Научная статья на тему 'Особенности гигиенического нормирования шума в метрополитене'

Особенности гигиенического нормирования шума в метрополитене Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
548
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ / ШУМ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПАССАЖИРЫ И ПЕРСОНАЛ МЕТРОПОЛИТЕНА / HARMFUL PHYSICAL FACTORS / NOISE / NORMATIVE DOCUMENTS / UNDERGROUND PASSENGERS AND PERSONNEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мельниченко П. И., Свижевский В. А., Матвеев А. А.

В пассажирских и производственных помещениях Московского метрополитена встречаются разнообразные физические вредные факторы. Наиболее распространенным из них является шум. В нормативных документах, регламентирующих шум в метрополитене, выявлены разночтения. На практике это затрудняет установление соответствия уровней звука существующим нормативам и как следствие определение эффективных мероприятий по снижению неблагоприятного влияния на пассажиров и персонал метрополитена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мельниченко П. И., Свижевский В. А., Матвеев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF HYGIENIC STANDARDIZATION OF NOISE IN THE UNDERGROUND

There are various harmful physical factors in the passenger and work premises of the Moscow underground. Noise is the most common harmful factor. The normative documents regulating noise in the underground were found to have discrepancies, which in practice makes it difficult to define whether the level of the sound is in compliance with the existing specifications and hence to determine effective actions made to mitigate its negative impact on the underground passengers and personnel.

Текст научной работы на тему «Особенности гигиенического нормирования шума в метрополитене»

[гиена и санитария 1/2012

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.872:656(24)

П. И. Мельниченко1, В. А. Свижевский2, А. А. Матвеев1

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ШУМА В МЕТРОПОЛИТЕНЕ

'ГОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова»; 2филиал ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве на метрополитене

В пассажирских и производственных помещениях Московского метрополитена встречаются разнообразные физические вредные факторы. Наиболее распространенным из них является шум. В нормативных документах, регламентирующих шум в метрополитене, выявлены разночтения. На практике это затрудняет установление соответствия уровней звука существующим нормативам и как следствие определение эффективных мероприятий по снижению неблагоприятного влияния на пассажиров и персонал метрополитена.

Ключевые слова: физические вредные факторы, шум, нормативные документы, пассажиры и персонал метрополитена

Р. I. Melnichenko1, VA. Svizhevsky2, A. A. Matveev1 - SPECIFIC FEATURES OF HYGIENIC STANDARDIZATION OF NOISE IN THE UNDERGROUND

'I. M. Sechenov First Moscow State Medical University

2Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow underground, Moscow

There are various harmful physical factors in the passenger and work premises of the Moscow underground. Noise is the most common harmful factor. The normative documents regulating noise in the underground were found to have discrepancies, which in practice makes it difficult to define whether the level of the sound is in compliance with the existing specifications and hence to determine effective actions made to mitigate its negative impact on the underground passengers and personnel.

Key words: harmful physical factors, noise, normative documents, underground passengers and personnel.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей и гостей Москвы складывается из множества составляющих. Ежедневно не менее 10 млн пассажиров Москвы и Подмосковья, гостей и туристов пользуются услугами Московского метрополитена. В среднем каждый из них проводит в пассажирских помещениях метрополитена, а это 188 станций (в том числе 6 станций монорельсовой линии) и 537 составов (4500 вагонов), не менее 40 мин в день.

В течение этого времени на человека оказывают воздействие множество специфических факторов окружающей среды. Ко многим из них, имеющим физическую природу (температура, шум, электромагнитное излучение, механические колебания) организм современного человека адаптирован. В то же время любой из названных факторов, с которым организм человека до определенного времени находится в физиологическом равновесии, может стать вредным и даже опасным [2].

Государственное унитарное предприятие (ГУП) Московский метрополитен включает в себя 30 специализированных служб и депо электроподвижного состава, в которых постоянно работают 39 000 человек. Кроме того, на его территории расположено более 300 других организаций и учреждений (предприятий торговли, общепита, связи и вспомогательного обслуживания), на которых занято более 10 000 человек. Таким образом, не менее 50 000 человек постоянно осуществляют свою профессиональную деятельность на территории Московского метрополитена. На них также воздействуют неблагоприятные факторы окружающей среды.

