Особенности и культура межнационального общения студентов Рыбницкого филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
Peculiarities and culture of interethnic communication of students of the Rybnitsa branch of the Transnistrian State University. T.G. Shevchenko
Жоган Е.В.
студентка
филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко г. Рыбница, Приднестровье
Zhogan E. V. student
Branch of the PSU im. T.G. Shevchenko t. Rybnitsa, Transnistria
Научный руководитель Павлинова И.В. ст. преподаватель
Scientific adviser Pavlinova I. V.
senior teacher
Аннотация.
В статье рассмотрена проблема формирования культуры межнационального общения, выявлены особенности взаимодействия в студенческой среде, определён уровень культуры общения студентов РФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко, ссылаясь на такие аспекты, как: национальность, пол, возраст.
Annotation.
The article considers the problem of formation of the culture of interethnic communication, identifies the features of interaction in the student environment, the level of the culture of communication between students of the Russian Federation at the Pavlodar State University is determined. T.G. Shevchenko, referring to such aspects as: nationality, gender, age.
Ключевые слова: культура, межнациональное общение, студенты, особенности, национальность.
Key words: culture, interethnic communication, students, features, nationality.
Одной из особенностей современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, которое предполагает объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью взаимозависимостей и форм взаимодействия. Часто можно услышать такие слова, как: «межнациональное общение», «толерантность», «народы», «терпимость». Межнациональное общение стало одним из главных элементов социальной реальности.
Межнациональные отношения - представляют собой отношения между людьми, форму их личностного общения, связи и восприятия друг друга. Зачастую межнациональным отношениям свойственна эмоциональная окрашенность и выраженная субъективная избирательность. [1]
Приднестровская Молдавская Республика является многонациональным государством. Этническое большинство в ПМР составляют: украинцы (28,8%), русские (30,3%) и молдаване (31,9%). Это учитывается и в развитии системы образования в филиале ПГУ им. Т.Г. Шевченко в ПМР. Так, в нашем государстве на равноправной основе функционируют такие языки, как: русский, молдавский и украинский.
В стремлении к снижению напряжения в межкультурных отношениях краеугольным камнем становится формирование культуры межнационального общения студенческой молодёжи, так как именно эта категория населения наиболее восприимчива к колебаниям общественного мнения, обладает самой высокой степенью мобильности, чаще подвержена вспышкам агрессии, не всегда имеет сложившееся, устойчивое представление о мире в целом и о своей роли в жизни общества и государства. [2]
Известно, что формирование культуры межнационального общения — это целенаправленный, организованный процесс формирования у личности интернационалистских убеждений и чувств.
С педагогической точки зрения культура межнационального взаимодействия, где в роли субъекта представлены студенты, является формой выражения и личностной культуры, обусловленной
непосредственным влиянием культурной среды, в которой не последнюю роль выполняет педагогическая деятельность.
Обоснование формирования культуры межнационального общения находится в содержании процесса обучения в вузе, уровне воспитания гуманистических качеств личности студентов, общей образованностью, опытом межнационального взаимодействия. Выделяют такие факторы формирования культуры межнационального общения, как:
1. Социальные;
2. Педагогические;
3. Социально-педагогические;
4. Психолого-педагогические. (Приложение 1) [3,4]
Ранее (2010г.) в нашем филиале (РФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко) уже проводилось исследование национальных особенностей студентов трёх наиболее многочисленных национальностей, а также их отношение к учебе.
Особенности студентов-украинцев:
В учебе украинцы целеустремлены, надежны, трудолюбивы и аккуратны. Они всегда стремятся добиться успехов, чтобы быть в числе лучших.
Особенности студентов русской национальности:
Студенты с чувством высокой ответственности относятся к учебе, легко адаптируются в новых условиях. Они верные товарищи и друзья, как правило, верны слову. В преподавателях ценят личный пример, профессиональную компетентность, справедливость, единство слова и дела.
Особенности студентов - молдаван:
Молдаване исключительно отзывчивы на все новое. Как правило, они общительные, подвижные, трудолюбивые и ответственные. Студенты - молдаване очень добродушные и отзывчивые люди. [5]
Однако, мы решили изучить особенности и культуру общения студентов различных национальностей на примере нашего филиала, и в этом заключается новизна данного исследования.
В проводимом исследовании рассматривался следующий аспект: особенности культуры межнационального взаимодействия и уровень сформированное™ данного качества у студентов РФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Согласно данным на начало 2016-2017 учебного года, в Рыбницком филиале Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко на дневном отделении обучаются представители таких национальностей, как: украинцы, русские, молдаване и другие национальности (болгары, гагаузы, поляки, армяне).
Рисунок 1. Процентное соотношение национальностей в ВУЗе
Для определения особенностей межнационального взаимодействия мы провели анкетирование среди студентов бакалавриата и магистратуры (РФПГУ им. Т.Г.Шевченко) разных национальностей (Приложение 2). Среди опрошенных студентов 72% - представительницы женского пола и 28% -представители мужского. Были опрошены обучающиеся разных возрастных категорий (17-19 лет - 42%; 20-21 год - 46%; 22-24 года - 12%).
Студентам предлагалось ответить на 21 вопрос (правильный, на их взгляд, ответ необходимо было обвести, а в некоторых случаях ответы следовало пояснить).
