческих инноваций, а от параметров производственной субсреды - организация производственных инноваций.
Согласно еще одной классификации инновации бывают продуктовые и процессные - в зависимости от технологических параметров. Продуктовые инновации - это инновации нового продукта или услуги, которые призваны удовлетворять потребности на рынке, то есть они имеют рыночную ориентацию и диктуются запросами покупателей.
Процессные инновации - это новые элементы, введенные в разнообразные процессы на предприятии - производственные, организационные, управленческие, маркетинговые и др. Процессные инновации осуществляются в целях улучшения эффективности производства и продвижения продукта (услуги), то есть диктуются внутренними факторами.
В ходе осуществления продуктовых и процессных инноваций на предприятии могут использоваться две модели их сочетания. Первая из них - так называемая модель лага. Модель лага предполагает циклическую смену друг друга процессных и продуктовых инноваций, когда осуществление одного из типов инновации влечет за собой через некоторый промежуток времени применение другого типа. В рамках модели лага рассматривают два варианта: модель продуктового цикла и модель обратного продуктового цикла.
Вторая модель - синхронная, в которой процессные и продуктовые инновации применяются одновременно. На практике установлено, что на предприятиях более предпочтительным оказывается одновременное внедрение продуктовых и процессных инноваций. Данную тенденцию отражает синхронный подход.
При синхронном подходе предприятие достигает сразу нескольких целей. С одной стороны, происходит повышение эффективности деятельности благодаря процессным инновациям, а с другой - повышается качество продукции и более полно удовлетворяются запросы потребителей благодаря продуктовым инновациям. Таким образом, при синхронном подходе развитие новых процессов рассматривается как неотделимая часть производства новых продуктов и услуг.
Чаще всего инновационный процесс (деятельность) на предприятиях реализуется посредством инновационных проектов. Проекты могут быть направлены как на саму поддержку инновационной деятельности, так и на развитие инновационной инфраструктуры и модернизацию предприятия.
Для осуществления инновационных проектов и поддержания инновационной деятельности на предприятии должен быть создан особый благоприятный инновационно-инвестиционный климат, инфраструктура. Такая задача решается посредством особой организационной структуры.
Организационная инфраструктура реализации инновационного проекта должна иметь линейный характер. В состав структуры входят подразделения, которые в полной мере выполняют функции, необходимые для реализации проекта. К ним необходимо отнести: отдел управления, маркетинга, отдел ведения базы данных, управления проектами, отдел автоматизированного проектирования и моделирования основных системных решений, отделы пуско-наладочных работ и сертификации, подбора и подготовки кадров, финансово-инвестиционного обеспечения, организационно-хозяйственного обеспечения, отдел качества. Инновационный проект, последовательно проходя сквозь подразделения организационной структуры, на выходе преобра-
зуется в инновационный продукт. Связующим звеном всей структуры является локальная вычислительная сеть.
Накопленный положительный опыт проведения инновационных проектов свидетельствует, что в решающей степени успех дела зависит от руководителя проекта - менеджера. На руководителе лежит ответственность за организацию полного инновационно-инвестиционного цикла. Руководитель самостоятельно распоряжается инвестициями и отвечает за конечный результат инвестиционного проекта.
Над инвестиционным проектом может работать как постоянно действующая, так и специально созданная команда, поэтому менеджер проекта должен уметь руководить коллективом, а также обладать опытом практической деятельности по реализации подобных проектов. Эффективность инновационного проекта во многом обеспечивается интеллектуальным, творческим потенциалом и энергией менеджера.
Реализации проекта способствуют информационные технологии и прямой доступ к базам данных, что помогает сократить затраты на обработку и анализ данных. Компьютеризация проекта автоматизирует процесс реализации и, соответственно, сокращает сроки и повышает качество выполнения работ, а в конечном итоге - повышает уровень конкурентоспособности инновационно-инвестиционной структуры.
Линейный характер структуры имеет преимущества по сравнению с иерархичными структурами, поскольку обеспечивает снижение рисков, возникающих на каждом этапе инновационного проекта: риски каждого этапа не складываются и не превышают общего риска проекта.
