Научная статья на тему 'Особенности художественных решений скульптурного и лепного декора санаториев Юга России «Сочи» и «Руссия» периода 1940-1950-х гг'

Особенности художественных решений скульптурного и лепного декора санаториев Юга России «Сочи» и «Руссия» периода 1940-1950-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
429
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРИИ ЮГА РОССИИ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР / ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Евгения Сергеевна

В статье впервые рассматриваются стилевые особенности архитектурного декора санаториев «Сочи» г. Сочи и «Руссия» г. Ялта как ярких образцов здравниц Юга России периода 1940-1950-х годов. Излагается авторский взгляд на особенности использования художественно-декоративных элементов фасадов, представленных в данных санаторных комплексах (внешние экстерьерные формы, скульптурные и лепные декоративные элементы), а также проводится их сравнительный анализ. Автор выявляет наиболее значимые атрибуты, формы, символы декора, скульптуры, представленные в архитектуре санаторных ансамблей, дает характеристику художественно-смысловой и эпохальной нагрузки архитектурной композиции исследуемых санаториев. Установлены стилевые принадлежности как симбиоз классицистического и советского архитектурного наследия в постройках рекреационного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности художественных решений скульптурного и лепного декора санаториев Юга России «Сочи» и «Руссия» периода 1940-1950-х гг»

References

1. Gavrjushkin A.V. Information and orientation aspects of design of the urban environment: avtoref. sinopsis of thesis ... PhD (architecture). Moscow, 2010.

2. Sless D. Learning and visual communication. NY, 1981.

3. Buzinova A.A. The visual PR-text in management of public communications: sinopsis of thesis ... PhD (filolog.): 10.01.10. Saint Petersburg, 2014.

4. Meggs P.B. Type and Image / P.B. Meggs. NY: Van Nostrand Reinhold Inc., 1992.

5. Belko T.V., Dljasin D.G. Font and the image in the history of visual communications // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2010. № 3 (12).

6. Rodkin P. Vizual'nye kommunikacii - eto? [Visual communications are?] URL: http ://www.prdesign.ru/text/2010/visualcommunications

УДК 72.04:711.455(470-13) Е.С. ШИНТЯПИНА

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ СКУЛЬПТУРНОГО И ЛЕПНОГО ДЕКОРА САНАТОРИЕВ ЮГА РОССИИ «СОЧИ» И «РУССИЯ» ПЕРИОДА 1940-1950-Х ГГ.

Шинтяпина Евгения Сергеевна, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 18), shyntyapina@gmail.com

Аннотация. В статье впервые рассматриваются стилевые особенности архитектурного декора санаториев «Сочи» г. Сочи и «Руссия» г. Ялта как ярких образцов здравниц Юга России периода 19401950-х годов. Излагается авторский взгляд на особенности использования художественно-декоративных элементов фасадов, представленных в данных санаторных комплексах (внешние экстерьерные формы, скульптурные и лепные декоративные элементы), а также проводится их сравнительный анализ. Автор выявляет наиболее значимые атрибуты, формы, символы декора, скульптуры, представленные в архитектуре санаторных ансамблей, дает характеристику художественно-смысловой и эпохальной нагрузки архитектурной композиции исследуемых санаториев. Установлены стилевые принадлежности как симбиоз классицистического и советского архитектурного наследия в постройках рекреационного назначения.

Ключевые слова: санатории Юга России, рекреационный комплекс, советская архитектура, архитектурный декор, художественно-декоративные элементы.

UDC 72.04:711.455(470-13) Е^. SHYNTYAPINA

FEATURES OF ART SOLUTIONS OF A SCULPTURAL AND PLASTIC DÉCOR IN THE SANATORIUM OF THE SOUTH OF RUSSIA - «SOCHI» AND «RUSSIYA» OF THE PERIOD of 1940-1950-TH.

Shyntyapina Evgenia Sergeevna, graduate of the Saint Petersburg state university of industrial technologies and design (Saint Petersburg, B. Morskaia, 18), shyntyapina@gmail.com

Abstract. In the article are first examined the stylish features of architectural decor of sanatoriums «Sochi» in the city Sochi and «Russiya» in the city Yalta, as bright content standards of health-resorts in the South of Russia of the period 1940-1950th. An authorial look is expounded to the features of the use of artistically-decorative elements of the facades, presented in these sanatory complexes: external exterior forms, sculptural and sculptured decorative elements, and also their comparative analysis are conducted. An author exposes the most meaningful attributes, forms, symbols of decor, sculptures presented in architecture of sanatory ensembles, gives description of the artistically-semantic and epochal loading of architectural composition of the investigated sanatoriums. Stylish belonging is set, as symbiosis of classical and soviet architectural heritage is in building of the recreational setting. Keywords: sanatoriums of South of Russia, recreational complex, soviet architectures, architectural decor, artistically-decorative elements.

