Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюргачев О. А.

В статье обсуждаются факторы, оказавшие существенное влияние на трансформацию российского рынка труда в последние годы. К таким факторам относятся цифровизация экономики, пандемия новой коронавирусной инфекции, политика санкций по отношению к Российской Федерации. Автором предпринята попытка выявить особенности государственного регулирования занятости населения на примере города Иркутска, проанализировано содержание и целевые ориентиры государственных программ регулирования занятости. В ходе исследования проведен подробный анализ статистических показателей, отражающих ситуацию на рынке труда города Иркутска в динамике за 2016-2021 гг. Автором сделаны выводы об акцентах в проведении государственной политики занятости в городе Иркутске и намечены перспективные направления совершенствования государственного регулирования занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF EMPLOYMENT IN THE CITY OF IRKUTSK

The article discusses the factors that have had a significant impact on the transformation of the Russian labor market in recent years. Such factors include the digitalization of the economy, the pandemic of a new coronavirus infection, and the policy of sanctions against the Russian Federation. The author attempts to identify the features of state regulation of employment on the example of the city of Irkutsk, analyzes the content and targets of state employment regulation programs. In the course of the study, a detailed analysis of statistical indicators reflecting the situation on the labor market of the city of Irkutsk in dynamics for 2016-2021 was carried out. The author draws conclusions about the accents in the implementation of the state employment policy in the city of Irkutsk and outlines promising areas for improving state regulation of employment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ»

УДК 351.83:331.5(571.53)

Нюргачев О.А. студент магистратуры Иркутский государственный университет Научный руководитель: Комарова М.В., канд. филос. наук

доцент

Иркутский государственный университет

Россия, г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ

Аннотация. В статье обсуждаются факторы, оказавшие существенное влияние на трансформацию российского рынка труда в последние годы. К таким факторам относятся цифровизация экономики, пандемия новой коронавирусной инфекции, политика санкций по отношению к Российской Федерации. Автором предпринята попытка выявить особенности государственного регулирования занятости населения на примере города Иркутска, проанализировано содержание и целевые ориентиры государственных программ регулирования занятости. В ходе исследования проведен подробный анализ статистических показателей, отражающих ситуацию на рынке труда города Иркутска в динамике за 2016-2021 гг. Автором сделаны выводы об акцентах в проведении государственной политики занятости в городе Иркутске и намечены перспективные направления совершенствования государственного регулирования занятости населения.

Ключевые слова: занятость населения, рынок труда, безработица, государственное регулирование занятости населения, государственная программа.

Nyurgachev O.A. master's degree student Irkutsk State University

Scientific supervisor: Komarova M. V., candidate of philos. sciences, associate

professor Irkutsk State University Russia, Irkutsk

FEATURES OF STATE REGULATION OF EMPLOYMENT IN THE

CITY OF IRKUTSK

Annotation. The article discusses the factors that have had a significant impact on the transformation of the Russian labor market in recent years. Such

factors include the digitalization of the economy, the pandemic of a new coronavirus infection, and the policy of sanctions against the Russian Federation. The author attempts to identify the features of state regulation of employment on the example of the city of Irkutsk, analyzes the content and targets of state employment regulation programs. In the course of the study, a detailed analysis of statistical indicators reflecting the situation on the labor market of the city of Irkutsk in dynamics for 2016-2021 was carried out. The author draws conclusions about the accents in the implementation of the state employment policy in the city of Irkutsk and outlines promising areas for improving state regulation of employment.

Keywords: employment of the population, labor market, unemployment, state regulation of employment, state program.

В условиях цифровизации экономики и проявлений нестабильности в обществе, вызванной такими факторами, как пандемия новой корнавирусной инфекции, проведение санкционной политики в международных отношениях и др., российский рынок труда трансформируется, что может вызывать рост безработицы. Это требует разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности государственной политики занятости населения со стороны органов государственного управления.

Целью нашего исследования было выявить особенности государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске.

Занятость населения является одной из важнейших социально -экономических проблем нашего общества. Под занятостью населения понимают совокупность социально-экономических отношений, в которые вступают люди, по поводу участия в общественно полезном труде. Особенности занятости населения во многом отражают политику государства, реализуемую в сфере социально -трудовых отношений. Человек труда рассматривается как главная производительная сила общества. Одна из главных задач государства — создание условий для наиболее полного раскрытия и использования трудового потенциала общества. В связи с этим, повышается актуальность проблем государственного регулирования занятости населения.

