Е / Г / I ЁхАМЕЛВ ОА / ОЁВ
УДК 339.9
ТЙТААГ МЙОЁ АТЙОААВЙОААГ маТ оАаоёёоТААГёв ВАдАЁОЁВ Ё ГОТй! АОЁТ Г ГТЁ УЁТ Г Т! ЁЁЁ А АААоОЁО ЙОоАГАО I ЁВА
Одна из основных задач современного курса экономических преобразований в России состоит в модернизации регулирующих функций государства в условиях перехода к новому качеству социально -экономическо -го развития - информационной экономике гражданского общества, ха -рактерной для развитых стран мира. Поэтому заслуживает внимания практика высокоразвитых стран по организации государственного регулиро -вания развития информационной экономики.
В США намечены следующие направления государственной научнотехнологической политики по повышению конкурентоспособности экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI в.:
1) стимулирование долгосрочных гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий;
2) создание благоприятного предпринимательского климата для осуществления НИОКР;
3) активная государственная поддержка формирования и деятельности исследовательских союзов для расширения промышленных инноваций;
4) ориентация федеральных исследований на удовлетворение потребностей экономики и их соответствие возможностям бюджета;
5) поддержка университетов и совершенствование школьного и вузовского образования [3].
Для реализации вышеназванной политики предусмотрены следующие механизмы государственного регулирования информационной экономики:
- налоговая политика;
- государственные программы финансирования НИОКР в области про -изводства информационных продуктов, а также программы, направленные на развитие сферы образования и поддержку развития предпринимательства;
- антимонопольная политика;
- государственная политика в сфере занятости.
Налоговая политика американского правительства направлена на сти -мулирование инвестиций в информационную экономику, а также на создание выгодных условий для трудовой деятельности специалистов в информационной области. Это приводит к ускорению роста производительности труда и увеличению объемов выпуска продукции. Для решения данных задач налоговая политика США с начала 1980-х гг устроена таким образом, чтобы низкими ставками налога на прибыль корпораций (порядка 15 -35%) и инвестиционными налоговыми льготами (включая ускоренную амортизацию оборудования, используемого для НИОКР) стимулировать произ-
<>------------------------
А.А. А Т&ааа,
пТепёаоаёи ёаоаади Тайае уёТ Т Т1 е+а-пёТе оаТдее, 1\1А^1Уй
ШоГЁЁ. 2008. № 5(24)
водство информационных продуктов. В свою очередь, умеренные ставки индивидуального подоходного налога (предельная ставка данного налога составляет 35%) стимулируют занятость в информационной экономике, поскольку гарантируют достаточно высокий посленалоговый доход. На наш взгляд, благодаря подобным стимулирующим механизмам налогового регулирования американской налоговой политике удалось содействовать тому что в конце XX в. в США каждое десятилетие инвестиции в средства информатики увеличивались в 4 раза, а производительность труда в 1997 - 2004 гг увеличилась в среднем на 2,1%.
В области государственной поддержки НИОКР можно отметить тот факт, что в США до 28% всех исследований осуществляются на средства, выделенные правительством (причем доля расходов на фундаментальные исследования в ВВП составляет 0,6%). Важная роль государства в становлении информационного рынка связана с высокой капиталоемкостью программного обеспечения и инновационной деятельности в целом, с важной ролью культуры пользователей программных средств в эффективном применении информации, с особым значением межфирменной кооперации.
Поддержка предпринимательства проявляется в снижении со стороны государства барьеров для вновь образуемых предприятий, обеспечении их доступа к кредитным ресурсам, льготном налогообложении малого и среднего бизнеса. Все это в равной степени относится и к деятельности малых и средних компаний сферы информационной экономики. Кроме того, именно правительство в свое время содействовало созданию мощнейшего кластера информационных компаний в знаменитой Силиконовой долине - кузнице мировых информационно-коммуникационных технологий.
В сфере антимонопольного регулирования прежде всего необходимо отметить американскую практику содействия конкуренции на информационном рынке, особенно в области телекоммуникаций. Закон о телекоммуникациях ликвидировал или ослабил многие ограничения на владение вещательными мощностями. Так, в соответствии с этим законом Федеральная комиссия связи (ФКС) отменила правило, допускавшее владение не более чем 12 телевизионными станциями, и увеличила лимит охвата аудитории с 25 до 35%. Это привело к активной перекупке вещательных компаний.
