ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Экономика
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЦИКЛИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ
Л. А. КОРМИШКИНА, доктор экономических наук
Повсюду в мире институт государства находится в центре всеобщего внимания. Далеко идущие изменения в мировой экономике заставляют вновь и вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль; чем оно может заниматься и чем не должно; каков оптимальный модус его поведения в том или другом случае; каковы движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития общества.
То, что государство ныне оказывает многостороннее влияние на развитие национальной экономики, на процесс воспроизводства и присущую ему циклическую динамику, сомнению не подвергается. При этом важно отметить тот факт, что с
изменением условии развития мирового хозяйства в конце второго тысячелетия по сравнению с подобными условиями начала и даже середины XX в. экономическая роль государства получает новый ракурс. В современных условиях она определяется уже не степенью его вмешательства в рыночный механизм, а степенью участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики, повышении эффективности последней.
Данное обстоятельство способствовало тому, что функции государства значительно расширились, особенно в развитых странах (рис. 1) [11; 19; 21; 23]. В период до Второй мировой войны это было вы-
звано, наряду с другими факторами, необходимостью преодоления тяжелых экономических и социальных последствий Великой депрессии. В послевоенный период доверие к правительствам возросло, но в то же время от них стали и требовать большего. В этих условиях в развитых странах заметно активизировалась стратегия государства всеобщего благосостояния, а в большинстве развивающихся стран была сделана ставка на те стратегии общественного развития, в которых ведущую роль в восстановлении и стабилизации экономики и социального климата в обществе играет государство.
Государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП в развитых и примерно одной четверти — в развивающихся странах. В отчете о мировом раз-витии Всемирного банка отмечается, что «именно возросшее влияние государства переместило акцент с количественного аспекта государственного влияния на воспроизводство на качественный, другими словами, внимание переместилось с объема государственного вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения» [4, с. 7].
Такой подход соответствует требованиям теории эндогенного роста, идеи которой в 1990-е годы были с пониманием восприняты не только академическим сообществом, но и правительствами развитых стран, в частности администрацией Б. Клинтона. Толчок развитию данной
Л. А. Кормишкина, 2003
Совокупные государственные расходы, %к |
ВВП 50
40
30
20
10
Расходы центрального правительства,
% к А
ВВП
50
Около 1913 1920 1937 1960 1980 1990 1998 1870
Страны ОЭСР*
40
30
20
1960 1970 1975 1980 1985 1990 1998
Развивающиеся страны
Рис. 1. Расширение роли современного государства
теории дали работы американского экономиста П. Ромера, акцентирующего внимание на таких несовершенствах рыночного механизма, как экстерналии, растущая экономия на масштабах и производительности факторов производства, асимметрия информации и т. п.
Как известно, неоклассическая теория роста оперировала двумя факторами — капиталом и трудом. Технический прогресс выступал в ней как экзогенная переменная, статистически оцениваемая в виде остаточной величины.
В новой теории технический прогресс становится эндогенным фактором. с*то достигается, в частности, тем, что капитал общества трактуется более широко с включением в него факторов человеческого капитала и знаний** Вторая черта новой теории эндогенного экономического роста состоит в признании факта роста экономии на масштабах производства.
* Данные по странам Организации экономического сотрудничества и развития приводятся для центрального и местных правительств, включая расходы на социальное страхование.
П. Ромер оперирует четырьмя факторами — капиталом, неквалифицированным трудом, человеческим капиталом (измеряемым годами образования) и запасом идей — технология, ноу-хау, подходы к экономическим решениям и т. п. (обычно измеряемым количеством патентов). Как фактор производства идеи отличны от человеческого капитала по характеру и степени присваиваемости.
* *
Отсюда следует, что накопление фактора производства приводит не к уменьшающейся , а к постоянной или даже растущей отдаче.
Общественная отдача на некоторые накапливаемые факторы может быть намного больше частной (феномен так называемой положительной экстерналии). Примеры тому — частный основной капитал, в котором воплощена современная технология*; государственный капитал в инфраструктуре, дополняющий и увеличивающий доходность частного; НИОКР, результаты которых обычно не полностью присваиваются собственником (автором открытия или фирмой); образование (человеческий капитал), получение которого одним субъектом дает выгоды другим через открываемые возможности общения и так называемые сетевые эффекты Рынок не может обеспечить оптимальное производство таких факторов. Отсюда роль государства должна заключаться в поощрении накопления капитала вообще и в частности в инфраструктуре, НИОКР, образовании. В его функции входит субсидирование деятельности, дающей поло-
**
* Подсчитано, что общественная отдача на инвестиции в оборудование намного выше частной - 20 - 25 % против 10 % [13].
