ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
А. В. Таскаева
Ключевые слова: герой, героизация, врач, медицинские работники, масс-медийный дискурс, креолизованный текст, пандемия, коронавирус.
Keywords: hero, heroization, doctor, health care workers, mass media discourse, creolized text, pandemic, coronavirus.
DOI 10.14258/filichel(2021)2-02
Введение
В статье рассматриваются особенности героизации медицинских работников в масс-медийном дискурсе во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Неоднозначное, скорее отрицательное, отношение к медицинским работникам в докризисный период, дегероизация профессии и постепенное осознание их общественной значимости в настоящее время, реализующееся в героизации, обусловили актуальность рассматриваемой темы. Эти процессы трансформации социального статуса врача находят отражение в языке.
Цель исследования — изучить лингвистические особенности героизации медиков в период пандемии коронавируса в России. Материал исследования — русскоязычные тексты масс-медийного и публицистического дискурсов, креолизованные тексты, фото- и видеоматериалы, а также комментарии пользователей о работе врачей, младшего и старшего медицинского персонала, датированные периодом «весна-лето 2020 года». Всего было проанализировано более 100 статей, объединенных рассматриваемой тематикой и отобранных методом сплошной выборки по запросам: «герои нашего времени», «герои-врачи», «коронавирус», «пандемия», «медицинские работники». Общий объем исследуемых текстов — около 150 тысяч знаков. Кроме того, в качестве единиц для анализа выступали иллюстрации, фотографии, видеоролики.
Задачи исследования:
1. Выявить языковые средства репрезентации героического обра-
за врача;
2. Обнаружить универсальные и уникальные тенденции героиза-
ции на примере героизации медицинских работников в совре-
менном масс-медийном дискурсе. В исследовании использовались методы контекстуального, лингвокультурологического, сопоставительного анализа.
Проблема героизации носит междисциплинарный характер. Множество исследований посвящено философскому осмыслению проблемы героизации, психологической составляющей героического поведения, изучению героических образов в историческом, культурологическом, литературоведческом, социологическом аспектах. Однако в лингвокульту-рологическом аспекте вопросы героизации изучены недостаточно. Обращают на себя внимание исследования С.А. Питиной об образе героя в англоязычной картине мира как стереотипа мифологического сознания [Питина, 2007], Д.А. Голубева о языковой реализации лингвокуль-турного концепта «героизм» в русской и английской языковых картинах мира [Голубев, 2008], а также работы, выполненные в рамках изучения лингвокультурных типажей: О.Ю. Юшко, Е.О. Омеличкиной, О.В. Том-берг, Ю.А. Щеголевой [Юшко, 2012; Омеличкина, 2013; Томберг, 2013; Ще-голева, 2006]. Настоящее исследование выполнено в рамках рассмотрения и систематизации современной героической парадигмы и является частью более обширного исследования лингвистических особенностей героизации в профессиональной сфере.
Традиционно общественные представления о героическом поведении связаны с защитой и сохранением базовых общечеловеческих ценностей, высшей из которых является человеческая жизнь. Многочисленные исследования (Z.E. Franco, K. Blau, P.G. Zimbardo, S.T. Allison, G.R. Goethals [Franco, 2011; Allison, 2013], Д.А. Голубев [Голубев, 2008], Г.А. Кривощекова, Р.А. Лукъянова, С.Ю. Смирнов и И.М. Суравнева [Кривощекова, 2003; Лукьянова, 2012; Смирнов, 2011; Суравнева, 2006]) показывают, что именно готовность к самопожертвованию и стремление спасать жизни других людей — это свойства героических личностей. Так, люди, выбравшие профессию из числа героических, а именно врачи, спасатели, пожарные, наиболее точно вписываются в образ героя.