Основными критериями дифференцирования студентов являлись: национальность, пол и возраст (Приложения: 3,4,5). В статье приведён анализ вопросов (№8, 11, 13, 15, 19, 21) данной анкеты. На основании результатов анкетирования можно утверждать, что в ВУЗе межнациональное взаимодействие находится на
высоком уровне. Это подтверждает тот факт, что на вопрос: «Как вы относитесь к представителям других национальностей?», большинство опрошенных студентов ответило «хорошо» (украинцы - 91%, русские - 90%, молдаване - 100%, другие национальности - 100%), «терпимо» ответили лишь (украинцы - 9% и русские - 10%), никто из студентов не ответил «с недоверием» и «стараюсь не общаться».
Следует отметить, что студенты нашего ВУЗа активно и охотно взаимодействуют с представителями других национальностей. Это доказывают данные: украинцы - 55%, русские - 68%, молдаване - 93%, другие национальности - 100%. При общении многие студенты не обращают внимание на национальность, а только на личностные качества человека (украинцы - 45%, русские - 26%, молдаване - 7%). Так для большинства студентов национальность других людей не имеет особого значения (украинцы - 70%, русские - 61%, молдаване - 71%, другие национальности - 100%). Для другой части респондентов национальность человека играет роль, но они отмечают, что всё зависит от самого человека (24% представителей украинцев, 26% -русских и 29% - молдаван).
Студентам нашего филиала также предлагалось оценить межнациональные отношения в ВУЗе. Большая часть опрошенных оценила межнациональные отношения в нашем учебном заведении, как «хорошие» (украинцы - 52%, русские - 52%, молдаване - 64%, другие национальности -67%). Небольшая часть студентов ответила: «нормальные» (45% - представители украинской национальности, 45% - русской, 29% - молдавской, 33% - других национальностей). «Хотелось бы лучше» - ответили по 3% представителей украинской и русской национальностей и 7% молдавской.
Очень важным является тот факт, что на вопрос: «Ощущаете ли вы на себе дискриминацию по национальному признаку) все единогласно ответили- «нет» (украинцы - 100%, русские - 100%, молдаване -100%, другие национальности - 100%).
Значительная часть студентов испытывает интерес к народам других национальностей, проявляет желание с ними общаться и обмениваться опытом. Подтверждая данную точку зрения, отметим, что на вопрос «Хотели бы вы иметь межнациональный круг общения?» большая часть представителей всех национальностей ответили положительно (украинцы - 88%, русские - 87%, молдаване - 100%, другие национальности - 100%).
В ходе исследования нами также были проанализированы ответы (на те же вопросы) студентов разной половой принадлежности и возраста. Стоит отметить, что и студенты женского и мужского пола весьма уважительно относятся к представителям других национальностей (женщины - 97%, мужчины - 83). Тем не менее женщины охотнее идут на контакт с носителями различной культурной принадлежности (женщины -74%, мужчины - 52%).
Для большей части студентов национальность других людей не играет особой роли (женщины - 67%, мужчины - 70%); национальность имеет значение лишь для 17% мужчин и 3% женщин. Остальные же полагают, что выстраивание правильных отношений зависит от личностных качеств людей (женщины - 30%, мужчины - 13%).
Межнациональные отношения в ВУЗе были оценены в основном как «хорошие»: (женщины - 59%, мужчины - 44%) и «нормальные»: (женщины -38%, мужчины - 52%). Межнациональный круг общения хотелось бы иметь как представительницам женского пола (93%), так и представителям мужского (83%); отрицательно ответили лишь 7% женщин и 17% мужчин, из чего следует, что студенты женского пола более приветливы и открыты для общения, нежели студенты мужского пола.
Говоря о влиянии возраста на уровень развития культуры межнациональных отношений в студенческой среде, можно выявить следующую тенденцию: чем старше студент, тем выше у него уровень культуры межнациональных отношений. Так, на вопрос «Как вы относитесь к представителям других национальностей?» большинство студентов всех возрастных категорий ответили «хорошо», но можно заметить, что в 17-19 лет это 88% опрошенных, в 20-21 год - 95%, а в 22-24 года все 100%.
Выявлено, что с возрастом студенты охотнее общаются с представителями других народов (17-19 лет -62%, 20-21 год - 70%, 22-24 года - 80%), менее существенным для них становится тот факт к каким национальностям принадлежат их знакомые и собеседники (17-19 лет - 62%, 20-21 год - 70%, 22-24 года - 80%). В более старшем возрасте все большее количество студентов предпочитает иметь межнациональный круг общения (17-19 лет - 85%, 20-21 год - 92%, 22-24 года - 100%).
Таким образом, нашим исследованием подтверждается тот факт, что вопросы, касающиеся межнациональных отношений в студенческой среде весьма актуальны. Нашему государству 26 лет, а это значит, что на сегодняшний день выросло новое поколение, которое воспитывается в этом многонациональном обществе, где прописано равенство прав людей всех национальностей. Наш Университет является поликультурным образовательным пространством: в нем преобладает смешанный национальный состав, а это в свою очередь способствует развитию межнационального взаимодействия.
Приложения доступны по адресу http://sciff.ru/pril 1
Список используемой литературы:
1. Абэлян В.Х. Национальное самосознание субъектов образовательного процесса и межнациональные отношения. - Майкоп, 1995.
2. Гасанов Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе// Педагогика. 1994. № 5.
3. Магомедова З.Ш. Формирование культуры межнационального общения студентов. Rusnauka.com [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/2 KAND 2013/Pedagogica/3 125328.doc.htm
4. Матвеева О.В. Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов. -М.,1998.
5. Павлинов И.А., Павлинова Е.И. Интеграция национальных особенностей и культуры славянских народов в вузовской среде Приднестровья // Вестник Славянских ВУЗов. №2. 2010.