С.Н. Симонцев
ОСОБЕННОСТИ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ) *
Формирование региональных инновационных систем происходит под влиянием экономических, социальных, политических особенностей, присущих каждому региону. В этом смысле молодые города Крайнего Севера Тюменской области имеют выраженное отличие от других регионов РФ, развивающих инновационную деятельность. Речь идет о таких городах, как Надым, Ноябрьск, Муравленко, Новый Уренгой и др. Формирование и развитие этих городов связано с освоением нефтегазовых месторождений Надым-Пур-Тазовского междуречья, начавшегося в 60-х годах ХХ века. Первый этап освоения отличался экстенсивным характером и подошел к концу на рубеже веков. Уже в 2002 г. назрела «... необходимость глубоких перемен в экономике округа и прежде всего в газодобывающей отрасли, которая остро нуждается в технологической и структурной модернизации»37. Это положение определило необходимость обеспечить комплексную разработку уже освоенных месторождений, включая их более глубокие горизонты. Другой важной задачей модернизации экономики ЯНАО стала ее диверсификация, создание предприятий не только добывающей, но и перерабатывающих отраслей. Это придавало новую перспективу северным городам с хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Но при этом требовалось установление нового баланса между экономикой и социальной средой.
Очевидно, что глубокая структурная перестройка социально-экономического укла-
37 Новый Уренгой на пути устойчивого развития. -Новый Уренгой, Екатеринбург: изд. Дом «УралСиб-пресс», 2005. - 200 с
да такого крупного и специфического региона, как Ямало-Ненецкий автономный округ, не могла обойтись без широкого применения инновационных подходов как в технологической, так и в социальной сферах. Поэтому в округе, с участием специалистов Института инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, была разработана долгосрочная концепция инновационного развития, определяющая пути и этапы создания региональной инновационной системы. На основе этой концепции в ЯНАО начались процессы формирования инновационных систем на уровне муниципальных образований. Пионером в этой деятельности выступило муниципальное образование г. Новый Уренгой.
Новый Уренгой занимает особое место среди муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. Он был образован в 1975 году в качестве базового поселка для освоения крупнейшего в мире га-зоконденсатного месторождения, получил статус города в 1980 году и к настоящему времени сформировался как динамично развивающийся современный город с населением более 100 тыс. человек. Даже среди северных городов, г. Новый Уренгой имеет свою природную и социально-экономическую специфику, отражающуюся на протекании инновационных процессов.
Новый Уренгой - мощный промышленный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, крупный транспортный узел восточной части округа. Город является центральным звеном в системе российской добычи
* По материалам выступления на Ямальском инновационном форуме (27-30 октября 2009г.).
углеводородного сырья, и эта его роль усиливается с началом освоения месторождений морского шельфа полуострова Ямал и новых месторождений в заполярной части ЯНАО.
Новый Уренгой - важнейший газотранспортный узел начального сбора и распределения трансконтинентальных газопроводов. Здесь формируются три мощных многониточных газовых потока, направляющихся в Западную Европу. Влияние Нового Уренгоя распространяется на территорию, вытянутую с юга на север на 350 километров общей площадью свыше 100 тыс. кв. км. Этому способствует развитая система сообщения всеми видами транспорта - железнодорожным, воздушным, автомобильным и речным.
Новый Уренгой обладает рядом конкурентных преимуществ перед другими северными территориями:
- по географическому положению город является центром Надым-Пур-Тазовского междуречья, на территории которого находятся крупнейшие в мире месторождения углеводородного сырья - Уренгойское, Ям-бургское, Медвежье, Заполярное и др.;
- Новый Уренгой располагает удобной транспортной схемой - на пересечении важнейших трубопроводных, железнодорожных, авиационных, автомобильных и водных коммуникаций ЯНАО;
- в городе сформирован развитый строительный комплекс, предприятия которого обладают значительным опытом в строительстве как промышленных, так и гражданских объектов в условиях Крайнего Севера;
- город обладает в достаточной степени современными средствами связи и телекоммуникаций;
В то же время имеются факторы, затрудняющие развитие муниципального образования город Новый Уренгой:
- монопрофильность производства (в структуре произведенных товаров и услуг 87% занимает продукция предприятий газовой промышленности);
- чрезмерная дифференциация доходов работников различных отраслевых групп;
- отставание нормативов развития социальной сферы от роста запросов населения;
- дефицит жилья, низкие темпы его строительства;
- высокая ресурсоемкость инженерной инфраструктуры, влекущая высокую стоимость коммунальных услуг для предприятий, организаций и населения.
