УДК: 339.924
Арутюнян Г. Р., асп.
Особенности и направления развития торгово-экономического сотрудничества России и Армении
В статье рассматриваются особенности развития торговоэкономического сотрудничества России и Армении, определяются и обосновываются релевантные факторы укрепления стратегической позиции обоих государств в экономическом пространстве региона, а также роль России в обеспечении полноценной реализации транзитно-сервисной функции Армении в регионе.
Ключевые слова: внешнеторговые связи; стратегическое сотрудничество; торгово-экономическое взаимодействие.
Закавказье представляет собой неоднородное социально-экономическое пространство, динамика которого в последние годы характеризуется активной интеграцией стран этого региона в систему мирового хозяйства. В последние десятилетия определяющее значение для экономического развития Закавказских республик имели внешнеэкономические отношения Закавказских республик с Россией и другими республиками бывшего СССР и в меньшей степени друг с другом. Фактором закрепления данного положения, выступило, в том числе устранение энергетической зависимости Закавказских республик от поставок нефти из Азербайджана: с 1973 г. Закавказье стало снабжаться иранским газом по газопроводу через Азербайджан и далее в Армению и Грузию [1].
Распад СССР привел к активной трансформации моделей экономического развития стран Закавказья, наиболее либерализованной из которых в современный момент является экономика Армении, современной задачей развития которой в последние годы является диверсификация производства и повышение уровня интеграции в мировую экономику. Решение данной задачи в значительной степени определяется потенциалом укрепления российско-армянского торгово-экономического сотрудничества, расширение которого максимально отвечает, в том числе и внешнеэкономическим интересам России в закавказском регионе. Армения представляет собой важнейшего внешнеторгового партнера РФ, существование которого усиливает эффект геоэкономического присутствия России в регионе. Необходимость усиления последнего обусловлена ускорением процесса формирования новых экономических структур и рынков в Закавказье, освобождением производственных и торговых ниш, которые постепенно в условиях отсутствия конкуренции со стороны России могут перейти под контроль фирм дальнего зарубежья.
В этих условиях Россия и Армения формируют прочную систему внешнеторговых и внешнеполитических связей, платформу для развития которых составляет общность военно-политических и социально-экономических интересов двух стран в регионе. Наиболее активно развивается сотрудничество России и Армении в топливно-энергетическом комплексе и в военно-технической отрасли. Постоянно расширяется уровень рыночного присутствия российских инвестиций в топливноэнергетическом комплексе, цветной металлургии, химической промышленности, банковском секторе экономики Армении.
В целом, можно констатировать, что укрепление торгово-экономического сотрудничества России и Армении в регионе отвечает внешнеэкономическим инте-
ресам обоих государств и является важнейшим условием усиления их стратегических позиций в Закавказье. Последнее стремительно превращается в геоэкономическое поле стратегического соперничества основных международных экономических центров, заинтересованных в осуществлении контроля над сырьевыми и энергетическими ресурсами, а также транспортными коммуникациями, ведущими из Европы в Азию, что резко актуализирует необходимость расширения и углубления российско-армянских внешнеэкономических отношений.
Все это подчеркивает теоретическую и прикладную значимость научнопрактической проработки современных проблем развития торгово-экономических отношений России и Армении, методический ракурс эмпирической и концептуальной оценки которых, должен опираться на учет внешнеэкономических интересов обоих государств в регионе. Необходимость перманентного рассмотрения расширенного геоэкономического контекста Закавказья при анализе торгово-экономических отношений России и Армении составляет важный методический императив научного анализа последних. Это обусловлено тем фактом, что в частности, активное продвижение российского капитала на рынок Армении в значительной степени зависит от решения проблемы Нагорного Карабаха и нормализации грузино-абхазских отношений. Именно неурегулированность данных вопросов привела к нарушению коммуникаций и усилению зависимости от транспортного фактора во внешнеэкономических отношениях России и Армении. Недостаточная гармонизация нормативнозаконодательных актов (защита инвестиций, налоговое и таможенное законодательство) формирует дополнительный барьер на пути российского экспорта в Армению, что составляет дополнительную экономическую проблему, требующую своего разрешения [2].
