УДК 336.225
особенности государственной
налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности
А. Ш. КУЗУЛГУРТОВА, аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Е-mail: goncharova. sofia@gmail. com Волгоградский государственный университет
Статья посвящена исследованию государственной налоговой политики в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Проводится анализ антикризисной программы Правительства Российской Федерации в ракурсе реализованных мер денежно-кредитной и налоговой политики. Особое внимание уделено влиянию финансового кризиса на реальный сектор экономики. Предложено разработать специальную антикризисную государственную программу, предусматривающую использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства, в периоды глобальной финансовой нестабильности.
Ключевые слова: налоговая политика, налоговый контроль, финансовый кризис, финансовая политика, антикризисные мероприятия.
Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся с кризиса ипотечного кредитования в США, поставил перед руководством многих стран проблему пересмотра целевых ориентиров экономической политики и направлений расходования бюджетных средств. Первоначальная реакция правительств на кризис выразилась в принятии срочных мер по предотвращению распространения кризисных явлений. В их число вошли:
— прямое вливание ликвидности;
— предоставление гарантий по займам;
— выкуп акций банков и ипотечных обязательств;
— инвестиции в инфраструктуру;
— обеспечение прочих потребностей финансового рынка.
Некоторые страны обратились к внешним займам.
Все эти мероприятия были направлены на решение двух групп проблем:
— недопущение коллапса кредитной системы;
— предотвращение глубокого спада производства.
Последствия рецессии нашли отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и т. д. Для Российской Федерации характерны следующие негативные тенденции:
— резкое уменьшение доходов бюджета (рис. 1);
— сокращение промышленного производства (рис. 2).
Как показывает анализ данных, представленных на рис. 1, в 2009 г. произошло резкое сокращение доходов консолидированного бюджета. Но если в марте 2009 г. снижение доходов произошло на 10 %, то уже за первое полугодие 2009 г. данный показатель составил более 23 %. Учитывая рост расходных обязательств бюджета, снижение его доходов не только явилось следствием развивающегося кризиса, но и поставило перед Правительством РФ задачу разработки и реализации антикризисной программы.
Показатели доходов консолидированного бюджета РФ неразрывно связаны с иными показателями, в том числе показателями индекса промышлен-
1 2 3 4
Январь — март
Январь — сентябрь Январь — декабрь
Рис. 1. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб.: 1 — 2008 г.; 2 — 2009 г.; 3 — 2010 г.; 4 — 2011 г.
ного производства. Как следует из анализа данных, представленных на рис. 2, индекс промышленного производства в РФ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился на 10 п. п. Данное обстоятельство отразилось в том числе на показателях бюджетной системы РФ. Вслед за снижением индекса промышленного производства произошло снижение доходных показателей консолидированного бюджета, что сказалось на возможности реализации обязательств государства перед населением страны.
Кризис имел серьезные экономические последствия для России:
— уменьшение инвестиций в основной капитал;
— отток капитала из страны;
— необходимость пересмотра программ государственного регулирования экономики;
108,2
2006
2007
2008
2009
Рис. 2. Динамика изменения индекса промышленного производства в 2006 — 2010 гг., в процентах к предыдущему году
— необходимость принятия срочных антикризисных мер и т. п.
Схожая ситуация была распространена по всему миру. Учитывая это, правительства многих стран были вынуждены определять стратегические ориентиры своей политики и основные мероприятия по поддержанию экономики. Данные мероприятия варьировались в зависимости от уровня развития отдельно взятой страны, а также различных социально-политических условий.
В силу различий исходных условий и уровня развития государств универсальных способов и механизмов преодоления кризисной ситуации, на взгляд автора, не существует. Для каждой страны, для любой отдельно взятой территории необходим свой набор инструментов и методов преодоления негативных последствий рецессии в экономике. Данное обстоятельство обусловлено тем, что набор инструментов и методов финансовой, в том числе налоговой политики, применяемый каждой страной, определяет собственный механизм преодоления финансового кризиса, приемлемый в существующих условиях.
Данный механизм учитывает:
— конъюнктурные особенности и структуру региона;
— уровень развития экономики и промышленного производства.