Большое значение приобретает государственная политика сдерживания монополии крупнейших производителей новой техники, вкладывающих миллиарды долларов в сферу НИОКР. Выпуская новейшие разработки , продавая их большими тиражами, они фактически создают мировые стандарты под самих себя как единственных производителей соответствующей высокотехнологичной продукции. В результате конкуренция на определенных сегментах рынка прекращается, а среди производителей происходит раскол на лидеров-монополистов и аутсайдеров. Министерство юстиции США, занимающееся вопросами соблюдения антитре-стового законодательства, в 2000 г. приняло жесткое решение в отношении крупнейшей в мире корпорации «Майкрософт», хотя та добросовестно уплачивала правительству налоги со своих монопольно заработанных доходов [4]. Проводились и иные аналогичные антимо-
нопольные слушания. При этом антимонопольные органы руководствуются не абстрактными соображениями, а расчетами, оценивающими воздействие слияний на цены для потребителей, на доходы американского бюджета от экспорта и т. д.
Важные конкурентные преимущества США обусловлены гибким трудовым законодательством. Так, если соответствующие законы стран ЕС и в еще большей степени России ограничивают возможность увольнения излишнего персонала, что резко снижает эффективность инвестиций в НТП, то американские корпорации связаны своими соглашениями лишь с профсоюзами, которые в отраслях информационной экономики не имеют особого влияния. Таким образом, высокий технологический и конкурентоспособный уровень информационной экономики США достигается благодаря последовательной государственной политике поддержки науки и технологий и создания соответствующей нормативно-правовой базы.
Очень интересен опыт Канады - прежде всего успешной реализацией концепции электронного правительства. Благодаря информативности и интерактивности системы интернет-сайтов государственных органов Канада занимает первое место в мире в неформальном конкурсе на лучшее электронное правительство.
Правительство Канады начало достаточно давно заниматься проблемами распространения электронной коммерции в стране, а также внедрением ИКТ в деятельность государственных служб. Стратегия правительства Канады в области электронной коммерции предусматривала создание определенных базовых условий, которые должны были обеспечить благоприятную среду для осуществления коммерческих сделок через Интернет. К числу таких базовых условий относились введение нейтрального налогообложения технологий, разработка политики в области криптографии и инфраструктуры открытого ключа, разработка руководящих принципов по защите потребителей и законодательства по охране персональной информации. Далее в Канаде было налажено взаимовыгодное партнерство между директивными органами правительства и Статистическим управлением, что стало одним из ключевых условий успеха программ охвата населения доступом к Интернету и развития электронной коммерции. В 2005 г Канада занимала пятое место в мире по распространению Интернета в возрастной группе населения 15+ (63% жителей старше 15 лет являлись постоянными пользователями Интернета), причем наиболее высоким оказался уровень информатизации чиновников: 82% государственных служащих в Канаде имели доступ в Интернет [6. С.123].
Статистическое управление Канады на базе ИКТ сумело внедрить программы сбора данных, результаты которых учитывались правительством при принятии решений в самых разных сферах деятельности. Использование самых передовых методов статистического обследования позволило собрать уникальную информацию о развитии интернет-экономики и электронной коммерции в стране, учесть пожелания потребителей информационных продуктов и сделать деятельность правительства более эффективной, переведя часть функций органов государственной власти в виртуальную сферу коммуникаций.
Страны Европейского союза, на наш взгляд, пред -ставляют интересный опыт регулирования развития информационной экономики в следующих областях:
- регулирование на рынке телекоммуникаций;
- антимонопольное регулирование;
- развитие международных программ научно-технического сотрудничества.
В рамках программы дерегулирования ключевых отраслей информационной экономики стран Евросоюза уже к 2002 г телекоммуникационный рынок был полностью либерализован и интегрирован, что позволило существенно снизить цены на телефонные услуги (до 2002 г они были вдвое выше, чем в США), расширить распространение Интернета и электронной торговли, услуг мобильных телефонных операторов. Сразу после начала политики дерегулирования телекоммуникации стали одной из важнейших отраслей народного хозяйства ряда стран ЕС по перспективам экономического роста.