Целью настоящей статьи является исследование особенностей и тенденций современного развития торгово-экономических отношений России и Армении, а также разработка научно-практических рекомендаций по формированию стратегии устойчивого развития интеграционного экономического сотрудничества двух стран в условиях нестабильной геоэкономической ситуации на Южном Кавказе.
Рабочая гипотеза исследования заключается в научном предположении, что развитие торгово-экономического сотрудничества России и Армении выступает важнейшим фактором укрепления стратегической позиции обоих государств в геоэконо-мическом пространстве региона. Восстановление российско-армянского экспортного потенциала должно базироваться на расширении рыночного присутствия российских инвестиций в отраслевом комплексе Армении, формировании эффективных производственных цепочек в системе внешнеэкономического взаимодействия двух стран. Стимулирование процесса интеграции по оси Азербайджан-Армения-Турция со стороны Армении, открытие границы Армении и Турции обеспечит укрепление российско-армянского влияния в регионе. Масштабные инвестиции и технологическая помощь со стороны России обеспечат полноценную реализацию транзитно-сервисной функции Армении в регионе, включая качественное преобразование армянской экономики на основе аккумулирования энергетических потоков в производственной инфраструктуре более широкого диапазона (производство электролизного алюминия и алюминиевого проката, металлического молибдена, рафинированной меди и медного проката, продукции химического синтеза, новых материалов и т.д.).
Верификация рабочей гипотезы может быть построена на следующих основных положениях и выводах исследования.
1. Проведенный нами анализ концепций регионализма («глобализм», «регионализм» и «открытый регионализм») позволяет заключить, что наиболее систем-
218
ный подход к внешнеэкономическому развитию России обеспечивает концепция «открытого регионализма» при условии ее определенного изменения. Ранжирование доминантности стратегической ориентации России в рамках глобального вектора развития является вторичным по сравнению с задачей разработки инструментов и стратегии консолидации постсоветского пространства под председательством России, в том числе локального образования субрегиональных группировок, в частности, Россия-Армения в Закавказье. Терминологически концепцию «открытого регионализма» необходимо трансформировать в концепцию «избирательного регионализма», которая должна закрепить стратегический курс на консолидацию постсоветского экономического пространства с дальнейшим формированием своего рода «мягких форм» квазиинтеграции СНГ с ЕС и АТЭС.
2. Как показал анализ, экономики России и Армении характеризуются различным уровнем эффективности интеграции в систему внутрирегиональной торговли СНГ. Для Армении доля минеральных продуктов в структуре экспорта в страны СНГ в 2008 г. составила 13,2%, дальнего зарубежья - 17,8%, для России - 48,2% и 73,5% соответственно [3]. Доминирование топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта, сильно зависящих от конъюнктуры мировых рынков, не ведет к тесной увязке национальных хозяйственных комплексов. В целом по СНГ поставки минеральных продуктов в 2008 г. составили 35,9% от общего объема внутрирегиональной торговли [3]. Можно заключить, что снижение качества экономической интеграции постсоветского пространства ослабляет реальные производственноинфраструктурные возможности дальнейшего развития в СНГ производственно -технологической и сбытовой кооперации. В этих условиях внешнеторговые выгоды от взаимодействия отдельных стран в значительной степени окажутся дополненными геоэкономическими интересами локального развития в том или ином регионе. Для России и Армении это Южный Кавказ, где Армения выступает в качестве важнейшего внешнеторгового партнера РФ.
3.В современный момент вектор развития внешнеторговых отношений России активно смещается в сторону стран дальнего зарубежья, что существенно ослабляет ее стратегические позиции в СНГ и, особенно, в рамках субрегиональных группировок, каковой в частности является диада Россия-Армения. Базовым фактором закрепившейся негативной инерции вектора развития внешнеторговых связей РФ является отраслевая структура ее хозяйственного комплекса с высоким удельным весом сырьевых отраслей [4]. Решение задачи усиления экономических позиций России в СНГ как фактора, детерминирующего ее вес на постсоветском пространстве в целом и в Закавказье в частности, может быть реализовано на основе ускоренной адекватной структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, развития производственной кооперации и внутриотраслевой торговли. Это позволит расширить экономические возможности развития внешнеторговых отношений России и Армении, усилить экономическую консолидацию постсоветского пространства, а также преодолеть тренд на сужение привлекательности многосторонних форматов сотрудничества с Россией в СНГ.