То есть те показатели, которые являются индивидуально определенными для каждой территории. Тем не менее общие направления реформирования налогового законодательства большинства европейских стран в условиях финансовой нестабильности можно свести к следующим основным тенденциям:
— комбинация антикризисных мер и долгосрочных программ реформирования налоговых систем;
— внесение изменений в налоговое законодательство, распространяющееся на определенный срок;
— заключение или усовершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения.
В сложившихся условиях органы государственной власти РФ, как и правительства других государств, вы-
2010
нуждены были принять ряд срочных временных мер. В первую очередь данные меры касались необходимости сокращения расходов на проводимые правительством РФ мероприятия в области государственной политики ввиду резкого сокращения доходов консолидированного бюджета и отсутствия источников для его повышения. Однако органы государственной власти РФ столкнулись и с необходимостью принятия срочных мер по поддержанию финансовой стабильности и предотвращению негативных последствий рецессии, сокращения сроков выхода на докризисные параметры российской экономики. Таким образом, перед нашим государством предстали две взаимоисключающих задачи:
— необходимость сокращения расходов;
— необходимость финансирования мероприятий по преодолению кризиса.
В связи с этим Правительством РФ была разработана программа антикризисных мер на 2009 г.
Мероприятия органов государственной власти в указанной области можно условно разделить на два базовых блока:
— мероприятия в области денежно-кредитной политики;
— мероприятия налоговой политики (рис. 3).
Мероприятия денежно-кредитной политики
включали различные формы поддержки банковской системы. С сентября 2008 г. по январь 2009 г. предоставление ликвидности банковской системе происходило через традиционные инструменты денежно-кредитной политики:
— снижение минимальных резервных требований;
— возобновление операций прямого РЕПО;
— возобновление операций «валютный своп»;
— предоставление Банком России кредитов без обеспечения либо под обеспечение «нерыночными» активами;
— увеличение сроков предоставления кредитных средств, а также состава обеспечения по выдаваемым кредитам с целью расширения возможностей получения кредитов большим количеством кредитных организаций.
В январе—сентябре 2009 г. существенно возрос объем операций по внутридневным кредитам, предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, — до 16,6 трлн руб. Это на 40,7 % больше, чем за соответствующий период 2008 г. В 2009 г. основным инструментом регулирования ликвидности стало требование объема обязательных резервов.
Таким образом, Правительство РФ осуществляло мероприятия по увеличению масштабов поддержки экономики, в том числе путем наращивания ее форм. Помимо традиционной поддержки в виде размещения денежных средств на депозитах в банках Правительство РФ перешло к прямой поддержке небанковских предприятий — предоставление кредитов на погашение иностранных займов и выкуп их акций. При этом первоочередной целью государства выступала стабилизация фондового рынка и макроэкономического положения страны.
рис. 3. Антикризисные мероприятия Банка России и органов государственной власти РФ
Мероприятия денежно-кредитной политики, несмотря на всю специфику используемых инструментов, достигают максимального эффекта только в совокупности с другими мероприятиями, проводимыми органами государственной власти по поддержке экономики.
В целом в течение 2008—2009 гг. денежно-кредитная политика Правительства РФ активно переплеталась с бюджетно-налоговой политикой с целью поддержки финансовой системы и повышения стабильности экономики государства.
Мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Данные мероприятия были направлены на решение следующих задач:
— стимулирование развития реального сектора экономики;
— поддержание покупательной активности среди граждан;
— создание условий по поддержке производственных предприятий.
В условиях отсутствия экономических потрясений мероприятия по снижению налогового бремени имеют целью получение долгосрочного для консолидированного бюджета эффекта в виде дополнительных налоговых доходов. При этом выделяют два источника данных доходов.
К первому источнику относятся увеличившаяся в результате направления высвободившихся финансовых ресурсов на развитие производства выручка предприятия и зависящая от нее налоговая база по налогам, связанным с выплатой вознаграждений в пользу физических лиц.
Ко второму источнику можно отнести налоги и сборы, уплачиваемые вновь создаваемыми хозяйствующими субъектами, появление которых в реальном секторе экономики обусловлено благоприятными экономическими условиями, в том числе связанными с режимом налогообложения.