Исходя из этого, среди основных перспективных направлений развития Нового Уренгоя были определены модернизация экономической базы и системы рабочих мест, активизация социальной и демографической политики, повышение стандартов жилищно-коммунального обслуживания38. Особое внимание было уделено выбору рациональной стратегии модернизации экономической базы.
Курс на инновационное развитие был обозначен органами местного самоуправления города еще в начале 2000-х годов. Уже тогда было ясно, что для того, чтобы двигаться дальше, необходимо выработать взвешенную стратегию развития города, основанную на внедрении новых технологий в управлении городом, в развитии инновационных сфер экономики, в поддержании малого и среднего бизнеса. Поэтому движение в сторону создания в городе инновационного уклада началось одновременно с реализацией Концепции социально-экономического развития города. Для обеспечения финансовой поддержки развития городской среды Администрацией города были учреждены специализированные фонды: Фонд развития муниципального образования города Новый Уренгой (ФРМОГНУ), Фонд развития предпринимательства (ФРП), Фонд развития ипотечного жилья. Одной из задач ФР МОГНУ стал поиск и применение новых технологий для решения технологических и социальных проблем города. В структуре ФРП было создано инновационное подразделение, функционирующее на общественных началах. В общеобразовательных учебных заведениях города начали разрабатываться и внедряться новые методики преподавания и воспитания
38 Новый Уренгой на пути устойчивого развития. -Новый Уренгой, Екатеринбург: изд. Дом «УралСиб-пресс», 2005. - 200 с
детей и подростков. Начали проводиться конгрессные и выставочные мероприятия с целью привлечения на территорию разработчиков новейших технологий, ознакомления руководителей и специалистов всех уровней с последними научно - технологическими достижениями, применения в городском хозяйстве продукции и услуг инновационного характера. При главе города Новый Уренгой был сформирован Совет по инновационному развитию.
Эти шаги привели к постепенному формированию у наиболее активной части населения города, ряда руководителей предприятий и подразделений администрации понимания значения инновационного уклада городского хозяйства и, в итоге, к разработке и утверждению Концепции инновационного развития города Новый Уренгой, которая явилась первым и пока единственным документом в Ямало-Ненецком округе, определяющим пути инновационного развития на уровне муниципальных образований39. В этом документе проанализированы предпосылки, сформулированы цели, задачи и приоритеты развития инновационной системы в городе, определены этапы этого процесса.
Основные положения Концепции инновационного развития муниципального образования г. Новый Уренгой
Развитие инновационной деятельности в муниципальном образовании город Новый Уренгой затрудняется совокупностью некоторых факторов, связанных с географическим положением города и особенностями его формирования как субъекта экономической деятельности. Важным фактором, ограничивающим приток новых научно-технических разработок, является монопро-фильность производства. В структуре произведенных товаров и услуг 87% занимает продукция предприятий газовой промыш-
39 «Концепции социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой» утверждена решением Собрания муниципального образования от 09.06.2004 г. № 343
ленности. Основными градообразующими предприятиями являются дочерние предприятия ОАО «Газпром»: ООО «Газпром добыча Ямбург» и ООО «Газпром добыча Уренгой». Такое положение в экономике города носит противоречивый характер и порождает ряд положительных и отрицательных особенностей, влияющих на процессы его инновационного развития (таблица 1).
Названы и другие факторы, мешающие развитию инновационного уклада экономики города:
- удаленность от ведущих научных центров страны;
- практическое отсутствие собственной научной базы;
- ограниченный спрос на инновационные разработки со стороны крупных предприятий бизнеса и городского хозяйства;
- использование организациями газовой отрасли разработок корпоративных научно-исследовательских организаций.