4. Сложности современной геоэкономической ситуации на Южном Кавказе и транспортной блокады Армении позволяют интерпретировать российско-армянское сотрудничество в данной сфере как фактор, который может выступить мультипликатором, существенно расширяющим существующие географические рамки перевозок ЗАО «ЮКЖД». В контексте осложняющих экономическое положение Армении современных транспортных проблем эффективное управление армянской железной дорогой со стороны российской компании может усилить возможности стратегиче-
219
ски важной интеграции Армении в евразийские транспортные коридоры. Достижение данной цели носит системный характер и предполагает решение целой системы задач, включая гармонизацию транспортного законодательства Республики Армения; проведение гибкой и эффективной тарифной политики; приведения к международным стандартам инфраструктуры и подвижного состава; и др.
5. Анализ сферы экономического взаимодействия России и Армении показы-
вает, что несмотря на всю многогранность интеграции стран, приоритетной отраслью их экономического взаимодействия является энергетика, обозримые стратегические перспективы развития которой определяются проектом строительства в Армении АЭС, в рамках которого планируется создание совместного с Россией предприятия [5]. Фактор развития технологического и экономического сотрудничества с Россией в области ядерной энергетики становится одной из составляющих обеспечения национальной безопасности Республики Армения. Эффективность совместной реализации проекта будет определять безопасность Армянской АЭС, которая всегда являлась для Азербайджана, Турции и Грузии не только экономическим фактором, но и политическим. Это позволяет обосновать необходимость углубления научно -
технологического и экономического взаимодействия России и Армении в области ядерной энергетики.
6. Центральной задачей дальнейшей внешнеэкономической интеграции России и Армении является формирование ускоренных темпов развития высокотехнологичных отраслей. Развитие сотрудничества в этой сфере возможно на двух уровнях. Первый представлен двусторонней основой. Работа в данном формате позволит в наибольшей степени учитывать интересы обеих стран. Второй - работой в рамках Центра высоких технологий ЕврАзЭС, который был учреждён решением глав государств - членов Союза в феврале 2009 г. как один из элементов межгосударственного механизма по совместному преодолению последствий кризиса. В рамках деятельности Центра должен быть реализован ряд проектов по финансированию совместных инновационных предприятий через национальные институты развития. Данная институционализация должна усилить качественную составляющую внешнеторгового взаимодействия России и Армении, обеспечивая условия для превращения последней в наиболее устойчивое и надежное звено для российских компаний, открывающее им выход на Иран и Турцию.
7. Активное инвестиционное сотрудничество России и Армении позволяет позиционировать РФ как наиболее важного иностранного инвестора в экономику Армении с диверсифицированной отраслевой структурой инвестиций: энергетический, банковский, горно-металлургический и строительный сектора, отрасли связи и информационных технологий. Дальнейшее расширение рыночного присутствия российского капитала в Армении должно быть максимально ориентировано на восстановление российско-армянского экспортного потенциала на базе развития пищевой промышленности, предприятий горно-обогатительной сферы (медь, молибден), производства полимерных материалов, пластмасс, каучука, резины, ряда видов машиностроительной продукции. С этой целью в сфере внешнеторгового сотрудничества двух стран должны быть ликвидированы барьеры, препятствующие выстраиванию эффективных производственных цепочек, и, прежде всего, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы (в виде унифицированных таможенных пошлин).
8. Внешнеэкономическая интеграция по оси Азербайджан-Армения-Турция обеспечивает ряд экономических преимуществ, как странам оси, так и другим региональным державам. Для России стратегическая приемлемость налаживания армянотурецких внешнеторговых отношений, взаимодействия Армении и Азербайджана
220
обусловлена стратегическими интересами налаживания транзита энергетических ресурсов. Открытие армяно-турецкой границы обеспечит более тесное внешнеторговое взаимодействие Армении с Европой по железной дороге, а также другими странами региона, ослабление ее зависимости от инфраструктуры товароснабжения, расположенной на территории Грузии, ликвидацию перекосов в транспортном и таможенном ценообразовании, снижение транзакционных издержек. Вместе с тем, Турция не является внешнеторговым каналом выхода Армении на европейские рынки, а низкий уровень конкурентоспособности армянской промышленности автоматически будет позиционировать Армению как экономически высокодоходное направление турецкой экономической экспансии в восточном направлении [6]. Тем не менее, результирующая геоэкономическая позиция Армении в отношении Турции должна быть ориентирована на укрепление потенциала российско-армянского влияния в регионе в силу того, что интенсифицирующиеся транспортно-энергетические проекты по эксплуатации ресурсов Каспийского бассейна и Центральной Азии резко усиливают значимость нормализации отношений Армении и Турции в системе международных экономических отношений. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Армении и Турции может быть преодолено за счет наращивания экспорта электроэнергии и продукции горнорудной промышленности.