Антимонопольное регулирование, осуществляемое в ЕС, направлено на поддержание и развитие конкуренции на европейском информационном рынке. Со -ответствующие национальные и межгосударственные регулирующие органы (антимонопольные институты каждой страны-члена и Европейская Комиссия) зани -маются мониторингом ситуации в сфере конкуренции на рынке информационных продуктов и при необходимости применяют штрафные санкции к компаниям-на-рушителям. Как отмечают многие эксперты, ЕС занял в отношении «Майкрософт» намного более жесткую позицию, чем правительство США в аналогичном антимонопольном расследовании в 2000 г Данное антимонопольное разбирательство в ЕС является крупнейшим в Европе за последнее десятилетие [1] и свидетельствует о жесткой позиции стран Евросоюза в части защиты конкуренции на рынках информационных продуктов.
В развитии информационной экономики в странах ЕС важную роль играют комплексные долгосрочные программы, направленные на научно-техническое развитие. Среди них можно отметить деятельность европейской научно-исследовательской организации КОСТ (European Cooperation on Scientific and Technical Research - COST), ориентированной на исследования в области информационных технологий, Рамочные программы научно-технического развития (Framework Programmes for Research and Technological Development), программу «Эврика», нацеленную на получение технологий и продуктов, пригодных для коммерческого использования [2. C. 85 - 86].
По планам ЕС, к 2010 г намечено создать 20 млн новых рабочих мест и обеспечить устойчивый прирост ВВП в размере 3% в год на основе стимулирования НТП, конкуренции и занятости, прежде всего в малом бизнесе. Намечено завершить создание единого рынка капиталов ЕС, облегчить доступ на этот рынок, реформировать систему социального обеспечения с тем, чтобы стимулировать инвестиции в новые технологии. Специальные программы посвящены развитию Европейского космического агентства (European Space Agency -ESA), оптоволоконных сетей, микропроцессорной и нанотехнологии, авиастроения и т.д.
ЕС уделяет особое внимание выполнению эконо -мических обязательств по обеспечению научно-техни-
ческого сотрудничества с другими странами Европы, в первую очередь в области научно-технической информации, статистики, метрологии, охраны интеллектуальной собственности, патентной политики, стандартизации и сертификации научно-технической продукции, а также (в соответствии с Болонским соглашением) по взаимному признанию документов об образовании и квалификации научных и научно-педагогических кадров, сотрудничеству в их подготовке.
По степени распространения Интернета Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) еще совсем недавно - в 2000 г. - отставал от США и ЕС. Но ситуация кардинальным образом поменялась уже в 2002 г., когда Азия стала мировым лидером по числу пользователей Интернета. В самом начале XXI в. многие страны Юго-Восточной Азии, а также Индия превращаются и в основных производителей информационных продуктов. Для России особый интерес представляет анализ государственно -законодательного регулирования информационной экономики в отдельных странах АТР, таких как Япония, Республика Корея, Тайвань, КНР, а также в Индии.
В Японии с января 2001 г вступил в силу Основной закон о формировании информационного общества. На основании данного закона осуществляется государственная программа «Электронная Япония», задача которой - превращение страны в ведущую мировую информационную державу. Среди приоритетов программы «Электронная Япония» можно выделить:
- всеобщую компьютерную грамотность населения и возможность эффективного и безопасного обмена информацией;
- создание эффективной информационной инфраструктуры страны на основе свободной и честной конкуренции на рынке телекоммуникаций (антимонопольная политика);
- привлечение в Японию лучших в мире специалистов в области информационных технологий.
На пути реализации данной программы уже достигнуты определенные успехи. В частности, 14% населения страны имеют доступ к высокоскоростному Интернету - 26 Мбит в секунду (самый скоростной в мире Интернет), успешно разрабатывается законодательство в области электронной коммерции, с апреля 2003 г. действует единая информационная сеть государственных административных органов, а в период до 2010 г. правительство рассчитывает привлечь в Японию из-за рубежа не менее 40 тыс. специалистов в информационной области [7. С.158].
Восстановление международной конкурентоспособности Японии в начале XXI в. связывается с развитием Интернета и общей либерализацией экономики [5. С. 38]. В стране приняты новые методы расчета ВВП, более полно учитывающие вклад компьютерного обеспечения, новых технологий, услуг, здравоохранения, инфраструктуры и т.д. Новые законы ликвидировали систему пожизненного найма, либерализировали финансовый рынок, усилили самостоятельность малого бизнеса, личные права работников. С помощью специальных государственных программ намечено превратить страну в ведущую Интернет-державу мира.
Государственными программами предусмотрены дальнейшие инвестиции в создание сетей с высокой пропускной способностью, НИОКР и производство се-
тевого оборудования, перевод в Интернет услуг всех государственных учреждений, повышение квалификации кадров.