** Ситуации, когда спрос на одни виды товаров и услуг сопряжен с созданием спроса на другие их виды.
жите л ьные экстер1 галии, создание механизмов, позволяющих присвоить коллективную выгоду от инвестиций или НИОКР
Согласно последним исследованиям, при прочих равных условиях более высокая норма капитальных вложений в частном или государственном секторе, более низкая доля государственного потребления (закупок товаров и услуг), более высокая степень охвата школьным образованием, большая политическая стабильность коррелируют с высоким темпом экономического роста.
Известное регулирующее влияние современного государства на циклическое воспроизводство можно разделить на три главных направления: так называемые встроенные стабилизаторы, краткосрочная антициклическая политика, долгосрочное программирование.
Встроенные стабилизаторы (автоматические регуляторы) — это совокупность рычагов, которые связаны с экономической деятельностью государства и которые хотя и могут быть использованы им для сознательного регулирования цикла, но вместе с тем оказывают на него автономное воздействие, независимое от актов государственной политики. К числу наиболее распространенных автоматических регуляторов относятся различные формы налогового обложения и пособия по безработице. Автоматическое регулирующее действие пособий по безработице прямо связано с циклом: при увеличении численности безработных растет сумма выплачиваемых пособий. Правда, пособия по безработице меньше, чем заработная плата, и существует предельный срок их выплаты. Несмотря на эти ограничения, они способствуют поддержанию личных доходов граждан во время экономических кризисов.
Основная часть встроенных стабилизаторов — это налоги различных видов. Их антициклическое действие заключается в том, что при сокращении производства и доходов сумма налоговых сборов автоматически уменьшается, если при этом не растут цены. Если налог носит прогрессивный характер, т. е. если его ставки возрастают быстрее, чем размеры получаемого дохода, то сокращение налоговых поступлений во время кризисов больше,
чем уменьшение доходов. При прочих равных условиях антициклическое действие налогового регулятора тем больше, чем выше ставка налога на данный вид дохода. Общее влияние каждого стабилизатора зависит и от амплитуды колебаний соответствующего вида дохода в цикле. Так, поскольку ставка налога на прибыль и амплитуда колебаний прибыли относительно велики, этот налог оказывает довольно существенное антициклическое влияние на воспроизводство.
Как показывают статистические данные последнего десятилетия XX в., доля налога на прибыль корпораций в общей сумме доходов государства постепенно сокращается, тогда как доля личных подоходных налогов растет. Относительная роль налога на прибыль больше всего в США и Японии и существенно меньше в странах Западной Европы, где наряду с подоходным налогом существенную роль играют косвенные налоги. Это дает основание рассматривать в качестве общей тенденции постепенное снижение ав-торегулирующей роли налога на прибыль и рост значения подоходного налога
[9, с. 49 - 50].
Анализ действия встроенных стабилизаторов в крупномасштабных кризисах в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что общий эффект их действия в большинстве случаев превышает размер сокращения ВЫП. Это означает, что при отсутствии стабилизаторов кризисное падение производства могло бы значительно превысить фактическое.
Однако следует заметить, что в условиях стагфляции антициклическая роль части налогов ослабевает вследствие так называемой инфляционной инерции (или инфляционного «тормоза»). Дело в том, что при прогрессивном налогообложении ставки подоходного налога автоматически повышаются из-за номинального возрастания личных доходов и, следовательно, реальная тяжесть налогов возрастает. Это может усилить различные негативные последствия кризиса, хотя номинально доходы могут при этом продолжать расти, иногда даже ускоренными темпами.
В отличие от налогов преобладающая часть государственных расходов не связана непосредственно с текущим производ-
ством и не реагирует автоматически на изменения доходов (исключение составляют лишь пособия по безработице, но их доля в общих государственных расходах невелика). В обычных условиях государственные расходы растут более или менее постоянно. При этом общее расширение спроса, вызванное ростом государственных расходов, превышает размеры увеличения последних. Данный эффект, именуемый обычно эффектом мультипликации, может быть проиллюстрирован с помощью экономико-математических моделей [7, с. 27; 8, с. 141 - 142].
Простейшая модель мультипликатора государственного спроса описывается уравнениями
У
С + / + в;
С + I
/(у),
(1) (2)
где
С -
У
— конечный совокупный спрос; потребительский спрос на товары и услуги; I — спрос на товары для капитальных вложений; С — государственный спрос.
Отсюда следует, что
ЭУ дв
1
Э(С + /)
ЭУ
(3)
Поскольку о < д(С + /) < ^ то
ЭУ
ЭУ дв
>1.
Иначе говоря, всякое увеличение государственного спроса порождает более значительное (мультиплицированное) увеличение конечного (и совокупного) спроса.
Следует помнить, что мультипликативный эффект реализуется лишь постепенно. Математически это объясняется тем, что
(4)
Поэтому выражение (3) верно для расчета полного, или долгосрочного, мультипликатора государственных расходов. Для расчета действия краткосрочного эффекта мультипликации (в течение одного квартала или полугодия) эта формула преобразуется в выражение
ЭУ
ь
дв
ь
1
Э(С +1\
ЭУ
г
(5)
Краткосрочный мультипликатор при неизменных ценах всегда меньше полного.