9. Вектор внешнеторговой экспансии РФ на Южном Кавказе должен базироваться на решении следующих задач: проработать базовые сценарии развития ситуации в регионе в рамках различных вариантов стратегии внешнеторгового развития РФ в регионе; произвести увязку баланса геоэкономических и геополитических последствий отдельных вариантов внешнеторговой экспансии России в регионе; рассмотреть Карабахский вопрос как фактор, детерминирующий возможность, направления и уровень ускорения решения внешнеторговых задач России и Армении в регионе; разработать сценарные варианты выбора стратегии развития России в регионе с упором на реализацию внешнеторговых интересов. В данном случае, отдельный акцент необходимо сделать на оценке возможностей и последствий формирования оси Грузия - Армения - Иран, усиление которой по аналогии с европейским блоком Прибалтика - Польша - Украина существенным образом ограничит возможности экономической интеграции России с Западной Европой.
10. Современная тенденция на стихийное закрепление энерго-транзитной роли Армении должна быть стратегически трансформирована в вектор образования транзитно-сервисной функции. В рамках последней Армения становится значимым субъектом региональной геоэкономической комбинации, расширяя национальную отраслевую платформу использования значительных объемов электроэнергии в стране. Это означает построение относительно крупных, энергоемких производств, имеющих важное экспортное значение: производство электролизного алюминия и алюминиевого проката, металлического молибдена, рафинированной меди и медного проката, продукции химического синтеза, новых материалов и т.д. В рамках данной стратегии реорганизации национального хозяйственного комплекса Армения неминуемо становится субъектом в региональной геоэкономической ситуации. Спектр этих задач формирует интерес России в сооружении пятого энергоблока Разданской теплоэлектростанции и сооружении атомной станции в Армении.
11. В мировой экономике коммуникационные проекты и транзитно -сервисные функции становятся фактором эволюционного рождения геоэкономиче-ской субъектности отдельного государства при условии, что они имеют соподчиненное значение по отношению к национальной экономике, представляя собой транзит-но-замещающую функцию. В рамках последней, энергетические потоки, частично
221
задействованы в национальном производстве, а отчасти становятся фактором формирования инфраструктуры более широкого диапазона. Армения имеет реальную возможность обрести геоэкономическую субъектность на основе активного участия РФ в ее энергетике и экономике в целом, инвариантность которого обусловлена, в частности: экономической неэффективностью национализации энергетической инфраструктуры Армении - избыточной для потребностей страны; наличным геополитическим положением Армении, которое обеспечивает ей возможность эффективного использования транзитного статуса страны. Запланированное де факто строительство нового блока АЭС в 2011-2016 гг. может превратиться в прорывной проект, имеющий существенное значение не только для армянской энергетики и экономики Армении, но и для всего региона в целом.
12. Мультипликатором усиления стратегической позиции России в экономическом и политическом пространстве Южного Кавказа выступает тесная хозяйствен-на+я интеграция с Арменией, которая предполагает качественное преобразование армянской экономики, выделение в ее инфраструктурном комплексе отраслей, которые могли бы интенсивно использовать электроэнергию. При этом армянская электроэнергетика должна ориентироваться на диверсификацию энергопоставок, расширяя варианты и каналы эффективного потребления продукции. Существующая локальная ориентация на экспорт электроэнергии в Турцию, Иран, Грузию и Азербайджан не формирует масштабного спроса, достаточного для создания новых мощностей, а предполагает преимущественно использование существующих мощностей. В силу этого, достаточные ресурсные возможности для успешного функционирования развивающейся региональной энергосистемы, с учетом транспортировки топлива могут быть обеспечены за счет экспорта электроэнергии в сочетании с ее эффективным потреблением в Армении.