Целью государственного регулирования является достижение эффективной занятости, повышение уровня и качества жизни, рост конкурентоспособности и качественных характеристик трудового потенциала работников, рациональное распределение и использование трудовых ресурсов, обеспечение гарантий в социально-трудовой сфере [1, с. 36]. Такая занятость дает возможность сохранять здоровье работников, получать достойную заработную плату, наращивать образовательный и профессионально-квалификационный уровень, способствует духовному развитию личности, базируясь на росте производительности

общественного труда. Один из важнейших принципов государственного регулирования занятости — реализация прав граждан, указанных в Конституции РФ, на свободно избранную занятость.

Рассмотрим особенности государственного регулирования занятости населения на примере города Иркутска.

Город Иркутск — административный центр Иркутской области, которую можно отнести к достаточно развитому индустриальному региону. По величине он является шестым городом в Сибири. Численность населения г. Иркутска на начало 2022 г. составляла 617 249 чел. На начало 2021 г. она составляла 617 315 чел. Следовательно, за последние два года можно наблюдать незначительную убыль населения — на 66 чел., или на 0,1%. В отношении промышленного развития в городе преобладают такие отрасли, как авиастроение, энергетика, пищевая промышленность. В городе достаточно развита не только производственная, но и социальная и транспортная инфраструктура. В Иркутске насчитывается примерно 20 000 субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным отраслям, из них примерно 100 можно отнести к крупным промышленным предприятиям [2, с. 90].

Для характеристики занятости населения в городе Иркутске можно использовать такой статистический показатель, как среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях города Иркутска.

В табл. 1 представлена численность работников крупных и средних предприятий города Иркутска.

Таблица 1

Динамика среднесписочной численности работников, занятых на крупных

и средних предприятиях города Иркутска

Годы Среднесписочная численность работников организаций, чел. Относительное изменение, в % к предыдущему году

2010 192072 н/д

2011 192621 100,29

2012 194358 100,90

2013 195887 100,79

2014 196312 100,22

2015 191537 97,57

2016 188085 98,20

2017 184736 98,22

2018 186181 100,78

2019 185329 99,54

2020 184792 99,71

2021 185802 100,55

*Источник: составлено автором по [3]

На основании приведенных в табл. 1 данных видно, что для периода времени с 2010 по 2014 гг. было характерно, что в городе Иркутске ежегодно росла среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий. Затем, в 2015-2017 гг. можно было наблюдать постепенное снижение данного показателя. В 2018 г. численность занятых незначительно выросла, по сравнению с предыдущим годом, после этого снова в течение двух лет (в 2019-2020 гг.) было характерно сокращение среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий города Иркутска. В 2021 г. анализируемый показатель вырос, в сравнении с предыдущим годом на 1010 чел., что составило 0,55%.

К числу индикаторов рынка труда, характеризующих занятость населения, обычно относят:

- распределение занятых по статусу занятости;

- структуру занятости по отраслям и секторам экономики;

- структуру спроса и предложения на рынке труда и ее сбалансированность;

- численность незанятых граждан, получивших услуги по поиску подходящей работы в государственной службе занятости населения;

- численность и долю трудоустроенных службой занятости из числа незанятого населения

- процент трудоустроенных из числа безработных граждан;

- объем и структуру трудового резерва (выпускников учреждений профессионального образования);

- потребность в рабочей силе и другие показатели.

Охарактеризуем соотношение спроса и предложения на официально

регистрируемом рынке труда города Иркутска (табл. 2).

Таблица 2

Показатели спроса и предложения на официально регистрируемом рынке

труда города Иркутска

Годы Численность Потребность в Доля вакансий Численность

безработных на рабочей силе на для рабочих, % безработных на

01.01, чел. 01.01., чел. 1000 вакантных рабочих мест, чел.

2017 1818 13249 85,7 137

2018 1253 12129 83,7 103

2019 1208 15763 83,7 77

2020 1284 12697 76,6 101

2021 6716 12949 85,1 519

2022 1751 11818 77,9 148

*Источник: составлено автором по [4] и материалам статистической отчетности ОГКУ «Центр занятости населения города Иркутска»

Данные табл. 2 позволяют сделать вывод о трудодефицитной конъюнктуре на рынке труда города Иркутска и преобладании спроса на

рабочие профессии в структуре заявленной работодателями потребности в рабочей силе.

В настоящее время на территории Иркутской области действуют следующие программы, затрагивающие сферу труда и занятости:

1. Государственная программа «Труд и занятость» 2019-2024 годы;

2. Подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области» на 2019-2024 годы;

3. Подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2024 годы;

4. Подпрограмма «Осуществление государственной политики в сфере труда и занятости населения» на 2019-2024 годы;

5. Ведомственная программа «Содействия занятости населения Иркутской области» на 2019-2024 годы;

6. Ведомственная целевая программа «Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области» на 2019-2024 годы;

7. Ведомственная целевая программа «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области» на 2019-2024 годы.

