Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (148).
Филология. Искусствоведение. Вып.30. С. 174-177.
Н. И. Бугаева
ОСОБЕННОСТИ ГРАВЮР ПЕЧАТНЫХ ТРАКТАТОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ ХУ1-ХУ11 ВЕКОВ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
В начале XVI века появились печатные издания трактатов по архитектуре с гравюрами сцен строительства и схемами фасадов и планов. Так началось формирование архитектурной графики - основы проектирования. С распространением архитектурных гравюр отдельными листами и книгами совершенствовались способы передачи информации чертежами. Постепенно в культуре ХУ1-ХУП веков складывалась архитектурная информационная среда, оказавшая значительное влияние на развитие культуры в целом.
Ключевые слова: архитектурная графика, XV, XVI, XVII века, гравюры памятников архи-
тектуры.
Возникновение тиражной печати и развитие гравюры пришлось на середину XV века. К этому времени, обусловленное преобразованиями в культуре, наметилось стремление к специализации в творчестве мастеров, которое привело к появлению художественных профессий: скульпторов, живописцев, граверов и других. Содружество художников Возрождения в процессе обновления творчества способствовало преобразованию искусства в целом. Во многом еще средневековая Европа с интересом восприняла появление гравюр, выполненных в технике ксилографии. Постепенно они становились органичным элементом печатных книг, сравнимых по красоте с манускриптами, украшенными миниатюрами. Развитие искусства гравюры и печати проходило в русле глубоких трансформаций традиционного художественного творчества, тесно связанного с богословской тематикой. Показ разных явлений жизни, в том числе и произведений архитектуры в перспективной живописи, вызвал перемены такой глубины, что художественные формы Средневековья оказались не совместимы с тенденциями нарождения новых образов художественного творчества. Формирование искусства вне церкви и феодальных дворов, распространение светских представлений о мире средствами тиражной печатной продукции стали важными явлениями жизни Европы XVI века. Глубину преобразований, вызванных появлением гравюр, показал Е. С. Левитин, подчеркивая, что их распространение привело к глубоким изменениям в культуре, обусловленным ускорением потока информации, которое внесла печать в жизнь общества1.
Использование печатных гравюр и книг позволяли решать и насущные задачи строительства. Одной из них была нужда в изображениях городов, местности, отдельных строений и процессов производства работ. По сравнению с рисунками и тем более с живописными произведениями, гравюры, отличаясь дешевизной, быстро приспосабливались к показу построек и способов строительства, что делало их популярными. Важным оказалось и то, что искусство гравюры, в отличие от монументальной живописи, украшавшей помещения многолюдных собраний, носило камерный характер и было предназначено для индивидуального восприятия и осмысления. Гравюра, унаследовав тематику средневекового искусства, построенного на христианской истории и утверждавшего церковные догматы, стала показывать библейские события как текущую жизнь и раскрывать злободневные темы обыденности, отражая накал страстей и разные позиции, характерные для своего времени.
Если в XV веке подготовительные работы мастеров и их творческие поиски осуществлялись традиционно с помощью собраний образцов, канонических правил, шаблонов разного назначения, то к началу XVI века стали применяться и рисунки с натуры, оказавшие значительное влияние на выработку новых приемов изображений. Однако такие произведения по большей части оставались скрытыми в мастерских как индивидуальные достижения творчества отдельных мастеров. С распространением бумаги и совершенствованием технологии печати появились гравюры с изображением городов и исторических памятников.
Наиболее полным античным источником, концентрирующим в себе знание творческого строительства оставался трактат Витрувия «Десять книг по архитектуре» (2 пол. 1 века до н. э). В течение всего Средневековья он сохранялся в разных списках, но приобрел известность как вновь открытый с 1416 года. Из его текста ясно, что ранее он сопровождался таблицами, но к XV веку они не сохранились. К. Джобст сообщает, что первое печатное издание Витрувия на латинском языке без иллюстраций появилось между 1486 и 1492 годами2. В 1511 году в Венеции Дж. Джоконда (1433-1515) впервые опубликовал Витрувия с собственными 136 гравюрами. Уже в 1513 году вышло его второе дополненное издание. В 1521 году Ч. Чезарино (1476/78-1543) сделал перевод этого трактата на итальянский язык и снабдил его своими гравюрами. В них сказался интерес к еще сохранившимся в Италии постройкам прошлого. Это отобразилось и в живописи XVI - XVII веков. Сведения об их изучении, проведении раскопок и расчисток, о рисовании памятников с натуры указывают на внимательное отношение к Античности, как источнику мудрости. Однако способы изображения построек оставались простыми и глубоко связанными с каноническими традициями Средневековья. С появлением печатных трактатов А. Дюрера (14711528) «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525, Нюрнберг) и «Наставление к укреплению городов» (1527, Нюрнберг) открылись логически выстроенные принципы изображения на плоскости приемами линейной перспективы и были использованы для показа форм построек. На этом пути развития изобразительного искусства решающую роль сыграло творчество С. Серлио (14751553/55). Он, как архитектор, художник, гравер, хорошо знакомый с практикой изображения сооружений, в 1528 году выполнил несколько гравюр по архитектурным ордерам. С этого времени до конца жизни С. Серлио занимался представлением памятников архитектуры в гравюрах и издавал их «книгами», которые и после его смерти служили источниками правил построения схематических изображений архитектуры и многократно переиздавались в разных странах.