В условиях мировой финансовой нестабильности возможность снижения налогового бремени экономики была существенно сужена ввиду необходимости принятия срочных временных мер, результаты которых могут дать быстрый эффект. Ввиду этого возрастающее значение в налоговой политике в условиях финансовой нестабильности приобрела регулирующая (стимулирующая) функция налогов. Достижение стимулирующего эффекта
осуществлялось путем определения приоритетов в налоговой политике, стимулирующих развитие производства, повышающих потребительский спрос и инвестиционную активность, а также за счет выбора элементов налога, подлежащих обновлению. При этом максимальная эффективность указанных мероприятий зависела от комплексного подхода в их применении, в том числе одновременного улучшения качества налогового администрирования. Развитию последнего направления в неблагоприятных экономических условиях было уделено особое внимание.
Несмотря на то, что приоритет был отдан мероприятиям стимулирующего характера, Правительство РФ наряду с руководством таких стран, как Греция, Люксембург, Нидерланды, предпринимало шаги по снижению налогового бремени в стране. Так, ставка налога на прибыль организаций была уменьшена с 24 до 20 % (с увеличением доли налога, поступающего в региональные бюджеты). Расходы налогоплательщиков на НИОКР принимались с коэффициентом 1,5, что должно было стимулировать инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Максимальная амортизационная премия была увеличена на 20 п. п. В 2009 г. предельная величина процентных расходов по долговым обязательствам, выраженным в рублях, увеличена с 1,1 до 1,5 ставки рефинансирования, а по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, — с 15 до 22 %. В рамках указанных мероприятий ключевыми задачами становились:
— качественные изменения в структуре российской экономики;
— опережающее развитие обрабатывающих производств;
— придание экономике инновационного характера.
Кроме внесения в налоговое законодательство поправок, связанных с дополнительными льготами и преференциями, были приняты значительные технические поправки (например, совершенствование процедуры выставления счетов-фактур), упрощающие администрирование налоговых платежей и сокращающие издержки бизнеса на бухгалтерское обслуживание.
В целом инициативы российского руководства по поддержке российской экономики, связанные с прямыми расходами бюджета, по оценке МВФ, обошлись в 0,6 % ВВП. При этом их совокупность подчеркивает стимулирующий характер антикри-
Таблица 1 количество выездных налоговых проверок в 2003—2009 гг., ед.
Год количество выездных налоговых проверок на 1000 организаций Уровень доначислений на одну организацию, млн руб.
2003 115 0,5
2004 68 1
2005 39 1,6
2006 29 2,6
2007 15 2,7
2008 11 3,5
2009 11 4,2
зисных мер, принимаемых Правительством РФ. Но, несмотря на это, налоговые органы продолжили курс на усиление контрольных мероприятий.
Начиная с 2003 г в налоговых органах прослеживалась четкая тенденция уменьшения количества выездных налоговых проверок организаций (табл. 1).
Ежегодное снижение количества выездных налоговых проверок организаций составляло более 40 % (за исключением 2006 г, когда уменьшение составило чуть более 25 %). При этом положительная динамика доначислений по результатам выездных налоговых проверок организаций, несмотря на общее сокращение их числа, сохранилась на прежнем уровне.
Данное обстоятельство обусловлено необходимостью соблюдения принципа экономической эффективности налоговых проверок в период экономических потрясений. Поскольку перед Правительством РФ стояла достаточно сложная задача повышения уровня доходов консолидированного бюджета страны в условиях увеличивающихся расходов на антикризисные мероприятия, эффек-
2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000
59 803,6
69 284.9 _I_,
I
68 854.9
68 168.9
б7 2" I."
65 122.9 65 070.4
66 432.2 ? 66 658.9
62 000.0 64 000.0 66 000.0 68 000.0
70 000.0 72 000.0
Рис. 4. Динамика изменения численности занятых в экономике РФ в 2000—2010 гг., тыс. чел.
тивность контрольных мероприятий налоговых органов приобрела особую роль и значимость.
Следует подчеркнуть, что влияние мирового финансового и экономического кризиса на государственную финансовую политику РФ повлекло принятие руководством России срочных мер, направленных на поддержание стабильности российской экономики и сохранение ее докризисных параметров. При этом в рамках антикризисной программы органов государственной власти РФ проводились мероприятия как денежно-кредитной, так и налоговой политики, которые только в своей совокупности могли дать тот качественный эффект, на который рассчитывало государство при их использовании.