Рассмотрим подробнее основные характеристики реализуемых на территории Иркутской области государственных программ (табл. 3)

Таблица 3

Основные характеристики реализуемых на территории Иркутской области _государственных и ведомственных программ_

Виды государственных программ/ подпрограмм Сроки исполнения Объемы финансирования, тыс. рублей Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Труд и занятость 2019-2024 гг. 2019 год - 1 946 872 2020 год - 4 599 411 2021 год - 2 701 756 2022 год - 1 968 644 2023 год - 1 971 483 2024 год - 1 900 947 (общий объем) Коэффициент напряженности - не выше 0,3. Снижение регистрируемой безработицы - уровень будет снижен до 1,2%.

Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области 2019-2024 гг. 2019 год - 34 611 2020 год - 39 133 2021 год - 42 500 2022 год - 42 500 2023 год - 42 500 2024 год - 32 635 (объем финансирования из Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со

областного бюджета) смертельным исходом на тысячу сотрудников равно 1,6 промилле. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, составит 520 тысяч.

Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан (здесь также входят региональные проекты, ведомственные целевые программы) 2019-2024 гг. 2019 год - 1 795 080 2020 год - 4 427 915 2021 год - 2 530 582 2022 год - 1 799 417 2023 год - 1 801 950 2024 год - 1 760 307 (общий объем) Средняя продолжительность безработицы сократится до 4,2 месяца Уровень трудоустройства граждан составит 61%. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год составит 7,4%.

Оказание содействию добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом 2019-2024 гг. 2019 год - 3 421 2020 год - 3 250 2021 год - 3 880, 2022 год - 3 820 2023 год - 4 126 2024 год - 955 (общий объем) Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Иркутскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Иркутской области, составит не менее 4 395 человек. Доля заявлений об участии в Государственной программе, согласованных уполномоченным органом, от общего числа заявлений об участии в Государственной программе, поступивших от соотечественников, желающих переехать в Иркутскую область, составит не менее 70% Доля трудоустроенных

участников Государственной программы и членов их семей от общего числа участников Государственной программы и членов их семей в

трудоспособном возрасте,

переселившихся в Иркутскую область, составит не менее 80%

____и другие цели._

Анализируя данные, приведенные в табл. 3, следует отметить, что в Иркутской области успешно реализуются государственные программы, нацеленные на снижение уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда, сокращение продолжительности безработицы и повышение уровня трудоустройства безработных граждан. Кроме того, большое внимание уделяется организации стажировок выпускников образовательных учреждений и содействию занятости таких категорий населения, как инвалиды, многодетные граждане и родители детей-инвалидов.

Реализация государственных программ, нацеленных на регулирование занятости населения, на территории города Иркутска, в целом, имеет положительные результаты.

Проведем сравнительный анализ уровня регистрируемой безработицы в городе Иркутске и в Иркутской области (табл. 4).

Таблица 4

Сравнение уровня зарегистрированной безработицы в городе Иркутске и в Иркутской области, в процентах к численности экономически активного

населения

Наименование показателя На 01.01.2021 На 01.01.2022

Уровень зарегистрированной безработицы в г. Иркутске, % 2,0 0,5

Уровень зарегистрированной безработицы в Иркутской области, % 2,5 1,0

*Источник: составлено автором по материалам статистической отчетности ОГКУ «Центр занятости населения города Иркутска»

Из данных табл. 4 следует, что если сравнить уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2022 в городе Иркутске, который составлял 0,5%, с уровнем безработицы, зарегистрированным органами государственной службы занятости на ту же дату в Иркутской области в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целом (показатель составлял 1,0%), то очевидно, что в городе Иркутске ситуация с безработицей — более благополучная, чем в целом по Иркутской области. Даже в 2021 г., когда пандемия оказала значительное влияние на рынок труда, и на начало указанного года уровень официальной безработицы в городе составлял 2,0%, по области ситуация на рынке труда была сложнее, уровень безработицы по области составлял 2,5%.

Проанализируем основные сведения, отражающие сравнительные характеристики показателей работы ОГКУ ЦЗН города Иркутска за 20162022 гг. (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительные характеристики показателей работы ОГКУ ЦЗН города _Иркутска в динамике за январь-декабрь 2016-2022 гг._

Наименование показателя 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Оказано услуг по

содействию в поиске подходящей 13614 12166 10878 10597 27963 17633

работы, чел.

Трудоустроены, всего, чел. 6996 8381 5935 5854 12565 10925

Присвоен статус безработного, чел. 4585 3667 3246 3558 21122 5862

Направлены на

досрочную пенсию, 37 36 47 13 14 8

чел.