Творчество С. Серлио пришлось на тот период, когда рисование с натуры и выполнение гравюр с раскрытием смыслов форм сооружений Античности стало насущной не-
обходимостью для развития архитектурной практики. В разработке таких изображений важную роль сыграла композиционная подготовка изображений, издаваемых в виде отдельных гравюр и страниц книг. С. Серлио в процессе работы над гравюрами по архитектуре придерживался старинных традиций показа в анфас и профиль, но и использованием приемов построения перспективы, связывая общий вид постройки с её планом. Тем самым он утвердил показ связи плана и фасада в качестве типичных приемов схематических изображений архитектурной графики. Постепенно корректировалось использование условностей, восходивших к практике разметки в натуральную величину на строительных площадках. Организация и выполнение листов для печатной гравюры были ориентированы на ясность, следование правилам проецирования и широкую доступность их понимания. В то же время в них отображалась выразительность, обусловленная особенностями местных построек, например, немецких, французских или итальянских. Появившиеся книги Г. Блюма «Пять колонн» (1550, Цюрих) и Дж. Виньолы (1562, Рим) и других мастеров показывают, что в середине XVI века архитектурная графика использовалась не только архитекторами, но и предназначалась для декораторов, резчиков, столяров и другим мастерам, усвоившим закономерности объективного изображения архитектурных форм как части окружающей среды. В этот же период французский архитектор Ф. Делорм написал и издал книгу «Как строить хорошо и быстро» (1561, Париж) с гравюрами перспективных видов построек и чертежами, обращенными к широкому кругу читателей. Наследие XVI-XVП столетий показывает, что архитектурная графика применялась как профессиональный инструмент не только архитекторами, но и была воспринята мастерами-практиками, использующими изображения на плоскости в проектных целях для кораблестроения, изготовления оружия, мебели и т. п.
Для изданий по архитектуре характерно особое соотношение текста, схематических и перспективных изображений, показывающих архитектуру как художественное произведение. От пейзажей, исторических и жанровых картин они отличались собственными оптимальными средствами представления фрагментов постройки, такими как чертежи
176
Н. И. Бугаева
фасадов и планов. Традиция изображения сооружений фрагментами восходит к приемам зодчества Средневековья. В то же время архитектор обязательно показывал свое произведение перспективой в целостном виде, близком непосредственному восприятию. В печатных изданиях фрагменты и детали архитектурных ордеров выделялись в таблицы, обусловленные понятиями модульности, проекционно-сти и масштабности. Вместе перспективные и схематические изображения развертывали повествовательный показ технологических особенностей строительства по чертежам фасадов, планов и деталей используемых архитектурных ордеров, которые наглядно выражали логику построения форм с их пропорциональными и пластическими особенностями. Среди изданий по архитектуре XVI века труды А. Дюрера, С. Серлио, Г. Блюма и Дж. Виньолы занимают особое место. В них архитектурная графика представилась как отдельный жанр, обеспечивающий архитектуру изображениями на плоскости, приспособленными к практике строительства. Архитекторы ограничивали тексты пояснений к гравюрам, перенося основное содержание на изображение, по словам В. Л. Глазычева, «... представляя знание, свернутое до формулы»3. Еще более совершенными стали издания по архитектуре Д. Барбаро «Комментарии к десяти книгам об архитектуре Витрувия» (1556, Венеция) и А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1570, Венеция). Они переиздавались много раз, на разных языках и в разных странах4.
В изданиях по архитектуре А. Палладио система приемов и правил архитектурной графики стала ясной и последовательной, а связи её элементов упрочились. Позже архитекторы Дж. Гварини (1624-1683), А. Поццо (1642-1709) разрабатывали приемы показа архитектурных форм в ракурсах, со сложными построениями пространства. С начала XVII века издания по архитектуре, снабженные чертежами и общими видами сооружений и городов, были востребованы по всей Европе. Печатные трактаты по архитектуре показывали схематические изображения планов и сечений построек со смыслами по-новому передаваемой информации, тем самым, приобщая широкий круг читателей к новым средствам коммуникации, основанной на объективных закономерностях изображения на плоскости. Это поколебало бытовавшее в Средние века
мнение о том, что изображение неточно и даже лживо. Архитектурная графика показывала постройки задолго до строительства с большей ясностью и точностью, чем средневековые зодчие представляли свои замыслы рассказами.
