Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХРУПКОГО РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РАЗНОРОДНЫХ СТАЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ХРУПКОГО РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РАЗНОРОДНЫХ СТАЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бивалькевич А. А., Батаев А. А., Буров В. Г., Батаев В. А., Хлебников С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХРУПКОГО РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РАЗНОРОДНЫХ СТАЛЕЙ»

ОСОБЕННОСТИ ХРУПКОГО РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

РАЗНОРОДНЫХ СТАЛЕЙ

А.А. Бивалькевич, А.А. Батаев, В.Г. Буров, В.А. Батаев, С.В. Хлебников

С 1996 года в России освоено серийное производство сварных железнодорожных крестовин. Зарубежный опыт показал, что применение процесса сварки для соединения крестовины, отлитой из стали Гадфильда, и примыкающих к ней рельсов из высокоуглеродистой стали, позволяет повысить срок службы стрелочных переводов, уменьшить затраты на их текущее содержание и снизить расход высокомарганцовистой стали.

Соединение крестовины из стали 110Г13Л с рельсовыми окончаниями является одной из наиболее ответственных зон стрелочного перевода. Способ соединения указанных элементов заключается в контактной стыковой сварке методом пульсирующего оплавления. Такой способ сварки ускоряет нагрев деталей и существенно уменьшает машинное время процесса. Высокомарганцовистая сталь относится к числу трудносвари-ваемых, поэтому сварка ее с рельсовой сталью производится через промежуточную вставку из хромоникелевой стали 12Х18Н10Т. Этот материал хорошо сваривается как со сталью 110Г13Л, так и с рельсовой сталью М76 [1-4]. Главная проблема, возникающая в процессе сварки, связана с образованием трещин. Возникают эти дефекты между рельсовой сталью и хромоникелевой вставкой. Количество бракованных изделий даже в пределах 5 - 7 % приводит к значительным убыткам. Проведенные исследования показали, что основной причиной разрушения сварного соединения является мартенсит, образующийся в переходной зоне в процессе сварки. В работе приведены результаты исследований сварных элементов стрелочных

переводов производства Новосибирского стрелочного завода.

Исследования сварного соединения проводили на оптическом микроскопе Ш 2Е и микротвердомере ПМТ-3. Испытания по схеме «трехточечный изгиб» выполняли на прессе МИИМ 2500-К на Новосибирском стрелочном заводе. Фрактографические исследования разрушенных образцов проводились на микроскопе ЬЕ0420, микрорентге-носпектральный анализ выполняли на рентгеновском микроанализаторе типа JXA-5A УЕОЦ.

Сталь Гадфильда и хромоникелевая вставка относятся к одному структурному классу (обладают аустенитной структурой), поэтому их соединение не вызывает особых проблем. Сварной шов получается достаточно ровным, без каких-либо дефектов. Косвенно об этом свидетельствуют результаты измерения микротвердости в переходной зоне (рисунок 1). Сталь Гадфильда обладает характерной зеренной структурой аустенита, преимущественно свободной от карбидов. В некоторых случаях в стали 110Г13Л наблюдаются зернограничные карбиды и карбиды игольчатой формы. Такая структура является нежелательной и, по всей видимости, связана с нарушением технологии термической обработки сварного соединения.

Рельсовая и хромоникелевая стали относятся к различным структурным классам и значительно отличаются по содержанию легирующих элементов. В процессе сварки в приграничной зоне сварного шва возникают локализованные закаленные зоны и участки в виде сплошной мартенситной прослойки (рисунки 2 - 4).

-500 -450 -400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450

Рисунок 1 - Микротвердость сварного шва между хромоникелевой вставкой

и сталью Гадфильда

ОСОБЕННОСТИ ХРУПКОГО РАЗРУШЕНИЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РАЗНОРОДНЫХ

СТАЛЕЙ

(Рельс. сталь в исходн. состоянии)

, Перех.зона

о

■чГ

о

см (

Аустенит

(сталь 12Х18Н10Т в исх.