Оформлены на

досрочную пенсию, 37 36 46 11 14 8

чел.

Направлены на обучение безработные 401 398 418 407 428 525

граждане, всего,

чел.

Принимали участие в общественных 365 354 297 367 257 290

работах, чел.

Продолжительность безработицы на конец отчетного 4,7 5,2 4,7 4,2 4,9 3,8

периода, мес.

Продолжительность

«существования»

вакансии на конец 8,2 8,6 8,9 8,8 9,2 9,7

отчетного периода,

мес.

Уровень трудоустройства от 43,3 56,4 46,7 48,0 42,5 42,5

ищущих работу, %

Уровень трудоустройства незанятых граждан, % 31,7 50,1 37,2 37,7 37,3 36,9

Уровень трудоустройства безработных граждан, % 34,6 44,1 36,6 36,7 37,9 23,9

*Источник: составлено автором по материалам статистической отчетности ОГКУ «Центр занятости населения города Иркутска»

Анализ показателей, приведенных в табл. 5, свидетельствует о том, что наибольшее количество услуг по содействию в поиске подходящей работы было оказано Областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Иркутска» именно в 2021 г, в период пандемии, когда показатель более чем в два раза превышал обычные объемы оказанных услуг. По количеству трудоустроенных граждан наибольшие значения также приходятся на 2021-2022 гг. Аналогичная тенденция прослеживается и с численностью граждан, которым за указанный период был присвоен официальный статус безработного: пики в значении показателя приходятся на 2021-2022 гг.

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что реализация государственных программ регулирования занятости населения на территории города Иркутска имеет ряд положительных результатов. Основными особенностями государственного регулирования занятости населения г. Иркутска, выявленными нами в ходе исследования, являются следующие: повышенное внимание уделяется организации стажировок выпускников образовательных учреждений, т. к. в Иркутске достаточно много учебных заведений системы профессионального образования, а также содействию трудоустройству таких категорий населения, как инвалиды, многодетные граждане и родители, воспитывающие детей-инвалидов. Кроме того, специалистам Центра занятости населения города Иркутска в период пандемии коронавирусной инфекции удалось справиться с огромным наплывом граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, и значительно увеличить абсолютные значения показателей их трудоустройства. Также можно сделать вывод, что в 2020-2021 гг. безработные граждане несколько активнее, чем в предыдущие годы, направлялись на профессиональное обучение. Развитие цифровых платформ в рамках технологий содействия занятости населения во многом способствовало повышению эффективности государственного регулирования занятости населения города Иркутска.

В перспективе на ближайшие годы, совершенствование государственного регулирования занятости населения будет связано с

дальнейшей цифровизацией этой сферы; повышением качества оказания государственных услуг в области занятости населения [5]; повышением компетентности специалистов государственной службы занятости населения [6]; формированием позитивного имиджа государственной службы занятости населения как надежного партнера по привлечению рабочей силы в глазах работодателей.

Использованные источники:

1. Гуськова И. В. Трансформация рынка труда России: монография / И. В. Гуськова. - Н. Новгород: НИМБ, 2010. - 288 с.

2. Токарский Б. Л. Исследование и прогнозирование рынка труда крупного города: учеб. пособие / Б. Л. Токарский, Г. Н. Макарова, И. С. Змановский; под науч. ред. В. И. Самарухи. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 232 с.

3. Среднесписочная численность работников, занятых на крупных и средних предприятиях Иркутской области, по муниципальным образованиям за 2010-2021 гг. // [Электронный ресурс]: Интернет-портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области: сайт. - URL: https ://irkutskstat. gks.ru/storage/mediabank/Srednspis_chis_rab_MÜ_2021(1).ht ml (дата обращения: 30.09.2022).

4. Информация о положении на рынке труда Иркутской области на 01 января 2018// [Электронный ресурс]: Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркутской области: сайт. - URL: https://www.irkzan.ru/documents/index (дата обращения: 30.09.2022).

5. Носырева И. Г. Оценка качества государственных услуг в области занятости населения в условиях карантинных ограничений / И. Г. Носырева, Н. А. Белобородова. - DÜI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).366-375. - EDN BFNKUB // Известия Байкальского государственного университета. - 2022. - Т. 32, № 2. - С. 366-375.

6. Носырева И. Г. Применение модели компетенций специалиста отдела содействия трудоустройству центра занятости населения как инструмента повышения качества государственных услуг в области занятости населения / И. Г. Носырева, Н. А. Белобородова // Экономика труда. -2021. - Том 8. - № 4. - С. 443-458. - doi: 10.18334/et.8.4.111951

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.