эскроу-агентами не только банкам, но и другим доверенным лицам, таким как адвокаты, нотариусы, доверительные управляющие, можно было бы повысить популярность эскроу, тем самым уменьшая количество случаев мошенничества и неисполнения обязательств в рамках сделок купли-продажи недвижимости и других крупных материальных ценностей, при этом сохранив основную его цель — позволить лицам обеспечить контроль за исполнением обязательства, делегировав контрольные полномочия лицу, обладающему взаимным доверием сторон.
Литература
1. ЧураковР. С. Эскроу-счёт по российскому праву. М.: Закон, 2007. № 8.
2. Буркова А. Ю. Квази-обеспечительные обязательства: международная практика, регулирование и перспективы развития в России. М.: Закон, 2013.
3. Буркова А. Ю. Эскроу-счета: перспективы в российском законодательстве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-bereg.ru/o3875.html/ (дата обращения: 19.06.2016).
4. Архипов Д. А. Распределение договорных рисков в гражданском праве. М.: Статут, 2012.
5. Escrow Software. [Электронный ресурс]. URL: http://www.totalescrowsolutions.com/software-escrow/ (дата обращения: 20.06.2016).
Features of public-private partnership in modern China Sharpan A.
Особенности государственно-частного партнерства в КНР на современном этапе Шарпан А. А.
Шарпан Александра Александровна / Sharpan Aleksandra — студент магистратуры, публичное управление, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) для реализации проектов в сфере инфраструктуры в Китае. Характеризуются особенности взаимодействия представителей государственного и частного сектора. Abstract: the article considers the features of using public-private partnership mechanisms (PPP) for the implementation of infrastructure projects in China. It shows main features ofpublic and private sector interaction.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, социально-экономическое развитие, государственное управление, муниципально-частное партнёрство, КНР.
Keywords: public-private partnership, the socio-economic development, public administration, municipal-private partnership, China.
В мировой практике проблема инфраструктурных ограничений активно решается путём использования концессионных механизмов и государственно-частного партнёрства (ГЧП). Это понятие включает в себя совокупность всех возможных отношений между государственными и частными организациями. Государственно-частное партнерство часто определяется как долгосрочный контракт между частной стороной и правительственным учреждением для создания общественного актива или услуги, в которых частная организация несет значительный риск и ответственность за управление.
Развитие механизмов государственно-частного партнёрства в Китае регулируется двумя основными законами, которые способствовали распространению модели ГЧП. Прежде всего, это закон «О методах управления городскими коммунальными концессиями» 2004 г., который закрепляет правовые основы реализации проектов по улучшению городской инфраструктуры. Тогда же был принят закон, направленный на реформирование инвестиционной схемы, облегчающей процедуру утверждения частных инвестиций. Другим катализатором развития государственно-частного партнёрства в Китае стало принятое в 2005 г. Заключение Государственного Совета (Opinion of the State Council), способствующее развитию негосударственного сектора экономики. Этот закон впервые допустил частный сектор к участию в проектах в сфере энергетики, связи, железных дорог, авиации и переработки нефтепродуктов [1].
В таблице 1 показаны количество и объем инвестиций применительно к проектам ГЧП в разных секторах в Китае [2]. Количество проектов ГЧП свидетельствует о настрое китайского правительства активно использовать проекты ГЧП. Большая часть проектов включает сделки о платных дорогах и
улучшении инфраструктуры ЖКХ (водоснабжение, энергетика, экология, газ и др.). Данные также указывают на то, что субнациональные правительства более заинтересованы в стимулировании ГЧП, чем национальное. Дефицит бюджетных ресурсов стал важным стимулом для региональных правительств, что позволило открыть рынок инфраструктуры для частных инвесторов.
Таблица 1. Проекты по отраслям и подотраслям по данным Всемирного Банка, 2014 год, в млн. дол.
Отрасль Подотрасль Количество проектов Объем инвестиции (млн. долл.)
Энергетика Электричество 244 39, 486
Природный газ 194 4,480
Всего по разделу 438 43, 965
Телекоммуникации Телекоммуникации 4 14, 518
Всего по разделу 4 14, 518
Транспорт Аэропорты 17 2,555
Железные дороги 11 8,593
Автомагистрали 138 26,221
Порты 67 13,570
Всего по разделу 233 50,939
Водные ресурсы и водотведение Очистные установки 353 5,986
ЖКХ 36 3,922
Всего по разделу 389 9,908
Итого 1,064 119,330
Таблица 2. иллюстрирует число и общий объем инвестиций в проекты ГЧП в различных секторах в Китае в зависимости от типа проекта ГЧП. По данной таблице видно, что слабо использовались лизинговые контракты на заключение аренды и управление. Существуют значительные различия между бизнес-моделями ГЧП в различных секторах с точки зрения оформления банкротства предприятия, технологических и других проектных характеристик.