Общие для советского планирования, проектирования и строительства тенденции и принципы явились основой для системного развития курортов, что отражало единство архитектурных задач и решений в послевоенный период. Возведение санаториев на Юге России в 1940-1950-е гг. было сопряжено с созданием в стране единого стилевого решения как для архитектуры, так для декора и скульптуры. Проекты санаторных комплексов имели целостный стилевой облик - общность художественных приемов и декоративного убранства, выраженная в использовании определенной типологизации символических и знаковых структур. Внутри варьировались лишь детали: принадлежность к определенной территориально-ландшафтной местности или символические характеристики данного региона.

На современном этапе проведено немало исследований, подтверждающих интерес к архитектурному наследию советского периода, т.н. сталинскому ампиру. Большинство авторов рассматривают основные направления становления советской архитектуры: с точки зрения определенной типологизации стилевых решений - Н.П. Былинкин [1], социально-идеологической направленности - В.Н. Востриков [2, с. 237], вопросы анализа форм и символов сталинского неоклассицизма - О.А. Зиновьева [3], А.В. Рябушкин [4], процесс формирования градостроительных, архитектурных и декоративных принципов через призму социальных преобразований ХХ века - А.Н. Душкин [5], S. Fitzpatrick [6]. Отдельно выступает анализ эволюции взглядов советских зодчих на использование декоративно-художественных элементов различных стилевых направлений в сталинской архитектуре: А.В. Иконников [7].

Существует интерес исследователей к рассмотрению тенденций в развитии архитектуры данного периода. Однако также было отмечено, что изучение особенностей художественно-декоративных элементов архитектуры санаторных комплексов Юга России 1940-1950-х гг. в работах исследователей до сих пор не проводился.

Проекты рекреационно-оздоровительных комплексов отражают общую направленность развития архитектуры послевоенного периода: поиск новой интерпретации классических принципов, переосмысление традиций прошлого, внедрение новых экономичных решений, современных строительных технологий и материалов, новых методов проектирования.

В середине ХХ в. активное санаторное строительство развернулось в городах Юга России, в частности в г. Сочи и г. Ялте. Санаторные комплексы являли собой симбиоз архитектурных стилей, созданных путем экспериментальных поисков советских архитекторов. Взяв за основу исторические, мифологические, советские образы, наполненные символическим прочтением эпохи, архитекторы представляли в экстерь-ерах зданий санаторных комплексов гармоничное, целостное решение, раскрывая красоту и многообразие форм [8].

Объектами поиска и нахождения заимствований в санаторном строительстве выступили два рекреационных комплекса: санаторий «Сочи» (1947 г., архитектор Ф.Р. Ко-зюрин) в г. Сочи и санаторий «Руссия» («Россия», 1950 г., архитектор И.Г. Кузьмин) в г. Ялте. Для изучения экстерьерных заимствований автором эти санатории выделены не случайно, поскольку представляют собой яркие образцы рекреационного строительства Юга России, расположены в похожих территориально-ландшафтных характеристиках и созданы в один исторический период.

Повторяющиеся на зданиях комплексов детали и символы, тиражирование и заимствование рельефов и форм обусловлены наличием централизованного плана проектирования и строительства санаториев.

При сравнении экстерьерного декора санаторных комплексов обращают на себя внимание формы, воспроизводимые не только на зданиях санаториев, но и повсеместно на фасадах построек другого назначения. Один из значимых приемов советских архитекторов - расположение декорированной формы, художественного ряда, орнаментальной композиции под карнизом на консолях или свободно парящими между карнизом и

оконными проемами. Такую композиционно-образную структуру можно выделить на здании главного корпуса санатория «Сочи».

Здесь скульптурно выделяются имитированные ликторские связки или пучки, гирлянды, сочетания венков из дубовых ветвей и лент, медальоны, сандрики, орнаментальные раппорты оконных узоров. Главный акцент - раппортные узоры из сложных цветочных и фруктовых гирлянд, венков, советской символики (рисунок 1).

Рис. 1. Орнаментальный раппортный узор на главном корпусе санатория «Сочи» в г. Сочи, архитектор Ф.Р. Козюрин, 1947.

Композиционный ряд, украшающий экстерьер зданий санатория «Руссия» отличается. Декорированное убранство главного корпуса весьма аскетично, однако орнаментальный ряд все же присутствует, представляя собой отдельно расположенные композиции, изображающие гирлянды и рога изобилия, полные характерных для южных территорий фрукт, виноградных гроздей, венка из колосьев пшеницы, оплетенного лентами (рисунок 2).

Рис. 2. Декор на фасаде главного корпуса санатория «Руссия» в г. Ялте,

архитектор И.Г. Кузьмин, 1950 г.