В то же время муниципальное образование город Новый Уренгой обладает целым рядом характеристик, которые могут оказать стимулирующее воздействие на инновационное развитие и скомпенсируют влияние негативных факторов. Это:
- масштаб и значение города (Новый Уренгой является одним из наиболее крупных муниципальных образований в северной зоне Российской Федерации);
- значительная зона влияния муниципального образования;
- крупная производственная база освоения северных территорий;
- значительное число крупных производственных предприятий, способных потреблять дорогостоящую инновационную продукцию, а также заказывать аутсорсинговые услуги и работы;
- значительная численность населения, обладающего достаточно высоким уровнем доходов для потребления инновационных услуг и продукции;
- наличие важнейшего транспортного узла начального сбора и распределения трансконтинентальных газопроводов;
- развитая транспортная инфраструктура;
- развитая информационная инфраструктура;
Особенности развития муниципального образования город Новый Уренгой диктуют необходимость осуществлять инновационную деятельность в городе Новый Уренгой на следующих принципах:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования;
- поиск и применение инновационных разработок высокой степени готовности, требующих минимальной адаптации к условиям практического использования;
- обеспечение регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности.
Таблица 1
Положительные особенности влияния
«Обратная сторона» - отрицательные особенности
Наличие высокотехнологичных производств, связанных с добычей, предварительной переработкой и транспортировкой газа и газоконденсата, что вызывает необходимость привлечения значительного числа высококвалифицированных кадров и постоянного обновления технологий и оборудования
Потребность в высококвалифицированных кадрах предприятиями газового комплекса удовлетворяется, в основном, за счет привлечения уже подготовленных специалистов, зачастую вахтовым методом. Такая ситуация не способствует развитию собственного научно-образовательного комплекса, хотя в городе имеется ряд филиалов университетов (в частности, Томского университета АСУ и радиоэлектроники, Тюменского государственного университета)
Наличие в газодобывающих предприятиях специализированных внедренческих подразделений (научно-технических центров), осуществляющих поиск, экспертизу инновационных разработок и их применение в производстве
Современные технологии применяются прежде всего в собственных производственных подразделениях, в то же время такие жизненно необходимые для всего города отрасли, как коммунальное хозяйство, гражданское строительство, городской транспорт, медицинское обслуживание остаются в стороне от инновационной деятельности. Усугубляет положение в жилищно-коммунальной и социальной сфере г. Новый Уренгой и то, что до недавнего времени коммунальные и социальные службы города содержались за счет добывающих предприятий, и их развитие осуществлялось за счет экстенсивного фактора. Сегодня же передача этих служб под управление Администрации города, а значит, на бюджетное содержание, требует решения ряда накопившихся проблем только интенсивным путем, в т.ч. за счет применения новейших научно-технических разработок_
Значительный инвестиционный потенциал градообразующих предприятий газовой промышленности
Структура акционерного капитала предприятий газового комплекса сформирована таким образом, что решение многих финансовых вопросов невозможно без разрешения головной компании - ОАО «Газпром», поэтому руководители основных градообразующих предприятий даже при желании затрудняются участвовать в создании инновационных структур в г. Новый Уренгой
Влияние градообразующих предприятий на развитие инновационной среды в г. Новый Уренгой
В Концепции сформулирована стратегическая цель инновационного развития муниципального образования город Новый Уренгой: эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала муниципального образования город Новый Уренгой направленного на повышение эффективности уровня технологического развития общественного производства и экономики города, достижение конкурентоспособности наукоемкой продукции, реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры), обеспечение высокого качества жизни населения.
Реализация стратегической цели намечена путем создания эффективно действующего инновационного комплекса муниципального образования город Новый Уренгой, на основе которого будет происходить техническое переоснащение предприятий города, внедрение инноваций в строительство, энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, медицину и другие отрасли экономики и социальной сферы.
Основными задачами реализации стратегической цели, являются:
- создание нормативно - законодательной базы инновационной деятельности муниципального образования город Новый Уренгой;
- формирование системы мотивации для привлечения различных типов хозяйствую -щих субъектов (предприятий частного бизнеса, муниципальных предприятий, крупных промышленных предприятий) в сферу инновационного развития;
- разработка и обеспечение функционирования системы инновационной инфраструктуры;
- создание системы подготовки кадров для осуществления инновационной деятельности;
- создание системы управления и координации инновационной деятельности;
- создание системы финансовой поддержки инновационной деятельности.
Для выполнения перечисленных видов
деятельности предусмотрено организовать и обеспечить функционирование следующих инфраструктурных организаций: инкубатор бизнеса; инновационно - технологический центр; центр трансферта технологий.