Несколько отличны формулы расчета мультипликаторов государственных субсидий, пособий и других выплат, включаемых в структуру государственных расходов .
Мультипликаторы налогов обладают некоторыми особенностями. Так, например, для их анализа уравнение (2) преобразуется следующим образом:
С + I
/ГУ
тА
(б)
где Т
сумма собранных налогов. Кро-
ме того, необходимо добавить уравнение
Т
пУ,
(7)
ставка налогообложения.
где п —
Теперь формула мультипликатора государственных закупок преобразуется в следующую:
ЭУ дС
1
Э(С + /)
ЭУ
п
(8)
а формула мультипликатора налогов вы-
глядит так:
ЭУ
УЭ п
Э(С +1)
ЭУ
1
Э(с +1)
ЭУ
п
(9)
т. е. рост налоговых ставок ведет к мультиплицированному уменьшению совокупного спроса.
Доказывается, что при возрастании государственных закупок и суммы собранных налогов на одинаковую величину все же происходит абсолютный рост совокупного спроса, причем превосходящий рост государственных закупок.
Таким образом, колебания величины государственных расходов, сопровождаемые изменениями величины налоговых поступлений в зависимости от цикличе-
ской динамики воспроизводства, приводят к дефициту государственного бюджета в период кризисов и перевесу доходов над расходами лишь во время подъемов. Такая закономерность оказывает определенное антициклическое воздействие на экономику. Во время кризисов влияние роста государственного спроса усиливается сокращением налоговых поступлений, в период подъемов ослабляется их ростом. Тем самым государственный бюджет действует как насос, способствуя возникновению дополнительного спроса при кризисах и урезая платежеспособный спрос во время
подъемов. Антициклическое воздействие государственного бюджета на экономику возрастает по мере изменения его удельного веса в национальном доходе. Однако если дефицит государственного бюджета становится длительным, то его стимулирующее влияние ослабевает, уступая место инфляционным последствиям, а в конечном счете усилению кризисов.
В условиях инфляции происходит модификация мультипликатора государственных расходов.
К рассмотренной выше модели простейшего мультипликатора государственного спроса (1) добавим тождество, связывающее номинальный и реальный совокупный спрос:
¥п=Сп+1п+Сп; (10)
%
Уп = рУг; (И)
Ся +/„=/ЧУп), (12)
где СпУ /„, Сп — номинальный конечный спрос и его основные компоненты; р — индекс роста цен; Уг — реальный конечный спрос.
Отсюда следует, что
ЭУГ ¡ЪСп = 1/{р[1 - д(Сп + 1п )/ дУп ]}, (13)
т. е. что эффект мультипликации государственных закупок уменьшается пропорционально интенсивности инфляции. В формуле (13) полный мультипликатор государственных закупок необходимо сравнить с ростом цен за весь период его действия. При анализе влияния инфляции на краткосрочный мультипликатор учитывается лишь рост цен за данный квартал или год. Необходимо добавить, что рост цен в свою очередь напрямую зависит от увеличения государственных расходов.
Таким образом,
г:=ф:). <14>
р*=МС;1 (15)
где знак (*) над переменной обозначает относительный прирост данного показателя. Если уравнение (14) на графике условно можно представить как прямую (рис. 2), то уравнение (15) — как восходящую кривую с ускорением. Это объясняется тем, что рост цен существенно ускоряется, если вследствие значительно-
го увеличения государственного денежного спроса совокупный спрос наталкивается на узкие места в сфере предложения и общая инфляционная инерция усиливается. Следовательно, уравнение
характеризующее величину реального мультипликатора государственных расходов , представляет собой кривую, которая сначала возрастает, а затем резко падает, приближаясь к нулю или даже становясь (при безудержной инфляции) отрицательной величиной.
Рис. 2. Модификация мультипликатора
государственных расходов в условиях инфляции
Динамика величины реального мультипликатора зависит также от исходного местоположения кривой р* (см. рис. 2), т. е. инфляционной инерции, существующей в данной экономике независимо от изменения денежного спроса государства.
Вместе с тем не следует забывать, что с точки зрения представителей зарубежной науки, в частности Л. Терджена, не оказывает инфляционного влияния на общественный уровень цен, но противодействует кризисному спаду производства пассивный бюджетный дефицит — такое явление, когда бюджетный дефицит сохраняется или растет вследствие отставания доходов от государственных расходов, а не чрезмерных объемов последних. Как свидетельствует Л. Терджен, дифференцирование активного (в ранее рассмотренном контексте) и пассивного дефицита впервые предложено У. Геллером в 1960-х гг., но в значительной мере забыто в результате монетаристской контррево-
люции [24, р. 26]. Во время кризиса денежный спрос отстает от потенциального предложения, а пассивный бюджетный дефицит служит средством частичного поддержания недостаточного совокупного спроса (превышение расходов государства над его доходами автоматически предстает добавлением к частному спросу). По той же причине увеличение государственных расходов в период кризиса, по мнению названных ученых, стимулирует главным образом рост предложения и сопровождается незначительным, отнюдь не инфляционным повышением цен.