Таблица 2. Количество и общий объем инвестиций в проекты ГЧП в различных секторах в Китае в зависимости от типа проекта ГЧП, млн. дол.
Отрасль Вид Количество проектов Объем финансирования
Концессия 47 1,203
Энергетика Приватизация (диверститура) 53 9,292
Проект нового строительства 338 33,470
Лизинг 0 0
Всего по разделу 438 43,965
Концессия 0 0
Телекоммуникации Приватизация (диверститура) 4 14,518
проект нового строительства 0 0
Лизинг 0 0
Всего по разделу 4 14,518
Концессия 70 7,692
Транспорт Приватизация (диверститура) 37 10,315
проект нового строительства 125 32,931
Лизинг 1 1
Всего по разделу 233 50,939
Водные ресурсы и водотведение Концессия 118 4,457
На данный момент правительство Китая стремится внедрить механизмы государственно-частного партнерства на следующем этапе развития городской и сельской инфраструктуры.
Преимущества использования ГЧП могут быть широкими включать в себя, помимо прочего, уменьшение налогового бремени муниципалитетов и устранение недостатков правительства в предоставлении государственного имущества. Государственные органы признают необходимость использования преимуществ ГЧП, принимая во внимание тот факт, что нынешние тенденции
урбанизации создают огромные проблемы в предоставлении качественных государственных услуг для более 100 миллионов новых жителей, которые заселят китайские города к 2020 году [2].
Решительные меры государства по созданию соответствующих условий для повышения предсказуемости инвестиций на местном уровне являются четким сигналом для привлечения частных инвесторов. Тем не менее, эти попытки оказываются недостаточными для преодоления существующих барьеров.
Поэтому по-прежнему необходим поиск дальнейших решений. Для этого муниципалитеты должны определить приоритеты и степень вовлеченности в инфраструктуру, разработать соответствующие возможности критически оценивать инфраструктурные проекты, а также укрепить финансовые условия проектов за счет четких тарифных схем и использование сбалансированных контрактов. И, наконец, правительству необходимо начать рассматривать ЧГП как механизм, основанный на взаимной выгоде, а не просто как способ получения доступа к финансированию [3].
Учитывая многочисленные доклады, освещающие плохие условия окружающей среды в КНР и их вредные последствия для населения в целом, крайне важно для общественных представителей выйти за пределы обычного подхода к ГЧП [4]. Другими словами, они должны использовать преимущества ГЧП путем проведения оценки соотношения стоимости проекта и получаемой пользы не только в момент ввода в эксплуатацию, но и во время всей жизни цикла активов. Это процедура включает в себя реализацию экологических и социальных выгод через устранение пробелов в сфере закупок, начиная с четких, измеримых и достижимых технических условий, предусмотренных заранее на всех этапах проведения проекта.
Литература
1. Черемная Т. С. Государственно-частное партнёрство в странах БРИКС: опыт и перспективы реализации // Мировая экономика, 2015. № 5 (44). С. 190-196.
2. По данным Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/projects/search?lang=en&searchTerm=&tab=map&countryshortname_exact=C hina/ (дата обращения: 11.06.2016).
3. Ke Y. Understanding the risks in China's PPP projects: ranking of their probability and consequence //Engineering, Construction and Architectural Management, 2011. Т. 18. №. 5. С. 481-496.
4. Zhang S. PPP application in infrastructure development in China: Institutional analysis and implications //International Journal of Project Management, 2015. Т. 33. № 3. С. 497-509.
5. He G. Changes and challenges: China's environmental management in transition //Environmental Development, 2012. Т. 3. С. 25-38.
Public-private partnerships and the implementation of the law enforcement
functions of the state Chernomyrdinа E.
Государственно-частное партнерство и реализация правоохранительной
функции государства Черномырдина Е. В.
Черномырдина Елена Владимировна /Chernomyrdina Elena — соискатель, кафедра теории и философии права, Институт права Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: на основе анализа проектов государственно-частного партнерства в различных государствах в статье делается вывод о возможности использования различных правовых форм взаимодействия публичных и частных субъектов в процессе реализации правоохранительной деятельности государства.
Abstract: on the basis of public-private partnership projects in various states in the article concludes that the use of different legal forms of interaction of public and private actors in the implementation of state law enforcement.
Ключевые слова: публичный интерес, частный интерес, государство, охрана права и свобод, функция государства.
Keywords: public interest, private interest, State, protection of rights and freedoms, function of the state.