На объектах метрополитена, включая станции, подземные переходы, подвижные составы, присутствуют все группы факторов окружающей среды (физические;

Мельниченко П. И. - зав. каф. общей гигиены, д-р мед. наук, проф. (т (499) 248-53-85); Свижевский В. А. - зав. санитарно-эпидмиологическим отд. ([email protected]);Матвеев А. А. - проф. каф. общей гигиены, д-р мед. наук, проф. (т. (499) 248-53-44).

химические, биологические), оказывающих воздействие на здоровье людей [5]. Наиболее значимый из них шум.

Сегодня пассажиропоток в Московском метрополитене в часы “пик” превышает проектный показатель в 1,5, а на некоторых станциях в 2 раза, что сокращает интервалы движения подвижного состава. Значительный пассажиропоток, высокая частота движения в основном устаревших электросоставов приводят к тому, что в часы “пик” на платформах станций эквивалентные и максимальные уровни звука превышают допустимые значения почти в 100% случаев.

Часто высокий уровень шума отмечается и на рабочих местах персонала метрополитена (механические, столярные и слесарные мастерские, машинные залы эскалаторов, кабины машинистов).

В рамках осуществления санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля нами проведены исследования на объектах метрополитена (пассажирские и производственные помещения). Установлены характеристики физических факторов, оказывающих влияние на здоровье персонала и пассажиров.

Сравнительная оценка полученных результатов показала, что самым распространенным из них (с учетом превышения существующих нормативов, установленных санитарными правилами эксплуатации метрополитенов СП 2.5.1337-03) в пассажирских и производственных помещениях Московского метрополитена является шум (табл. 1).

Звук и звуковое давление на рабочих местах и в пассажирских помещениях превышали предельно допустимые (ПДУ) и допустимые (ДУ) уровни в 46-54% проведенных исследований. Параметры микроклимата, освещения и вибрация по степени превышения установленных значений занимают второе, третье и четвертое места соответственно. В настоящем исследовании сосредоточили внимание на шумовом факторе как наиболее значимом.

За основу оценки соответствия физических

8

Таблица 1

Динамика исследований физических факторов, не отвечающих СП 2.5.1337-03 на рабочих местах и в пассажирских помещениях

Физические факторы Не отвечают гигиеническим нормативам, %

2010 г. 2009 г. 2008 г.

Шум 51,1 46,2 54,4

Вибрация 4,1 3,5 3,6

ЭМП 0,82 0,15 0,22

Освещение 15,3 15,8 16,8

Микроклимат 23,4 17,6 18,8

факторов ДУ и ПДУ для пассажиров и персонала принимают действующие документы санитарноэпидемиологического нормирования, по которым определяют приоритетные направления по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния объектов метрополитена.

При аттестации рабочих мест, производственном контроле, реконструкции станций, ремонте, модернизации и замене оборудования и составов ГУП Московский метрополитен, учитывая предложения филиала ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве, разрабатывает программы и планы по снижению воздействия физических факторов на пассажиров и персонал. При взаимодействии этих организаций часто возникают противоречия, основанные на использовании трех основных государственных документов, определяющих нормирование уровня шума, воздействующего на персонал и пассажиров метрополитена, которые содержат различные требования к ДУ и ПДУ:

• СП 2.5.1337-03 Санитарные правила эксплуатации метрополитенов.

• СНиП 32-02-2003 Строительные нормы и правила РФ. Метрополитены.

• ГОСТР 50850-96 Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны метрополитена. Общие технические условия.

В указанных нормативных документах требования к ДУ и ПДУ шума имеют наибольшие различия.