Как показывают проведенные исследования, несмотря на отмечавшуюся в развитых странах в последнее десятилетие XX в. тенденцию к росту бюджетного дефицита, подготовка к введению евро, конкуренция за место в его зоне позволили существенно стабилизировать государственные финансы 11 странам — участницам ЕС. Их средний бюджетный дефицит в 1993 — 1999 гг. сократился с 9,1 почти до 2 % ВВП, объем государственных расходов - с 52,4 до 48,7 %. Сам ВВП вырос в 1997 г. на 2,6 % (в 1996 г. —
на 1,8 %), совокупное потребление — на
2,3 % (в 1996 г. — на 1,5 %), внутренние инвестиции — на 4,3 % (в 1996 г. — на 2,1 %) [5, с. 4]. По мнению специалистов , именно такая стабилизация экономики и финансов позволила Европе в минимальной степени ощутить последствия финансовых кризисов в России, странах А^ии и Латинской Америки. Именно сюда «бежали» и капиталы из этих регионов, что вызвало рост притока иностранных инвестиций в Европу в 1997 — 1998 гг. на 36 % [24].
Состояние финансов в странах ЕС в 1998 г. и степень выполнения ими критериев, установленных Маастрихтским договором для членства в валютно-европей-ском союзе, приведены в табл. 1 [16, с. 16].
Подобная- картина обусловливает в определенной степени реабилитацию политики бюджетного дефицитного финансирования. Вместе с тем из сказанного видно, что встроенные стабилизаторы в состоянии несколько смягчить кризис, но не могут его предотвратить. Если кризис достаточно глубок и продолжителен, автоматические регуляторы сами по себе не могут кардинально изменить его характер. В этом
Таблица 1 Состояние финансов в 1998 г. в «зоне евро*
Страна Дефицит госбюджета, % ВВП Государственный долг, % ВВП Уровень инфляции, %
Австрия 2,5 66,1 1,1
Бельгия 2,1 122,2 1,4
Германия 2,7 61,3 1,4
Ирландия -0,9 66,3 1,2
Испания 2,6 68,8 1,8
Италия 2,7 121,6 1,8
Люксембург -1,7 6,7 1,4
Нидерланды 1,4 72,1 1,8
Португалия 2,5 62,0 1,8
Финляндия 0,9 55,8 1,3
Франция 3,0 58,0 1,2
Маастрихтский критерий 3,0 60,0 2,7
случае в мировои практике принято использовать антициклическое регулирование.
Переход к системе сознательного антикризисного регулирования в США в 1930-х гг. был первым важным государственным актом такого рода, хотя реальное его воздействие на кризисы того времени было небольшим. Постоянно действующим фактором антициклическое регулирование стало лишь после Второй мировой войны. В ряде стран (США, Англия) было принято специальное законодательство, официально провозгласившее целью государственной политики достижение и поддержание полной занятости.
Развернувшееся антициклическое регулирование заключалось главным образом в использовании различных рьгчагов фискальной (бюджетной) и кредитной политики. Антициклические меры фискальной политики чаще всего сводятся к применению таких бюджетных рычагов, как государственные закупки, оплата труда государственных служащих, государственные капитальные вложения, трансфертные платежи, регулирование налоговых ставок, а также правил и норм амортизации
основного капитала, используемых при исчислении облагаемого дохода.
Увеличение государственных расходов во время крупномасштабных кризисов может при определенных условиях служить довольно эффективным средством стимулирования спроса, если учесть, что именно в это время экономика имеет «излишние» производственные ресурсы и особенно нуждается в их использовании. Изменение налоговых ставок также влечет за собой соответствующее изменение совокупного спроса. Например, уменьшение ставки личного подоходного налога при прочих равных условиях увеличивает доход, остающийся в распоряжении налогоплательщиков. Вместе со вторичным эффектом это оказывает мультипликационное воздействие на личное потребление и в меньшей степени — на капитальные вложения. Уменьшение ставки налога на прибыль вызывает мультипликационный эффект главным образом в сфере инвестиций. Иногда изменение ставок подоходного налога достигается косвенно — посредством увеличения налога или изменения порядка его уплаты.
Аналогичную роль играет изменение правил, регулирующих порядок и норму отчислений на амортизацию основного капитала. При повышении установленной нормы амортизации большая доля текущей прибыли может быть проведена по финансовым счетам амортизационных отчислений фирмы. Следовательно, сокращается норма налогового обложения прибыли, а это в свою очередь способствует расширению капитальных вложений.