Республика Корея строит свою национальную политику в области науки и техники на основе программы «тотальных инноваций» («total innovation» program). Национальная инновационная система должна стать важнейшим фактором роста национального хозяйства страны. Соответствующая политика правительства Южной Кореи призвана сделать инновации двигателем развития XXI в. Разработчиком и координатором вы -полнения программы «тотальных инноваций» является Совет по науке и технологиям при Президенте страны. Приоритетным стало развитие таких информационных отраслей национальной экономики, как цифровое вещание, производство специальных дисплеев для цифровой передачи данных, интеллектуальных роботов, цифрового контента. Данные отрасли должны стать катализатором новой фазы роста корейской экономики. Кроме того, правительство Республики Корея актив -но проводит дерегулирование в ряде отраслей информационной экономики, которое способствует существенным успехам страны в некоторых наиболее важных областях информационных технологий.
Успех Южной Кореи объясняется открытостью рынка телекоммуникаций для конкуренции (политика либерализации рынка телекоммуникаций стала одной из приоритетных государственных программ в Республике Корея), что привело к резкому снижению ежемесячных абонентских платежей за пользование высокоскоростным Интернетом. Обеспечение высокоскоростного доступа в Интернет является долгосрочной стратегией развития рынка телекоммуникаций, поскольку стимулирует передачу телевизионной картинки в онлайновом режиме без потерь качества изображения не только на экран персонального компьютера, но и на мобильные переносные устройства с выходом в Интернет, которые чрезвычайно популярны в Республике Корея. Антимонопольная политика правительства Южной Кореи поощряет, таким образом, не только конкуренцию между телефонными операторами и провайдерами оптоволоконной связи, но и развитие технологий передачи видеокартинок в Интернете, что способствует конкурентным преимуществам южнокорейских производителей мобильных устройств с доступом в Интернет.
В КНР удельный вес расходов на НИОКР составлял в 2006 г 1,8% от ВВП, тогда как в 1996 г этот показатель равнялся 0,6% ВВП. 40% китайских инвестиций в НИОКР пришлось на долю государства, 60% - на долю китайских и иностранных частных фирм. В 2003 г Китай находился на 3-м месте в мире по масштабам ассигнований на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. По этому показателю Китай уступает только США и Японии. Развитие китайского Интернета отличается высокой динамикой, поскольку соответствующая программа поддерживается и контролируется непосредственно лидерами партии и правительства страны. Информационные технологии, включая Интернет, развиваются в КНР прежде всего с целью продвижения китайской экспортной продукции на мировой рынок. В настоящее время правительство КНР содействует распространению интернет-технологий среди более 1 млн компаний автомобильной, авиационной,
нефтяной и других отраслей промышленности с тем, чтобы повысить качество менеджмента, эффективность закупок и конкурентоспособность. Если в 2000 г. в стране насчитывалось 20 млн пользователей Интернета, 85% из них - в возрасте 18 - 35 лет, то к 2010 г., как полагают эксперты, их число возрастет до 150 млн, что позволит догнать в этом отношении США и Японию [8]. В 2006 г КНР стала первой в мире державой по числу пользователей Интернета (около 155 млн человек). Отметим, что законодательство Китая предусматривает государственное руководство развитием Интернета и жесткий контроль за размещаемой там информацией, особенно политического и морально-этического содержания.
Значительных успехов в формировании информационной экономики добилась также Индия. Этот успех тем более очевиден, что около 4 млн индийцев, прямо или косвенно занятых в сфере услуг, производят в стране с миллиардным населением свыше половины ВВП. В индийских компьютерных компаниях, в свою очередь, работают 340 тыс. человек. Индийская информационная индустрия специализируется на аутсорсинге, прежде всего на такой его разновидности, как оффшорное программирование - разработка программного обеспечения для последующей поставки в ведущие страны мира. Развитие оффшорного программирования всячески поддерживается со стороны правительства страны, поскольку создает существенную часть национального продукта страны в пропорции к числу специалистов, занятых в данной отрасли. Для развития информационной экономики Индия увеличивает бюджетные расходы на обучение кадров, НИОКР и электронную коммерцию. В 2000-2006 гг более чем в 2 раза увеличился объем продаж программного обеспечения внутри страны. Тем не менее вплоть до недавнего времени информационная экономика не оказывала серьезного воздействия на развитие сельского хозяйства и других отраслей, где занята подавляющая часть миллиардного населения Индии [9. С. 45], а среди стран, специализирующихся на оффшорном программировании, у Индии появились достаточно серьезные конкуренты в виде стран Центральной и Восточной Европы, а также России.
