Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015
УДК 614.88:615.212.7.014.4:666.9.059
ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НАРКОТИЧЕСКИХ АНАЛЬГЕТИКОВ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
П.В. Олийнык, Б.П. Громовик
Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого, г. Львов
FEATURES OF STORAGE AND TRANSPORTATION OF NARCOTIC ANALGESICS IN CONDITIONS OF EMERGENCY SITUATIONS
P.V. Oliynyk, B.P. Hromovyk
L’viv National Medical University by Danylo Halytskyy, L’viv E-mail: [email protected]
Проведен анализ современного состояния нормативно-правовой базы, которая касается использования наркотических анальгетиков в учреждениях здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Разработаны рекомендации по адаптации требований к хранению и транспортировке наркотических анальгетиков в условиях чрезвычайных ситуаций, путем внесения дополнений в Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» и Приказа Министерства внутренних дел Украины № 216 от 15.05.2009 года «Об утверждении требований к объектам и помещениям, предназначенным для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».
Ключевые слова: наркотические
анальгетики, чрезвычайная ситуация, лечебное учреждение, приспособленное помещение.
Анализ ликвидации медицинских последствий известных чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени свидетельствует о возможности одновременного поступления в медицинские учреждения значительного количества пострадавшего населения. Основное ко-
The article performs the analysis of the current state regulatory-legal framework relating to the use of narcotic analgesics in health care institutions in emergencies peace and wartime.
There are developed recommendations for adapting the requirements for storage and transportation of narcotic analgesics in emergency situations by making amendments to the Law of Ukraine “About narcotic drugs, psychotropic substances and precursors” and to the Order of Ministry of Internal Affairs of Ukraine from 15.05.2009 № 216 “About approval of requirements to objects and spaces intended for the implementation of turnover activities in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors”.
Keywords: narcotic analgesics, emergency situation, hospital, suitable premises.
личество пострадавших хирургического профиля потребует адекватного обезболивания с применением наркотических анальгетиков (НА) на догоспитальном и госпитальном этапах медицинской эвакуации. Учитывая значение болевого фактора в патогенезе посттравматической
10
Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015
болезни, проведение обезболивания на раннем этапе травмы является важной мерой профилактики тяжелых нарушений функций жизненно важных органов и систем. Организация лечебно-
эвакуационных мероприятий в условиях ЧС предусматривает возможность экстренного обезболивания на месте происшествия и в транспортном средстве во время эвакуации пострадавших с места происшествия до лечебного учреждения
[7].
Срочные хирургические вмешательства в объеме квалифицированной и специализированной медицинской помощи нуждаются в значительном количестве и достаточно широком перечне НА. Хирургическая обработка обширных ранений мягких тканей конечностей и поверхности тела, торако- и лапароцентез, хирургическая обработка ран глаз, лор-органов и челюстно-лицевой области, компрессионно-дистракцион-
ный остеосинтез трубчатых костей, ампутация конечностей требуют сочетанной анестезии и премедикации с помощью внутривенного введения НА. Расход НА зависит от характера поражения и продолжительности хирургического вмешательства. Однако, в большинстве случаев, количество НА, необходимых для поддержания анестезии в первые 1-2 часа хирургического вмешательства может понадобиться в 1,5 - 3 раза больше, чем при выполнении плановых оперативных вмешательств [6].
Это свидетельствует о том, что в условиях ЧС возникнет проблема транспортировки и хранения НА в соответствии с их физико-химическими свойствами и с учетом жестких нормативнозаконодательных ограничений относительно обращения НА.
Анализ современного состояния нормативно-правовой базы, касающейся приобретения, перевозки, хранения, отпуска и использования НА в учреждениях здравоохранения и разработка рекомендаций по адаптации ее требований к хранению и транспортировке НА в условиях ЧС мирного и военного времени.
В процессе исследования использовались методы наблюдения и обобщения, синтеза и формализации, контентанализа. Предметом исследования были нормативно-правовые акты и документы, касающиеся обращения и клинического применения НА в учреждениях здравоохранения Украины.
В стационарных условиях мирного времени учреждения здравоохранения осуществляют деятельность, связанную с изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением и использованием НА, в соответствии с требованиями Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», Постановления Кабинета Министров (КМ) Украины «Порядок осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их оборотом », Постановления КМ Украины «Об утверждении порядка приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения» и Приказа Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения Украины» на основании лицензии, выданной Государственной службой по контролю за наркотиками (ГСКН).