О людях героических профессий пишет в своих исследованиях известный американский психолог Ф. Зимбарго, относя их к одному из 12 типов героических личностей "duty-bound physical risk heroes", то есть «герои, рискующие жизнью по долгу службы» [Franco, Blau, Zimbardo, 2011, p. 102]. Мотивы героического поведения в таком случае находятся в рамках выполнения служебных обязанностей. В отечественной научной литературе закрепился не только термин «героические профессии», но и «помогающие профессии». «Важная черта помогающих профессий
как единого кластера — это прежде всего схожие этические основы гуманизма и высшей ценности человеческой жизни» [Титова, 2018, с. 154].
Героизация врачей в названиях статей и проектов
В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции врачи приобрели статус героев. О героизации медиков свидетельствуют заголовки публикаций, расположенных в сети Интернет. Символичность, образность, метафоризация — общие тенденции в заглавии статей. Приведем примеры:
Современные герои — врачи (Комсомольская правда);
Врачи — герои борьбы с пандемией (Радио Свобода);
Герои — врачи (Вокруг света, официальный сайт);
Врачи — герои (Тульские новости, официальный сайт);
Жизнь после изоляции. Время героев (интернет-портал «Чемпионат»);
Пять врачей стали Героями труда за борьбу с коронавирусом (НТВ);
Стань автором памятника врачам — героям (Официальный сайт всенародного конкурса на лучший проект памятника врачам-героям врачи-герои.рф);
Врачи — герои в белых халатах (Осинники, Кемеровская область, официальный сайт);
Герои без масок. На этой странице только пятеро героев — ангелов в белых халатах. И десятки тысяч на войне с эпидемией и в наших сердцах (Российская газета).
В заглавиях к статьям широко используется принцип прецедентно-сти (обращение к прецедентному тексту М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»); что подчеркивает национально-культурную специфичность героизации врачей, а также отсылает к проблеме принадлежности героя своей эпохе, поколению, времени:
Герои нашего времени: врачи делают все для победы над COVID-19 (Первый канал);
Герои нашего времени. Врачи сегодня работают в авральном режиме (РГВК «Дагестан»);
Герои нашего времени. Врачи Подмосковья борются с коронавирусом, рискуя собой (Чехов сегодня, официальная страница);
На передовой борьбы с COVID-19: врачи — герои нашего времени (Телеканал «Мир24»).
Герои нашего времени: врачи рассказали о своей работе в условиях пандемии (Общественное телевидение России);
Врачи — герои нашего времени! (Футбольный клуб «Спартак», официальный сайт; Телеканал «Мир»; Префектура Зелао города Москвы,
официальный сайт; Министерство здравоохранения Чувашской Республики, официальный сайт).
В заглавиях обнаруживается тенденция к локальной героизации: происходит конкретизация и выделение «своих» героев за счет использования притяжательного местоимения «наши» или указания конкретного города:
Наши врачи — наши герои! (Московский клинический научный центр, официальный сайт);
Врачи-герои на видеоэкранах Екатеринбурга. Спецпроект E1.RU «Спасибо, доктор!» (Портал E1.RU).
Кроме того, находим на различных информационных ресурсах сведения о проектах, акциях и конкурсах, посвященных врачам. Приведем несколько примеров:
Проект «Высшая лига». Истории о врачах, медсестрах и медбрать-ях, волонтерах в монологах самих героев или записанные со слов их близких.
Проект «Спасибо, доктор!». Рассказы о медиках, которые ежедневно борются с COVID-19, транслируемые на видеоэкранах Екатеринбурга и в интернете.
Конкурс «Стань автором памятника врачам-героям». Всенародный конкурс Игоря Рыбакова и Алексея Сергиенко на лучший проект памятника врачам-героям.
Всероссийская онлайн-акция в поддержку медиков и волонтеров «Пожалуйста, дышите». Истории о врачах, медицинских работниках, сотрудниках больниц и госпиталей, волонтерах по всей России, собранные в единый тематический портал.
Благотворительный марафон Doctor Jazz Party, прошедший в Международный день джаза в поддержку медиков.
Конкурс рисунка «Герои нашего времени» для детей Ставрополя, участники которого должны изобразить врачей, борющихся с корона-вирусом, и многие другие.