Кадровое обеспечение инновационной деятельности предстоит решить через:
- включение в учебные программы филиалов университетов, функционирующих на территории муниципального образования город Новый Уренгой, специальные предметы, связанные с инновационным менеджментом;
- организацию обучения специалистов по инновационной деятельности в ведущих учебных центрах Российской Федерации по целевому муниципальному заказу;
- разработку и реализацию переподготовки и повышения квалификации работников различных сфер деятельности (руководителей и специалистов предприятий, предпринимателей, муниципальных служащих) в области инновационной деятельности.
Финансовая поддержка является ключевой задачей инновационной деятельности. Формами бюджетной поддержки при этом должны выступать муниципальный заказ и целевая поддержка на конкурсной основе (гранты). В целом система финансовой поддержки инновационной деятельности в муниципальном образовании город Новый Уренгой должна включать следующие компоненты:
- целевые муниципальные инвестиционные программы;
- систему целевых субсидий (субвенций);
- целевое финансирование начальных этапов разработки инновационного продукта на конкурсной основе;
- систему предоставления гарантий для привлечения банковских кредитов;
- средства, привлеченные из федерального бюджета и бюджета ЯНАО через различные гранты, конкурсы и целевые программы;
- средства венчурных фондов;
- средства прямых инвесторов.
С учетом интересов социально - экономического развития муниципального обра-
зования город Новый Уренгой приоритетными направлениями инновационной деятельности являются:
- городское хозяйство;
- строительство;
- энергосбережение;
- информационные технологии и технологии связи
- перерабатывающая промышленность (в первую очередь, глубокая переработка нефти и газа).
Формирование инновационной системы муниципального образования город Новый Уренгой, в рамках которой будет осуществляться инновационная деятельность, является сложным, долгосрочным процессом, состоящим из ряда взаимосвязанных этапов.
Каждый из этапов предполагает решение определенных задач.
Этап 1 (подготовительный)
На подготовительном этапе формируются основные, «якорные» элементы инновационной системы и муниципальная целевая программа инновационного развития, а также приводится в соответствие с положениями настоящей Концепции нормативно-правовая база инновационной деятельности.
Базовой структурой, вокруг которой будет формироваться сеть субъектов инновационной деятельности, является региональный технопарк.
На подготовительном этапе создается организационная основа технопарка - управляющая дирекция, которая организует работу по подготовке нормативно-правовой базы инновационной деятельности, разработки целевой программы инновационного развития, создаются элементы системы финансирования инновационных разработок.
Длительность подготовительного этапа -1-2 года.
Этап 2 (стартовый)
На этом этапе происходит формирование инновационной среды в муниципальном образовании город Новый Уренгой. Начинают выполняться мероприятия целевой муниципальной программы инновационного развития.
В рамках регионального технопарка соз-
даются и начинают функционировать инновационные предприятия и организации инновационной инфраструктуры. На этом этапе необходимо практически отработать механизмы организации инновационной деятельности, заложенные в принятых на первом этапе нормативно-правовых документах.
Длительность второго этапа - 3-5 лет.
Этап 3 (производственный)
На этом этапе полностью формируется инновационная система муниципального образования город Новый Уренгой: нормативно-правовые, организационно-методические, финансовые механизмы инновационной деятельности, сеть инфраструктурных организаций, сосредоточенных в региональном технопарке. Малые и средние инновационные предприятия, созданные в структуре технопарка, выходят на стабильный режим работы и покидают технопарк, начиная самостоятельную работу. Вместо них в структуре технопарка создаются малые инновационные фирмы, ориентированные на освоение новой продукции и технологий.
Длительность третьего этапа - 5-7 лет.
В настоящее время процесс создания инновационной системы в г. Новый Уренгой находится в переходном периоде от подготовительного к стартовому этапу. В городе создан Технопарк «Ямал», разработана программа инновационного развития г. Новый Уренгой. Технопарк «Ямал» был создан в форме открытого акционерного общества с единственным учредителем - ФР МОГНУ. В первый год существования в составе Технопарка функционировали подразделения: инновационный бизнес-инкубатор, выставочный центр, технологический отдел, учебно-методический центр.