В учреждениях здравоохранения НА должны храниться в отдельных помещениях, оборудованных в соответствии с Требованиями к объектам и помещений, предназначенных для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров утвержденными Приказом Министерства внутренних дел Украины № 216 от 15.05.2009 года [4].
Согласно требованиям этого приказа, помещения, используемые для хранения НА в учреждениях здравоохранения должны отвечать достаточно жестким требованиям: стены должны быть эквивалентны по прочности кирпичным сте-
11
Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015
нам толщиной не менее 500 мм; пол и потолок должны быть эквивалентны по прочности плите из железобетона толщиной не менее 180 мм; стены, потолочные перекрытия, полы, не отвечающие указанным требованиям, с внутренней стороны по всей площади должны быть укреплены стальными решетками. Входные двери хранилищ должны быть металлические или деревянные полнотелые, толщиной не менее 40 мм, иметь не менее двух врезанных замков.
Наркотические и психотропные лекарственные средства (ЛС) должны храниться только в замкнутых огнеупорных сейфах. Хранение прекурсоров допускается в замкнутых металлических шкафах, надежно прикрепленных к полу или стене.
Помещения, предназначенные для хранения НА, должны быть оборудованы сигнализацией, защищающей строительные конструкции периметров помещений: оконные и дверные проемы, вентиляционные каналы, тепловые вводы и другие элементы помещения, которые доступны для проникновения с внешней стороны. Двери блокируются на открывание и пролом. Окна защищаются сигнализацией на открытие и разрушения стекла с выводом сигнала "тревога" в дежурное отделение органов внутренних дел.
Учреждения здравоохранения получают НА из аптечных учреждений на основании соглашения, в котором указываются название НА, его количество, условия и сроки доставки, наличие автотранспортного средства и обязательства по охране груза во время перевозки. Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры транспортируются в учреждения здравоохранения отдельно от других ЛС, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, регулирующих их обращение в Украине. Их перевозка осуществляется только на основании документов строгой отчетности при условии хранения и сохранности груза. С аптечной базы (склада), базы специального медицинского
снабжения НА могут отпускаться исключительно субъектам хозяйствования, которые имеют соответствующую лицензию, выданную на оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [4].
Согласно требованиям действующего законодательства, в условиях ликвидации последствий ЧС предполагается эвакуация пострадавшего населения за пределы зоны ЧС и развертывания временных лечебных учреждений (ВЛУ) в приспособленных помещениях (1111) за пределами зоны ЧС: домах отдыха, школах, гостиницах и других помещениях [1]. С целью фармацевтического обеспечения пострадавшего населения в ВЛУ предполагается развертывание больничных аптек в 11 с правом экстемпорального изготовления ЛС и своевременного обеспечения ВЛУ наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами [5]. Органами местной исполнительной власти, руководителями региональных, районных и местных органов управления системы МЗ Украины проводится заблаговременная подготовка к развертыванию ВЛУ и аптек в 11 согласно плану их размещения за пределами прогнозируемой зоны ЧС. С этой целью должны быть выделены здания (отдельные помещения), которые пригодны для развертывания ВЛУ и аптек. Они должны быть изолированы, обеспечены централизованным отоплением, водоснабжением, канализацией, силовым электрокабелем и телефонной связью.
Однако, результаты анализа современного состояния нормативно-правовой базы, которая касается требований по перевозке, хранению, отпуску и использованию НА в учреждениях здравоохранения, свидетельствуют о невозможности их выполнения в условиях ЧС мирного и военного времени по следующим причинам:
1) Действующим законодательством не предусмотрена возможность получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и
12
Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015
прекурсоров ВЛУ и аптечными учреждениями, предназначенными для развертывания в 1111 в условиях ЧС без полного выполнения организационных, квалификационных и других специальных лицензионных требований.
2) Отсутствие лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров исключает заключение соглашения о сроках доставки и обязательства по охране НА во время транспортировки в ВЛУ и аптечных учреждений, развернутых в 11 в условиях ЧС.
3) Развертывание ВЛУ и аптечных учреждений в 11 будет проводиться в условиях острого дефицита времени и ограниченных материальных ресурсов, что не позволит выполнить в полном объеме требования к помещениям, предназначенным для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Украины № 216 от 15.05.2009 года.
На основании результатов проведенных исследований установлено, что часть 4 статьи 8 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» требует внесения дополнения следующего содержания: «Использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, необходимых для оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения во временных лечебных учреждениях и других медицинских формированиях Г осударственной службы медицины катастроф в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется без лицензии в порядке, установленном соответствующим Центральным органом исполнительной власти по согласованию с Государственной службой Украины по контролю за наркотиками».