В социальных сетях широко используются хештеги #мывместе, #спасибоврачам, #большечемврачи, #годимсяврачами, #подвигврачей, #врачигерои и другие. Обнаруживаем сведения о перфомансах. Так, например, на крыше арены стадиона «Лужники» зажглась надпись Врачи — наши герои! Спасибо!, а фанаты «Спартака» на пустом стадионе в спартаковской Академии выложили надпись Герои нашего времени. Спасибо! Таким образом, современная повестка массмедийного дискурса изобилует информацией о героическом подвиге врачей.
Специфика «героической» метафоризации
в масс-медийном дискурсе
При анализе текстов масс-медийного дискурса было выявлено, что борьба с коронавирусом метафорически представляется войной. Медицинский персонал — солдаты, сражающиеся с оружием в руках против страшного противника — вируса. Стены медицинского учреждения, так называемая красная зона — это поле боя.
Так, в исследуемых текстах находим, что пандемия — это война, передовая, фронт сражения: идет настоящая война; напоминает все больше фронтовую; в военных условиях абсолютно; проводить людей на войну, встретить людей с войны; сражаются за каждого из нас; они сражаются за человеческие жизни; врачи вышли на фронт сражения; оказались на переднем крае борьбы с пандемией; они бесстрашно стоят на обороне; на войне с эпидемией; в самом эпицентре опасности.
Врачи, весь медицинский персонал, работники службы скорой помощи, волонтеры представляются солдатами, которые вышли на фронт и сражаются с врагом: врачи в полной экипировке по ту сторону стены, врачи и, правда, как солдаты, оставляют дом и добровольно уходят на фронт борьбы с коронавирусом; на передовой — медики; те, кто работает «на передовой»; врачи — маленькие солдатики на передовой, где идет война с коронавирусом; мобильный «спецназ».
Вирус — невидимый враг, но от того не менее коварный: это наш неопознанный враг, которого мы сейчас узнаем, и пытаемся выстроить ему барьер; коварный, невидимый враг; безжалостный и смертельный, угрожающий всем странам, нациям, людям всех вероисповеданий — COVID-19; типичный ласковый убийца.
В исследуемых текстах объективируется героический образ врачей, которые приравниваются к ангелами-хранителям: ангелы-хранители; те, кто не остановятся, несмотря на смертельную опасность и потери, которые несут каждый день; те, кто, не жалея себя, забыв про усталость, пытаются помочь; они крутые у нас; герои в белых халатах; герои без масок; ангелы в белых халатах.
Врачи также сравниваются с супергероями, обладающими необыкновенной силой: У медиков особый статус, суперсила — они ничего не боятся. Хуже всего, что вместе с костюмом супергероя и «большой силой» медики получили тройную дозу «большой ответственности». Ты ежеминутно должен спасать если не планету, то хотя бы смертельно больного в «красной» зоне '.
http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html
Героизация медицинских работников в комментариях
пользователей интернет-сервисов
Далее рассмотрим ролик о работе врачей в период пандемии, размещенный Департаментом здравоохранения Москвы на платформе YouTube со следующим текстом: Кто-то может пересидеть, кто-то уехать подальше ипи начать работать удаленно. Кто-то, но только не мы. Прямо сейчас медицинские работники находятся в самом эпицентре опасности ради вашей жизни и здоровья. Днем и ночью они работают, несмотря на усталость и стресс. Спасают людей, забыв про страх, напряжение и желание побыть с семьей. Они скажут, что это работа. Но на самом деле — это подвиг. Спасибо врачам за их героический труд!2 Мы проанализировали комментарии пользователей к данному видеосюжету. Выявлено, что абсолютное большинство людей воспринимают работу врачей в период пандемии новой коронавирусной инфекции как подвиг, восхищаются готовностью врачей к самопожертвованию и испытывают чувство благодарности за их труд:
Медики сейчас самые звездные люди в стране, чего уж.