Изменение ставки косвенных налогов оказывает непосредственное влияние на розничные цены. Если эластичность спроса по цене достаточно высока, изменение ставок косвенных налогов может оказать заметное воздействие на потребительский спрос. Поэтому в качестве антициклических рычагов чаще всего используются ставки налогов на продажи автомобилей, бензина и других потребительских товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью.
Антициклические средства кредитной политики включают: изменение учетной ставки ссудного процента; изменение нормы обязательных резервов коммерческих
банков; выпуск (или выкуп) государством краткосрочных обязательств казначейства; количественные ограничения кредита; изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита.
Во время кризиса центральные банки обычно стремятся облегчить условия кредита, понижая учетную ставку ссудного процента, т. е. ставку, по которой коммерческие банки могут получать кредиты в центральном банке. Это позволяет им снизить процент по собственным ссудам. Снижение учетной ставки, как правило, должно отражать излишек предложения ссудного капитала над его спросом. Однако, если кризис вызывает резкое увеличение спроса на наличные средства для погашения прежней задолженности, результатом может оказаться повышение ссудного процента и, следовательно, обострение кризиса. Именно такова последовательность событий во многих крупномасштабных кризисах*
Изменение ставок процента оказывает воздействие на экономику через эффект замещения и эффект дохода** В результате эффекта замещения снижение ставки процента повышает привлекательность текущего расходования средств, поскольку выгодность сбережений уменьшается, а заемные средства дешевеют. Вследствие эффекта дохода снижение ставки процента вызывает увеличение располагаемого дохода должников, но сокращает доход сберегателей. Суммарное воздействие снижения ставок на состояние спроса зависит от того, являются домашние хозяйства и компании чистыми кредиторами или заемщиками. Определяется оно тем, как много заемных средств берется на условиях уплаты не фиксированного, а действующего на момент платежа процента.
* Структурной антикризисной реформой в США, вызванной массовым закрытием банков в 1930-х гг., было предусмотрено введение системы государственного страхования вкладов. Это в известной мере оберегает банки от массового «набега» вкладчиков в период кризиса.
** Эффект замещения характеризует сдвиг спроса и предпочтений агента в связи с изменением относительной ценности благ. Эффект дохода — это сдвиг предпочтений благ вследствие изменения размера дохода, вызываемого изменением цены блага.
Другим средством облегчения кредита является уменьшение норм обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке. Оно равносильно разрешению использовать их дополнительные ресурсы для предоставления ссуд. Такая же цель достигается, если центральный банк предпринимает массовый выкуп государственных ценных бумаг на открытом рынке. Крупными владельцами таких бумаг, как известно, являются коммерческие банки. Продавая их центральному банку, они таким образом сокращают кредитование государства и увеличивают сумму своих резервов, что позволяет расширить кредитование частных фирм. В последних кризисах все три рассмотренных вида кредитного регулирования применялись одновременно.
Мультипликаторы кредитного регулирования, как правило, меньше, чем мультипликаторы фискальных мер, а их воздействие на движение продукта является менее существенным. Преимущество кредитных рычагов заключается в том, что они могут быть пущены в ход сравнительно быстро и не требуют длительной административной и законодательной процедуры, с которой сопряжено большинство фискальных мер.
Следует заметить, что в США главный акцент в антициклическом регулировании традиционно делается на фискальные меры. Последние особенно активно использовались на практике в 40 — 60-х гг. XX в., т. е. до появления стагфляции. В Западной Европе и Японии, напротив, наиболее часто применяемым средством антициклического регулирования служила кредитная политика.
В начале 1990-х гг. выход мировой экономики из кризисного состояния был затруднен тем, что по ряду причин традиционные инструменты экономического регулирования были дискредитированы или недостаточно действенны. Уже это само по себе заставляло искать оправдание государственного регулирования, новые ориентиры и инструменты экономической политики.
Использовавшаяся как аргумент против кейнсианства концепция «вытеснения» частных расходов в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. получила «союзника» в
виде тезиса о нейтральности дефицитного финансирования, известного как «рикар-дианская теорема эквивалентности». Согласно ей государственные облигации не рассматриваются агентами как элемент чистого богатства, бюджетный дефицит и государственный долг не оказывают никакого воздействия на динамику совокупного спроса. Оставляя в стороне некоторые технические моменты, в упрощенном виде ее можно представить следующим образом. Увеличение государственных расходов в результате заемных операций позднее полностью компенсируется ростом налогов или сокращением расходов. Следовательно, финансирование текущих дефицитов путем выпуска облигаций лишь отсрочивает необходимость повышения налогов. Отсюда если финансируемые за счет займов государственные расходы приводят к росту посленалоговых доходов налогоплательщиков, то последние будут не расходовать дополнительный доход, а сберегать его для уплаты будущих налогов, необходимых для обслуживания долга, или передадут наследникам, на долю которых придется эта уплата.
Реабилитация политики дефицитного бюджетного финансирования ведется по ряду направлений.