В качестве особой меры антикризисного характера, являющейся частью структурных преобразований налоговой системы, стали мероприятия по повышению качества налогового администрирования.
Несмотря на все попытки снизить воздействие мирового финансового и экономического кризиса на экономику России, на предприятия и население нашей страны, влияние негативных последствий рецессии было достаточно серьезным. В первую очередь негативные тенденции отразились на экспортно-ресурсных регионах и крупных городах, которые наиболее тесно связаны с мировой экономикой.
В частности, в 2008—2009 гг. произошли значительные изменения в структуре реального сектора экономики. В первую очередь негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса выразилось в сокращении выпуска продукции, наиболее существенном в строительстве и обрабатывающих производствах. В результате данных тенденций произошли снижение численности занятых в экономике (рис. 4) и рост числа безработных.
На протяжении длительного периода динамика изменений численности занятых в экономике страны имела устойчивую положительную тенденцию. Ежегодно значение данного показателя увеличивалось на 1—2 п. п. В 2009 г. произошло снижение показателя численности занятых в экономике сразу на 3 п.п., достигнув уровня 2006 г.
В корреспонденции с указанным показателем изменялся показатель численности безработных. Несмотря на
1 70 965.1 70 570.5
0,0
ежегодную тенденцию его снижения, в 2009 г. увеличение этого показателя произошло сразу на 33 п. п. (рис. 5).
Особенно отчетливо влияние мирового финансового и экономического кризиса на реальный сектор экономики проявляется в 2009 г., когда радикально изменяются тенденции в экономике государства, в том числе растут показатели безработицы и снижаются показатели занятости в экономике, показатели выпуска продукции.
Данные факторы повлекли заметное сокращение внутреннего спроса, в том числе за счет снижения уровня доходов населения (рис. 6).
По данным Банка России, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе—сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократились на 1,1 %. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке Банка России, на 5,8 %.
Данное обстоятельство отразилось на показателе денежной базы, который сократился с 5 579 млрд руб. в 2009 г. до 4 484 млрд руб. на 01.05.2009. Особенно сильное снижение денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 г.: на 11,2 % по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. Все это свидетельствовало о снижении деловой активности среди хозяйствующих субъектов.
На этом фоне происходило сокращение банковских кредитов со стороны российской банковской системы. Основными причинами были:
— снижение качества банковских активов;
— ухудшение финансового состояния многих заемщиков.
В этот же период продолжился рост просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению. Просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям и населению в первой половине 2009 г. росла быстрыми темпами. Она увеличилась с 415 млрд
2000,0
4000,0
6000,0
8000,0
10000,0
Рис. 5. Динамика изменения численности безработных в среднем по РФ в 2000—2010 гг., тыс. чел.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 6. Динамика изменения структуры доходов населения РФ в 2000—2009 гг., %: 1 — оплата труда наемных работников; 2 — доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда; 3 — социальные трансферты; 4 — доходы от предпринимательской деятельности; 5 — доходы от продажи иностранной валюты; 6 — другие доходы
руб. на 01.01.2009 до 824 млрд руб. на 01.07.2009. В дальнейшем ее рост замедлился, а в сентябре 2009 г. наблюдалось ее некоторое снижение. На 01.10.2009 задолженность составляла 948 млрд руб.
На динамику банковских кредитов повлияли и общий спад экономической активности, и высокая стоимость заимствований на внутреннем рынке. Снижение производства и ухудшение условий за-
Рис. 7. Количество заявлений налоговых органов, связанных с взысканием налоговых платежей в 2007—2010 гг., ед.: 1 — количество заявлений налоговых органов; 2 — количество взысканий налоговых платежей
имствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9 % (в январе—сентябре 2008 г. отмечался рост на 16,5 %).
В итоге негативные последствия финансового кризиса оказали значительное влияние на хозяйственную деятельность российских предприятий, уровень экономической активности населения страны.
На общем фоне сокращения доходов населения, увеличения безработицы, снижения экономической активности и внутреннего спроса со стороны органов государственной власти наблюдается тенденция усиления контрольных мероприятий, в частности в области налогообложения (рис. 7).