Драгоценные наши, вы — наши герои! Спасибо за ваш труд! И ради Бога, берегите себя!
Храни Вас Бог, каждого, кто, рискуя своей жизнью, спасает других!!! Спасибо 1000 раз!
Спасибо всем врачам, они настоящие герои, кто борется с врагом до последнего. Лучшие из лучших!
Врачи работают на свой страх и риск, не жалуясь даже.
Все, кто сейчас борется с этой заразой, герои. Спасибо всем!
Огромная благодарность! Вы герои! Я бы так не смог.
Надеюсь их подвиг экранизируют.
Врачи — сила.
Кроме того, в комментариях к видеосюжету поднимается вопрос о необходимости достойного денежного вознаграждения за героический труд врачей:
Спасибо в карман не положишь.
Самые образованные люди, с самой необходимой профессией всю жизнь вынуждены работать за гроши. А теперь оказывается, что врачам нужно платить и не просто, а в 4 раза больше (для региона). Пройдет несколько месяцев и опять продолжат платить гроши, а врачи и весь медперсонал продолжат спасать жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc
Ну мы все поняли, что они герои, а что им с этого? Им деньги тоже нужны вообще-то!
Зарплата чиновника медикам, а зарплата медика чиновникам.
Врачам зарплаты депутатов, они герои, а не бездельники в думе.
В противовес к подобным комментариям высказывается мнение об отсутствии героической составляющей в работе врачей, которую они выполняют в рамках своих непосредственных служебных обязанностей:
Почему врачей называют героями? Разве это не их прямая обязанность?
Как вы надоели все «ой молодцы, ой молодцы, герои врачи, да это их работа, а не ходить с важными рожами из кабинета в кабинет и чай пить, ничего страшного, пусть потрудятся немножко.
Так, отмечаем, что наблюдаются попытки свести героическую составляющую работы врачей к минимуму, объясняя это долгом службы и наличием оплаты за выполняемую работу. Однако нельзя отрицать тот факт, что степень угрозы и риска для жизни у медиков, работающих в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, увеличилась многократно. Как отмечает Т.С. Вершинина, исследующая психологическую природу феномена героизма, «в работе «Мы и смерть» З. Фрейд пишет, что бессознательное в нас не верит в собственную смерть. Оно вынуждено вести себя так, будто мы бессмертны. Быть может, именно в этом кроется тайна героизма. Далее он предполагает, что человек более дорожит другими всеобщими или абстрактными ценностями, нежели его собственная жизнь. Даже беглый взгляд на историю человечества, насыщенную войнами, революциями и пр., дает основание согласиться с автором» [Вершинина, 2012, с. 15].
В настоящее время врач является самым ярким воплощением образа героя. Как отмечает В.Д. Плахов, «стать героем, получить данное обозначение, обрести этот социальный статус в действительности можно только при условии общественного признания» [Плахов, 2007, с. 11]. Именно об этом общественном признании можно говорить в кризисный период. Однако героизация, как правило, имеет временный характер. Процессы героизации сопровождаются как развенчиванием, дегероизацией, так и забвением героев. Этот вопрос поднимается и некоторыми пользователями в сети:
Когда «оптимизировали» медицину во всей стране, что-то о врачах не особо задумывались. Зато сейчас спохватились благодарить. Позор какой. Врачей и учителей нужно на руках носить всегда, а не когда прижмет.
Надо врачей всегда уважать, а не только когда пригорит.
Вспомнили про врачей наконец-то. Медицину довели до сплошной коммерции, а если ее нет, то ты умрешь в вонючем кабинете на вонючей койке. Иногда даже с голоду.
Странно почему, они только сейчас героями стали.
Ну надеюсь это отношение к врачам не только на период эпидемии.
Таким образом, героизация медицинских работников происходит не только на государственном уровне посредством соответствующей новостной повестки, но и на общественном уровне.
Особенности героизации врачей в креолизованных текстах
В креолизованных текстах наглядно, хотя нередко в упрощенной форме реализуется процесс героизации.