В соответствии с Концепцией инновационного развития, основной задачей Технопарка «Ямал» является поиск и реализация на территории Ямало-Ненецкого автономного округа новейших научно-технических разработок по приоритетным направлениям. Поэтому первым шагом в практической деятельности Технопарка стало выявление потребностей конкретных предприятий округа
(в т.ч. и г. Новый Уренгой) в новых технологиях, материалах, оборудовании для ликвидации узких мест в производстве, повышении эффективности своей работы, решении проблем технологического характера. Было проведено исследование проблем, требующих решения на основе применения инновационных разработок. В ходе исследования был проведен опрос руководителей муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, специалистов и руководителей предприятий различных отраслей, работающих на территории округа. В итоге был сформирован перечень проблем общего плана и выявлены потребности в конкретных технологиях и оборудовании для применения на предприятиях и в организациях.
Одновременно производился поиск инновационных разработок, соответствующих выявленным в ходе исследования проблемам и потребностям предприятий и организаций. Для этого были установлены контакты на уровне соглашений о сотрудничестве и обмене научно-технической информацией с инновационными центрами РФ: ОАО «Томский международный деловой центр «Технопарк», Технопарк «Уральский» Уральского государственного технического университета, инновационно-технологическим центром «Академический» Уральского отделе -ния РАН, НО «Новосибирская инновационно-инвестиционная корпорация», отдельными университетами и институтами РАН. Другим источником сведений об инновационных разработках стала Российская сеть трансфера технологий (РТТН). Для размещения в ней технологических запросов Технопарк «Ямал» тесно сотрудничает с Томским Технопарком, который является активным участником сети РТТН. Через этот канал в течение года было получено 15 предложений по размещенным запросам.
Еще одним каналом для поиска инновационных разработок стали научно-технические выставки и инновационные форумы. Технопарк «Ямал» является активным участником таких мероприятий, как Всеси-бирские инновационные форумы (г. Томск), инновационно-инвестиционные форумы (г.
Екатеринбург), инновационные форумы в г. Санкт-Петербург. Эти мероприятия, как правило, сопровождаются выставками, где инновационные предприятия, научные центры, университеты и другие субъекты инновационной деятельности представляют свои последние достижения, среди которых и производится отбор актуальных для применения в условиях ЯНАО разработок высокой степени готовности.
Кроме участия в выездных инновационных мероприятиях, Технопарк «Ямал» организует представление новейших разработок непосредственно в г. Новый Уренгой. Для этого в городе проводятся два ежегодных форума, ставших уже традиционными. Это Ямальский инновационный форум и Ямальский газовый форум. Эти форумы сопровождаются специализированными выставками «Газ. Нефть. Новые технологии», «Инновационные разработки - Крайнему Северу», «Коммунальное хозяйство. Строительство. Энергетика. Новые технологии». В рамках форумов проходят конференции, круглые столы, семинары, в ходе которых разработчики инновационных технологий и продукции и специалисты предприятий г. Новый Уренгой, других муниципальных образований, руководители органов власти рассматривают новые разработки, обсуждают тенденции в решении научно-технических проблем, устанавливают взаимовыгодные контакты.
В результате такого многоканального поиска научно-технических разработок, за время существования Технопарка были получены предложения по решению ряда конкретных проблем, актуальных для предприятий и организаций г. Новый Уренгой. Было проведено обследование проблемных фундаментов одного из крупных деловых центров города, выявлены причины сверхнормативной усадки здания и предложена технология для стабилизации фундаментов. Обследование проводилось на основе георадарных технологий, для ремонтных работ были применены специальные стабилизирующие составы. В итоге проведенных работ удалось достигнуть полной стабилизации
здания. Была проведена апробация устройств высокочастотной беспроводной связи на основе технологии '^Мах в условиях Крайнего Севера, выявлены недоработки, результаты испытаний переданы разработчикам. Подготовлены обзоры ресурсосберегающих технологий для коммунального хозяйства города и переданы для применения в практической деятельности коммунальных служб города.
Как было отмечено ранее, одной из особенностей инновационной системы г. Новый Уренгой, как и Ямало-Ненецкого автономного округа в целом, является отсутствие организаций, генерирующих научно-технические разработки для их дальнейшего применения на территории округа. Поэтому важным направлением инновационной деятельности в округе является работа с такой творчески активной группой населения, как изобретатели и рационализаторы. Не секрет, что в последнее десятилетие масштабы изобретательской деятельности в России резко сократились, а творческий потенциал изобретателей остается невостребованным. В этих условиях Технопарк «Ямал» направляет свои усилия на координацию изобретателей и рационализаторов в г. Новый Уренгой. Так, с участием Технопарка был организован «Клуб «Изобретатель-инноватор», проводится работа по организации городского отделения ВОИР, с участием Технопарка было создано отделение ВОИР в Ямало-Ненецком автономном округе. Для изобретателей проводятся консультации по различным вопросам, отдельные разработки изобретателей включаются в экспозиции Технопарка на выставках. В составе Ямальского инновационного форума организуется специальная секция, посвященная проблемам развития изобретательской деятельности в ЯНАО.