Анализ результатов исследований шума за последние 3 года на станциях метрополитена, выполненных по СП 2.5.1337-03, показал, что в среднем в 86%, а в

часы “пик” в 98% из всех замеров отмечается превышение установленных норм. В то же время аналогичные исследования, проведенные только на платформах станций, выявили превышение ДУ по средним значениям в 97%, а в часы наибольшей нагрузки в 100%. Таким образом, основная шумовая нагрузка на пассажиров возникает при их нахождении на платформах станций. Эквивалентные уровни звука на платформах подземных станций метрополитена в часы “пик” составляют до 90 дБА, а в обычное время до 85 дБА, на открытых станциях - до 77 и 71 дБА соответственно. Максимальный уровень звука на платформах подземных станций метрополитена при наибольшей нагрузке до 104 дБА, в обычное время до 98 дБА, а на открытых станциях - 90 и 85 дБА (табл. 2).

Необходимо отметить, что при отсутствии на платформе или вблизи нее электросоставов эквивалентные уровень звука в пределах 40-55 дБА, а в часы с максимальным пассажиропотоком достигает 75 дБА.

Это свидетельствует о том, что вклад подвижных составов как наиболее значимого источника шума на станциях составляет до 50% от общего уровня звука (81—90 дБА). Таким образом, повышение уровня звука в часы “пик” происходит за счет увеличения интенсивности движения подвижного состава и пассажиропотока.

Изучение протоколов исследований шума в салонах вагонов с позиций требований СП 2.5.1337-03 позволяет заключить, что так называемая шумовая нагрузка зависит прежде всего от типа составов и расположения линии метрополитена (подземная, открытая, смешанная).

Влияние таких характеристик, как год выпуска, общее время эксплуатации, своевременность технических осмотров и капитальных ремонтов, на уровень издаваемого шума менее значительно. Вместе с тем практически в 100% исследований уровня звука в салонах поездов регистрируется превышение ДУ (табл. 3).

Следует отметить, что хотя СП 2.5.1337-03 и СНиП 32-02-2003 утверждены практически в одно время, требования к нормативам эквивалентных и максимальных уровней звука в пассажирских помещениях станций значительно отличаются. Так, согласно СП 2.5.1337-03 в этих помещениях допустимый эквивалентный уровень звука составляет 60 дБА, а допустимый максимальный - 75 дБА [4]. В то же время в соответствии со СНиП 32-02-2003 указанные уровни звука составляют

Таблица 2

Превышение допустимого уровня звука на станциях

Вид станции Место измерения Уровень звука, дБА

L„ превышение L^ превышение

1. Подземные Платформы 72-85 12-25 89-98 14-23

Платформы в час "пик" 81-90 21-30 92-104 17-29

Эскалаторы 57-70 0-10 67-77 0-2

Эскалаторы в час "пик" 64-77 4-17 72-86 0-11

Переходы 56-69 0-9 67-78 0-3

Переходы в час «пик» 63-74 3-14 72-85 0-10

2. Открытые Платформы 58-71 0-11 69-85 0-10

Платформы в час "пик" 65-77 5-17 73-90 0-15

3. Монорельс Платформы 56-70 0-10 63-73 0

Платформы в час "пик" 70-76 10-16 69-80 0-5

9

[гиена и санитария 1/2012

Таблица 3

Средний эквивалентный уровень звука в салонах вагонов

Тип электросоставов Расположение линии Цк* дБА Превышение L , дБА

ЕЖ-3 Подземное 87,1 ± 4,2 17,1 ± 2,4

Смешанное 83,8 ± 3,6 13,8 ± 4,2

Открытое 79,1 ± 2,7 9,1 ± 3,3

Номерные Подземное 83,9 ± 4,1 13,9 ± 4,0

(81.714; 81.717; 81.717-5М) Смешанное 80,8 ± 1,1 10,8 ± 2,2

Открытое 76,7 ± 2,3 6,7 ± 2,1

"Русич" Подземное 76,7 ± 2,3 6,7 ± 3,1

(с кондиционером) Смешанное 74,8 ± 2,2 4,8 ± 2,1

Открытое 71,4 ± 0,5 1,4 ± 0,8

"Русич" Подземное 74,5 ± 3,4 4,5 ± 1,1

(без кондиционера) Смешанное 73,6 ± 1,2 3,6 ± 0,9

Открытое 70,8 ± 0,2 0,8 ± 0,2

"Яуза" Подземное 77,8 ± 3,1 7,8 ± 1,1

85 и 100 дБА соответственно [3], а по ГОСТ Р 50850-96 установлено общее ограничение в 90 дБА [1].