Сравнивая композиции орнаментальных узоров, расположенных между карнизом и оконным проемом, в верхней экстерьерной группе можно сказать, что главенствующее положение занимают символы плодородия, которые представлены в виде характерных для южных территорий культур. Что же касается элементов декорирования, то здесь доминирующими выступают используемые повсеместно ленты и гирлянды, витиеватость которых придает экстерьеру здания одновременно лаконичность и некую романтичность, лепные декорированные узоры выдвигаются на первый план.

Еще один часто применяемый прием - расположение декорированных форм и скульптур на вершине зданий. В рассматриваемых санаториях интересны детали как важный элемент для сравнения двух построек: скульптурные формы, расположенные на верхней части выступающей вперед полукруглой ротонды главного корпуса санатория «Сочи», и акротерия, на вершине портика и фронтона фасада главного корпуса санатория «Руссия». Полукруглая ротонда центрального корпуса санатория «Сочи» завершается балюстрадой, опоясывающей ротонду по периметру и состоящей из симмет-

рично повторяющихся балясин, с рядом стилизованных вазонов, напоминающих античные сосуды (рисунок 3).

Рис. 3. Вазоны на вершине главного корпуса санатория «Сочи» в г. Сочи,

архитектор Ф.Р. Козюрин, 1947.

В санатории «Руссия» над фронтоном портала возвышается акротерий, состоящий из скульптурной композиции, в основу которой вошли стилизованные символы морской жемчужной раковины (выполненной на основе греческой пальметты), пятиконечной звезды, листьев аканта, орнаментально украшенных модульонов. Центром композиции акротерия является пятиконечная звезда, находящаяся в центре жемчужной раковины. Морская раковина, сравнимая с пальметтой, поддерживается у основания большими по объему акантовыми листьями, изгибом и направлением напоминающими витиеватость морских волн.

Акант представляет собой два тугих вертикально-извилистых пучка листьев, формирующих центральную часть памятника, которые в свою очередь овивают изгибами реалистично переданные волюты, выступающие основой скульптурной композиции. Листья проработаны скульптурно, как и крутые прорезные волюты, сопровождаемые тугими стволиками аканта. Ветви аканта и волюты симметричны друг другу, не соприкасаясь, они оставляют место для жемчужной раковины и пятиконечной звезды. Между треугольником на вершине фронтона и акротерием расположены два модульо-на, представляющие собой завершающие элементы в скульптурном убранстве. Художественные формы модульонов извиваются, повторяя изгиб акантовых листьев и волют. В целом рассматриваемая композиция поддерживает единый изобразительный мотив, являя гармоничный орнаментально-графический и пластический образ. Акроте-рий занимает центральное положение на фасаде. Композиция симметрична и повторяется на северном и южном фасадах здания, выступая доминантой скульптурного декора (рисунок 4).

Рис. 4. Акротерий над фронтоном портала главного корпуса санатория «Руссия», г. Ялта. Архитектор И.Г. Кузьмин, 1950 г.

Фигуративная декоративная пластика в художественном своеобразии архитектуры санаторных комплексов не обходится без ордеров, выступающих основным элементом в декорированном убранстве корпусов. Наиболее часто в архитектуре санаториев встречается ионический ордер. Он представлен в виде уплощенного рельефа, увенчивая собой капители пилястр и объемного рельефа на капителях цилиндрических колонн. Композиция ионического ордера включает соединение классицистического образа с тенденциями советского времени - характерными символами той или иной территориально-ландшафтной местности.

Говоря о символах, изображенных в рельефе ионического ордера, стоит обратить внимание на лепные украшения на зданиях санаторного комплекса «Руссия». Здесь классический ионический ордер соединяется с цветочными гирляндами, овивающими волюты. Изящные, вьющиеся листья и бутоны добавляют декоративному убранству многогранность, неповторимость, объем. Капители, украшенные цветочными гирляндами, представлены в виде пилястр, лепной рельеф которых обрамляет окна административного корпуса.

Ионический ордер в санатории «Руссия» встречается также на капителях колонн античной беседки, венчающей южный фасад главного корпуса. Здесь ордер не дополнен другими элементами, представляя собой классический образец ионической ордерной композиции.

Строгий ионический ордер украшает и первый этаж галереи главного корпуса санатория «Сочи», сочетаясь на втором и третьем этажах с коринфским ордером, выполненным в классической манере. Композиция ионического ордера в центральном корпусе санатория «Сочи» упрощена, представляет собой классический образец ордерной конструкции - ее профиль составляют два валика и выкружка, гладкие по объему, не украшенные заимствованными элементами или скульптурой. Главный и спальные корпуса объединены арочными галереями, окаймленными с двух сторон колоннами, увенчанными ионическим и коринфским ордерами. В санатории «Руссия» декорированные ордерные композиции в арочных проемах не задействованы.