Рис. 1
Обращает на себя внимание иллюстрация, расположенная на официальном сайте Кемеровской области, на которой изображены идущие по коридору врачи, и им кланяются все современные и так почитаемые среди подростков и молодежи супергерои комиксов (рис. 1): Человек-паук, Росомаха, Железный человек, Капитан Америка, Тор, Халк, Дэдпул и другие. Вербальный и невербальный компоненты данного креолизованного текста находятся в отношениях взаимодополнения, так как изображение понятно и без слов, и образуют новый сложный смысл: супергерои бессильны, только врачи могут спасти мир. Иллюстрация демонстрирует переоценку ценностей в период пандемии.
В ряде изображений присутствует только изобразительный код, который построен на метафорическом переносе. Как отмечает М.В. Тер-
ских, «обращение к типизированным метафорическим переносам и эталонным носителям того или иного признака позволяет создавать сообщения, базирующиеся исключительно или преимущественно на изобразительном коде» [Терских, 2017, с. 79]. В приведенных ниже примерах работает визуальная метафора: врач — это супергерой. Дополнительные комментарии излишни, сообщение построено на ярком и понятном сопоставлении (рис. 2-4).
Рис. 4
В следующем примере изображение также легко декодируется, так как действует понятная визуальная метафора: врач — это ангел-хранитель. Вербальные конкретизаторы здесь также излишни. Образ врача с его непременными атрибутами в период пандемии — медицинской маской и перчатками — дополнен еще одним элементом — крыльями ангела (см. рис. 5).
Рис. 5
На сайте журнала «Вокруг Света» 7 мая 2020 года выложено фото дня, на котором показана «новая работа уличного художника Бэнкси, которая посвящена сотрудникам Национальной службы здравоохранения Великобритании. Главным героем является мальчик, играющий с фигуркой врача, на которой надет плащ супергероя. Рядом, в мусорном ведре, лежат персонажи известных комиксов — Бэтмен и Человек-паук» (рис. 6)3. Такой креативный зрительный образ не нуждается в вербальной конкретизации. Автор использует понятный узнаваемый сюжет детской игры.
Рис. 6
http://www.vokrugsveta.ru/photo_of_the_day/333653/
Приведенные примеры ярко иллюстрируют, что в современный кризисный период приходит понимание того, что герои — это реальные люди, живущие среди нас, а не вымышленные персонажи комиксов, созданные огромными корпорациями DC Comics и Marvel. Можно констатировать, что уходят псевдогерои, общество начинает ценить героев реальной жизни.
Рис. 7
В следующем примере, представляющим собой календарь ко Дню медицинского работника, проводится аналогия с легендарными героями древнегреческих мифов. В данном случае врачи и медсестры борются с пандемией коронавируса в образах Геракла, Одиссея, Персея и других героев, а вирус предстает в образах минотавра, гидры, и других монстров из легенд. Для декодирования данного изображения достаточно знаний о мифологических сюжетах и персонажах мифов Древней Греции.
В комментариях пользователей сети Интернет также обнаруживаем параллель с вымышленными персонажами героических фильмов и комиксов:
Врачи всегда и во все времена — реальные герои реальной жизни!!
Просто в этой ситуации люди поняли, что не звезды — это наши герои! Не персонажи из фильмов, а реальные люди!!!
С самого детства моими героями были не супермены и бэтмены, а врачи и пожарные...! СПАСИБО ВАМ!!!
Присутствие социальной рекламы рассматриваемой тематики, в том числе в виде баннеров, в большинстве городов России свидетельствует о том, что
героизация врачей является частью современной государственной идеологии. Напомним, что основной задачей социальной рекламы является «формирование системы ценностей в массовом сознании, корректировка ценностных приоритетов и ориентиров, трансляция социально одобряемых поведенческих моделей» [Терских, 2017, с. 76] (см. примеры на рисунках 8-11).