Происходит увеличение количества поданных в арбитражные суды РФ заявлений налоговых органов, связанных с взысканием с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговых платежей в бюджет. При этом в 2009 г. данный показатель превышает уровень 2008 г. почти на 14 п.п., а доля удовлетворенных требований увеличилась за аналогичный период на 19 п. п.
Анализируя динамику сумм удовлетворенных требований, связанных с взысканием налоговых платежей в бюджет, необходимо отметить их резкое увеличение в 2009 г. (табл. 2).
В 2009 г. уровень взысканной с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задолженности по налогам и сборам достиг 32 %, что было на 9 % выше аналогичного показателя 2008 г. Данное обстоятельство связано как с улучшением качества налогового администрирования (в том числе контрольных мероприятий налоговых органов),
так и со стремлением налогоплательщиков минимизировать налоговое бремя в условиях критического недостатка финансовых ресурсов.
Как видим, изменившаяся макроэкономическая обстановка поставила перед государством новую проблему. Первоочередными задачами стали:
— недопущение коллапса кредитной системы;
— предотвращение глубокого спада производства.
Их решение имело сложный и взаимоисключающий характер. С одной стороны, государство было призвано обеспечить поддержку крупнейших предприятий для недопущения их банкротства, а также предоставить хозяйственным субъектам государственные гарантии, льготы и преференции для поддержки реального сектора экономики. С другой стороны, у государства имелась острая необходимость пополнения консолидированного бюджета, в том числе налоговыми доходами.
Преодоление возникших противоречий происходило за счет реализации специально разработанной антикризисной программы, призванной обеспечить защиту банковского сектора экономики и юридических лиц от негативных последствий рецессии.
Между тем, отмечая эффективность, полноту и своевременность принятых Правительством РФ мер антикризисного характера, необходимо отметить следующее.
Развитие экономики любого государства представляет собой непрерывный процесс, основанный на общих правилах и принципах развития, отраженных в научных теориях и концепциях. При этом характерные черты развития каждого государства определяются политическими, экономическими,
Таблица 2
Динамика сумм требований, связанных с взысканием налоговых платежей, в 2007—2010 гг., млн руб.
Год Заявлено Удовлетворено Удовлетворенные требования, %
2007 43 188 15 133 35,04
2008 19 658 4 683 23,82
2009 15 530 4 971 32,01
2010 13 380 3 678 27,49
социальными и иными особенностями отдельно взятой территории, ее ролью и участием в мировом хозяйстве. Принимая во внимание указанные особенности, каждое современное государство имеет определенный аппарат научно-прогностических, политических, экономических и иных специальных возможностей, позволяющих не только предопределять будущее состояние экономики с учетом специфики каждой территории, но и формировать комплекс мер, направленных на ее поступательное развитие.
В периоды экономических потрясений ключевыми задачами государства, как правило, становятся:
— стимулирование товаропроизводителей, покупательского спроса населения;
— обеспечение ликвидности банковской системы.
При этом использование дополнительных источников финансовых ресурсов в такие периоды становится мощным стимулом для поддержки развития экономики государства. Ярким примером являются меры Правительства РФ, предпринятые в 2009 г., по увеличению денежной базы за счет использования средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.
Дополнительные финансовые ресурсы государства, на взгляд автора, должны обеспечивать максимальную возможность для решения приоритетных государственных задач по поддержке экономики, а также должны носить адресный и целевой характер.
Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., поставил перед Правительством РФ ряд проблем, в число которых вошли поддержка банковской системы и предотвращение глубокого спада производства. Оценивая достаточность принятых руководством страны мер антикризисного характера, призванных решить указанные задачи, необходимо отметить их разномасштабный характер и глубину. В кризисные для экономики периоды государство обязано обеспечивать баланс интересов производственных предприятий, кредитных организаций и населения в целом. Исходя из характера и глубины возникших проблем, необходимо определять и степень реальной финансовой помощи государства указанным субъектам.
По мнению автора, использование стимулирующей функции налогообложения выступает одним из наиболее значимых механизмов поддержки
экономики. В кризисный период, когда государство занято поиском дополнительных источников доходов бюджета, косвенное финансирование налогоплательщиков играет неоценимую роль и становится мощным стимулом экономического развития. Речь идет о предоставлении целевого налогового льготирования, позволяющего направить высвободившиеся в результате этого финансовые ресурсы на развитие производства, обновление основных фондов, формирование новых хозяйствующих субъектов. Выпадающие в результате этого налоговые доходы компенсируются за счет сформированных государством финансовых резервов (Фонд национального благосостояния и Резервный фонд).