На фасадах корпусов в качестве мотива, служащего для оживления поверхности стены, применены ниши, соразмерные окнам, в их пространстве размещены женские фигуры. В санатории «Сочи» в качестве женской фигуры выступает девушка с мячом, представленная в легком платье. Прототипами скульптурных фигур, демонстрирующих спортивный инвентарь и спортивное телосложение, для советских архитекторов и скульпторов являлись атлеты античного времени. Именно в период античности впервые были использованы сложные повороты, ракурсы, при помощи которых мастерам удавалось воплотить достоверное отображение движения мускулатуры тела атлета.

В санатории «Руссия» женская фигура представлена в другом образе. В неглубокой нише на постаменте из декорированного волютами и акантовыми листьями моду-льона находится скульптура обнаженной античной богини. Фигура ее идеализирована, образ обладает человеческими чертами - поза расслаблена, взгляд отвлечен, на лице мягкая улыбка. Предположительно перед нами аллегорический сюжет - богиня Афродита выходит из пены морских волн (изгиб морской волны олицетворяет модульон).

Анализ основных декоративных и скульптурных элементов позволил выделить ряд существенных сходств и различий. Стилистика декора и скульптуры в санатории «Сочи» находится на стыке синтеза заимствованных античных идеалов и элементов, характерных только для архитектуры советского неоклассицизма. Сочетая атрибуты триумфа с символами труда народной советской жизни, группа скульпторов создает новые пластические формы, хорошо вписанные в современное архитектурное пространство. Пышность, богатство орнаментальных узоров, барочную многогранность можно прочитать в раппортной композиции, ордерах колонн на многоярусной конструкции центрального и спальных корпусов.

Декор санатория «Руссия» более аскетичен: орнаментальные узоры, лепнина, пластика рельефа соотнесены с античным эталоном скульптурного украшения зданий. Отсутствие пышности и нарочитости, приближение к строгости и самобытности, фигуративный характер идут от классицистических традиций. Советская атрибутика угадывается лишь в формах декора на северном фасаде здания, формируя художественную среду, свойственную культуре советского времени, соединенную с античными и классицистическими традициями.

Результаты работы свидетельствуют о закономерностях применения символики сталинского периода в экстерьерах санаторных комплексов Юга России послевоенного периода. В ходе исследования впервые были проанализированы объекты лепного и скульптурного декора, использованные в качестве художественных элементов экстерь-еров санаторных зданий. Установлены стилевые принадлежности анализируемых объектов, выявлен симбиоз классицистического и советского архитектурного наследия в фасадном декоре, что представляет научно-практический интерес для понимания и изучения особенностей развития архитектурного декора сталинского ампира в постройках рекреационного назначения.

Литература

1. История советской архитектуры 1917-1954 гг. М., 1985. 256 с.

2. Востриков В.Н. Специфика стилевого развития в советской архитектуре 19301950 гг. Известия Самарского научного центра. № 5 (37). 2010.

3. Зиновьева О.А. Символы сталинской Москвы. М., 2009. 304 с.

4. Рябушкин А.В. Этапы развития советской архитектуры. М., 1979.

5. Душкин А.Н. Архитектура 1930-1950-х годов. М., 2004. 366 с.

6. Fitzpatrick S. Everyday Stalinism. Ordinary life in extraordinary times: Soviet Russia in 1930-s. Oxford University Press, 2000.

7. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том I . М., 2001. 656 с.

8. Килессо С.К. Архитектура Крыма. Киев, 1983. 95 с.

References

1. Istoriya sovetskoy arhitektury 1917-1954 gg. [History of soviet architecture 19171954]. Moscow, 1985. 256 p.

2. Vostrikov V.N. Specificity of style development in Soviet architecture of 1930-1950 years // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra. V. 12. № 5 (37). 2010.

3. Zinovjeva O.A. Simvolyi stalinskoy Moskvy [Symbols of Stalin's Moscow]. Moscow, 2009. 304 p.

4. Ryabushkin A. Etapy razvitiya sovetskoy arhitektury [Stages of development of Soviet architecture]. Moscow, 1979.

5. Dushkin A.N. Arhitektura 1930-1950-h gg. [Architecture of the 1930-1950-th years]. Moscow, 2004. 366 p.

6. Fitzpatrick S. Everyday Stalinism. Ordinary life in extraordinary times: Soviet Russia in 1930s. Oxford University Press, 2000.

7. Ikonnikov A.V. Arhitektura XX v. Utopii i realnost [20th century architecture. Utopias and Reality]. Т. I. Мoscow, 2001. 656 p.

8. Kilesso S.K. Arhitektura Kryma [Architecture of the Crimea]. Kiev, 1983. 95 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.