13. В системе торгово-экономического взаимодействия для РФ Армения стратегически должна рассматриваться как центральный коммуникационный узел в региональной газово-энергетической политике России благодаря наличию на своей территории единственной в регионе АЭС и крупнейшего подземного газового хранилища, а также развитой энергосистемы. Масштабное инвестиционное насыщение и технологическая помощь России обеспечат полноценную реализацию именно транзитно-сервисной функции Армении, которая должна усилить стабильность в регионе и снизить риски возникновения крупномасштабных конфликтов. Реализованная при активном экономическом содействии России данная функция, будет выгодно отличать экономику Армении от отраслевых систем других региональных держав, и, прежде всего, Азербайджана.
В целом, сформулированные базовые положения настоящей статьи представляют собой теоретико-методическое обобщение эмпирических особенностей развития торгово-экономических отношений России и Армении и содержат научнопрактические рекомендации по стратегическому развитию торгово-экономических отношений России и Армении, оценку возможностей эффективного развития кооперационных связей в рамках российско-армянского сотрудничества в экономической сфере.
Литература:
1. Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире. Материалы Круглого стола. Москва, ИМЭМО РАН, май 1999. С. 48-56.
2. Акопян В.М. Тенденции социально-экономического развития в Республике Армения // Механизмы и методы обеспечения устойчивого социальноэкономического развития и модернизации внешнеэкономических связей России и
222
Армении: сборник научных статей по материалам Международной научно-
практической конференции 20-24 апреля 2009 г. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), 2010. - С.142-145.
3. М.Ю. Головнин, Д.И. Ушкалова, А.Е. Якушева. Влияние внешних шоков на экономики стран СНГ в период кризиса 2007-2009 гг. (глобальный и региональный аспекты) // Евразийская экономическая интеграция. №1 (6), февраль 2010. - С.4-25.
4. О развитии российской экономики в 2008-2009 гг. и прогнозе на 2010-2012 гг. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2010 г.
5. В.О. Саркисян, Т.С. Гнуни. Армянская энергосистема: современное состояние, перспективы развития, вопросы региональной интеграции // Евразийская экономическая интеграция. №4 (5), ноябрь 2009. - С. 102-119.
6. Либо национальная экономика, либо придаток турецкой // Ноев Ковчег (независимая информационно-аналитическая международная армянская газета). №1 (146). Ноябрь. 2009. [Электронный ресурс]: http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2009-11/1839.Ыт1
УДК 329
Зорько И.С., асп.
«Справедливая Россия» как партия оппозиции
Анализ деятельности оппозиционной партии показывает, что она до 2011 года являлась проектом правящей элиты по формированию лояльной и управляемой оппозиции - спарринг-партнера «Единой России», трансформации «Справедливой России» из лояльной и формальной в реальную оппозицию.
Ключевые слова: политическая партия, оппозиционная партия, оппозиция, социал-демократия, объединение, выборы, проект, формальная оппозиция, переход от формальной к реальной «жесткой» оппозиции.
Проект создания лояльной к власти официальной оппозиции возник в 1990-х гг., когда у властной правящей элиты появилась идея по объединению существовавших и действующих тогда в российском политическом процессе большого числа социалистических, социал-демократических партий, объединений и движений в один левоцентристский блок И.Рыбкина. По замыслу президентской администрации это объединение должно было привлечь на свою сторону электорат, традиционно поддерживающий КПРФ и тем самым ослабить ее позиции и влияние [1]. Тогда этот проект не удалось осуществить, но в дальнейшем правящая элита многократно предпринимала попытки создать в России двухпартийную систему по англо-американскому образцу.
Участие в политической жизни России существовавших с 1990-х годов многочисленных политических партий и движений левого толка и социалистической направленности завершилось к середине 2000-х годов. Для большего числа зарегистрированных и действующих в тот период партий, движений и объединений характерной особенностью была их малочисленность, раздробленность и нежизнеспособность. Данные участники политической жизни не представляли собой значимой и весомой силы, кроме того, у этих в достаточной степени маргинальных партий не было возможности стать мощным оппозиционным движением в противовес КПРФ. Правящая элита успешно реализовала не удавшийся до этого проект создания объе-