состоянии)

Сталь 12Х18Н10Т

Рисунок 2 - Схема строения сварного шва между рельсовой сталью и хромоникелевой вставкой

Рисунок 3 - Закаленные участки в околошовной зоне (со стороны рельсовой стали)

I I I I Я 1 1

А л

/ А

1 I л

«г л л л У \ ) Г У Л Г

У J V г /

Вид гра има ница N ч/

с варного шва

Рисунок 4 - Мартенситная прослойка в околошовной зоне (со стороны хромоникелевой стали)

Исследования микротвердости полностью подтверждают результаты металлографии. Уровень микротвердости локализованных зон достигает 4500 - 6000 МПа, сплошной мартенситной прослойки - 4000 - 5000 МПа (рисунок 5). Для оценки качества сварного соединения были проведены испытания на статический поперечный трехточечный изгиб. В процессе нагружения образцы разрушались по сварному шву между рельсовой и хромоникелевой сталями. Полученный излом характеризуется металлическим блеском и является практически гладким (рисунок 6), что свидетельствует о его хрупком характере. Причина такого разрушения - наличие хрупкой высокопрочной структуры в сварном шве. Для уточнения химического состава структур, образующихся в переходной зоне в процессе сварки, был проведен микрорентгеноспек-тральный анализ образцов в направлении, перпендикулярном линии сварного шва (рисунок 7). По характеру распределения кривых

-500 -450 -400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Расстояние от сварного шва, мкм

Рисунок 5 - Микротвердость сварного шва между рельсовой сталью и хромоникелевой вставкой

можно выделить три участка: хромоникеле-вая сталь, переходная зона и рельсовая сталь. В рельсовой стали наблюдается несколько пиков по содержанию никеля и хрома (с одновременным снижением содержания железа). Появление этих пиков связано с прохождением зонда по локализованным закаленным зонам. Таким образом, образование зон объясняется диффузией хрома и никеля в процессе сварки из хромоникелевой вставки в рельсовую сталь. В зоне видимой границы раздела наблюдается значительный всплеск содержания углерода, что еще более способствует охрупчиванию мартенситной прослойки. Важное значение имеют результаты, отражающие распределение титана. В хромоникелевой стали наблюдаются значительные всплески его содержания. Химический анализ показал, что титан содержится в стали в виде сульфидов (рисунок 8).

500

А.А. БИВАЛЬКЕВИЧ, А.А. БАТАЕВ, В.Г. БУРОВ, В.А. БАТАЕВ, С.В. ХЛЕБНИКОВ

Рисунок 6 - Излом сварного соединения, полученный при испытаниях на статический трехточечный изгиб

Рисунок 8 - Хрупкие включения сульфида титана в хромоникелевой стали

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в сварных соединениях железнодорожных крестовин с рельсовыми окончаниями имеются зоны, снижающие трещиностойкость материала. В процессе сварки рельсовой и хромонике-левой сталей в переходной зоне возникает высокохрупкая мартенситная структура. Она обеспечивает высокий уровень внутренних напряжений, способных привести к катастрофическому разрушению сварного соединения. Свойства мартенситной прослойки в разных сварных соединениях (или даже в пределах одного образца) отличаются. Чем выше уровень микротвердости мартенсита, тем более негативно его воздействие. Установлено, что приемлемый уровень микротвердости мартенсита, обеспечивающий достаточную надежность сварного шва, составляет HV < 4000 МПа. На качество сварного соединения отрицательно влияет наличие хрупких включений сульфида титана. Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости усовершенствования технологии стыковой контактной сварки с целью повышения трещиностойкости сварных швов и повышения надежности стрелочных переводов.

Рисунок 7 - Результаты микрорентгенос-пектрального анализа сварного шва между рельсовой и хромоникелевой сталями

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин И.З. Сварные рельсы и стрелочные переводы // Путь и путевое хозяйство. -2000. - № 12. - С. 14 - 20.

2. Никитин А.С. Контактная стыковая сварка стали Гадфильда с рельсовой сталью // Сварочное производство. - 2000. - № 9. - С. 38-40.

3. Синадский Н.А., Турбина Л.А., Генкин И.З. Сварка высокомарганцовистой и углеродистой стали // Сварочное производство. - 1993. -№ 2. - С. 10-12.

4. Синадский Н.А., Генкин И.З., Турбина А.П. Сварка крестовин с рельсами // Путь и путевое хозяйство. - 1994. - № 4. - С. 11-14.

5. Бивалькевич А.А. Надежности сварных соединений рельсовой стали со сталью Гад-фильда// Материалы докладов региональной научной конференции молодых ученых «Наука. Технология. Инновации». Ч. 2. - Новосибирск: Изд-во НГТУ.- 2003. - С. 124-25.

6. Бивалькевич А.А. Выявление причин разрушения сварного соединения крестовины из стали Гадфильда с рельсовыми окончаниями// Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Наука. Промышленность. Оборона». - Новосибирск: Изд-во НГТУ.- 2004. - С. 135.

Новосибирский государственный технический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.