Рис. 10 Рис. 11
В данных креолизованных текстах вербальная и невербальная части находятся в отношениях взаимозависимости, так как без комментария смысл изображения не до конца очевиден и может быть интерпретирован по-разному. Невербальная часть представлена фотографией не выдающего врача, имя которого известно по всей стране, а рядового медика, работающего в больнице «у дома». При отсутствии вербального компонента фотография никому неизвестного человека могла бы вызвать недоумение со стороны прохожих. Вербальный компонент объясняет и дополняет невербальный и состоит из нескольких частей: 1) фамилия и имя врача, его специализация и место работы; 2) узнаваемая надпись, которая в том числе может использоваться как хештег: Герои среди нас; Спасибо! Врачам и медсестрам, спасающим нас! Вы — герои!; Спасибо, доктор!;
«Герои нашего времени. Спасибо Вам, врачи! Важно отметить, что в данной социальной рекламе используется не собирательный образ врача, а изображение реального человека, работающего в конкретном городе, области, республике, где установлен рекламный щит. Так, по нашему мнению, намечается отказ от типизации образа героя и тенденция к героизации обычных людей, повседневных героев или «героев среди нас», а также к локальной героизации.
Выводы
Итак, оценка определенного поведения как героического всегда зависит от условий, времени и места. Так, статус героев приобрели врачи в период борьбы с распространением коронарируса. Героический образ врача, находящегося на передовой борьбы с новой угрозой, в полной степени выражается в различных дискурсивных и недискурсивных конструктах: масс-медийном дискурсе, креолизованных текстах, фото- и видеоматериалах, комментариях пользователей интернет-сервисов и др. О героизации медиков свидетельствуют заголовки публикаций, названия проектов, конкурсов, акций. Процесс героизации реализуется также в креолизованных текстах социальной рекламы. Основным лингвистическим средством героизации является метафоризация: врач представляется солдатом на войне, супергероем, ангелом-хранителем. Намечается тенденция к локальной героизации и конкретизации героического на примерах реальных людей. Героизация медиков в период пандемии 2020 года, выраженная в различных вербальных и визуальных конструктах, наглядно демонстрирует, что язык оперативно реагирует на все явления, происходящие в жизни общества, особенно затрагивающие многих. Канонизированные стереотипные герои перестают выполнять свою функцию. Текущее положение дел, обстановка, среда формируют запрос на определенный героический тип. В условиях пандемии на такой запрос может ответить только образ врача-героя, от которого зависит выживаемость нации в кризисный период.
Библиографический список
Вершинина Т.С., Баранская Л.Т. Психологический феномен героического поведения: психоаналитический подход // Вестник ЮУрГУ Серия: Психология. 2012. №19 (278).
Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2007. № 21.
Голубев Д.А. Лингвокультурный концепт «героизм» в русской и английской языковых картинах мира : дис. ... канд. филос. наук. Ярославль, 2008.
Дубинец З.А. Концепт «болезнь» в русской языковой картине мира // Филология и человек, 2018. № 3. С. 39-49. URL: http://journal.asu.ru/ pm/article/view/4665.
Кривощекова Г.А. Герои и героизм в культурно-историческом бытие народов Европы и России : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2003.
Лукьянова Р.А. Философия истинности героизма : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2012.
Омеличкина Е.О. Реализация лингвокультурного типажа «heros combattant» в художественном дискурсе (на материале французского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2013.
Питина С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск, 2002.
Плахов В.Д. Герои и героизм. Опыт современного осмысления вековой проблемы. СПб., 2008.
Смирнов С.Ю. Трансформации образа героя в сознании российского общества: социально-философский анализ : дис____канд. филос. наук. М., 2011.
Суравнева И.М. Героизм как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2006.
Терских М.В. Взаимодействие вербального и визуального компонентов в метафоризированных текстах социальной рекламы // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2017. №3 (16).
Титова В.О. Роль этических ценностей в мотивации труда специалистов помогающих профессий // Вестник Томского ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45.