Таким образом, Технопарк «Ямал» на практике реализует основные положения, определенные в Концепции инновационного развития г. Новый Уренгой. Получены первые результаты, показывающие реальность выбранных направлений движения экономики города по пути диверсификации и интенсификации на основе инновационной дея-
тельности. Однако опыт работы Технопарка показал трудности и проблемы в дальнейшем развитии муниципальной инновационной системы.
К общеизвестным трудностям, характерным для российских региональных инновационных систем (отсутствие федерального закона об инновационной деятельности, слабое развитие других законодательных актов в сфере инновационной деятельности, неразвитость и отсутствие устойчивого финансирования инфраструктуры и т.д.), добавляются трудности, обусловленные муниципальным статусом. Наибольшие препятствия создает печально известный закон о принципах
40
организации местного самоуправления , который выводит научную и инновационную деятельность из компетенции властных полномочий муниципальных образований. Именно это обстоятельство ставит решение множества вопросов организации муниципальных инновационных систем в зависимость от «доброй» воли городских чиновников различного уровня и депутатов городских законодательных собраний. Хотя прямого запрета на инновационную деятельность в рамках муниципальных образований в законе нет, но нет и прямого указания на необходимость такой деятельности. В итоге масштабы развития муниципальных инновационных систем определяются, как правило, не степенью их необходимости для экономики города, а личной позицией первого руководителя (что, впрочем, только подтверждает один из основных принципов теории больших систем). И даже при положительном отношении руководителей городов к вопросам инновационной политики множество препятствий возникает на уровне среднего звена управления. Основной формой вежливого отказа является следующая: «Мы не против, но в законе нет указаний по поводу данной проблемы. Ищите другие пути решения». И на поиск других путей
40 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.
уходит значительное время и усилия. работкой и реализацией Концепции иннова-
В Новом Уренгое пришлось решать не- ционного развития (таблица 2). сколько основных проблем, связанных с раз-
Таблица 2
Проблемы в реализации Концепции инновационного развития и способы их решения
Проблема «Препятствие» Решение
Определение организационных форм для создания технопарка: 1. Коммерческое предприятие 2. Специализированный фонд развития инновационной деятельности 3. Автономное учреждение, муниципальное учреждение, муниципальное предприятие 1. Невозможность участия в хозяйственных обществах 2-3. Отсутствие иннова-ционной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Создание акционерного общества с единственным учредителем - Фондом развития г. Новый Уренгой, которое было учреждено Администрацией города
Создание Программы инновационной деятельности в г. Новый Уренгой и финансирование мероприятий программы из бюджета города Отсутствие инновационной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Вынесение «платных» мероприятий в другие муниципальные программы, финансирование которых прямо разрешается законом
Финансовая поддержка инфраструктурных организаций (в частности, Технопарка «Ямал») за счет бюджета города Отсутствие инновационной деятельности в полномочиях муниципальных образований, что влечет обвинение в нецелевом расходовании средств муниципального бюджета Выполнение Технопарком дополнительных работ, не связанных с инновационной деятельностью
Финансирование Технопарка за счет выполнения муниципального заказа по различным «легитимным», с точки зрения закона, муниципальным программам Необходимость проведения конкурсных процедур для «экономии» бюджетных средств при явном превосходстве конкурирующих предприятий Согласование с муниципальным заказчиком формулировок в условиях конкурсов, благоприятных для Технопарка
В таблице 2 приведены лишь некоторые из проблем, с которыми пришлось столкнуться при реализации Концепции инновационного развития г. Новый Уренгой, однако инновационная структура города продол-
жает развиваться, и опыт показывает, что многие проблемы решаемы при достаточной гибкости, учете местных условий и творческом применении существующего законодательства.
В.О. Арсеньев
О ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ
Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884
предусмотрено три возможных сценария развития города, по одному из которых Санкт-Петербург представляется как центр инноваций и управления. Инновационно-