Опыт антикризисных действий Правительства РФ позволяет говорить о недостаточной разработанности и малоэффективном использовании широкого спектра налогового инструментария косвенного финансирования. Рассматривая набор и масштабы антикризисных мер, использованных государством, важно отметить, что существенную долю финансовых вливаний как в прямом, так и косвенном выражении получил банковский сектор. При этом масштаб аналогичных мер для поддержки реального сектора экономики был несоизмеримо меньше. Вместо продуманной программы налогового льготирования, касающейся не только предприятий, но и населения, Правительство РФ предприняло точечные попытки поддержки данных субъектов, которые были ограничены как временными рамками (например, уплата налога на прибыль, исходя из размера фактической прибыли, была возможна только в IV квартале 2008 г.), так и отраслевыми особенностями (возможность снижения размера налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зависела от отрасли и региона деятельности налогоплательщика). По мнению автора, несмотря на принятие специальной концепции развития в виде разработанной антикризисной программы Правительства РФ, данные меры не имели сбалансированного, комплексного характера, отличались скорее инерционно-фискальной направленностью, чем стимулирующим эффектом.
Современный уровень развития экономической науки и широкий спектр существующих инструментов регулирования экономики позволяют разработать для каждой отдельно взятой страны свой базовый комплекс антикризисных мер косвенного финансирования в составе налоговой политики. Ре-
ализация подобных программ помогает добиваться положительного эффекта микро- и макроэкономического характера.
Во-первых, происходит обновление производственной базы хозяйствующих субъектов, что способствует развитию предприятия, с одной стороны, и повышает конкурентоспособность российских товаров и услуг в мировом масштабе, с другой.
Во-вторых, развитие производства стимулирует повышение совокупного спроса в экономике, положительно сказываясь на темпах роста ВВП государства, уровне налоговых доходов консолидированного бюджета. При этом гарантом качества программы косвенного финансирования налогоплательщиков может выступать принцип целевого использования высвободившихся финансовых ресурсов, контроль за соблюдением которого может быть возложен на налоговые органы.
Таким образом, специальная антикризисная государственная программа, предусматривающая использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства, в периоды глобальной финансовой нестабильности необходима как стабилизирующий финансовый базис для любого государства. Благодаря ей возможна своевременная ресурсная поддержка определенных групп хозяйствующих субъектов за счет использования мер не
фискального, а регулирующего характера. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов.
Список литературы
1. Астапов К. Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. 2009. № 6.
2. Головнин М. Ю. Реакция денежно-кредитной политики России на мировой экономический кризис. М. 2010.
3 . Катулевская Л. Последние тенденции и новости в области международного налогообложения. М. 2009.
4 . Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики. 2008. № 11.
5. Финансовая политика государства в условиях кризиса // Вестник Приднестровского республиканского банка. 2009. № 7.
6. Companion Paper — The State of Public Finances: Outlook and Medium — Term Policies after the 2008 Crisis. International Monetary Fund. 2009.
Домашняя правовая энциклопедия
С декабря 2011 г. в систему ГАРАНТ включена уникальная книга - «Домашняя правовая энциклопедия», универсальный источник достоверной правовой информации для решения
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6ЫТОВЫХ ВОПРОСОВ.
Все стороны жизни современного человека в той или иной степени законодательно регулируются. Дом, семья, дети, обучение, служба в армии, работа, отдых, заключение и расторжение различных договоров и многое другое - все это описано в «Домашней правовой энциклопедии».
«Домашняя правовая энциклопедия» - это постоянно актуализируемый и пополняемый аналитический материал. В книге представлено большое количество практических примеров, в том числе из судебной практики. Все сложные положения права и юридическая терминология разъяснены легким, простым языком, понятным любому гражданину.
Энциклопедия доступна всем пользователям системы ГАРАНТ не зависимо от того, какой комплект установлен. ГАРАНТ: полезная информация для всех!
Контактные телефоны: 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок), 8 (495) 647-62-38 (для Москвы), E-mail: [email protected].
www.garant.ru