Инновационная деятельность на предприятиях и инновационные процессы имеют комплексный сложный характер и являются весьма рисковым делом. Риски возникают на всех этапах инновационного цикла и препятствуют успешному развитию инновационной деятельности. Поэтому для поддержания инновационных организаций и создания инновационного климата необходимы не только правильная организация инновационной деятельности и создание внутренних условий, но и благоприятная среда их функционирования, другими словами - внешняя инновационная инфраструктура.
Инновационная инфраструктура образуется множеством субъектов инновационной деятельности, основными функциями которых являются содействие этой деятельности и обслуживание инновационных процессов. Содействие и обслуживание выражаются в информационном обеспечении, производственно-технологической поддержке, сертификации и стандартизации инновационной продукции, продвижении эффективных разработок, проведении инновационных выставок, консалтинге, подготовке и повышении квалификации кадров и др.
Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются технопарковые структуры - инкубаторы, технопарки, технополисы; инфор-
мационно-технологические системы - базы научной и технологической информации, технико-юридической и технико-экономической информации, другие базы данных. Наряду с элементами инновационной инфраструктуры главным фактором обеспечения инновационного климата является господдержка инновационной деятельности.
Таким образом, при организации инновационной деятельности на предприятии необходимо учитывать следующие ее особенности и параметры:
1) инновационная деятельность является залогом успеха и выживания предприятий и организаций в современных условиях;
2) инновационная деятельность делится на несколько стадий. В результате научной стадии появляется новая идея, разрабатывается новая концепция будущего продукта (технологии, услуги) - новация. На следующих стадиях производства и потребления новация преобразуется инновацию, то есть в продукт, услугу или технологию, успешно реализованную на рынке и воспринятую потребителями. На последней стадии, не зависящей от предприятия, происходит диффузия инновация, в результате которой инновация распространятся в пределах создавшей ее отрасли, а также в других отраслях;
3) между этапами создания новации и преобразования ее в инновацию существует временной лаг, который негативно сказывается на инновационной деятельности и конкурентном положении организации. Участники рынка инноваций стремятся как можно больше сокращать данный временной лаг;
4) успешная реализация инновационной деятельности требует множественные источники инвестиций;
5) для стабильного развития организации необходимо применять базисные и приростные инновации комплексно, комбинируя и те и другие;
6) осуществляя производственные инновации, не стоит забывать про управленческие. При отставании темпов осуществления управленческих инноваций от производственных, производственные инновации осуществляются в рамках старых организационных структур с использованием устаревших методов, присущих устаревшим технологиям, что негативно сказывается на эффективном развитии инноваций и на развитии предприятия в целом;
7) при осуществлении инновационной деятельности необходимо руководствоваться синхронным подходом, подразумевающим одновременное использование продуктовых и процессных инноваций. При таком подходе предприятие достигает сразу двух целей: с одной стороны, происходит повышение эффективности деятельности благодаря процессным инновациям, а с другой - повышается качество продукции и более полно удовлетворяются запросы потребителей благодаря продуктовым инновациям;
8) инновационная деятельность на предприятии осуществляется посредством инновационных проектов. Для их осуществления необходима линейная организационная структура. Линейный характер структуры имеет преимущества по сравнению с иерархичными структурами, поскольку обеспечивает снижение рисков, возникающих на каждом этапе инновационного
проекта. Риски каждого этапа не складываются и не превышают общего риска проекта. При осуществлении инновационных проектов должна формироваться внутренняя установка на лидерство менеджера, а сотрудникам делегироваться полномочия;
9) для поддержания инновационных организаций и создания инновационного климата необходима благоприятная внешняя среда их функционирования - инновационная инфраструктура. Ведущая роль при создании благоприятной среды отводится государству.
Литература
1. Баженова В.С., Пивоваров Н.А. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие. - М: ОМЕГА-Л, 2011.
3. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П. Молчанова, Е.А. Тихонова, Ю.В. Шленов; Под ред. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
5. Колосов В.Г. Основы инноватики: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.