Во-первых, реакция хозяйствующих субъектов на рост текущего благосостояния в результате дефицитного финансирования государством зависит от их временного горизонта планирования. Субъект не будет увеличивать свои расходы только при абсолютной убежденности в том, что в будущем его самого или его потомков не минует рост налогового бремени.
Во-вторых, размещение государственного долга может происходить по более низким ставкам процента, чем частного, а потому агенты (хозяйствующие субъекты) могут положительно реагировать на увеличение своих расходов за счет дефицита госбюджета.
В-третьих, политика дефицитного бюджетного финансирования эффективна потому, что агенты вряд ли в принципе способны предусмотреть все изменения своего благосостояния на достаточно длительную перспективу.
В-четвертых, государственный дефицит оказывает стимулирующее воздействие,
если темпы роста национального дохода и уровень процента превосходят темпы увеличения государственного долга. Это означает, что правительство может погасить свою задолженность и без повышения налогов.
Парадокс заключается в том, что, будучи более вооружены теоретически, правительства сейчас обладают меньшими практическими возможностями осуществлять активную бюджетную политику.
Как свидетельствует проведенный анализ, рост государственного дефицита и долга в 1990-е гг. происходил в относительно худшей ситуации, чем в предыдущем цикле, поэтому возможности стимулирования спроса посредством государственных расходов практически во всех развитых странах были ограничены. Это подтверждается также тем, что бюджетный дефицит во многих странах носил не циклический, а структурный характер, т. е. сохранялся и в условиях полной занятости (табл. 2) [20].
Таблица 2 Сальдо государственного бюджета ведущих развитых стран в первой половине
1990-х гг., % от ВВП
Страна Суммарное сальдо Структурное сальдо Циклическое сальдо
США -3,8 -3,0 -0,8
Япония 0,1 1,9 -1,8
Германия -4,1 -3,0 -1,1
Франция -5,7 -3,1 "2,6
Италия -9,5 "7,4 -2,1
Великобритания -8,3 "5,7 -2,6
Канада -5,8 -2,1 -3,7
Только Япония, где был взят курс на увеличение бюджетного дефицита, как видно из табл. 2, имела средства и возможности для бюджетного стимулирования экономики. В других развитых странах, например в Германии и США, в 1990-е гг. предпринимались попытки снизить его: в Германии — путем сокращения социальных расходов, в США — преимущественно посредством налогов. В 1999 г. федеральный бюджет США был сведен с профицитом 62,9 млрд дол.
впервые за 28 лет существования в условиях бюджетного дефицита.
По прогнозам экспертов, при сохранении нынешних тенденций государственные доходы в США будут превышать расходы на протяжении как минимум 15 лет. За это время правительство сможет погасить всю сумму своего долга перед частными инвесторами, составлявшую на август
1999 г. 3,6 трлн дол.
Для обеспечения высоких бюджетных доходов правительства развитых стран в 1990-е гг. широко использовали приватизацию. Последняя приобрела ярко выраженный фискальный характер, превратившись из инструмента повышения эффективности в средство фискальной политики. С ее помощью были аккумулированы значительные суммы (табл. 3) [22].
Таблица 3 Доходы от приватизации в 1990-е гг.,
млрд дол.*
Страна Доходы
Новая Зеландия 7,6
Мексика 20,2
Аргентина 9,3
Малайзия 2,7
Португалия 3,3
Великобритания 44,4
Германия 27,3
Швеция 4,1
Австралия 4,5
ЮАР 1,4
Ирландия 0,5
Бразилия 4,6
Канада 5,7
Голландия 2,4
Австрия 1,1
Япония 22,8
Испания 2,7
Дания 0,7
Италия 3,4
Франция 2,1
* Страны расположены по мере убывания доли доходов от приватизации в ВВП.
Вместе с тем реализация планов приватизации была сопряжена с трудностями, связанными с масштабной эмиссией акций приватизируемых предприятий. Правительствам целого ряда стран приходилось умерять свой пыл и растягивать процесс приватизации во времени.
Ограниченность бюджетной политики в 1990-е гг. в определенной мере компенсировалась более активным использованием для соответствующего воздействия на совокупный спрос кредитно-денежного регулирования. Так, в первой половине десятилетия отмечалось падение значений итогового рычага монетарной политики — краткосрочных процентных ставок: в
Канаде - с 12,73 % в 1990 г. до 6,57 % в 1995 г., в США - с 8,15 до 3,68 %, в Японии - с 7,71 до 4,48 % [14, с. 7] (в ряде стран Европы — Германии, Италии, Франции — они, напротив, выросли). Однако такое снижение не оказало первоначально ожидаемого эффекта, поскольку в связи с сокращением темпов инфляции реальный процент либо снижался, либо абсолютно снижался более медленными темпами. В США институциональные, технологические и связанные с регулированием циклического воспроизводства изменения привели к тому, что лаги воздействия монетарной политики выросли.