Таким образом, в мире уже накоплен достаточно большой опыт государственного регулирования информационной экономики на национальном уровне. Причем источником передового мирового опыта не обязательно являются ведущие страны мира, такие как США, Канада, Япония, государства Европейского союза. В ряде случаев примером успешного развития информационной составляющей национального хозяйства могут служить и развивающиеся страны, такие как КНР или Индия, которые не просто занимают нишу аутсорсинга в международном разделении труда, но и сами, подобно Китаю, постепенно начинают диктовать стандарты развития информационно-коммуникационных технологий ведущим западным державам. Мировая практика, таким образом, доказывает, что «цифровой разрыв» между бедными и богатыми странами мира может быть достаточно быстро преодолен при наличии соответствующей дальновидной национальной программы развития информационной экономики на базе стимулирования расходов
на НИОКР и занятости в отраслях национального хозяйства, производящих высокотехнологичные информационные продукты.
1. Ведомости. 2004.16 марта.
2. Европейский союз: путеводитель. М., 1998.
3. Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
4. Коммерсант. 2004.26 марта.
5. Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2000.
6. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А.А. Дынкина. М., 2007.
7. Молодякова Э.В. Информационные технологии на службе общества // Япония 2002 - 2003: ежегодник. М., 2003.
8. Рыцарева Е. Ноу-хау китайской кухни // Эксперт. 2004. № 11.
9. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., 2003.
УДК 330.3
0А0ГТ ЁТАЁхАЙЁАВ I I ТАТ0ЁЁАА I ТN00 Ё АА ОТ Ё0 А 1Ш0Ё00ВI Т Ё ЙААЁА Г1ЧЁВ Т ААII Т Й0Ё УЁТ ГТ 1 ЁЁЁ ОТШЁЁ
Динамика социально-экономического развития России за последние несколько лет вселяет определенный оптимизм и позволяет надеяться на определенные качественные изменения в воспроизводственном процессе. Намеченные действующим Президентом ориентиры развития экономики страны отражают существующие проблемы, наличие которых не способствует устойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе. Одной из задач, требующих первостепенного решения, является повышение инновационно-инвестиционного потенциала отечественной экономики. В данном случае речь идет не просто о формальном увеличении объема инвестиционных ресурсов, осваиваемых экономикой, а о качественном изменении существующей технологической структуры.
Формирование технологической структуры экономики обусловлено периодической сменой технологических укладов, в результате чего технологические уклады более высокого ранга замещают устаревшие или реликтовые. Данный процесс является эволюционным, поскольку условия для замещения технологических укладов создаются в недрах предыдущего уклада, в период, когда он достигает фазы расцвета. Однако в действительности не всегда данная закономерность проявляется в полной мере, поскольку в экономической системе могут присутствовать факторы, кото -рые не будут способствовать необходимому замещению устаревших технологических укладов более современными. В этом случае технологическая структура экономики приобретает черты многоукладности, когда в один и тот же момент времени существуют и взаимодействуют друг с другом технологические уклады разных поколений. Существует достаточное количество теорий, объясняющих причины формирования технологической неоднородности, среди которых наибольшее значение имеют, на наш взгляд, концепции Ю. Яременко, Ю. Яковца, С. Глазьева, А. Верени-кина, Д. Волошина, Р Дзарасова и др. Объединяющим началом данных концепций является рассмотрение технологической многоукладности как явления, имманентно присущего технико-технологической системе в определенный период времени. Тем не менее исследование данной проблемы имеет более значимый аспект с позиции сформированной аномальной технологической многоукладности экономики России. Причины аномальной технологической неоднородности отечественной экономи -ки многочисленны и разнообразны, можно выделить целый ряд факто -ров, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Во-первых, технологическая многоукладность российской экономики явилась следствием замкнутости технологического пространства, обусловленной в том числе и идеологическими причинами, что привело к ав-таркичному характеру функционирования экономики. «Закрытость советской экономики и концентрация качественных ресурсов в ВПК привели к тому что она стала многоуровневой, с огромными структурными переко-
I .А. ЕТГТааёТаа,
ёаТаёаао уёТТТ/ё+а-пёёд Таоё, аТоаТо, Ыа/адпёёе аТпоаад-поаа Т Тие уёТ ТТ / ё+а-пёёе оТёаадпёоао
ААЙ01ЁЁ. 2008. № 5(24)