Томберг О.В. Образ национального героя в английской лингвокуль-туре: динамический аспект // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 82. 2013. С. 169-172. № 24 (315).
Щеголева Ю.А. Стереотип положительного героя в традиционной культуре и современном массовом сознании // Русские и «русскость»: лингвокультурологические этюды / сост. В.В. Красных. М., 2006.
Юшко О.Ю. Диахроническая трансформация лингвокультурного типажа «hero» в англоязычной картине мира : автореф. дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2012.
Allison S. T., Goethals G. R. Heroic Leadership: An Influence Taxonomy of 100 Exceptional Individuals. New York, 2013.
Franco Z. E., Blau K., Zimbardo P. G. Heroism: A Conceptual Analysis and Differentiation Between Heroic Action and Altruism. Review of General Psychology. 2011. Vol. 15(2).
Источники
1tv.ru. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-04-05/383279-geroi_nashego_ vremeni_vrachi_delayut_vse_dlya_pobedy_nad_covid_19.
championat.com. URL: https://www.championat.com/football/article-4056053-vrachi-geroi-nashego-vremeni.html?utm_source=copypaste e1.ru. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69293680.html. inchehov. ru. URL: http://inchehov. ru/novosti/gubernator/geroi-nashego -vremeni-vrachi-podmoskovya-boryutsya-s-koronavirusom-riskuya-soboy.
medicin.cap.ru. URL: http://medicin.cap.ru/news/2020/05/26/ vrachi-geroi-nashego-vremeni.
mir24.tv. URL: https://mir24.tv/articles/16409444/na-peredovoi-borby-s-covid-19-vrachi-geroi-nashego-vremeni. mirtv.ru. URL: http://www.mirtv.ru/video/66192/. mknc.ru. URL: https://mknc.ru/album_view.php?album_ id=10584&dir=nashi-vrachi-nashi-geroi.
newstula.ru. URL: https://newstula.ru/fn_560300.html. ntv.ru. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2359082/. rgvktv.ru. URL: https://rgvktv.ru/obshchestvo/65728. ria.ru. URL: .https://ria.ru/20200526/1571976718.htm.! sinniki.org URL: http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html.
spartak.com. URL: https://spartak.com/news/2020-05-04-vrachi_geroi_
nashego_vremeni_performans_fanatov_spartaka/.
sport-express.ru. URL: https://www.sport-express.ru/others/news/ na-kryshe-luzhnikov-zazhglas-nadpis-vrachi-nashi-geroi-1668688/. svoboda.org. URL: https://www.svoboda.org/a/30603153.html. vokrugsveta.ru. URL: http://www.vokrugsveta.ru/photo_ of_the_day/333653/.
youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc. zelao.mos.ru. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/8853056.html. врачи-герои.рф. URL: https://www.xn—7sbfgkpd1cmf6e.xn--p1ai/.
References
Vershinina T.S., Baranskaja L.T. Psihologicheskij fenomen geroicheskogo povedenija: psihoanaliticheskij podhod [The psychological phenomenon of heroic behavior: a psychoanalytic approach]. In: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Lingvistika» [Bulletin of South Ural State University, Series «Linguistics»]. 2012. No. 19 (278).
Voroshilova M.B. Kreolizovannyj tekst: aspekty izuchenija [Creolized Text: Learning Aspects]. In: Politicheskaja lingvistika [Political Linguistics]. 2007. No. 21.
Golubev D.A. Lingvokul'turnyj koncept «geroizm» v russkoj i anglijskoj jazykovyh kartinah mira [Linguocultural concept "heroism" in the Russian and English language world views]. Cand. of Philol. Diss. Jaroslavl, 2008.
Dubinec Z.A. Koncept «bolezn'» v russkoj jazykovoj kartine mira [The concept of "disease" in the Russian language picture of the world]. In: Filologija i chelovek [Philology & Human]. 2018. No. 3. Pp. 39-49. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/4665.