Последующая динамика процентных ставок в таких развитых странах, как США и Великобритания, приведена на рис. 3 и 4 [2, с. 7; 3, с. 6; 12, с. 7; 15, с. 6].
Процентная
Рис. 3. Ставка рефинансирования ФРС
США
Процентная ставка, %
j_I_I_I_I->
01.97 01.98 01.99 01.2000 01.2001 Годы
Рис. 4. Динамика процентной ставки
в Великобритании
Примечательно, что ФРС США прибегла с осени 2000 г. после почти полу-торагодового повышения к отмеченному на рис. 3 понижению процентной ставки с 6,5 до 5,5 % годовых к концу января 2001 г.
Столкнувшись с резким замедлением темпов экономического роста, денежные власти США прилагают беспрецедентные усилия, чтобы предотвратить сползание в рецессию. Согласно официальной информации, рост американского ВВП в IV квартале 2000 г. составил 1,4 % в годовом исчислении — это самый плохой результат за последние пять лет, и это в 4 раза меньше, чем прирост ВВП во II квартале, который составлял 5,6 %. Другим свидетельством нарастающих проблем в американской экономике стали данные о снижении в конце 2000 г. индекса деловой активности (КАРМ) [15, с. 6]. Его абсолютное значение свидетельствует об углубляющемся спаде в промышленности США. При этом индекс стоимости сырьевых материалов неожиданно для экспертов вырос. Таким образом, угроза ускорения инфляции, несмотря на очевидные признаки торможения экономического роста, вовсе не отступила. Резкое же снижение ставки может сделать эту угрозу еще более серьезной, тем более что оно может привести к ослаблению доллара и удорожанию импорта.
Последовав за ФРС США, с лета 1999 г. начал повышать процентную ставку и комитет по денежной политике Банка Англии (см. рис. 4). Это произошло несмотря на то, что экономика Британии
после двух лет крайне медленного роста, едва не перешедшего в рецессию, только вошла (под воздействием оживления внутреннего спроса) в фазу подъема (рис. 5), и было обусловлено стремлением правительства сдержать инфляцию в долгосрочной перспективе [17. с. 5 — 6].
о к предыдущему кварталу
1 i
1,0
0,8
0,6 -
0,4-0,2--
0,0
ШсШ • ; -
Щ
' '"'¿"У'
шш
•Щш,
у . - V. <
✓ . г ' ,
V''. / /«у. /
.
<v, /v Л
ЩЖ\
уСу /у v
V/ ' 'z' #1
•/л
•'/ .V///. «- /
•/'Як
"/У/. ^ЛЦл 1111
1997
Жл/6
Ys sy-/ У
#y •//..*• г/ /^ул- w/
•v/ S'/ • • rS'-jby '
УуУУ,
ШЖ
w/Л
/у лШ y^iy/y-
ЩУ.УУ
Ш) ШШ
Ш л
/ЛИ / <
да • ¿у* i
У/-у/А »у '•/У /
/,АЧу//
•г/
'-УХ- vV. Л/ /у .
/С
шш
Шт
шщ
'УШуу
У -у.
Шт
/> у/-/
л ''
'/aY/S
шщ
'ЩШ
v: й 'р/Уу*
У/'''/'Л
/Л
'ШЛ * , -
'//'■г
Я9.'/"'л
, УуШ
ЩШ
У/ А \ А
■у/У.'.-/-
/ t у
'У' у ■
"У \
шж Шк
1
У/У'+VS//
Wim
/у f/S/Jy
л »АЛ *. • ' "
Ж
1
и
V.
'У'У/УУ.
\шат\шш\\
1997 1998 1998 1999 1999 Годы
1кв. III кв. I кв. III кв. I кв. III кв.
Рис. 5. Прирост реального ВВП
Великобритании
Увеличение процентной ставки в 1999 г. явилось лишь первым в цепи дальнейших повышений. Вместе с тем, как и ожидалось, несмотря не весьма высокие процентные ставки, экономика Британии продолжила подъем и оправдала прогнозы британского министра финансов Г. Брауна, согласно которым даже в случае роста процентных ставок экономический рост в стране в ближайшие годы превысит 3 %
[17, с. 5 — 6], а уже к концу 2000 г.
уровень ставок был достигнут в размере 7 % годовых (см. рис. 4).
Из сказанного следует, что роль сознательного антициклического регулирования государств как средства предотвращения или ослабления экономических кризисов велика. Однако оно в силу определенных причин может оказаться недостаточно эффективным и действенным. К числу таких причин в экономической науке, в частности, относят наличие проблемы лагов. Этот аспект антициклического регулирования изучен с помощью экономико-математических моделей [ 1,
с. 32 - 34; б, с. 141 - 144; 10, с. 69 - 70].
Мультипликационный процесс, приводимый в действие государственными фискальными и кредитными мерами, растянут во времени и далеко не одинаков для раз-
личных средств антикризисного регулирования. К запаздыванию (лагу) в действии соответствующих мер экономической политики (от 1—2 кварталов до 1 года) следует прибавить так называемый административный лаг, т. е. период между моментом получения правительством сигналов о приближении кризиса и временем осуществления противодействующих мер.