Печатные трактаты и гравюры по архитектуре XVI и XVII столетий отобразили ход утверждения условностей архитектурной графики. Решающим в этом процессе было формирование правил считывания информации схематических изображений, которые сделали доступными пониманию архитектурные идеи и композиционные решения произведений прошлого разных стран и народов. Архитектурная графика выдвигала требования ясности, порядка, систематичности приемов и правил, правдивости и высокого мастерства художественной передачи содержания архитектуры. Такие критерии выработались в изданиях по архитектуре XVI и XVII веков. Изображение архитектуры в печати приобрело особое значение, оно стало носителем профессиональных смыслов, трудно передаваемых традиционно словом. Именно в это время большое внимание уделялось особому построению книги по архитектуре, ее оформлению, заглавным листам и иллюстрациям. Без широкого распространения гравюр с архитектурной графикой в разных странах, среди специалистов и широкой публики не могла сформироваться необходимая согласованность элементов и целостность структуры связанных между собой разновидностей изображений, правил и условностей показа, определенных нуждами архитектуры как вида искусства. Ускорение распространения графических произведений с обновленным художественным содержанием и формами подачи усиливали её влияние на вкусы публики, вносили изменения в эстетические нормы и критерии прекрасного. Если в XIV веке города, например, Рим, описывали в основном вербально, а его изображения представляли символически, как обобщенный центр мира в виде окружности и креста, то в начале XVI века ценились те изображения города, которые показывали его достоверно, близким к визуальному образу. Позже, в XVII веке, стали представлять неповторимый, индивидуальный вид Рима. В этот период искусство гравюры утвердило репродуцирование и иллюстрирование, как неотъемлемые явления культуры, значение которых нарастало с те-
чением времени. При этом архитектурная графика достигла высокого технического и художественного совершенства. Её равила применялись для показа строительных приспособлений и машин, которые именно зодчий традиционно с древности, и в период Средневековья, и в XVI-XVIII веках определял и был обязан обеспечивать стройку их изображениями и моделями, тем самым, закладывая в проект определенные технологии строительства. Печать архитектурных трактатов открыла возможность распространения постепенно уточнявшихся правил схематического изображения и утверждения их приемлемости на практике. Архитектурная графика стала основой преобразования проектирования сооружений в отдельный процесс архитектурной деятельности. Показ новых идей архитектуры стал достоянием общества, предметом обсуждения и выработки государственных решений; отражением мироощущения и культурных задач своего времени. Значение печати осознавалось в обществе. Так, в начальный период абсолютизма во Франции королевская власть взяла на себя роль устроительницы национальной культуры. Первыми получили «Королевские привилегии» книгоиздатели, и книгопечатание быстро развивалось. Издания по архитектуре переиздавались и переиздавались, например, только во Франции трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» один гравер Пьер Мариэтт печатал в 1631,1632,1633,1638, 1665 годах.
Специфика архитектурной графики заключалась в способности к трансформации визуальных образов, которые находились в соотношении подобия с образами реальных построек и изображениями на плоскости. Посредством печати архитектурная графика
обрела жанровую определенность, обусловленную собственными коммуникационными возможностями. Они родились в процессе передачи условным языком изображений произведений архитектуры. Архитектурная графика, становясь самостоятельной художественной формой, постепенно дистанцировалась от других видов и жанров изобразительного искусства посредством развития своей информационной среды, без которой не могло состояться обновление художественного сознания общества, выраженного и в тенденциях развития окружающей среды. Графические издания по архитектуре во многом определили формирование архитектурной графики и оказали влияние на разные стороны жизни общества, вызывая изменения в культуре и в психологии человека.
Примечания
1 Левитин, Е. С. Несколько тезисов к истории гравюры. Музей 5. Художественные собрания СССР [Электронный ресурс] / Е. С. Левитин. - М. : Сов. худож., 1984. - Режим доступа : http://trinitymodel.narod.ru/g/7.htm.
2 Jobst, C. Sebastiano Serlio (1475-1553/55) / С. Jobst // Architectural theory from Renaissance to the present. - Koln : Taschen, 2003. - Р. 76-85.
3 Глазычев, В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. - М. : Стройиздат, 1986. - 391 с.
4 Барбаро, Д. Комментарии к десяти книгам об архитектуре Витрувия / Д. Барбаро. - М. : Всесоюз. акад. архитектуры, 1938. - С. 480; Палладио, А. Четыре книги об архитектуре / А. Палладио. - М. : Всесоюз. акад. архитектуры, 1936.- С. 135.