Эти различия приводят к тому, что если оценку уровня звука на станциях метрополитена оценивать по СНиП 32-02-2003, то несоответствие требованиям выявляется в 2,5% случаев, по ГОСТ Р 50850-96 - в 9%, а по СП 2.5.1337-03 - в 93% всех проведенных исследований.

Различие нормируемых уровней звука в указанных документах способствует тому, что уже на этапе проектирования станций метрополитена и новых подвижных составов закладываются параметры уровня звука, значительно превышающие допустимые значения, указанные в СП 2.5.1337-03. В итоге даже на новых станци-

ях и в новых составах уровень шума будет превышать нормируемые величины, принятые в стране. выводы

1. Наиболее значимым из физических факторов, влияющих на здоровье пассажиров и персонала метрополитена, является шум, основные источники которого - подвижные составы и пассажиропоток. Превышение допустимых и предельно допустимых уровней звука зависят в основном от частоты движения составов и интенсивности пассажиропотока, типа составов, расположения линий метрополитена.

2. Нормирование шума в метрополитенах по регламентирующим документам имеет существенные различия в определении допустимых и предельно допустимых уровней. Эти различия приводят к завышенному уровню звука при проектировании и строительстве новых станций и производстве подвижных составов.

3. Необходима разработка новых редакций санитарных, строительных норм и правил, стандартов, относящихся к метрополитенам, с позиций унификации требований и соответствия санитарному законодательству Российской Федерации.

Литер атура

1. ГОСТ Р 50850-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Вагоны метрополитена. Общие технические условия. - М., 1996.

2. Кривуля С. Д., Капцов В. а., Суворов С. В. Железнодорожная экогигиена. - М., 2001.

3. СНиП 32-02-2003. Строительные нормы и правила РФ. Метрополитены. - М., 2004.

4. СП 2.5.1337-03. Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. - М., 2003.

5. Gershon R. R., Qureshi К. A., Barrera M. A. // J. Urban. Hlth. -2005. - Vol. 82, N 1. - P 10-20.

Поступила 27.05.11

© Н. А. БОГДАНОВ, 2012 УдК 614.771-07:519.24

Н. А. Богданов

анализ информативности интегральных показателей химического загрязнения почв при оценке состояния территорий

Институт географии РАН, Москва

Анализом информативности интегральных показателей химического загрязнения почв при диагностике состояния земель разного функционального назначения установлено: наибольшая достоверность сведений о структуре и степени загрязнения территорий обеспечивается показателем, опирающимся на гигиенические нормативы (индекс загрязнения почв - ИЗП). Показатель Zc, ориентированный на фоновое содержание микроэлементов, во многом субъективен и неприемлем в сложных почвенно-геохимических условиях, где невозможен выбор регионального фона (железная дорога, Карельский перешеек). ИЗП учитывает в оценках не только микроэлементы, но и другие гигиенически нормируемые вещества (As, Hg, подвижные формы металлов, углеводороды и др.). Количество гигиенически опасных литохимических аномалий, выявляемых с его помощью, в несколько раз больше, чем фиксируемых Zc (поселки, дельта Волги).

Ключевые слова: почвы, химическое загрязнение, интегральные показатели, оценка состояния территорий

N. A. Bogdanov - ANALYSIS OF THE INFORMATIVE VALUE OF INTEGRAL INDICATORS OF CHEMICAL SOIL CONTAMINATION IN THE EVALUATION OF THE STATUS OF AREAS

Institute of Geography, Academy of Sciences, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богданов H. А. - д-р геогр. наук, вед. науч. сотр. лаб. геоморфологии ([email protected]).

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.