Опыт развитых стран свидетельствует, что сигналы кризиса, как правило, воспринимаются правительствами с некоторым опозданием. Даже при наличии развитых средств конъюнктурного наблюдения, включая систему ведущих индикаторов и краткосрочные экономические модели, они не всегда действуют только на основе таких прогнозов, а часто ждут, пока кризис обнаружит себя.
Значительную роль в регулировании циклического воспроизводства, как уже отмечалось выше, играет государственное среднесрочное и долгосрочное программирование. Большой опыт в использовании последнего накоплен прежде всего в Японии и во Франции. Не приходится
о
говорить о существенном воздействии программирования на цикл в США, Германии, Англии.
Воздействие программирования на ход воспроизводства можно свести к следующим направлениям: координации деятельности государственных предприятий и учреждений; долгосрочному планированию государственных капитальных вложений; мерам по субсидированию и поддержке определенных отраслей; координации производственных планов монополий в соответствии с общеэкономическим долгосрочным прогнозом.
Проблема эффективности государственного антициклического регулирования актуальна не только для развитых стран. Она приобретает еще большее значение для стран с постсоциалистической экономикой, в частности России. Коллапс в нашей стране, усиливая экономические и политические риски, может подорвать оживление в Европе. Кстати, по мнению Д. Карри, директора Центра экономического прогнозирования Лондонской школы бизнеса, «риск глубокой, продолжительной рецессии в Европе выше, чем где-либо в развитом мире» [18, с. 20].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балацкий Е. В. Эндогенные флуктуации в расширяющейся экономике//Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 6. Экономика. 1995. N° 6. С. 32 — 34.
2. Банк Англии повышает ставки // Эксперт. 1999. № 35. С. 7.
3. В Британии бум // Эксперт. 1999. № 41. С. 6.
4. Государство в меняющемся мире: (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии — 1997. Краткое содержание) // Вопр. экономики. 1997. № 7. С. 4 — 34.
5. Иванов И. Старт «зоны евро» // Мировая экономика и междунар. отношения. 1999. JM? 1.
С. 3 - И.
6. Ковалева Г. Д. Циклическая динамика экономических процессов: измерения и моделирования. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. 156 с.
7. Меньшиков С. М. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопр. экономики.
1997. No 6. С. 23 - 27.
8. Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики. М.: Мысль, 1976. 367 с.
9. Мясникович М. Экономическая политика государства в современных условиях / / Мировая экономика и междунар. отношения. 1999. № 1. С. 48 — 52.
10. Поманский А. Б. Математические модели в теории экономического цикла / А. Б. Поманский, Г. Ю. Трофимов // Экономика и мат. методы. 1989. Т. 25, вып. 5. С. 69 — 70.
И. Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт // Вопр. экономики. 1998. № 3. С. 81 - 89.
12. Ставка ФРС продолжает расти // Эксперт. 1999. № 32. С. 7.
13. Студенцов В. Мировая экономика в 1992 — 1993 гг.: семь худых лет впереди? // Мировая экономика и междунар. отношения. 1993. № 11. С. 85 — 101.
14. ФРС поднимает ставку // Эксперт. 1999. JM° 25. С. 7.
15. ФРС пришпоривает экономику // Эксперт. 2001. № 6. С. 6.
16. ЕС «Euro 1999». Brussels, 1998.
17. Financial Times. 1999. № 42, Nov. P. 5 - 6.
18. Fortune. 1998. Vol. 5, № 3. P. 20.
19. IMF Survey. 1996. Febr. 19. P. 68.
20. OECD Economic Outlook. 1999. July. P. 16.
21. Tanzi V. The Grouth of Government and Reform of the State in Industrial Countries / V. Tanzi, L. Schuknecht // JME Working Paper. 1996. № 6. P. 13.
22. The Economist. 1995. June. 19. P. 108.
23. The Economist. 1997. Sept. 20. P. 11.
24. Turgeon L. Bastard Keynesianism. Westport, Conn. L., 1996. Поступила 11.04.03.
ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ: ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ИЛИ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ
И. А. ФЕДУЛОВА, аспирант
История развития многих стран свидетельствует о том, что в экономике не последнюю роль играет ипотечное кредитование. Этот кредитно-финансовый механизм обеспечивает привлечение масштабных инвестиций в ее реальный сектор, способствует удовлетворению потребности в жилье граждан, обладающих стабильными доходами и определенными накоп-
лениями. Совершенно очевидно, что России, где жилищная проблема по-прежнему остается крайне острой, без задействования всех возможностей ипотеки уже не обойтись. Помимо решения проблем с жильем она поможет образованию в государстве качественно новых финансово-кредитных отношений, достижению финансовой и экономической стабильности.
© И. А. Федулова, 2003