Требования к объектам и помещениям, предназначенным для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденные Приказом Министерства внутренних дел Украины № 216 от 15.05.2009 года (пункт 2.1.3), требуют внесения дополнений следующего содержания: «Помещения, используемые для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров во временных лечебных и аптечных учреждениях, развернутых в приспособленных помещениях для оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, должны отвечать следующим требованиям: стены должны быть эквивалентны по прочности кирпичным стенам толщиной не менее 200 мм; пол и потолок должны быть эквивалентны по прочности железобетонной плите толщиной не менее 100 мм; входные двери помещений должны быть исправны, металлические или деревянные, иметь не менее двух замков; оконные проемы помещений с внутренней стороны или между рамами должны быть оборудованы металлическими решетками ».
Для оказания медицинской помощи и лечения пострадавшего населения, в соответствии с требованиями ст. 1, ч. 8 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и ст. 1, ч. 2 Закона Украины «О государственном материальном резерве», Государственным агентством резерва Украины должны быть заложены на длительное хранение в мобилизационном резерве предметы табельного оснащения ВЛУ и аптечных учреждений, развернутых в 1111 в условиях ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени. В том числе: шкафы или ящики для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в ВЛУ и аптечных учреждениях, развернутых в ПП [2,3].
Выводы
Современное состояние нормативно-правовой базы, которая касается приобретения, перевозки, хранения, отпуска и использования НА в учреждениях здравоохранения, не
13
Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015
предусматривает требований, адаптированных к организации хранения и транспортировки НА в экстремальных условиях ЧС мирного и военного времени.
Для обеспечения адекватного обезболивания с применением НА на догоспитальном и госпитальном этапах медицинской эвакуации в условиях ЧС мирного и военного времени, требуют внесения дополнений Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» и Приказ Министерства внутренних дел Украины № 216 от 15.05.2009 года «Об утверждении требований к объектам и помещений, предназначенных для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».
Библиографический список
1. Закон Укра!ни вщ 08.06.2000 № 1809-III. «Про захист населення i територш вщ надзвичайних ситуацш техногенного i природного характеру» // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2000. - № 40. - С. 337 [Електронный ресурс]. - Режим доступа:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/1809-14
2. Закон Укра!ни «Про мобшзацшну пщготовку та мобшзащю» // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни.- 1993.-№ 44.- ст.416 [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3543-12
3. Закон Укра!ни «Про державний матерiальний резерв» // Вщомосп Верховно! Ради
Укра!ни. - 1997. - № 13. - ст. 112 [Електронный ресурс]. - Режим доступа:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/51/97-80
4. Наказ Мшютерства внутршшх справ Укра!ни № 216 вщ 15.05.2009 року. «Про за-твердження вимог до об'екпв i примщень, призначених для здшснення дiяльностi з об^ наркотичних засобiв, психотропних речовин та прекурсорiв» [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/z0759-09
5. Оргашзащя роботи аптек в умовах надзвичайних ситуацш: методичш рекомендацп МОЗ Укра!ни / Т.Г. Калинюк, П.В. Олшник, Б.П. Громовик, €.€. Свстратьев. - Юев. :
МОЗ Укра!ни, 2012. - 21 с.
6. Организация анестезиологического обеспечения хирургической помощи в медицине
катастроф: методические рекомендации МЗ РФ № 98/296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/-osnovy-gosudarstvennogo-upravlenija/administrativno-
pravovye-rezhimy/18/orga-nizacija-anesteziologicheskogo-obespechenija-hirurgicheskoj-pomoschi-v-medici-ne-katast.html
7. Пахомов, Е.А. Проблемы обезболивания в условиях чрезвычайных ситуаций /
Е.А. Пахомов, Ю.В. Пахомова, А.В. Ефремов // Медицина и образование в Сибири. -2007. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.
ngmu.ru/cozo/mos/archive/index.php?number=4
* * *
Олийнык Петр Владимирович - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры медицины неотложных состояний Львовского национального медицинского университета имени Данила Галицкого. Область научных интересов: организация фармацевтического обеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации. E-mail:
Громовик Богдан Петрович - доктор фармацевтических наук, профессор, декан фармацевтического факультета Львовского национального медицинского университета имени Данила Галицкого. Область научных интересов: теория и практика фармацевтического управления.
14