Krivoshhekova G.A. Geroi i geroizm v kul'turno-istoricheskom bytie narodov Evropy i Rossii [Heroes and heroism in the cultural and historical life of the peoples of Europe and Russia]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Tyumen, 2003.
Luk'janova R.A. Filosofija istinnostigeroizma [The philosophy of the truth of heroism]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Ufa, 2012.
Plahov V.D. Geroi i geroizm. Opyt sovremennogo osmyslenija vekovoj problem [Heroes and heroism. Experience of modern understanding of the age-old problem]. St. Petersburg, 2008.
Smirnov S.Ju. Transformacii obraza geroja v soznanii rossijskogo obshhestva: social'no-filosofskij analiz [Transformations of the hero's image in the minds of Russian society: a socio-philosophical analysis]. Cand. of Philo. Diss. Moscow, 2011.
Suravneva I.M. Geroizm kak social'nyj fenomen [Heroism as a social phenomenon]. Abstract of Cand. of Philol. Diss. Tver, 2006.
Terskih M.V. Vzaimodejstvie verbal'nogo i vizual'nogo komponentov v metaforizirovannyh tekstah social'noj reklamy [The interaction of verbal and visual components in metaphorized texts of social advertising]. In: Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research]. 2017. No. 3 (16).
Titova V.O. Rol' jeticheskih cennostej v motivacii truda specialistov pomogajushhih professij [The role of ethical values in motivating the work of specialists in helping professions]. In: Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politicheskaya nauka [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science]. 2018. No. 45.
Allison S.T., Goethals G.R. Heroic Leadership: An Influence Taxonomy of 100 Exceptional Individuals. New York: Brunner-Routledge, 2013.
Franco Z.E., Blau K., Zimbardo P.G. Heroism: A Conceptual Analysis and Differentiation Between Heroic Action and Altruism. Review of General Psychology. 2011. Vol. 15(2).
List of sources
1tv.ru. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-04-05/383279-geroi_nashego_ vremeni_vrachi_delayut_vse_dlya_pobedy_nad_covid_19.
championat.com. URL: https://www.championat.com/football/article-4056053-vrachi-geroi-nashego-vremeni.html?utm_source=copypaste e1.ru. URL: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69293680.html. inchehov. ru. URL: http://inchehov. ru/novosti/gubernator/geroi-nashego -vremeni-vrachi-podmoskovya-boryutsya-s-koronavirusom-riskuya-soboy.
medicin.cap.ru. URL: http://medicin.cap.ru/news/2020/05/26/ vrachi-geroi-nashego-vremeni.
mir24.tv. URL: https://mir24.tv/articles/16409444/na-peredovoi-borby-s-covid-19-vrachi-geroi-nashego-vremeni.
mirtv.ru. URL: http://www.mirtv.ru/video/66192/. mknc.ru. URL: https://mknc.ru/album_view.php?album_ id=10584&dir=nashi-vrachi-nashi-geroi.
newstula.ru. URL: https://newstula.ru/fn_560300.html. ntv.ru. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2359082/. rgvktv.ru. URL: https://rgvktv.ru/obshchestvo/65728. ria.ru. URL: .https://ria.ru/20200526/1571976718.htm.! sinniki.org URL: http://www.osinniki.org/12624-vrachi-geroi-v-belyh-halatah.html.
spartak.com. URL: https://spartak.com/news/2020-05-04-vrachi_geroi_
nashego_vremeni_performans_fanatov_spartaka/.
sport-express.ru. URL: https://www.sport-express.ru/others/news/ na-kryshe-luzhnikov-zazhglas-nadpis-vrachi-nashi-geroi-1668688/. svoboda.org. URL: https://www.svoboda.org/a/30603153.html. vokrugsveta.ru. URL: http://www.vokrugsveta.ru/photo_of_the_ day/333653/.
youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QxkxyNFJsAc. zelao.mos.ru. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/8853056.html. врачи-герои.рф. URL: https://www.xn—7sbfgkpd1cmf6e.xn--p1ai/.